Структура государственного аппарата – Структура государственного аппарата

Структура государственного аппарата

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение.

Структура всегда указывает на то,

  • из чего складывается государственный аппарат,

  • какова субординация его составных частей,

  • каковы принципы его организации и функционирования.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («блоками») органов:

— органы законодательной власти;

— органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную работу по государственному управлению;

— органы судебной власти (федеральные суды).

Органы законодательной власти.

Основным назначением этих органов является законодательная деятельность.

Они занимают центральное место в струк­туре государственного аппарата. Органы законодательной власти подразделяются на: ВЫСШИЕ и МЕСТНЫЕ.

К высшим органам законодательной власти относятся ПАРЛАМЕНТЫ. Одной из важнейших их функций является принятие законов.

Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общест­ва и государства, конституции некоторых государств специ­ально указывают не только на то, что «парламент является выс­шим органом государственной власти», но и на то, что он явля­йся «единственным законодательным органом государства».

Система органов ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти

(органы государственного управления). Эти органы осуществляют в различных формах исполнительно-распорядительную деятель­ность.

Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредст­венные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительная деятельность, органов государственного управления выража­ется в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений), выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов. 

Система судебных органов занимает важное место в системе государственного аппарата, основной социальной функцией которых является осуществления

ПРАВОСУДИЯ.

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Система органов прокуратуры. Прокуратура играет значительную роль в государственном механизме. Прокуратура призвана осущест­влять надзор за точным и единообразным исполнением законов: органами государственного управления, предприятиями, учреждения­ми, общественными организациями, должностными лицами и граж­данами.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Под принципами организации и деятельности ГОСУДАРСТВЕННОГО АП­ПАРАТА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положе­ния, лежащие в основе его построения и функционирования.

Принципы рас­крывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи Государственный аппарат должен строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функ­ционирование всего механизма государства.

государственного аппарата.

В современных условиях к ним относятся:

  1. Принцип демократизма в организации и деятельности государственных органов, позволяет учитывать разнообраз­ные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры традиций, обычаев. Напр., принцип демократизма в общей форме за­креплен в частях первой и второй ст. 3 Конституции РФ.

  2. Принцип разделение властей (законодательной, исполни­тельной, судебной), который позволяет формировать государствен­ные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных вла­стных органов и должностных лиц (часть I ст. 11 Конституции РФ).

  3. Принцип гласности и открытости в деятельности госу­дарственного аппарата обеспечивает его доступность для населения (часть 4 ст. 29 Конституции РФ).

  4. Принцип законности обеспечивает деятельность всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными движениями и организациями (ч.2 ст. 15 Конституции РФ). Вся деятель­ность государственных органов урегулирована нормами права. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законностей.

  5. Принцип высокого профессионализма и компетенции должностных лиц гос-ных органов, предполагает их способность на высоком научном уровне решать основные воп­росы государственной жизни в интересах граждан страны. Про­фессиональный принцип в государственном управлении

    ОЗНАЧА­ЕТ прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией.

  6. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Чтобы механизм государства действовал эффективно, следу­ет также учитывать требования принципов планирования и про­гнозирования, сочетания общегосударственных и местных инте­ресов, всемерного учета и обеспечения прав человека.

studfiles.net

Структура государственного аппарата | PSYERA

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

В научной литературе нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой различные государственные власти, а следовательно, и их носители — государственные органы. Должны ли они быть равны или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация.

Высказывается точка зрения, согласно которой все государственные власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается также мнение, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители должны при этом быть «впереди других».

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашистской Германии, Италии и ряда иных стран.

Другой подход к решению проблем соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философом-материалистом Дж. Локком.

В своем знаменитом произведении «Два трактата о правлении» (1690) Локк писал: «Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть только одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган…».

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему, — государственный аппарат? Начнем с органов государственной власти, или — с законодательных органов.

1. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.

Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он является «единственным законодательным органом государства» (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Конституции других стран в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентами законах. Так, например, действующая Конституция Франции устанавливает, что в законах могут содержаться правила, касающиеся «гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами»; обязанностей, накладываемых «национальной обороной лично на граждан и их имущество»; «гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения»; определения «преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний»; уголовного судопроизводства, амнистии, «создания новых судебных установлений и статуса судей» и др. (Конституция Французской Республики, 1958 г., ст. 34).

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегируя их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоит далеко не так.

Федеральное Собрание России, Конгресс США, парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских сообществ*(239). Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается «суверенитет» высшего законодательного органа в правовой сфере.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредоточивает в своих руках весьма значительную законодательную инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит в основном депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Так, например, согласно Конституции США президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. Президент периодически представляет Конгрессу «сведения о состоянии союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными». Он имеет право «с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также других должностных лиц Соединенных Штатов…» (Конституция США, ст. 11, раздел 2).

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.

2. Система органов государственного управления осуществляет в различных формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции правительство «руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами» (ст. 97).

Согласно Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать «постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, «пребывания иностранцев в государстве», ввоза и вывоза товаров, валюты или «других средств производства, средств связи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, предприятий, планировки застроек», охраны природы и окружающей среды и др. (гл. 8, N 7).

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиеся при советах министров.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города и т.п.).

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.

3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно закону» (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель» (ст. 92).

Статус носителя одной из трех — судебной — властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В Китайской Народной Республике, например, — это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (разд. 1, ст. III).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования.

Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в пределах установленной юрисдикции в решении любых вопросов. «Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных» и других органов и организаций — отмечается, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Разумеется, данный принцип, равно как и другие принципы организации и деятельности судебных органов, не следует абсолютизировать. Конституционная теория далеко не всегда совпадает с практикой. Нередко в деятельности судебных органов многих стран имеют место грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.

Кроме того, в самих конституциях довольно часто устанавливаются в отношении данных принципов некоторые ограничения. Так, Конституция Испании, провозглашающая открытость судебного разбирательства, делает тут же оговорку — «за исключением предусмотренных процессуальными законами случаев» (ст. 120). Конституция Японии устанавливает: «Если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях» (ст. 82).

Аналогичные положения содержатся в конституционных актах многих других стран.

4. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. «Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, — говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), — имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов и соблюдением общественного интереса».

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

psyera.ru

§2. Структура государственного аппарата.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре государственного аппарата.

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не в демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.

Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философов материалистом Дж. Локком.

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему – государственный аппарат?

  1. Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Оной из их важнейших функций является принятие законов.

Сосредотачивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.

  1. Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что он принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнения подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как месть и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомств.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которые ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города т.д.). В их число входят исполнительные комитеты местных органов власти, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.

В зависимости т характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.

Органы общей компетенции (например, Советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.

Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.

  1. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляются в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Статус носителя одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования. Так, например, в конституционных актах подавляющее большинство современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.

  1. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точными и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции России, определяющей структуру, порядок формирования и принципы деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»1.

studfiles.net

Структура аппарата современного государства — Мегаобучалка

Единый и целостный государственный аппарат представ­ляет собой сложную систему государственных органов, связан­ных между собой отношениями координации и соподчинения.

Структура государственного аппарата исторически очень изменчива и существенно различается у разных государств. В то же время в структуре аппарата современного государства можно выделить определённые общие и устойчивые элементы.

Конечным элементом государственного аппарата являют­ся государственные органы. Армия, государственные учрежде­ния, государственные предприятия не входят в государствен­ный аппарат, они элементы механизма государства.

По уровню власти государственный аппарат делится обычно на две подсистемы. Первую образуют высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство и др.). Вторую составляют региональные органы государственной власти (в федеративных государствах — органы государствен­ной власти субъектов федерации).

В соответствии с принципом разделения властей госу­дарственный аппарат представляет собой три относительно са­мостоятельных и независимых ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную — между кото­рыми распределены все органы государственной власти.

Таким образом, структуру аппарата современного государства можно охарактеризовать с точки зрения принципа федерализма и с точки зрения принципа разделения властей. С точки зрения принципа федерализма структура гос. аппарата является двухуровневой: федеральный уровень и уровень субъектов (или региональный уровень). С точки зрения принципа разделения властей структура представлена тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В РФ с учетом особого положения Президента РФ и Прокуратуры, они не входят ни во одну ветвь власти (согласно Конституции РФ), в связи с чем рассматриваются вне принципа разделения властей.

Характеристика структуры аппарата на примере РФ.

Федеральные органы:

2.Президент. Президент — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.



Полномочия:

а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства

в) принимает решение об отставке Правительства ;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

а) назначает выборы Государственной Думы

б) распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

а) осуществляет руководство внешней политикой ;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

2. Прокуратура

Осуществляет надзор за исполнением законов-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина-уголовное преследование координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Законодательные органы

В РФ представлены Федеральным собранием

Федеральное собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (избираются на 5 лет)

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента о введении военного положения; утверждение указа о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента

е) отрешение Президента от должности;

ж) назначение на должность судей КС, ВС, ВАС

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства

б) решение вопроса о доверии Правительству в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности,

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Исполнительные органы

Представлены Правительством РФ, состоящем из председателя, его заместителей и федеральных министров

Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Председатель предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров.

Полномочия

а) разрабатывает и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Судебные органы

Представлены следующим органами:

Конституционный Судразрешает дела о соответствии Конституции; разрешает споры о компетенции; проверяет конституционность закона; дает толкование Конституции Российской Федерации

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров

 

Органы субъектов

3) Законодательные органы.Представлены законодательными собраниями субъектов. Полномочия: принятие законов субъектов по вопросам ведения субъектов РФ или по вопросам общей компетенции с федеральными органами власти.

4) Исполнительные органы.Представлены правительствами субъектов. Полномочия: разработка и контроль за исполнение регионального бюджета, управление региональной собственностью, обеспечение законности, обеспечение единой политики субъекта

5) Судебные органы представлены:

Арбитражными судами субъектов – экономические споры

Судами общей юрисдикции: судами субъектов, районными, городскими судами – гражданские и уголовные дела

 

 

megaobuchalka.ru

0 comments on “Структура государственного аппарата – Структура государственного аппарата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *