Таблица пути объединения германии под чьим руководством – Составьте хронологическую таблицу «Германия на пути к объединению».

Объединение Германии 1871 г. кратко

Германия до прихода к власти Бисмарка была раздробленной в политическом, экономическом и культурном плане. Раздробленность и дифференциация княжеств и земель усилилась после революции 1848-1849 гг., которая известна в исторической литературе, как «Весна народов». Прусский король Фридрих-Вильгельм Четвертый отмечал, что захватить Пруссию в 1848 г. было гораздо проще, чем в 1850-х гг. Но соседние государства не смогли сполна этим воспользоваться, поэтому положение дел стал менять и сам король, и его приближенные.

Центром будущего объединения стала Пруссия, где помещики обладали большей властью, чем король. Им принадлежали земли, власть над народов, с которого они постоянно взимали налоги, поборы, втягивая крестьян в бесконечные долги. Тем не менее, после революции помещики поняли, что все могут быстро потерять. Король и знать пошли на принятие Конституции, сохранив власть над народом.

Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.

Германия перед объединением: экономика и сельское хозяйство

«Весна народов» положительно отразилась на странах Центральной Европы не только в сфере национальных прав и свобод. Положительные тенденции стали наблюдаться в экономической сфере. В частности, во многих государствах Германии стала быстрыми темпами развиваться крупная промышленность. Это позволило стране из аграрной превратиться в промышленную. В результате чего стали  быстро расти города, в них увеличивалось количество населения и количество работников на промышленных предприятиях.

Перед объединением революция позволила решить земельный и крестьянский вопрос. К основным явлениям конца 1840-х – 1850-х гг. относятся:

  • Внедрение в сельском хозяйстве новых технологий, машин, наемного труда.
  • Крестьяне должны были выкупать различные виды барщины.
  • Крестьяне постоянно беднели, попадая в зависимость от помещиков.
  • Помещики стали переходить к ведению капиталистического хозяйства, ориентируясь на запросы рынка и экономики.
  • Против крестьян помещики применяли полицию и экономические виды наказания.
  • Уничтожение крестьянских повинностей.

Несмотря на противоречивые явления в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, в Германии были созданы предпосылки для объединения. Власть помещиков и политическая раздробленность отрицательно влияли на процесс сбора всех земель в рамках одного государства.

Подготовка к объединению

Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.

Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.

Новый канцлер и король действовали в одной связке, стремясь приложить все силы, чтобы объединить страну. Так появилась политика «железом и кровью», тезисы которой были озвучены во время заседания парламента в 1862 г. Бисмарк ставку делал не на конституцию и конституционные порядки, а на укрепление армии в стране. Поддержку политики Бисмарка обеспечивали крупные промышленники, помещики и капиталисты.

Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.

Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.

В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:

  • Отсутствие социальной защиты.
  • 15-часовой рабочий день.
  • Отсутствие перерывов на обед.
  • Ужасные условия работы в помещениях, которые не проветривались, не отапливались.
  • Низкий уровень оплаты труда.
  • Низкий уровень образования и письменности среди работников предприятий.

Работники поднимали восстания время от времени, добиваясь незначительных уступо

germanexpert.ru

Разработка урока Германия: на пути к единству

Методическая разработка урока по всеобщей истории 8 класс

Тема урока: «Германия: на пути к единству».

Цели урока:

  1. Охарактеризовать процесс объединения Германии.

  2. Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».

  3. Рассмотреть особенности политики Бисмарка.

  4. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.

  5. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.

Основные понятия урока

  • Канцлер

  • Северогерманский союз

  • Путь объединения «сверху»

  • Путь объединения «снизу»

Оборудование урока

  • учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)

  • карты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»

  • документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»

  • иллюстрации учебника

  • мультимедийная презентация (Приложение 1)

  • раздаточный материал для учащихся (Приложение 2)

План урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала:

  • Образование Германского союза.

  • Экономическое развитие Германии.

  • Пути объединения.

  • Революция 1848г.

  • Объединение Германии «железом и кровью».

  1. Постановка домашнего задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вопрос классу (беседа)

Работа с картой

«Европа в 1815 г.»

  1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса?

    ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)

  2. Почему Германский союз не стал прочным объединением германских государств? Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)

  1. Образование Германского союза

Рассказ учителя

По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который в который входили 35 суверенных монархий и 4 вольных города – Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт на Майне.

Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.

(слайд 2)

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.

Задание:

Учащиеся записывают тему урока в рабочие листы.

Тема: Германия: на пути к единству.(слайд 3)

Постановка проблемного задания

Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Отто фон Бисмарк?(слайд 4)

  1. Экономическое развитие Германии.

Рассказ учителя

В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I, не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность. Юнкерские хозяйства в Пруссии становились капиталистическими, в них использовался труд батраков и безземельных крестьян. Наряду с этим появлялось все больше зажиточных крестьян гроссбауэров, использовавших труд батраков и поставляющих товары на внутренний рынок.

(слайд 5)

Задание:

Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?

Работа с документами

I группа: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»

Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»

Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества. ( слайд 6)

Рассказ учителя

Вывод:

Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

Все вы с детства знакомы со сказками братьев Гримм. Оба брата, Якоб и Вильгельм Гримм, были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг, имели большой успех, т.к. выражали пробуждающееся национальное самосознание. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка.

Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза. (слайд 7 )

Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.

  1. Революция в Германии 1848 г.

Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Вопрос классу (беседа)

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны)

Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».

Задание:

  1. Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии. (слайд 8-9)

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.

Работа с учебником

Текст учебника с. 123-125

Вопросы к тексту:

  1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)

  3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

  4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Работа в рабочем листе.

Заполнение 2-го столбика таблицы.

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Вывод:

Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.

( слайд10)

4.Объединение Германии «железом и кровью».

Рассказ учителя

Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Рассказ учителя

В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.(Слайд11)

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Канцлер – глава правительства.

Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.

сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Сообщение учащегося

«Отто фон Бисмарк».

Вопросы классу:

  1. Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

  2. Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.

Работа с документом

Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

« …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., — а железом и кровью»

Из речи Бисмарка

в палате народных представителей 30/IX 1862 г.

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк? (Насильственные)

Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью».

Рассказ учителя

Работа с картой: «Объединение Германии»

Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.(слайд 12-13)

Задание :

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Заполнение таблицы

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. (слайд 14)

1866 г. – образование Северогерманского союза во главе с Пруссией.

Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король.

Задание

Решение проблемного задания учащимися.

Поскольку задачу объединения Германии решали «железом и кровью», а «крестным отцом» нового государства был Отто фон Бисмарк, то в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.

Вывод урока;

В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

Постановка домашнего задания

  1. Параграф 16, вопросы с. 127

  2. Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста

б) глазами австрийского журналиста

infourok.ru

Методическая разработка (история, 8 класс) по теме: Урок «Германия на пути к единству»

Цели урока:

  1. Охарактеризовать процесс объединения Германии.
  2. Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».
  3. Рассмотреть особенности политики Бисмарка.
  4. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником  знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
  5. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.

Основные понятия урока

  1. Канцлер
  2. Северогерманский союз
  3. Путь объединения «сверху»
  4. Путь объединения «снизу»

Оборудование урока

  1. учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)
  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории
  3. карты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»
  4. документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»
  5. иллюстрации учебника
  6. мультимедийная презентация

План урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала:
  1. Германский союз
  2. Главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
  3. Революция в Германии 1848 г.
  4. Начало объединения Германии.
  1. Постановка домашнего задания.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Задание

Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».

I вариант.

  1. Год наиболее значимого экономического кризиса?

А) 1846 г.

Б) 1847 г.

В) 1848 г.

Г) 1849 г.

  1. Кто возглавил Временное правительство в 1848 г.?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

  1. Кем приходился Наполеон III Наполеону I&

А) сыном

Б) племянником

В) внуком

Г) братом

  1. Что получила Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией?

А) Савойю и Ниццу

Б) Пьемонт

В) Корсику

Г) Сардинию

  1. Эта территория не подвергалась французской экспансии в годы правления Наполеона III:

А) Мексика

Б) Новая Каледония

В) Индокитай

Г) Индонезия

II вариант.

  1. Революция 1848 г. Вспыхнула в :

А) январе

Б) феврале

В) марте

Г) апреле

  1. Он подавил восстание 1848 г. ?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

  1. Луи Наполеон стал императором в :

А) 1851 г.

Б) 1852 г.

В) 1853 г.

Г) 1854 г.

  1. Против этой страны армия Второй империи не воевала:

А) Англии

Б) Австрии

В) России

Г) Италии

  1. Кто был избран президентом в 1848 г.?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

2. Изучение нового материала.

  1. Германский союз

Вопрос классу (беседа)

Работа с картой

«Европа в 1815 г.»

  1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)
  2. Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)

Рассказ учителя

    Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.

Вопрос классу (беседа)

   Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

   Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.

Задание:

Учащиеся записывают тему урока.

Постановка проблемного задания

Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бимарк?

  1. Вопрос объединения страны — главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Рассказ учителя

   В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.

Задание:

   Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?

Работа с документами (см. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 8 кл., с.116)

I группа: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»

   Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»

      Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

          В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

   2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

   Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Рассказ учителя

Вывод:

   Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

   Все вы с детства знакомы со сказками братьев Гримм. Оба брата, Якоб и Вильгельм Гримм, были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг, имели большой успех, т.к. выражали пробуждающееся национальное самосознание. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка.

   Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза.

   Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.

  1. Революция в Германии 1848 г.

   Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Вопрос классу (беседа)

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны)

   Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».

Задание:

  1. Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии.
  2. Оформление таблицы:

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

    Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

   Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.

Работа с учебником (комментированное чтение)

Текст учебника с. 123-125

Вопросы к тексту:

  1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?
  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)
  3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?
  4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Работа в тетради

Заполнение 2-го столбика таблицы.

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Вывод:

     Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.

  1. Начало объединения Германии.

Рассказ учителя

  Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Рассказ учителя

   В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.

   В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

Запись на доске и в тетради

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

   К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого  на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

   По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

   В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Запись на доске и в тетради

Канцлер – глава правительства.

 Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.

Запись на доске и в тетради

сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Сообщение учащегося

«Отто фон Бисмарк».

Вопросы классу:

  1. Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?
  2. Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

   Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.

Работа с документом

Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

  « …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., — а железом и кровью»

Из речи Бисмарка

в палате народных представителей 30/IX 1862 г.

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк?  (Насильственные)

   Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью».

Рассказ учителя

Работа с картой: «Объединение Германии»

   Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

   В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

   Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

   В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.

Задание :

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Заполнение таблицы

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

  Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза.

Запись на доске и в тетради

1866 г. – образование Северогерманского союза во главе  с Пруссией.

     Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король. 

Работа с контурной картой

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 71 № 35.

Задание:

  1. Отметьте границы Пруссии к 1864 г.
  2. Отметьте границы Северогерманского союза.
  3. Сделайте вывод: какие земли вошли в Северогерманский союз?

(Северогерманский союз объединил большинство немецких земель, за его пределами остались только южно-германские государства)

    Таким образом, с созданием Северогерманского союза устранялись препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры.

Задание

Решение проблемного задания учащимися.

   Поскольку задачу объединения Германии решали «железом и кровью», а «крестным отцом» нового государства был Отто фон Бисмарк, то в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.

Вывод урока;

В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

Постановка домашнего задания

  1. Параграф 16, вопросы с. 127
  2. Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста

               б) глазами австрийского журналиста

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: презентация к уроку «Германия на пути к единству»

Слайд 1

Тема урока: «Германия на пути к единству» Учитель истории ГБОУ СОШ № 692 Ремизова Светлана Николаевна

Слайд 2

ПЛАН УРОКА Германский союз. Главный вопрос в жизни немцев в XIX веке. Революция в Германии 1848 года. Начало объединения Германии.

Слайд 3

Германский союз По решению Венского конгресса (1815 г.) вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств, сильнейшими членами которого были Австрия и Пруссия.

Слайд 4

Проблемное задание Каким путем и почему началось объединение Германии ? Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк ?

Слайд 5

Вопрос объединения – главный вопрос в жизни немцев в XIX в. В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств. Это способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Слайд 6

Вопрос объединения – главный вопрос в жизни немцев в XIX в. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция. Известные вам с детства писатели братья Гримм были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии.

Слайд 7

Пути объединения Германии Вопросы для сравнения Объединение «снизу» Объединение «сверху» Под чьим руководством Каким способом проводилось объединение Государственный строй, возможный после объединения

Слайд 8

Революция в Германии 1848 г. Задание: ознакомьтесь с текстом учебника с. 123-125 и ответьте на поставленные вопросы 1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г. ? 2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции ? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу» ? ) 3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии ? 4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения ?

Слайд 9

Пути объединения Германии Вопросы для сравнения Объединение «снизу» Объединение «сверху» Под чьим руководством Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство Каким способом проводилось объединение Народная революция Государственный строй, возможный после объединения Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Слайд 10

Начало объединения Германии Вильгельм I — король Пруссии в 1861 – 1888гг., и мператор Германии в 1871 — 1888 гг. Вильгельм был вторым сыном в семье, его не готовили к наследованию престола и дали исключительно военное воспитание. Он отличался склонностью к усидчивому труду, упорством в проведении своих намерений, твердой волей, умением разгадывать людей и пользоваться их талантами для осуществления своих целей.

Слайд 11

Начало объединения Германии Отто фон Бисмарк (1815-1898 гг.) — политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи, прозванный «железным канцлером». Жизненный принцип – «сильный всегда прав».

Слайд 12

Объединение Германии 1864 г. – датско-прусская война 1866г. – австро-прусская война 1866 г. –образование Северогерманского союза во главе с Пруссией

Слайд 13

Пути объединения Германии Вопросы для сравнения Объединение «снизу» Объединение «сверху» Под чьим руководством Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия Каким способом проводилось объединение Народная революция Войны, реформы Государственный строй, возможный после объединения Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти) Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Слайд 14

Объединение Германии В середине XIX в. в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

nsportal.ru

Конспект урока по теме «Объединение Германии»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

8 КЛАСС

Тема урока: «Германия на пути к единству».

Цели урока:

  1. Охарактеризовать процесс объединения Германии.

  2. Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».

  3. Рассмотреть особенности политики Бисмарка.

  4. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.

  5. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.

Основные понятия урока

Оборудование урока

  • учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории

  • карты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»

  • документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»

  • иллюстрации учебника

  • мультимедийная презентация

  • видеосюжет «Путь объединения Германии»

План урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала:

  1. Германский союз

  2. Главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

  3. Революция в Германии 1848 г.

  4. Начало объединения Германии.

  1. Постановка домашнего задания.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Задание

Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».

2. Изучение нового материала.

  1. Германский союз

Вопрос классу (беседа)

Работа с картой

«Европа в 1815 г.»

  1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)

  2. Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)

Рассказ учителя

Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.

Задание:

Учащиеся записывают тему урока.

Постановка проблемного задания

Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бимарк?

  1. Вопрос объединения страны — главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Рассказ учителя

В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.

Задание:

Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?

Работа с документами (см. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 8 кл., с.116)

I группа: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»

Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»

Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Рассказ учителя

Вывод:

Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

Все вы с детства знакомы со сказками братьев Гримм. Оба брата, Якоб и Вильгельм Гримм, были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг, имели большой успех, т.к. выражали пробуждающееся национальное самосознание. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка.

Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза.

Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.

  1. Революция в Германии 1848 г.

Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Вопрос классу (беседа)

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны)

Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».

Задание:

  1. Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии.

  2. Оформление таблицы:

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.

Работа с учебником (комментированное чтение)

Текст учебника с. 123-125

Вопросы к тексту:

  1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)

  3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

  4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Работа в тетради

Заполнение 2-го столбика таблицы.

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Вывод:

Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.

  1. Начало объединения Германии.

Рассказ учителя

Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Рассказ учителя

В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

Запись на доске и в тетради

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Запись на доске и в тетради

Канцлер – глава правительства.

Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.

Запись на доске и в тетради

сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Сообщение учащегося

«Отто фон Бисмарк».

Вопросы классу:

  1. Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

  2. Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.

Работа с документом

Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

« …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., — а железом и кровью»

Из речи Бисмарка

в палате народных представителей 30/IX 1862 г.

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк? (Насильственные)

Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью».

Рассказ учителя

Работа с картой: «Объединение Германии»

Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.

Задание :

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Заполнение таблицы

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза.

Запись на доске и в тетради

1866 г. – образование Северогерманского союза во главе с Пруссией.

Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король.

Работа с контурной картой

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 71 № 35.

Задание:

  1. Отметьте границы Пруссии к 1864 г.

  2. Отметьте границы Северогерманского союза.

  3. Сделайте вывод: какие земли вошли в Северогерманский союз?

(Северогерманский союз объединил большинство немецких земель, за его пределами остались только южно-германские государства)

Таким образом, с созданием Северогерманского союза устранялись препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры.

Задание

Решение проблемного задания учащимися.

Поскольку задачу объединения Германии решали «железом и кровью», а «крестным отцом» нового государства был Отто фон Бисмарк, то в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.

Вывод урока;

В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

Постановка домашнего задания

  1. Параграф 16, вопросы с. 127

  2. Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста

б) глазами австрийского журналиста

infourok.ru

14. Пути объединения Германии?. Всеобщая история в вопросах и ответах [litres]

14. Пути объединения Германии?

По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который входили 35 суверенных монархий и 4 вольных города. Сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.

Вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев. Решить этот вопрос революционным путем в Германии в первой половине ХIХ в. не удалось.

Вопрос об объединении Германии оставался главным и во второй половине ХIХ в. После поражения революции реальным становился путь объединения, в котором ведущую роль играла прусская монархия. Но этот путь отстаивала и австрийская монархия. Соперничество приводило к военным конфликтам и даже войнам, победителем из которых вышла Пруссия.

В 1860-е гг. к управлению Пруссией приходят новые люди. После смерти Фридриха Вильгельма IV королем в 1861 г. становится его брат Вильгельм I.

Он превыше всего ценил величие Пруссии и для его поддержания стремился иметь сильную армию. Король считал, что объединение страны может произойти только вооруженным путем. Для решения этой задачи король нуждался в сильном канцлере, которым становится в 1862 г. опытный политический деятель Отто фон Бисмарк.

Сильнейшим катализатором объединительных процессов в Германии стала франко-прусская война, закончившаяся поражением Франции и объединением Германии. Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца была торжественно провозглашена Германская империя. Прусский король Вильгельм стал императором (кайзером) объединенной страны.

В новое государство вошли 22 монархии, сохранившие свою автономию, 3 вольных города – Гамбург, Бремен и Любек. Пруссия составляла 2/3 Германской империи.

Весной 1871 г. первый имперский рейхстаг принял конституцию, закреплявшую руководящую роль Пруссии в империи.

Период с 1871 по 1878 гг. был временем активного обустройства жизни страны в новых условиях. Создавалось единое управление инфраструктурой страны, проводились реформы по модернизации ее экономики. Империя после разгрома Франции получила Эльзас и часть Лотарингии – земли, которые давали возможность развивать тяжелую промышленность. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт модернизации других стран, внедряли передовую технологию и новейшие научные достижения. Страна, находясь в окружении Франции и России, продолжала курс на милитаризацию. Германская империя становилась мощной индустриальной державой. Она быстро увеличивала свой удельный вес в формирующейся системе мирового хозяйства.

Важную роль в консолидации нового государства имела партийная система страны. Именно ее составные компоненты позволили самым различным социальным силам почувствовать свою сопричастность к политическим объединительным процессам. Политические силы активно помогали канцлеру цементировать устои нового государства. Но стремление рейхсканцлера Бисмарка к унификации всей Германии по образцу и подобию Пруссии породило ряд внутриполитических конфликтов.

По мере нарастания темпов индустриализации набирало размах и рабочее движение. С середины 1870-х гг. в нем достаточно быстро начинает расти влияние рабочих партий. В 1875 г. разрозненные рабочие партии объединились в единую социал-демократическую партию Германии (СДПГ). Влияние этой партии, ставившей цель создание «свободного народного государства», росло. Бисмарк с переменным успехом вел борьбу с оппозиционерами, в то же время пытался осуществлять и социальные реформы, которые могли предотвратить радикализацию левых сил.

Стратегические планы Бисмарка прервала смерть императора Вильгельма I. В 1890 г. Бисмарк ушел в отставку.

Новые политики, пришедшие на смену Бисмарку, начинают тесно увязывать перспективы прогресса своей страны с экспансией, с борьбой за лидерство уже не просто в европейском, а мировом масштабе. В пропаганде данных идей большую роль играл Пангерманский союз. Его работе покровительствовал сам император.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Германия на пути к единству

Тема урока: «Германия на пути к единству»

Тихонова Галина Игоревна

МКОУ ООШ с. Золотая Долина, Приморский край,

Партизанский район

ПЛАН УРОКА

  • Германский союз.
  • Главный вопрос в жизни немцев в XIX веке.
  • Революция в Германии 1848 года.
  • Начало объединения Германии.

Германский союз

По решению Венского конгресса (1815 г.) вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств, сильнейшими членами которого были Австрия и Пруссия.

Проблемное задание

Каким путем и почему началось объединение Германии?

Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк?

Вопрос объединения – главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший

18 государств. Это способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Вопрос объединения – главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция. Известные вам с детства писатели братья Гримм были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии.

Пути объединения Германии

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Объединение «сверху»

Государственный строй, возможный после объединения

Революция в Германии 1848 г.

Задание: ознакомьтесь с текстом учебника

с. 123-125 и ответьте на поставленные вопросы

1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу» ?)

3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии ?

4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения ?

Пути объединения Германии

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Под чьим руководством

Объединение «сверху»

Каким способом проводилось объединение

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Начало объединения Германии

Вильгельм I — король Пруссии в 1861 – 1888гг., император Германии в 1871 — 1888 гг.

Вильгельм был вторым сыном в семье, его не готовили к наследованию престола и дали исключительно военное воспитание. Он отличался склонностью к усидчивому труду, упорством в проведении своих намерений, твердой волей, умением разгадывать людей и пользоваться их талантами для осуществления своих целей.

Начало объединения Германии

Отто фон Бисмарк

(1815-1898 гг.) — политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи, прозванный «железным канцлером».

Жизненный принцип – «сильный всегда прав».

Объединение Германии

1864 г. – датско-прусская война

1866г. – австро-прусская война

1866 г. –образование Северогерманского союза во главе с Пруссией

Пути объединения Германии

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Объединение «сверху»

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Войны, реформы

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Объединение Германии

В середине XIX в. в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

kopilkaurokov.ru

0 comments on “Таблица пути объединения германии под чьим руководством – Составьте хронологическую таблицу «Германия на пути к объединению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *