Линии сравнения | Славянофилы | Западники |
Представители | А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. | Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков и др. |
Теоретическая основа | Отрицание закономерностей в развитии общества | Признание закономерностей в развитии общества |
Исторические судьбы России | Самобытный путь России | Россия повторяет западноевропейский путь развития |
Отношение к реформам Петра 1 | Осуждение реформ за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права | Положительная оценка реформ, которые способствовали европеизации России |
Политическая сфера | Самодержавие с опорой на соборное начало русского народа | Постепенное движение в сторону конституционной монархии. Образец — Англия |
Экономиче ская сфера | Отмена крепостного права с последующим развитием крестьянства на основе общинного землевладения | Отмена крепостного права, поощрение частной собственности, экономической независимости людей |
Духовная сфера | Православие — главная духовная опора | Развитие просвещения, науки, техники, правового сознания |
Сходство идейных воззрений | — Необходимость изменений в российской действительности. — Вера в возможности движения России к процветанию. — Требование отмены крепостногоправа. — Осуществление мирных постепенных преобразований под руководством верховной власти (реформы сверху). — Решительное отрицание революционного движения |
infotables.ru
Западники | Славянофилы | |
Основные представители | Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами. М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала». А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол». | А.С. Хомяков – философ, художник, литератор и богослов. Был привязан к началам православной церкви. Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!». |
Самодержавие | Часть западников, выступала за ограничение монархии конституцией. Представители радикального крыла не видели альтернативы республиканской форме правления и были ярыми противниками самодержавия. | Неограниченное самодержавие, согласно славянофилам, единственный возможный для России политический строй. |
Крепостное право | Западники решительно выступали за отмену крепостного права. Перспективу они видели в развитии наемного труда. | При всем консерватизме, славянофилы также были противниками крепостного права. Считали необходимым сохранить общинный уклад крестьянской жизни. Предоставить каждой общине право на выкуп земли. |
Религия | Для некоторых западников, религия была лишь суеверием, пережитком прошлого. Другие, несмотря на приверженность прогрессу в остальных сферах, были христианами. | Православие – незаменимый элемент развития и краеугольный камень исторической миссии русского народа. |
Прошлое России | Скептически относились к прошлому России, не видели в нем рациональных звеньев. | Были склонны к идеализации прошлого. Считали, что в прошлое необходимо возвратиться. |
Место России в мире | Исключали самобытность русского народа. Считали Россию составной частью мира. | Путь России должен быть отличным от Европейского пути. Отсутствие борьбы социальных групп – проявление самобытности. |
Пути развития империи | Европейские страны уже прошли путь развития, по которому стоит проследовать и России. Овладев достижениями запада, переработав его опыт, Россия вырвется вперед. | Россия не должна заимствовать опыт запада. Трех столпов: православия, самодержавия и народности достаточно для устойчивого развития и выхода на лидирующие позиции. |
Экономика | Выступали за активное развитие железных дорог, промышленности, торговли. Основа развития – опыт стран Запада. | Ратовали за постепенное развитие банковского сектора и сети железных дорог. Государство должно оказывать поддержку на пути механизации труда. |
Реформы Петра Первого | Возвеличивали преобразования Петра, считали их прогрессивными. | Реформы Петра 1 – подражательство. Они навязаны России насильно. |
Интересные факты | А.И Герцен, был одним из первых русских мыслителей, затронувших тему педагогики в своем творчестве. Благодаря этому, ведущий педагогический университет страны назван в его честь (РГПУ им. Герцена). | А. С. Хомяков получил образование дома. Обладал обширными знаниями в нескольких научных областях. Был полиглотом. |
istoriyakratko.ru
Линии сравнения | (1840-1850-е гг.) Славянофилы | Западники | |
Хомяков А.С. – «Илья Муромец славянофильства», братья Киреевские И.В. и П. В., братья Аксаковы И.С. и К.С., Самарин Ю.Ф., Кошелев А.И., Даль В.И. – создатель словаря великорусского языка | Грановский Т.Н., Чичерин Б.Н., Кавелин К.Д., Боткин В.П., Тургенев И.С. – писатель, Гончаров И.А. – писатель, Соловьев С.М. — историк | ||
Различия | |||
Происхождение или значение названия | Буквально – «славянолюбы»; название дано запаниками в ходе полемики; сами называли себя «русолюбами» или «русофилами» | Так называли всех, кто противостоял славянофилам, то есть тех, кто ориентировался на пример Запада в общественном развитии | |
Видение путей развития России | Россия должна вернуться к самобытному пути развития, с которого она свернула в результате петровских преобразований. Идеал и основа самобытности России: крестьянская община (мир) — «союз людей, основанный на нравственном начале». Цель: отказ от следования западному примеру, обращение к истокам. | Россия как часть мировой цивилизации идет тем же путем, что и западные страны, хотя и «запаздывает» в развитии. История России – часть общемирового исторического процесса. Задача: догнать Запад, создать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью». Идеал, пример для подражания – Англия и Франция. Цель: европеизация России | |
Отношение к реформам Петра I | Резко отрицательное. Петр расколол страну, противопоставил Русскому миру Антирусский мир в лице бюрократии, дворянства, интеллигенции. Петр создал условия для возможных в будущем революционных потрясений, отказавшись от истинного русского пути развития. Петр I – зло для России. | Абсолютно положительное, восторженное. Возвеличивали Петра, считали, что он «спас Россию», поведя по пути реформ по западному образцу. Петр I вел Россию из состояния дикости и приобщил к культурным достижениям всего человечества. | |
Отношение к самодержавию | Видели в нем единственно возможное государственное устройство; власть должна оставаться самодержавной, но опираться при этом на мнение народа. Главный тезис: «народу — мнение, царю – решение». Идея: возрождение Земских соборов. | Выступали за ограничение самодержавия и установление конституционной монархии по западно-европейскому образцу. | |
Отношение к существующей государственной системе | Отрицательное. Считали, что в России при засилии чиновничества проводится политика, чуждая народу; необходимы осторожные постепенные реформы при сохранении самодержавия. | Отрицательное. Призывали к изменению государственного строя по западно-европейскому образцу путем постепенных реформ | |
Отношение к прошлому России | Идеализировали его, видели в нем пример, ориентир для дальнейшего развития страны. | Не находили в нем ничего достойного, считали, что «все там темно и элементарно», а «свет прогресса» идет в Россию исключительно из Европы. | |
Отношение к личности | Проводили идею «соборности», коллективизма. Ставили веру выше разума. | Проводили идею свободной личности, утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума. Ставили разум выше веры. | |
Отношение к русскому языку, русской культуре | Выступали за чистоту русского языка, за отказ от иностранных слов, уже заимствованных, и за отказ от дальнейшего неоправданного заимствования в пользу исконно русских слов. Приветствовали все русское, носили не только европейское, но и русское платье, бороды. | Считали заимствования из иностранных языков оправданными, и отвечающими требованиям прогресса. Приветствовали все западное, отношение к русскому могло быть пренебрежительным. | |
Общее | |||
Отношение к крепостному праву, всесилию бюрократии, подавлению прав и свобод личности | Отрицательное. | ||
Отношение к коренным преобразованиям в России | Убеждены в их необходимости. Преобразования должны быть проведены «сверху», то есть по инициативе верховной власти и опоре ее на передовую общественность. | ||
Взгляды на характер проведения реформ | Они должны носить эволюционный, то есть постепенный и осторожный характер. Они должны проводиться мирным путем. | ||
Отношение к России | Вера в ее возможности, в ее будущее процветание. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст. Корни появления славянофилов и западниковПринято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее. Истоки славянофильстваДля начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:
Религиозные ценностиПервый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь. Москва есть третий РимДальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну. Реформаторская деятельность ПетраРеформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников». Истоки западничестваЧто касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:
Суть идеологии и ее значимостьСлавянофильство и западничество, как система взглядов на прошлое и будущее России, возникли в 1830-1840 годах. Одним из основателей славянофильства считается литератор и философ Алексей Хомяков. В этот период в Москве выходит две газеты, которые считались «голосом» славянофилов: «Москвитянин» и «Русская беседа». Все статьи этих газет насыщены консервативными идеями, критикой реформ Петра, а также размышлениями о «собственном пути России». Одним из первых идейных западников считается писатель А.Радищев, который высмеивал отсталость России, намекая на то, что это вовсе не особый путь, а просто отсутствие развития. В 1830 годах с критикой российского общества выступил П.Чаадаев, И.Тургенев, С.Соловьев и другие. Так как российскому самодержавию было неприятно слышать критику, то западникам было сложнее, чем славянофилам. Именно поэтому некоторые представители этого течения покинули Россию. Общие и отличительные взгляды западников и славянофиловИсторики и философы, которые занимаются исследованием западников и славянофилов, выделяют следующие предметы для дискуссий между этими течениями:
Трансформация идей в 20 векеВ конце XIX – начале XX века эти два течения прошли сложную эволюцию и трансформировались в направления и политические течения. Теория славянофилов в понимании некоторой интеллигенции начала трансформироваться в идею «панславизма». В ее основе идея объединения всех славян (возможно только православных) под одним флагом одного государства (России). Или другой пример: из славянофильства возникли шовинистические и монархистские организации «Черные Сотни». Это пример радикальной организации. Конституционные-демократы (кадеты) приняли некоторые идеи западников. Для социалистов-революционеров (эсеров) Россия имела свою модель развития. РСДРП (большевики) меняли свои взгляды на будущее России: до революции Ленин утверждал, что Россия должна пройти путь Европы, однако после 1917 года заявил о своем, особом пути страны. По-сути, вся история СССР – это реализация идеи своего пути, но в понимании идеологов коммунизма. Влияние Советского Союза в странах центральной Европы – это попытка реализации все той же идеи панславизма, но в коммунистической форме. Таким образом, взгляды славянофилов и западников формировали на протяжении долгого периода времени. Это сложные идеологии, в основе которых выбор системы ценностей. Эти идеи на протяжении XIX-XX века пережили сложную трансформацию, стали основой многих политических течений России. Но стоит признать, что славянофилы и западники – не уникальное явление России. Как показывает история, во всех странах, которые отставали в развитии, общество делилось на тех, кто желал модернизации и тех, кто пытался оправдаться особой моделью развития. Сегодня эта дискуссия также наблюдается в государства восточной Европы. Особенности общественных движений в 30-50 года 19 векаСлавянофилы и западники это далеко не все общественные движения России 19 века. Просто они наиболее распространены и известны, ведь спорт этих двух направлений актуален и по сей день. До сих пор в России мы видим неутихающие споры о том «Как жить дальше» — копировать Европу или остановиться на своем пути, который должен быть уникальным для каждой страны и для каждого народа.Если же говорить про общественные движения в 30-50 годах 19 века в Российской империи, то они формировались при следующих обстоятельствах Это обязательно нужно учитывать поскольку именно обстоятельства и реалии времени формируют взгляды людей и заставляют их совершить те или иные поступки. И именно реалии того времени породили и западничествои славянофильство. |
istoriarusi.ru
Сравнение западников и славянофилов таблица. Разница между западниками и славянофилами
Стр. 89.
Вопрос. Почему именно в первой половине XIX века активно разрабатываются различные общественные теории о путях и перспективах исторического развития России?
Различные общественные теории о путях и перспективах исторического развития России активно разрабатываются в первой половине XIX века потому, что менялись экономические, социальные условия в самой России, большие перемены происходят в странах Европы и Америки.
Стр. 92
Вопрос. Охарактеризуйте взгляды славянофилов по примерному плану:
1) Оценка исторического пути России.
2) Отношение к реформам Петра I.
3) Отношение к западной культуре и техническому прогрессу.
4) Желаемые преобразования.
Характеристика взглядов славянофилов.
Оценивая исторический путь России, славянофилы пришли к выводу, что Россия – самобытная страна и у нее может быть только свой особенный путь развития, ни на кого не похожий. Уникальность исторического пути они видели в отсутствии противоборства социальных групп, в крепком сословном построении общества, в существовании крестьянской общины, в православии.
Отношение к реформам Петра 1 у славянофилов было крайне отрицательное. По их мнению, Петр 1 расколол страну на два чуждых лагеря. Один – русское крестьянство, основание всего общественного здания страны. Другой – чиновничество, дворянство, интеллигенция. Славянофилы считали, что Петр 1 нанес вред России своей политикой европеизации, навязал чуждые, противоречащие исконному народному духу, порядки, нормы и обычаи.
Западную культуру славянофилы считали чужеродной, призывали к изучению русской народной культуры, его быта. При этом славянофилы не были противниками технического процесса, понимали необходимость усовершенствования условий труда, поддерживали развитие торговли, промышленности, банковского дела, но при этом, говорили, что государство должно поддерживать отечественных купцов и промышленников.
Славянофилы отрицали необходимость парламентских учреждений европейского образца. Власть монарха должна оставаться незыблемой, независимой ни от каких конституций. Предлагали возродить земские соборы как органы народного волеизъявления.
Стр. 93
Вопрос. Дайте характеристику взглядов западников по плану, предложенному в пункте 1.
Характеристика взглядов западников
Западники не находили в историческом прошлом ничего поучительного, считали, что прогресс в Россию всегда привносился с Запада. Именно поэтому они восторженно относились к реформам Петра 1.
Западная культура и общественное устройство западных стран также оценивали очень высоко, даже идеализировали, особенно в Англии и во Франции.
Желаемые западниками преобразования заключаются в свержении монархии, в установлении конституционного строя, в установлении гражданских прав и свобод.
Стр. 93, вопросы после параграфа 15
Вопрос 1. Сопоставьте взгляды славянофилов и западников по основным вопросам исторического развития России в XIX веке. Почему их сравнивали с двуглавым орлом, у которого одно сердце, а головы смотрят в разные стороны?
Западников и славянофилов сравнивали с двуглавым орлом, так как и те и другие радели за благополучие России, но по-разному представляли себе путь преобразований.
Вопрос 2. Почему при всех внутренних различиях и западники, и славянофилы были оппозиционно-либеральными движениями по отношению к государству и его идеологии («теории официальной народности»)?
И западники, и славянофилы были оппозиционно-либеральными движениями по отношению к государству и его идеологии (теории официальной народности) по причине несовпадения взглядов о том, каким образом надо преобразовывать жизнь в России. Западники предлагали коренные революционные преобразования, которые были неприемлемы для Николая 1. Славянофилы же предлагали возврат к прежним, устаревшим формам государственной власти, что также было неприемлемо.
Вопрос 3. Какие проблемы, поднятые западниками и славянофилами в середине XIX века, остаются актуальными для современной России? Чьи взгляды кажутся вам более реалистичными?
Актуальными для современной России остаются проблемы, поднятые западниками и славянофилами, проблемы исторического пути развития России.
Реалистичными их взгляды сегодня трудно назвать, но разумное зерно есть во взглядах обеих сторон. Разумное сочетание их идей можно использовать и сегодня.
Западники и славянофилы – две ведущие противоборствующие силы в идеологии и философии России в середине XIX в.
Основное расхождение в их взглядах касалось судьбы России. Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, при этом западные народы здесь опередили все остальные. Россия идет но тому же пути, но несколько отстает.
Поэтому Россия должна учиться у Запада. Славянофилы же полагали, что у России свой собственный путь развития, связанный, в частности, с влиянием православия на русский народ (табл. 122).
Таблица 122
Западники и славянофилы
Вопросы полемики | Западники | Славянофилы |
Философские предпосылки | идеализм Шеллинга и Гегеля | восточная (православная) патристика |
Концепция мирового развития | существует единый общечеловеческий путь развития; (концепция глобального развития культуры) | у разных народов возможны различные пути развития; (концепция локальных культур) |
Исторический путь России | Россия идет по тому же пути, что и Запад, но несколько отстает | у России свой особый путь развития, отличный от западного |
Отношение к петровским преобразованиям | положительное: они ускорили общее развитие России | отрицательное: они «столкнули» Россию с ее собственного пути развития в сторону западного пути |
owix.ru
Западники | Славянофилы | |
Основные представители | Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами. М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала». А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол». | А.С. Хомяков – философ, художник, литератор и богослов. Был привязан к началам православной церкви. Братья Киреевские. Основа их миропонимания – богопознание. Суть оного в борьбе религиозного интуитивизма с рационализмом. Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!». |
Самодержавие | Часть западников, выступала за ограничение монархии конституцией. Представители радикального крыла не видели альтернативы республиканской форме правления и были ярыми противниками самодержавия. | Неограниченное самодержавие, согласно славянофилам, единственный возможный для России политический строй. |
Крепостное право | Западники решительно выступали за отмену крепостного права. Перспективу они видели в развитии наемного труда. | При всем консерватизме, славянофилы также были противниками крепостного права. Считали необходимым сохранить общинный уклад крестьянской жизни. Предоставить каждой общине право на выкуп земли. |
Религия | Для некоторых западников, религия была лишь суеверием, пережитком прошлого. Другие, несмотря на приверженность прогрессу в остальных сферах, были христианами. | Православие – незаменимый элемент развития и краеугольный камень исторической миссии русского народа. |
Прошлое России | Скептически относились к прошлому России, не видели в нем рациональных звеньев. | Были склонны к идеализации прошлого. Считали, что в прошлое необходимо возвратиться. |
Место России в мире | Исключали самобытность русского народа. Считали Россию составной частью мира. | Путь России должен быть отличным от Европейского пути. Отсутствие борьбы социальных групп – проявление самобытности. |
Пути развития империи | Европейские страны уже прошли путь развития, по которому стоит проследовать и России. Овладев достижениями запада, переработав его опыт, Россия вырвется вперед. | Россия не должна заимствовать опыт запада. Трех столпов: православия, самодержавия и народности достаточно для устойчивого развития и выхода на лидирующие позиции. |
Экономика | Выступали за активное развитие железных дорог, промышленности, торговли. Основа развития – опыт стран Запада. | Ратовали за постепенное развитие банковского сектора и сети железных дорог. Государство должно оказывать поддержку на пути механизации труда. |
Реформы Петра Первого | Возвеличивали преобразования Петра, считали их прогрессивными. | Реформы Петра 1 – подражательство. Они навязаны России насильно. |
Интересные факты | А.И Герцен, был одним из первых русских мыслителей, затронувших тему педагогики в своем творчестве. Благодаря этому, ведущий педагогический университет страны назван в его честь (РГПУ им. Герцена). | А. С. Хомяков получил образование дома. Обладал обширными знаниями в нескольких научных областях. Был полиглотом. |
tvercult.ru
Вопросы для сравнительной характеристики | Славянофилы | Западники |
Кто относился к движению? | Самарин Ю.Ф. Хомяков А.С. А.И.Кошелев Братья Киреевские Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль А. Островский, Ф.И. Тютчев | Тургенев И.С. Анненков П.В. БоткинВ.П. Грановский Т.Н. Чаадаев П.А. Гончаров А.И. Корш В.Ф. Панаев И.Н. |
Какой государственный строй нужен России? | Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций | Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции |
Как относились к самодержавию? | Критиковали монархический строй | Критиковали монархический строй |
Как относились к крепостному праву? | Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств | Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс |
Как относились к капиталистическому строю? | Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться торговля, транспорт, банковское дело | Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России |
Как относились к гражданским правам народа? | Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства | Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав |
Как относились к религии? | Считали, что православие –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм | Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям |
Как относились к реформам Петра 1? | Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России | Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными |
Как относились к крестьянской общине? | Община, основанная на началах равенства – это будущее России | По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития |
Какой путь изменения государственного строя предлагали? | Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ | Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна |
Какое место отводили России в мировом историческом процессе? | Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп | Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность |
Как относились к отмене смертной казни в России? | Выступали за отмену смертной казни в России | Мнения по этому вопросу разделились |
Как относились требованию провозгласить свободу печати? | Положительно, требовали свободы печати и отмены цензуры | Положительно. Также ратовали за свободу печати |
Какой основной принцип провозглашали? | «Православие, самодержавие, народность!» Провозглашали духовность и свободу личности в духовном плане | «Разум и прогресс!» |
Отношение к наемному труду | Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства | Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции |
Как относились к прошлому России? | Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться к прошлому | Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра 1 |
Заслуги и значение для дальнейшего развития России | Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества. Вера в великое будущее России | Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно — политической мысли в России. |
www.soloby.ru