Сравнение программ северного и южного обществ таблица – Заполните таблицу «Программы тайных обществ». (сравнение Северное общество и Южное общество)

Заполните таблицу «Программы тайных обществ». (сравнение Северное общество и Южное общество)

Линии сравненияСеверное обществоЮжное общество
1. Название программы и ее автор«Конституция» Н.М. Муравьев«Русская правда» П.И. Пестель
2. Отношение к крепостному праву  «Конституция» предполагала ликвидировать крепостное право, уничтожить сословия, объявить равенство всех перед законом, провозгласить свободу слова, печати, верованийКрепостное право отменялось, сословия ликвидировались, объявлялось равенство всех перед законом, свода слова, печати, снижались налоги, сокращался срок службы.
3. Как решается земельный вопросЗемля считалась собственностью помещиков. Крестьянам, освобожденным от крепостнической зависимости предоставлялся приусадебный участок и надел по 2 десятины на двор. В «Конституции» подчеркивалось, что военные поселения должны быть ликвидированы.К освобожденным крестьянам переходила половина всего земельного фонда. Другая половина оставалась в частной собственности помещиков и иных лиц, пожелавших приобрести землю. Военные поселения ликвидировались.
4. Какой государственный строй думали установитьРоссия должна была стать конституционной монархией.Россия должна была стать республикой.
5. Избирательное правоВысшим законодательным органом должно было стать народное вече – двухпалатный парламент, избираемый на основе имущественного ценза.Высшим органом государственной власти должно было стать народное вече – однопалатный парламент, избираемое всем народом (с 18 лет) на основе равного для всех избирательного права.
6. Методы борьбы за реализацию своей программыВоенный заговор с привлечением небольшого числа войск, агитировать в народе и привлекать народ к каким-либо действиям не думали, так как боялись возникновения «пугачевщины»
7. Кто входил в это обществоСеверное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Евгений Оболенский. Позже: Александр Бестужев, Кондратий Релеев, Петр КаховскийПавел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, братья Борисовы, И.И. Горбачевский.

www.soloby.ru

Программные положения Северного и Южного общества декабристов

Русская Правда (П.И. Пестель)

Конституция (Н. Муравьев)

Государство

Республика

Конституционная монархия

Устройство

Унитарное государство, 10 областей и 3 удела

Федерация, 14 Держав и 2 области (с думами всех уровней)

Столица

Нижний Новгород

Нижний Новгород

Креп. Право

Отмена, с землей, без выкупа

Отмена

Земля

Вся обрабатываемая земля делилась на 2 части: не подлежащую купле и продаже общественную собственность, и частную собственность с правом купли и продажи. Общественный фонд составлялся из части казенных и части помещичьих земель

Земля у помещиков, у крестьян лишь участок и 2 дес. на двор в порядке общинного владения

Законодательная власть (депутатов)

Народное Вече (500, ротация – 1/5 в год)

Народное Вече (Верховная Дума (46=3*14+2*2) + Палата народных представителей (450 (1 от 50 000)), ротация – 1/3 в 2 года)

Исполнительная власть

Державная Дума (5, ротация — 1/5 в год)

Император («верховный чиновник» правительства), «суспенсивное вето», верх. главнокоман.

Судеб. власть

Верховный Собор (120 членов)

Верховное Судилище

Изб. право

20-летние мужчины

У владельцев движимого или недвижимого имущества на 500 р., на общественные должности — на большую сумму

Свободы

Слова, печати, вероисповедания

гражданские и политические

Гражданство

Полное перед законом

Полное перед законом

Воин. повинность

Всеобщая, 15 летняя

Воен. посел.

Отменялись

Отменялись

Сословия

и соц. привилегии уничтожались

Отменялись, 3 ценза

Поляки

Независимость

В «Русской правде» выражена идея всемогущества государства: каждый индивид жестко контролируется, живет и жертвует личными интересами во имя общего блага. Буржуазный характер ряда положений “Русской правды” сочетался с элементами уравнительного социализма. Образцом

«Конституции», очевидно, послужила испанская Конституция 1812 г. Проект основывался на принципе приоритета личности. Большинство муравьевцев высказывались за Учредительное собрание как высший орган власти, в то время как Пестель призывал к диктатуре временного правительства, призванного провести в жизнь положения “Русской правды”. Северное общество из-за внутренних разногласий “Конституцию” Н.М.Муравьева не приняло. Обе программы будущих декабристов в большей мере почвенны. Историк и публицист Георгий Петрович Федотов: “Вдумываясь в своеобразие портретов в галерее русской революции, видишь, до чего они, по сравнению с будущим, еще почвенны. Их либерализм, как никогда впоследствии, питался национальной идеей”.

В последнюю треть правления Александра I еще глубже стали проявляться консервативно-охранительные глубокопочвенные тенденции. В 1818-1819 гг. Александр I в последний раз поручил нескольким сановникам подготовить проект решения крестьянского вопроса. Появилось несколько проектов. Проект либерала адмирала Н.С. Мордвинова предусматривал выкуп крестьянами личной свободы, земля оставалась во владении помещиков. Сумма выкупа должна была соответствовать возрасту крестьянина, выкупающего свободу, то есть его рабочей стоимости. Например, дети в возрасте 9-10 лет платили по 100 р., работники в возрасте 30-40 лет – 2 000 р. В.О. Ключевский отмечал: “Трудно было придумать проект менее практичный и более несправедливый”. Граф Е.Ф. Канкрин, будущий министр финансов, по образной характеристике В.О. Ключевского, “делец без цвета”, предлагал постепенно (в течение 60-ти лет) выкупать крестьянскую землю у помещиков. Проект графа Гурьева предусматривалось упразднение общины и превращение крестьян в индивидуального собственника. Наибольшее внимание привлек план А.А. Аракчеева. Согласно проекту А.А. Аракчеева, основную заботу по освобождению крестьян с землей брало на себя государство, постепенно выкупая крестьян с землей (2 десятины на душу) у помещиков в ценах конкретной местности. Ежегодно можно было выкупать 50 000 крестьян. Процесс выкупа занял бы около 50 лет. Этот проект одобрил император. Однако, проект не реализовали.

Откат от курса реформ особенно нагляден в области образования. Император, побывав за границей, не смог увидеть пользы от свободного европейского просвещения. И в 1817 г. Министерство народного просвещения соединили с ведомством Святейшего синода. Н.М. Карамзин новую систему окрестил министерством “затмения”. Началась “перестройка” образования. Профессорам разных наук спустили предписания. Настоящему разгрому подвергся Казанский университет (1819 г.) как рассадник вольнодумства (уволили 11 профессоров из 20-ти за неблагонадежность). В атаке на Санкт-Петербургский университет в 1821 г. изгнали ученых по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Ужесточили университетский режим. Нарушителей установленного порядка, одетых в лапти и армяк, помещали в комнату уединения, неблагонадежных студентов отдавали в солдаты. В 1822 г. в Дерптский университет запретили принимать граждан, учившихся когда-либо в германских университетах, вскоре обучение в германских университетах для российских студентов запретили. Из учебных программ политические науки изымали как “излишние”. В ряде городов студентам запрещали посещать театры, ибо это было “противно морали и отвлекало от занятий”. Значительно ужесточили цензуру, в печать не пропускали даже рецензии на игру актеров императорских театров.

В 1822 г. Александр I утвердил решение Госсовета “Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение”: помещикам вернули ранее отнятое право с одним отличием: ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, теперь – только на поселение.

Во внешней политике наиболее преобразующими стали 3 главных события, хотя и не носивших глобального характера:

  1. Император, присоединив к России Финляндию (1809 г.), сохранил ее конституцию.

  2. В 1814 г., под влиянием Александра I, Людовик XVIII превратил Францию в конституционную парламентскую монархию.

  3. В 1815 г. либеральную Конституцию получила Польша.

В его правлении были в основном попытки, полумеры и пустые мечтания. Собственные объяснения императора на этот счет отсутствуют. Сошлемся на представителей царской династии, ведь именно родственники должны были дать императору если не лестную, то объективную оценку. Великий Князь Николай Михайлович (1859-1919) в труде “Граф Павел Александрович Строганов. 1774-1818” писал: “Говорят и повторяют, что все преобразования, над которыми так много потрудились в первые годы XIX столетия, исходили от Александра I. Согласно с этим, ускоряют и клянут перемену, будто бы происшедшую позже во взглядах и намерениях старшего внука Екатерины П. Это не столько недоумение, как большая ошибка. Не подлежит никакому сомнению, что император Александр, вслед за воцарением, многим был недоволен, многое желал изменить, даже исправить… Несомненно, что ни одна из произведенных в это время реформ не исходила от него лично, что все они были не без труда внушаемы ему, причем его согласие добывалось нередко с большими усилиями. Император Александр I никогда не был реформатором, а в первые годы своего царствования он был консерватором более всех окружавших его советников”. Писатель Г.И. Чулков в книге “Императоры” отметил: “Его душа была непонятной в своих противоречиях. Легко было объяснить двусмысленное поведение жалким лицемерием и природной лживостью, но это — слишком простое объяснение слишком сложного факта”.

Прочитав стихотворение молодого А.С. Пушкина “Деревня” Александр I сказал: ”Поблагодарите Пушкина за добрые чувства, какие он внушает своими стихами”. Особенно понравились императору такие строки:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца…

Нетрадиционна в понимании личности Александра I характеристика А.С.Пушкина (даже с учетом их крайнего субъективизма). В 1829 г., будучи на Кавказе, А.С. Пушкин увидел мраморный бюст Александра I. Кто-то обратил внимание поэта на то, что брови царя нахмурены, а на губах улыбка. А.С. Пушкин сочинил эпиграмму:

Напрасно видишь ты ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих уст улыбку,

А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лис сей двуязычен.

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен

В лице и жизни арлекин.

А.С. Пушкин посвятил Александру I и другие строки:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

В одном из частных писем Александр I писал: ”Как скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их? Быть выше их, если бы я мог то, конечно бы, не захотел, ибо я не признаю на земле справедливой власти, которая бы не от закона истекала”.

Летом 1819 г. Александр I впервые прямо сообщил младшему брату и его жене, что намерен через некоторое время отказаться от престола в пользу Николая. В 1824 г. у него скончалась от чахотки единственная и любимая дочь от фаворитки, и это надломило императора. Он поехал в имение Аракчеева Грузино, совершил путешествие по России, но жизненный запас иссяк. 19 ноября 1825 г. он скоропостижно скончался в Таганроге. Известие о кончине императора пришло во время торжественного молебствия в его здравие. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. 27 ноября, в Санкт-Петербурге присягнули наместнику в Польше, Великому Князю Константину. 30 ноября в Москве принесли присягу на верность новому императору Константину. Формально в России появился новый император – Константин I. В магазинах выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола.

Отречение Константина до 1825 г. держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. В глазах общества наследником престола, цесаревичем со всеми полагающимися регалиями являлся Константин. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай. Еще при царствовании Александра I Константин заявил о том, что у него нет ни малейшего желания и намерения царствовать и править Россией. Необнародованное при жизни Александра отречение не получило силы закона, потому наследником престола продолжали считать Константина. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Вечером 12 декабря 1825 г. в Зимний дворец явился подпоручик Яков Иванович Ростовцев, вручив пакет. В нем было написано: «В народе и войске распространяется слух, что Константин Павлович отказывается от престола… Для вашей собственной славы погодите царствовать – противу Вас должно таиться возмущение, которое вспыхнет при новой присяге». Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлён, решился объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Получив письмо от Константина, Николай издал манифест о своем восшествии на престол 13 декабря. Вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга» новому императору Николай I назначил на 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге.

Таким образом, декабристы не поднимали восстание (тем более, народное), а, исходя из понятий офицерской чести, отказались переприсягать – они уже присягнули императору Константину, и другого они не приняли. Оба император обманули своих офицеров: Константин даже не выехал за пределы Польши, коей руководил, а Николай «подставил» их, перенеся время переприсяги Сената на раннее утро. К моменту выхода полков во главе с декабристами на Сенатскую площадь, сенаторы уже переприсягнули императору Николаю I.

Их выступление превратилось в восстание, и, не рассчитанное на длительное противостояние, закончились поражением. Правда, сами декабристы пошли на его обострение: убили генерала Милорадовича, спровоцировали артиллерийские залпы по своему строю, но их судьба уже была предрешена.

По словам С.М. Соловьева, европейское революционное движение в России откликнулось “младенческим лепетом у декабристов”. Декабрьский катаклизм, происшедший по существу внутри верхов, говорил о том, что почвенностью в России пропитаны не только народные низы.

В декабре 1825 г. царский трон России занял Николай I. Его прадед, муж дочери Петра I, был чистоокровным немцем. Его дед, Петр III, женившись на немке, и был сам наполовину русским. Его отец, Павел – на 3/4 немец, женился на немке, оставив в сыне, в Николае I 1/8 часть русской крови и 7/8 немецкой. Сложенная кем-то песенка “Царь наш немец русский, носит мундир прусский” имела генетическую основу. О правлении Николая I и его личности свидетельства противоречивы:

  1. “Время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной русской власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”, – историк А.Е. Пресняков;

  2. А.И. Герцен назвал Николая I “жандармом Европы”;

  3. Н.А. Добролюбов: Николай I — “удав, 30 лет душивший Россию”;

  4. Фрейлина Тютчева именовала царя “Дон Кихотом самодержавия”;

  5. философ И.А. Ильин писал о Николае I как о “рыцаре монархической идеи, сумевшим удержать Российскую империю на путях ее самобытного развития”;

  6. философ К.Н. Леонтьев: Николай I “был истинным легитимистом”, который “был призван задержать на время всеобщее разложение, имя которому революция”;

  7. В.О. Ключевский: “Николай поставил себе задачу ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, консервативный и бюрократический образ действия – вот характеристика нового царствования”;

  8. Свидетельство современника: ”Все сводилось к простоте отношений начальника и подчиненного. В начальстве совмещались закон, правда, милость, кара. Купец торговал, потому что на то была милость начальства, обыватель ходил по улице, спал после обеда в силу начальнического соизволения. Приказный брал взятки по милости начальнического снисхождения. Дышали воздухом, потому что начальство, снисходя к слабости нашей, отпускало в атмосферу достаточное количество кислорода, рыбы плавали в воде, птицы пели в лесу, потому что так разрешило начальство. Начальник был безответственен в отношениях своих с подчиненными, но имел в тех же условиях власть над собой. Военные люди, как представители дисциплины, считались годными для всех родов службы”.

Во всех этих оценках есть, что подтверждает современный уровень накопления исторических знаний, есть доля истины.

Николай I занял престол в условиях бунта декабристов. Знакомство с делом восставших подтвердило, что Россия нуждалась в реформах. После 14 декабря 1825 г. Николай I спросил у К. Рылеева: “Что было вашей целью?”. В ответ он услышал: “Конституция, либеральное правление, общественные свободы”. Крепостное состояние российского общества 2-й четверти XIX в. по-прежнему считалось делом настолько естественным и непоколебимым, что всего этого крепостники, да и сами крепостные часто попросту не замечали:

  • один помещик, выступая за освобождение крестьян, продал их, как скот, по выгодной цене, и поехал за рубеж издавать социальный журнал, направленный против крепостничества;

  • Михаил Юрьевич Лермонтов, частенько обличая самодержавие, в то же время знал, что его бабушка в Тарханах продает крепостных, и вырученные деньги (1 580 р.) шлет ему для покупки приглянувшейся лошади.

В годы правления Александра I и Николая I темпы прироста крепостных крестьян стабильно возрастали. С 1816 по 1835 гг. число таковых увеличилось более чем на миллион и составило 10 872 000 душ. Николай I достаточно ясно видел пороки российской жизни. И его царствование также было отмечено попытками реформирования наиболее одиозных внутренних систем и законодательных установлений.

Вскоре после прихода к власти государь образовал секретный “Комитет 6 декабря 1826 г.” За 3 года работы он наметил программу преобразований, предусматривавшую ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации по принципу разделения властей и т.п. Но сопротивление почвенников, восстание в Польше 1830 г., “холерные бунты” 1830-1831 гг. похоронили большинство предложений этого Комитета еще в зачатии. Члены Комитета лишь успели подготовить законы, лишавшие помещиков права продавать земли без крепостных душ и запрещавшие самовольно отдавать своих крепостных в горнозаводские работы.

Предполагалось, что в обеспечении правовых основ в обществе большую роль сыграет кодификация законов, которую проводил М.М. Сперанский во главе II Отделения СЕИВК (Собственной Его Императорского Величества Канцелярии). Полное собрание законов Российской империи издали в 1833 г. (47 томов). Свод законов увидел свет в 1833 г. (15 томов). Но польза от проведенной работы оказалась незначительной, хотя эта работу сделали постоянной. 1-й кодифицированный закон об исполнении наказаний в виде лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, принятый ГосСоветом в 1832 г., в 1842 г. переиздали, дополнив и изменив.

Россия вступила в полосу бюрократизации. О расцвете бюрократизма наглядно свидетельствуют данные В.О. Ключевского. В начале царствования Николая I министерство юстиции рассмотрело 2 800 000 дел. Государь пришел в ужас, узнав об этом. В конце 1820-х г. производили “ одно громадное дело о некоем откупщике”, разросшееся до нескольких сотен тысяч листов. Велено было эти бумаги собрать и препроводить из московского департамента в столицу. Дело погрузили на несколько подвод и отправили в Санкт-Петербург, но оно вместе с подводами и извозчиками пропало до последнего листа. В 1848 г. министр юстиции представил императору отчет, в котором указал, что во всех служебных местах империи не закончено рассмотрение еще 33 000 000 дел.

Николай I неоднократно обращался к мысли об отмене крепостного права. Варианты реализации идеи разрабатывали в течение 20-ти лет в 10-ти секретных комитетах, создаваемых один за другим. Но всякий раз дело ограничивалось лишь проектами. Император, понимая абсурдность крепостничества, опасался его ликвидировать. Он заявил: “Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Противоречивость Николая I в мыслях и действиях в значительной мере соответствовала положению дел в обществе. При рассуждении на тему, а был ли сам российский народ 1-й половины XIX в. готов к реформам, отдельные факторы социально-экономической жизни страны могут ввести в пессимизм или заблуждение кого угодно. 2 момента, характеризующие жизнь значительной части россиян, которые никак не вписывались в цивилизованную жизнь: пьянство и ментальность интеллигенции.

Пьянство. Ни одна деревенская сходка не обходилась без водки. У народа на этой основе складывались новые черты ментальности:

  • «не пить – так и на свете не жить»;

  • «пьем как люди, а за что Бог не милует – не знаем»;

  • «пьем – людей не бьем, чем не живем».

Правительство, видя продолжавшуюся пагубность пьянства, ввело некоторые новые административные меры:

  • повсеместно устанавили штраф или 25 ударов палкой за излишнее употребление спиртного;

  • начали создавать общества трезвости, в которые вступали иногда целыми деревнями;

  • каждое село получило старшину, ведавшего трезвостью крестьян.

Но ничто не спасало от бедствия. В правительственных кругах полагали, что с отменой крепостного права пьянство в России уменьшится. Получилось наоборот. Если в 1552 г. во всем Московском царстве был 1 кабак (в Москве), а к концу XVII в. в каждом городе было по одному кружечному двору, то в XIX веке кабаков в империи насчитывалось: 1852 г. – 77 838; 1859 г. – 87 338; после 1863 г. – перешло за 500 000. С ростом количества кабаков росло и количество выпитого спиртного. Только в 1863 г., в сравнении с 1862 г., выпили водки больше: в Тамбовской губернии – на 215%; в Пензенской – на 281%. Федор Михайлович Достоевский с горечью писал о пьяном феномене России: “Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают: бронзовую руку Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли!”

Ментальность интеллигенции. Она проявлялась противоречиво, например, в отношении к персоне императора Николая I в период его правления. В 1827 г. А.С. Пушкин, уже зрелый поэт и гражданин, написал знаменитое стихотворение “Друзьям”, делясь с ними ожиданиями от деятельности императора:

Ум Его я просто полюбил

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

А.С. Пушкин хвалил Николая I и его действия, венок славы отдал войне. Причем, этот бич человечества великий гуманист поставил в один положительный ряд с 2-мя светлыми человеческими чувствами; “надеждой” и “трудами”. Таковы были понятия о ценностях даже в высших умах и душах россиян. При Николае I несколько улучшили положение государственных крестьян. Новое министерство государственных дел возглавил генерал Петр Дмитриевич Киселев. Министр провел ряд мер по размежеванию земель, что давало дополнительные наделы малоземельным. Устраивали продовольственно-запасные магазины, ссудо-сберегательные кассы, школы и больницы. Положение казенных крестьян при Киселеве (был министром около 20-ти лет) выглядело предпочтительнее в сравнении с помещичьими крестьянами. Облегчению жизни крестьян способствовали и другие меры Николая I. (см. табл.8.).

Таблица 8

studfiles.net

Северное и Южное общества декабристов

К. Кольман «Восстание декабристов»

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания.  То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

Таким образом, постепенно складывалось понимание необходимости борьбы с крепостным правом и самодержавием, которое и не стремилось изменять участь крестьян. Декабристское движение не было каким-то выдающимся явлением, оно проходило в общем русле мирового революционного движения. Об этом писал в своих показаниях и П.Пестель: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Ранние тайные общества

Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Ф. Тулов «Александр Николаевич Муравьев»

Союз спасения

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков, племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель.

Основные цели их борьбы:

  • ликвидация крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение конституции;
  • установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

Союз благоденствия

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия ( на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации:

  • отмена крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

П.И. Пестель

Его программа:

  • уничтожение рабства;
  • равенство граждан перед законом;
  • гласность в государственных делах;
  • гласность судопроизводства;
  • уничтожение винной монополии;
  • уничтожение военных поселений;
  • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
  • улучшение участи членов клира;
  • в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление.
Союз благоденствия  впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

Новые тайные общества

Южное общество декабристов

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в  Киеве и Северное общество в  Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе &

www.rosimperija.info

Декабристы. Анализ программ южного и северного обществ. — МегаЛекции

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.

Причины и характер движения. Главная причина сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации экономики.

Мощным побудительным фактором стали Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813—1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Основные свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма.

Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. В общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Они долго сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. Круг революционеров был крайне ограничен представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества, они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело объективно буржуазный характер.

Первые политические организации. Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П. И. Пестель, А. Н. Муравьев. С. П. Трубецкой. К ним присоединились К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. С. И. Муравьев-Апостол и др.



«Союз спасения» — первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав — «Статут». В нем были заложены дне основные идеи переустройства российского общества — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» —насчитывавшая 200 чел. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Состояло из двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления.

Его программа: уничтожение рабства; равенство граждан перед законом; гласность в государственных делах; гласность судопроизводства; уничтожение винной монополии; уничтожение военных поселений; улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет; улучшение участи членов клира; в мирное время уменьшение численности армии.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия».

Новые тайные общества. В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его руководителем стал П. И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его лидерами стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе».

Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля.

Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию —политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная власть — парламенту («Народное вече»).

П. И. Пестель высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал парламент, а исполнительной — «Державная дума». С идеями в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления.

В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Н. М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор.

По мнению П. И. Пестеля, необходимо в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. Земля могла покупаться, продаваться и закладываться.

Летом 1825 г. к южанам примкнули «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в течение месяца в стране сложилась необычная ситуация — междуцарствие. В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнею правления, т. е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений.

Рано утром 14 декабря 1825 г. члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Позже выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С. П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.

Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководители Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. было восстание, и оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены. Остальных сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь.

Причины поражения и значение выступления декабристов. Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания — основные причины поражения декабристов.

Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

2. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ПРОГРАММЫ

2. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА И ИХ ПРОГРАММЫ

Южное общество. Сообщение о прекращении деятельности «Союза благоденствия» члены Тульчинской (Южной) управы восприняли отрицательно и не признали решения Московского съезда. В конце марта 1821 г. члены управы П. И. Пестель, А. П. Юшневский, П. В. Аврамов, Н. В. Басаргин, А. П. Барятинский, Ф. Б. Вольф, В. П. Ивашев, братья Н. А. и А. А. Крюковы собрались в Тульчине и единогласно постановили продолжать деятельность, провозгласив всех присутствующих основными членами (боярами) нового общества. На одном из следующих заседаний они избрали руководство — Директорию Южного общества в составе П. И. Пестеля, А. П. Юшневского и Н. М. Муравьева. Последнего избрали по предложению Пестеля, который считал Южное общество округом будущего всероссийского тайного общества и стремился при помощи Н. М. Муравьева — одного из руководителей Северного общества — координировать деятельность обоих обществ в Петербурге.

Центром Южного общества оставался Тульчин, где стоял штаб 2-й армии. Здесь действовала и пополнялась новыми членами Тульчинская управа, происходили тайные собрания, проводились беседы и дискуссии по вопросам будущего революционного переворота. Некоторое время руководителями Тульчинской управы, как и всего Южного общества, оставались П. И. Пестель и А. П. Юшневский. В конце 1825 г. Тульчинскую управу возглавил А. П. Барятинский, поскольку П. И. Пестель сосредоточил внимание на подготовке всего Южного общества к восстанию.

На протяжении 1822–1825 гг. в Киеве состоялись четыре съезда ведущих деятелей Южного общества, на которых решались основные вопросы его деятельности. Первый съезд в январе 1822 г. подтвердил создание Южного общества и его конечную цель — установление в России республики революционным путем. Участники съезда приняли в Южное общество бывшего члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия» подполковника С. И. Муравьева-Апостола, переведенного из лейб-гвардии Семеновского пехотного полка и назначенного командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, штаб которого находился в Василькове. Вступил в общество и его брат отставной подполковник М. И. Муравьев-Апостол.

Наряду с Тульчинской образовалась Каменская управа, руководителями которой стали В. Л. Давыдов и генерал-майор С. Г. Волконский. С этого времени в Каменке почти ежегодно осенью происходили совещания ведущих деятелей Южного общества.

По инициативе С. И. Муравьева-Апостола в 1823 г. на съезде Южного общества была создана третья, Васильковская управа. Руководителями ее избрали С. И. Муравьева-Апостола и подпоручика Полтавского пехотного полка М. П. Бестужева-Рюмина. Деятели всех трех управ Южного общества проводили большую работу по вовлечению в организацию надежных единомышленников. В Тульчине в общество вступили поручик И. Б. Аврамов, поручики братья Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, подпоручик Н. Ф. Заикин, штабс-капитан И. Ф. Фохт, подполковник А. В. Ентальцев и др. Руководители Каменской управы В. Л. Давыдов и С. Г. Волконский приняли в общество подпоручика из военных поселений В. Н. Лихарева. В состав этой управы вошли также братья А. В. и И. В. Поджио.

Васильковская управа быстро росла количественно и развертывала активную деятельность. С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин вовлекли в общество многих офицеров 3-го пехотного корпуса 1-й армии, среди которых оказались полковник квартирмейстерской части штаба корпуса В. И. Враницкий, командиры полков: Алексопольского — полковник И. С. Повало-Швейковский, Ахтырского — полковник А. З. Муравьев, Полтавского — полковник В. К. Тизенгаузен, подполковник А. Н. Фролов, ротмистр Н. Н. Семичев, майор М. М. Спиридов, поручик И. И. Сухинов и др.

«Русская правда» П. И. Пестеля. Уже на первом съезде Южного общества в Киеве возник вопрос о создании его программы. Членов общества тогда уже глубоко заинтересовали разделы написанного П. И. Пестелем проекта программы, которая в 1824 г. после неоднократного обсуждения на съездах общества окончательно получила название «Русская правда».

П. И. Пестель — автор «Русской правды» и идейный руководитель дворянских революционеров — был человеком выдающего ума. А. С. Пушкин после своей встречи с ним в Кишиневе (1821) записал в дневник: «Утро провел с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова… Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…»[77]. По своим общественно-политическим взглядам П. И. Пестель — республиканец, убежденный революционер, борец против самодержавия и крепостничества.

Дом в Киеве, в котором собирались декабристы

Незаконченный текст «Русской правды» является одним из основных документов революционной программы декабристов. Из десяти запланированных глав полностью написано пять, отредактировано только три. Остальные известны в фрагментах. Сохранилась еще «Конституция. Государственный Завет» — сжатое изложение основных идей программы Южного общества. Согласно «Русской правде», в стране предполагалось уничтожение самодержавия и провозглашение республики. В. И. Ленин высоко ценил политическое значение лозунга республики и указывал на декабристов, как на первых революционеров, которые выдвинули республиканские идеи[78] в освободительном движении России.

Выступая за полное уничтожение крепостного права, П. И. Пестель в «Русской правде» писал: «Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими Людьми»[79].

В «Русской правде» предусматривалось также ликвидировать военные поселения, сократить срок службы в армии до 15 лет, упразднить средневековые цехи, торговые гильдии и компании, титулы, гербы и всяческие привилегии господствующих сословий. Все граждане России объявлялись равными перед законом. Им гарантировались свобода слова, печати, собраний, вероисповеданий, равенство в суде, выборе профессии и другие гражданские свободы.

Согласно «Русской правде», все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, имели равное и не ограниченное каким-либо имущественным цензом избирательное право.

Высшим органом законодательной власти провозглашалось Народное вече, которое избиралось всеми гражданами страны.

С. Г. Волконский

В. Л. Давыдов

Высшая исполнительная власть в республике должна была принадлежать Государственной думе, состоящей из пяти членов, которых назначало Народное вече сроком на 5 лет. Предусматривалось создание органа контроля за соблюдением и правильным применением законов и осуществлением постановлений правительства — Верховного собора.

П. И. Пестель считал необходимым после победы революции вначале передать власть Временному верховному правлению, на которое возлагалась обязанность постепенно, в соответствии с «Русской правдой», провести в стране социально-экономические и политические реформы. Состав Временного верховного правления определялся тайным обществом.

Для обеспечения граждан России средствами к существованию П. И. Пестель предлагал сделать их землевладельцами. По его мнению, этого можно было достичь путем земельной реформы — конфискации значительной части помещичьих, казенных и церковных земель и создания больших общественных земельных фондов.

Общественная земля закреплялась за каждой волостью и подлежала бесплатной раздаче в пользование всем гражданам: «Земля общественная будет всему Волостному Обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную Его собственность составлять. Она ни продана, ни Заложена быть не может»[80]. В «Русской правде» сделана оговорка, что бесплатные общественные наделы предоставляются прежде всего беднейшим. Часть земли оставалась в охраняемой государством частной собственности казны или отдельных лиц.

Основой предусматриваемого для России «гражданского бытия», согласно «Русской правде», должны стать волости, которые назывались бы также коммунами (общинами). Граждане каждой волости составят «одну политическую семью». Такая организация общества способствовала бы, по мнению П. И. Пестеля, улучшению положения народа и вселяла бы в сознание граждан «нравственность и добродетель». Предполагалась ликвидация всякого угнетения народных масс. «Довольно долго, — писал П. И. Пестель, — существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распорядку Вещей»[81].

Заботясь об освобождении от деспотизма и крепостнического угнетения русского народа, П. И. Пестель не забывал и о судьбе других народов, населявших Россию, особенно отсталых северных и восточных народов. Он предлагал освободить все эти народы от гнета чиновников и феодалов, предоставить им такие же политические права, как и русскому народу. Таким путем П. И. Пестель надеялся добиться «слияния» всех народов России в едином централизованном, политически сильном, экономически и культурно развитом государстве.

Отстаивая единство России и целостность ее территории, П. И. Пестель с особой решительностью подчеркивал общность судеб русского и украинского народов. Он заявлял: «…Малороссия навеки с Россиею пребудет неразрывною и никакая сила не отторгнет Малороссии от России…»[82].

Разумеется, в «Русской правде» имели место и существенные элементы дворянской классовой ограниченности, которые проявлялись прежде всего в отстаивании вместе с принципом общественного пользования землей и принципа частного владения ею, в отсутствии указаний о предоставлении избирательного права женщинам, в объединении системы просвещения с церковью, а также в тенденции к принудительной ассимиляции всех народов страны.

«Русская правда», как революционная программа освободительной борьбы в России, оказала значительное влияние на общественно-политические взгляды многих членов тайных обществ и все декабристское движение. Общественные преобразования, о которых мечтали дворянские революционеры, объективно создали бы условия для развития в стране капиталистического уклада.

Северное общество. Одновременно с Южным в Петербурге начало создаваться Северное общество. Его организаторами стали Н. М. Муравьев, Е. П. Оболенский, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин и Н. И. Тургенев. Однако оформление этого общества затянулось в связи с выводом в апреле 1821 г. полков гвардии из Петербурга на продолжительные маневры в Белоруссию и Литву. Общество организационно оформилось в 1822 г. и тогда же развернуло свою деятельность.

Значительная часть бывших активных членов «Союза благоденствия», которые жили в Москве, также наладила связи с обществом (И. И. Пущин, С. М. Семенов и др.). И. И. Пущин возглавил управу Северного общества в Москве.

В декабре 1823 г. члены Северного общества одобрили написанный Н. И. Тургеневым устав общества, в соответствии с которым оно строилось по разрядному членству. Члены первого разряда имели право избирать руководящий орган — Думу, контролировать ее деятельность, принимать новых членов, создавать управы и руководить ими. Члены второго разряда принимали только активное участие в работе общества. Дума Северного общества, избранная осенью 1822 г., состояла из трех лиц: Н. М. Муравьева (глава, или правитель), Е. П. Оболенского и С. П. Трубецкого.

В 1824 г. С. П. Трубецкой выехал на службу в Киев, и тогда же членом Северной думы был избран К. Ф. Рылеев. В это время в состав общества влилась большая группа активных деятелей: офицеры братья Александр, Николай и Михаил Бестужевы, П. Г. Каховский, поэты А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер, группа офицеров гвардейского флотского экипажа во главе с А. П. Арбузовым. Новые силы значительно оживили деятельность общества. В нем заметно усилились республиканские тенденции и стремление к более тесному объединению с Южным обществом. На протяжении 1821–1825 гг. Северное общество пополнялось новыми членами и численность его превысила 100 человек. Насущной потребностью стала разработка программы общества и тактики революционного переворота.

«Конституция» Н. М. Муравьева. Программу Северного общества разрабатывал Н. М. Муравьев. Долгие годы П. И. Пестель и Н. М. Муравьев выступали политическими единомышленниками. Еще в 1820 г. они вместе отстаивали республиканские идеи. Позже, став руководителем Северного общества, Н. М. Муравьев постепенно изменил свои взгляды и составил проект «Конституции» — программу общества — в значительно более умеренном плане, чем «Русская правда» П. И. Пестеля.

И все же, несмотря на определенную ограниченность и умеренность, «Конституция» свидетельствует о революционности взглядов Н. М. Муравьева, который выступил решительным сторонником уничтожения крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются, — писал он, — раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным»[83]. Во взглядах на политический строй будущей России Н. М. Муравьев колебался между республикой и конституционной монархией. Но в «Конституции» он все же отдал предпочтение последней, а также придерживался идеи федеративного устройства страны.

Н. М. Муравьев

Проект «Конституции» предусматривал равенство всех граждан перед законом, отмену сословий и гильдий, личную неприкосновенность граждан, свободу слова, печати, право заниматься промыслами и торговлей, право собственности на недвижимое имущество и землю.

Вся законодательная власть России, согласно «Конституции» Н. М. Муравьева, передавалась Народному вечу. Этот верховный орган власти в стране состоял бы из двух палат («Верховная дума» и «Палата народных представителей») и избирался на основе довольно высокого имущественного ценза как для избирателей, так и особенно для тех, кого избирали депутатами. Выборы низших органов власти также предусматривали определенный имущественный ценз.

Исполнительную власть Н. М. Муравьев предполагал оставить за «верховным чиновником» Российского государства — императором, который имел бы право вето, хотя и ограниченное, на все законодательные решения Народного веча.

После революционного переворота тайное общество намеревалось созвать Учредительное собрание, которое определило бы форму государственного устройства России.

Будущая конституционная монархия, согласно проекту Н. М. Муравьева, должна была стать федерацией, в которую входили бы как составные части отдельные «державы», или «области». Причем эти «державы» образовывались искусственно, по территориальному принципу, без учета этнических границ. Так, на территории Украины предполагалось создать две «державы»: Украинскую — со столицей в Харькове и Черноморскую — со столицей в Киеве. Власть во всех «державах» принадлежала бы правительствующим собраниям, члены которых также избирались на основе высокого имущественного ценза.

Классовая ограниченность проекта «Конституции» сказалась в сохранении монархии, помещичьей собственности на землю, введении высокого имущественного ценза. Крестьян освобождали бы от крепостной зависимости лишь с приусадебным участком и с минимальным 2-десятинным наделом пахотной земли на двор, а остальная земля оставалась собственностью государства и помещиков.

«Конституция» Н. М. Муравьева неоднократно обсуждалась на заседаниях Северного общества и подвергалась обоснованной критике многими ее членами. Этим объясняется и то, что «Конституция» так и не была принята как его программа.

Постепенно среди членов Северного общества выделилась группа единомышленников поэта-революционера К. Ф. Рылеева, который вместе с Е. П. Оболенским сплотил вокруг себя наиболее радикальных членов общества, решительно выступивших за свержение самодержавия и установление в России республики.

Осуждая и критикуя в своих произведениях самодержавие, крепостничество, аракчеевщину, К. Ф. Рылеев призывал народ к борьбе за свободу. Отважный сын русского народа глубоко интересовался жизнью и героическим прошлым украинского народа. В думах и поэмах К. Ф. Рылеев наряду с прославлением патриотических подвигов народов России воспевал и героизм руководителей народных крестьянских восстаний на Украине — Северина Наливайко, Семена Палия, героику событий освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого против господства шляхетской Польши, исторический акт воссоединения Украины с Россией. Устами любимого героя Северина Наливайко К. Ф. Рылеев провозглашал: «Мне ад — Украйну зреть в неволе, ее свободной видеть — рай!..»[84].

К. Ф. Рылеев

Готовясь к активным действиям, члены Северного общества стремились к установлению тесных связей с Южным обществом, чтобы совместными усилиями обрушиться на самодержавие.

Организационное оформление Северного и Южного обществ, создание программных документов — «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н. М. Муравьева, распространение республиканских идей среди дворянских революционеров — все это способствовало подготовке намечавшегося в России революционного переворота.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

В чем главные различия двух программ Северного и Южного общества?

Сравнительный анализ программ Южного и Северного обществ П. И. Пестель и его сторонники считали, что республика является единственно разумной формой государственного устройства. Выдвигая эти идеи, декабристы опирались на исторический опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. В Республиканской России предполагалась разделение властей: на законодательную, блюстительную и исполнительную власти: Вся полнота законодательной власти была предоставлена однопалатному парламенту – народному вече. В него входили 500 человек. Исполнительная власть была представлена Державной думой из пяти членов, избирающихся Народным вечем на 5 лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. «Сверх сего нужна еще власть блюстительная – Верховный собор» . Его состав предполагался из 120 человек, именуемых «боярами» . Они назначались и не могли участвовать в законодательной или исполнительной власти. Всю страну планировалось разделить на 10 областей, состоящих из 5 округов (губерний) . Округа, в свою очередь, делились на уезды (поветы) , а те — на волости. Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания. Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными правлениями. Необходимо отметить, что предусматривалось неограниченное избирательное право. Решение вопроса о земле было компромиссным. Пестель определил, что половина пахотной земли должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось оставить в собственности помещиков. Помещичья земля предназначалась для сдачи в аренду фермерам — «капиталистам земледельческого класса» , которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с широким привлечением наёмного труда. У Н. М. Муравьева было иное представление о государственном устройстве России. В его проекте конституции предусматривалось, что Россия может быть федеративным государством по типу Северной Америки, но при этом – конституционной монархией. Предлагалось разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную: Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом – народным вече, состоящим из «Верховной думы» (верхняя палата) и «Палаты представителей народных» (нижняя палата) . Депутаты в обе палаты должны были избираться на 6 лет, и каждые два года треть депутатов переизбиралась. В верхнюю палату избирали по 3 депутата от органов управления каждой державы и по два от областей. В нижнюю – по одному депутату от 50 000 жителей мужского пола. Исполнительная власть принадлежала императору — «верховному чиновнику российского правительства» , бывшему также Верховным главнокомандующим, назначавшим с согласия Верховной думы послов, консулов, судей верховных судебных палат и министров. При этом сохранялась наследственность в замещении должности императора. Судебная власть представлена так, что «в каждом Уезде полагались Совестные Судьи, в областях Областные, а в Столичном Округе Верховные» . Предполагалось образование федерации из 13 держав и 2 областей. Державы привязывались к морям или крупным судоходным рекам. Состоять они должны были из уездов или поветов, а те из волостей. В державах избирались «Державные веча» , депутаты которых избирались на 4 года и четверть их ежегодно переизбиралась. Избирательное право было ограничено имущественным цензом. Земельный вопрос решен так: владения помещиков сохранялись, а освобождённые крестьяне получали небольшие наделы до 2 десятин пахотной земли на двор. Надо отметить, что в XIX веке для прокорма крестьянской семьи требовалось 4 десятины земли. В обоих проектах провозглашались гражданские права и равенство всех перед законом. П. И. Пестель исходя из идеи равенства предлагал отменить многонациональность России. Все племена, составляющие российское государство, признаются русскими и, слагая, свои различные названия, составляют один русский народ. Аналогична и позиция Н. М. Муравьева: утверждая рав

ты ничего не сказал про крепостное право! А это важно!

touch.otvet.mail.ru

Сравните программные документы Северного и Южного общества.

На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.
Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.
В 1825 году к ним присоеднилось Общество соединённых славян. В числе которых было много предприимчивых людей и противников правила не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками». Велись переговоры с с представителем польского Патриотического общества, целью переговоров ставилось признать независимость Польши и передать ей от России провинции Литву, Подолию и Волынь. а также присоединение к Польше Малороссии.

Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля. Составленные декабристами программные документы выявляют глубокие идейные противоречия в их среде. Общее заключалось только в сохранении принципа помещичьего землевладения. Таким образом, не очень понятно, какая именно программа стала бы осуществляться в случае успеха движения. Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва.
Проект конституции Северного общества предусматривал образование Российской федерации в составе 15 «держав».
Другая идея: преобразование страны в парламентскую монархию, при которой практически любые назначения подлежали утверждению со стороны парламента.
Предполагалась также отмена крепостного права на условиях наделения крестьян землёй из расчёта 2 десятин на двор, то есть закреплялось крупное помещичье землевладение.

Документ П. И. Пестеля самым коренным образом отличается от программных установок Северного общества.
Во-первых, Пестель видел Россию единой и неделимой с сильной централизованной властью.
Во-вторых, страна должна была стать республикой, при этом достаточно остроумно решался вопрос преемственности власти.
В-третьих, полковник считал, что предназначавшуюся для крестьян землю не следует разделять по дворам, а необходимо оставить в общинной собственности.

Главная причина провала — были отделены от народа

Оцени ответ

shkolniku.com

0 comments on “Сравнение программ северного и южного обществ таблица – Заполните таблицу «Программы тайных обществ». (сравнение Северное общество и Южное общество)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *