Таблица по географии природные ресурсы – География мировых природных ресурсов (таблица)

Мировые природные ресурсы

Понятие «природные ресурсы»

В географии существуют понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Определение 1

Природные условия — это те обстоятельства природы, в которых происходит деятельность человека.

Определение 2

Природные ресурсы — это те богатства природы, которые человек может использовать в материальном производстве в качестве сырья или источника энергии.

Такое деление на условия и ресурсы весьма условно и исторически изменчиво. Одни и те же компоненты природной среды могут выступать и как условия, и как ресурсы. Например, вода, солнечный свет, растительность являются и условиями и ресурсами. С развитием производительных сил общества все большая часть тел и сил природы из класса условий переходит в класс ресурсов (солнечная энергия, энергия ветра, приливов).

Классификация природных ресурсов

Есть несколько видов классификации природных ресурсов.

  1. Одна из них отражает степень исчерпаемости природных ресурсов. Так, все ресурсы делятся на

    неисчерпаемые (энергия Солнца, внутренняя энергия Земли, энергия ветра и текущих вод) и исчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на возобновляемые (биологические ресурсы, чистота воды, почвенные ресурсы) и невозобновляемые (минеральные ресурсы или полезные ископаемые).

  2. Другая система классификации учитывает местонахождение природных ресурсов. Рассмотрим эту тему подробнее.

География мировых природных ресурсов

Экономика большинства стран мира базируется на использовании минеральных ресурсов, основой которых являются полезные ископаемые. Сегодня насчитывается более $200$ видов полезных ископаемых, которые по физико-химическим показателям и использованию делятся на энергохимические, рудные и нерудные. Большинство видов полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но некоторые ископаемые могут быть в жидком, а некоторые – в газообразном агрегатных состояниях. Распределены полезные ископаемые по планете неравномерно. Это связано с геологической историей формирования Земли.

В структуре современного топливно-энергетического комплекса на первое место по потреблению вышли нефть и газ. Месторождения нефти сосредоточены в районах Ближнего и Среднего Востока. Основные разведанные бассейны расположены в районе Персидского залива, в Западной Сибири, Поволжье, на территории Техаса, Аляски, на севере Африки и севере Южной Америки.

Месторождения газа часто совпадают с нефтяными. Потому газ часто называют попутным. Крупные газоносные провинции находятся на шельфе Северного моря, на севере Западной Сибири, в странах Центральной Азии, на юге Южной Америки и в ее шельфовой зоне.

Большая часть разведанных месторождений угля приходится на Азию ($54$%), Северную Америку ($28$%) и Европу ($9$%). Основная масса угольных бассейнов находится в России, Китае, США, Казахстане, Индии и Австралии.

Самыми большими залежами

железных руд владеют США, Россия, Австралия, Индия, Китай. Запасами полиметаллических руд могут «похвастаться» США, Канада и Австралия. Богаты цветными металлами страны Западной Африки и Южной Америки. Но у них не хватает средств на их разработку. Поэтому часто рудники принадлежат иностранным компаниям.

Земельные ресурсы принадлежат к возобновляемым ресурсам многоцелевого назначения. Земельный фонд составляет около $25$% площади планеты. Самые большие площади пахотной земли сосредоточены в США, России, Канаде, Индии, Китае, Бразилии. Сложные проблемы с использованием земель в странах Африки и Азии. С развитием производства и ростом населения площади пахотных земель постепенно сокращаются. Поэтому остро стоит вопрос интенсификации сельского хозяйства.

Лесные ресурсы также относятся к возобновляемым. Самые крупные лесные массивы планеты — это север Евразии и Северной Америки, экваториальные области Африки и Южной Америки. Распределение лесов зависит от агроклиматических условий Земли.

Водные ресурсы – жизненно необходимы для человека и производства. Но пресной воды на планете очень мало ($2$%). Лучше других обеспечены водой Бразилия, Россия, Канада.

Мировой океан еще не полностью используется человечеством. Пока активно эксплуатируются только его биологические ресурсы и богатства шельфовой зоны. Но еще Жюль Верн предсказал, что в будущем человек сможет большую часть своих потребностей удовлетворять за счет моря и его богатств.

spravochnick.ru

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы | Поурочные планы по географии 10 класс

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I.                    Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Р FA Жижммя НА Никитина Юк-п

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсов- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II.                 Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и табли­цы № 1 (блок 2).

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Кана­де, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основ­ным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Глав­ные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1.                   Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2.                   Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатывае­мые земли — пашни)

3.                   В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабаты­ваемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4.                   Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5.                   Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6.                   В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засо­ление, заболачивание, опустынивание.)

7.                   Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно умень­шается? (Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, зас­тройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8.                   Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обес­печенности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9.                   Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обес­печенность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие боль­шую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным кли­матом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III.      Вопросы для закрепления

1.                   Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2.                   Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.                   Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4.                   Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5.                   Где на земле находятся рудные пояса?

6.                   Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7.                   Где находятся «медные пояса»?

8.                   В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земель­ного фонда?

9.                   Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10.                Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

1.                   Прочитать текст учебника.

2.                   Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3.                   Подготовить сообщение на одну из тем:

1.                   Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2.                   Биологические ресурсы планеты.

3.                   Ресурсы мирового океана.

4.                   Рекреационные ресурсы.

5.                   Климатические и космические ресурсы.

tak-to-ent.net

Классификация природных ресурсов: схема, таблица :: SYL.ru

Природные ресурсы — основа жизнедеятельности человека. Критериев их классификации в современной экологической науке достаточно много. Какие из них наиболее распространены в среде российских экспертов? Какие виды природных ресурсов в соответствии с ними можно выделить?

Природные ресурсы: определение

Собственно, определимся сначала с тем, что такое природные ресурсы. Понятие и классификация этого явления — вопросы, характеризующиеся ощутимым градусом дискуссий в среде российских и мировых экспертов. Что касается определения рассматриваемого термина, то в числе самых распространенных можно отметить формулировку, по которой природные ресурсы — это источники сырья, энергии и жизненно важных для человека продуктов, что содержатся в естественных средах планеты. И критериев классификации для них существует достаточно много. Рассмотрим те, что популярны в среде российских экспертов.

Критерий: происхождение

Некоторые специалисты считают, что классификация природных ресурсов может базироваться на таком критерии, как происхождение. Так, в частности, источники сырья могут относиться к классу природных компонентов или же к отражающим принадлежность к территориальным комплексам. К первому типу можно отнести такие ресурсы как, например, минеральные, водные, почвенные или же земельные. Ко второму — урбанизационные, лесохозяйственные или же, например, водохозяйственные.

Классификация природных ресурсов по происхождению предполагает, что те или иные виды сырья, возникая в природных условиях и средах — воде, воздухе, растительном массиве — впоследствии образуют комплексы, которые фиксируются в определенных территориальных границах. Отсюда и их отмеченная классификация.

Критерий: хозяйственное использование

Есть эксперты, которые полагают, что классификация природных ресурсов может осуществляться исходя из их хозяйственного назначения, т. е. используемости в той или иной экономической сфере. Так, например, выделяют сырье, которое находит применение в энергетическом секторе. Конкретные примеры таких ресурсов — нефть, газ, уран, древесина, уголь. Есть, в свою очередь, ресурсы, используемые в сельском хозяйстве. Конкретные примеры — растительность для кормов, вода. Данная классификация природных ресурсов очень популярна в среде российских экспертов. Поэтому полезно будет рассмотреть важнейшие группы сырья в соответствии с отмеченными критериями более подробно.

Ресурсы энергетической группы

Как мы уже отметили, одна из групп в рамках классификации, основным критерием которой является применимость сырья в тех или иных отраслях экономики — энергетические ресурсы. Их природа может быть самой разнообразной. Это и горючие полезные ископаемые, и гидроэнергетические источники — речные воды, морские течения. Отдельной категорией в рамках рассматриваемой группы ресурсов выступает ядерное сырье — уран, плутоний и иные металлы, которые могут быть задействованы на АЭС, в производстве реакторов транспортного назначения, что используются на подводных лодках, ледоколах.

Сельскохозяйственные ресурсы

Другая отмеченная нами группа — ресурсы сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, классифицируются на несколько дополнительных категорий. Это, в частности, агроклиматические ресурсы. К таковым эксперты относят влагу воздуха, солнечный свет, дожди, количественные характеристики которых — объем, частота присутствия — определяются спецификой конкретной климатической зоны. Другая категория — это земельные ресурсы. К таковым относится почва — как верхний, самый плодородный компонент земли, так и собственно грунт, находящийся под ней и обеспечивающий тектоническую устойчивость хозяйственной системы и влияющий на особенности впитывания и сохранения в земле влаги, присутствие минеральных компонентов. Следующая категория — кормовые ресурсы. Это свежая трава, сено, плоды и ягоды, которые могут служить пищей тем или иным породам животных. В отдельную категорию экологи выделяют также и водные ресурсы. При этом последние подразделяются на те, что используются для орошения, и на те, которыми поят животных.

Нами рассмотрена, таким образом, экономическая классификация природных ресурсов. Критерий, который лежит в ее основе — хозяйственное назначение тех или иных источников сырья, как полагают эксперты, позволяет выявить достаточно самостоятельные категории ресурсов. Вместе с тем классификация природных ресурсов, схема которой нами сейчас изучена, не единственная, что применяется в среде российских экологов. Многие эксперты предпочитают ориентироваться на другой критерий — экологический. Рассмотрим его особенности.

Экологический аспект

Российскими экспертами выделяется, таким образом, экологическая классификация природных ресурсов. В ней не учитывается распределение разновидностей сырья по экономическим категориям. Вместе с тем, как отмечают многие эксперты, это также еще и очень объемная и сложная в аспекте характеристик тех или иных источников сырья классификация природных ресурсов. Кратко рассмотрим, таким образом, специфику отмеченных категорий в рамках рассматриваемой схемы. Каковы основные признаки, характеризующие принадлежность того или иного типа ресурсов к определенной группе?

В числе базовых критериев, соотносительно с которыми осуществляется классификация природных ресурсов в рамках экологической схемы — исчерпаемость. Какие категории сырья выделяются в рамках данной схемы?

Во-первых, это собственно исчерпаемые природные ресурсы. Согласно распространенной теории, их объем, присутствующий на планете, может в абсолютном выражении сокращаться под влиянием активности человека. Однако в рамках данной категории ресурсов есть те, объем которых может восстанавливаться — при участии человека или в рамках естественных процессов. Такие ресурсы относятся к группе возобновляемых. В свою очередь, есть сырье, которое, согласно современным концепциям, после извлечения из недр земли не может быть восстановлено. Отметим, что классификация природных ресурсов по исчерпаемости предполагает также категорию источников сырья, занимающую промежуточное положение между возобновляемыми и теми, что не могут восстанавливаться.

Во-вторых, есть неисчерпаемые ресурсы. Предполагается, что, вне зависимости от степени интенсивности использования человеком, соответствующие источники обладают достаточными естественными резервами для самовосстановления, либо сам по себе объем ресурса столь велик, что современная цивилизация не может их в заметной степени растратить.

Исчерпаемые ресурсы

Специфика их происхождения такова. Они образуются в ходе процессов, происходящих в земной коре или на ее поверхности — на ландшафте. Скорость формирования данных ресурсов измеряется по так называемой геологической шкале времени. При этом соответствующий показатель для разных типов источников сырья может различаться. Есть ресурсы, которые формируются очень медленно. Скорость их образования несоизмерима с интенсивностью использования их человеком. И потому их объем со временем становится настолько небольшим, что дальнейшее использование их человеком в значимых масштабах становится невозможным. Собственно, речь идет о невозобновляемых ресурсах. К таковым относятся нефть, газ и многие другие виды минерального сырья.

Есть и ресурсы, скорость восстановления которых в целом коррелирует с интенсивностью их эксплуатации человеком. Это — возобновляемые источники сырья. К таковым относится растительность, ресурсы животного происхождения, рыба.

Есть источники, скорость восстановления которых привязана к различного рода факторам, от природы которых зависит то, относить ли данные ресурсы в большей степени к первой категории, или все же ко второй. К таковым экологи относят пахотные почвы, леса. Многое зависит от конкретного региона использования соответствующего типа ресурсов. В некоторых природно-климатических зонах, например, почвы восстанавливаются быстрее. В этом случае ресурсы можно считать в полной мере возобновляемыми. В других климатических зонах динамика восстановления источников будет, в свою очередь, недостаточной для того, чтобы отнести их к данной категории.

Неисчерпаемые ресурсы

Классификация природных ресурсов, схема которой нами сейчас исследуется и представлена в виде фото в тексте выше, предполагает выделение такой категории, как неисчерпаемые источники. Как мы уже отметили, их доступность практически никак не коррелирует со степенью эксплуатации человеком. Вместе с тем такого типа источников немного. Это климатические и водные ресурсы. Они образуются как результат процессов, происходящих в природе, благодаря солнечному свету, наличию на планете воды и воздуха. Которые, собственно, являются первичными по отношению к тем, что характерны для формирования исчерпаемых природных ресурсов.

Главные на планете неисчерпаемые ресурсы — это солнечный свет, дожди, воздух, вода, ветер. Есть, конечно, различные основания для их дополнительной классификации. Так, например, водный ресурс может задействоваться человеком в самом широком спектре сфер. Это энергия течения, используемая в электростанциях, это природный тепловой ресурс, имеющийся в геотермальных источниках, это, конечно же, питьевая вода.

Неисчерпаемые ресурсы: особенности

Изучим ряд интересных особенностей, характерных для природных ресурсов, относимых к неисчерпаемым. Так, например, практика использования солнечной энергии в разных регионах мира может в значительной мере отличаться в аспекте эффективности задействования соответствующего ресурса. Например, в экваториальной зоне планеты годовой объем солнечного света значительно больше, чем, например, в приполярном регионе. И потому практическая значимость в плане использования данного ресурса в жарких странах выше, чем на севере. Это одна из причин, по которой, как считают некоторые исследователи, в России не стала популярной солнечная энергетика.

Похожая ситуация — в сфере ветровой энергетики. Есть регионы мира, где присутствует постоянное движение потоков воздуха, а есть зоны, где ветер дует не столь сильно. Россия, как отмечают многие экологи, все же относится к государствам, где потоки воздуха перемещаются со скоростью, не всегда достаточной для строительства рентабельных проектов в области альтернативной энергетики.

К слову, фактор неравномерного распределения тех или иных источников имеет значение также и в случае, когда рассматривается хозяйственная классификация природных ресурсов, изученная нами выше. Так, например, те или иные земли, используемые под сельскохозяйственные нужды, будут характеризоваться разной эффективностью использования в зависимости от конкретного региона мира. Во влажных субтропиках, где много солнца, фермеры могут собирать несколько урожаев в год. На Севере такого обычно не происходит.

Многие из ресурсов, относимых к категории неисчерпаемых, рассматриваются как перспективные с точки зрения использования человеком. Так, например, во многих регионах мира планируется строительство энергетических сетей, основанных на геотермальных источниках. Также в числе перспективных направлений в данной сфере — использование энергии морских приливов и отливов. Уже сейчас есть действующие электростанции, функционирующие на базе данного ресурса.

Термальное тепло (там, где оно есть) успешно используется не только в лечебных целях (горячие источники), но и для отопления жилищ. В России самые крупные термальные источники находятся на Камчатке (долина гейзеров), но серьезного экономического использования они пока не имеют, поскольку находятся довольно далеко от крупных населенных пунктов.

Нюансы классификации

Отметим, что многие экологи, которыми исследуются классификация и виды природных ресурсов, полагают, что признаки, характерные для тех или иных источников сырья не вполне корректно считать в достаточной мере строгими критериями. Есть, в частности, мнение, что каким бы ни был возобновляемым тот или иной ресурс, всегда существует вероятность, что в силу неких изменений — в структуре мировой экономики, климате земли, экологии — он всегда может перейти в ранг тех, чье восстановление не будет характеризоваться оптимальной с точки зрения интенсивности эксплуатации человеком скорости.

И потому некоторые эксперты, в целом принимающие рассмотренную нами экологическую схему, по которой осуществляется классификация мировых природных ресурсов, предпочитают употреблять несколько отличный от рассмотренной нами модели понятийный аппарат.

Так, например, есть специалисты, считающие, что справедливо выделять категорию «практически неисчерпаемых» природных ресурсов. То есть подразумевается, что их объем вполне достаточен с точки зрения текущих потребностей современной цивилизации. Но в случае неких принципиальных изменений в мировой хозяйственной системе может получиться так, что неисчерпаемость соответствующих источников будет не столь очевидной. Например, известно, что многие реки и озера, относимые к источнику неисчерпаемого ресурса — воде, могут в силу различных факторов высыхать. Подобного рода природные явления способны обуславливать значительные изменения в локальном, региональном и даже планетарном климате, как полагают некоторые эксперты.

Наглядная классификация

Нам поможет лучше ориентироваться в категориях, которые предполагает та или иная классификация природных ресурсов, таблица, которую мы представляем ниже. Выглядеть она может так.

Такова распространенная в среде российских экологов классификация природных ресурсов. Таблица, которую мы предлагаем, поможет нам ориентироваться в используемых специалистами критериях.

www.syl.ru

Поурочной планирование темы «Природные ресурсы мира». 10-й класс

Разделы: География


Урок 1

Тема: Природные ресурсы и экономическое развитие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-лекция.

Задачи:

  • Сформировать представление о видах природопользования, природных ресурсах и рассмотреть закономерности их размещения по планете.
  • Развивать у учащихся навыки работы в режиме лекции.
  • Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке.

2.Лекция

План лекции.

  1. Природопользование. Масштабы природопользования.
  2. Виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории.
  3. География природных ресурсов.
  4. Ресурсообеспеченность.

Работа со схемой «Природные ресурсы» (Приложение 1)

Памятка для учащихся по работе на уроке.

  1. Внимательно следите за логикой рассуждения по ходу лекции.
  2. Вносите в тетрадь основные тезисы.
  3. Во время лекции работайте параллельно с тематическими картами.
  4. Сделайте выводы после лекции.

Приемы активизации:

Вступление:

— сообщение плана лекции;
— создание проблемной ситуации;

Изложение:

— вопросно-ответный ход рассуждения;
— прерывистое развертывание тезиса, т.е. конспектирование;

Заключение:

— обзорное повторение по схеме;
— вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции.

Домашнее задание.

Для его выполнения необходимо сформировать группы по 6 человек. Группа получает пакет из шести заданий, каждое из которых касается одного из видов природных ресурсов. Члены группы самостоятельно распределяют задания между собой. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.

Порядок работы при выполнении домашнего задания.

  1. Внимательно изучите текст параграфа.
  2. Составьте развернутый план, на который сможете опираться при устном ответе.
  3. Ответьте письменно на дополнительные вопросы, используя при необходимости новые источники информации.
  4. Выполните картосхему размещения крупнейших месторождений минеральных ресурсов (или других ресурсов) на планете в соответствие с темой своего задания.
  5. Приготовьтесь сделать сообщение в группе.

Темы сообщений

I. Минеральные ресурсы. § 4

1. Классификация минеральных ресурсов.

2. Закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

3. Обеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов. Основные потоки экспорта минерального сырья.

4. Причины истощения минеральных ресурсов. Приведите примеры нерационального использования минеральных ресурсов.

5. Пути и методы рационального использования минеральных ресурсов. Комплексное и оборотное использование.

Дополнительные вопросы.

1. Поиски полезных ископаемых проводятся в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что это означает? В каких странах мира преобладают такие направления?
2. Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.

II. Земельные ресурсы. § 5

1. Дайте понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья.
2. Состав сельскохозяйственных угодий.
3. Обеспеченность регионов и стран сельскохозяйственными угодьями.
4. Экологические последствия нерационального использования земельных ресурсов. Причины истощения сельскохозяйственных угодий.
5. Пути рационального использования сельскохозяйственных угодий.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Приведите примеры, характеризующие масштабы антропогенного опустынивания.
2. Каковы возможные пути решения проблемы нехватки используемых земель?

III. Ресурсы пресной воды. § 6

1. Источники пресной воды.
2. Обеспеченность районов мира и отдельных стран пресной водой.
3. Причины контрастов в обеспеченности пресной водой. Районы дефицита пресной воды.
4. Главные водопотребители пресной воды.
5. Пути и способы охраны и рационального использования пресных вод. Оборотное водоснабжение.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Приведите примеры стран, широко использующих опресненную морскую воду. Объясните данный факт.
2. Каково качество воды в различных регионах мира? Чем это может грозить населению?

IV. Лесные ресурсы. § 7

1. Раскройте понятия: лесистость, запасы древесины.
2. Обеспеченность лесом стран и регионов мира. Состав древесины в северном и южном лесном поясе.
3. Использование древесины. Особенности использования в различных странах.
4. Причины сокращения площади лесов. Масштабы сокращения лесов по регионам.
5. Пути и способы охраны и рационального использования лесов.

Дополнительные вопросы.

1. Каковы отдаленные негативные последствия сокращения площади лесов на Земле?
2. Каким образом человечество может спасти лесной покров планеты?

V. Ресурсы Мирового океана. § 8

1. Состав ресурсов Мирового океана. Интенсивность использования ресурсов.
2. Размещение различных ресурсов по акватории (шельфу) Мирового океана.
3. Раскройте понятия: марикультура, аквакультура. Назовите страны, выделяющиеся по масштабам развития аква- и марикультуры.
4. Экологические проблемы использования ресурсов Мирового океана.
5. Пути и способы охраны и рационального использования ресурсов Мирового океана.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Какие ресурсы Мирового океана будут осваиваться человечеством особенно интенсивно в будущем?
2. Какие виды загрязнения Мирового океана особенно опасны по своим последствиям? Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

VI. Ресурсы нетрадиционной энергетики. Рекреационные ресурсы. § 9

1. Нетрадиционные источники энергии. Преимущества нетрадиционных источников энергии перед традиционными.
2. Перспективы использования нетрадиционных источников.
3. Раскройте понятие «рекреационные ресурсы».
4. Обеспеченность регионов и стран рекреационными ресурсами.
5. Экологические проблемы использования рекреационных ресурсов. Влияние туризма на состояние окружающей среды.

Дополнительные вопросы.

1. Какие отрасли нетрадиционной энергетики, по вашему мнению, наиболее выгодны для капиталовложений в ближайшее время?
2. Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития рекреационного хозяйства?

Уроки 2-3

Тема: География природных ресурсов.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Вид урока: урок самостоятельной работы в группах.

Задачи:

  • Сформировать представление о размещении ресурсов по планете, ресурсной обеспеченности отдельных стран и регионов.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, тематическими картами и устной информацией.
  • Развивать коммуникативные навыки работы в группах.
  • Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  • Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе товарища.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Организация групп. Получение группами заданий. Мотивация на сотрудничество.

2.Изучение нового материала. Работа в группах.

Каждая группа получает памятки по работе в группах, перечень вопросов по темам сообщений каждого члена группы (согласно домашнему заданию).

Порядок и содержание работы в группах

1. Определите порядок выступления в группе. При ответе используйте необходимые схемы, рисунки учебника, тематические карты атласа и другую дополнительную информацию.
2. Выслушайте сообщения всех членов группы. Во время устного сообщения следите за тем, чтобы прозвучали ответы, на все поставленные к данной теме вопросы. Время ответа 5-7 минут.
3. Обсудите ответы товарищей. Оцените ответ каждого, используя бальную систему оценки. Бланк учета качества ответа прилагается.

Ведомость оценки ответа в группе

Пункты оценки (max 3 балла) / Фамилии          
1. Владение материалом:
  • свободное владение с опорой на развернутый план
  • владение с опорой на план и текст учебника
  • слабое владение материалом
         
2. Владение навыками работы с тематическими картами:
  • свободное чтение карты
  • владеет слабо, допускает неточности
  • испытывает значительные затруднения
         
3. Развернутый план:
  • пункты плана сформулированы четко и кратко, раскрывают содержание параграфа
  • пункты плана сформулированы в виде распространенных предложений, не четко
  • работа выполнена в форме тезисного конспекта
         
4. Ответы на дополнительные задания к параграфу:
  • задания выполнены полностью и правильно
  • задания выполнены, допущены незначительные недочеты
  • задания выполнены с ошибками
         
5. Использование дополнительного материала:
  • соответствовал теме, представлен в краткой форме
  • соответствовал теме, содержание не структурировано
  • материал не соответствовал теме
         

Критерии оценки:

— оценка «отлично» ставится, если ученик набрал 13-15 баллов;
— оценка «хорошо» ставится, если ученик набрал 10-12 баллов;
— оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик набрал 7-9 баллов.

4. По итогам устной работы заполните таблицу в тетради индивидуально. В случае затруднений обратитесь к тексту § 4-9, тематическим картам атласа. Помните, что записи в таблице должны быть краткими. Сделайте выводы после заполнения таблицы.

Вывод должен содержать в себе ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы особенности размещения природных ресурсов по планете?
  2. Какие страны и регионы мира хорошо обеспечены разнообразными по составу природными ресурсами?
  3. Какие ресурсы более интенсивно используются человечеством?
  4. Какие проблемы использования природных ресурсов стоят наиболее остро?
  5. Назовите перспективные пути и способы охраны и рационального использования ресурсов человеком.

Проверьте правильность заполнения таблицы друг у друга.

Природные ресурсы

Ресурс Состав Размещение по регионам и странам, крупнейшие месторождения Использование человеком (назначение) Проблемы использования Пути решения проблем
           
           

5.Поблагодарите друг друга за работу.

Домашнее задание

Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы СМИ. Можно рекомендовать охарактеризовать рынок нефти, алмазов, редкоземельных металлов, морепродуктов (по желанию).

Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов (одного из видов природных ресурсов)

  1. Какие виды природных ресурсов продаются на мировом рынке?
  2. Какие страны являются их поставщиками?
  3. Какое место занимают развитые страны? развивающиеся страны? Как они взаимодействуют друг с другом?
  4. От чего зависят и как меняются цены на мировом рынке на природные ресурсы?
  5. Как они, по вашему мнению, будут меняться в будущем?
  6. Что необходимо предпринимать в связи с этим отдельным государствам и в целом всему человечеству?

Урок 4

Тема: Практическая работа

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок самостоятельной практической работы.

Цели:

  • Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
  • Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.
  • Развитие навыков работы с тематическими картами.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

2.Практическая работа.

1.По данным таблицы рассчитайте долю отдельных регионов мира по запасам нефти, газа и угля.

Таблица 1

Запасы полезных ископаемых

Полезные ископаемые Весь мир в том числе
    Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Австралия и Океания
Нефть, млрд. т 166,6 3,1 117,1 10,4 26,2 0,3
Природный газ, трлн. м3 139,4 6,0 53,4 9,6 14,0 1,1
Уголь, млрд. т 1 239 317 345 72 422 83

Постройте по полученным данным диаграммы (столбчатые или круговые).

2. Рассчитайте ресурсообеспеченность различных регионов, используя данные таблиц 1 и 2. Полученные результаты занесите в таблицу «Ресурсообеспеченность».

Таблица 2

Мировое производство различных видов топлива

Производство Весь мир

в том числе

Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Австралия и Океания
Нефть, млн. т 3 100 230 1 125 300 900 30
Природный газ, млрд. м3 2 000 245 290 80 710 15
Уголь, млн. т 4 500 1 200 1 245 190 1 025 210

Ресурсообеспеченность

Весь мир, регион Вид топлива Ресурсообеспеченность (лет)
Весь мир Нефть
Природный газ
Уголь
 
Зарубежная Европа Нефть
Природный газ
Уголь
 
Зарубежная Азия Нефть
Природный газ
Уголь
 
Африка Нефть
Природный газ
Уголь
 
Америка Нефть
Природный газ
Уголь
 
Австралия и Океания Нефть
Природный газ
Уголь
 

3. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива. Пользуясь картой «Природные ресурсы», определите, какие страны в каждом из регионов наиболее богаты топливными ресурсами. Составьте прогноз изменения ресурсообеспеченности регионов, если темпы потребления ресурсов и в будущем сохранятся на современном уровне.

Урок 5

Тема: Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Вид урока: урок-беседа.

Задачи:

  • Коррекция и закрепление знаний по теме. Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
  • Развитие навыков анализа на основе информации СМИ.
  • Развитие навыков устной монологической и диалогической речи.
  • Контроль знаний по теме.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке.

2.Организация работы творческих пар.

В состав творческой пары включаются ребята, хорошо знающие материал и интересующиеся географией, проблемами современной мировой экономики.

Творческая пара 1
Охарактеризуйте модель поведения США на рынке природных ресурсов.

Известно, что США входят в «тройку» лидеров мира по обеспеченности природными ресурсами. При этом США являются крупнейшим импортером природных ресурсов.

  1. Чем можно объяснить такое поведение?
  2. Каковы основные правила «игры» США на рынке ресурсов?
  3. Как вы относитесь к такой модели поведения на рынке ресурсов?
  4. Как следует действовать другим странам - экспортерам ресурсов?

Творческая пара 2
Смоделируйте поведение России на рынке природных ресурсов в будущем.
Каким вы его видите? Ответ аргументируйте.

Известно, что Россия является крупнейшим экспортером нефти, природного газа, леса, морепродуктов и других ресурсов.

  1. Какова степень переработки ресурсов, поставляемых Россией на мировой рынок?
  2. Какова экономическая эффективность экспорта сейчас? Как она, по вашему мнению, будет изменяться в будущем?
  3. С какими проблемами может столкнуться в связи с этим Россия?
  4. Что необходимо предпринимать нашему государству уже сейчас?

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по географии (10 класс) на тему: Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Цели: 

Образовательная: усвоить понятие «ресурсообеспеченность»; представлять основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми, уметь определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе

Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

— выявить  существенные признаки и компоненты понятия «ресурсообеспеченность»;

— квалифицировать страны мира в связи с обеспеченностью полезными ископаемыми;

— определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

— приводить примеры негативного влияния жизнедеятельности человека на природу;

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I.Проверка домашнего задания (опрос)

1. Задание по карте.

Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.

Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства.

II.Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

III. Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные приложение учебника таблицы 5:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные приложения учебника  таблица 3.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковуюресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные приложения учебника, таблица 4.

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковуюресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшаяресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные приложения учебника, таблица 3.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

IV.      Вопросы для закрепления

1.  Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.  Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4.  Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5. Где на земле находятся рудные пояса?

6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7. Где находятся «медные пояса»?

8.  В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

9.  Каким топливом мир наиболее обеспечен? (Уголь, газ.)

10.   Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

V.  Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника, с.50, задание 2

2.  Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

3.Ресурсы мирового океана.

4.  Рекреационные ресурсы.

5. Климатические и космические ресурсы.

nsportal.ru

Параграф 47. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ — География 10 класс Поурочные планы по учебнику Максаковского В. П. — разработки уроков — авторские уроки

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

 

Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

 

II. Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

 

Страна

Запасы угля (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

 

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

 

Страна

Запасы нефти (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

 

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

 

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

 

Таблица

Страна

Запасы газа (в трлн. м3)

Добыча газа (в млрд. м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

48,1

550

87

Иран

22,9

45

64

Нидерланды

1,9

70

27

ОАЭ

5,8

40

145

Саудовская Аравия

5,4

45

120

США

4,7

540

8,7

Венесуэла

4,1

30

136

Алжир

3,7

65

57

Канада

2,2

170

13

Норвегия

2,0

45

44

 

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

 

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и таблицы № 1 (блок 2).

 

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Нефть (мир в целом)

140 млрд. т

3450 млн. т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 млрд. т

4625 млн. т

238

Природный газ (мир в целом)

150 трлн. м3

220 млрд. м3

681

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн. м3

270 млрд. т

20

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м3

330 млрд. т

178,8

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд. т

330 млн. т

7,6

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд. т

1370 млн. т

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд. т

350 млн. т

26

 

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

 

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

 

Страна

Запасы, млрд. т

Добыча, млн. т (на 2000 год)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

153

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

16

500

 

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Канаде, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

 

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибская) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

 

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли — пашни)

3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)

7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? (В результате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8. Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

 

III. Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5. Где на земле находятся рудные пояса?

6. Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7. Где находятся «медные пояса»?

8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

 

III. Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника.

2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

3. Ресурсы мирового океана.

4. Рекреационные ресурсы.

5. Климатические и космические ресурсы.

compendium.su

0 comments on “Таблица по географии природные ресурсы – География мировых природных ресурсов (таблица)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *