Таблица глобальные проблемы современности по обществознанию – Методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему: «Глобальные проблемы современности»

Глобальные проблемы современности и пути их решения, кратко (Таблица)

Глобальные проблемы современности

Проявления проблемы

Пути решения проблем

Сохранение мира на Земле

Гонка вооружения, испытания ядерного оружия, локальные военные конфликты

Мирное политич. урегулирование международных отношений, всесторонние договоренности о поддержании мира на Земле, сокращение расходов на вооружение

Экологическая

Обезлесение, опустынивание, изменение климата, деградация почв, загрязнение вод и атмосферы, исчезновение редких видов растений и животных

Применение безотходных технологий, решение энергетической проблемы в развивающихся странах, лесопосадки, создание заповедников и др. охраняемых территорий

Демографическая

Высокий естественный прирост населения в развивающихся странах, перенаселение в ряде районов земного шара, развитие процесса «трущобной» урбанизации

Целенаправленная демография, политика, улучшение образа жизни

Продовольственная проблема

Голодание 800 млн человек, неполноценность пищевого рациона

Внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, экономия, помощь голодающим

Энергетическая и сырьевая

Дефицит природных ресурсов

Использование энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии

Отсталость наименее развитых стран мира

Высокая внешняя задолженность развивающихся стран, низкие доходы населения, низкий уровень здравоохранения, образования, высокая младенческая смертность, низкая продолжительность жизни

Экономия, помощь беднейшим странам, развитие систем здравоохранения, образования в этих странах и другое

Проблемы Мирового океана

Увеличение хозяйственной и рекреационной нагрузки на Мировой океан, загрязнение его вод (катастрофы танкеров, слив нефти и т. п.), истребление редких видов животных (китов и других)

Рациональное использование ресурсов Мирового океана, правовое регулирование охранного режима его вод

infotables.ru

69. Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Список глобальных проблем

  • Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

  • проблема «Север-Юг»— разрыв в развитии между богатыми и бедными странами,нищета,голодинеграмотность;

  • предотвращение термоядерной войныи обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий,радиоактивного загрязненияокружающей среды;

  • предотвращение катастрофического загрязнения окружающей средыи снижениябиоразнообразия;

  • обеспечение человечества ресурсами;

  • глобальное потепление;

  • озоновые дыры;

  • проблема сердечно-сосудистых,онкологических заболеванийиСПИДа.

  • демографическое развитие (демографический взрывв развивающихся странах идемографический кризисв развитых).

  • терроризм;

  • преступность;

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципуотрицательнойобратной связи(см.биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципуположительнойобратной связи.

Попытки решения

  • Демографический переход— естественный конецдемографического взрыва1960-х

  • Ядерное разоружение

  • Энергосбережение

  • Монреальский протокол(1989) — борьба с озоновыми дырами

  • Киотский протокол(1997) — борьба с глобальным потеплением.

  • Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.

  • Римский клуб(1968)

Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни

людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных

проблемах современности.

Глобальные проблемы:

— проблема экологии

— сохранения мира

— освоения космоса и Мирового океана

— продовольственная проблема

— проблема народонаселения

— проблема преодоления отсталости

— проблема сырья

Особенности глобальных проблем.

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех

народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами

современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К

ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира,

преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам

преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в

глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и

обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех

людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

— с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

— а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно

сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и

разрушительным воздействием на нее.

По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч

лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой

связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова.

Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из

важнейших причин исчезновения этого вида животных.

Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера

хозяйствования к производящему, связанный прежде всего с развитием

земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на

окружающую природу.

Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном

участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев

семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего

почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча

полезных ископаемых.

Так, в VII – IV веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции

серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого

леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове.

Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов,

которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и

конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие

промышленности.

Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие

масштабы, тем не менее вплоть до второй половины XX века они имели локальный

характер.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало

материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако

ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и

безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и

пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных

государств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между

народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного

производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими

военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн.

И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек)

XVII век 3,3

XVIII век 5,5

XIX век 16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек.

Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых

участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало

превращения проблемы войны и мира в глобальную.

А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности,

довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом:

С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально

изменяющей природу, общество, образ жизни людей.

С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой

могучей силой.

Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно,

что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной

страны, но и далеко за ее границами.

Характерные примеры:

Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.

От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в

странах континентальной Европы — около половины их площадей.

В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их

территории.

Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно

загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,

использующих их водные ресурсы.

С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн.

тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста

сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических

удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной

из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые

водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический

круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе,

да и самому человеку.

Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс

вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных

минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах,

но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала

биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

§ Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения

сельского хозяйства;

§ Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года

она возрастает на 20%;

§ Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950

по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие

всей Земли;

§ Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана,

осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то,

что забирает человек.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д.

требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую

нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой

деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере

возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение

его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате

которого происходит потепление климата всей планеты.

Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время.

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5

градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по

сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%,

то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4

градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в

свою очередь, вызовет необратимые процессы:

— таяние льдов

— поднятие уровня мирового океана на один метр

— затопление многих прибрежных районов

— изменение влагообмена на поверхности Земли

— сокращение количества осадков

— изменение направления ветра

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы,

связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их

жизни.

Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,

человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно

начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой

изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного

бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.

Проблема войны и мира.

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и

прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия.

Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная

сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех

войнах, которые велись прежде.

В арсеналах разных стран хранится хранятся ядерные заряды, суммарная мощность

которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на

Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади

города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости. Роковые

последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.

На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия

приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый

эквивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было столько продовольствия,

сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим

оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь

сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить

глобальный ущерб и человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что

технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения

мирного населения. Соотношение между количеством погибших мирных жителей и

погибших военных:

studfile.net

Глобальные проблемы современности и варианты их решения

Глобальные проблемы современности рассматриваются с двух разных сторон: безопасности человека и планеты. Именно поэтому все чаще возникают трудности в гармоничном существовании людей на Земле без вреда внешнему миру. Чтобы реалистично оценить критичность и необходимость срочных изменений в жизни, предлагаем прочесть статью, которая описывает проблемы современности и возможные варианты их решения.

Источник фото: jwoman.in.ua

Основные глобальные проблемы современности

Все чаще новостные выпуски шокируют людей ужасной статистикой о насилии, авариях, выбросах в атмосферу, истощении земных ресурсов и приближении глобальной катастрофы. Когда в развитых странах занимаются роботами с искусственным интеллектом, некоторые национальности исчезают с лица Земли из-за отсутствия медицинской помощи и чистой воды.

Люди настолько погубили окружающую среду, что для восстановления баланса нужно принять ряд сложный решений, которые будут иметь массовый характер. Один человек не может изменить весь мир, но представьте если 7 млрд людей одновременно захотят помочь друг другу.

Для таких случаев существует множество организаций, в которых рассматриваются глобальные проблемы человечества и то, как вы можете внести вклад в их решение.

Источник фото: gdz4you.com

Рассмотрим основные проблемы:

  • Продовольственная безопасность.

Число голодных людей в мире за последние несколько лет значительно увеличилось. Каждый девятый человек в мире обычно голодает и, как следствие, страдает от дефицита питательных веществ. На первый взгляд может показаться, что проблема в нехватке выработанной еды, но это мнение ошибочно. Людям просто не хватает денег, чтобы покупать здоровую пищу.

Источник фото: ipress.ua

  • Проблема здравоохранения.

Помимо недоедания есть много других проблем, влияющих на здоровье человека в глобальном масштабе. В прошлом основное внимание ученых и организаций здравоохранения было сфокусировано на инфекционных заболеваниях: гепатите, холере, малярии, туберкулезе и ВИЧ. Расширение доступа к чистой воде и улучшение образования в области санитарии привели к снижению распространения передаваемых болезней во всем мире. Однако это не означает, что усилия по улучшению санитарии должны быть прекращены.

В настоящее время мировое медицинское сообщество занимается изучением неинфекционных заболеваний, таких как рак, диабет, хронические респираторные и сердечно-сосудистые заболевания.

В настоящее время от инфекционных болезней умирает 70% людей, а страны с низким уровнем дохода страдают наиболее серьезно. Ярко выражена эта проблема в Таиланде, Южной Африке, Мексике и Индии.

  • Необходимость гендерного равенства.

Источник фото: tsn.ua

Следующая проблема возникла в связи с историческими условиями, которые выстроили перед женщинами социальные барьеры для экономической и личной свободы. Несмотря на то, что много усилий было приложено для облегчения этой проблемы, искоренить ее полностью не удалось.

Во многих патриархальных странах женщины лишены прав с раннего возраста. Их не пускают в школу, не выделяют финансы на высшее образование и считают, что женщина должна сидеть дома. Как результат, женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин. Такое неравенство приводит к пустой трате потенциала и препятствует культурному и техническому прогрессу. Незащищенные женщины все чаще становятся жертвами насилия и агрессии.

  • Потребности Африки.

Ряд тревожных статистических данных ООН указывает на острую потребность в гуманитарной поддержке Африки. В этом регионе наблюдается самая высокая в мире детская смертность и число людей, живущих с ВИЧ. Здесь самые высокие показатели задержки роста среди детей, наибольшее количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий и самые низкие показатели по грамотности населения. Показатель рождаемости в Африке увеличивается, но все больше людей страдают от этих проблем каждый день.

  • Глобальные экологические проблемы.

Источник фото:olga-ananko.blogspot.com

Есть три главных экологических вопроса, перечисленных ООН. К ним относятся угрозы обитания организмов на суше и под водой, изменение климата и истощение ресурсов. Согласно статистике ООН, леса истощаются со скоростью 13 млн гектаров каждый год.

Большая часть планеты покрыта водой. Океаны поглощают углекислый газ и производят около 30% кислорода. Несмотря на свою важность, океан находится под угрозой. Чрезмерный вылов рыбы вызывает угрозу исчезновения многих видов.

  • Глобальные проблемы мира, требующие политических решений.

К ним относятся безопасное использование ядерных технологий, соблюдение международного права и мира, содействие деколонизации стран и обеспечение эффективного функционирования демократий. Основная угроза для жизни человека — сам человек. Мир постоянно вздрагивает от результатов террористических актов, войн, испытаний нового оружия и миграций. В погоне за новыми землями политики и агрессоры губят тысячи человеческих жизней и истощают ресурсы природы.

Глобальные проблемы требуют глобальных действий. Когда дело доходит до решения основных социальных проблем с использованием инноваций, новых бизнес-моделей или мировых соглашений, то многие эксперты сходятся на мысли, что успех решения несет исключительно политический характер, а не технический.

Читайте также: Самый большой город в мире по населению

Пути решения глобальных проблем мира

ООН подготовила отчет под названием Millennium Development Goals, который является важным напоминанием о том, что изменения возможны, когда мы действуем. Вот 10 основных моментов из отчета:

  • С 1990 по 2015 год более 1 млрд человек вышли из крайней нищеты. Процент нищих в развивающихся странах снизился с 47% до прогнозируемых 14%.
  • Число детей младшего школьного возраста, которые не посещали школу, с 2000 года сократилось почти вдвое: со 100 млн в 2000 году до 57 млн.
  • С 1990 года детская смертность сократилась более чем вдвое. В 1990 году умерло 12,7 млн детей в возрасте до 5 лет. В 2018 этом году это число сократилось до 6 млн.
  • Смертность матерей снизилась на 45% с 1990 года.
  • С 2000 по 2013 годы число новых случаев ВИЧ-инфекции сократилось на 40%.
  • С 2000 по 2015 годы было предотвращено более 6,2 млн случаев смерти от малярии, в основном среди детей в возрасте до 5 лет.
  • С 1990 года 2,6 млрд человек получили доступ к улучшенному источнику питьевой воды.
  • Количество голодающих в развивающихся регионах сократилось почти вдвое с 23,3% в 1990–1992 годах до 12,9% в 2016-м.
  • Приведем возможные решения актуальных проблем человечества.

Источник фото: presentation.co.ua

Проблему мира и войн можно решить такими способами:

  • контролем за изготовлением оружия;
  • запретом на использование ядерного оружия и его альтернатив;
  • тщательным контролем за торговлей оружием и контрабандой;
  • жесткими санкциями для стран-агрессоров.

Придерживаясь этих элементарных условий, можно в разы уменьшить количество жертв и последствий ведения военных действий.

Чтобы избежать экологической катастрофы необходимы:

  • усиленная охрана исчезающих организмов;
  • оптимальное использование ресурсов от локального до глобального уровня;
  • меры защиты окружающей среды от воздействий работы фабрик, заводов и других предприятий;
  • запрет проведения опытов над животными;
  • создание новых заповедников.

Демографическую проблему поможет решить ряд действий, направленных на гендерное равенство, защиту женщин от насилия и свободный доступ к общему образованию в любой точке мира.

Избежать нехватки топливно-сырьевых ресурсов можно с помощью внедрения альтернативных источников получения энергии и тепла. Одним из главных препятствий этому является высокая стоимость оборудования для переработки энергии.

Проблему голода стоит попытаться решить таким путем:

  • расширение земель для выращивания и ведения хозяйства, а не для бетонной застройки;
  • создание новых озер и пастбищ;
  • автоматизация малого фермерского бизнеса и финансирование предприятий, занимающихся выращиванием натуральных продуктов питания.

Воды Мирового океана также нуждаются в срочном спасении. Для этого необходимо:

  • определение четких зон для ловли рыбы, добычи нефти;
  • замена портовой техники, которая делает выбросы в воды океана;
  • строгий контроль за уровнем чистоты воды и интенсивные действия для ее очищения;
  • запрет на выброс ядерных отходов и химического оружия.

Также не стоит забывать о правилах сохранения чистоты за границами планеты при исследовании космического пространства.

Источник фото: techno.nv.ua

Одной из главных проблем является разница в развитии многих стран. Технологии, автоматизация, уровень образования и медицины настолько сильно отличается, что еще больше уменьшает возможность мирного существования народов. Единственным решением этой проблемы является помощь отстающим странам и их поддержка на международном уровне.

Проблемы человечества с каждым днем увеличиваются в своем количестве. Это происходит по ряду причин, в центе которых стоит человек. Войны, выброс мусора, промышленные предприятия, создание новых видов химического и ядерного оружия, вырубка лесов и загрязнение вод — масштабы разрушений, которые приносит планете человек, становятся ужасающими. Чтобы избежать катастрофы и спасти ресурсы для жизни потомков, должен быть задействован каждый житель Земли.

Читайте также: Что такое экология человека

www.nur.kz

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Разработка урока по теме: Глобальные проблемы современности

Разработка открытого урока по обществознанию

«Глобальные проблемы современности»

Разработана: Обух Л.В.

Тема урока: Глобальные проблемы современности

Раздел: Современное общество

Цель урока: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

Задачи:

— продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выделить направления решения данных проблем;

— продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания в ходе обсуждения в группах;

— развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать у учащихся качества толерантности и поликультурности; уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за её будущее;

— обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем;

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок-размышление

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Оборудование: раздаточный материал, учебные пособия, презентации, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди.

Используемые технологии:

— ИКТ

— Технология развития критического мышления

Используемые методы обучения:

  • словесный:  лекция с элементами беседы;
  • наглядный:  показ презентации;
  • практический:  заполнение таблицы, составление кластера;

Приемы: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…; Лекция с элементами дискуссии; Составление кластера «Глобальные проблемы»; Стратегия «Фишбон»; «Толстые вопросы».

Межпредметные связи:  география, история, обществознание, экология, ОБЖ.

Учебно-методическое обеспечение урока:

— дидактические средства и методические средства:  презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, таблица-схема; раздаточный материал, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.

— технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран,

Учебно-материальное оснащение: учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебное пособие по обществознанию – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2009. 


Изучение нового материала.

Этапы урока

Приемы и средства обучения

I  Вводно-мотивационный этап

Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…

Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы

II этап. Изучение нового материала.

Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами дискуссии. Составление кластера «Глобальные проблемы», Стратегия «Фишбон».

Выяснение причин появления глобальных проблем.

III этап.

Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация глобальных проблем». Стратегия «Фишбон»

IVэтап. Альтернативный сценарий будущего.

Лекция с элементами дискусси, вывод.

V Заключительный этап.

Приём «Толстые вопросы». Коллективное обсуждение проблемного вопроса, вывод, проверка знаний, оценка и самооценка работы учащихся, домашнее задание/

Ход урока:

Эпиграф:

«Прогресс – отец проблем».

                 Честертон (анг. мыслитель 19-н.20 века)

Этап урока, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Вводно-мотивационный этап:

Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Честертон сказал: «Прогресс- отец проблем».

— Как вы понимаете его слова?

В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов.

— Что известно вам о глобальных проблемах?

— Почему тема актуальна именно в современных условиях?

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей, понятий, фактов

Ответ: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека, распределяют роли: лидер, спикер, оформитель, податель идей.

Слушают, называют тему  и цели урока: «Глобальные проблемы современности»

-Понятие

-Причины возникновения

-Классификация

-Пути решения

слайда №1.

Обсуждают проблемные вопросы в своих группах, затем каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

Отвечают на поставленный вопрос.

II Изучение нового материала. Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами дискуссии

Составление кластера «Глобальные проблемы»

Стратегия «Фишбон»

История человечества доказывает, что подобные проблемы существуют очень давно. Были и периоды редкого упадка культуры, когда люди жили еще первобытным стадом. За несколько месяцев существования на одном месте они съедали и уничтожали все, что может служить пищей. Затем уходили на другое место, и все повторялось сначала. Они полностью опустошали леса и луга. Затем, когда люди начали заниматься подсечным земледелием, они уничтожали леса, создавая себе пашню, которой пользовались лишь несколько лет. Затем землю бросали, так как она переставала давать урожай, переходили на другое место и опять уничтожали лес.

Известны случаи, когда, осушая болото, люди превращали землю в пустыню, и, наоборот, орошая поля – в болото. Люди перевозили животных в другие регионы и климатические зоны и те уничтожали флору и фауну данной местности. Примеров можно привести множество.

Но, не смотря на огромный урон, который люди наносили окружающей среде, природа всегда себя восстанавливала, она оказывалась сильнее и мудрее человека.

— Поэтому, вполне возможно, что и нынешние глобальные проблемы не так и опасны, они может быть и надуманны. Ничего страшного не происходит, Земля и сейчас справится с проблемами, как справлялась всегда?

Ответ: Но сейчас дела обстоят намного серьезнее. Ведь эти проблемы накопились и грозят гибелью человечеству.

Давайте сформулируем учебную задачу.

— Что означает слово глобальный?

(фр.global-всеобщий; от лат.globus-шар)

Итак, научное значение этого слова таково: охватывающий весь земной шар, всемирный, всесторонний, полный, всеобщий.

-Что такое глобальные проблемы?

-Каковы на ваш взгляд особенности глобальных проблем?

Давайте составим кластер по данной теме. Сейчас каждая команда вытянет карточку с проблемой, которую они будут решать в течении занятия: опасность ядерной войны, экологическая  проблема, истощение природных ресурсов, демографическая проблема, проблема охраны здоровья.

-Почему вплоть до сер.XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

— Что их породило?

В нижнем прямоугольнике «рыбной кости» записываем формулировку проблемы: название глобальной проблемы.  В левой части «рыбной кости записываем причины, факторы, способствующие возникновению глобальной проблемы.

Слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся ставят учебную задачу: доказать, что глобальные проблемы существуют, обострились в наше время и требуют решения для предотвращения гибели Земли и человечества; попробовать найти пути решения этих проблем, определить, что мы можем сделать для этого. 

Каждая группа даёт своё определение, затем каждая группа составляет кластер по данной теме.

Сравнивают своё определение с определением на   слайде №2.

Каждая группа вытягивает карточку с названием глобальной проблемы и  составляет кластер по данной проблеме.

Обсуждают факторы, причины,   способствующие появлению и обострению глобальных проблем, затем записывают факторы в левой части «рыбной кости».

 слайд №3. слайд №4. в

 III  Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия

Стратегия «Фишбон»

В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

— Какие проблемы вы считаете глобальными?

 Назовите их.

— По каким разновидностям можно их сгруппировать?

А теперь вы должны заполнить своей группой таблицу «Классификация глобальных проблем» на листке, а потом вместе проверим.                                                                  Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы.

— Какая из них наиболее актуальна для вас?

Одним из тяжких современных преступлений стал терроризм. Он наносит огромный моральный, политический, экономический ущерб обществу, угрожает жизни многих людей.

У современного терроризма одна вожделённая цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные метолы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран.

А о других глобальных проблемах мы узнаем из ваших выступлений.

А теперь запишем в правой части «рыбной кости»  факты, аргументы, подтверждающие ваши предположения о причинах возникновения  глобальных проблемах

Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблемы — решить её».

Проблем у человечества много и нужно их решать.

— Как вы думаете, можно ли решить проблемы каждой стране в одиночку.

Ответ: Нет, для решения проблем необходимо объединение всех стран. Но так как все проблемы связаны, решать их надо тоже в комплексе.

Продумайте и сформулируйте наиболее рациональные и эффективные пути решения вашей  глобальной проблемы.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества.

-экологические проблемы    -проблема «Север-Юг»              -проблема войны и мира в современных условиях     — демографическая проблема                                     -проблема охраны здоровья                                     -возрождение культурных и нравственных ценностей -борьба с международным терроризмом

Работа в группах: (заполнение таблицы с последующей проверкой). Слайд №5.

Отчет о работе групп.

Высказывают свои мнения, дискуссия.

Показ слайда№6.

Показ фотографий с террористическими актами в США, Беслане, Москве.

Показ слайда №7.

Выступления с докладами: экологические проблемы;

Показ слайдов № 8, 9, 10, 11.

 опасность ядерной войны и локальных конфликтов;

Показ слайдов № 12,13, 14,15, 16.

«Север-Юг»

Показ слайдов № 17, 18, 19, 20,21, 22,23.

Проблема охраны здоровья

Проблема падения культуры и проблема урбанизации

Работа в группе, записывают в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие  предположения о причинах возникновения  глобальных проблемах

Показ слайда №24.

IV этап. Альтернативный сценарий будущего.

Лекция с элементами дискуссии

Теперь ознакомимся с раз личными прогнозами развития мирового сообщества.

Глобальный прогноз – прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трёх основных направлениях:

1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус)

2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде)

 3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди)

— С каким прогнозом вы согласитесь и почему?

Вывод: существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются  они в рамках веера возможныж альтернатив.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.

Возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к выводу.

Показ слайда №24.

V Заключительный этап.

Приём «Толстые вопросы»

Возвращаемся к проблемному вопросу: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

— Предположите, что будет, если глобальные проблемы не будут решены?

— Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

 А теперь давайте послушаем выступления групп по рассмотренной глобальной проблеме.

Оценивание учащихся.

На столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом. Прошу всех заполнить оба листа, лидера группы заполнить также лист оценки работы каждого учащегося группы и сдать их мне после окончания урока.

Д.З. — реферат про одну глобальную проблему (на выбор)

Решение вопроса, мысли по поводу. Возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к итоговому выводу.

Каждая группа записывает вывод в голове «рыбной кости».

Спикер каждой группы защищает свой кластер.

Учащиеся заполняют бланки самооценки и оценки урока.

Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются учителю после окончания урока)

Записывают дом.задание.

nsportal.ru

0 comments on “Таблица глобальные проблемы современности по обществознанию – Методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему: «Глобальные проблемы современности»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *