Таблица обеспеченности природными ресурсами [Решено] |
Обеспеченность природными ресурсами или ресурсообеспеченность рассчитывается в 10 классе. Для того чтобы рассчитать обеспеченность ресурсом, необходимо знать запасы ресурса в конкретной стране, объёмы его добычи. Первое число делят на второе, в результате получают значение ресурсообеспеченности. Оно обозначает количество лет, на которое хватит данного ресурса. Результаты оформляются в таблицу. Например:
Страна | Запасы млрд. т | Добыча млн.т | Ресурсообеспеченность(годы) | |||||||||
нефть | уголь | Газ трил. м3 | жел руда | нефть | уголь | Газ млрд. м3 | жел. руда | нефть | уголь | газ | жел. руда | |
США | 5,37 | 237,3 | 8,7 | 25,4 | 543 | 660,6 | 751 | 58 | 9,8 | 413 | 11,5 | 437 |
В другом варианте делают расчёты на душу населения. Для этого используют запасы ресурса и численность населения. Первое значение делят на второе, получают расчёт на одного человека. Результаты оформляют в таблицу.
Страны | Запасы млрд. т. | Население Млн.чел | Ресурсообеспеченность т/на душу населения | ||||
нефть | уголь | Железная руда | нефть | уголь | Железные руды | ||
Россия | 6,7 | 200 | 71 | 145 | 46 | 1379 | 489 |
Для выполнения данной работы пользуются статистическими материалами. Они меняются год от года, поэтому расчёт ресурсообеспеченности может быть разным.
По итогам расчётов обязательно делается вывод, основанный на анализе полученных результатов.
Без расчётов обеспеченность природными ресурсами выяснить сложно.
Оценка: 3.3 (4 голоса)
obrazovaka.ru
Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными, природными ресурсами отдельных регионов мира. Нетрадиционные источники топлива»
Информационная карта урока географии 10 класс
Тема: Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными, природными ресурсами отдельных регионов мира. Нетрадиционные источники топлива»
Цели:
формировать понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»;
формировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов топливными полезными ископаемыми;
формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
развивать умение и навыки работы с картами и текстом
Задачи:
Уметь объяснять понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»
Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами
Познакомиться с нетрадиционными источниками топливных ресурсов.
По результатам проделанной работы сделать выводы
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, презентация, задания группам.
Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.
1. Организационный момент.Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с целями и задачами и планом урока.
2. Изучение нового материала.
Объяснение учителя
Теоретическая часть Природные ресурсы и ресурсообеспеченность
Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.
Главные виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы мирового океана, агроклиматические.
Классификация природных ресурсов: По происхождению, по исчерпаемости, по применению.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
3. Практическая работа. Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными природными ресурсами отдельных стран и регионов мира.
Пример расчета на сколько лет хватит природного ресурса
Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир, З — запасы, Д — добыча
Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)
Добыча — 4625млн т/в год. (добыча угля в мире)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Пример расчета природного ресурса из расчета на душу населения
Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность З – запасы данного ресурса Н – население данной страны, региона, мира
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля в мире)
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Работа в группах. Группы работают по инструктивным карточкам в течении 15 минут, по окончании работы представитель группы, докладывает результат работы и делает выводы.
1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.
Инструктивная карточка 1 группы
1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд» (приложение, стр 384) и данные блока 7, рисунок 27 (карта — схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем.
Пример: Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мирЗапасы угля – 1100 млрд т (запасы данного ресурса)
Добыча угля — 4625млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 2 группы
2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран углем на душу населения, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд» (приложение, стр 384).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем.
Численность населения(в млн чел).
Ресурсообеспеченность (на душу населения)
Весь мир
1100
7, 125млрд чел
154
США
445
298, 4
Китай296
1314,0
Россия
202
141,9
ЮАР
116
44,2
Австралия
116
20,2
ФРГ
106
82,4
Индия
78
1095,4
Украина
47
46,7
Великобритания
45
60,6
Казахстан
34
15,2
Пример: Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 3 группы
3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы 3 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти» (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 24 (карта — схема) стр 127.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью
Пример: Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мирЗапасы нефти – 140 млрд т (запасы данного ресурса)
Добыча нефти — 3450 млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 140 000 000 000 : 3 450 000 000 = 40,5 лет
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность нефтью?
Какие страны имеют наименьшую обеспеченность нефтью?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран нефтью?
Если в стране хорошо развита промышленность как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Инструктивная карточка 4 группы
4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран топливными нефтью на душу населения используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти» (приложение, стр 383).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью.
Пример: Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир
Запасы – 140 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =140 000 000 000 :7 125 000 000= 20 т на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 5 группы
5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран природным газом, используя данные таблицы 4 3 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа» (приложение, стр 383) и данные блока 7, рисунок 26 (карта — схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом.
Пример: Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мирЗапасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)
Добыча природного газа — 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)
Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 =681 год
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран природным газом?
Каким топливом мир наименее обеспечен?
Если страна имеет большую протяженность территории отражается ли это на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 6 группы
6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран природным газом на душу населения, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа» (приложение, стр 383).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом.
Пример: Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мирЗапасы – 150 трл м3 ( запасы природного газа мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =150 000 000 000 000 :7 125 000 000= 21053 м3 / на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 7 группы
7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность крупных регионов и топливными ресурсами из расчета на сколько лет хватит и из расчета на душу населения в мире.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различны и х стран топливными ресурсами по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом хорошо и каким?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность крупных регионов и мира в целом природными ресурсами.
Зар. Европа.Природный газ
5,6 трлн м3
270 млрд. м3
Зар.Азия.
Природный газ
59,0 трлн м3
330 млрд. м3
Зар. Европа.
Нефть
2,5 млрд т
330 млн т
Зар. Азия.
Нефть
98,0 млрд т
1370млн.т
Пример: Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир
Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)
Добыча природного газа — 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)
Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 =681 год
Пример: Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мирЗапасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонн / на одного жителя планеты.
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность топливом?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран топливом?
Каким топливом мир наименее обеспечен?
Почему в странах происходит неравномерное истощение топливными природными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
4. Подведение итогов
В связи с проделанной работой учащиеся делают выводы о проблемах использования природных ресурсов и о особенностях их использования, предлагают решение проблем.
Вывод
Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.
Ресурсообеспеченность стран из расчета, на сколько лет должно хватить данного природного ресурса зависит от наличия запасов толивных — природных ресурсов и их потребления.
Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают достаточными топливно -энергетическими природными ресурсами, среди них — Россия, США, Китай, страны персидского залива.
Общий показатель, определяющий уровень потребности в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) – на душу населения зависит от;
структуры промышленности,
климата,
размеров конкретной страны, так как ТЭР в больших количествах расходуются на преодоление расстояния транспортными средствами.
Проблемы:
неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные ресурсов и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов;
проблемы истощения, многие природные ресурсы становятся сырьем в различных отраслях материального производства. Главным их потребителем в современном мире является промышленность. Запасы многих видов природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья;
разные масштабы использования природных ресурсов различными странами.
Минеральные топливные ресурсы имеют свои особенности:
невозобновимость;
неравномерность размещения;
возможность транспортировки на дальние расстояния;
возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.
Решение
Использование в виде топлива нетрадиционных источников топлива
5. Сообщение «Нетрадиционные источники топлива»
6. Домашнее задание: Тема 2, параграф 2
infourok.ru
Природа и человек в современном мире. Мировые ресурсы
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
resheba.me
Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов»
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Цели:
1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.
2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.
4. дать понятие «ресурсообеспеченность»;
5. сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;
6. формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира;
7. развивать умения и навыки работы с картами и текстом.
Оборудование: карта «Политическая карта мира», «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Преподаватель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.
Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.
Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.
Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)
Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.
Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсоо- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)
На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
II. Практическая работа
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:
Страна | Запасы угля (в млрд т) | Добыча (в млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 34 | 70 | 485 |
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Страна | Запасы нефти ( в млрд.т) | Добыча(в млн.т) | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.
Страна | Запасы газа ( в трлн.м.куб) | Добыча газа ( в млрд.м.куб) | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) |
Россия | 48,1 | 550 |
|
Иран | 22,9 | 45 |
|
Нидерланды | 1,9 | 70 |
|
ОАЭ | 5,8 | 40 |
|
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 |
|
США | 4,7 | 540 |
|
Венесуэла | 4,1 | 30 |
|
Алжир | 3,7 | 65 |
|
Канада | 2,2 | 170 |
|
Норвегия | 2,0 | 45 |
|
Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и таблицы № 1 (блок 2).
Регионы | Запасы топлива | Добыча топлива | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) |
Нефть (мир в целом | 140 млрд.т | 3450 млн.т. | 40,5 |
Уголь ( мир в целом | 1100 млрд.т | 4626 млн. т. | 238 |
Газ ( мир в целом) | 150 трлн. м.к. | 220 млрд. м.к. | 681 |
Газ( Зарубежная Европа) | 5,6 трлн.м.к. | 270 млрд. м.к. | 20 |
Газ ( Зарубежная Азия) | 59,0 трлн. м.к. | 330 млрд.т. | 178,8 |
Нефть ( Зарубежная Европа) | 2,5 млрд.т. | 330 млн.т. | 7,6 |
Нефть ( Зарубежная Азия) | 98,0 млрд.т | 1370 млн.т. | 71 |
Нефть (СНГ) | 9,0 млрд.т. | 350 млн.т. | 26 |
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.
Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.
Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)
Ресурсообеспеченность стран и регионов рудами
Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.
Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?
Страна | Запасы железной руды ( в млрд.т) | Добыча ( в млн.т на 2000 г) | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) |
Россия | 57,8 | 87 | 664 |
Украина | 20,0 | 77 | 260 |
Бразилия | 17,6 | 195 | 90 |
Австралия | 16,0 | 168 | 95 |
США | 15,9 | 63 | 252 |
Канада | 11,7 | 35 | 334 |
Индия | 11,5 | 75 | 153 |
Китай | 9,0 | 224 | 40 |
Казахстан | 8,0 | 16 | 500 |
Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Канаде, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.
Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.
Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.
Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.
Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).
Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).
Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:
1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)
2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли — пашни)
3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)
4.Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)
5.Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?(Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)
6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)
7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается?(Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки — жилой, промышленной, транспортной.)
8.Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)
9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)
III. Вопросы для закрепления
1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
5. Где на земле находятся рудные пояса?
6. Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?
7. Где находятся «медные пояса»?
8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)
10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?
III. Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника.
2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
3. Подготовить сообщение на одну из тем:
1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
2. Биологические ресурсы планеты.
3. Ресурсы мирового океана.
4. Рекреационные ресурсы.
5. Климатические и космические ресурсы.
videouroki.net
Параграф 47. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
resheba.me
Мировые природные ресурсы
Понятие «природные ресурсы»
В географии существуют понятия «природные условия» и «природные ресурсы».
Определение 1
Природные условия — это те обстоятельства природы, в которых происходит деятельность человека.
Определение 2
Природные ресурсы — это те богатства природы, которые человек может использовать в материальном производстве в качестве сырья или источника энергии.
Такое деление на условия и ресурсы весьма условно и исторически изменчиво. Одни и те же компоненты природной среды могут выступать и как условия, и как ресурсы. Например, вода, солнечный свет, растительность являются и условиями и ресурсами. С развитием производительных сил общества все большая часть тел и сил природы из класса условий переходит в класс ресурсов (солнечная энергия, энергия ветра, приливов).
Классификация природных ресурсов
Есть несколько видов классификации природных ресурсов.
Одна из них отражает степень исчерпаемости природных ресурсов. Так, все ресурсы делятся на неисчерпаемые (энергия Солнца, внутренняя энергия Земли, энергия ветра и текущих вод) и исчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на возобновляемые (биологические ресурсы, чистота воды, почвенные ресурсы) и невозобновляемые (минеральные ресурсы или полезные ископаемые).
Другая система классификации учитывает местонахождение природных ресурсов. Рассмотрим эту тему подробнее.
География мировых природных ресурсов
Экономика большинства стран мира базируется на использовании минеральных ресурсов, основой которых являются полезные ископаемые. Сегодня насчитывается более $200$ видов полезных ископаемых, которые по физико-химическим показателям и использованию делятся на энергохимические, рудные и нерудные. Большинство видов полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но некоторые ископаемые могут быть в жидком, а некоторые – в газообразном агрегатных состояниях. Распределены полезные ископаемые по планете неравномерно. Это связано с геологической историей формирования Земли.
В структуре современного топливно-энергетического комплекса на первое место по потреблению вышли нефть и газ. Месторождения нефти сосредоточены в районах Ближнего и Среднего Востока. Основные разведанные бассейны расположены в районе Персидского залива, в Западной Сибири, Поволжье, на территории Техаса, Аляски, на севере Африки и севере Южной Америки.
Месторождения газа часто совпадают с нефтяными. Потому газ часто называют попутным. Крупные газоносные провинции находятся на шельфе Северного моря, на севере Западной Сибири, в странах Центральной Азии, на юге Южной Америки и в ее шельфовой зоне.
Большая часть разведанных месторождений угля приходится на Азию ($54$%), Северную Америку ($28$%) и Европу ($9$%). Основная масса угольных бассейнов находится в России, Китае, США, Казахстане, Индии и Австралии.
Самыми большими залежами железных руд владеют США, Россия, Австралия, Индия, Китай. Запасами полиметаллических руд могут «похвастаться» США, Канада и Австралия. Богаты цветными металлами страны Западной Африки и Южной Америки. Но у них не хватает средств на их разработку. Поэтому часто рудники принадлежат иностранным компаниям.
Земельные ресурсы принадлежат к возобновляемым ресурсам многоцелевого назначения. Земельный фонд составляет около $25$% площади планеты. Самые большие площади пахотной земли сосредоточены в США, России, Канаде, Индии, Китае, Бразилии. Сложные проблемы с использованием земель в странах Африки и Азии. С развитием производства и ростом населения площади пахотных земель постепенно сокращаются. Поэтому остро стоит вопрос интенсификации сельского хозяйства.
Лесные ресурсы также относятся к возобновляемым. Самые крупные лесные массивы планеты — это север Евразии и Северной Америки, экваториальные области Африки и Южной Америки. Распределение лесов зависит от агроклиматических условий Земли.
Водные ресурсы – жизненно необходимы для человека и производства. Но пресной воды на планете очень мало ($2$%). Лучше других обеспечены водой Бразилия, Россия, Канада.
Мировой океан еще не полностью используется человечеством. Пока активно эксплуатируются только его биологические ресурсы и богатства шельфовой зоны. Но еще Жюль Верн предсказал, что в будущем человек сможет большую часть своих потребностей удовлетворять за счет моря и его богатств.
spravochnick.ru
План-конспект занятия по географии (10 класс) на тему: Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»
Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»
Цели:
Образовательная: усвоить понятие «ресурсообеспеченность»; представлять основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми, уметь определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе
Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
— выявить существенные признаки и компоненты понятия «ресурсообеспеченность»;
— квалифицировать страны мира в связи с обеспеченностью полезными ископаемыми;
— определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
— приводить примеры негативного влияния жизнедеятельности человека на природу;
Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Проверка домашнего задания (опрос)
1. Задание по карте.
Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.
Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства.
II.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.
Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.
Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.
Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)
Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.
Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)
На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
III. Практическая работа
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные приложение учебника таблицы 5:
Страна | Запасы угля (в млрд т) | Добыча (в млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 34 | 70 | 485 |
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные приложения учебника таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковуюресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные приложения учебника, таблица 4.
Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковуюресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшаяресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные приложения учебника, таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.
Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.
Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)
Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.
IV. Вопросы для закрепления
1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
5. Где на земле находятся рудные пояса?
6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?
7. Где находятся «медные пояса»?
8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? (Уголь, газ.)
10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?
V. Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника, с.50, задание 2
2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
3. Подготовить сообщение на одну из тем:
1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
2. Биологические ресурсы планеты.
3.Ресурсы мирового океана.
4. Рекреационные ресурсы.
5. Климатические и космические ресурсы.
nsportal.ru