Соединительные гласные О и Е в сложных словах — Русский язык
В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый.
Соединительная гласная О
После основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: мировоззрение, вольнолюбивый.
В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.
Соединительная гласная Е
После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е, например: мореплаватель, краеведение, пешеход, птицеводство, синеглазый, большекрылый.
В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.
Примечание
Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.
Сложные слова с числительными
Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка (пяти лет), одиннадцатиметровый (одиннадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).
Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.
С буквой о пишется и слово сороконожка.
Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.
Загрузка…
Поделиться с друзьями
Навигация по записям
iamlobster.ru
Сложные слова. Соединительные гласные Е и О. Видеоурок. Русский язык 3 Класс
На этом уроке вы узнаете, какие слова называются сложными, какие гласные соединяют два корня в сложных словах. Увидите, какая орфограмма есть в сложных словах. Потренируетесь в написании сложных слов и в их образовании.
В русском языке слово самолёт появилось очень давно. Сначала был ковёр-самолёт в сказках. Потом в армии при царе Петре 1 применялись самолёты. Так называли паромы (плоты) для перевозки через реку людей и грузов. Они двигались силой речной струи. Потом люди придумали машину, которая сама летала по воздуху. А название для неё в языке уже было – самолёт.
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными. Тема урока: «Сложные слова».
Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?
Самовар сам варит, второй корень вар-.
Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.
Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.
Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.
Сам – первая часть сложных слов.
Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.
мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),
звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)
В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р’ и н’ , корни соединяет буква Е.
В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д , корни соединяет буква О.
Буквы гласных о, е в сложных словах – это орфограмма: буква безударного гласного.
Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.
1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.
Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц .
Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,
путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,
древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,
водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.
Какими сложными словами можно заменить эти предложения?
1) Поток воды, который падает с большой высоты.
2) Человек, который пашет землю.
3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.
4) Жук, который ест кору.
5) Человек, идущий пешком.
Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).
Как называются эти сказочные предметы?
Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.
Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.
Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
(Ю. Синицын)
Пришла весна! Весна-красна
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе-белоножке.
(Е. Трутнева)
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
(М. Исаковский)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
(Н. Егоров)
Сложные слова:
желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;
белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;
листопад – падают листья, корни лист-, пад-;
желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;
одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.
О каком человеке можно так сказать?
Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж , пишем букву е;
сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;
пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.
Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.
Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;
слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;
милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;
добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;
благородный – благо роду, корни благ-, род-.
Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?
Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),
острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),
ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),
тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).
Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.
Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель. (см. Рис. 1)
Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник. (см. Рис.2)
Боголюбов – любящий бога, корни бог-, люб-.
Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.
Рис. 1. Николай Добролюбов (Источник)
Рис. 2. Николай Добронравов (Источник)
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец – водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка (Источник)
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка (Источник)
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост (Источник)
Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка (Источник)
Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е – после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
Список рекомендованной литературы
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Rus.1september.ru (Источник).
- Gramma.ru (Источник).
- 5klass.net (Источник).
- School-collection.edu.ru (Источник).
- Oldskola1.narod.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
interneturok.ru
1. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Здравствуй. Сегодня мы изучим, что такое сложные слова и соединительные гласные в них.
Сложным называется такое слово, в составе которого несколько корней: ПРАВоСУДие, ТЕПЛоЛЮБивый, ШЕСТиКЛАССник.
В сложных словах может быть не только два, но и три (БЕНЗоСУЧкоРЕЗка, ЧЕТЫРёхСОТЛЕТний), четыре (БИОГЕОЦЕНоЛОГия) и более корней. Однако употребление в речи таких слов ограничено.
Чтобы определить сложное слово, необходимо выделить в слове корни, а затем посчитать их количество (должно быть не менее двух).
Очень часто между частями сложного слова употребляются соединительные гласные — о и е: грузОперевозки, однОадресный, языкОвед, очЕвидец, дальнЕвосточный, тысячЕлетие. Соединительных гласных а, и нет.
Однако встречаются и исключения: ПятИгорск, шестИклассник (падежная форма числительного шесть) и др.
Обычно соединительная гласная о употребляется после твёрдых звуков (белОлицый от белое ([л] — твёрдый звук) и лицо), а соединительная гласная е — после мягких, ж, ч, ш, щ и ц (тенЕустойчивый от устойчив к тени ([н’] — мягкий звук)).
Несколько примеров сложных слов без соединительных гласных: худсовет, стройотряд, яхтмастерская.
Обрати внимание!
1. Сложным называется слово, состоящее из нескольких корней.
2. Между частями сложного слова могут употребляться соединительные гласные о и е.
www.yaklass.ru
Сложные слова. Соединительные гласные Е и О
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.
Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?
Самовар сам варит, второй корень вар-.
Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.
Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.
Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.
Сам – первая часть сложных слов.
Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.
мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),
звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)
В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р’ и н’ , корни соединяет буква Е.
В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д , корни соединяет буква О.
Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.
Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?
1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.
Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.
Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,
путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,
древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,
водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.
Образовываем сложные слова
Какими сложными словами можно заменить эти предложения?
1) Поток воды, который падает с большой высоты.
2) Человек, который пашет землю.
3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.
4) Жук, который ест кору.
5) Человек, идущий пешком.
Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).
Как называются эти сказочные предметы?
Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.
Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.
Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.
Находим сложные слова в стихотворных строках:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
(Ю. Синицын)
Пришла весна! Весна-красна
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе-белоножке.
(Е. Трутнева)
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
(М. Исаковский)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
(Н. Егоров)
Сложные слова:
желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;
белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;
листопад – падают листья, корни лист-, пад-;
желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;
одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.
О каком человеке можно так сказать?
Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж , пишем букву е;
сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;
пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.
Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.
Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;
слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;
милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;
добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;
благородный – благо роду, корни благ-, род-.
Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?
Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),
острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),
ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),
тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).
Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.
Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.
Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.
Боголюбов – любящий бога, корни бог-, люб-.
Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец – водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.
Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.
Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.
вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Соединительные «о» и «е» в сложных словах. Сложные слова в русском языке: соединительные гласные
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Определение
Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образование и варианты написания
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
- Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
- Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат – юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма ( туристическая фирма – урезана первая основа, а вторая неизменна).
- Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две – «о», «е». Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
- К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.
Слова с соединительной «о»
Разберем, когда употребляются соединительные «о», «е» в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать «о» следующие:
- железнодорожный;
- фабрично-заводской;
- лесостепь;
- народно-освободительный;
- железобетон.
Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной «о».
Слова с соединительной «е»
Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:
- древнерусский;
- пешеход;
- овощехранилище;
- птицелов;
- кожедел;
- кашевар;
- общежитие;
- путешественник;
- бурелом;
- дождемер.
Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на «ц» (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную «е».
Варианты основ
Иногда соединительные «о» и «е» в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.
- Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь «о» и «е» – не соединительные гласные, а суффиксы.
- Первая часть – глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
- Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
Когда соединительная гласная не нужна
В русском языке немало случаев, когда соединительные «о» и «е» в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:
- Если первая производящая основа – имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
- В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова «психотерапия» и «психастения». В первом случае слово имеет соединительную «о», а во втором буква «а» – начальная в слове «астения».
- Иногда первая производящая основа – начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
- Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
- Многие части – слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
- Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове «электрификация» всего один корень электри-. Все, стоящее за ним – это суффикс и окончание. Другое дело слова «электроноситель», «электромонтер», «электродвигатель». В них уже две основы, одна из которых – электро-.
Правописание сложных слов
Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и». Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.
Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
fb.ru
Слова с соединительной гласной «о» и «е». Примеры
В русском языке образуются новые слова методом сложения с помощью соединительных гласных -о- и -е-.
Методом сложения двух слов (основ) с помощью соединительной гласной -о- (интерфикса), пишущейся после твердых согласных, образуются, например, сложные существительные.
Сложные существительные с соединительной гласной «о»
Чистое сложение:
железобетон, лесостепь, газобаллон, лесопарк, сухофрукты, самооценка.
Сложение с суффиксацией:
самолет, самовар, самосвал, самокат, садовод, свекловод, вертолет, газопровод, скалолаз, снегопад, хлебопечь, соковарка, рыболов, тестомешалка, ледокол, верхолаз, водоворот, водопад, хлеборезка, паровоз, теплоход, звёздочёт, луноход.
Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»
бледнолицый, узкоглазый, островерхий, краснолицый, сернокислый, латиноамериканский, североморской, чугунолитейный, механосборочный, низкосортный, чернобровый, беломраморный, восточнославянский, коротковолосый, темноволосый.
Сложные существительные с соединительной гласной «е»
Соединительная гласная -е- пишется после мягких согласных, шипящих и «ц» в сложных существительных:
птицефабрика, кораблекрушение, овощехранилище, старшеклассник, чаевод, землемер, пулемет, мышеловка, солнцестояние, пешеход, птицелов, жизнелюбие, грязелечебница, землеройка, землечерпалка, землетрясение, пылесборник, овощевод, нефтепровод, кровенаполнение, тысячерублевка, сталевар, коневод, камнедробилка, тысячелетие, тысячелетник;
Сложные прилагательные с соединительной гласной «е»
дальневосточный, тысячеголосый, картофелеуборочный, пылесборный, жизнелюбивый, синеглазый, дружелюбный, тысячелетний.
russkiiyazyk.ru
Содержание урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны учеников | |||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Взаимные приветствие учителя и учащихся. – Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете новое для себя, а может быть и сделаете маленькое открытие. |
Создание психологического настроя на учебную деятельность. | Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок. Класс готов к работе на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||
II.
1 этап – Погружение в проект. Актуализация знаний учащихся. В одном словесном государстве жили и не тужили ОРФОГРАММЫ. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось: Безударные Согласные Удвоенные Непроизносимые Назовите, как звучат эти орфограммы? |
Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Развитие коммуникативных навыков, умение слушать других и высказываться. |
Учащиеся воспроизводят учебный материал в соответствии с поставленными вопросами. |
|||||||||||||||||||||||||||
На доске записаны слова: Шароко, вороне (перо), ворабьи, лесница, шосе, мухолофка. |
Работа в тетрадях. «Широко, воронье (перо), воробьи, лестница, шоссе, мухоловка». | ||||||||||||||||||||||||||||
Взаимопроверка (работа в парах). | |||||||||||||||||||||||||||||
Какой вопрос возникает? | «Сколько корней?» | ||||||||||||||||||||||||||||
Мухоловка, мухоловка. – Запишите слова, где есть два корня и разберите их по составу. Молоковоз, командующий, однокомнатная, языковед, чемоданчик |
Развитие наблюдательности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Что такое сложные слова? (Ситуация) В стране «ГРАММАТИКЕ» жили-были корни: «лёд» и «руб». Жили они каждый отдельно со своими родственниками. Стало им скучно и они решили подружиться друг с другом. Но как они не старались, у них ничего не выходило. Не получались слова. А чтобы дружить, нужно получать новые слова – это закон этой страны. Как же помочь корням сдружиться? Соединить их вместе так, чтобы получались слова. Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово (СЛАЙД 2) (Проблема) Что нам надо решить? Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова? (Цель) Соединить два корня так, чтобы получились сложные слова. (Задачи) Понаблюдать за словами: как соединяются корни в словах. Составить схему образования сложных слов. Составить алгоритм. |
Постановка цели урока. Создаю в сознании учащихся «ситуацию успеха» |
||||||||||||||||||||||||||||
III.
2 этап – Организация деятельности. (Изучение нового материала) Сегодня на уроке мы познакомимся со способом образования новых слов. Думаю, что этот способ вы откроете сами, я вам лишь немного помогу. 3.1. Работа в группах.
|
Организация групп, распределение обязанностей, спланировать деятельность, форма презентации. Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации). |
Упражнения 125, 126, 127 Идет поиск вариантов соединения слов. |
|||||||||||||||||||||||||||
Если группа использовала для соединения корней другие гласные, учитель для выяснения написания слова обращает их к словарю. | Постановка проблемных вопросов способствует дальнейшему формированию познавательной мотивации и устойчивости произвольного внимания. | Дети учатся рассуждать, выслушивать мнения друг друга. | |||||||||||||||||||||||||||
– Как образованы эти слова? Дети («Д»): Из двух корней при помощи гласной о или е. – Как бы вы назвали такие гласные? Д.: (Могут звучать разные ответы, учитель направляет их внимание на назначение таких гласных) Соединительные гласные. |
|||||||||||||||||||||||||||||
– Сделаем вывод. – Сверим наш вывод с учебником (стр. 26) |
Работа с учебником. Развитие внимательного отношения к языку. |
||||||||||||||||||||||||||||
Чтение правила из учебника. На доску прикрепляется схема образования сложных слов (Приложение 2) – Как выдумаете, какую роль играют сложные слова в русском языке? Д.: Их используют для краткости. |
Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка. | Профилактика переутомления. Снятие напряжения. | ||||||||||||||||||||||||||||
V.
3 этап – Первичное закрепление новых знаний. 1) На доске записаны части слов:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
– Соедините части сложных слов. Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? Составьте алгоритм (СЛАЙД 3): | Все учащиеся включены в работу. Идет работа по образованию новых слов. | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочитай слово 2. Убедись, что оно сложное (найди корни) 3. Если сложное, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е 4. Запиши слово (стр. 27) |
Используется комментирование с целью развития пооперационного самоконтроля. | ||||||||||||||||||||||||||||
Первые несколько слов записываются с комментированием, остальные самостоятельно. Проверка записанных слов. – Все ли части были использованы вами? Почему? |
Индивидуальные карточки помогают поверить в свои силы и справиться с заданием. | ||||||||||||||||||||||||||||
Д.: «-чик-» это суффикс, поэтому слово не будет сложным. | Задания-ловушки способствуют развитию внимательности, наблюдательности, развитию мышления. | ||||||||||||||||||||||||||||
2) Какое слово из записанных вами лишнее? Почему? Д.: Овощерезка, т.к. обозначает прибор, а не человека. – Разберем это слово по составу. – Что заметили при разборе? Д.: Во второй основе есть суффикс. – Значит, основы сложных слов… Д.: … могут состоять не только из одного корня. |
Развитие аналитических способностей. Дифференциация по уровню трудности. Организация обратной связи. |
Дети выделяют слово с отличительными признаками. | |||||||||||||||||||||||||||
На доску прикрепляется 2 схема образования сложных слов (Приложение 3). 3) На экране появляются слова: (СЛАЙД 4) мышеловка длинноухий первомайский мухомор |
Выбор учащимися задания и его выполнение. Самоконтроль. | ||||||||||||||||||||||||||||
– Выберите для себя слово и разберите его по составу. (Учащиеся, испытывающие затруднения поднимают сигнальную карточку). | Помощь учителя или других учеников помогает усвоить учебный материал. | ||||||||||||||||||||||||||||
– А сейчас проверьте себя. (На экране происходит морфемный разбор слов. СЛАЙД 5) – Кто выполнил задание верно? Какие ошибки допустили? |
Развитие у учащихся самоконтроля. | ||||||||||||||||||||||||||||
– Существует еще способ образования сложных слов. А какой он, вы узнаете, если отгадаете ребус и понаблюдаете. Ребус (Приложение 4): (СЛАЙД 6) Д.: Это слово – фотоальбом. |
Стимулирование познавательной активности. Фронтальная работа. |
||||||||||||||||||||||||||||
– Как образовано слово? Д.: В этом слове нет соединительной гласной? – Почему? Д.: Слово фото не изменяется. На доску прикрепляется 3-я схема образования сложных слов (Приложение 5). |
Развитие наблюдательности, умения анализировать | Учащиеся выделили способ образования сложных слов. | |||||||||||||||||||||||||||
– Приведите свои примеры образования сложных слов таким способом. Ученики приводят примеры сложных слов, если слово не соответствует, дети сигнализируют карточками и объясняют причину. |
Пополнение словарного запаса учеников. Умение слушать других учеников. |
Ученики приводят примеры слов, пополняют словарный запас | |||||||||||||||||||||||||||
VI.
4 этап – Презентация. Рефлексия. 1) – Какими способами могут образовываться сложные слова? (Закрепление материала по полученному плану на магнитной доске) 2) (СЛАЙД 7) На экране представлены картинки: Паровоз, самолет, фотоаппарат, водолаз, елка (новогодняя), ледокол или пароход, самовар, носорог. |
Закрепление способов образование сложных слов. | ||||||||||||||||||||||||||||
– Ребята, посмотрите на экран. Здесь вы видите различные картинки. Вы должны записать слова, которые они обозначают. Это могут быть не только имена существительные, но и слова других частей речи. Задание будете выполнять по группам. – Ребята 1 группы записывают только сложные слова, распределяя их по способу образования. Записанные слова разберите по составу. – Ребята 2 группы записывают все слова, разбирают их по составу. С 1 сложным словом нужно составить предложение. – Ребята 3 группы записывают слова, 3 из них разбирают по составу. |
Фронтальная работа с учащимися Самостоятельная работа (практический метод обучения). Дифференциация заданий по уровню трудности и по объему способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне. Организация обратной связи. |
Ученики выделяют существенные признаки сложных слов, могут разобрать его по составу. | |||||||||||||||||||||||||||
При затруднениях ученики используют сигнальные карточки. | По мере необходимости оказывается помощь учащимся. | ||||||||||||||||||||||||||||
urok.1sept.ru