Общественный строй Древней Руси
Удобная навигация по статье:
Общественный строй древнерусского государства
Исторический период государства Древней Руси (9-11 века) характеризуется развитием хозяйства. Так, вместо подсечно-огневой системы земледелия с её обязательным условием «давать земле отдых», применяемой на старопахотных полях, вводится так называемое трёхполье – то есть, пользование землёй на регулярной основе.
При этом, были введены и новые садовые, огородные и полевые культуры. Всё это способствовало росту городов, развитию ремёсел и дальнейшему разделению труда. А рост материальных благ некоторых слоёв общества теперь требовал не просто обеспечения их безопасности внутри рода, но передачи родному сыну.
Согласно утверждениям историков, именно в этот период сложилось важное для русской истории фактическое представление об «отчине». Вместе с тем в границах этого великого государства начала зарождаться форма раннефеодального общества, которая существенно отличалась от зрелого феодализма.
Категории населения древнерусского государства
В качестве основного населения Древней Руси выступали свободные общинники или же обычные жители. К одиннадцатому веку социальную и экономическую основу общества составляла земледельческая община – вервь, которая отвечала за обеспечение общественного порядка на собственной земле, владела земельными территориями, уплачивала штраф-виру за людей в неё входивших.
За право пользования и владения территориями общинники обязаны были выплачивать князю дань. Сам же князь выступал в роли верховного собственника всей русской земли.
Княжеская дружина в древней Руси
Княжеская дружина воспринималась народом и самим правителем не в качестве подданных князя, а как его соратники и советники. Сам же князь довольно часто устраивал собрания с дружинниками, на которых помимо обсуждения военных дел, обсуждались государственные дела и различные социальные вопросы. Самые опытные дружинники составляли так называемую «думу» и позже стали называться боярами. Гриди и отроки – молодые воины, входившие в общий состав дружины.
В качестве основных источников дохода киевской дружины и князя, кроме собираемой ими дани, по-прежнему оставалась военная добыча. Однако, к концу 10 века начали появляться княжеские сёла, в которых разводили коней и продавали различный товар (например, добываемая на Руси пушнина продавалась вместе с экспортной частью на константинопольских рынках).
Наряду с разрастанием рода Рюриковичей, а также ростом количества дружинников, князьям и дружине стало не хватать собираемой дани. Именно с этим фактором исследователи связывают появление вышеупомянутых поселений, ведь они впоследствии давали княжеско-дружинной общине все необходимые продовольственные и бытовые блага.
В сёлах работали зависимые люди и поначалу там работала только челядь и холопы, число которых пополнялось за счёт обездоленных соплеменников и пленных. Хозяин поселения имел полную власть над жизнью рабов, а за убийство такого холопа он нёс лишь церковное наказание.
Таблица: структура княжеской дружины на Руси. Старшая и младшая дружина.
![]() |
Закупы в древнерусском государстве
Примерно в 12 веке в Древней Руси стали появляться новые зависимые люди – закупы. Как правило, в эту социальную группу входили разорившиеся общинники, которые шли в кабалу за предоставление им какой-либо ссуды. Отрабатывая, таким образом долг, закупы имели право и на земле хозяина, сохраняя при этом собственное хозяйство. Стоит отметить, что закон всячески препятствовал хозяину превращать закупа в обельного холопа (то есть, в раба). Таким образом, в общественном строе государства закупы были аналогом феодально-зависимым крестьянам.
Исследователи Киевской Руси отмечают, что особым уважением в обществе пользовались ремесленники, которые проживали в собственных кварталах. Особенно ценились кузнецы и люди, занимающиеся обработкой металлов. Не менее значимыми впоследствии стали и каменщики.
Формирование купечества
Следующей категорией граждан в общественном строе были купцы, которым предоставлялось множество различных княжеских льгот для ведения их дел на территории других стран. Довольно часто, это люди выступали в качестве представителей князя и государства. С усложнением задач и развитием Киевской Руси в государстве появилось множество управляющих и руководящих должностей (например, тиун, воевода, стольник и пр.).
Вече на Руси
Для решения важных вопросов государственного характера на Руси организовывались собрания или же вече, а позже снемы, созываемые великими князьями. Основными функциями подобных мероприятий являлись:
- разработка и принятие новых законов в государстве;
- решение военных вопросов и обсуждение заключения мирных договоров;
- распределение территорий;
- осуществление охраны торговых путей и границ и др.
Стоит отметить, что сначала на вече могли присутствовать все мужчины, проживавшие в Киевской Руси. Однако со временем в состав собрания входили только перечисленные выше знатные граждане.
Таблица: дума (совет при великом князе) и вече в древнерусском государстве
|
Схема: структура вооруженных сил древнерусского государства
|
Видео-лекция: история древнерусского государства
fox-calculator.ru
3. Общественный строй Древнерусского государства
В догосударственный период князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в таком обществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывал иноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Сами славяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами или общинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя.Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества — феодалы и феодально-зависимые крестьяне.
Складывающаяся в IХ—Х вв. общественная верхушка очень пестра и многообразна. С одной стороны, в ее среде мы находим перерождающихся в феодалов представителей старой родоплеменной знати. Нет никакого сомнения в том, что на определенном этапе общественного развития русских племен Восточной Европы в силу совершенно конкретных условий происходит процесс перерождения родоплеменной аристократии через накопление богатств, создание дружинной военной организации и патриархальное рабство в феодалов.
Родоплеменная знать превращается в феодалов, органы родового строя отрываются от своих корней в народе, в роде, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и закабаления соседей, и соответственно этому его органы народной воли превращаются в самостоятельные органы господства, направленные против народа.
Племенные вожди окружают себя дружиной из родовой знати и всяких «воев». Накапливая скот и ценности, захватывая земли и угодья, ополоняясь «челядью», совершая грабительские походы, захватывая военную добычу, накладывая дань, собирая полюдье и всякие «поборы», расширяя свое хозяйство, закабаляя своих соплеменников, сородичей и сообщинников, древнерусская родоплеменная знать отрывается от родовых устоев племенного быта и превращается в силу, стоящую над обществом, оружием и властью богатств подчиняющую себе ранее свободных общинников.
В политическую силу, подчиняющую себе древнерусское общество, превращается родовая аристократия тех племен, в землях которых создаются крупные экономические и военно-административные центры (Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др.). С ростом и расширением «империи Рюриковичей» в ее состав входят подчиненные оружием области различных древнерусских племен. При этом либо их племенная знать, всякого рода «великие» и «светлые» князья и бояре, «лучшие люди» и т. д., входят в состав дружины киевского князя и растворяются в ее среде (как это было, по-видимому, с радимичской знатью), либо пытаются оказать сопротивление. Такого рода столкновения киевского князя и его дружинников с племенной знатью, пытавшейся отстоять свои права и независимость своего племени, имели место в Х в. по отношению к древлянам, где действовал окруженный «лучшими мужами» племенной князь Мал, к вятичам в ХI в., где противниками Мономаха выступали племенной князь Ходота и его сын. В конце концов даже в самых отдаленных и глухих уголках Руси старая родовая знать исчезает, трансформируясь в феодалов. Но все это происходит лишь позднее, в ХI—ХII вв. В Х в. этот процесс протекает еще в очень яркой форме.
Итак, первый путь формирования феодальной верхушки — это трансформация в феодалов родоплеменной знати.
Второй путь — феодализация богатых семейных общин, как принадлежавших к родовой знати, но только менее сильных, богатых и знатных, менее могущественных и влиятельных, нежели племенные вожди и «всякое княжье» земли Русской, так и не входящих в состав родовой верхушки, а выделяющихся в результате разложения сельской общины.
Древняя сельская община выделяет в это время в процессе своего разложения господствующую прослойку. Последняя предстает перед нами в древнейших письменных источниках под наименованием «старой чади», «нарочитой чади», «старцев градских» и «лучших мужей». Такого же происхождения, по-видимому, и термин «огнищанин», во времена «Русской Правды» закрепившийся за княжеским управляющим домом и домашним хозяйством. «Огнище» означает и огонь — домашний очаг, и род, и родство, и, наконец, рабов, что указывает на чрезвычайную древность термина. «Старая», или «нарочитая чадь» — туземная знать типа позднейших «земских бояр», выросшая из семейных общин, некогда управлявшая и распоряжавшаяся «простой чадью» — членами общины, родственниками, а затем захватившая в свои руки сперва хорошие, но не занятые угодья и земли, действуя на началах трудовой заимки и пользуясь своими преимуществами (большим количеством рабочих рук, наличием дополнительных запасов и продуктов, а также скота и орудий труда, что дает возможность использовать в хозяйстве «челядь» — рабов), а потом и общинные земли, выгоны, угодья и т. п. «Старая», или «нарочитая, чадь» — хозяева «челяди». Они захватывают общинные владения, запасы, закабаляют своих сообщинников, дают им «купы», превращая их в закупов, договариваются с ними, заключая «ряд» и превращая ранее свободных общинников в рядовичей, пытаются закабалить и наемных работников «наймитов», обзаводятся «обельными» (полными) холопами. Здесь уже складываются отношения феодальные, и бывший общинник предстает перед нами в качестве закабаленного человека, положение которого мало чем отличается от положения раба. В конце концов и эта «земская» верхушка, часто на первых порах не входившая в состав «княжих мужей», сливается с княжеско-дружинной феодальной знатью.
Был несомненно и третий путь формирования верхушки, игравшей весьма незначительную роль, — оседание в городах «находников»-варягов и превращение варяжских викингов, купцов-разбойников, воинов-авантюристов, наемников-грабителей, в результате слияния с местной славянской знатью в господствующую прослойку. Так было с Рогнолодом (если признать в нем «Рогвальда» — скандинава), каким-то конунгом в Пскове, чьей дочерью была Ольга, Туры (если опять-таки верить летописному преданию, в котором легенда несомненно смешивается с действительным событием), наконец, с самими «Рюриковичами». В последнем случае формирование господствующей прослойки было не только, вернее, не столько результатом завоевания или захвата власти конунгами бродячих наемных дружин викингов, сколько оформление тех процессов, которые протекали в общественной жизни местного славянского населения, и стоял вопрос только о том, кто конкретно сумеет извлечь для себя пользу из тех социальных сдвигов, которые так резко меняли в IХ—Х вв. лицо древней Руси. Чаще всего этого добивалась богатая, могущественная и влиятельная родоплеменная знать.
Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре — феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.
С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.
Зависимое население. Покорение племен, подавление их сопротивления и взимание дани, равно как и войны, сопровождались захватом в «полон» и порабощением. Ольга, взяв Искоростень, главный город упорно сопротивлявшихся древлян, старейшин казнила, часть населения погибло, часть была взята в плен, оставшееся вынуждено было платить дань.
О захвате «Руссами» в плен славян говорит Ибн-Росте, сообщающлй, что «они производят набеги на славян; подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хозеран и к болгарам и продают там».
Дани, виры, продажи, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, разоряли экономически слабых общинников. Чтобы уплатить дань или для того чтобы как-то просуществовать после разорительного сбора дани, им приходилось задолжать, идти в кабалу к своим же богатым сообщинникам, к родоплеменной знати, разного рода «лучшим людям», «Старой» или «нарочитой чади», «старцам», ко «всякому княжью», к тому же князю или его боярам-дружинникам. Так росла долговая кабала — один из источников формирования феодально-зависимого люда.
Разложение общины ускоряло деление общества на классы. «Руссы» не только торговали рабами на невольничьих рынках Востока и Византии, в их хозяйстве применялся труд рабов.
Времена легкого рабства у славян и антов, о котором с удивлением писал в УI в. Маврикий, прошли безвозвратно.
Древнейшие письменные источники говорят о рабстве на Руси. При этом мы имеем в виду не ту торговлю рабами, за которую, по свидетельству Вениамина Тудельского, Русь получила прозвище Ханаана. Нет никакого сомнения в том, что труд рабов широко использовался в хозяйстве князя киевского, «всякого княжья», «великих» и «светлых» князей и бояр, дружинников, «лучших мужей» и прочей княжой и не княжой, «земской» родоплеменной знати.
В древнейших дошедших до нас источниках, договорах Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с Византией, заключающих в себе нормы еще более древнего, не сохранившегося «Закона Русского», закона, основанного на обычном праве и отразившего жизнь и быт, порядки и обычаи, установившиеся среди «руссов» — воинов-купцов, дружинников-торговцев, мы находим упоминания о продаваемом «полонянике», «челядиннаа цена» («челядинной цене»), об украденных или беглых челядинах и т. п. Ольга «предает» разбитых древлян «работе», т. е. обращает их в рабов. О челядине и холопе говорит древнейшая «Русская Правда» Ярослава, о холопе и робе (рабыне) — «Правда Ярославичей». О рабе ремесленнике-оружейнике говорит «Жятие Святого Олафа» О селах «огневитины», или «огневщины», т. е. челяди, говорит договор Владимира с камскими болгарами. Сотни человек челяди жили в селах князей в ХI—ХII вв. Раб — первая категория зависимого населения Руси.
«Челядь» — первая категория зависимого населения во времена «Закона Русского», договоров русских с греками, «Русской Правды» и начальной летописи. Эта сложная, в то же самое время аморфная социальная категория вырастает из патриархального рабства.
В глубокой древности термин «челядь», «челядо» означал семью, детей, лиц, подчиненных власти отца, патриарха. Позднее в состав семьи входили пленные, причем сами пленные могли быть рабами, слугами, а иногда, по прошествии определенного срока, «свободными» членами семьи и «друзьями», как говорит о подобного рода явлении Маврикий Стратег. Еще позже, в IХ—Х вв. и во времена «Русской Правды», «челядь» представляет собой разновидности феодальной дворни, вышедшей из патриархальной семьи. «Челядь» — прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате «полона», в процессе войн и «примучивания». В ряды «челяди» становится, по-видимому, и общинник. Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «роба». Эти последние выступают в более поздних источниках под названием «челядин полный».
Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина, — рядовичи, закупы, ремесленники и т. д., и управляющие этим хозяйством — конюхи, тиуны, старосты, кормильцы и т. п. В военное время эти вооруженные слуги составляли личную дружину какого-нибудь «светлого» и «великого» князя или «великого боярина».
Эти слуги, фактически отличаясь своим положением от раба, юридически являются теми же рабами. Самый факт, что все, в какой-то мере попавшие в зависимость от князя или боярина, становятся в положение раба, чрезвычайно характерен для того времени. даже наем свободной рабочей силы в те времена часто приводил к потере «наймитом» своей независимости. «Челядью», или «чадью», назывался всякий, попавший в результате «попона», ссуды или «ряда» в рабскую или полурабскую зависимость от господина, играющий даже роль первого слуги, а не только раб. Небольшое по своим размерам хозяйство, включающее в себя запашку, сады, огороды, выпасы и выгоны для скота, самый скот, «бортвые ухожаи», «бобровые гоны», «ловища» и «перенесища» и прочие промыслово-охотничьи и рыболовные угодья, держится на «челяди», точнее — на эксплуатации труда челядинов. Челядь обслуживает и собственное хозяйство князя, и хозяйства «великих» и «светлых» князьков и бояр (в большинстве случаев дружинников князя, составляющих его «переднюю», «отню», «старшую» дружину) и прочих «нарочитых», «лучших людей» и их двор в широком смысле слова — усадьбу, дом, семью, разных «воев», скоморохов, волхвов и прочих лиц, сливающихся с семьей князя и крупных бояр и наполняющих их «горницы» и «гридницы», их «хоромы» и «сени».
Таковы были первые формы господства и подчинения, первые группы зависимого населения. Но в Древней Руси развитие общественных отношений шло «от патриархального рабства к крепостничеству».
Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители (Б.Д. Греков). Другие (С.В. Юшков) — считают, что смерды — это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Они платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые (полусвободные) люди.
В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей.
Основными источниками холопства были:
• плен на войне;
• брак с невольным;
• рождение от холопов;
• продажа при свидетелях;
• злостное банкротство;
• побег или воровство, осуществленные закупом.
Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.
В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.
Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.
Города являлись центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.
Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.
Древнерусское государство было полиэтничным, как уже отмечалось, притом с самого начала. «Повесть временных лет», перечисляя племена, которые якобы приглашали варяжских князей, называет и явно неславянские племена — чудь и весь. По мере продвижения славян на северо-восток они неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однако этот процесс проходил в основном мирно и не сопровождался покорением коренного населения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало места, и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением христианства этому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех язычников — и славян, и финнов. Русский митрополит Илларион в своем «Слове о законе и благодати» (XI в.) говорит о равноправии всех христианских народов, отнюдь не подчеркивая приоритета русских. В законодательстве мы тоже не встретим никаких преимуществ для славян, для Руси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества в сфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из принципов традиционного русского гостеприимства.
studfile.net
3. Общественный строй Древней Руси. История государства и права России. Шпаргалки
3. Общественный строй Древней Руси
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.
Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был с обственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Вопрос 3. Политический строй и социальная структура Древнерусского государства.
Политический строй Руси формировался как монархический. Во главе государства стоял наследственный Великий князь Киевский. Ему подчинялись удельные князья. Дружина помогала князю выполнять его функции. Старшие дружинники или бояре составляли Боярскую думу. Младшие дружинники или воины исполняли различные обязанности. Вече теряло свою родоплеменную значимость.
На Руси существовало социальное неравенство. Князья, бояре, дружинники составляли класс землевладельцев (феодалов).
Наиболее многочисленная категория населения – люди (свободные общинники). Люди платили дань.
Смерды зависели от феодалов.
Существовало рабство или холопство. Рабство (холопство) на Руси имело своеобразный характер – это было “домашнее” или “патриархальное” рабство.
Самая бесправная категория населения – изгои.
Формировался слой церковных людей.
Вопрос 4. Древняя Русь в эпицентре столкновения религиозно-культурных и исторических традиций.
1.Быт древних русичей.
Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки.
Одежда русичей отличалась простотой и надежностью. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – земледелие и скотоводство. Основные элементы одежды и обуви – рубаха, юбка, штаны, плащ, свита, шуба, валенки, лапти.
Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительной чертой русичей были гостеприимство и непритязательность в отношении еды. Напитки подразделялись на безалкогольные, полуалкогольные и алкогольные. Пьянство на Руси осуждалось и не поощрялось.
Основным видом досуга были пиры-братчины и княжии пиры.
Семейный уклад стал принимать черты христианской морали.
2.Нравы древних русичей.
Характер (менталитет) древнего русича формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов. Под воздействием континентального климата формировалось трудолюбие и самоотверженность, ответственность в труде. Лес делал русича коллективистом, осмотрительным, предусмотрительным, недоверчивым, внимательным человеком. Река способствовала умиротворенности русича; степь превращала его в труженика-воина, защитника Отечества.
Ментальность и особенности характера древнего русича нашли воплощение и в древнерусском искусстве и дохристианских верованиях. Языческие представления русичей являют собой особый мир со-бытия человека и природы. Русичи отличались миролюбивым нравом и особым – эстетическим воззрением на мир. Например, древние русичи одними из первых начали воспевать природные красоты – Слово о красе (красоте) земли Русской, Слово о полку Игореве.
После принятия Христианства в 988 году формируется особый тип культуры, основанный на слиянии дохристианских и христианских традиций и верований.
3. Традиции
Похороны
У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.
Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.
Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.
studfile.net
1.5 Социальная структура и политическая система Древнерусского государства
Объединение восточнославянских, а также и соседних неславянских племен в рамках единого государственного образования в основном завершилось к концу Х в. Что же представляла собой Киевская Русь?
Верхушку социума составляла знать– привилегированная его часть. Главенствующее положение в ее среде занималикнязья. Старшим среди князей былвеликий киевский князь. С концаIX– началаXв. это положение монопольно принадлежало потомкам Рюрика. Летопись называет ещесветлых князейивсякое княжье, которые, вероятно, делили власть с киевским правителем на принципах вассалитета или договора. К первым, очевидно, принадлежали другие Рюриковичи, тогда как с «княжьем всяким» ассоциируются местные племенные князья, перешедшие «под руку» Киева и сохранившие тем самым свою власть, такие как древлянский князь Мал.
Следующую ступень социальной иерархии занимала княжеская дружина. Дружинники были не только воинами, но и сподвижниками князя, имевшими на него большое влияние. При этом княжеская дружина не была однородной. Она делилась настаршуюимладшую. Старшая дружина состояла избоярикняжих мужей. Это были опытные воины, советники князя, предводители собственных отрядов (воеводы). Кроме военной службы, старшие дружинники выполняли управленческие и административные функции в государстве – наместников (посадников), сборщиков дани (подъездных), послов и т.д. Они привлекались и к управлению княжеским хозяйством – доменом (тиуны,огнищане). Совет старших дружинников при князе называлсядумой. В младшую дружину входилигриди, мечники,отроки,детские. Это были рядовые воины, стражники, телохранители и оруженосцы, военные слуги.
Дружина была постоянным военным отрядом князя. Для дальних походов или военных кампаний нанимались профессиональные воины – варяги. Большинство наемников-варягов на Руси были выходцами из скандинавских стран и севера Европы, из-за чего сам термин «варяги» стал часто использоваться современниками как этноним, т.е. название народа. В походах принимало участие такжеополчение.
Основную часть населения составляли свободные общинники – люди. Они населяли деревни и города, занимались сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, промыслами. Восточнославянская община называласьвервьилимири была весьма устойчивым образованием. Внутри общины прочно закрепились отношения взаимной помощи и ответственности (круговая порука), общинная организация совместно владела землей и угодьями, опекала нетрудоспособных своих членов, выполняя таким образом важные социальные функции. В ее компетенцию входили земельные переделы, надзор за соблюдением правопорядка, разверстка податей и повинностей, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и родовой общины.
Низшую ступень социальной иерархии занимали различные категории зависимого населения. Среди них выделялись временно или условно зависимыеирабы. К первой группе относились свободные общинники, по разным причинам попавшие в кабалу – не отдавшие долг (закупы,вдачники), заключившие кабальный договор (рядовичи) и т.п.
Рабов же на Руси называли преимущественно холопами. Холопство было широко распространено в древнерусском обществе. Домашние рабы, прислуга называлисьчелядью, земли феодалов обрабатывалистрадныеилипашенные холопы, в походах князя и бояр сопровождалибоевые холопы. Источниками рабов в первую очередь были захваты военнопленных. Однако существовали и пути обращения в рабство соплеменников – в наказание за преступления, самопродажа, условия договора о найме.
Наиболее спорную категорию социальной структуры Древней Руси представляют собой смерды. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, каково было их положение. Штраф за убийство смерда был таким же, как за убийство холопа. Если смерд умирал без детей, то его имущество не доставалось его родственникам, а переходило князю. Само слово «смерд» было в Древней Руси бранным, презрительным. Вместе с тем, в отличие от холопа, смерд все же обладал какими-то правами. Скорее всего, смерды – это зависимое население княжеских владений, несшее повинности в пользу князя и платившие ему дань. Нельзя исключить и предположения, что смердами называли обложенных данью жителей недавно покоренных земель.
Политическую систему Киевской Руси конца IX – начала XII в. можно охарактеризовать как раннеклассовую монархию. Высшая государственная власть, как уже отмечалось, принадлежалавеликому киевскому князю. У себя он сосредотачивал все важнейшие рычаги управления: был верховным правителем, вершил суд, возглавлял военные кампании, перераспределял ресурсы государства, ведал казной. Очевидно, князь венчал собой и религиозную структуру. Однако его важнейшей функцией былавоенная. Именно роль военного вождя позволяла князю быть защитником подвластных земель от врагов, наводить внутренний порядок, распоряжаться доходами и управлять общественной жизнью. Отсюда проистекает и особая система взаимоотношений князя и его дружины, о которой говорилось выше.
Князь и его дружина представляли собой относительно новые, только формирующиеся институты управления раннеклассового государства. Между тем, в период его становления оставались традиционно сильны властные институты родового общества. Применительно к Древней Руси речь идет, прежде всего, о такой форме самоуправления как вече. Надо отметить, что вечевые традиции изначально существовали во всех русских землях, но с IX по XII в. права и влияние веча могли изменяться. Дольше всех эта форма самоуправления сохранялась в Северо-Западной Руси, что позволяет историкам говорить о Новгороде и Пскове как офеодальных республиках.
Вече обладало широкими полномочиями. Наиболее важной его прерогативой было решение вопроса о призвании или изгнании князя. Именно вече заключало с князем договор («ряд»), по которому тот получал не только права, но и принимал на себя конкретные обязательства.
Помимо веча сохранялись и другие элементы первобытной системы управления. Неоднократного упоминания в летописях удостаиваются старцы градские. Это представители племенной знати, основной функцией которых было управление повседневными делами общества, тогда как князья и бояре больше касались военно-политической сферы. Правда, к XI в. этот институт власти постепенно угасает.
На местном уровне существовали выборные должности. Таковой, например, являлась должностьтысяцкого– предводителя городского ополчения. А в Новгороде, к тому же, выборной была даже должность архиепископа – главы местной церкви.
Заметное влияние на относительную независимость местных органов самоуправления от князя оказывало ополчение, состоявшее из лично свободных общинников или горожан. Оно делилось на сотни и десятки, возглавляемые соответственносотскимиидесятниками. Такая структура, очевидно, отражала бывшую родоплеменную организацию. Именно ополчение составляло численную основу княжеской армии в походе, ядром которой оставалась дружина.
Таким образом, следует отметить, что в Древней Руси пережитки родоплеменной демократии и родовой организации были весьма сильны и сохранялись относительно долго наравне с формирующимся аппаратом раннеклассового государства.
Наличие государственного аппарата неизбежно предполагает существование способов его содержания, т.е. какой-либо податной(налоговой)системы. На ранних этапах развития Древней Руси прообразом такой системы былополюдье– особый вид сбора дани с подвластного населения путем объезда князем с дружиной территорий зависимых от Киева племен. Собранная дань попадала в государственную казну, а ее треть отходила непосредственно князю на содержание его двора. Впрочем, государственная и княжеская казна вряд ли были строго разграничены.
После гибели Игоря институт полюдья отмирает. Его супруга княгиня Ольга устанавливает места сбора дани – погостыи фиксированные ее размеры –уроки. Эта реформа укрепила единство государства, поскольку теперь в подвластных землях были постоянные центры представительства великокняжеской администрации. В начале XI в. князем Владимиром устанавливаетсядесятина– налог в пользу церкви.
Помимо дани казна пополнялась за счет взимания судебных пошлин и штрафов в пользу князя (виры,продажи). Население также несло и иные повинности, например, извоз или строительство городов и крепостей. Впрочем, эксплуатация подвластного населения вовсе не была безграничной. Например, известны случаи, когда великий князь, организуя поход на Византию, покупал корабли у торговцев из числа его подданных за деньги.
Из централизованной казны дань и другие доходы перераспределялись между дружинниками путем подарков, пожалований, дружинных пиров и т.д. Наделение землями князем своих приближенных – непременный признак развития феодализма – относится на Руси ко времени не ранее XI в., что значительно позже, чем в Западной Европе.
Древнерусское государство имело административное деление на волостииуделы. Между тем, современные исследователи скептически оценивают прочность единства Киевской Руси. Древнейший период русской истории (IX-XI вв.) был временем относительного господства центральной княжеской власти, опиравшейся на мощные дружины – именно относительного, а не полного. Киевские правители долго не могли прочно закрепить за собой основные центры восточнославянских племен, фактически каждый новый великий князь IX-XI вв. заново покорял их. Более четкие политические границы Древнерусское государство обретает в начале XI в. стараниями Владимира Святославича, который для укрепления южных и других рубежей привлекал ресурсы всех подчиненных ему восточнославянских земель и призывал воинов из северных славянских и, вероятно, неславянских племен.
Характер и особенности Древнерусского государства.В целом, развитие Древней Руси укладывается в рамки эволюции феодальной формации, характерной для большинства стран Западной и Центральной Европы. Однако в восточноевропейских землях проявляется и некоторая специфика.
Прежде всего, отмечается замедленноепо сравнению с Западной Европой развитие феодальных отношений на Руси. Объяснение этого факта нужно искать в области природно-географических факторов. Дело в том, что для феодала имело ценность не просто земельное владение, а населенная земля. Надо же было кому-то эту землю обрабатывать. В Западной Европе (особенно, в ее юго-западных и южных регионах) при относительно высокой плотности населения и резко выраженных естественных границах с этим не было проблем. Территория же Киевского государства была, во-первых, малонаселенной, во-вторых, открытой для миграций и перемещений ее обитателей. Таким образом, крестьяне всегда могли уйти из-под власти феодала, переселившись в другой край. Поэтому древнерусская дружинная знать не спешила «оседать на землю», а предпочитала сохранятькорпоративное господствонад зависимыми племенами. Прибавочный продукт, отчуждаемый ею в виде дани и иных платежей у подвластного населения, перераспределялся в дружинно-княжеской среде централизованно, самим великим князем. Так что крупнейшим «сеньором» Киевской Руси долгое время (вплоть до конца XI в.) оставалось правящее сословие в целом, а благополучие отдельных его представителей во многом зависело от личного расположения верховного правителя.
В Древней Руси установилась своеобразная система престолонаследия – «лествичная» (от слав. лестница). Суть ее заключается в том, что все «столы» древнерусских земель выстраиваются в определенном иерархическом порядке, вершиной которого был Киев. Ступени этой «лестницы» занимаются представителями рода Рюриковичей согласно их старшинству по рождению. Это означает, что киевский стол, как и столы других уделов, вплоть до конца XI в. передавался не от отца к сыну, а старшему в роду, чаще брату. В результате один и тот же князь мог оказаться правителем последовательно нескольких уделов. Такая система престолонаследия является весьма сложной, особенно, когда род разрастается и служит причиной путаницы и межкняжеских конфликтов. Своего апогея княжеские усобицы достигают в XI в., когда для их разрешения стали собирать съезды (снемы) князей.
Таким образом, даже в период своего расцвета Киевская Русь не была строго централизованным государством, а единство в ней поддерживалось политическими и родственными связями правителей ее частей, заинтересованных в процветании торговых магистралей Восточной Европы.
Собственно феодальные отношения стали развиваться в Древней Руси не ранее начала XI в., а, может, и позже, тогда, когда границы Киевской державы обозначились более четко и население ее увеличилось вследствие политической стабилизации, успешной обороны от врагов, экономического подъема. Однако и накануне монголо-татарского нашествия феодальные владения не покрывали сплошь территорию русских земель, а представляли собой «островки в море» свободных общинных земель. Да и вотчинное хозяйство русской знати отличалось от экономического уклада европейских феодов.
Дело в том, что, как уже упоминалось выше, на Руси был весьма распространен институт холопства, т.е. рабства. Из-за относительно слабой населенности восточной части Европейского континента сельскохозяйственные угодья землевладельцев обрабатывали преимущественно пашенные холопы, а не феодально зависимые крестьяне. Таким образом, рабовладельческий уклад еще долго сопутствовал на Руси развитию собственно феодализма.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и большое распространение в восточнославянской среде институтов управления, характерных для первобытного общества. В арабских, византийских и некоторых других источниках дружинно-княжеская раннеклассовая знать Киевской Руси иногда рассматривается как доминирующая сила над восточнославянскими племенами, платившими ей дань, но сохранявшими еще долго свою традиционную племенную общинную структуру.
Разумеется, в Киевской державе феодальный, рабовладельческий и первобытный уклады не имели равного значения. Первый развивался наиболее динамично и определял весь вектор развития древнерусских земель, тогда как второй существовал в застывших архаичных формах, а третий постепенно, но неуклонно сходил на нет. Тем не менее, сосуществование всех трех укладов одновременно позволяет некоторым ученым говорить об общественной системе Древней Руси как о многоукладнойпри доминировании раннефеодальных тенденций ее развития.
Так или иначе, подводя итоги обзору политического и общественно-экономического развития Древнерусского государства, можно констатировать, что Киевская Русь являлась восточной окраиной европейского мира и развивалась в одном направлении с европейскими странами, проявляя некоторую специфичность, обусловленную преимущественно природно-географическими и геополитическими факторами. Эволюционный путь ее развития был прерван монголо-татарским погромом русских земель и установившимся после этого почти на два с половиной столетия ордынским игом.
21
studfile.net
Общественный строй и социальная структура Киевской Руси.
В 1054г. Ярослав Мудрый умирая, разделил страну между 5 сыновьями и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде.
В 1054г.-1072г. – правление трех сыновей Ярослава Мудрого:
— старший Изяслав Ярославич – сел в Киев;
— Святослав Ярославич – в Чернигов;
— Всеволод Ярославич – в Переяславль;
Младшим братьям достались более отдаленные земли:
— Вячеслав – Смоленск;
— Игорь — Владимир- Волынский.
1072г. – создана «Правда Ярославичей».
Противоречия, заложенные в порядке престолонаследия по старшинству, приводят к появлению КНЯЗЕЙ – ИЗГОЕВ – это князь, отец которого умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его лишались права быть великими князьями. Область их княжения делилась между другими князьями.
1 усобица 1073-1076г.
Святослав и Всеволод нарушили заповедь отца править миром и изгнали Изяслава из Киева.
Изяслав бежал в Польшу.
Киевским князем стал Святослав.
1076г. – смерть Святослава.
2 усобица 1076г. – 1078г.
В 1076г. Всеволод занял Киевский престол, но уступил его без боя Изяславу, который при помощи поляков опять вернулся в Киев, а сам уехал в Чернигов.
Сын Святослава Олег остался без отеческого престола в Чернигове.
Он бежал в Тмутаракань и оттуда в 1078г. пришел с половцами войной на Всеволода.
В ходе битвы на НЕЖАТИНОЙ НИВЕ Изяслав Киевский и Всеволод Черниговский разбили Олега Святославовича. Но в бою был убит Изяслав.
Олег бежит обратно в Тмутаракань. Всеволод занял Киевский престол, а своего сына Владимира посадил княжить в Чернигове.
Всеволод стал последним из Ярославичей.
Он удерживал власть благодаря победам своего сына Владимира Мономаха (прозвище получил за то, что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха Марии Мономах.)
1093г. – смерть Всеволода. Владимир, стремясь избежать усобиц, отказался от великого княжения и власть получил Святополк Изяславович, который имел больше прав на столичный престол, т.к. был старший в роду.
Сам Владимир Мономах сел в Чернигове.
3 усобица 1094г.
Олег Тмутараканский пришел с половцами, занял Чернигов и Владимир Мономах вернулся в Переяславль, город, который его отец получил от деда Ярослава Мудрого.
Почти 20 лет Владимир Мономах княжил в Переяславле.
Владимир Мономах победил Олега и тот согласился на переговоры о правах на наследство.
1097г. ЛЮБЕЧЕСКИЙ СЪЕЗД.
По инициативе Владимира Мономаха Святополк Киевский, Олег, Владимир Мономах, другие потомки Ярослава приехали в город Любеч на съезд.
Решения:
1) Возвращение к порядку наследования земель установленному Ярославом («Каждый князь держит отчину свою»), т.е. наследовать землю, полученную от отца.
Переяславль закреплен за потомками Всеволода Ярославича.
2) Обьединение сил в борьбе с половцами.
Таким образом, съезд будет иметь ряд крупных политических последствий:
— приведет к политической раздробленности на Руси, начавшейся в 12 веке;
— приведет к попытке князей прекратить княжеские усобицы;
— приведет к попытке князей совместно выступить против половцев.
Но усобицы продолжались:
4 усобица 1097 г.
Давыд Игоревич, сын Игоря Ярославича, нарушил решения съезда и пошел против других князей войной, но был разбит и в наказание лишился города Владимир – Волынский, своей родовой отчины.
В 1100г. состоялся ещё один съезд в ВИТИЧЕВЕ, который закрепил решения съезда в Любече.
В 1103г. в городе Долобске князья договорились о совместной борьбе против половцев.
В 1113г. умер князь Святополк Изяславич.
После его смерти началось крупное восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских тиунов, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание шло 4 дня.
Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Он идет на уступки народу и в знак благодарности за приглашение пишет Устав «О закупах и резах». Резы — % ставки. (суть восстания на стр. 27).
1113г. монах Нестор пишет летопись «Повесть временных лет».
1113г.— Владимир Мономах написал «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды».
Владимир Мономах предпринял серьезную попытку восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Владимир Мономах рассматривал как вассалов, которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения лишались княжеского престола.
Владимир Мономах пользовался огромным авторитетом и был широко образован, обладал литературным талантом.
После него короновать царей стали Шапкой Мономаха – якобы переданной Владимиру Мономаху от византийского императора – Константина Мономаха, его деда.
studfile.net
5)Политический и социально-экономический строй древнерусского государства
В 4-8 веках формировалась новая этническая и политическая карта Европы, явившаяся результатом миграции многих племен, «Великого переселения народов». Споры о прородимне славян и момента выделения их из общей массы из индоевроиейских народов продолжаются до сих пор. возможно, переселению слаян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати. Расселение славян происходило по трем основным населениям: на юг- на балканский полуо-в; на запад; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви — южную, западную и восточную. В ходе рааселения у славян произошло разложение родоплеменного строя. В 6 — 8 веках в рез-те дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, котрые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территоиально — политический. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образовний составляли, как правило, более прочные. Создание этих территориально — политических общностей явилось важной предпосылкой формирования гос-ва. Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия. Основы господсвующего строя составляла военно-служебная знать — дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в 6 -7 веках. Основой хоз-ва славян, в том числе и восточных, было пашенное земледелие. Подчиненную роль в хоз-ве играли охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Хоз-ой ячейкой общества была семья. Объединяла хоз-ва отдельных семей соседская община -вервь, члены которой совместно владели сенокосами и лесными угодьями. Гос-во восточных славян, получившее политико-географическое название «Русь», возникло в 9-10 веках. В начале, в 9 веке, сформироваоись два протогос-ые объединения. Одним из них был союз полян с ценром в Киеве. Другим- объединение славян, части кривечей и финоязычных племен на севере, около оз. Ильмень. В сер. 9 века в него был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик. Приемник Рюрика Олег, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицей своего княжества. Первой целью Олега было объединение в своих руках главнейших городов. Под своей властью он собрал все главнейшие племена русских, славян, кроме окраинных и все важнейшие города. Олег старался укрепить страну крепостями, строили города по границе, стене. Таким образом, среднее поднепровье стало ядром гос-ой территории Руси. Следующим князем стал Игорь, по-видимому, не имевший таланта ни правителя, ни воина. При сборе дани с древлян Игорь был убит. Правление княжеством взяла на себя его вдова Ольга. Главным ее делом было принятие христианства. Сын Ольги Святослав уделял много времени внутренним делам гос-ва и прославился своими военными походами. После его гибели, в борьбе за власть победу одержал сын Владимир. Именно в период его праления заершилось офрмление древнерусской государственности. Вопрос о начале гос-ва Русь породил длинную дискуссию между так называемыми норманистами и их противниками. Номанисты утверждают, что гос-во на Руси было создано скандинавами -норманами (варягами). Так же является поблема происхождения названия «Русь». Остатки языка руси очень скудны. Но на них главным образом держится норманская школа. Она указывает, что имена князей руси -норманские, а в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов -гребцов, а затем княжеских дружинников. Так же некоторые представители норманской школы видят возможность говорить о готском происхождении Руси, а само слово Русь происходит от названия готского племени «рос».
В принципе, вопрос о происхождении славян, об образовании их гос-ва, о времени их образования и происхождение названия «Русь» до сих пор остаются спорными вопросами.
Аппарат управления Киевской Руси, его особенности.
Во главе Киевского государства стоял князь с дружиной. Дружина делилась на старшую и младшую. Отличие между ними: старшая более богатая и привилегированная. Из старшей дружины составлялся совет при князе. Младшая дружина (ее члены-отроки)- менее состоятельны, ее члены – воины. Система управления в целом этого периода называлась численной или (десятичной) по количеству воинов в разных подразделениях (тысячи — тысячники, сотни-сотники)
Наместники князья в городах назывались посадниками. Существовали сборщики податей, сборщики торговых пошлин. Княжеские слуги, выполнявшие разные поручения назывались тиунами. Весь княжеский род был носителем Верховной власти. Земля принадлежала не князю, а роду. И Киевский престол переходил от старшего брата к младшему. У князя в руках основные нити управления:
назначение администрации, охрана торговых путей, организация судебных органов.
Князь судит население главного города Киева, а Киевские судьи, им назначенные, все население других городов. Сохранились уставы князей и договора Киевского князя и других князей с подвластных территорий. Большую роль в управлении играло вече – народное собрание, которое сохранилось еще от родоплеменных традиций. Ему принадлежали законодательные и исполнительные функции. И князья вынуждены были с вече считаться. В разных городах у вече была разная сила, в зависимости от традиций, условий. И самая большая власть у вече – в Новгороде (без вече не решался ни один вопрос). В Киеве слабее. Большая часть поселения — свободные крестьяне. Население городов и сел жило общинами (или мирами) со своими исполнительными органами власти, с которыми князья считались. Русское общество к 11 в. делилось на: 1. лица, свободные, которые служили лично князю. 2. свободные, неслужившие князю, а платившие ему дань общиной (или миром). 3. несвободные (служившие частным лицам).
Известно, что существовало рабство и были рабы из пленных на Руси, которые в последствии становились холопами (полузависимыми людьми). Но рабство большого распространения на территории Руси не имело, а на территории Западной Европы рабство себя изжило. Основные нормы людей 10 –11 веков отражены в юридическом документе под названием «Русская правда».
№6.Основные направления внутренней политики Д/Р государства
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата,Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина Х в.) -время первых киевских князей. Второй (вторая половина Х — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период — вторая половина XI — начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения — закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.»Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»),»Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.
studfile.net