Глобальные проблемы современности | Проявления проблемы | Пути решения проблем |
Сохранение мира на Земле | Гонка вооружения, испытания ядерного оружия, локальные военные конфликты | Мирное политич. урегулирование международных отношений, всесторонние договоренности о поддержании мира на Земле, сокращение расходов на вооружение |
Экологическая | Обезлесение, опустынивание, изменение климата, деградация почв, загрязнение вод и атмосферы, исчезновение редких видов растений и животных | Применение безотходных технологий, решение энергетической проблемы в развивающихся странах, лесопосадки, создание заповедников и др. охраняемых территорий |
Демографическая | Высокий естественный прирост населения в развивающихся странах, перенаселение в ряде районов земного шара, развитие процесса «трущобной» урбанизации | Целенаправленная демография, политика, улучшение образа жизни |
Продовольственная проблема | Голодание 800 млн человек, неполноценность пищевого рациона | Внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, экономия, помощь голодающим |
Энергетическая и сырьевая | Дефицит природных ресурсов | Использование энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии |
Отсталость наименее развитых стран мира | Высокая внешняя задолженность развивающихся стран, низкие доходы населения, низкий уровень здравоохранения, образования, высокая младенческая смертность, низкая продолжительность жизни | Экономия, помощь беднейшим странам, развитие систем здравоохранения, образования в этих странах и другое |
Проблемы Мирового океана | Увеличение хозяйственной и рекреационной нагрузки на Мировой океан, загрязнение его вод (катастрофы танкеров, слив нефти и т. п.), истребление редких видов животных (китов и других) | Рациональное использование ресурсов Мирового океана, правовое регулирование охранного режима его вод |
infotables.ru
ЕГЭ. Общество. Тема 15.Глобальные проблемы человечества |
Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.
Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».
Причины возникновения глобальных проблем
- Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
- Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
- Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
- Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.
Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.
Признаки глобальных проблем
- Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
- Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
- Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
- Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
- Влияние на ход развития человеческой цивилизации.
Типы глобальных проблем
1.Проблемы между государствами
- Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
- Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
- Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами
( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
- Проблема международного терроризма
2.Проблемы взаимодействия человечества и природы
- Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
- Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
- Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
- Рациональное использование мирового океана и космоса.
- Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе
- Демографическая проблема, то есть народонаселения ( быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
- Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
- Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
- Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
Пути решения глобальных проблем
- Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
- Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
- Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
- Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.
Пути решения некоторых глобальных проблем
1.Предотвращение новой мировой войны
- Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
- Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
- Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
- Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
- Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.
Термины
Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.
Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).
Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.
В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.
2.Экологическая проблема
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
- Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
- Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
- Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
- Демографическая проблема
- Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
- Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
- Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
- Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
- Проблема «Север — Юг»
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
- Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
- Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
- Проблема использования ресурсов мирового океана
- Охрана вод мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
- Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
- Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.
6.Проблема мирного освоения космоса
- Сотрудничество стран в освоении космоса.
- Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.
7.Проблема международного терроризма
Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.
Цель террора
Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.
Виды терроризма
- Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
- Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
- Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
- Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
- Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:
- Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
- Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
- Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).
Пути решения проблемы международного терроризма
- Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
- Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
- Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
- Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
- Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем
Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.
Приведу некоторые примеры ответов.
- Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
- Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
- Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
69. Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем
Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.
проблема «Север-Юг»— разрыв в развитии между богатыми и бедными странами,нищета,голодинеграмотность;
предотвращение термоядерной войныи обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий,радиоактивного загрязненияокружающей среды;
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей средыи снижениябиоразнообразия;
обеспечение человечества ресурсами;
глобальное потепление;
озоновые дыры;
проблема сердечно-сосудистых,онкологических заболеванийиСПИДа.
демографическое развитие (демографический взрывв развивающихся странах идемографический кризисв развитых).
терроризм;
преступность;
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципуотрицательнойобратной связи(см.биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципуположительнойобратной связи.
Попытки решения
Демографический переход— естественный конецдемографического взрыва1960-х
Ядерное разоружение
Энергосбережение
Монреальский протокол(1989) — борьба с озоновыми дырами
Киотский протокол(1997) — борьба с глобальным потеплением.
Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
Римский клуб(1968)
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности.
Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни
людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных
проблемах современности.
Глобальные проблемы:
— проблема экологии
— сохранения мира
— освоения космоса и Мирового океана
— продовольственная проблема
— проблема народонаселения
— проблема преодоления отсталости
— проблема сырья
Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех
народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами
современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К
ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира,
преодолении нищеты, голода, неграмотности.
Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам
преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в
глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и
обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех
людей Земли.
В наше время глобальные проблемы:
— с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;
— а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.
Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно
сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и
разрушительным воздействием на нее.
По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч
лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой
связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова.
Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из
важнейших причин исчезновения этого вида животных.
Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера
хозяйствования к производящему, связанный прежде всего с развитием
земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на
окружающую природу.
Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном
участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев
семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего
почва истощалась и надо было переходить на новый участок.
Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча
полезных ископаемых.
Так, в VII – IV веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции
серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого
леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове.
Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов,
которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и
конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие
промышленности.
Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие
масштабы, тем не менее вплоть до второй половины XX века они имели локальный
характер.
Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало
материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако
ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и
безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и
пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных
государств.
Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между
народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного
производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими
военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн.
И только 292 года люди жили без войн.
В войнах погибло (млн. человек)
XVII век 3,3
XVIII век 5,5
XIX век 16
В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек.
Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых
участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало
превращения проблемы войны и мира в глобальную.
А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности,
довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом:
С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально
изменяющей природу, общество, образ жизни людей.
С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой
могучей силой.
Экологическая проблема.
Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно,
что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной
страны, но и далеко за ее границами.
Характерные примеры:
Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.
75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.
От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в
странах континентальной Европы — около половины их площадей.
В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их
территории.
Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно
загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,
использующих их водные ресурсы.
С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн.
тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста
сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических
удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной
из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые
водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический
круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе,
да и самому человеку.
Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс
вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.
Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных
минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах,
но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.
На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала
биосферы. Это подтверждается следующими факторами:
§ Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения
сельского хозяйства;
§ Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года
она возрастает на 20%;
§ Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950
по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие
всей Земли;
§ Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана,
осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то,
что забирает человек.
Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д.
требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую
нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой
деятельности происходит даже изменение климата.
По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере
возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение
его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате
которого происходит потепление климата всей планеты.
Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время.
В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5
градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по
сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%,
то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4
градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в
свою очередь, вызовет необратимые процессы:
— таяние льдов
— поднятие уровня мирового океана на один метр
— затопление многих прибрежных районов
— изменение влагообмена на поверхности Земли
— сокращение количества осадков
— изменение направления ветра
Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы,
связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их
жизни.
Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,
человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно
начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.
Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой
изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного
бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.
Проблема войны и мира.
Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и
прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия.
Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная
сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех
войнах, которые велись прежде.
В арсеналах разных стран хранится хранятся ядерные заряды, суммарная мощность
которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на
Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади
города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости. Роковые
последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.
На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия
приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый
эквивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было столько продовольствия,
сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим
оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь
сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить
глобальный ущерб и человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что
технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения
мирного населения. Соотношение между количеством погибших мирных жителей и
погибших военных:
studfiles.net
Классификация глобальных проблем человечества — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
xn--e1aogju.xn--p1ai
Глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но всё же это была далёкая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем.
В полной мере они проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX века. Такие проблемы были вызваны к жизни комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.
В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период НТР, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемых им в окружающую среду «отходов». Всё это начиная с 60 — 70-х гг. XX в. привлекло к глобальным проблемам внимание ученых, политиков, широкой общественности.
Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.
Приоритетными проблемами человечества являются:
- проблема мира и разоружения;
- экологическая;
- демографическая;
- энергетическая;
- сырьевая;
- продовольственная;
- использование ресурсов Мирового океана;
- мирное освоение космоса;
- преодоление отсталости развивающихся стран.
Суть глобальных проблем и возможные пути их решения
Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни.
Пути решения:
- Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
- Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
- Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.
Экологическая — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения:
- Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
- Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
- Экологическая безопасность населения;
- Создание особо охраняемых территорий.
Демографическая — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.
Пути решения:
Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.
Пути решения:
Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.
Пути решения:
- Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
- Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения:
- Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
- Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
Мирное освоение космоса. Космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.
Пути решения:
- «Немилитаризация» космического пространства.
- Международное сотрудничество в освоении космического пространства.
Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.
Пути решения:
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
- Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).
Новое время диктует и появление новых проблем, решение которых задача мирового сообщества. Одной из таких проблем можно назвать — международный терроризм. Эта серьезная угроза мирного, благополучного существования всего человечества.
Здоровье населения Земли и появление различных инфекционных заболеваний, которые так же ставят под угрозу саму основу существования жизни на планете Земля.
Доклад «Глобальные проблемы человечества» Глобальные проблемы современного человечества Скачать презентациюgeographyofrussia.com
пример, пути решения :: BusinessMan.ru
Глобальные проблемы человечества затрагивают нашу планету в целом. Поэтому их решением занимаются все народы и государства. Этот термин появился в конце 60-х годов XX века. В настоящее время существует специальная научная отрасль, которая занимается изучением и решением глобальных проблем человечества. Она носит название глобалистика.
В этой сфере работают научные специалисты различных областей: биологи, почвоведы, химики, физики, геологи. И это неслучайно, ведь глобальные проблемы человечества носят комплексный характер и их появление не зависит от какого-то одного фактора. Наоборот, очень важно учитывать экономические, политические, а также социальные изменения, происходящие в мире. От того, насколько правильно будут решаться современные глобальные проблемы человечества, зависит жизнь на планете в будущем.
Необходимо знать: некоторые из них существовали давно, другие, достаточно «молодые», связаны с тем, что люди начали негативно воздействовать на окружающий мир. Из-за этого, например, появились экологические проблемы человечества. Их можно назвать главными трудностями современного общества. Хотя сама по себе проблема загрязнения окружающей среды появилась уже давно. Все разновидности взаимодействуют друг с другом. Часто одна неприятность провоцирует возникновение другой.
Иногда бывает, что глобальные проблемы человечества удаётся решить и полностью избавиться от них. В первую очередь это касается эпидемий, которые угрожали жизни людей на всей планете и приводили к их массовой гибели, но затем они были остановлены, например, с помощью изобретённой вакцины. В то же время появляются совершенно новые проблемы, которые ране были обществу неизвестны, или уже существующие вырастают до мирового уровня, например, истощение озонового слоя. Причиной их возникновения является деятельность человека. Проблема загрязнения окружающей среды позволяет увидеть это очень чётко. Но и в других случаях ясно прослеживается тенденция влияния людей на те несчастья, которые случаются с ними и угрожают их существованию. Итак, какие проблемы человечества, имеющие планетарное значение, существуют?
Экологическая беда
К ней приводят ежедневное загрязнение окружающей среды, истощение земных и водных запасов. Все эти факторы вместе могут ускорить наступление экологической катастрофы. Человек считает себя царём природы, но в то же время не стремится сохранить её в первозданном виде. Этому мешает и индустриализация, которая идёт быстрыми темпами. Негативно воздействуя на свою среду обитания, человечество разрушает её и не задумывается над этим. Не зря разработаны нормы загрязнения, которые регулярно превышаются. В результате этого экологические проблемы человечества могут приобрести необратимый характер. Чтобы этого избежать, надо обратить внимание на сохранение флоры, фауны, попытаться сберечь биосферу нашей планеты. А для этого необходимо сделать производство и другие виды деятельности человека более экологичными, чтобы воздействие на окружающую было менее агрессивным.
Демографическая проблема
Население планеты растёт быстрыми темпами. И хотя «демографический взрыв» уже пошёл на убыль, проблема всё равно остаётся. Ухудшается ситуация с продовольствием, природными ресурсами. Их запасы уменьшаются. Одновременно возрастает негативное влияние на окружающую среду, невозможно справиться с безработицей, нищетой. Возникают трудности с образованием, здравоохранением. Решение глобальных проблем человечества такого характера взяла на себя ООН. Организация создала специальный план. Один из его пунктов — программа планирования семьи.
Разоружение
После создания ядерной бомбы, население старается избежать последствий её применения. Для этого подписываются договоры между странами о ненападении и разоружении. Принимаются законы о запрете ядерных арсеналов, прекращении торговли оружием. Президенты ведущих государств надеются таким образом избежать начала Третьей мировой войны, в результате которой, как подозревают, может быть уничтожено всё живое на Земле.
Проблема с продовольствием
В некоторых странах население испытывает недостаток продуктов питания. Особенно от голода страдают жители Африки и других третьих стран мира. Для решения этой проблемы созданы два варианта. Первый направлен на то, чтобы пастбища, поля, зоны рыболовства постепенно увеличивали свою площадь. Если следовать второму варианту, надо не увеличивать территории, а повышать продуктивность существующих. Для этого разрабатываются новейшие биотехнологии, способы мелиорации, механизации. Создаются высокоурожайные сорта растений.
Здоровье
Несмотря на активное развитие медицины, появление новейших вакцин и препаратов, человечество продолжает болеть. Причём многие недуги угрожают жизни населения. Поэтому в наше время активно ведётся разработка способов лечения. В лабораториях создаются вещества современного образца для эффективной иммунизации населения. К сожалению, наиболее опасные болезни XXI века — онкология и СПИД — остаются неизлечимыми.
Проблема Мирового океана
В последнее время этот ресурс не только активно исследуют, но и используют для нужд человечества. Как показывает опыт, он может обеспечивать продовольствием, природными ископаемыми, энергией. Океан является торговым путём, способствующим восстановлению связи между странами. В то же время его запасы используются неравномерно, на его поверхности ведутся военные действия. Кроме того, он служит базой для захоронения отходов, в том числе и радиоактивных. Человечество обязано беречь богатства Мирового океана, избегать загрязнения, рационально использовать его дары.
Освоение космоса
Это пространство принадлежит всему человечеству, значит, все народы должны использовать свой научный и технический потенциал для его исследования. Для глубокого изучения космоса создаются специальные программы, в которых используют все современные достижения в этой области.
Люди знают о том, что если эти проблемы не исчезнут, планета может погибнуть. Но почему же многие не хотят ничего предпринимать, надеясь, что всё исчезнет, «рассосётся» само собой? Хотя, по правде говоря, лучше такое бездействие, чем активное уничтожение природы, загрязнение лесов, водоёмов, уничтожение животных и растений, особенно редких видов.
Невозможно понять поведения таких людей. Им не мешало бы задуматься о том, что жить, если, конечно, это будет ещё возможно, на погибающей планете придётся их детям и внукам. Не надо рассчитывать на то, что кто-то сможет избавить мир от трудностей за короткое время. Глобальные проблемы человечества могут быть решены только сообща, если всё человечество приложит к этому усилие. Угроза уничтожения в ближайшем будущем не должна пугать. Лучше всего, если она сможет простимулировать потенциал, заложенный в каждом из нас.
Не надо думать, что одному трудно справиться с мировыми проблемами. От этого кажется, что действовать бесполезно, появляются мысли о бессилии перед трудностями. Смысл в том, чтобы объединить усилия и помочь процветанию хотя бы своего города. Решить маленькие проблемы своего места обитания. А когда такой ответственностью перед собой и своей страной начнёт обладать каждый человек на Земле, масштабные, глобальные проблемы также будут решены.
businessman.ru
Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Разработка урока по теме: Глобальные проблемы современности
Разработка открытого урока по обществознанию
«Глобальные проблемы современности»
Разработана: Обух Л.В.
Тема урока: Глобальные проблемы современности
Раздел: Современное общество
Цель урока: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
Задачи:
— продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выделить направления решения данных проблем;
— продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания в ходе обсуждения в группах;
— развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения;
— воспитывать у учащихся качества толерантности и поликультурности; уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за её будущее;
— обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем;
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Форма урока: урок-размышление
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Оборудование: раздаточный материал, учебные пособия, презентации, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди.
Используемые технологии:
— ИКТ
— Технология развития критического мышления
Используемые методы обучения:
- словесный: лекция с элементами беседы;
- наглядный: показ презентации;
- практический: заполнение таблицы, составление кластера;
Приемы: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…; Лекция с элементами дискуссии; Составление кластера «Глобальные проблемы»; Стратегия «Фишбон»; «Толстые вопросы».
Межпредметные связи: география, история, обществознание, экология, ОБЖ.
Учебно-методическое обеспечение урока:
— дидактические средства и методические средства: презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, таблица-схема; раздаточный материал, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.
— технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран,
Учебно-материальное оснащение: учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебное пособие по обществознанию – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2009.
Изучение нового материала.
Этапы урока | Приемы и средства обучения |
I Вводно-мотивационный этап | Приём «Корзина» идей, понятий, фактов… Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы |
II этап. Изучение нового материала. Что такое глобальные проблемы? | Лекция с элементами дискуссии. Составление кластера «Глобальные проблемы», Стратегия «Фишбон». Выяснение причин появления глобальных проблем. |
III этап. Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения. | Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация глобальных проблем». Стратегия «Фишбон» |
IVэтап. Альтернативный сценарий будущего. | Лекция с элементами дискусси, вывод. |
V Заключительный этап. | Приём «Толстые вопросы». Коллективное обсуждение проблемного вопроса, вывод, проверка знаний, оценка и самооценка работы учащихся, домашнее задание/ |
Ход урока:
Эпиграф:
«Прогресс – отец проблем».
Честертон (анг. мыслитель 19-н.20 века)
Этап урока, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Вводно-мотивационный этап: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов… | Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Честертон сказал: «Прогресс- отец проблем». — Как вы понимаете его слова? В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов. — Что известно вам о глобальных проблемах? — Почему тема актуальна именно в современных условиях? Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей, понятий, фактов Ответ: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? | Учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека, распределяют роли: лидер, спикер, оформитель, податель идей. Слушают, называют тему и цели урока: «Глобальные проблемы современности» -Понятие -Причины возникновения -Классификация -Пути решения слайда №1. Обсуждают проблемные вопросы в своих группах, затем каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Отвечают на поставленный вопрос. |
II Изучение нового материала. Что такое глобальные проблемы? Лекция с элементами дискуссии Составление кластера «Глобальные проблемы» Стратегия «Фишбон» | История человечества доказывает, что подобные проблемы существуют очень давно. Были и периоды редкого упадка культуры, когда люди жили еще первобытным стадом. За несколько месяцев существования на одном месте они съедали и уничтожали все, что может служить пищей. Затем уходили на другое место, и все повторялось сначала. Они полностью опустошали леса и луга. Затем, когда люди начали заниматься подсечным земледелием, они уничтожали леса, создавая себе пашню, которой пользовались лишь несколько лет. Затем землю бросали, так как она переставала давать урожай, переходили на другое место и опять уничтожали лес. Известны случаи, когда, осушая болото, люди превращали землю в пустыню, и, наоборот, орошая поля – в болото. Люди перевозили животных в другие регионы и климатические зоны и те уничтожали флору и фауну данной местности. Примеров можно привести множество. Но, не смотря на огромный урон, который люди наносили окружающей среде, природа всегда себя восстанавливала, она оказывалась сильнее и мудрее человека. — Поэтому, вполне возможно, что и нынешние глобальные проблемы не так и опасны, они может быть и надуманны. Ничего страшного не происходит, Земля и сейчас справится с проблемами, как справлялась всегда? Ответ: Но сейчас дела обстоят намного серьезнее. Ведь эти проблемы накопились и грозят гибелью человечеству. Давайте сформулируем учебную задачу. — Что означает слово глобальный? (фр.global-всеобщий; от лат.globus-шар) Итак, научное значение этого слова таково: охватывающий весь земной шар, всемирный, всесторонний, полный, всеобщий. -Что такое глобальные проблемы? -Каковы на ваш взгляд особенности глобальных проблем? Давайте составим кластер по данной теме. Сейчас каждая команда вытянет карточку с проблемой, которую они будут решать в течении занятия: опасность ядерной войны, экологическая проблема, истощение природных ресурсов, демографическая проблема, проблема охраны здоровья. -Почему вплоть до сер.XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? — Что их породило? В нижнем прямоугольнике «рыбной кости» записываем формулировку проблемы: название глобальной проблемы. В левой части «рыбной кости записываем причины, факторы, способствующие возникновению глобальной проблемы. | Слушают, отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся ставят учебную задачу: доказать, что глобальные проблемы существуют, обострились в наше время и требуют решения для предотвращения гибели Земли и человечества; попробовать найти пути решения этих проблем, определить, что мы можем сделать для этого. Каждая группа даёт своё определение, затем каждая группа составляет кластер по данной теме. Сравнивают своё определение с определением на слайде №2. Каждая группа вытягивает карточку с названием глобальной проблемы и составляет кластер по данной проблеме. Обсуждают факторы, причины, способствующие появлению и обострению глобальных проблем, затем записывают факторы в левой части «рыбной кости». слайд №3. слайд №4. в |
III Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения. Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия Стратегия «Фишбон» | В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем. — Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. — По каким разновидностям можно их сгруппировать? А теперь вы должны заполнить своей группой таблицу «Классификация глобальных проблем» на листке, а потом вместе проверим. Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. — Какая из них наиболее актуальна для вас? Одним из тяжких современных преступлений стал терроризм. Он наносит огромный моральный, политический, экономический ущерб обществу, угрожает жизни многих людей. У современного терроризма одна вожделённая цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные метолы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. А о других глобальных проблемах мы узнаем из ваших выступлений. А теперь запишем в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие ваши предположения о причинах возникновения глобальных проблемах Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблемы — решить её». Проблем у человечества много и нужно их решать. — Как вы думаете, можно ли решить проблемы каждой стране в одиночку. Ответ: Нет, для решения проблем необходимо объединение всех стран. Но так как все проблемы связаны, решать их надо тоже в комплексе. Продумайте и сформулируйте наиболее рациональные и эффективные пути решения вашей глобальной проблемы. Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества. | -экологические проблемы -проблема «Север-Юг» -проблема войны и мира в современных условиях — демографическая проблема -проблема охраны здоровья -возрождение культурных и нравственных ценностей -борьба с международным терроризмом Работа в группах: (заполнение таблицы с последующей проверкой). Слайд №5. Отчет о работе групп. Высказывают свои мнения, дискуссия. Показ слайда№6. Показ фотографий с террористическими актами в США, Беслане, Москве. Показ слайда №7. Выступления с докладами: экологические проблемы; Показ слайдов № 8, 9, 10, 11. опасность ядерной войны и локальных конфликтов; Показ слайдов № 12,13, 14,15, 16. «Север-Юг» Показ слайдов № 17, 18, 19, 20,21, 22,23. Проблема охраны здоровья Проблема падения культуры и проблема урбанизации Работа в группе, записывают в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие предположения о причинах возникновения глобальных проблемах Показ слайда №24. |
IV этап. Альтернативный сценарий будущего. Лекция с элементами дискуссии | Теперь ознакомимся с раз личными прогнозами развития мирового сообщества. Глобальный прогноз – прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трёх основных направлениях: 1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус) 2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде) 3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди) — С каким прогнозом вы согласитесь и почему? Вывод: существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможныж альтернатив. | Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя. Возникновение дискуссии. Учащиеся подводятся к выводу. Показ слайда №24. |
V Заключительный этап. Приём «Толстые вопросы» | Возвращаемся к проблемному вопросу: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? — Предположите, что будет, если глобальные проблемы не будут решены? — Каким вы видите выход из сложившейся ситуации? Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. А теперь давайте послушаем выступления групп по рассмотренной глобальной проблеме. Оценивание учащихся. На столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом. Прошу всех заполнить оба листа, лидера группы заполнить также лист оценки работы каждого учащегося группы и сдать их мне после окончания урока. Д.З. — реферат про одну глобальную проблему (на выбор) | Решение вопроса, мысли по поводу. Возникновение дискуссии. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Каждая группа записывает вывод в голове «рыбной кости». Спикер каждой группы защищает свой кластер. Учащиеся заполняют бланки самооценки и оценки урока. Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются учителю после окончания урока) Записывают дом.задание. |
nsportal.ru