Суффикс ик ек правило – Суффиксы “ек, ик” в существительных – правило чередования гласных

Правописание суффиксов -ик , -ек.

Правописание суффиксов -ик , -ек.

Цель

Цели урока:

Образовательная:

-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

— построить алгоритм правописания суффиксов.

Развивающая:

— развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Воспитательная:

— воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Формируемые УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

  1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Планируемый результат

Предметные:

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,

  • работать по плану,

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

  • отличать новое от уже известного,

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

  • УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

  • компьютер;

  • презентация в программе Power Point;

  • дидактический раздаточный материал.

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организа-

ционный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к началу урока,

включение в деловой ритм;

-Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. (слайд2)

-Сегодня наш урок пройдёт под девизом…(слайд3)

Кто догадался?

(Сегодня у нас всё получится!)

-А начнём мы с чистописания.

Откроем свои тетради и красиво запишем число.

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь).

Настрой на урок

Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку

Записывают число в тетради

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РегулятивныеУУД:

самоорганизация

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализировать полученные знания и навыки обучающихся

3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

Цель этапа:

-понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.

4.Изучение нового материала

Цель этапа:

-познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов.

5.Физкульминутка

Цель:

-смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).

6. Первичное закрепление нового материала

Цель:

— подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

7. Закрепление умения работать по алгоритму

Цель:

-установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.

8.Контроль знаний

Цель:

-формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.

9. Итог урока. Цель:

-подведение итогов работы

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

11. Домашнее задание

Цель:

информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

— Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».

— Послушайте стихотворение и отгадайте загадку:

— Слово делится на части.

Ах, какое это счастье.

Может каждый грамотей

делать слово из частей.

На конце любого слова

окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

с другим словом держит связь.

Окончанье он найдет,

его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах.

-Что же мы уже знаем о суффиксах?

Работа с презентацией

1)Выберите верное выражение:

суффикс-это… (слайд 4)

суффикс служит … (слайд5)

суффикс стоит(слайд6)

2) На какие группы можно разделить данные части слов: (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про)

Оставьте только суффиксы. (слайд 7)

*Пробное действие

-Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:

Смел..сть

Бел…нький

Ваз…чка

Ключ…к (слайд8)

Замоч…к

В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

-Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение? (слайд9)

— В чём особенность этих слов? (слайд10)

-Сформулируйте тему урока (слайд11)

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения)(слайд 12)

1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором.(

слайд13-14)

Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

*Приём «Мозговой штурм» Парная работа (слайд15-16)

Карточка №1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс

ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть чулочек– нет чулочка.

Карточка №2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик              (нет) орешка

садик                  (нет) пенёчка

орешек            (нет) садика

пенёчек              (нет) билетика

-Выслушаем выводы по данной работе

2)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

— суффикс –ек пишется …(слайд17)

— суффикс –ик пишется ….(слайд18)

3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд19_)

4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

(слайд 20)

1.Изменим форму слова

(нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем — ик.

Если исчезла, то пишем — ек.

5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

6) Работа с учебником (слайд 21)

Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. (слайд 22)

Организует просмотр слайдов (слайд 23)

— Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24)

мячик -нет мячика

кармашек -нет кармашка

горошек -нет горошка

кузнечик -нет кузнечика

-Устно представьте всю цепочку своего рассуждения .

Самостоятельная работа:

-Списать , вставляя пропущенные буквы(слайд 25)

-самопроверка по образцу

Платоч…к , стол…к,. листоч…к, билет…к , песоч…к, зуб…к

-Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания (слайд26)

-взаимопроверка по образцу

Кружоч..к

Винт..к

Пароход..к

Сыноч..к

Звоноч..к

Корабл..к

Годоч..к

Билет..к

Голубоч..к

Дождич..к

Пакет…к

Комоч…к

— Подведём итоги урока (слайд 27)

— Достигли мы поставленных целей?

* Что узнали?

*Чему научились?

*Как закрепили?

— Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 28)

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Правило стр.125 упр.243(слайд29)

-суффикс

Выбирают правильные ответы

часть слова

-для образования новых слов

-после корня

Приставки и суффиксы

Очк, еньк, ость,чик, ик, ек

Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы

Отвечают на вопросы:

В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

Многозначные слова

Учащиеся формулируют тему

Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока

Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.

Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.

Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик»

Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения

Прочитать правило в учебнике.

Правило-стр.125

Работа со словом

«замочек»

Выполняют

упражнения

Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово.

Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек -ик в данных словах.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем сверяют с образцом

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.

Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Физкультминутка помогает снять напряжение, обеспечивает разрядку.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД:

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные УУД: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

infourok.ru

Урок русского языка, 2 класс. Тема «Правописание суффиксов ик, ек в именах существительных»

Учитель:  Маркова Людмила Александровна

Место работы, должность: 

 ГБОУ СОШ посёлка Прибой

Класс: 

 2 класс

Предмет: 

 Русский язык

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, экран, ПК

 Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных

(УМК «Начальная школа XXIвека»)

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных

-ик-, -ек-.

Задачи урока: предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:способствовать формированию УУД:

регулятивных:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Русский язык» С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1, ЭОР «Русский язык 2 класс» (Вентана-Граф), презентация к уроку.

Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение

к деятельности Орг. момент 

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания?

На столах лежат пенал, учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Выполнили самооценку готовности по критериям:
• правильность выбора учебных принадлежностей,
• правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
• самостоятельность подготовки,
настрой на урок.

Личностные, регулятив-ные.

Мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализация знаний, мотивация

3. Постановка учебной задачи

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение звуков, корзина идей, повторение ранее изученных суффиксов ушк, онок, ёнок,ник.
Создание ситуации успеха.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов –ек и -ик., познавательную цель: открытие способа гласной в суффиксах –ек или –ик на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

Слайд 1

Сейчас мы поиграем в игру

« Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь.

  1. м л с

  2. я ё у

  3. з ф б

  4. н ф р

  5. а и ы

  6. к ж ш

  7. з ж с

Какое слово получилось?

Слайд 2 СУФФИКС

А что вы знаете о суффиксах?

Спасибо за ваши ответы.

Слайд 3

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать? Запишите эти слова.

В.рона , ст.лбы, ключ.к, в.лна, д.вочка, замоч.к.

Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

Вопросы:

Как называется орфограмма?

Можно ли её проверить?

Какую поставим цель на нашем уроке? (научиться писать суффиксы ек и ик)
Слайд 4

Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-

Ребята определяют, какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы и получают слово СУФФИКС

Это: часть слова,
служит для образования новых слов,
стоит за корнем,
обозначается /\ ,
Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
Часть слова между окончанием
и корнем и будет суффикс.

Фронтальная работа

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм) и вставляют пропущенные буквы.

  1. Ворона, девочка

  2. Столбы, волна

  3. Ключ.к, замоч.к

Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Предметные, коммуникативные, позна-вательные, коммуникативные, личностные.

Умение клас-сифициро-вать и опре-делять крите-рий для клас-сификации.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирова-ние деятель-ности

4. Решение учебной задачи

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.

Слайд 5

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Он, также как и мы, не знает, какие буквы вставить в слова ключик и замочек. Давайте посмотрим фрагмент из этого мультфильма и узнаем, как он справился с этой задачей.

(13мин 30 сек – 15 мин 05 сек) http://www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc

А теперь давайте прочитаем правило.

Слайд 6.

В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»:

замочЕК — нет замочКа

Суффикс –ИК- сохраняет

гласную при изменении формы слова:

ключИК – много ключИКов

Наблюдают за словами

( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Записывают буквы в слова: ключик, замочек.

Предметные, коммуникативные, познаватель-ные, личностные, регулятив-ные

Умение сотрудничать со сверстни-ками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы

Физ. минутка

Цель этапа
Сохранение здоровья детей.

Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической.
1. «Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся…

Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.

Выполнение динамической паузы

Регулятив-ные, личностные

5.Первичное закрепление 

Цель этапа
Формирование умения выполнять задание по алгоритму: написание гласной в суффиксе ек или ик.
Взаимодействие в образовательном процессе

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 7.

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.

  2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез.

  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.

А сейчас я предлагаю вам потренироваться в написании слов с данными суффиксами.

а) Работа с ЭОР по диску «Русский язык» 2класс (цепочкой по 1 чел у доски)

б) Работа в рабочей тетради, урок 54упр 1 (самостоятоятельно)

Составляют алгоритм.

Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму.

Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.

6.Итог занятий. Рефлексия деятельности 

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

Слайд 7

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

— У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные

7. Домашнее задание

Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке
Взаимодействие в образовательном процессе

Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Раб тетр. стр 71 упр. 3

Спасибо за работу на уроке.

Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.

infourok.ru

Урок по русскому языку » Правописание суффиксов ЕК, ИК»

Тема: правописание суффиксов –ИК, -ЕК

Цель: -создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов –ик, -ек;

Задачи:

-организовать наблюдение за написанием имён существительных с суффиксами –ик, -ек;

-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;

-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.

Ожидаемый результат:

самостоятельно составить алгоритм проверки гласной в суффиксах ЕК,ИК

— уметь правильно подбирать гласную в суффиксах ЕК, ИК, пользуясь правилом и алгоритмом;

Орг момент. (2 мин)

1.Разминка. (Плюс-минус) согласны ли вы, что

1.Основа часть слова без окончания? (+)

2. Безударную гласную проверяй ударением (+)

3. Звук [ч’] – всегда мягкий. (+)

4. Приставка — часть слова, которая стоит после корня и служит для связи слов в предложении? (-)

5. Корень – неизменяемая часть слова. (+)

6. Чтобы найти корень, нужно изменить форму слова. (-)

7. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (+)

Возьмите сигнальные карточки. Проверяем (красный +, зеленый -). Оцените свою работу:

Красный( 5) – без ошибок

Зеленый (4) – 1-2 ошибки

Желтый (3) – 3 и более ошибок

2. Словарная работа. Игра « Кто быстрее?» по рядам. (3 мин)

(на листах записаны слова с пропуском букв)

С…бака

уч…ник

ф…мил…я

ф…враль

ин..й

к…ртина

с…рока

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

• слова из словаря;

Выполните словарную работу.

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Проверка: (три ученика – проверяют работу учащихся, исправляют ошибки, если затрудняются, сверяются с бланком-ответом)

Бланк ответов: собака, ученик, фамилия, февраль, иней, картина, сорока

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

 Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Сформулируйте тему нашего урока.

Стадия вызова

Работа в группах (10 мин)

Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». — Что вы знаете о суффиксе?

Суффикс — часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Придают словам разные смысловые оттенки: уменьшительные, увеличительные, ласкательные и др.

Защита работ. Проверка по аналогу. Оценивание работы в группе.

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

Подфедение итога первой части урока: Знаю…………….

Игра « Чудесный мешочек» (Мозговой штурм) (3-5 мин)

В мешочке: ключ, замок, карандаш, знак суффикс, слова — много, нет

Посмотрите что в мешочке. Как это нам пригодится на уроке?

Попробуйте определить тему нашего урока. (Ответы учащихся)

Просмотр фрагмента мультфильма: « В стране невыученных уроков»

Чему будем учиться на уроке?

Решение проблемного вопроса. Работа в группах. (10 мин)

Уровень А

Прочитайте стихотворение. Составьте программу (алгоритм) проверки написания суффиксов -ЕК, -ИК

уровень Б

Пользуясь правилом в учебнике (стр 50), исправьте ошибки. Выделите суффикс.

Денёчик, сыночик, подарочик, волосик, перчик, платочик, хвостик

уровень С

Разделите слова на две группы, выдели суффикс.

Ключик, кораблик, сыночек, кармашек, столик, ножичек

Проверка по бланку ответов.

Оценивание: (красный-5, зеленый-4, желтый-3)

Закрепление. Игра « Найди бабочку» (5 мин)

Помогут слова помощники: много, нет

Резерв: упражнение 144, стр.51 (на листочках)

Итог урока (5 мин)

Урок подходит к завершению.

Рефлексия:

Что нового сегодня узнали на уроке?

— Где можно применить новые знания?

Рефлексия: (лестница успеха) стикеры

Понял и могу научить другого (красный)

Понял, но есть вопросы (желтый)

Понял, но не смогу объяснить (зеленый)

Д/задание: стр 51 упр 144

infourok.ru

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии (Н. П. Киреева)

Раздел включает следующие темы:

1. Постоянные суффиксы существительных

2. Парные варианты суффиксов существительных

Тема 1. Постоянные суффиксы существительных

1. Определение

Постоянные суффиксы существительных, или суффиксы постоянного состава, имеют одну форму написания с точки зрения фонетического чередования гласных А/О или Е/И, например:

только через О: литератор, архитектор – постоянный суффикс ОР;

только через А: лекарь, библиотекарь – постоянный суффикс АРЬ.

Написание суффиксов постоянного состава следует запомнить; некоторые из них можно проверить по ударной позиции в другом слове, например: аптекарь  вратарь – суффикс АРЬ.

2. Перечень основных суффиксов

А) Суффиксы на О/Е

ОР/ЁР/ЕР, ОСТЬ/ЕСТЬ, ОВСТВ/ЕВСТВ, ОТ/ЕТ, ОВН/ЕВН, также ОТН, ЕСТВ, ТЕЛЬ, ТЕЛЬСТВ, например:

литератор/спринтер/ боксёр,

бледность/свежесть, сватовство/королевство,

быстрота, грохот,

болтовня, беготня,

могущество, юношество,

мечтатель, доказательство.

Б) Суффиксы на И: ИН, ИЗН, ИJ

Суффикс ИН является многозначным и широко применяется при образовании существительных от различных частей речи.

Образование от существительных: бусы — бусина, баран — баранина, рыба — рыбина, верх — вершина, бояре – боярин,

Образование от прилагательных: верхний — вершина, ровный — равнина, целый — целина, старший — старшина

Образование от глаголов: трескаться — трещина, воевать – воин.

Суффикс ИЗН: белый  белизна, отец  отчизна.

Суффикс ИJ: поэт — поэзия, монарх – монархия

В) Суффиксы на А

АРЬ: аптека  аптекарь, сухой — сухарь

АРИЙ: комментировать — комментарий

АНИН/ЯНИН: крестьяне — крестьянин

АТИН/ЯТИН: заяц — зайчатина,

АЦИJ: транслировать — трансляция

ЕНИJ/АНИJ/НИJ: спасти — спасение, наказать — наказание, рисовать – рисование.

Тема 2. Парные варианты суффиксов существительных

В правописании суффиксов рассматриваются парные варианты с одинаковым произношением, но разным написанием. Среди парных вариантов могут быть как чередующиеся суффиксы, так и комбинации из различных суффиксов и прилежащих частей корня.

Парные варианты суффиксов в большинстве случаев выбираются по формальным признакам (наличие беглой гласной, ударные или безударные позиции, различные грамматические признаки). Только в некоторых случаях выбор суффикса в парных вариантах делается с учетом его значения.

В данной теме рассматриваются 7 парных вариантов суффиксов существительных.

§1. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕК (ОК) /ИК

Парный вариант включает:

постоянный суффикс ИК и чередующийся суффикс ЕК (ОК) /ИК

1. Постоянный суффикс ИК является многозначным и служит для образования существительных от прилагательных, существительных, реже – глаголов: старый — старик, космонавт — космонавтика, классический — классика, ныть – нытик

2. Чередующийся суффикс ЕК/ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение и различается по наличию беглой гласной при склонении. Суффикс ЕК пишется в том случае, если гласная Е является беглой: замочек – замочка. Если гласная сохраняется при склонении существительного, то пишется суффикс ИК: столик  столика, ключик  ключика.

Дополнительный признак для различения ЕК/ИК

Суффиксы ЕК/ИК используются в различных фонетических позициях:

Суффикс ЕК пишется после шипящих, при этом в основе исходного существительного происходит чередование согласных Г/К → Ч, Х/Н → Ш: звонок – звоночек, баран – барашек.

Суффикс ИК используется после различных согласных: стол – столик, дождь – дождик.

Также для суффикса ИК характерно отсутствие чередования шипящих в основе: мячик – мячика, плечо – плечико. Только после Ц происходит чередование Ц → Ч (чередуются аффрикаты): заяц – зайчик, птенец —птенчик, ларец – ларчик.

Ударным вариантом суффикса ЕК является суффикс ОК/ЁК: остров  островок, пень – пенёк, старик  старичок.

§2. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕЦ/ИЦ

Парный вариант ЕЦ/ИЦ составляет многозначный суффикс ЕЦ/ИЦ который может обозначать лица, предметы, а также имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Суффикс является парным по всем указанным значениям и служит для образования существительных от различных частей речи.

Суффикс ЕЦ/ИЦ различается по мужскому и женскому роду, а для существительных среднего рода выбор суффикса делается по ударному окончанию О или безударному окончанию Е.

1. Суффикс ЕЦ пишется в существительных мужского рода

Комсомол  комсомолец, старый — старец, звать  самозванец  суффикс ЕЦ со значением лица,

румяный — румянец, сырой  сырец, резать  резец суффикс ЕЦ со значением предмета,

мороз  морозец, народ  народец суффикс ЕЦ с уменьшительно-ласкательным значением.

Отметим, что в суффиксе ЕЦ гласная Е является беглой: полководец  полководца.

2. Суффикс ИЦ (также НИЦ) пишется в существительных женского и общего рода

Царь — царица, виновный  виновница суффикс ИЦ со значением лица,

разный  разница, конь — конница суффикс ИЦ (НИЦ) со значением предмета,

сестра — сестрица, лужа  лужица  суффикс ИЦ с уменьшительно-ласкательным значением.

3. В существительных среднего рода выбор ЕЦ/ИЦ зависит от ударения:

Суффикс ЕЦ пишется при ударном окончании О (форма ЕЦО): пальто  пальтецо, ружьё  ружьецо, письмо  письмецо.

Суффикс ИЦ пишется при безударном окончании Е (форма ИЦЕ): масло  маслице, платье  платьице, растение  растеньице.

§3. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕЧК (ОЧК) /ИЧК

Парный вариант составляют:

1) суффикс ЕЧК, 2) сочетания ЕЧ (ОЧ) в основе +суффикс К, 3) сочетание ИЧ в основе + суффикс К 4) ударный суффикс ИЧК.

1. Суффикс ЕЧК (также ОЧК)

Суффикс ЕЧК /ОЧК имеет уменьшительно-ласкательное значение:

ваза  вазочка, гора  горочка – суффикс ОЧК после твердых согласных,

время  времечко, место  местечко, няня — нянечка, фляга  фляжечка, книга  книжечка — суффикс ЕЧК после мягких согласных и шипящих.

2. Сочетание ЕЧ (ОЧ) в основе + суффикс К

В данном варианте Е (О) является беглой гласной в корне, а суффикс К имеет уменьшительно-ласкательное значение; перед суффиксом К в корне происходит чередование звуков К,Ц на Ч: игрушка  игрушечка, ложка  ложечка, блюдце  блюдечко, белка  белочка, сливки  сливочки.3.

3. Сочетание ИЧ в основе + суффикс К

Вариант строится по следующей схеме: чередование ИЦ/ИЧ в основе + суффикс К с уменьшительно-ласкательным значением: сестра – сестрица  сестричка, лук – луковица  луковичка, пуговица  пуговичка.

4. Ударный суффикс ИЧК

Ударный суффикс ИЧК со значением лица женского пола встречается в разговорной речи:

математика — математичка.

§4. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕНК/ИНК

Парный вариант ЕНК/ИНК составляют:

1) суффикс ЕНК, 2) сочетание: ЕН в основе + суффикс К, 3) ударный суффикс ИНК, 4) сочетание двух суффиксов ИН и К.

1. Суффикс ЕНК

Суффикс ЕНК имеет значение лица женского пола: монах  монашенка, француз — француженка.

2. Сочетание: ЕН в основе + суффикс К

В данном варианте Е – беглая гласная в корне, а суффикс К имеет уменьшительно-ласкательное значение: башня  башенка, песня  песенка, колокольня  колоколенка.

3. Ударный суффикс ИНК

Суффикс ИНК имеет два основных значения: уменьшительно-ласкательное и значение частицы небольшой массы, но в обоих случаях суффикс всегда ударный: тропа  тропинка; икра  икринка, пыль  пылинка.

4. Сочетание суффикс ИН + суффикс К

Данный вариант обычно является суммой двух суффиксов, где ИН– многозначный суффикс существительного, а К – уменьшительно-ласкательный суффикс: соломина  соломинка, проталина  проталинка.

§5. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕНЬК/ИНЬК

Парный вариант ЕНЬК/ИНЬК включает:

1) основной суффикс ЕНЬК 2) суффикс ИНЬК как исключение.

1. Суффикс ЕНЬК (также ОНЬК)

Суффикс ЕНЬК/ОНЬК имеет уменьшительно-ласкательное значение:

Суффикс ЕНЬК пишется после мягких согласных или шипящих: дядя  дяденька, дочь  доченька, Саша  Сашенька, дорога  дороженька.

Суффикс ОНЬК пишется после твердых согласных: берёза  берёзонька, дева  девонька, полоса  полосонька.

2. Суффикс ИНЬК

Суффикс ИНЬК в качестве исключения пишется только в трёх словах: паинька, заинька, баиньки влияние форм зайка, бай-бай.

§6. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЕНСТВ/ ИНСТВ

Парный вариант составляют два суффикса ЕНСТВ/ ИНСТВ, которые различаются по ударному и безударному окончанию

1. Суффикс ИНСТВ имеет значение группы лиц с общим признаком или отвлечённого понятия и пишется при ударном окончании: больше  большинство, меньше  меньшинство, старший — старшинство.

2. Суффикс ЕНСТВ со значением отвлечённого понятия пишется в том случае, когда ударение падает на основу: первый  пЕрвенство, нищий  нИщенство.

§7. ПАРНЫЙ ВАРИАНТ ЧИК/ЩИК

Парный вариант ЧИК/ЩИК включает:

1) чередующийся суффикс ЧИК/ЩИК 2) уменьшительно-ласкательный суффикс ЧИК

Фонетическая справка (сравнительная характеристика зубных и шипящих звуков)

Зубные и шипящие различаются по месту образования, но сходны по способу образования, что и является причиной их влияния друг на друга. В группу шипящих звуков входят:

Переднеязычные фрикативные звуки Ж, Ш, Щ, при образовании которых кончик языка упирается в переднее нёбо, а воздух проходит через узкую щель между небом и языком с характерным шипением. Таким образом, фрикативные шипящие сходны по способу образования с фрикативными зубными согласными З и С.

Всегда твердые Ж и Ш составляют пару звонких-глухих согласных, то есть различаются по наличию шума и голоса, а звук Щ является мягким удлиненным вариантом звука Ш.

Звук Ч также относится к переднеязычным согласным, но при этом является африкативным звуком, который, как и зубный звук Ц, складывается из смычного звука, переходящего во фрикативный звук.

Зубные и шипящие звуки при встрече взаимодействуют друг с другом, что хорошо видно на примере с суффиксами ЧИК/ЩИК.

1. Чередующийся суффикс ЧИК/ЩИК со значением лица или предмета

Две формы чередующегося суффикса ЧИК/ЩИК со значением лица мужского пола или предмета различаются по фонетическим позициям.

Суффикс ЧИК пишется только после зубных звуков Д, Т, З, С и шипящего Ж, когда на стыке корня и суффикса на шипящий Ч происходят взаимные изменения звуков:

водопровод – водопроводчик, буфет – буфетчик, обидеть – обидчик  произносится удлиненный звук Ч, разносить – разносчик, резать – резчик, перебегать  перебежчик  произносится удлиненный звук Щ.

Суффикс ЩИК пишется в остальных случаях (при отсутствии фонетических изменений):

баня — банщик, камень — каменщик, литьё – литейщик – суффикс ЩИК после сонорных согласных и гласных, часовой мастер  часовщик, откупать – откупщик – суффикс ЩИК после Б/П и В/Ф.

2. Суффикс ЧИК с уменьшительно-ласкательным значением

Суффикс ЧИК с уменьшительно-ласкательным значением (вариант суффикса ИК) не пишется после зубных Д, Т, З, С и после шипящего Ж, а пишется после сонорных (Л, М, Н, Р),губных Б/П и зубно-губных В/Ф.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

0 comments on “Суффикс ик ек правило – Суффиксы “ек, ик” в существительных – правило чередования гласных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *