Общая характеристика структурных компонентов учебника — Мегаобучалка
Каждый учебник имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. По мнению Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.
В.А. Сластенин, Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина в учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.
В.А. Сластенин утверждает, что учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.
Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, чаще всего, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев.
К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д.
В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия.
В.А. Сластенин все тексты разделяет на тексты-описания, тексты-повествования, тексты рассуждения.
Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. По мнению Д. Д. Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний».
Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина распределяют в группы:
— вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;
— вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний;
— вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.
В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых, показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» — задания творческого характера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.
Особое место занимают в учебниках задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.
Иллюстративный аппарат в учебниках имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источник информации. Даже если ребенок имеет представление о каком либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить, конкретизировать, сделает представление более полным. Кроме этого, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Поэтому иллюстраций в учебниках много. Оптимально они должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для первого и второго классов еще больше. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.
Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность.
Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.
Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.
Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале. В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппированы в коллажи. Это помогает формированию представлений о связях, существующих в природе, о биоценозах.
В современных учебниках широко используются мультипликационные рисунки, которые выполняют определенные функции — передают какую-то мысль урока, делают процесс познания более увлекательным. В некоторых учебниках имеются юмористические рисунки. Их функции сходны с функциями мультипликационных рисунков.
Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей.
Таким образом, разнообразный и многоплановый иллюстративный аппарат учебников нацелен на раскрытие основных идей курса, помогает показать многообразие и красоту природа.
Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нужный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д. Следовательно, с помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.
megaobuchalka.ru
Учебник
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики
Структура учебника
Текст тексты-описания; тексты-повествования; тексты-рассуждения. |
Внетекстовые компоненты аппарат организации усвоения:
собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки: • предисловие; • примечания; • приложения; • оглавление; • указатели. |
Функции школьного учебника
Мотивационная— обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета.
Координирующая — привлечение других средств обучения.
Обучающая— развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.
Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок
Методы обучения
план :
Классификации методов обучения
Беседа
упражнение
Самостоятельная работа
Методы стимулирования и мотивации учения
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Технология активного обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Г.М. Коджаспирова)
I. По источнику передачи и восприятия учебной информации:
Словесные
Наглядные
Практические
рассказ
лекция
беседа
диспут
конференция
драматизация
объяснение
наблюдение демонстрация
упражнение лабораторные работы выполнение трудовых заданий
II. По логике передачи и восприятия информации:
Дедуктивные Индуктивные
III. По степени управления
учебной работой
Управляемая работа с книгой
Самостоятельная работа с книгой
письменные работы
лабораторные работы
выполнение трудовых
и практических заданий
IV. По степени самостоятельности
и активности мышления школьников
Репродуктивные
Продуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Проблемное изложение
решение проблемы учителем
проблемная ситуация
проблемная задача Вывод делает учитель
Частично-поисковый
Репродуктивные
эвристическая беседа
Вывод делается совместно
Исследовательский
Вывод делают учащиеся
Беседа
Беседа — метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. Определяет индуктивный характер познавательной деятельности.
studfile.net
Лабораторная работа № 1
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального образования
Лабораторная работа № 1
по учебной дисциплине
«Педагогика начального образования
(дидактика начальной школы)»
Преподаватель: Студентка 203 группы 2 курса
Якубель Г.И. _____________ дневной формы получения образования
Оценка _____________ Воронец Кристина Валентиновна
Дата _____________
Минск, 2013
Тема: Функции, структура и содержание школьных учебников.
Цель: познакомиться со структурой и содержанием учебников и учебно-методических комплексов (УМК) по учебным предметам; освоить умение осуществлять общедидактический и логико-психологический анализ школьного учебника.
Задание 1
Дать определение учебника. Назвать и раскрыть основные дидактические функции школьного учебника и его структурные компоненты.
Учебник — это учебное издание, адресованное учащимся, содержащее систематическое изложение учебного предмета и соответствующее по структуре и содержанию действующей учебной программе по предмету.
Дидактические функции школьного учебника
Функция учебника |
В чём заключается |
1. Информационная |
учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимся информации . Информационная функция рассчитана достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании школьников |
2. Обучающая |
работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования |
3. Систематизирующая |
обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме . Строгая логика изложения учебного материала, обеспечение глубокой внутренней взаимосвязи его элементов на всех уровнях, четкая линия межпредметных связей, продуманная система вопросов, заданий, аппарата ориентировки,- все это помогает реализовать данную функцию школьного учебника |
4. Трансформационная |
связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации государственной учебной программы. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются:
|
5. Функция закрепления и самоконтроля |
являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях |
6. Интегрирующая |
учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных источников . Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью последовательно формировать методы научного исследования, воспитывать у учащихся умения самостоятельно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к ним поступает |
7. Координирующая |
одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. В настоящее время значение этой функции все более возрастает на фоне более широкого применения технических средств в процессе обучения, создания системы УМК при обучении иностранному языку |
8. Воспитательно- развивающая |
содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности |
studfile.net
Методический анализ учебника «Русский язык»
Методический анализ учебника «Русский язык»
(Т.Г. Рамзаева, 3 класс)
I. Текстовые компоненты учебника:
1)Основные тексты.
Учебник устраивает меня своим лингвистическим содержанием, раскрывает теоретические основы орфографических правил, связь между разными сторонами языка. Также система заданий и упражнений соответствует дидактическим основам построения учебника развивающего типа.
Языковой материал и система заданий строятся в соответствии с особенностями языкового развития детей данного возраста.
Имеют место тексты в стихотворной и прозаической формах, тексты, отражающие разнообразные жанры народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). А это в значительной мере не только способствует созданию благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального, речевого развития учащихся (обогащение словаря, мотивов и содержания речевой деятельности), но и формирует их интерес к изучению родного языка.
Прослеживается системность в лексике.
Умело подобраны упражнения для повторения и обобщения, создаются условия для развития теоретического мышления учащихся. Целесообразно сочетается грамматико-орфографическая и речевая работа на уроке, в процессе которой решается ряд задач одновременно, т.е. у учащихся формируется целый комплекс специальных умений.
Такой подход к изучению лингвистического материала обеспечивает широкие возможности для развития мышления, становления основ познавательной активности и познавательного интереса учащихся.
Практика показывает, что осуществление комплексной грамматико-орфографической и речевой работы, предлагаемой учебником, достаточно полезно, поскольку она способствует накоплению у детей орфографического и речевого опыта, помогает формированию лингвистического мышления, учит анализировать языковые факты.
2) Дополнительные тексты.
Детям легче осознать учебный материал, когда они действуют сами. С этой целью в учебник включены материалы для справок, примечание, образец рассуждения, и др. Перечисленное выше
помогает детям спланировать свою деятельность, последовательно решить поставленную задачу.
Используя материалы для справок, образец рассуждения при выполнении различных видов упражнений, увеличивается эффективность их выполнения. Это я считаю сильной стороной учебника.
II. Внетекстовые компоненты учебника
1) Аппарат организации учебной работы школьника
В учебник включены задания не только обращенные к ученику («рассмотри», «запиши», «найди»), но и организующие его познавательную деятельность («сравни», «сделай вывод», «проверь» ит.д.). К сожалению, таких заданий мало для третьеклассников.
На страницах учебника часто встречается персонажный герой Почемучка, который создает проблемную ситуацию на уроке:
Вопросы и задания в учебнике строятся в соответствии с особенностями языкового общего развития детей данного возраста. Все это в целом позволяет организовать:
освоение знаний по данному предмету и способах его изучения;
творческую деятельность учащихся;
освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к своему учебному труду, одноклассникам, самому себе.
Это положительное в структуре учебника.
2) Аппарат ориентировки в учебнике.
В учебнике широко используется система условных обозначений. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает ориентироваться в учебнике. В то же время отсутствует цветовая символика. Оглавление, заголовки тем, рубрик, разделов выполнены в черном цвете.
Я считаю это недостатком или слабой стороной учебника.
3) Иллюстрированный материал:
Детям легче осознать учебный материал, когда на уроке создается игровая ситуация. Но в то же время дети данного возраста легко отвлекаются, теряют интерес к учебной работе. С тем, чтобы поддержать внимание учащихся, в учебник, помимо задания проблемного характера, включены в определенной системе занимательные задания.
Особое место в этом плане занимает иллюстрированный материал (сюжетные и предметные картинки; таблицы; структурные схемы; модели и др.). Этот материал близкий и понятный детям, помогающий снять монотонность, дающий ребенку необходимые ориентиры для выполнения заданий.
Эффективность обучения по данному учебнику тщательно изучена и проверена на практике.
1
Приложение *
СХЕМА
структурные компоненты учебника по русскому языку (3 класс, Т.Г.Рамзаева)
структурные компоненты учебника
текстовые
внетекстовые
основные тексты
(описание фактов и явлений языка, речи; определение лингвистического понятия; правило; тексты упражнений и др.)
Дополнительные тексты
(материал для справок; примечание; образец рассуждения; словарь и др.)
аппарат организации учебной работы школьника (герои-персонажи, вопросы и задания, организующие:
освоение знаний по предмету и знаний о способах его изучения;
применение учащимися известных способов деятельности;
творческую деятельность учащихся;
освоение опыта эмоционально -ценностного отношения к своему учебному труду, одноклассникам, самому себе и др.)
аппарат ориентировки иллюстрированный
в учебнике (система материал (сюжетные
условных обозначений; и предметные
оглавление; заголовки картинки; таблицы;
тем, рубрик, разделов; структурные схемы;
шрифтовые разрядки; модели и др.)
цветовая символика и
др.)
infourok.ru
Работа с учебником в современной школе. Компоненты учебника. — КиберПедия
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.
За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:
уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
сравнивать изучаемые явления;
делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
делать анализ содержания рисунков;
составлять словарь по теме;
самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
составлять план по тексту учебника;
уметь составлять задачи, используя текст учебника;
писать конспекты, сочинения;
выполнять опыты, описанные в учебнике.
Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:
Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.
В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.
Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.
. Основные структурные компоненты учебника экономии
ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ | ||
ОСНОВНОЙ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ | ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ |
Повествовательный | Документы | Определение терминов |
Описательный | Отрывки из художественной литературы | Подписи к иллюстрациям |
Объяснительный | Пояснения в скобках | |
Проблемно-обобщающий | Биографические справки | |
У Ч Е Б Н И К | ||
Вопросы и задания | Фотографии | Оглавление |
Шрифтовые выделения | Репродукции картин | Рубрикации |
Пункты параграфов | Рисунки, иллюстрации | Сигналы-символы |
Даты, термины | Достоверные изображения | Указания |
Таблицы | Картосхемы, карты, схемы | Рекомендуемая литература |
МЕТОДИЧЕСКИЙ | ИЛЛЮСТРАЦИИ | АППАРАТ ОРИЕНТИРОВКИ |
ВНЕТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ |
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность экономического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.
Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, содержится какая-то задача, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно и не использовать.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
60. Нормативная база современного школьного экономического образования(ГОС 2004, ФГОС 2012).
ГОС 2004
Основными отличительными особенностями ФГОС общего образования второго поколения являются переход от предметно-центрированной модели образования к личностно-центрированной; новый тип и характер взаимоотношений основных субъектов образования и переход к открытой образовательной среде.
Структура ФГОС включает три группы требований: 1) к результатам освоения ООП; 2) к структуре ООП; 3) к условиям реализации ООП.
Основная образовательная программа (ООП) для каждой ступени общего образования содержит: планируемые результаты освоения ООП; базисный учебный план (БУП) образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития, воспитания; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; систему оценки достижения планируемых результатов ООП. Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура, в качестве важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения
Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования имеет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Соотношение этих частей в ООП представлено в табл. 3.1. ООП образовательного учреждения может включать как один, так и несколько учебных планов. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучаемых; на внеурочную деятельность.
Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход. В соответствии с ним устанавливается деятельностная форма представления результатов образования с опорой на разработанную программу универсальных учебных действий. Раздел требований к результатам освоения содержания предметных программ включает предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Под метапредметными результатами имеются в виду освоенные на базе одного или нескольких (всех) учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в рамках проблем, решаемых в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами подразумевается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].
ФГОС включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации[3], а также Конвенции ООН о правах ребенка[4], учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.
3. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;
реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
Стандарт является основой для:
разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
cyberpedia.su
Основные структурные компоненты учебника истории
- Войти
- Регистрация
-
Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
-
Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
xn--e1aogju.xn--p1ai
Доклад «Учебник — неизменная основа урока в начальной школе».
Учебник — неизменная основа урока в начальной школе.
Учебник — это одно из средств обучения, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
Основными функциями учебника являются следующие: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высокие моральные качества.
Структурные компоненты учебника.
Теоретические сведения.
Тексты составляют основное содержание учебников по предметам. Тексты делятся на основные и дополнительные.
В основных текстах описываются факты и явления, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков.
В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений и т.п.
Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.
Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.
Аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.
Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.
Для ученика учебник является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.
Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: разобраться в материале и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на уроке; отметить то новое, что узнали; составить план ответа и т. п.
Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
Формирование учебных навыков при работе с учебником
При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.
Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.
Особое место при работе с учебником занимают обще-учебные умения учащихся:
Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.).
Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.)
Выполнение задания (сюда же входит проверка).
Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).
Работа со словарем.
Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).
Учебник — это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
Козырева И.В., учитель начальных классов
infourok.ru