Страдательное и действительное причастие: Действительные и страдательные причастия – таблица примеров образования

Действительные и страдательные причастия

Цели урока:

1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Действительные и страдательные причастия».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

— что такое причастие?

— что оно обозначает?

— на какие части речи похоже причастие?

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например — девочка учит уроки. Она это делает сама.

Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

разбившаяся внезапно ваза и

разбитая девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором — ее разбила девочка.

Разбившаяся — это действительное причастие

Разбитая — это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Скачать видеоурок «Действительные и страдательные причастия»

Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк — «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина — то есть, та, которая встречает — тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе — те, которые лежат — тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит — стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет — то он непременно кем-то посаженный.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала — ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал — его поймали.

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то ст

Суффиксы причастий — правило, таблица с примерами

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов при­ча­стий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Определение

Причастие — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ю­щая на вопрос какой?

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с дей­стви­ем:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) пой­ма­ли.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и при­ла­га­тель­но­го.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их напи­са­ния.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие:

  • плы­ву­щий паро­ход;
  • опу­стив­ший­ся зана­вес.

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние гла­го­ла.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  • знать (I  спр.) — они зна́ют — зна́ющий пред­мет на отлич­но;
  • пла­кать  (I спр.) — они пла́чут — пла́чущий малыш;
  • лечить  (II спр.) — они  ле́чат — ле́чащий врач;
  • кра́сить (II спр.) — они кра́сят — кра́сящий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на соглас­ный:

  • раз­мыш­лять — раз­мыш­лявший о жиз­ни;
  • ползти — ползший по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ить — успо­ко́ивший ребен­ка;
  • пове́ять — пове́явший вете­рок;
  • ненави́деть — ненави́девший ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­николю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистя­щий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отпра­вив­ший­ся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

  • едва слы­ши­мый звук;
  • раз­ве­ян­ный нами миф.

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́блем — коле́блемый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­дуем — расхо́дуемые сред­ства;
  • видеть (II спр.) — мы ви́дим — ви́димый вда­ли берег;
  • любить (II спр.) — мы лю́бим — нами любим.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замешать тесто — заме́шанное тесто;
  • потерять — поте́рянная пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́сить — укра́шенная гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́сить — под­вешенный фона­рик;
  • сбе­речь — сбе­реженная фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм гла­го­ла.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, помыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стертый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суф­фик­се:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­бужен;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увешана пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осмеяно.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­ниотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слы­ши­мый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, раз­мо­ло­тый

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDFСуффиксы страдательных причастий прошедшего времениСуффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй «Что такое причастие» на данном сайте.

Действительные причастия

Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример: Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» — она прыгает через скакалку.

Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени. Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
  • Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени. Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

Страдательные причастия

Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример: корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.

Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени. Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
  • Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени. Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.

действительные и страдательные причастия: таблица с суффиксами

Очень рекомендуем ознакомиться с материалом «причастные и деепричастные обороты в русском языке».

Похожие статьи

Суффиксы причастий – правописание, таблица правил и примеров
Страдательные причастия
СуффиксыОсобенности написания в причастияхОт каких слов образуются причастияПримеры
полных причастийкратких причастийполных причастийкратких причастий
Настоящего времением/омем/омобразуют причастия от глаголов 1-го спряженияот переходных глаголов НСВ (от основы настоящего времени)считаемый, нарушаемый, влекомыйсчитаем, нарушаем, влеком
имимобразуют причастия от глаголов 2-го спряженияхранимый, сносимый, проводимыйхраним, сносим, проводим
Прошедшего времениенненобразуют причастия от глаголов с основой на -и-, -чьот переходных глаголов НСВ и СВ (от основы прошедшего времени)укороченный, приготовленный, побежденный, увлеченный
укорочен, приготовлен, побежден
нннобразуют причастия от глаголов на -ать, -ятьубаюканный, связанный, написанныйубаюкан, связан, написан
ттобразуют причастия от односложных глаголов и глаголов на –оть, -ереть, -нутьспетый, разбитый, согретыйспет, разбит, согрет

Образование страдательных причастий. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны.  Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся при­ча­сти­ем.

Причастие — осо­бая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

  • мур­лы­чу­щая кош­ка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаж­дой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

Причастие обла­да­ет при­зна­ка­ми гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го одно­вре­мен­но.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет дей­ствие.

Сравните:

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь кре­стья­ни­ном;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый ска­тер­тью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, напри­мер:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная кар­ти­на;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная сте­на;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый поро­шок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь кост­ра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ваемый;
  • слы­шать — слыш-ат — слышимый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — ведомый;
  • влечь — вле­кут — влекомый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни:

ждать, брать, колоть, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, стро­ить, рубить, беречь, ткать, белить, кра­сить, стро­гать, кле­ить, жечь, есть, пить и пр.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • руко­во­дить  — руко­во­ди­мый;
  • пред­ше­ство­вать — пред­ше­ству­е­мый;
  • угро­жать — угро­жа­е­мый;
  • управ­лять — управ­ля­е­мый.

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алго­ритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ваем — разыг­ры­ваемый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емлем — неотъ­емлемый при­знак;
  • мучить — мы мучим — мучимый жаж­дой пут­ник;
  • видеть — мы видим — видимые на гори­зон­те обла­ка;
  • зави­сеть — мы зависим — зависимые от пого­ды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шоро­хи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребе­нок,
  • непри­ем­ле­мое для  меня усло­вие,
  • дви­жи­мый жела­ни­ем,
  • излу­ча­е­мый аппа­ра­том,
  • устра­и­ва­е­мая вече­рин­ка,
  • зна­чи­мые части сло­ва,
  • иссле­ду­е­мое поло­же­ние,
  • хоро­шо види­мый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем тра­ва,
  • зави­си­мый от дру­гих,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле пред­мет.

Видеоурок

 

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та-ть — про­чи­танный;
  • посея-ть — посеянный;
  • построи-ть — пост­роенный;
  • пок­ры-ть — пок­рытый;
  • рас­те­ре-ть — рас­тёртый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на:

  • при­нес-ти — при­несенный;
  • раз­ре­ши-ть — раз­решенный;
  • покра­си-ть — покрашенный.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • раз­буди-ть — раз­буж-енн-ый;
  • замети-ть — замеч-енн-ый;
  • освети-ть — освещ-ённ-ый.

В  напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж-а-ть — выдерж-а-нный;
  • высме-я-ть — высме-я-нный.

Видеоурок

 

Краткая форма страдательных причастий

Краткая форма страдательных причастий

Краткая форма страдательных причастийСтрадательные при­ча­стия  име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, напри­мер:

раз­ре­шён­ный:

  •  про­езд раз­ре­шён   ,
  • охо­та раз­ре­шена,
  • пла­ва­ние раз­ре­шено,
  • дей­ствия раз­ре­шены,

вымы­тый:

  • пол вымыт   ;
  • посу­да вымыта;
  • окно вымыто;
  • стек­ла вымыты.

Запомним: крат­кие фор­мы при­ча­стия так же, как и крат­кие фор­мы при­ла­га­тель­но­го, не скло­ня­ют­ся.

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты, зана­вес­ки под­ня­ты, колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Скачать ста­тью: PDF

как образуются и чем отличаются :: SYL.ru

Все части речи в русском языке разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

страдательные и действительные причастия

Тип причастия

Глагол

Объект/ субъект действия

Пример

Действительное

Читать

Мальчик/книга

Мальчик, читающий книгу.

Страдательное

Книга, читаемая мальчиком.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

действительное причастие

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или –ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая — действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов –ш, -вш. Например, причастие «заснувший» образовалось от глагола «заснуть». Глаголы с суффиксом –ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть — промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать – сказанный (суффикс –нн), раскалить – раскаленный (суффикс -ённ). действительные причастия настоящего времениСтрадательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы –ем (-ом) или –им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие «сжигаемый» соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие «любимый» (не путать с прилагательным «любимый») – глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая — страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом –ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться – забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему «лингвисту».

Действительные причастия. Опорный конспект на сайте Учитель ПРО

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

 

Действительные и страдательные причастия

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов —ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед

: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Глаголы на -чьПричастияГлаголы на -тиПричастия
влечьвлёкшийвестиведший
жечьжёгшийнабрестинабредший
лечьлёгшийобрестиобретший

 

Действительные и страдательные причастия

Вы смотрели конспект по русскому языку «Действительные причастия». Продолжение темы «Причастие» в следующих конспектах:


 

Конспекты по русскому языку   Проверить свои знания   Кодификатор ОГЭ

 

 

причастий (Partizipien) — грамматика английского языка

Упражнения на причастие

Существует три вида причастия на английском языке: настоящее причастие, прошлое причастие и совершенное причастие. Вы, вероятно, знаете первые два из определенных времен и прилагательных форм. Кроме того, причастия также используются, чтобы сократить предложения.

настоящее участие

Настоящее участие — форма и . Вы наверняка знаете эту форму:

  • от прогрессивного / продолжительного времени (например,грамм. Настоящий прогрессивный) — я , говорю .
  • как форма прилагательного — фильм , интересный .
  • как герунд — боится летать .

Не исключение в правописании при добавлении ‘ing’:

Исключение Пример
финал e исключено (но: ee не изменено) пришел — пришел (но: согласен — согласен)
Последний согласный после короткого ударного гласного удваивается сит — си тт инг
финальный согласный l после гласного всегда удваивается (в британском английском) путешествий — путешествий LL IN
окончательный , т. Е. становится и ложь — l y ing

Настоящее причастие можно использовать для описания следующих глаголов:

приходи, садись

Пример: девушка сидела плачет на диване.

Настоящее причастие может также использоваться после глаголов чувств, если мы не хотим подчеркнуть, что действие было завершено. (см. Инфинитив или Инг-Форма)

чувствовать, находить, слышать, слушать, замечать, видеть, обонять, смотреть

Пример: вы видели его танцующих ?

Кроме того, настоящее причастие может использоваться для сокращения или объединения активных предложений , которые имеют ту же тему.

Пример: она вышла из дома и просвистела .- она ​​вышла из дома , свист .

Упражнения на настоящем участии

Прошлое Причастие

Причастие прошлого — это причастие, которое вы найдете в третьем столбце списков с неправильными глаголами. Вы наверняка знаете эту форму:

  • от идеального времени (з. Б. Настоящий Perfect Simple) — у меня , на которых говорят .
  • от пассивного голоса — Письмо было написано .
  • как прилагательное — мне было , скучно до смерти.

Для неправильных форм причастия см. Третий столбец неправильных глаголов. Обычные глаголы образуют причастие прошлого, добавляя ed , однако, отметьте следующие исключения в написании:

Исключения при добавлении ed Пример
после финального e , только добавить d любовь — любовь д
последний согласный после короткого ударного гласного
или l как последний согласный после двойного гласного
признаться — признать тед
путешествия — путешествия привело
финал y после того, как согласный становится i спешите — 9009 900

Прошлое причастие может также использоваться для сокращения или объединения предложений пассивного , которые имеют ту же тему.

Пример: мальчику дали яблок. Он перестал плакать. — Учитывая яблок, мальчик перестал плакать.

Упражнения по прошлому причастию

Идеальное причастие

Идеальное причастие можно использовать для сокращения или объединения предложений, имеющих одинаковую тему, если…

  • … одно действие (то, где используется совершенное причастие) завершено до начала следующего действия.

    Пример: Она купила велосипед и поехала на велосипеде домой.- Купив велосипед, она поехала на велосипеде домой.

  • … одно действие происходит в течение периода времени, когда начинается другое действие.

    Пример: Он прожил там столько времени, что не хотел переезжать в другой город. — Прожив там так долго, он не хотел переезжать в другой город.

Идеальное причастие можно использовать для активного и пассивного голоса.

    Активный голос
  • : причастие + после (Приготовив, он накрывает на стол.)
  • пассивный голос: после + причастия (после приготовления еда выглядела восхитительно).

Упражнения по совершенному причастию

Использование пунктов причастия

Если предложение сокращается с использованием конструкции причастия, оно называется предложением причастия.

Пример: Смотря телевизор , она все забыла вокруг себя.

В английском языке предложения причастия в основном используются в письменной форме, чтобы собрать много информации в одном предложении.

При сокращении или объединении предложений со структурой причастия следует учитывать следующие правила:

  • Обе статьи должны иметь одну и ту же тему.
  • Менее важной частью становится предложение причастия. Важная информация всегда должна быть в основном пункте.
  • Убедитесь, что вы используете правильную форму причастия (см. Выше).
  • Соединения как, потому что, начиная с и относительные местоимения , которые, которые не учтены.
  • Соединения до, когда используются в предложении причастия.
  • Соединения после, в то время как могут быть использованы или опущены.

причастных статей с различными предметами

Иногда могут использоваться предложения причастия, даже если объединяемые предложения не имеют одинакового предмета. Это имеет место, например, если основное предложение содержит один из следующих глаголов + объект :

чувствовать, находить, слышать, слушать, замечать, видеть, обонять, смотреть

Пример: я слышал, как он играет на гитаре.

Здесь, причастное предложение должно следовать непосредственно за объектом, к которому оно относится. (Примечание: некоторые из глаголов, упомянутых здесь, также могут использоваться с инфинитивом. Для получения дополнительной информации см. Инфинитив или Инг-Форма)

Конструкция причастия также возможна, если упомянуты оба предмета (часто слово «с» ставится перед субъектом в предложении причастия). Однако это очень формально и не часто используется.

Пример: Миссис Джонс отправилась в Нью-Йорк.Мистер Смит занял ее позицию.
(с) Миссис Джонс, отправляясь в Нью-Йорк, мистер Смит занял ее позицию.

Неправильные условия причастия

Помимо упомянутых выше исключений, причастное предложение и основное предложение должны иметь одинаковую тему. В противном случае предложения могут звучать довольно странно.

Пример: я ехал по автомагистрали, когда малыш начал плакать.
→ Falscher Partizipialsatz: На автостраде ребенок начал плакать.

В этом примере у вас возникает ощущение, что ребенок управлял автомобилем. Таким образом, эти пункты причастия считаются неправильными в стандартном английском языке. В разговорном английском эти «неправильные условия причастия» обычно нормальны, и вы даже можете найти пример в «Шекспировском Гамлете»:

Теперь, Гамлет, слушай. Это выдало, что, спя в моем саду, змей ужалил меня.

Как говорится в тексте, говорится, что отец Гамлета был укушен змеей. Строго говоря, однако, змея спала, когда кусала отца Гамлета.

Упражнения и тесты

настоящее участие

Прошлое Причастие

Идеальное причастие

Причастный микс

,

Пассивный голос | Грамматика | EnglishClub

Все пьют воду.
Вода выпивается всеми.

«Голос» — это грамматическая категория, которая относится к глаголам. Голос на английском языке выражает отношение субъекта к действию. Голос имеет два значения:

  • , активный : субъект выполняет действие
  • , пассивный : субъект получает действие
Шекспир написал Гамлет.
Гамлет было написано на Шекспир.

Активный голос — это «нормальный» голос, который мы используем большую часть времени. В активном голосе объект получает действие глагола:

активен предмет глагол объект
кошек едят мышей.

Пассивный голос встречается реже. В пассивном голосе субъект получает действие глагола:

пассивный предмет глагол объект
мышей едят по кошкам.

Посмотрите, как объект активного глагола становится субъектом пассивного глагола:

предмет глагол объект
активный Все напитков вода .
пассивный Вода пьян всеми.

Active Voice

Кошки едят мышей.

Активный голос — это «нормальный» голос английского предложения. Непереходные глаголы (глаголы без прямого объекта) всегда в активном голосе. Переходные глаголы обычно в активном голосе:

предмет глагол
Джонни засмеялся.
Антон встал поздно.
человек напиток воды.

В активном голосе субъект — это человек или вещь, ответственная за действие глагола.

Все времена возможны в активном голосе, а также все типы предложений, положительный, отрицательный или вопрос.

Использование активных

Активный голос — это голос по умолчанию на английском языке.Все непереходные глаголы могут быть только в активном голосе, и все переходные глаголы обычно являются активным голосом — если мы не сделаем их намеренно пассивными.

В разговорном английском мы почти всегда используем активный голос. Это естественный выбор, более точный и в целом более короткий.

В письменном английском языке активный голос обычно проще и интереснее для читателя. Пассивный голос может звучать скучно и бюрократично, что типично для официального письма. В интересах «простого английского», понятного среднему человеку, многие правительства теперь поощряют государственных служащих писать активным голосом.

Активный голос:

  • прямой и специфический
  • использует меньше слов — всегда хорошо
  • динамический

За исключением случаев, когда пассивный голос действительно полезен, активный голос является голосом выбора.

Пассивный голос

Мышей едят кошки.

Хотя пассивный голос встречается реже, чем активный, есть несколько веских причин иногда использовать пассивный. На этой странице мы рассмотрим, как создать пассивный голос и когда и зачем его использовать.

Как сделать пассив?

Базовая структура предложения пассивного очень проста:

предмет + вспомогательный глагол
be
+ основной глагол
прошедшее причастие
+ по + агент
опционально

Вспомогательное be сопряжено во всех временах.Главный глагол — это всегда причастие прошлого. Агент — оригинальный «деятель» действия.

Посмотрите на некоторые примеры:

предмет вспомогательный глагол быть главный глагол
прошедшее причастие
I утра занятых на Apple.
Вы будет проснулся на 6.
Это будет закончил к тому времени.
Мы были уведомил на Головной офис.
Вы — это переведено на следующей неделе.
они будет оплачено.

Примечание выше ↑:

  • вспомогательные и могут быть сопряжены для всех лиц и времен
  • главный глагол неизменен: прошедшее причастие
  • , если есть агент (Apple, головной офис) , он вводится по
безагентный пассивный

Субъект активного предложения «выполняет» действие.В пассивном предложении мы выражаем деятеля (или агента) через фразу на (длинный пассив) или, очень часто, мы удаляем его полностью (короткий пассив). В следующем примере агент «Союзники»:

активный Союзники бомбили Дрезден.
пассивный длиной г. Дрезден был обстрелян союзниками.
короткие Дрезден был застрелен.

Короткий пассив также известен как «пассивный безагентный».Скоро вы увидите, насколько это может быть полезно.

Негативы и вопросы

В таблице ниже приведены примеры пассивных предложений с отрицательными предложениями, предложениями вопросов и предложениями с отрицательными вопросами:

Украдено Сразу
предмет вспомогательный глагол
быть
основной глагол
прошедшее причастие
Вы не оплачено для просмотра YouTube.
они будет никогда не be занятых нами.
? являются они убрано регулярно?
Имеет твой кошелек был?
-? Is он не уведомил?
будет они не be уволен?
имеют , а не они был забыли?

Примечание выше ↑:

  • вспомогательная позиция будет или первая вспомогательная для вопросов
  • возможных позиций нет, никогда , чтобы создать отрицание

Использование пассивного

Когда и почему мы используем пассивный голос?

Пассивный голос бывает полезен несколько раз, и обычно решение связано с «делателем» (агентом) или «получателем» действия.Например, мы используем пассив, когда:

1. хотим подчеркнуть получателя действия:

  • Президент Кеннеди был убит Ли Харви Освальдом.
    ср: Ли Харви Освальд убил президента Кеннеди.

2. мы не знаем, кто совершил действие (агент):

  • Мой кошелек был украден.
    cf: Кто-то украл мой кошелек.

3. мы считаем, что агент не важен или интересен:

  • Наш дом красится.
    ср: Компания XYZ занимается покраской нашего дома.

4. агент очевиден:

  • Мне платят еженедельно.
    cf: Моя компания платит мне еженедельно.

5. мы делаем общие заявления или объявления:

  • Напоминаем пассажирам пристегнуть ремни безопасности.
    cf: Капитан напоминает пассажирам пристегнуть ремни безопасности.

6. агент каждый:

  • Аварийным службам можно позвонить по номеру 999.
    ср: Общественность может позвонить в службу экстренной помощи, набрав 999.

7. пишем формальные или научные тексты:

  • Калий добавляли и смешивали. Раствор нагревали до 80 ° С и затем давали ему остыть.
    ср: Техник добавил калий и смешал его. Техник нагревали раствор до 80 ° С и затем давали ему остыть.

8. мы хотим избежать ответственности за свои действия (как правило, в правительственных отчетах):

  • Ошибки были сделаны и, к сожалению, никогда не исправлялись.
    ср: премьер-министр допустил ошибки и, к сожалению, никогда их не исправлял.
Посмотрите на это предложение:
  • Он был убит с ружьем.
Обычно мы используем на , чтобы представить агента. Но пистолет не является оригинальным исполнителем действия. Пистолет не убил его. Он был убит кем-то с пистолетом. В активном голосе это было бы: Кто-то убил его с пистолетом. Кто-то является агентом.Пистолет это инструмент.
get- passive

Несмотря на то, что мы обычно создаем пассив с до + причастие , также возможно (на неформальном языке) использовать получить + прошедшее причастие . Таким образом, если Франция победит Англию в футболе, мы можем превратить это в пассивное и сказать: «Англия была побита Францией» ( пассивно) или «Англия была побеждена Францией» ( пассивно). И мы могли бы также добавить: «Но Франция будет побеждена Россией.»

Для формального английского и экзаменов вы должны использовать пассив be-, но на неформальном языке люди иногда используют пассив get- .

Формы пассивные

Пассивный голос сам по себе не напряжен. Но для переходных глаголов каждое время, а также другие формы глаголов, такие как инфинитивы и причастия, могут быть произведены в пассивном голосе. Некоторые из более сложных времен (в основном идеально непрерывные) редко используются в пассиве, но они возможны.

Вот несколько примеров пассивного голоса с множеством возможных форм, использующих глагол sing :

инфинитив петь
совершенный инфинитив должно быть спето
причастие спет
совершенное причастие спетых
герундий спето
Будет спет Будет спеть
Простой Непрерывный Идеальный
настоящее время, есть, спета утра исполняются есть, спето
прошлое было, спели было, пели было спето
Будущее будет спето

Активные и пассивные примеры

В таблице ниже приведены примеры предложений активным и пассивным голосом для основных времен, а также для различных других форм глаголов, включая инфинитивы и причастия.

активный пассивный
Подарок Простой Как один произносит его имя? Как его имя произносится ?
настоящее время непрерывно Ати помогает Тара. Тара помогает Ати .
настоящее совершенное Малыш подал обедов. Обед подан .
Настоящий Идеальный Непрерывный Полиция наблюдала за этим домом в течение нескольких недель. Этот дом был просмотрен в течение нескольких недель.
Прошлый Простой Они сделали и не исправили моего телефона вчера. Мой телефон был , а не фиксированным вчера.
Прошлый Непрерывный Они допрашивали его, когда я позвонил. Его допрашивали , когда я позвонил.
Прошлое Perfect Я задавался вопросом, почему у них было , а не пригласили меня. Мне стало интересно, почему у было , а не .
Прошлое Perfect Continuous Она не была уверена, как долго они следовали за ней . Она не была уверена, как долго за ней следили . *
Future Simple Они повесят его на рассвете. Он будет повешен на рассвете.
Будущее Непрерывно Они или , а не , будут допрашивать его, когда вы туда доберетесь. Он или , а не будет допрошен , когда вы туда доберетесь.
Future Perfect Они к отремонтируют вашу машину к 7 вечера. Ваш автомобиль будет отремонтирован к 19:00.
Будущее Идеальное Непрерывное Они завтра будут лечить ровно три месяца. Она завтра будет лечиться ровно три месяца. *
инфинитив Я не хочу, чтобы кто-то беспокоил меня. Я не хочу, чтобы беспокоили .
идеально инфинитив Они, кажется, взяли . Кажется, было принято .
причастие Я видел кота , который съел . Я видел это , который съел кошкой.
совершенное причастие Закончив мою работу, я пошел домой. Моя работа была закончена , я пошел домой.
герундий я настоял на них , заплатив мне. Я настоял на том, чтобы получали .
собирается в Он собирается спеть триллер на вечеринке? Триллер идет , чтобы спеть на вечеринке?
используется для Ram имел обыкновение заботиться о всем. Все раньше заботилось о Рамом.
можно Они могут и вопроса за шесть часов. Он может быть опрошен за шесть часов.
может Это может иметь плохо больно вас. Вы могли бы быть плохо больно .
мая В газетах говорится, что они могут освободить его. В газетах говорится, что он может быть освобожден .
может Кто-то может купить это. Это может быть можно купить .
должен Пассажиры должны носить ремни безопасности . Ремни безопасности должны быть , чтобы носить .
следует Вы должны сказали мне. Я должен был сказать .
должен до Они должны , чтобы простить ему . Он должен быть , чтобы быть прощенным .

* возможно, но довольно неловко и поэтому редко

Активная или Пассивная Викторина Английский клуб : Учить английский : Грамматика: глаголы: пассивный голос ,
Пассивный голос — Центр письма • Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Что это за раздаточный материал о

Этот раздаточный материал поможет вам понять, что такое пассивный голос, почему многие профессора и инструкторы не одобряют его, и как вы можете пересмотреть свою статью, чтобы добиться большей ясности. Некоторые вещи здесь могут вас удивить. Мы надеемся, что этот раздаточный материал поможет вам понять пассивный голос и позволит вам сделать более осознанный выбор во время написания.

Мифы

Так что же такое пассивный голос? Во-первых, давайте выясним, чем не является пассивный голос. Ниже мы перечислим некоторые распространенные мифы о пассивном голосе:

1. Миф: использование пассивного голоса представляет собой грамматическую ошибку.

Использование пассивного голоса не является грамматической ошибкой. Это стилистическая проблема, которая касается ясности, то есть бывают случаи, когда использование пассивного голоса может помешать читателю понять, что вы имеете в виду.

2.Миф: любое использование «быть» (в любой форме) представляет собой пассивный голос.

Пассивный голос влечет за собой нечто большее, чем просто использование глагола существа. Использование «быть» может ослабить влияние вашего письма, но иногда это необходимо и само по себе не является пассивным голосом.

3. Миф: пассивный голос всегда избегает первого лица; если что-то от первого лица («я» или «мы»), то это также активный голос.

Напротив, вы можете очень легко использовать пассивный голос от первого лица.Вот пример: «Я попал в ловушку».

4. Миф: вы никогда не должны использовать пассивный голос.

Хотя пассивный голос может ослабить четкость вашего письма, бывают моменты, когда пассивный голос в порядке и даже предпочтительнее.

5. Миф: я могу положиться на мою проверку грамматики, чтобы поймать пассивный голос.

См. Миф № 1. Поскольку пассивный голос не является грамматической ошибкой, его не всегда ловят. Как правило, грамматические контролеры улавливают лишь часть пассивного использования голоса.

Звучит ли какое-либо из этих недоразумений знакомо? Если это так, вы не одиноки. Вот почему мы написали этот раздаточный материал. В нем обсуждается, как распознать пассивный голос, когда вам следует его избегать и когда все в порядке.

Определение пассивного голоса

Пассивная конструкция возникает, когда вы превращаете объект действия в предмет предложения. То есть тот, кто выполняет действие, не является грамматическим субъектом предложения. Взгляните на это пассивное перефразирование знакомой шутки:

Почему дорогу пересек курица?

Кто делает действие в этом предложении? курица — это тот, кто выполняет действие в этом предложении, но курица находится не в том месте, где можно было бы ожидать грамматический предмет.Вместо этого дорога — грамматический предмет. Более знакомая формулировка (почему курица перешла дорогу?) Ставит актера в положение субъекта, в положение что-то делать — курица (актер / деятель) пересекает дорогу (объект). Мы используем активные глаголы, чтобы представить это «действие», будь то пересечение дорог, предложение идей, аргументация или вторжение в дома (подробнее об этом в ближайшее время).

Когда вы знаете, что искать, пассивные конструкции легко обнаружить. Ищите форму «быть» (есть, есть, есть, была, была, была, была, была, будет, будет), сопровождаемая причастием в прошлом.(Прошлое причастия — это форма глагола, которая, как правило, но не всегда, оканчивается на «-ед». Некоторыми исключениями из правила «-ед» являются такие слова, как «оплачено» (не «оплачено») и «ведомо». (не «за рулем»).

Вот верная формула для идентификации пассивного голоса:

форма «быть» + прошедшее причастие = пассивный голос

Например:

Мегаполис был обожжен огненным дыханием дракона.

Когда ее дом был захвачен, Пенелопе пришлось подумать о том, как отложить повторный брак.

Не каждое предложение, содержащее форму «иметь» или «быть», является пассивным! Формы слова «иметь» могут делать несколько разных вещей на английском языке. Например, в предложении «Джон должен учиться весь день» слово «имеет» не является частью глагола прошедшего времени. Это модальный глагол, такой как «должен», «может» или «может» — эти глаголы говорят о том, как необходимо что-то делать (сравните «я должен учиться» с «я могу учиться»). И формы «быть» не всегда пассивны, либо «быть» может быть главным глаголом предложения, которое описывает состояние бытия, а не действие.Например, предложение «Джон хороший ученик» не является пассивным; «Is» просто описывает состояние бытия Джона. Мораль этой истории: не думайте, что всякий раз, когда вы видите форму «иметь» и форму «быть» вместе, вы смотрите на пассивное предложение.

Нужна дополнительная помощь, чтобы решить, является ли предложение пассивным? Спросите себя, происходит ли действие в предложении. Если так, что находится в начале предложения? Это человек или вещь, которая делает действие? Или это человек или вещь, которая сделала с этим действие? В пассивном предложении объект действия будет находиться в позиции субъекта в начале предложения.Как обсуждалось выше, предложение также будет содержать форму be и причастие прошлого. Если тема появляется вообще, она обычно будет в конце предложения, часто в фразе, которая начинается с «по». Взгляните на этот пример:

Рыба была поймана чайкой.

Если мы спросим себя, есть ли какое-либо действие, ответ будет положительным: рыба ловится. Если мы спросим, ​​что находится в начале предложения, актер или объект действия, то это объект: рыба, к сожалению для этого, была поймана, и там она находится в начале предложения.То, что делало ловлю — чайка, — в конце, после «мимо». Есть форма быть (был) и причастие в прошлом (пойман). Это предложение пассивно.

Давайте кратко рассмотрим, как превратить пассивные конструкции в активные. Обычно вы можете просто поменять порядок слов, указав актера и тему, поставив актера вперед:

Мегаполис был обожжен огненным дыханием дракона.

становится

Дракон опалил мегаполис своим огненным дыханием.

становится

Когда ее дом был захвачен, Пенелопе пришлось подумать о том, как отложить повторный брак.

становится

После того, как женихи вторглись в ее дом, Пенелопе пришлось подумать о том, как отложить повторный брак.

Чтобы повторить, ключ к идентификации пассивного голоса — это поиск формы «быть» и причастия прошлого, которое обычно, но не всегда, заканчивается «-едом».

Ясность и значение

Основная причина, по которой ваши инструкторы нахмурились из-за пассивного голоса, заключается в том, что им часто приходится угадывать, что вы имеете в виду.Иногда путаница незначительна. Давайте еще раз посмотрим на это предложение из студенческого доклада о «Одиссее» Гомера:

Когда ее дом был захвачен, Пенелопе пришлось подумать о том, как отложить повторный брак.

Как и во многих пассивных конструкциях, в этом предложении отсутствует явная ссылка на актера — он не сообщает читателю, кто или что вторглось в дом Пенелопы. Активный голос проясняет вещи:

После того, как женихов вторглись в дом Пенелопы, она должна была придумать способы отбить их.

Таким образом, многие преподаватели — читатели, которые понимают, что вы пишете, — предпочитают, чтобы вы использовали активный голос. Они хотят, чтобы вы указали, кто или что делает действие. Сравните следующие два примера из антропологического документа о лаосской деревне, чтобы увидеть, согласны ли вы.

(пассивный) Была создана новая система законов о контроле над наркотиками. (кем?)

(активно) Лаосская народно-революционная партия создала новую систему законов о контроле над наркотиками.

Вот еще один пример из той же статьи, который иллюстрирует отсутствие точности, которая может сопровождать пассивный голос:

Тренинг по гендерным вопросам был проведен в шести селах, что повлияло на социальные отношения.

И несколько страниц спустя:

Плюс, устанавливаются маркетинговые ссылки.

В обоих параграфах автор никогда не указывает актеров для этих двух действий (Кто прошел обучение по гендерным вопросам? Кто установил маркетинговые связи?). Таким образом, у читателя возникают проблемы с оценкой динамики этих социальных взаимодействий, которые зависят от действующих лиц, осуществляющих и устанавливающих эти вещи.

Следующий пример, еще раз из этой статьи о «Одиссеи», представляет собой другой случай, когда инструктор может пожелать большей точности и ясности:

Хотя Пенелопа разделяет героические качества со своим мужем, Одиссей, она не считается героем.

Кто не считает Пенелопу героем? Трудно сказать, но остальная часть этого абзаца предполагает, что ученик не считает Пенелопу героем (тема статьи). Читатель может также думать, что ученик имеет в виду критиков, ученых или современных читателей «Одиссеи». Кто-то может возразить, что смысл здесь проясняется — проблема просто стилистическая. Тем не менее, стиль влияет на то, как ваш читатель понимает ваши аргументы и содержание. Неуклюжий или неясный стиль не позволяет вашему читателю оценить идеи, которые вам так понятны, когда вы пишете.Таким образом, зная, как ваш читатель может отреагировать, вы сможете сделать более эффективный выбор при пересмотре. Поэтому после того, как вы определили случаи пассивного, вы должны подумать, не препятствует ли использование вами пассивного понимания того, что вы имеете в виду.

Обобщая историю или литературные сюжеты пассивным голосом: не будьте ленивым мыслителем или писателем!

Имея в виду предыдущий раздел, вы также должны знать, что некоторые инструкторы заявляют, что пассивный голос сигнализирует о неаккуратном, ленивом мышлении.Эти преподаватели утверждают, что авторы, злоупотребляющие пассивным голосом, не до конца продумали то, что обсуждают, и что это приводит к неточным аргументам. Рассмотрим эти предложения из статей по американской истории:

Рабочий класс был маргинализован. Афро-американцы подвергались дискриминации. С женщинами не обращались как с равными.

Такие предложения испытывают недостаток в точности и связи с контекстом и причинами, которые отмечают строгое мышление. Читатель мало узнает о системах, условиях, человеческих решениях и противоречиях, которые привели к угнетению этих групп.И поэтому читатель — инструктор — ставит под сомнение понимание автора этих вещей.

Особенно важно быть уверенным в том, что ваша тезисная работа ясна и точна, поэтому подумайте дважды, прежде чем использовать пассивный голос в своей диссертации.

В статьях, где вы обсуждаете работу автора — например, историка или писателя литературы — вы также можете усилить свое письмо, не полагаясь на пассив в качестве опоры при обобщении сюжетов или аргументов. Вместо записи:

Утверждается, что…
или Том и Гек изображаются как…
или И затем устанавливается связь между X и Y, показывая, что…

вы можете повысить уровень своего анализа, явно связав автора с этими утверждениями:

Андерсон утверждает, что…
Твен изображает Тома и Гека как…
Ишигуро проводит связь между X и Y, чтобы показать, что…

Избегая пассивных конструкций в таких ситуациях, вы можете продемонстрировать более глубокое понимание обсуждаемого материала.

Научное письмо

Весь этот совет работает для гуманитарных наук, вы могли бы заметить, но как насчет технических или научных работ, в том числе лабораторных отчетов? Многие инструкторы рекомендуют или даже требуют пассивного голоса в таких письмах. Основанием для использования пассивного голоса в научном письме является то, что он достигает «объективного тона», например, избегая первого лица. Чтобы рассмотреть научное письмо, давайте разделим его на два основных типа: лабораторные отчеты и статьи на научную тему или литературу.

Лабораторные отчеты

Хотя все больше научных журналов принимают или даже предпочитают активный голос от первого лица (например, «тогда мы секвенировали геном человека»), некоторые из ваших преподавателей могут захотеть, чтобы вы удалили себя из отчета лаборатории с помощью пассивного голоса (например, «Тогда был секвенирован геном человека», а не «тогда мы секвенировали геном человека»). Такие рекомендации особенно применимы к разделу «Материалы и методы», где процедура «соблюдается». (Более полное обсуждение написания лабораторных отчетов см. В нашей брошюре о написании лабораторных отчетов.)

Хотя вы можете использовать пассивный голос для сохранения объективности, вы все равно можете использовать активные конструкции в некоторых случаях и сохранять свою объективную позицию. Поэтому полезно иметь в виду, какие активные глаголы вы можете использовать в лабораторных отчетах. Примеры включают в себя: поддержка, указать, предложить, соответствовать, вызов, уступить, показать.

Таким образом, вместо записи:

Эти результаты указывают на ряд вещей.

вы могли бы написать:

Эти результаты указывают на ряд вещей .
или Дальнейший анализ показал / предложил / дал…

В конечном счете, вы должны выяснить предпочтения своего инструктора в отношении использования пассива в лабораторных отчетах.

Написание научных тем

В некоторых заданиях вместо того, чтобы сообщать о результатах своей научной работы, вы будете писать о работе других ученых. Такие задания могут включать обзоры литературы и исследовательские отчеты по научным темам. У вас есть две основные возможные задачи в этих заданиях: сообщать о том, что сделали другие люди (свои исследования или эксперименты) или указывать общие научные знания (совокупность знаний, полученных в результате исследований других).Часто оба идут вместе. В обоих случаях вы можете легко использовать активные конструкции, даже если пассив вызывает у вас искушение, особенно если вы привыкли писать свои собственные лабораторные отчеты в пассиве.

Вы решаете: какой из этих двух примеров более понятен?

(пассивная) Болезнь сердца считается основной причиной смерти в Соединенных Штатах.

или (активно) Исследования указывают на то, что сердечные заболевания являются основной причиной смерти в Соединенных Штатах.

В качестве альтернативы, вы могли бы написать это предложение с актерами-людьми:

Исследователи пришли к выводу, что сердечные заболевания являются основной причиной смерти в Соединенных Штатах.

Последние два предложения иллюстрируют отношения, которых нет в первом. Первый пример не говорит, кто или что заставляет нас принять это заключение о болезни сердца.

Вот последний пример из отчета, который описывает ангиопластику. Что звучит лучше для вас?

Баллон расположен в зоне засорения и накачан.,
или Хирург помещает баллон в зону закупорки и надувает его.

Вы можете улучшить свое научное письмо, меньше полагаясь на пассивное. Совет, который мы дали для статей по истории или литературе, в равной степени относится к статьям на более «научных» курсах. Независимо от того, в какой области вы пишете, когда вы используете пассивный голос, вы рискуете донести до своего читателя чувство неуверенности и неточности в отношении вашего письма и мышления. Ключ должен знать, когда ваш инструктор хочет, чтобы вы использовали пассивный голос.Для более общего обсуждения письма в науках, см. Наш раздаточный материал.

«Мошенничество и извращения»

Прежде, чем мы обсудим несколько случаев, когда пассивный может быть предпочтительнее, мы должны упомянуть одно из более политических применений пассивного: скрыть вину или скрыть ответственность. Вы бы этого не делали, но вы можете узнать, как стать критиком тех, кто демонстрирует то, что Джордж Оруэлл включил в «мошенничество и извращения» письма. Например:

Были допущены ошибки.

Компания Exxon признает, что, возможно, было пролито несколько галлонов.

Познакомившись с тем, как другие используют язык для придания ясности и смысла, вы можете узнать, как лучше пересмотреть свою собственную работу. Помните о мошенничестве и извращениях Оруэлла, читая других писателей. Поскольку актера легко исключить из пассивных предложений, некоторые люди используют пассивный голос, чтобы избежать упоминания о том, кто несет ответственность за определенные действия.

Итак, когда можно использовать пассив?

Иногда пассивный голос — лучший выбор.Вот несколько случаев, когда пассивный голос весьма полезен:

1. Чтобы подчеркнуть объект. Взгляните на этот пример:

Для принятия законопроекта требуется сто голосов.

В этом пассивном предложении подчеркивается необходимое количество голосов. Активная версия предложения («Законопроект требует 100 голосов для прохождения») сделает акцент на законопроект, который может быть менее драматичным.

2. Снять акцент с неизвестного предмета / актера.Рассмотрим этот пример:

Более 120 различных загрязнителей были сброшены в реку.

Если вы не знаете, кто является актером — в данном случае, если вы на самом деле не знаете, кто сбросил все эти загрязнители в реку — тогда вам, возможно, придется написать в пассиве. Но помните, если вы действительно знаете актера, и если ясность и смысл вашего сочинения выиграют от указания его / ее / ее / их, тогда используйте активную конструкцию. Еще рассмотрим третий случай.

3. Если вашим читателям не нужно знать, кто несет ответственность за действие.

Здесь ваш выбор может быть трудным; некоторые случаи менее ясны, чем другие. Постарайтесь поставить себя в положение вашего читателя, чтобы предвидеть, как он / она отреагирует на то, как вы сформулировали свои мысли. Вот два примера:

(пассивный) Малышка София была доставлена ​​вчера в 3:30 утра.

и (активный) Доктор Сьюзен Джонс родила Софию в 3:30.м. вчерашний день.

Первое предложение может быть более уместным в объявлении о рождении, отправленном семье и друзьям — они вряд ли знают доктора Джонс и гораздо больше заинтересованы в «предмете» (ребенке), чем в актере (докторе). В отчете о вчерашних событиях в больнице, скорее всего, основное внимание будет уделено роли доктора Джонса.

Краткое изложение стратегий

Определить

  • Ищите пассивный голос: «быть» + причастие прошедшего времени (обычно, но не всегда, заканчивающееся «-едом»)
  • Если вы не видите оба компонента, продолжайте.
  • Описывает ли предложение действие? Если так, где актер? Находится ли он / она / она в грамматической позиции субъекта (в начале предложения) или в позиции объекта (в конце предложения или полностью отсутствует)?
  • Заканчивается ли предложение словами «by…»? Многие пассивные предложения включают актера в конце предложения в фразе «by», например: «Мяч ударил игроком » или «Обувь была пережевана собакой ». «By» само по себе не является убедительным признаком пассивного голоса, но может побудить вас взглянуть поближе.

Оценить

  • Указан ли деятель / актер? Вы должны указать его / ее / это?
  • Действительно ли важно, кто несет ответственность за действие?
  • Попросит ли ваш читатель уточнить предложение из-за проблемы, связанной с использованием вами пассива?
  • Вы используете пассивную конструкцию в своем тезисе?
  • Используете ли вы пассив в качестве опоры при обобщении сюжета или истории или при описании чего-либо?
  • Хотите подчеркнуть объект?

Revise

  • Если вы решите, что ваше предложение будет более ясным в активном голосе, измените предложение, чтобы сделать предмет и актера единым.Поместите актера (тот, кто выполняет действие предложения) перед глаголом.

На пути к активному мышлению и письму

Мы рекомендуем вам помнить эти советы при пересмотре. Хотя вы можете использовать этот совет при написании своего первого черновика, это не всегда возможно. В письменной форме ясность часто приходит, когда вы пересматриваете, а не с первой попытки. Не беспокойтесь о пассиве, если этот стресс мешает вам изложить свои идеи на бумаге. Но поищите его, когда будете пересматривать.Активно делайте выбор относительно своего места в вашем письме. В использовании пассивного голоса нет ничего грамматического или иного «неправильного». Ключ в том, чтобы распознать, когда вы должны, когда нет, и когда ваш инструктор просто не хочет, чтобы вы это делали. Этот выбор за вами. Мы надеемся, что этот раздаточный материал поможет вам сделать их.

Работы консультировались и предложили прочитать

Мы обращались к этим работам во время написания данного раздаточного материала. Это не полный список ресурсов по теме раздаточного материала, и мы рекомендуем вам провести собственное исследование, чтобы найти последние публикации по этой теме.Пожалуйста, не используйте этот список в качестве модели для формата вашего собственного списка ссылок, так как он может не соответствовать стилю цитирования, который вы используете. Инструкции по форматированию цитат см. В руководстве по цитированию библиотек UNC.

Ансон, Крис М. и Роберт А. Швеглер. Справочник Лонгмана для писателей и читателей. 2-е изд. Лондон: Longman, 2000.

Барон, Деннис. «Пассивный голос может быть твоим другом», Снижение грамматики и других очерков об английском словаре. Urbana: NCTE, 1989. Страницы 17-22.

Хёртшой, Кит. Переход к колледжу письма. Нью-Йорк: Бедфорд / Сент. Martin’s, 2001. Страницы 119-121.

Ланхэм, Ричард. Пересмотр Прозы. 5-е изд. Лондон: Пирсон, 2006.

Оруэлл, Джордж. «Политика и английский язык». Лондон: 1946.

Розен, Леонард Дж. И Лоуренс Беренс. Справочник Аллина и Бэкона. 3-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон, 1997.

Струнк, Уильям и Э.Б. Белый. Элементы стиля. 3-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон, 1997. Страницы 18-19.

Trimble, John R. Письмо со стилем. Upper Saddle River, NJ .: Prentice Hall, 2000. Страницы 55-58.

Уильямс, Джозеф. Стиль : десять уроков ясности и изящества. 6-е изд. Бостон: Аддисон-Уэсли, 2000.


Creative Commons License Это произведение лицензировано по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: Центр письма, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Сделать подарок

,
Пассивный голос — определение, примеры и упражнения

Что такое пассивный голос?

В целом мы склонны использовать активный голос. Это когда субъект выполняет действие с объектом.

  1. Кто-то украл мой ноутбук. (субъект = кто-то / действие (глагол) = украл / объект = мой ноутбук)

Пассивный голос используется, когда мы хотим подчеркнуть действие (глагол) и объект предложения, а не субъект. Это означает, что предмет либо менее важен, чем само действие, либо мы не знаем, кто или что является предметом.

  1. У меня украли ноутбук . (Объект — теперь объект = Мой ноутбук / действие = был украден)
  1. Пассивный: Долина Напа известна своими прекрасными винами .
  2. Активно: [Многие люди] знают Долину Напа за ее превосходные вина.
  1. Пассивный: 20 гражданских были убиты в результате взрыва бомбы.
  2. Активно: кто-то убил двадцать гражданских лиц в результате взрыва бомбы.

Пассивный агент

Когда мы знаем, кто является предметом, мы ставим его в конце с помощью.Мы называем это агентом.

  1. Пассивный: Мона Лиза была написана Леонардо Да Винчи . (агент = Леонардо да Винчи)
  2. Активно: Леонаро да Винчи нарисовал Мона Лизу.

Большинство инструкторов и редакторов по написанию текста рекомендуют по возможности не использовать пассивный голос. Причина этого в том, что когда вы используете активный голос, ваше письмо становится более четким и менее сложным.

  1. Активно: Пока мистер Тейлор ехал по шоссе 101, полицейский остановил его и дал штраф за превышение скорости.
  2. Пассивный. Когда г-н Тейлор ехал по шоссе 101, его остановил полицейский и дал билет.

Если это длинное предложение и вы знаете, кто является темой, лучше использовать активный голос.

Пассив часто используется для сообщения чего-либо или для констатации факта.

  1. шоссе 15 было закрыто вчера из-за серьезного ДТП.
  2. Много кукурузы выращивается в штате Айова.

Формирование пассивного голоса

Пассивный голос не напряжен на английском языке.Каждое время имеет свой собственный пассивный голос, который создается с использованием формы вспомогательного глагола , который будет + V3 (причастие прошедшего времени)

Пассивный голос в каждом времени:

время Вспомогательный глагол + образец V3 (прошедшее причастие) Примеры
настоящее просто 9009, , + сделано Вино изготовлено из винограда.
Многие автомобили сделаны в Японии.
настоящее время прогрессивный 9009, , + , + отправлено Документ отправляется прямо сейчас.
Меня отправляют на работу в лондонский офис.
Прошлое простое было , было + приглашено Джон был приглашен выступить на конференции.
Нас пригласили на свадьбу Даниила и Марии.
Прошлый прогресс , + , + промытый Собаку мыли, когда я возвращался домой.
Их машины мыли, пока они были в торговом центре.
Будущее (будет) будет + подписано Контракт будет подписан завтра.
Все документы будут подписаны до следующей недели.
Будущее (собирается) 9009, , + будет + построено В ближайшие два года будет построен мост.
Новые дома будут построены в нашем районе.
Настоящее совершенное имеет , уже + было + продано Этот стартап был продан за 5 миллионов долларов.
Права на его книгу были проданы за 250 000 долларов.
Прошлое идеально было + было + нанято Новый менеджер был нанят до того, как Джон покинул компанию.
Все сотрудники были наняты до открытия магазина.
Будущее идеально будет + было + закончено Автомобиль будет загружен к тому времени, когда он вернется домой.
ящиков будут загружены к тому времени.
модалов: может / может можно , можно + быть + выдано Паспорт можно оформить только в посольстве.
Он сказал, что документы могут быть выданы в течение недели.
Модальные: должны должны , должны , должны быть + быть + расположены Няня должна быть организована на этот вечер.
Планы поездок Джоан должны быть согласованы к декабрю.
Модал: должен должен + быть + остановлен Преступников необходимо остановить, прежде чем они совершат преступления.

Все правила для пассивных негативов и вопросов такие же, как и для активного голоса.

Примечание: Глаголы , которые не имеют объекта (никто не «получает» действие), не могут быть помещены в пассив, такие как: прибывать, приходить, умирать, существовать, идти, случаться, иметь, жить, происходить спать и т. Д. ,

Пассивный голос — Упражнения

Заполните правильную пассивную форму глагола в скобках.

  1. После землетрясения помощь была отправлена ​​народу Гаити. (отправлено)
  2. Электричество было отключено, потому что счет не был оплачен. (не платят)
  1. пенициллин ______ Александра Флеминга в 1928 году. (Открыть)
  2. показаний ______ от всех свидетелей на данный момент. (взять)
  3. Киты ______ международным запретом на китобойный промысел.(должен защищать)
  4. Обе свадьбы _______ по вкусу. (обслуживающий)
  5. Пикассо ____ из Метрополитен-музея искусств (украсть)
  6. ____ это стиральная машина ______ в Германии? (сделать)
  7. Чай _____ в Китае. (расти)
  8. Когда мы добрались до аэропорта, мы обнаружили, что все рейсы ____ из-за шторма. (отмена)
  9. Факс _____ до завтрашнего утра. (не отправлять)
  10. Саундтрек к фильму _____ всегда _____ после окончания съемок.(есть / добавить)

ответы:

  1. было обнаружено
  2. принимаются
  3. должен быть защищен
  4. были обслужены
  5. был украден
  6. было / сделано
  7. выращивается
  8. было отменено
  9. не будут отправлены
  10. является / добавлено
,

0 comments on “Страдательное и действительное причастие: Действительные и страдательные причастия – таблица примеров образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *