1. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Здравствуй. Сегодня мы изучим, что такое сложные слова и соединительные гласные в них.
Сложным называется такое слово, в составе которого несколько корней: ПРАВоСУДие, ТЕПЛоЛЮБивый, ШЕСТиКЛАССник.
В сложных словах может быть не только два, но и три (БЕНЗоСУЧкоРЕЗка, ЧЕТЫРёхСОТЛЕТний), четыре (БИОГЕОЦЕНоЛОГия) и более корней. Однако употребление в речи таких слов ограничено.
Чтобы определить сложное слово, необходимо выделить в слове корни, а затем посчитать их количество (должно быть не менее двух).
Очень часто между частями сложного слова употребляются соединительные гласные — о и е: грузОперевозки, однОадресный, языкОвед, очЕвидец, дальнЕвосточный, тысячЕлетие. Соединительных гласных а, и нет.
Однако встречаются и исключения: ПятИгорск, шестИклассник (падежная форма числительного шесть) и др.
Обычно соединительная гласная о употребляется после твёрдых звуков (белОлицый от белое ([л] — твёрдый звук) и лицо), а соединительная гласная е — после мягких, ж, ч, ш, щ и ц (тенЕустойчивый от устойчив к тени ([н’] — мягкий звук)).
Несколько примеров сложных слов без соединительных гласных: худсовет, стройотряд, яхтмастерская.
Обрати внимание!
1. Сложным называется слово, состоящее из нескольких корней.
2. Между частями сложного слова могут употребляться соединительные гласные о и е.
www.yaklass.ru
Соединительные гласные ℹ️ правило образования сложных слов с помощью гласных О и Е, правописание полных слов, исключения, примеры

Способы словообразования
Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.
Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.
- приставочный способ;
- суффиксация;
- соединение полных основ;
- приставочно-суффиксальный способ.
В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.
Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.
Соединительные гласные О и Е
Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.
Примеры сложных существительных:
- короед;
- пешеход;
- кровообращение;
- благородство;
- водопад.

Это те существительные, которые часто употребляются в речи. Каждое из них имеет две полноценные основы: водопад — -вод и -пад; короед — -кор и ед.
Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.
Когда пишем О, а когда Е
Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.
Подберем иные простые примеры:
- Слово «грязелечение» состоит из двух основ — грязь и лечение. Звук З здесь мягкий. Поэтому использована морфема Е.
- Лесостепь — в этом слове пишется О. Со слова лесостепь можно образовать прилагательное — лесостепной, и в нем также используется морфема О. Так как звук «с» глухой, твердый.

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.
Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.
Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.
Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.
Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.
Тренировка правописания
Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.
Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.
Желательно выполнить такие упражнения:
- птица и фабрика — птицефабрика;
- нефть и провод — нефтепровод;
- мысль и форма — мыслеформа;
- пар и ход — пароход;
- солнце и стояние — солнцестояние.

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.
Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.
Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.
Проверка основ

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.
К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.
Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.
Исключения из правил

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.
Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.
Вот несколько таких примеров.
Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.
- летоисчисление;
- времяпрепровождение;
- семядоля;
- себялюбие и другие.

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.
Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.
Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.
Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.
- контр-адмирал;
- контрразведка;
- квазиэксперимент.
Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.
Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.
Суффикс -икация
При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.
Важно знать, что существительные с суффиксом -икация хоть и являются сложными словами, но образованы суффиксальным способом. И, соответственно, правило на них не распространяется. Следует запомнить: спецификация, классификация, интенсификация — все понятия иностранного происхождения, и после буквы Ф всегда будет писаться И, а не Е.
nauka.club
Соединительные гласные О и Е в сложных словах — Русский язык
В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый.
Соединительная гласная О
После основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: мировоззрение, вольнолюбивый.
В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.
Соединительная гласная Е
После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е, например: мореплаватель, краеведение, пешеход, птицеводство, синеглазый, большекрылый.
В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.
Примечание
Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.
Сложные слова с числительными
Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка (пяти лет), одиннадцатиметровый (одиннадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).
Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.
С буквой о пишется и слово сороконожка.
Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.
Загрузка…
Поделиться с друзьями
Навигация по записям
iamlobster.ru
Сложные слова. Соединительные гласные Е и О
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.
Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?
Самовар сам варит, второй корень вар-.
Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.
Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.
Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.
Сам – первая часть сложных слов.
Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.
мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),
звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)
В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р’ и н’ , корни соединяет буква Е.
В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д , корни соединяет буква О.
Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.
Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?
1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.
Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.
Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,
путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,
древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,
водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.
Образовываем сложные слова
Какими сложными словами можно заменить эти предложения?
1) Поток воды, который падает с большой высоты.
2) Человек, который пашет землю.
3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.
4) Жук, который ест кору.
5) Человек, идущий пешком.
Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).
Как называются эти сказочные предметы?
Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.
Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.
Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.
Находим сложные слова в стихотворных строках:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
(Ю. Синицын)
Пришла весна! Весна-красна
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе-белоножке.
(Е. Трутнева)
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
(М. Исаковский)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
(Н. Егоров)
Сложные слова:
желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;
белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;
листопад – падают листья, корни лист-, пад-;
желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;
одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.
О каком человеке можно так сказать?
Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж , пишем букву е;
сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;
пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.
Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.
Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;
слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;
милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;
добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;
благородный – благо роду, корни благ-, род-.
Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?
Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),
острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),
ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),
тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).
Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.
Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.
Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.
Боголюбов – любящий бога, корни бог-, люб-.
Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец – водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.
Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.
Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.
вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Соединительные гласные в сложных словах правило. Соединительные гласные
1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е.
2. В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество. Ср. разные образования после основы на ц: трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).
- — МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или. Или, как эта система теперь называется, Мазора, от Massoreh или Massoreth — «предание», и Masar — «передавать»…
Религиозные термины
- — провода и кабели, обеспечивающие соединение между компонентами системы пожарной сигнализации. Источник: «Дом: Строительная терминология», М.: Бук-пресс, 2006…
Строительный словарь
- — Провода и кабели, обеспечивающие соединение между компонентами системы пожарной сигнализации…
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
- — жел.-дор. пути, соединяющие друг с другом отдельные станции, входящие в состав жел.-дор. узла. В. с. служат для передачи целых поездов и отдельных групп вагонов, формируемых в виде внутриузловых передач…
Технический железнодорожный словарь
Словарь юридических терминов
- — члены городских дум, земских собраний в дореволюционной России. Институт Г. был введен в городах в 1785 г. «Жалованной грамотой городам», а по Земской реформе 1864 г. — в губернских и уездных земствах…
Большой юридический словарь
- — выборные члены земских собраний и городских дум в России со 2-й пол. 19…
Политология. Словарь.
- — детали для непосредственного соединения валов. Существуют разнообразные конструкции М. С. в зависимости от их назначения. См. Фрикционная муфта и Эластичная муфта…
Морской словарь
- — «…..
Официальная терминология
- — I Гла́сные звуки речи, противопоставленные согласным. Сочетаясь в слоге с согласными, Г. всегда образуют его вершину, т. е. выполняют функцию слогоносителя…
Большая Советская энциклопедия
- — звуки речи, образующиеся с обязательным участием голоса…
Современная энциклопедия
- — § 37…
Правила русского правописания
- — 1…
Справочник по правописанию и стилистике
- — Разновидность сложносочиненных предложений, имеющих соединительные семантико-грамматические значения…
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- — Разновидность сложносо-чиненных предложений, имеющих соединительные семантико-грамматические значения…
Синтаксис: Словарь-справочник
- — Одна из разновидностей ССП с общим соединительным значением; предложения неоднородного состава, первая предикативная часть в которых указывает на условие действия во второй. Сделай так, и все будет хорошо…
Синтаксис: Словарь-справочник
«Соединительные гласные о и е» в книгах
автора7.7. Эпителиальные и соединительные ткани
Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич7.7. Эпителиальные и соединительные ткани Эпителиальная ткань – это разновидность тканей животных, производная всех трех зародышевых слоев. Всевозможные виды эпителиев объединяет прочное соединение клеток в единый пласт, расположенный на базальной мембране, и
§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ
Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ Соединительные (конъюнктивные) сужденияСоединительным, или конъюнктивным, называется суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничест
benderbar.ru
Слова с соединительной гласной «о» и «е». Примеры
В русском языке образуются новые слова методом сложения с помощью соединительных гласных -о- и -е-.
Методом сложения двух слов (основ) с помощью соединительной гласной -о- (интерфикса), пишущейся после твердых согласных, образуются, например, сложные существительные.
Сложные существительные с соединительной гласной «о»
Чистое сложение:
железобетон, лесостепь, газобаллон, лесопарк, сухофрукты, самооценка.
Сложение с суффиксацией:
самолет, самовар, самосвал, самокат, садовод, свекловод, вертолет, газопровод, скалолаз, снегопад, хлебопечь, соковарка, рыболов, тестомешалка, ледокол, верхолаз, водоворот, водопад, хлеборезка, паровоз, теплоход, звёздочёт, луноход.
Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»
бледнолицый, узкоглазый, островерхий, краснолицый, сернокислый, латиноамериканский, североморской, чугунолитейный, механосборочный, низкосортный, чернобровый, беломраморный, восточнославянский, коротковолосый, темноволосый.
Сложные существительные с соединительной гласной «е»
Соединительная гласная -е- пишется после мягких согласных, шипящих и «ц» в сложных существительных:
птицефабрика, кораблекрушение, овощехранилище, старшеклассник, чаевод, землемер, пулемет, мышеловка, солнцестояние, пешеход, птицелов, жизнелюбие, грязелечебница, землеройка, землечерпалка, землетрясение, пылесборник, овощевод, нефтепровод, кровенаполнение, тысячерублевка, сталевар, коневод, камнедробилка, тысячелетие, тысячелетник;
Сложные прилагательные с соединительной гласной «е»
дальневосточный, тысячеголосый, картофелеуборочный, пылесборный, жизнелюбивый, синеглазый, дружелюбный, тысячелетний.
russkiiyazyk.ru
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме: Соединительные гласные O-Е в сложных словах
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель: Егорова
Альбина Всеволодовна,
учитель русского языка
и литературы МБОУ
«СОШ№24» г. Чебоксары
Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах»
Цель:
- повторить основные способы образования слов;
- познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
- научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
- воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.
Ход урока
1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов
-Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».
-Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.
-Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.
-Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:
Исходное слово | Приставка | суффикс |
Ехать | Раз- | -ся |
Закон | У- | -и |
Пара | На- | -ник |
Грызть | О | -ок |
Граница | По- | -ник |
Тайна | В- | -е |
Река | За- | -н |
2.Постановка цели урока:
Работа с таблицей:
— Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.
Хлебороб | Пулемет | Свежемороженый |
Атомоход | Овощехранилище | кашевар |
Новостройка | пешеход | |
Кубометр | птицелов |
(Учитель обобщает ответы детей)
3. Объяснение новой темы
-В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)
-С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?
-Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?
-Что бы вы записали на первой строчке таблицы?
-Дополните таблицу своими примерами.
Вывод: Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц, после которых пишется соединительная гласная –е.
После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная –е.
4.Тренировочные упражнения
Творческий диктант
-Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.
Помогать взаимно (взаимопомощь)
Любить труд (трудолюбие)
Люди одной фамилии (однофамильцы)
Тот, кто ходит пешком (пешеход)
Тот, кто варит сталь (сталевар)
Заготовка леса (лесозаготовка)
Приспособление для ловли мышей (мышеловка)
Лечение грязями (грязелечение)
Жук, который ест кору (короед)
Тот, который плавает в море (мореплаватель)
5.«Отгадай загадку»
-Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.
1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).
2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).
3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль , и сор (пылесос).
4. У меня который год ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).
5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).
6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).
7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).
8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).
«Найди себе пару»
-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача — найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной.
(В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)
Вода | О Е | Падать |
Гром | Отводить | |
Земля | Мерить | |
Корабль | Крушение | |
Край | Ведать | |
Лед | Колоть | |
Лес | Рубить | |
Нефть | Провод | |
Огонь | Тушить | |
Пешком | Ходить | |
Птица | Ферма | |
Рыба | Ловить |
5.Изобразительные возможности словообразования
— Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.
Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).
Кто бы мог еще тягаться
С этой зеленью лесной?
Лето все свои богатства
Рассыпает предо мной.
По достоинству отметить
Мы покуда не смогли
Разнотравье, разноцветье,
Разнолесье всей Земли.
Никогда нам не наскучит,
никогда не надоест
Разнокрасье, разнозвучье,
Разногрозье этих мест.
Молодых берез соседство,
Одиноких вязов грусть
Принимаю прямо к сердцу,
Что-то выронить боюсь.
Мята, кашка, медуница
Здесь теснятся на лугу.
Вот уж нам пора расстаться,
Да никак я не могу.
Став старее, что ни год я,
Ощущаю все сильней
Разнозлачье, разноплодье,
Разноптичье летних дней.
-Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?
-Уместно ли использование авторских слов? С какой целью автор вводит их в свое стихотворение?
Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.
6.Рефлексия
— С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?
-Отчего зависит выбор соединительной гласной?
7. Объяснение домашнего задания
-Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».
nsportal.ru