Стадии бюджетного процесса в рф таблица – 4.6. Бюджетный процесс

Стадии бюджетного процесса РФ их характеристика

Стадии бюджетного процесса представляют собой отдельные этапы работы над бюджетом. Такая деятельность строго регулируется законодательством. Компетентность органов власти разграничивается между исполнительными и представительными структурами. Первые занимаются составлением и исполнением бюджетов, вторые – рассмотрением и утверждением.

Из этой статьи вы узнаете, из чего состоят стадии бюджетного процесса по БК РФ – характеристика дана отдельно по каждой бюджетной стадии.

Содержание статьи:

Что такое бюджетный процесс РФ

В российском законодательстве бюджетный процесс – это один из основных экономических инструментов страны. Нормативное определение дано в стат. 6 БК РФ. В соответствии с указанной нормой бюджетный процесс – это регламентируемая законами РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также других участников по:

  • Составлению, рассмотрению бюджетных проектов.
  • Утверждению и исполнению принятых бюджетов.
  • Контролю за надлежащим выполнением.
  • Ведению бюджетного учета.
  • Формированию и проверке (внешней) бюджетной отчетности.
  • Рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

К числу структур, наделенных бюджетными полномочиями, БК РФ относит – Банк России, финансовые органы, государственные органы финансового или муниципального контроля. В систему последних учреждений входят органы исполнительной власти всех уровней (финансовые и контрольные), Счетная палата РФ. По сути, контроль осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Стадии формирования бюджета РФ – это процесс, состоящий из пяти последовательных этапов. Каждый из них является обязательным, не может быть исключен или видоизменен и регулируется законодательством. Далее рассмотрим стадии бюджетного процесса и их характеристики, включая составление (формирование), рассмотрение, утверждение и исполнение закона.

Перечень нормативных актов по организации бюджетного процесса

Составление проекта бюджета

Первой стадией является составление бюджетного проекта. Этот этап начинается с разработки целевых программ, планов и прогнозов развития. Для федерального бюджета решение о начале составления проекта принимается Президентом РФ. Поэтапная работа организуется и осуществляется Правительством России. Соответствующим образом ведется работа в регионах, муниципальных образованиях и отдельных территориях.

В точно определенные сроки должны быть составлены:

  • Основные направления развития бюджетной политики страны.
  • Денежно-кредитная и налоговая политика.
  • Прогноз развития экономической и социальной областей.
  • Направления и способы покрытия бюджетного дефицита.
  • Распределение издержек между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

Обратите внимание! Одновременно с работой над составлением федерального бюджета Правительство России обязано довести до исполнительных и представительных органов власти инструктивные письма. Такие документы содержат сведения о деталях составления расчетов к бюджетным проектам на будущий год.

Указания по разработке бюджетов доводятся вышестоящими органами власти до нижестоящих в установленных сроки. Но не позже, чем начнется следующий финансовый год. Требования включают финансовые, социальные нормы, а также изменения по ним. При несбалансированности минимальных расходов и ожидаемых доходов нижестоящий исполнительный орган подает расчеты в вышестоящий. Это делается для обоснования величины субвенций, дотаций, нормативов отчислений от доходных поступлений и других сумм.

Рассмотрение проекта

Не позднее 1 октября года текущего должно начинаться рассмотрение бюджетного проекта (стат. 192 БК РФ). На этом этапе привлекаются все участники процедуры – от Правительства и кредитно-финансовых структур до органов власти всех уровней. Рассмотрение представляет собой сложный процесс, включающий несколько чтений. Для начала принимается Законопроект, затем нормативный акт рассматривается Госдумой (в 3 чтениях), Советом Федерации, Комитетом Госдумы, Счетной Палатой и другими участниками.

Одновременно с рассмотрением федерального бюджета Правительством РФ вносятся и другие законопроекты. В числе таких документов проекты отчетов по исполнению бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов; проекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов; о тарифах по несчастным случаям и профзаболеваниям и т.д. Банком РФ вносится законопроект о развитии кредитно-денежной политики государства.

Утверждение бюджета

В соответствии со стат. 208 БК РФ одобренный Госдумой бюджетный законопроект направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Указанный орган должен вынести решение об одобрении или отклонении бюджета в течение 14 дней с момента представления документа Думой. При одобрении путем голосования в 5-дневный срок Закон направляется на окончательное утверждение Президенту.

В случае отклонения для разрешения возникших разногласий документ передается в согласительную комиссию. Затем начинается повторное рассмотрение законопроекта. На такие действия отводится уже не три чтения, а только одно. После устранения разногласий проект повторно передается в Совет Федерации и далее – Президенту РФ. Законопроект получает силу федерального закона только после окончательного утверждения Президентом России.

Исполнение бюджета

Обязанности по исполнению и контролю возложены на Правительство РФ и соответствующие исполнительные органы власти. К числу таких структур относятся высшие органы власти субъектов РФ и местные администрации муниципалитетов. Организует исполнение финансовый орган. Основание – кассовый план и сводная бюджетная роспись. За кассовое обслуживание принятого бюджета отвечает Федеральное Казначейство.

Основными задачами этого этапа являются обеспечение своевременного и в полной мере поступления предусмотренных доходов с одной стороны, и финансирование расходов – с другой. Длительность исполнения равняется продолжительности календарного года.

Начинается стадия 1 января, а завершается 31 декабря. Не допускается принятие лимитов по обязательствам позже 25-го декабря. Казначейство завершает подтверждение 28 декабря. Все лимиты по обязательствам прекращают действовать 31 декабря. До этого же срока Казначейство обязано полностью погасить подтвержденные обязательства. В 24 часа 31-го декабря счета завершаемого года закрываются. Остаток средств переходит на год будущий.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного

☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Ответственным лицом на этом этапе является представительный орган власти. Для проверки несоответствий бюджета законодательным требованиям могут привлекаться органы прокуратуры. Отчет об исполнении должен быть представлен в Госдуму, а также счетную Палату не позже 1-го июля. Одновременно предоставляются отчеты об исполнении целевых бюджетов.

Проверка Счетной Палатой осуществляется в течение 4,5 мес. с момента получения отчета Госдумой. После получения заключения Счетной палаты (в срок до 1,5 мес.) всю информацию рассматривает Дума. При этом заслушиваются доклады:

  • Министра финансов РФ.
  • Федерального Казначейства.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Счетной Палаты.
  • Других уполномоченных лиц.

По результатам рассмотрения Госдума утверждает отчет или отклоняет его. При отклонении закон возвращается на доработку. Срок повторного представления не должен превышать одного месяца (стат. 264.11 БК РФ). Крайний срок рассмотрения закона Думой установлен на 1-ое октября.

www.budgetnik.ru

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году,Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

studfiles.net

2. Стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия — составление проекта бюджета, чему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.1

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть представлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.2

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.1

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.1

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с различными проектами, предложениями, планами, расчетами, отчетами и прогнозами.1

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

— о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

— о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

— о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ».

В случае возникновения разногласий между Государственной Думой, Советом Федерации, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой РФ и Правительством РФ в связи с составлением смет расходов соответствующих органов одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ представляет в Государственную Думу протокол разногласий по поводу расходов указанных органов, не согласованных с Правительством РФ.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.2

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее — Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 БК РФ.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный с соблюдением требований БК РФ, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Государственной Думы утверждает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (профильные комитеты). При этом ответственными за рассмотрение основных характеристик федерального бюджета, а также за рассмотрение каждого раздела (в отдельных случаях подраздела) функциональной классификации расходов бюджетов РФ должно быть назначено не менее двух профильных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.

Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства; вернуть указанный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.1

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.2

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, в соответствии с указанными поправками Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы о принятии во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, программа государственных внутренних заимствований РФ, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадают.1

В Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете рассматриваются поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предварительно рассмотренные Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Решения, по которым результаты голосования Комитета по бюджету и профильного комитета совпадают, считаются согласованными.

Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.1

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.2

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.

Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.1

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года:

— орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой — в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ;

— орган, исполняющий этот бюджет, правомочен не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год;

— ставки зачисления (нормативы) регулирующих налогов в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определены законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год;

— порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год.1

Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала финансового года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 БК РФ, в течение двух недель со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.1

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

— перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

— распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

— возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

— учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.1

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10 процентов годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Также возможна и блокировка расходов. Блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.1

Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.

Предусматривается недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, а также передачи бюджетных средств в доверительное управление.2

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством.

Органы исполнительной власти субъектов РФ несут ответственность за обеспечение возврата средств в бюджеты субъектов РФ.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.1

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.1

В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.2

Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:

— заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований БК РФ;

— анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований БК РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

— анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований БК РФ;

— анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

— доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

— доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

— заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

— об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

— об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств.

studfiles.net

24. Стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс (БП) – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

БП состоит из четырех стадий.

1) Составление проекта бюджета. Эта стадия начинается с Бюджетного послания Президента РФ, которое дол­жно быть представлено Федер. Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ, соответствующих органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосред­ственно составление проектов бюджетов осуществляют Министер­ство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муници­пальных образований.

Составление проекта федерального бюджета начинается не по­зднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составле­нию проекта фед. бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-эк. Развития соответствующей территории на очередной финансовый год, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной и налоговой политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта фе­д. бюджета на соответствующий период и другие доку­менты.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по со­ставлению фед. бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных ор­ганов власти субъектов РФ инструктивного письма об особеннос­тях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий фи­нансовый год, в том числе о централизованно установленных со­циальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях. Исполнительные органы власти субъектов РФ в установленные представительными органами власти сроки, доводят их до представительных органов власти нижестояще­го уровня. В случае несбаланси­рованности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов Федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий испол­нительный орган (исполнительные органы власти субъектов Феде­рации — в Правительство РФ) необходимые расчеты для обосно­вания размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих пе­редаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правитель­ство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финан­сов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

2) Рассмотрение и ут­верждение бюджета. Одновременно с проектом ФЗ о фед. бюджете Правительство РФ вносит в Гос. Думу проекты фед.-ых законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах гос. внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в гос. внебюджетные фонды на очередной финансо­вый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта ФЗ к рассмотрению Гос. Думой он должен направлять­ся в Совет Федерации Федер. Собрания РФ, комитеты Го­с. Думы, др. субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Гос. Дума рассматривает проект ФЗ о фед. бюджете на очередной финансовый год в 4-х чтениях.

В 1-м чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Гос. Думу. В случае отклоне­ния в 1-м чтении проекта ФЗ о федераль­ном бюджете Гос. Дума может:

  • передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представите­лей Думы, Совета Федерации и Правительства;

  • вернуть указан­ный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней;

  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198—204 БКРФ).

Во 2-м чтении Гос. Дума рассматривает законо­проект в течение 15 дней со дня его принятия в 1-м чтении (ст. 205 БК РФ).

В 3-м чтении утверждаются расходы федер. бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюдже­тов РФ и главными распорядителями средств федер. бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В 3-м чтении законопро­ект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во 2-м чтении (ст. 206 БК РФ).

Гос. Дума рассматривает законопроект в 4-м чтении в течение 15 дней со дня его принятия в 3-м чтении. При рассмотрении в 4-м чтении законопроект голосуется в це­лом. Внесение в него поправок не допускается. ФЗ должен быть принят Гос. Думой до 1 декабря текущего года (225 + 1 голос).

Принятый ФЗ о федер. бюджете в тече­ние пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмот­рение в Совет Федерации, которое длится 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации ФЗ на­правляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208-210 БКРФ).

studfiles.net

1.3 Стадии бюджетного процесса

Стадия составления проекта бюджета начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое в соответствии с новым БК РФ, должно поступить в Федеральное Собрание на позднее марта месяца, предшествующего очередному финансовому году.

Далее составлением бюджета занимается Правительство РФ, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данная стадия состоит из нескольких этапов:

— первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год;

— второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу (ст. 184 БК РФ).

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях. В первом чтении — в течении 20 дней со дня внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении, где в течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает его в одном чтении. При несогласии Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в описанном порядке.

При непринятии Думой федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона до 1 января очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти расходуют средства федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством РФ, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

Стадия отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Правительство РФ ежегодно в мае месяце следующего за отчетным годом представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполненным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти предоставляет соответствующему представительному органу власти отчет об исполнении бюджета в установленный срок.

Отчеты об исполнении бюджетов рассматриваются субъектами Федерации и органами местного самоуправления в следующие сроки: представительными органами власти субъектов РФ — не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; районными и городскими представительными органами местного самоуправления — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным; представительными органами местного самоуправления — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным .

Конкретные сроки определяются соответствующими представительными органами власти в нормативных актах о бюджетном процессе на данной территории.

Отчет о исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня запретных доходов) и расходования средств.

По результатам рассмотрения отчетов об исполнении бюджета представительные органы власти принимают решения об их утверждении либо не утверждении. После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов о их исполнении.

Указанные решения нижестоящих представительных органов власти направляются ими в соответствующие вышестоящие представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими представительными органами сроки.

Исполнительные органы власти субъектов РФ представляют отчеты о исполнении соответствующих консолидированных бюджетов в Министерство финансов РФ и Российское статистическое агентство, которые используют эти отчеты как основу для разработки бюджетов на следующий год.

Конкретные сроки и формы представленных отчетов определяются Министерством финансов РФ и Российским статистическим агентством. В случае принятия или отклонения проекта бюджета и отчета о его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такового решения. Отчеты по бюджету публикуются в течение года в специальных статистических сборниках.

studfiles.net

II. Стадии бюджетного процесса

1. Стадия составления проектов бюджетов.

Порядок составления проекта бюджета для каждого уровня бюджетной системы устанавливается высшим органом исполнительной власти этого уровня. На федеральном — Правительством РФ, на региональном — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на местном — местной администрацией муниципального образования.

Во всех случаях указанный порядок должен соответствовать требованиям БК, а на региональном уровне — также и требованиям закона субъекта РФ.

Кодекс закрепляет перечень документов, на которых основывается проект бюджета, порядок разработки этих документов и органы, ответственные за их подготовку.

2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.

Проект закона (решения) о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа. Кодекс закрепляет перечень документов, прилагаемых к проекту. Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую также входит представитель Президента РФ.

3. Стадия исполнения бюджетов.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ по форме, утвержденной этим же Министерством. Роспись включает бюджетные ассигнования:

по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете.

Кассовый план — это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. В кассовом плане устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Кассовый план исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году составляется и ведется Федеральным казначейством и включает два кассовых плана:

— на текущий финансовый год с помесячной детализацией;

— на текущий календарный месяц текущего финансового года с детализацией по рабочим дням.

4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

4.1. Бюджетная отчетность включает в себя следующие документы:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Первый документ является ежеквартальным, прочие составляются раз в год.

Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

4.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении:

— федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ;

— бюджета субъекта РФ — органом государственного финансового контроля субъекта РФ, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ с соблюдением требований БК;

— местного бюджета — органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований БК.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.

4.3. Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

4.4. В этом решении указывается общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются различные показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности РФ.

Бюджетную отчетность РФ составляет Федеральное казначейство. После составления отчетность поступает в Министерство финансов РФ, а оттуда в Правительство РФ, которое утверждает отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и направляет в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ и только после этой проверки рассматривается Государственной Думой.

По результатам рассмотрения отчета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета. В случае отклонения отчет возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.

Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

studfiles.net

5. Бюджетный процесс в рф.

Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Основы составления проектов бюджетов. Информационно-нормативная база бюджетного процесса. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджетов. Организация работы по формированию региональных и местных бюджетов. Роль представительных и исполнительных органов власти в организации бюджетного процесса.

Системы кассового исполнения бюджетов: банковская, казначейская, смешанная. Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в РФ. Сводная бюджетная роспись. Кассовый план.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятель­ность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению про­ектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государст­венных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Стадиями бюджетного процесса являются:

  • составление и рассмотрение проектов бюджетов и государст­венных внебюджетных фондов;

  • их утверждение;

  • исполнение и контроль за их исполнением.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса опреде­лены применительно к каждому из участников процесса.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, нена­логовые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансо­вое законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, вы­ступает как координирующий центр управления финансами.

Минфин России обладает следующими бюджетными полномо­чиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетом государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее и Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступлении между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установлен­ным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организациях счет по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федеральною бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенный доходов, сборов и других платежей.

В настоящее время широко использованы две модели управлении бюджетным процессом: управление затратами и управление результатами

В рамках «управления затратами» бюджет в основном формируем ся путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их нистатьям бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бю,гк та и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаец результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бь жетом сводится главным образом к контролю соответствия фактически^ плановых показателей.

В рамках концепции «управления результатами» бюджет фори руется исходя из целей и планируемых результатов государственной ь литики. Бюджетные ассигнования имеют четкую «привязку» к функццЛ (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимай, уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных п* грамм. Расширяется самостоятельность и ответственность администра-к ров бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходник лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках средь срочного финансового плана; формируется общая сумма ассигнований к выполнение определенных функций и программ, детализация направо» ний использования которых осуществляется администраторами бюдже^ ных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресу* сов; приоритет отдается внутреннему контролю; ответственность за прц иятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониториь и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется ц’ достигнутым результатам

Основы составления проектов бюджетов (включает Информационно-нормативную базу бюджетного процесса).

Стадия составления – на данной стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего территориального образования (возлагается на органы исполнительной власти).

Составления проекта бюджета основывается на 2 типах документов:

— политические документы (Бюджетное послание Президента (направляется в Федеральное Собрание на позднее марта, но как правило такого не происходит – в мае или июне, за что ответственность у Президента отсутствует!), Глав Администраций области или муниципальных образований) + основные направления бюджетной и налоговой политики

— экономические документы (прогноз соц-эк развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)

Официально составление бюджета начинается с Бюджетного ПО слания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию но очередной финансовый год, хотя фактически это происходит раньше. 11о слание определяет основные направления бюджетной политики России ской Федерации на ближайшие три года.

Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего плани­руемому.

Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.

БК РФ детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения ФБ, что касается регионального и местного уровня, то данные нормы содержаться в НПА соответствующих уровней.

Рассматривается и утверждается бюджет представительными органами на основе проекта бюджета. К нему также прилагаются основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз социально-экономического развития территории, пояснительная записка к проекту бюджету и др. На других уровнях аналогично.

Законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений, для которых устанавливаются сроки, а все стадии прохождения проекта бюджета в парламенте расписаны по датам.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете

Чтение

Срок

Предмет чтения

Первое

До 20 сентября текущего года

Доходы, дефицит (профицит), перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределения средств бюджета действующих обязательств

Второе

До 20 октября текущего года

Утверждение распределения средств бюджета при­нимаемых обязательств между главными распоря­дителями средств федерального бюджета, распре­деление межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, текстовые статьи проекта

Третье

До 15 ноября текущего года

Федеральный закон о федеральном бюджете в це­лом; приложения к закону по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета

До 5 декабря текущего года проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации

Для федерального бюджета:

1-чтение 20 дней со дня внесения проекта в Думу. Предмет — обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, и основные направления бюджетной и налоговой политики+общий объем расходов и доходов, дефицит, верхний предел долга, нормативы распределения доходов между уровнями БС РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Дума принимают решение о принятии или отклонении бюджета. Если приняли – основные характеристики федерального бюджета считаются утвержденными. После этого дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без положительного заключения Правительства. Если проект отклонили возникают 3 варианта:

1. Проект возвращается в Правительство на доработку.

2.Передается в согласительную комиссию для уточнения характеристик

3.Ставится вопрос о недоверии правительству

Если по итогам доработки или работы комиссии бюджет повторно отклоняют, автоматически ставится вопрос о недоверии Правительству

По итогам рассмотрения принимается постановление Думы о принятии бюджета в первом чтении.

Второе чтение 25 дней после первого. Предмет: приложения к федеральному бюджету устанавливающие: ГАДов, ГАИФдов, программу распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования по кодам бюджетной классификации, программа заимствований РФ (внеш, внутр), программа гос гарантий РФ и т.д.

Третье чтение – 10 дней со дня второго. Утверждается ведомственная структура расходов бюджета. Принятый закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации

Исполнение бюджетов.

Основная задача стадии исполнения бюджета — обеспе­чение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм.

В процессе испол­нения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных на­значений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым ис­пользованием бюджетных средств, выделяемых соответствую­щим предприятиям, организациям, учреждениям.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Министерством финансов РФ, его подразделениями и органами, налоговой службой, ФТС, финансовыми отделами исполнительных ор­ганов власти субъектов РФ или органов местного самоуправле­ния. Организация исполнения государственных бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена на систему органов казначейства. Казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета.

Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и рас­ходам. По доходам бюджет исполняют ФНС,ФТС По расходам бюджет исполняется участниками бюджет­ных правоотношений в лице главного распорядителя бюджет­ных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, имеющий право распределять бюджетные средства по под­ведомственным получателям бюджетных средств.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на ос­нове бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основа­нии закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить рас­ходование средств соответствующего бюджета в течение опреде­ленного срока.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс завершается составлением, проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. «Отчетная» стадия бюджетного процесса состоит из четырех этапов: а) составление бюджетной отчетности; б) внешняя проверка бюджетной отчетности; в) рассмотрение бюджетной отчетности; г) утверждение бюджетной отчетности.

В состав бюджетной отчетности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации включаются пять документов:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

studfiles.net

0 comments on “Стадии бюджетного процесса в рф таблица – 4.6. Бюджетный процесс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *