1. Правописание суффиксов глаголов –ива, –ыва, –ова, –ева
Здравствуй! Сегодня мы будем изучать совсем небольшую, но поэтому сложную тему. Будь внимателен!
Очень часто возникают сложности с написанием суффиксов глаголов: выстраивать или выстраевать, исследовать или исследывать?
Чтобы правильно написать суффикс глагола, необходимо подобрать к проверяемому слову (которое проверяется) проверочное слово (в нём та или иная орфограмма обозначена явно, звучит выразительно).
Суффикс –ива пишется, если глагол в форме первого лица единственного числа настоящего или будущего простого времени оканчивается на –иваю (настраиваю), если оканчивается на –ываю (опаздываю), то пишется –ыва.
Суффиксы –ова или –ева пишутся тогда, когда глагол в первом лице единственного числа настоящего или будущего простого времени оканчивается на –ую(–юю): беседовать от беседую, воевать от воюю.
Таким образом, правильно писать «выстраивать», а не «выстраевать» (от выстраиваю), «исследовать», но не «исследывать» (от исследую).
Обрати внимание!
1. Проверочным словом для глаголов с суффиксами –ива, –ыва, –ова, –ева является форма первого лица единственного числа настоящего или будущего простого времени.
2. Если в этой форме глагол оканчивается на –ую(–юю), тогда пиши суффиксы –ова или –ева, если на –иваю(–ываю) — суффиксы –ива или –ыва.
www.yaklass.ru
Суффикс -ова-/-ева- в глаголах (правило, схема, примеры)
Приведем примеры слов, имеющих в морфемном составе суффикс -ова-/-ева . Узнаем, как выбрать букву «о» в написании суффикса -ова- глаголов несовершенного вида.
Глаголы с суффиксом -ова-/-ева-
Глаголы несовершенного вида имеют в морфемном составе суффикс -ова- / -ева-, в котором гласная «о» или «е» является безударной.
Суффикс -ова- пишется после твердых согласных корня, а -ева- — после мягких согласных, шипящих и буквы «ц»:
- адресова́ть — корень/суффикс/окончание;
- глянцева́ть — корень/суффикс/окончание;
- корчева́ть — корень/суффикс/окончание.
Чтобы правильно написать в суффиксе глагола букву «о» или «е», которая обозначает соответствующий безударный гласный, и не спутать с суффиксами глаголов —ива-/-ыва-, как в словах «расстра́ивать», «опа́здывать», образуем форму первого лица единственного числа настоящего или простого будущего времени:
- зави́довать, зави́довал — я зави́дую;
- по́тчевать, по́тчевал — я потчую.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глагол заканчивается на
- исповедовать, исповедовал — я исповедую;
- командовать, командовал — я командую.
Сравним:
- расстра́ивать, расстраивал — я расстра́иваю;
- опаздывать, опаздывал — я опаздываю.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глагол заканчивается на -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ива-/-ыва.
Схема

Примеры глаголов с суффиксом -ова-
Укажем глаголы несовершенного вида, в морфемном составе которых прослеживается суффикс -ова-:
- унасле́довать основные черты;
- пропове́довать прогрессивные взгляды;
- доса́довать на свою ошибку;
- поже́ртвовать своим временем;
- распро́бовать на вкус;
- бесе́довать с пациентом;
- заве́довать аптекой;
- ца́рствовать на сцене;
- пресле́довать врага;
- игнори́ровать замечание;
- про́бовать догнать;
- тре́бовать выполнить;
- сове́товать отдохнуть;
- иссле́довать местность;
- испо́льзовать в своих целях;
- уча́ствовать в шествии;
- организова́ть отдых;
- чу́вствовать поддержку.
Примеры глаголов с суффиксом -ева-
Приведем примеры глаголов несовершенного вида, в морфемном составе которых укажем суффикс -ева-:
- корчева́ть лес;
- врачева́ть раны;
- бушева́ть на море;
- вы́корчевать пни;
- размежева́ть участок;
- ночева́ть в палатке;
- раскорчева́ть делянку;
- намежева́ть земельных участков;
- набушева́ться;
- горева́ть о потере;
- раскряжева́ть дерево;
- затмева́ть солнце;
- нагорева́ться;
- растушева́ть краску;
- отмежева́ть поле;
- разбушева́ться не в шутку;
- заночева́ть в лесу;
- отмежева́ться от вредной теории;
- продлева́ть контракт;
- переночева́ть в охотничьей избушке;
- загорева́ть всерьёз.
russkiiyazyk.ru
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
УРОК НА ТЕМУ
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.
Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):
— Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
осенний ← осень видел ← видеть
(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)
— Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ
(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне — изображение аккуратной девочки.)
— Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил → выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:
— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
докладоывать, командоывать,
гореивать, настае ивать .
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».
— Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока — познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материалом.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
гориеватъ, докладоывать
1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.
Я что делаю? что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
↓ ↓
-ую, -юю -ываю, -иваю
↓ ↓
-ова, -ева- -ыва-, -ива-
Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ — горЕВАть .
командУЮ — командОВАть .
настаИВАЮ — настаИВАть .
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)
Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности — просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива-всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАтъ
командУю
командУЕешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами — о, е.
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.
4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.
Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).
1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)
Его усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ)
Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал — подстёгИВАЮ)
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ)
Раненому сделали операцию, (прооперировали — прооперирУЮ)
Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали — заасфальтирУЮ)
Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулМВАЮсь)
Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.
2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.
Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.
Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.
3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
подливать масла в огонь усердствовать
набрать в рот воды подзадоривать
из кожи вон лезть безмолвствовать
5. Промежуточный контроль,
Самостоятельная работа.
Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.
1. -ыва- Оправдывать — атаковать.
2. -ова Воспит..вать — торжеств..вать.
3. -ова- Лакир..вать — испыт..вать.
4. ова Доклад..вать — исслед..вать.
5. -ова- Записывать — чувств..вать.
6. -ова- Негод..вать — откус..вать.
7. -ыва- Действ..вать — образов..вать.
оправдывать
торжествовать
лакировать
исследовать
чувствовать
негодовать
образовывать
Проверка:
Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.
6. Самостоятельная работа.
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.
Использовать, жаловаться, танцевать,
расспрашивать, отплясывать, откапывать,
высчитывать, вспахивать, пропалывать,
складывать, попробовать, затрагивать,
проветривать, дневать и ночевать.
Самопроверка по записи на доске:
О О Е И
Ы Ы Ы И
Ы Ы О И
И Е Е
Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.
7. Подведение итога урока
— Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.
8. Дополнительный материал.
• Коварные суффиксы.
смотреть — рассмАтривать — (смОтр)
прополоть — пропАлывать — (пОлет)
умолчать — умАлчивать — (мОлча)
— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива . Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
• Вечер встречи видовых пар.
Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.
Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.
9. Домашнее задание (на карточке):
1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
команда — _____ расход — _____
зависть — _____ участие — ________
горе — _______ сочувствие —_______
2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
обвинять — _________ копить — __________
печалиться — молчать —
3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти — __________________________________________,
покрывать лаком — _____________________________________________,
быть шефом — __________________________________________________,
принимать участие —____________________________________________,
ездить по новым местам —_______________________________________,
проводить расследование — _______________________________________,
посылать телеграмму — _________________________________________,
дать совет —__________________________________________________ .
nsportal.ru
§ 9. Правописание суффиксов глаголов. Суффиксы глаголов –ива-(-ыва-), -ева-(-ова-)
Суффикс | Правило | Пример |
–ива-(-ыва-) | Если в 1-м лице ед.числа суффикс сохраняется | Усваиваю – усваивал Вздрагиваю — вздрагивать |
-ева-(-ова-) | Если в 1-лице ед. числа глагол оканчивается на –ую, -юю. | Воюю – воевать Горюю — горевать |
-ва | Гласная проверяется неопределённой формой | Перестать – переставать Созреть — созревать |
Примеры для орфографической разминки:
Рассказываю— рассказывать, рассказывал; опаздываю— опаздывать, опаздывал; рассеиваю— рассеивать, рассеивал; отчаиваюсь — отчаиваться, отчаивался; подглядываю— подглядывать, подглядывал, заканчиваю— заканчивать, заканчивал; засеиваю— засеивать, засеивал; беседую— беседовать, беседовал; воюю— воевать, воевал; чувствую— чувствовать, чувствовал; использую—использовать, использовал, предчувствую — предчувствова ть, предчувствовал; горюю— горевать, горевал.
Диагностический набор № 5
Рабочая часть | Контрольная часть | |
Колонка №1
| Колонка №2 |
|
1 воспит_вать волю 2 исслед_вать местность 3 ступеньки поскрип_вали 4 свёрт_вать палатку 5 пожертв_вал собою 6 обрад_ваться встрече 7 рассе_вать сомнения 8 участв_вал в соревновании 9 проклад_вать теплотрассу 10 завед_вать секцией | 1 израсход_вать средства 2 выздоравл_вал быстро 3 откупор_вать бутылку 4 цементир_вать дорожку 6 прокат_вать по асфальту 7 воспит_вал в строгости 8 продл_вать визу 9 перебрас_вать мяч 10 перекле_вать окна | Ы О О И Ы И Ы О О Ы О Ы И Ы О Е Ы Ы О И |
Колонка №3 | Колонка №4 |
|
1прослуш_вал записи 2 корч_вать пни 3 проповед_вать добро 4 танц_вали до утра 5 проб_вать на вкус 6 треб_вал объяснений 7 расспраш_ вать о нём 8 ноч_вать у костра 9 оцен_вать результаты 10 потч_вать гостей | 1 гор_вать о погибшем 2 рассматр_вал в бинокль 3 дружески совет_вать 4 рассчит_вать на успех 5 доклад_вать командиру 6 испыт_вать неловкость 7 расстёг_вать пуговицу 8 погляд_вать с интересом 9 запут_вать следы 10 подыгр_вать на гитаре | И Е Е И О О Е Ы О Ы О Ы И И Е Ы И Ы Е Ы |
Упражнение №1. Объясните написание суффиксов глаголов. Образуйте от данных глаголов форму 1-ого лица единственного лица, укажите вид, выделите суффикс.
последовать | последую | Сов. вид. |
призывать | ||
участвовать | ||
заканчивать | ||
вычерчивать | ||
сочувствовать | ||
организовать | ||
попробовать | ||
испытывать | ||
подливать |
Упражнение № 2. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса –ыва-(-ива-) образуйте глаголы несовершенного вида. Составьте с ними словосочетания (глагол + существительное)
выглянуть (сов.вид) | Выглядывать (несов. вид) | Выглядывать из окна |
уговорить | ||
записать | ||
запугать | ||
воспитать | ||
высказать | ||
завоевать | ||
окутать | ||
смешать |
Упражнение № 3. Образуйте от данных слов глаголы с помощью суффиксов – ива- (-ыва-) -ева- (-ова-), обозначьте орфограмму.
осмотр | отсутствие | ||
досада | расход | ||
танец | воспитание | ||
доклад | польза | ||
испытание | митинг | ||
команда | риск | ||
оправдание | горе |
Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы.
Прослуш_вал записи, корч_вать пни, проповед_вать добро, проб_вать на вкус, расспраш_вать о случившемся, дружески совет_вать, рассчи_вать на успех, оцен_вать результаты, гор_вать о погибшем, треб_вал объяснений, доклад_вать командиру, расстёг_вать пуговицу,строго экзамен_вал,запут_вать следствие, подыграть на гитаре.
А17. Правописание суффиксов различных частей речи / Русский на 5
- Главная
- А17. Правописание суффиксов различных частей речи
В данной статье:
А17 не включает орфограммы с н — нн (этой теме посвящено отдельное задание А13).
Но и без них объём материала велик, потому что русский — это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е, либо с буквой и. Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.
Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.
Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.
Cуффиксы глаголов
1). Суффиксы — -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать – опаздывать, оценивать
Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания
- ую, юю, то пиши суффиксы -ова-(-ева-): советовать — советую, командовать — командую
- ываю, иваю, то пиши суффиксы -ыва-(-ива-): опаздывать — опаздываю, рассматривать — рассматриваю
Внимание:
Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных.
2). Различение суффиксов -е- + -ва- и -ыва- (-ива-): одолевать, заболевать – оправдывать, успокаивать
Внимание на ударение!
Суффикс -ва- всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом -ва- пиши суффикс -е-.
Суффиксы -ыва-, -ива- безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.
Не путай:
В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.
3). Суффиксы в неопределённой форме глагола: видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.
Внимание:
Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.
4). Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Внимание:
В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из КИМов:
скле…вающий, выдёрг…вая, прицел…вающийся, понаде…вшийся, зачервив…вший, повизг…вая
Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.
Скле…вающий — от: склеивать
выдёрг…вая — от выдёргивать
прицел…вающийся — от прицеливаться
понаде…вшийся — от понадеяться
зачервив…вший — от зачервиветь
повизг…вая — от повизгивать
Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше.
Не ошибись:
Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить, прицеливающийся — от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать, прицеливающийся — от прицеливаться.
Суффиксы прилагательных
Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к. именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные — это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила.
1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый – боевой, счастливый, доверчивый
Внимание на ударение!
В прилагательных, образованных от существительных:
– под ударением пиши суффикс -ив-: краси´вый
– без ударения – суффикс -ев-: боево´й.
Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением: счастли´вый и без ударения: дове´рчивый.
2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- – -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый – речевой, синеватый, боевитый
Внимание на последний согласный корня!
После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.
Суффиксы существительных
1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).
Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:
-ист-: гандболист, тракторист
-ник-: дорожник, железнодорожник
-навт-: космонавт
-ец-: гонец
-ёр-: комбайнёр
Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.
1). Суффикс -тель-: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е!
Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.
2). Суффиксы -чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик
Внимание на последний согласный основы!
После:
- согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс -чик-: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
- остальных согласных пиши суффикс -щик-: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик
Внимание:
Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч заменяются на т: раздат+-чик- ←раздача.
Мягкий знак пиши только после л: кровельщик, стекольщик.
2. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и, на которые нас ориентируют КИМы.
1). Суффиксы -ик-, -ек-: мячик – платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова!
Если при изменении слова, в нём
- гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс -ик-: мячик – мячики
- гласный звук исчезает, пиши суффикс -ек-: платочек – платочка
2). Cуффиксы -ец-, -иц-: братец – умница, пальтецо – платьице
Узнай род существительного!
В существительных
- мужского рода пиши суффикс -ец-: братец, палец
- женского рода – -иц-: красавица, умница
- среднего рода могут быть и -ец-, и -иц-:
- в предударном слоге (перед ударением) пиши -ец-: пальтецо´, письмецо´
- в заударном слоге (после ударения) пиши-иц-: пла´тьице, кре´слице
3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка — луковичка
Для слов женского рода определяй производное слово!
В существительных пиши суффикс -ечк-: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка
Не путай:
В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич- и -к-:
синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.
4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька – доченька
Определи, какой звук перед суффиксом!
В существительных после
- твёрдых согласных пиши суффикс -оньк-: кухонька, кисонька, лапонька
- гласных, шипящих и мягких согласных — суффикс -еньк-: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька
5). Суффикс -к- в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка
Ищи производящую основу!
Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа
- на ин, пиши суффиксы -ин- и -к-: середин+ка←середина
- на н, пиши сочетание букв енк: вишен+ка←вишня.
3. Суффикс -ен- в разносклоняемых существительных: времена, имена
Запомни:
10 существительных на мя:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя
Пиши суффиксы -ен-( -ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Правописание глагольных суффиксов ОВА-ЕВА / ЫВА-ИВА

Правописание суффиксов глагола
Суффиксы инфинитива
-ова-
-ыва-
-ева-
-ива-

ДАВАЙТЕ ПОНАБЛЮДАЕМ!
- Разгад ыва ть – (я) разгад ыва ю
- Выкап ыва ть – (я) выкап ыва ю
- Бесед ова ть – (я) беседую
- Завед ова ть – (я) заведую

УЖЕ ДОГАДАЛИСЬ?
- Усва ива ть – (я) усва ива ю
- Накапл ива ть – (я) накапл ива ю
- Ноч ева ть – (я) ночую
- Гор ева ть – (я) горюю

ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛО!
- 1. У глаголов в форме инфинитива и прошедшего времени пишется суффикс – ЫВА -//- ИВА -, если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на – ЫВАЮ //- ИВАЮ :
Доказ ыва ть, доказ ыва л – (я что делаю?)
доказ ываю
Оцен ива ть, оцен ива л – (я что делаю?)
оцен иваю

ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛО!
- 2. У глаголов в форме инфинитива и прошедшего времени пишется суффикс –ОВА-//-ЕВА-, если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на –УЮ//-ЮЮ:
Проектир ова ть, проектир ова л – (я что
делаю?) проектир ую
Коч ева ть, коч ева л – (я что делаю?) коч ую

А можно и так!
В 1-м лице ед. ч. настоящего или будущего времени суффиксы
-ОВА- (-ЕВА-) выпадают
- бесед о ва ть , бесед о ва л — (я) бесед ую
- потч е ва ть — потч е ва л — (я) потч ую

А можно и так!
- В 1-м лице ед. ч. настоящего или будущего времени суффиксы
-ЫВА- (-ИВА-) сохраняется
- наста и ва ть, наста и ва л — (я) наста ива ю
- разгляд ы ва ть, разгляд ы ва л —
(я) разгляд ыва ю

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
- Чтобы не ошибиться в написании суффиксов — ОВА -(- ЕВА -) // — ЫВА — (- ИВА -) в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени, поставь глагол в форму 1-го лица ед. ч. (я что делаю?) и посмотри на последние буквы:
- Если суффикс сохранился и глагол оканчивается на – ИВАЮ — (- ЫВАЮ ), то в инфинитиве пиши — ИВА — (- ЫВА -)
- Если суффикс выпал и глагол оканчивается на – УЮ -(- ЮЮ -), то пиши – ОВА -(- ЕВА -)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!
- Выздоравл …ва ть – выздоравл ива ю
- Гор …ва ть – гор юю
- Исслед …ва ть — исслед ую
- Распил …ва я – распил ива ю
- Буш …ва вший – буш ую
- Навьюч …ва я – навьюч ива ю
- Раска …ва лся – раска ива ю сь
- Обрад …ва лся — обрад ую сь

А ТЕПЕРЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Запишите в тетрадь в столбик следующие слова:
Рассе…вать
Навед…ваться
Застег…вая
Подмиг…вающий
Застра…вал
Завед…вала
Скле…вавшего
Наста…вал

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Если обнаружили ошибку, исправьте ее и запишите рядом проверочное слово
Рассе ива ть – рассе ива ю
Навед ыва ться — навед ыва юсь
Застег ива я — застег ива ю
Подмиг ива ющий — подмиг ива ю
Застра ива л — застра ива ю
Завед ова ла — заведую
Скле ива вшего — скле ива ю
Наста ива л — наста ива ю

НО НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО!
Примечание:
Глаголы с суффиксами -ова- – -ева- и -ыва- – -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- : например:
запевать – запеть; заливать – залить;
задавать – задать .
Перед суффиксом -ва- пишется та же гласная, которая имеется в корне глагола без суффикса -ва-.
Обратите внимание : гласная перед суффиксом -ва- в этих случаях является частью корня

САМОЕ СЛОЖНОЕ!
Исключения:
- затм е вать,
- застр е вать,
- раз е вать,
- продл е вать,
- увещ е вать,
- намер е ваться,
- обур е вать
Запомните эти слова, так как ошибки связаны в основном с ними!!!

Потренируемся!
Отказ…вал обрад…вался уклад…вали команд…вал завед…вать угад…вал отвед…вали задум…ваясь затм…вать
преслед…вать проповед…вал застр…вать увер…вать совет…вала продл…вать досад…вать завид…вать выбрас…ваться
праздн…вали намер…ваться расход…вать обмаз…вать потреб…вав одол…вать истл…вать обур…вал
раз..вать

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Отказ ы вал обрад о вался уклад ы вали команд о вал завед о вать угад ы вал отвед ы вали задум ы ваясь затм е вать
преслед о вать проповед о вал застр е вать увер о вать совет о вала продл е вать досад о вать завид о вать выбрас ы ваться
праздн о вали намер е ваться расход о вать обмаз ы вать потреб о вав одол е вать истл е вать обур е вал
раз е вать
multiurok.ru
1. | Выпиши проверяемый глагол | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Выписать проверяемый глагол. |
2. | Какое слово является проверочным? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Указать, правильно ли определено проверочное слово. |
3. | Выдели суффикс в каждом глаголе | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Выделить суффикс в каждом глаголе. |
4. | Укажи слова, в которых пропущена буква О | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Указать слова, в которых пропущена буква О. |
5. | Или –ыва, или –ива | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Записать суффикс, который употребляется в слове. |
6. | На что окончиваются глаголы в первом лице единственном числе настоящего времени? | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Определить, на что окончиваются глаголы в первом лице единственном числе настоящего времени. |
7. | Запиши глагол правильно | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Записать глагол правильно. |
8. | «Зашифруй» глагол | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Заменить глагол цифрой 1, если он в неопределённой форме имеет суффикс –ова(–ева), и 2 — если в нём есть суффикс –ива(–ыва). |
9. | Образуй глагол с суффиксом –ова или –ева | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Образовать глагол с суффиксом –ова или –ева. |
www.yaklass.ru