Структурные компоненты учебника – Структурные компоненты учебника

Общая характеристика структурных компонентов учебника — Мегаобучалка

Каждый учебник имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. По мнению Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой под структур­ными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную на­грузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элемента­ми данного учебника.

В.А. Сластенин, Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина в учебниках выделяют два основных блока структурных компо­нентов: тексты; внетекстовые компоненты.

В.А. Сластенин утверждает, что учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснитель­ные. Основные тексты передают главную информацию. В них изла­гаются факты, даются описания и определения понятий, раскрыва­ются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.

Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, чаще всего, даются в виде отдельных сообщений под различ­ными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев.

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные све­дения разного характера, примечания и т. д.



В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделе­ны цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия.

В.А. Сластенин все тексты разделяет на тексты-описания, тексты-повествования, тексты рассуждения.

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат органи­зации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопро­сов и заданий. По мнению Д. Д. Зуева, при помощи вопросов и за­даний «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем ак­тивизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе са­мостоятельного усвоения знаний».

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина распределяют в группы:

— вопросы и задания, требующие практического применения по­лученных знаний;

— вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способству­ет выявлению и закреплению знаний;

— вопросы и задания, требующие логического осмысления зна­ний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследова­ние объектов с помощью наблюдений и опытов.

В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых, показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, зада­ния первой группы или «Подумайте» — задания творческого харак­тера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.

Особое место занимают в учебниках задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окру­жающей природы.

Иллюстративный аппарат в учебниках имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы уче­ник может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые на­глядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источ­ник информации. Даже если ребенок имеет представление о каком либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить, конкретизировать, сделает представление более полным. Кроме этого, иллюстрации помогают активизировать мыслитель­ную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Поэтому иллюстраций в учебниках много. Оптимально они долж­ны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для первого и второго классов еще больше. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.

Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность.

Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейза­жей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формирова­нию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользу­ясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процес­са. Поэтому они используются для обобщения, выделения главно­го в изучаемом материале. В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппи­рованы в коллажи. Это помогает формированию представлений о связях, существующих в природе, о биоценозах.

В современных учебниках широко используются мультипликаци­онные рисунки, которые выполняют определенные функции — пере­дают какую-то мысль урока, делают процесс познания более увлека­тельным. В некоторых учебниках имеются юмористические рисунки. Их функции сходны с функциями мультипликационных рисунков.

Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формирова­нию пространственных представлений у детей.

Таким образом, разнообразный и многоплановый иллюстратив­ный аппарат учебников нацелен на раскрытие основных идей кур­са, помогает показать многообразие и красоту природа.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (напри­мер, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нуж­ный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют вни­мание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д. Следовательно, с помощью аппарата ориентировки формируется уме­ние работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.

 

megaobuchalka.ru

Учебник

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики

Структура учебника

Текст

тексты-описания;

тексты-повествования;

тексты-рассуждения.

Внетекстовые компоненты

аппарат организации усвоения:

  • вопросы и задания;

  • памятки или инструктивные ма­териалы, таблицы и шрифтовые выделения,

  • подписи к иллюстративному ма­териалу и упражнения;

собственно иллюстративный мате­риал;

аппарат ориентировки:

• предисловие;

• примечания;

• приложения;

• оглавление;

• указатели.

Функции школьного учебника

  • Мотивационная— обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

  • Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

  • Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

  • Систематизирующая — системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

  • Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

  • Координирующая — привлечение других средств обучения.

  • Обучающая— развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

  • Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок

Методы обучения

план :

  1. Классификации методов обучения

  2. Беседа

  3. упражнение

  4. Самостоятельная работа

  5. Методы стимулирования и мотивации учения

  6. Методы контроля и самоконтроля в обучении

  7. Технология активного обучения

Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими сред­ствами самообразования и самообучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Г.М. Коджаспирова)

I. По источнику передачи и восприятия учебной информации:

Словесные

Наглядные

Практические

рассказ

лекция

беседа

диспут

конференция

драматизация

объяснение

наблюдение демонстрация

упражнение лабораторные работы выполнение трудо­вых заданий

II. По логике передачи и восприятия информации:

Дедуктивные Индуктивные

III. По степени управления

учебной работой

Управляемая работа с книгой

Самостоятельная работа с книгой

  • письменные работы

  • лабораторные работы

  • выполнение трудовых

и практических заданий

IV. По степени самостоятельности

и активности мышления школьников

Репродуктивные

Продуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Проблемное изложение

  • решение проблемы учителем

  • проблемная ситуация

  • проблемная задача Вывод делает учитель

Частично-поисковый

Репродуктивные

эвристическая беседа

Вывод делается совместно

Исследовательский

Вывод делают учащиеся

Беседа

Беседа — метод устного изложения, внешним признаком которого являет­ся чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. Определяет индуктивный характер познавательной деятельности.

studfile.net

Лабораторная работа № 1

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Лабораторная работа № 1

по учебной дисциплине

«Педагогика начального образования

(дидактика начальной школы)»

Преподаватель: Студентка 203 группы 2 курса

Якубель Г.И. _____________ дневной формы получения образования

Оценка _____________ Воронец Кристина Валентиновна

Дата _____________

Минск, 2013

Тема: Функции, структура и содержание школьных учебников.

Цель: познакомиться со структурой и содержанием учебников и учебно-методических комплексов (УМК) по учебным предметам; освоить умение осуществлять общедидактический и логико-психологический анализ школьного учебника.

Задание 1

Дать определение учебника. Назвать и раскрыть основные дидактические функции школьного учебника и его структурные компоненты.

Учебник — это учебное издание, адресованное учащимся, содержащее систематическое изложение учебного предмета и соответствующее по структуре и содержанию действующей учебной программе по предмету.

Дидактические функции школьного учебника

Функция учебника

В чём заключается

1. Информационная

учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимся информации . Информационная функция рассчитана достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании школьников

2. Обучающая

работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования

3. Систематизирующая

обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме . Строгая логика изложения учебного материала, обеспечение глубокой внутренней взаимосвязи его элементов на всех уровнях, четкая линия межпредметных связей, продуманная система вопросов, заданий, аппарата ориентировки,- все это помогает реализовать данную функцию школьного учебника

4. Трансформационная

связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации государственной учебной программы. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются:

  • обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории ;

  • установка связей изученного материала с жизнью, с практикой ;

  • оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления занимательности и эмоциональной выразительности материала

5. Функция закрепления

и самоконтроля

являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях

6. Интегрирующая

учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных источников . Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью последовательно формировать методы научного исследования, воспитывать у учащихся умения самостоятельно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к ним поступает

7. Координирующая

одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. В настоящее время значение этой функции все более возрастает на фоне более широкого применения технических средств в процессе обучения, создания системы УМК при обучении иностранному языку

8. Воспитательно-

развивающая

содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности

studfile.net

Методический анализ учебника «Русский язык»

Методический анализ учебника «Русский язык»

(Т.Г. Рамзаева, 3 класс)

I. Текстовые компоненты учебника:

1)Основные тексты.

Учебник устраивает меня своим лингвистическим содержанием, раскрывает теоретические основы орфографических правил, связь между разными сторонами языка. Также система заданий и упражнений соответствует дидактическим основам построения учебника развивающего типа.

Языковой материал и система заданий строятся в соответствии с особенностями языкового развития детей данного возраста.

Имеют место тексты в стихотворной и прозаической формах, тексты, отражающие разнообразные жанры народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). А это в значительной мере не только способствует созданию благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального, речевого развития учащихся (обогащение словаря, мотивов и содержания речевой деятельности), но и формирует их интерес к изучению родного языка.

Прослеживается системность в лексике.

Умело подобраны упражнения для повторения и обобщения, создаются условия для развития теоретического мышления учащихся. Целесообразно сочетается грамматико-орфографическая и речевая работа на уроке, в процессе которой решается ряд задач одновременно, т.е. у учащихся формируется целый комплекс специальных умений.

Такой подход к изучению лингвистического материала обеспечивает широкие возможности для развития мышления, становления основ познавательной активности и познавательного интереса учащихся.

Практика показывает, что осуществление комплексной грамматико-орфографической и речевой работы, предлагаемой учебником, достаточно полезно, поскольку она способствует накоплению у детей орфографического и речевого опыта, помогает формированию лингвистического мышления, учит анализировать языковые факты.

2) Дополнительные тексты.

Детям легче осознать учебный материал, когда они действуют сами. С этой целью в учебник включены материалы для справок, примечание, образец рассуждения, и др. Перечисленное выше

помогает детям спланировать свою деятельность, последовательно решить поставленную задачу.

Используя материалы для справок, образец рассуждения при выполнении различных видов упражнений, увеличивается эффективность их выполнения. Это я считаю сильной стороной учебника.

II. Внетекстовые компоненты учебника

1) Аппарат организации учебной работы школьника

В учебник включены задания не только обращенные к ученику («рассмотри», «запиши», «найди»), но и организующие его познавательную деятельность («сравни», «сделай вывод», «проверь» ит.д.). К сожалению, таких заданий мало для третьеклассников.

На страницах учебника часто встречается персонажный герой Почемучка, который создает проблемную ситуацию на уроке:

Вопросы и задания в учебнике строятся в соответствии с особенностями языкового общего развития детей данного возраста. Все это в целом позволяет организовать:

  • освоение знаний по данному предмету и способах его изучения;

  • творческую деятельность учащихся;

  • освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к своему учебному труду, одноклассникам, самому себе.

Это положительное в структуре учебника.

2) Аппарат ориентировки в учебнике.

В учебнике широко используется система условных обозначений. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает ориентироваться в учебнике. В то же время отсутствует цветовая символика. Оглавление, заголовки тем, рубрик, разделов выполнены в черном цвете.

Я считаю это недостатком или слабой стороной учебника.

3) Иллюстрированный материал:

Детям легче осознать учебный материал, когда на уроке создается игровая ситуация. Но в то же время дети данного возраста легко отвлекаются, теряют интерес к учебной работе. С тем, чтобы поддержать внимание учащихся, в учебник, помимо задания проблемного характера, включены в определенной системе занимательные задания.

Особое место в этом плане занимает иллюстрированный материал (сюжетные и предметные картинки; таблицы; структурные схемы; модели и др.). Этот материал близкий и понятный детям, помогающий снять монотонность, дающий ребенку необходимые ориентиры для выполнения заданий.

Эффективность обучения по данному учебнику тщательно изучена и проверена на практике.


1

Приложение *

СХЕМА

структурные компоненты учебника по русскому языку (3 класс, Т.Г.Рамзаева)

структурные компоненты учебника

текстовые

внетекстовые

основные тексты

(описание фактов и явлений языка, речи; определение лингвистического понятия; правило; тексты упражнений и др.)

Дополнительные тексты

(материал для справок; примечание; образец рассуждения; словарь и др.)

аппарат организации учебной работы школьника (герои-персонажи, вопросы и задания, организующие:

  • освоение знаний по предмету и знаний о способах его изучения;

  • применение учащимися известных способов деятельности;

  • творческую деятельность учащихся;

  • освоение опыта эмоционально -ценностного отношения к своему учебному труду, одноклассникам, самому себе и др.)

аппарат ориентировки иллюстрированный

в учебнике (система материал (сюжетные

условных обозначений; и предметные

оглавление; заголовки картинки; таблицы;

тем, рубрик, разделов; структурные схемы;

шрифтовые разрядки; модели и др.)
цветовая символика и

др.)

infourok.ru

Работа с учебником в современной школе. Компоненты учебника. — КиберПедия

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.

За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:

уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

сравнивать изучаемые явления;

делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;

делать анализ содержания рисунков;

составлять словарь по теме;

самостоятельно изучать отдельную тему учебника;

составлять план по тексту учебника;

уметь составлять задачи, используя текст учебника;

писать конспекты, сочинения;

выполнять опыты, описанные в учебнике.

Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.



Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.

. Основные структурные компоненты учебника экономии

ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ
ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ
Повествовательный Документы Определение терминов
Описательный Отрывки из художественной литературы Подписи к иллюстрациям
Объяснительный Пояснения в скобках
Проблемно-обобщающий Биографические справки
  У Ч Е Б Н И К  
Вопросы и задания Фотографии Оглавление
Шрифтовые выделения Репродукции картин Рубрикации
Пункты параграфов Рисунки, иллюстрации Сигналы-символы
Даты, термины Достоверные изображения Указания
Таблицы Картосхемы, карты, схемы Рекомендуемая литература
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ АППАРАТ ОРИЕНТИРОВКИ
ВНЕТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ

 



Содержание учебника подразделяется на основной (теоретиче­ский и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал.

Сложность текста учебника может быть предметной, логичес­кой и языковой. Сложность экономического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами тео­ретического характера.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстра­ции, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюс­трации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами об­разной и знаковой наглядности.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации ис­пользуются только в сочетании с работой над текстом. Незави­симые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, содержится какая-то задача, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же ил­люстрации можно и не использовать.

Основную часть методического аппарата учебника составля­ют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю да­ют возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет диф­ференцировать работу учащихся.

 

60. Нормативная база современного школьного экономического образования(ГОС 2004, ФГОС 2012).

 

ГОС 2004

Основными отличительными особенностями ФГОС общего образования второго поколения являются переход от предметно-центрированной модели образования к личностно-центрированной; новый тип и характер взаимоотношений основных субъектов образования и переход к открытой образовательной среде.

Структура ФГОС включает три группы требований: 1) к результатам освоения ООП; 2) к структуре ООП; 3) к условиям реализации ООП.

Основная образовательная программа (ООП) для каждой ступени общего образования содержит: планируемые результаты освоения ООП; базисный учебный план (БУП) образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития, воспитания; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; систему оценки достижения планируемых результатов ООП. Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура, в качестве важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения

Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования имеет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Соотношение этих частей в ООП представлено в табл. 3.1. ООП образовательного учреждения может включать как один, так и несколько учебных планов. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучаемых; на внеурочную деятельность.

Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход. В соответствии с ним устанавливается деятельностная форма представления результатов образования с опорой на разработанную программу универсальных учебных действий. Раздел требований к результатам освоения содержания предметных программ включает предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Под метапредметными результатами имеются в виду освоенные на базе одного или нескольких (всех) учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в рамках проблем, решаемых в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами подразумевается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

 

ФГОС включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы;

к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации[3], а также Конвенции ООН о правах ребенка[4], учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;

создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

 

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

cyberpedia.su

Основные структурные компоненты учебника истории

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика

xn--e1aogju.xn--p1ai

Доклад «Учебник — неизменная основа урока в начальной школе».

Учебник — неизменная основа урока в начальной школе.

Учебник — это одно из средств обучения, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьни­ков, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формиро­вать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Школьный учебник — это специальная книга, излагаю­щая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются сле­дующие: информационная, трансформационная, систематизирую­щая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (система­тизирующая функция) и служащие для формирования соответст­вующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспи­тание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последую­щей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в опреде­ленной последовательности, содейству­ет развитию школьников, формированию у них материалистиче­ского мировоззрения, воспитанию высокие моральные качества.

Структурные компоненты учебника.

  1. Теоретические сведения.

Тексты составляют основное содержание учебников по предметам. Тексты делятся на основные и дополни­тельные.

В основных текстах описываются факты и явления, даются определения понятий, перечисляются их основ­ные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются зада­ния и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений и т.п.

  1. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученно­го, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

  2. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, табли­цы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубоко­му осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с ос­новным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев вос­полняет материал, отсутствующий в тексте.

  3. Аппарат ориентировки (указате­ли, оглавление, заголовки и т. п.) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методиче­ски верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на опреде­ленном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.

Для ученика учебник является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюде­ний более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: разобраться в материале и дать дополни­тельные вопросы; найти то, о чем не говорили на уроке; отметить то новое, что узнали; составить план ответа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в школе. С этой це­лью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять по­лученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализа­цию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержа­щие материалы для повторения изученного на разных этапах про­цесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебно­го года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточне­ния знаний и умений, полученных школьниками на предшествую­щих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Формирование учебных навыков при работе с учебником

При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из пер­вых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необ­ходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.

Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.

Особое место при работе с учебником занимают обще-учебные умения учащихся:

  1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, уп­ражнение, текст и т. д.).

  1. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основ­ные этапы выполнения задания и т. д.)

  1. Выполнение задания (сюда же входит проверка).

  2. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).

  3. Выполнение заданий с ориентированием на условные обо­значения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).

  4. Работа со словарем.

  5. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).

Учебник — это книга, которая может многому научить уча­щихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

Козырева И.В., учитель начальных классов

infourok.ru

0 comments on “Структурные компоненты учебника – Структурные компоненты учебника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *