Типы избирательной системы таблица – Избирательные системы — Обществознание

Избирательные системы — Обществознание

Избирательная система — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Виды избирательных систем

Избирательные системы делятся на три типа:

— Мажоритарная

— Пропорциональная

— Смешанная

Мажоритарная система (от франц. majorite — большинство)

– эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов чем любой другой кандидат, а по системе абсолютного большинства кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (50%+1голос)

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.


Пропорциональная(англ. proportional electoral system)

Пропорциональная система — это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе, создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.


Смешанная

Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»

За рубежом

В мире, в разных странах, применяются различные избирательные системы.

Избирательные барьеры в разных странах

Избирательным барьером называется доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест.
Израиль — 1%

Дания — 2%

Шри-Ланка — 2,5%

Аргентина — 3%

Болгария — 4%

Венгрия — 4%

Швеция — 4%

Италия — 4%

Россия — 5%

Словакия — 5%

Испания — 5%

Эстония — 5%

Египет — 8%

Турция -10%

Избирательная система в России

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.


При выборах президента, применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. http://yopolis.ru/wiki/vybory/izbiratelnyj-protsess/izbiratelnaya-sistema Таким образом, Государственная Дума РФ снова, как и до 2007 года будет избираться по смешанной избирательной системе.

www.studysocial.ru

Типы избирательных систем ℹ️ таблица, сравнение, характеристики, плюсы и минусы смешанной, мажоритарной и пропорциональной избирательных систем

Выборы — это самый древний атрибут власти, племена и народы издавна голосовали за подходящих личностей на должность вождя или старейшины. Многие современные страны не могут определить подходящий для себя тип избирательных системы и меняют их во время выборов. А большинство пользуется смешанным или гибридным видом. У каждой разновидности свои преимущества, недостатки и особенности.

Определение понятия

Под избирательной системой необходимо понимать совокупность норм, из которых формируется избирательное право — юридическое регулирование участия всех граждан государства в выборах. У большинства стран в конституциях кратко излагают информацию об этом понятии. Но в документах Российской Федерации такой информации нет. В узком смысле система — это нормы права, определяющие результаты голосования на выборах. В этом случае определяются параметры процедуры: ее вид, тип избирательного округа, содержание и форма бюллетеней, конкретные способы подсчета итогов, поэтому при одинаковом количестве голосов, но разных типах избирательной системы Российской Федерации и других стран результаты отличаются. Государства часто меняют подходящие варианты, так они стараются избавиться от недостатков предыдущего. Сколько существует стран в мире, столько и видов избирательных систем. Их определяют принципами распределения мандатов по результатам голосования и формирования представительных органов власти. Но на основе многолетней истории выборов появилось несколько базовых разновидностей:
  • пропорциональная;
  • мажоритарная;
  • преференциальная;
  • смешанная, гибридная или полупропорциональная.
На их основе и проводится голосование практически во всех странах мира.

Пропорциональная система

Пропорциональный тип подразумевает формирование соответствующих органов с помощью представителей разных партий. Мандаты в этом случае распределяют по числу набранных голосов, но не учитывают избирателей, которые не смогли преодолеть избирательный барьер. Обычно он составляет 5%, но в разных странах может отличаться. Существует несколько способов реализации представительно пропорциональной системы. В некоторых государствах выборы проходят в многомандатных округах, а по спискам партий — в дополнительных одномандатных. Кое-где формируют только республиканские округа или системы с передаваемым голосом за нескольких кандидатов.

Расположение кандидатов

В партийном списке кандидаты располагаются так, как предпочтет сама партия. В закрытом видны только несколько первых фамилий, граждане должны голосовать за весь состав, а не отдельную личность. Каждый кандидат получает места пропорционально голосам. А также учитывается положение в списке. При открытой таблице избиратели видят все фамилии. Голосовать они могут за отдельного человека, группы, всю электоральную организацию или определять положение одного ее члена в списке. Если используется система одного республиканского округа, мандаты распределяют между кандидатами пропорционально поданным голосам. Но это происходит только после преодоления барьера, равного 7%. Округ включает в себя всю территорию государства. Хотя эту систему считают недостаточно демократической, так как места распределяет не народ, а лидеры партии. Положение определенных личностей зависит не от его заслуг перед гражданами или страной, а от количества внесенных в фонд денег.

Преимущества и недостатки

К достоинствам пропорциональной системы относят:
  • примерно равное положение политических партий в избирательном органе;
  • стимулирование созданий новых региональных партий;
  • число мест пропорционально количеству полученных голосов;
  • разные избиратели могут обеспечить своих кандидатов местами в списке;
  • граждане при открытой позиции выбирают и отдельных депутатов, и партии одновременно;
  • при низком проходном барьере мелкие образования также получают возможность получить место.
Система исключает попадание в парламентский список представителей криминальных структур. Ведь они не могут повлиять на количество голосов даже с использованием своих знакомств, финансов, а также у них не получится дискредитировать другие партии.
Но есть и несколько недостатков:
  • в конкретных регионах возможна связь избирателей с гражданами;
  • органы формирует преобладающая партия;
  • образование множества мелких организаций;
  • непрямые закрытые списки дают власть только партийным лидерам;
  • возможно дробление всей системы.

Мажоритарная модель

Старейшей выборной системой считается мажоритарная. При ее использовании возможно выдвигать себя, общественные организации или кандидатов местных партий. Есть 3 разновидности этой модели в зависимости от типа большинства:
  • относительный;
  • абсолютный;
  • квалифицированный.
При первом избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем другие. Во втором случае кандидат должен получить более 50%. А при последнем предварительно устанавливают пропорции большинства — ¾ или 2/3, но обязательно больше половины.

Плюсы системы:
  • универсальная, так как подходит для выборов коллективных органов и отдельных кандидатов;
  • конкуренция происходит между отдельными лицами;
  • даже небольшие партии могут победить в голосовании;
  • мандат делает личность независимой от самой организации.
Система позволяет выбрать мэра, губернатора, президента либо муниципалитет, парламент. Избиратели голосуют за кандидата, учитывая его личные заслуги, а не принадлежность к определенной партии. Они выдают ему мандат, что делает граждан источником власти и позволяет характеризовать выбранное лицо подходящим на должность в парламенте.
Минусы мажоритарного типа:
  • превышение представительства партии над поддержкой избирателей;
  • меньшинства голосующих разбросаны по всей стране, поэтому они не могут выдвинуть своего кандидата в отдельных округах;
  • система абсолютного большинства дает возможность голосовать только за одного из двух лидеров, а не за понравившегося депутата;
  • кандидаты зависят от своих спонсоров, ведь результат обычно определяется его финансовым состоянием.
Часто бывают нарушения. Избирателей подкупают, а также произвольно разделяют округи, что позволяет искусственным путем соотносить политические силы на их территории. Это нарушает права голосующих граждан.

Преференциальный вариант

В современности образовалась еще одна система — преференциальная. В ней сочетаются характеристики пропорциональной и мажоритарной, но устраняются некоторые их недостатки. Голосование проходит, как и при втором типе, но итоги по выигравшим и проигравшим складываются в общую копилку. Каждая партия должна создать 2 списка, включая руководителей в центральный и основной актив в местный. Теоретически организация, которая проиграла в избирательных округах, может обойти барьер и получить мандаты для тех, кто был в центральном списке. Эта система понятна в странах Западной Европы, но государства СНГ путаются в таких сложных подсчетах. На этой почве возникают конфликты и злоупотребления властью. Преференциальный тип позволит избежать всех недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Исключается попадание в парламент партий, которые подкупают своих избирателей не реальными заслугами, а финансовой мощью, харизмой и амбициями. Особенность такой системы — современный подход к формированию органов власти и нетрадиционный способ подсчета голосов граждан.
Использование открытых списков избавляет парламент от лидеров-олигархов, продвигает более молодых и интересных депутатов. А также это приближает народ к власти, снижает проявление партийного бюрократизма, появление фаворитов и коррупции, которые являются признаками деградации государства.

Смешанный тип

Для минимизации недостатков была создана смешанная избирательная система. Ее отличительная черта — это формирование нескольких частей депутатских мандатов. Первая образуется соответственно принципам мажоритарной модели, в какой главным является создание устойчивого правительства. А для второй характерно использование пропорциональной системы, что позволяет более точно узнать количество полученных голосов и показать гражданам реальную политическую ситуацию в стране. Проявление смешанной модели зависит от культурных и исторических традиций государства, его устройства и специфики. Влияют на ее проявление и политические принципы формирования власти. Основные преимущества:
  • улучшение качества контрольной и законообразовательной деятельности;
  • придается большее значение мнению избирателей;
  • учитываются местные ценности и традиции;
  • возможность формирования парламента из настоящих профессионалов;
  • укрепление связи партии с населением.
Законодатели более требовательно относятся к руководителям исполнительной власти, что может способствовать ответственному отношению к созданию и реализации политических проектов. Учитываются практически все возможные ценности и интересы, что существуют в народе. Состав нового парламента отобразит политические силы общества, а так как часть депутатов будет избираться и действовать согласно пропорциональной системе, у них укрепится связь с гражданами.

Бывают у такой модели и недостатки:
  • партийные списки обезличены;
  • стабильное большинство при наличии большого количества мелких организаций обеспечить не получится;
  • сохраняются некоторые минусы мажоритарной системы.
Невозможно полностью избавиться от недостатков преемственных моделей, поэтому не снижаются шансы на создание правительства на основе одной партии.

Ситуация в РФ

В России система состоит сразу из нескольких типов. Она описывается несколькими федеральными законами, связанных с выборами президента, депутатов Государственной думы, гарантиями избирательных и конституционных прав граждан, принципами организации законодательных и исполнительных органов власти. До 2002 года использовалась разновидность мажоритарной модели, структурные компоненты которой невозможно было характеризовать абсолютным или относительным подтипом. Кандидат должен был получить большинство голосов, но не менее 25% избирателей, внесенных в списки или принимавших участие в процедуре. Но затем система изменилась, и принципы стали едиными. Существуют отличия только при выборах должностных лиц или представительных органов. Если голосование идет за мэра, губернатора или президента, можно применять только модель абсолютного большинства. В случаях, когда ни один из кандидатов не набрал достаточное количество голосов, должен создаваться второй тур для двух лидеров. Предполагается, что один из них все-таки сможет выиграть. Может отличаться процедура выборов в представительные органы. В этом случае используется смешанная система. А до 2011 года власти применяли пропорциональную типологию. С 2016 одна часть депутатов выбирается по одномандатным округам в сравнении со второй, за которую голосуют по единому избирательному с барьером в 5%. Современная избирательная система РФ не применяет гибридную избирательную модель и мажоритарную квалифицированного большинства. Становление разных типов избирательных систем началось еще в древних государствах. На их изменения влияло развитие общества — уровень образования, традиции и культура населения. Даже простой народ стремился получить доступ к власти, из-за различия в интересах формировались разные партии и модели голосования.

nauka.club

Избирательная система — Википедия

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков[1].

Избирательная система как термин является широким понятием и объясняет, подразумевает под собой все аспекты процесса голосования: сроки проведения выборов, определение количества избирателей и кандидатов, система выдачи и подсчёта бюллетеней для голосования, расходы на кампанию и другие факторы, связанные с процессом избрания органов публичной власти, граждан на руководящие должности. Политические избирательные системы определяются конституциями и избирательными законами, как правило, проводятся избирательными комиссиями и могут использовать различные типы выборов для различных должностей.

Избирательные системы на выборах в органы публичной власти, граждан на руководящие должности устанавливаются избирательным законодательством государства, в некоторых странах существуют Центральные избирательные комиссии, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением избирательных прав граждан страны, обеспечение подготовки и проведения выборов и иных голосований, организация их финансирования и другое.

На законодательном уровне, в частности, в СССР, понятие «избирательная система» было впервые закреплено в Конституции СССР 1936 года, когда в ней появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав граждан страны, порядка организации и проведения выборов и пр[2].

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило перевода полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партийный список кандидатов) специалисты проводят их классификацию[3].

Мажоритарная избирательная система[править | править код]

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства:

  • в первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос;
  • во втором случае победителем становится кандидат, набравший обыкновенное большинство голосов;
  • в третьем случае победителю необходимо набрать заранее установленное (квалифицированное) большинство, по величине выше половины голосов — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система[править | править код]

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в полном соответствии с числом набранных партиями голосов.

Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов, в каждой стране он распределяется по-разному.

В России такая система в своём полном виде работала при формировании Государственной Думы с 2007 по 2011 годы (ныне действует смешанная). Существует на региональных выборах.

Кроме того, на выборах в Государственную Думу 2007 года избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

На выборах разных уровней в России эта система работает так: сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент (преодолевшие 5 % барьер) партии, делят на 450 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты — по одному — ЦИК передаёт партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные — менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

В основу системы распределения мандатов депутатов Государственной Думы на выборах 2007 и 2011 годов лёг метод Хэйра.

Смешанная избирательная система[править | править код]

Вся территория делится на избирательные округа, в которых выдвигаются как кандидаты по мажоритарной системе, так и списки кандидатов, выдвинутые партиями по пропорциональной системе.

Смешанная избирательная система — это по сути совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть по мажоритарной системе (голосование за кандидата).

В России (на думских выборах 1993, 1995, 1999, 2003 и 2016 годах) работает так:

  • К распределению мест (мандатов) допускаются все партии (списки), преодолевшие избирательный барьер 5 %. Кроме того, возможны следующие случаи:
    • Если за партии, преодолевшие барьер, в сумме подано 50 или менее процентов голосов, то к распределению мест допускается одна или более «проигравших» партий в порядке убывания результата, пока совокупное количество голосов за все партии не превысит 50 %.
    • Если избирательный барьер преодолела лишь одна партия, то занявшая второе место партия в любом случае (даже если победитель набрал более 50 % голосов) допускается к распределению мандатов.
  • Сумма голосов избирателей, поданных за все партии, допущенные к распределению мандатов, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам — половина мест в Государственной думе). Полученный результат есть первое избирательное частное. Иногда это число называют «ценой мандата», то есть количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте.
  • Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.
  • Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
  • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.
  • После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.
  • Гришин Н. В. Избирательная система как институт артикуляции политических интересов общества //Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 2. С.42-48.
  • Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. М.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 384 с.
  • Иванченко А. В., Кынев А. В., Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс, 2005. — 333 с.
  • Нестерович В.Ф. Виборче право України: Підручник / В.Ф. Нестерович. Київ: Видавництво Ліра-К, 2017. 504 с.

ru.wikipedia.org

Типы избирательных систем и их характеристика (таблица) :: SYL.ru

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, – голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

Сюда включают:

  • количественный критерий, определяющий результаты — либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует – обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально – в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем — пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая – из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило — по принципу «50 на 50».

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов – 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте – это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так – «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системыПодсистема и ее характеристикиТип избирательного округаФормы голосованияСтраны применения
МажоритарнаяОтносительное большинствоОдномандатныйЗа одного кандидата в один турВеликобритания, США
Абсолютное большинство в два тураОдномандатныйЗа одного кандидата в два тураФранция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительстваМногомандатный: страна — один округ (полное партийное представительство)За список в целомИзраиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округовЗа списки с элементами преференцированияБельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосовМногомандатныйЗа отдельных кандидатов, голосование по преференциямИрландия, Австралия (сенат)
СмешаннаяЛинейное смешениеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиГермания, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосованиеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиГермания
Стуктурное смешениеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиРоссия, Германия, Италия

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства – Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая – по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

www.syl.ru

1.3. Сравнительный анализ избирательных систем

Итак, мажоритарная и пропорциональная системы выборов основаны на разных принципах избрания, оп­ределения результатов и представительств.

Систематизируем их преимущества и недостатки, напомнив, что выгоды и потери от той или иной систе­мы относительны и ни одна из них не есть абсолютно справедливой, лучшей или наиболее действенной — все зависит от того, какой контекст демократической сис­темы будет избран в качестве мерила сравнения. Дейст­вие мажоритарной системы может показаться неспра­ведливым: проигравшие голоса «пропадают», «точность представительства» значительно искажается, решения

избирателя учитываются только в том случае, если сов­падают с решениями победившего большинства, а сам процесс избрания выступает как игра с нулевой суммой: проигравший выбывает, победитель получает все. Воз­можно также, что небольшой перевес голосов позволяет иметь абсолютное большинство в парламенте. Не исклю­чено, что партия, получившая меньше голосов в обще­национальном масштабе, может на местах (по победите­лям в округах) стать партией большинства в парламенте и получить право формировать кабинет министров.

В этом отношении пропорциональные правила и процедуры более сенситивны, то есть точны и чувстви­тельны к мнениям и предпочтениям избирателей. Здесь проигравшие не выбывают из игры и имеют возмож­ность участвовать в распределении парламентских мест; стало быть представительство становится более «точ­ным», с меньшими отклонениями.

Преимущество пропорциональной системы особо очевидно на фоне самой большой опасности, связанной с одномандатными мажоритарными округами — воз­можностью сознательного манипулирования избира­тельными участками или «нарезкой» территориальных округов. Округа могут нарезаться в пользу определен­ных политиков и партий таким образом, чтобы их противники составляли повсюду меньшинство. Кроме того, хорошо расселенная на всей территории социальная группа получает преимущество перед другой группой, состоящей из такого же количества людей, но сконцен­трированных в определенной местности — она может обеспечить успех кандидатов во многих избирательных округах, не допустив к парламентскому представитель­ству другую группу. Возможен и иной вариант: ком­пактно расселенная группа получает возможность про­вести своих кандидатов в округах, где она составляет большинство. А равномерно расселенные политические, этнические и культурные группы, если не будут обла­дать достаточными организационными ресурсами и влиянием, могут вообще не получить места для своих кандидатов, хотя в общенациональном масштабе обла­дают внушительным числом. Примером этому может служить структура представительства в украинском пар­ламенте по результатам выборов 1994 г.

В силу мажоритарного избирательного закона представительство без­условно имеет политически региональный характер: западные регионы представлены исключительно нацио­нально правым большинством, в то время как восточ­ные — «пророссийско-левым». Хотя в каждом из этих регионов было значительное число избирателей проти­воположной ориентации.

Этнические, культурные и иные меньшинства, опа­саясь диктата простого большинства (особенно если большинство имеет возможность определять границы избирательных систем округов и путем соответствую­щей «нарезки» сделать их меньшинством во всех окру­гах) видят в пропорциональном методе гарантию прав на справедливое политическое представительство.

Однако большая «справедливость» и «демократич­ность» пропорциональной системы нередко оборачива­ется громоздкостью и технической перенасыщенностью процедур, утерей духа соревновательности, слабой ин­струментальной результативностью, снижением функ­циональной эффективности институтов власти, форми­руемых по итогам выборов. Кроме того, голосование по партийным спискам фактически означает передачу прав политическим партиям, а также их руководству назна­чать депутатов. Партии знают, что включение кандидата в данный список будет означать его избрание. В этом случае пропорциональная система лишает избирателя возможности не голосовать за кандидата, которого он не знает или которому не доверяет, и в какой-то мере превращает выборы в кооптацию в пользу партии, по­рождает у партийных элит квазиуверенность в переиз­брании. В итоге снижается функция выборов в качестве контроля за политическими элитами, что способствует образованию партийных олигархий.

Избирательная система должна, кроме всего проче­го, давать возможность избирателям влиять на политику и обеспечивать высокий уровень эффективности власти. Система использования партийных списков подрывает ответственность правительства перед избирателями и заменяет ее партийным контролем. Поскольку же про­порциональность максимально точно преобразует сумму полученных голосов в количество мест в парламенте, не требуя принятия программы политических решений, то проведение политики откладывается до формирования на пропорциональной основе кабинета большой коали­ции. При мажоритарном голосовании избиратели в ка­ждом округе избирают одного кандидата с четким, в идеале, набором политических обещаний. В такой мо­дели принципиальные решения принимаются по прави­лу власти большинства на уровне массы избирателей, а принцип «избиратель получает все» способствует фор­мированию сильных и эффективных однопартийных кабинетов. Если главная цель избирательной системы в создании однопартийных правительств, то система «первый, кто проскочит финишный столб» является наиболее эффективной по сравнению со всеми другими. Для детального сравнительного анализа мажоритарной и пропорциональной систем обратимся к табл. 1 и 2.

Таблица 1. Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы

Преимущества

Недостатки

Определенность результата, соревновательный характер выборов

Монолитное большинство; однопартийное правитель­ство большинства

Стабильное правительство, опирающееся на парламент­ское большинство

Более тесная связь депутата с территорией, от которой он избран

Взаимосвязь общенациональ­ных проблем с местными

Политическая ответствен­ность кандидатов и депута­тов перед избирателями

Двухпартийная конкурен­ция, чередование двух пар­тий у власти

Относительная простота подсчета голосов

Слабая представленность (электоральная диспропорциональность)

Неучастие голосов проиграв­ших в распределении парламентских мест

Непропорциональное усиле­ние партий, получивших относительное большинство

Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, не­смотря на регулярно получаемую высокую долю голосов

Победившая партия может получить большинство в парламенте, не располагая им в масштабах страны

Не исключены злоупотребле­ния при «нарезке» округов

Таблица 2. Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества

Недостатки

«Справедливость», предста­вительность

Способствует становлению многопартийности

Более или менее четкие партийные идентификации избирателей

Стимулирование коалици­онных действий и коалици­онного парламентского большинства

Защищает интересы поли­тических меньшинств

Сложность определения ре­зультатов

Передача партиям права на­значать депутатов

Подмена выборности пар­тийными кооптациями

Снижение соревновательно­сти

Тенденции к установлению партийной олигархии

Слабая связь избранных с избирателями

Слабое влияние избирателей на правительственные реше­ния

Предоставление преиму­ществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных

Чтобы нейтрализовать недостатки и усилить пре­имущества обеих систем, часто применяют смешанные избирательные системы, в которых может быть исполь­зовано как мажоритарное, так и пропорциональное на­чала.

Как правило, выделяют два вида смешения.

1) Структурное смешение — разные палаты парла­мента избираются по разным системам: одна по мажо­ритарной, другая — по пропорциональной.

2) Линейное смешение — когда одна часть палаты парламента избирается на мажоритарной, другая — на пропорциональной основе (например, Верховная Рада Украины — 50:50, Госдума России — 50:50, Бундестаг ФРГ — 50:50).

В большинстве демократических государств, как правило, функционируют смешанные избирательные системы. «Чистые» типы — скорее исключение, чем правило.

Образцом удачного сочетания пропорционального и мажоритарного принципов является избирательная сис­тема Германии. Половина депутатов бундестага избира­ется по «чисто мажоритарному» критерию в одноман­датных округах; вторая половина — по партийным спискам на региональной (земельной) основе, что от­ражает федеративное устройство страны. Чтобы гарантировать пропорциональность, избирательное законода­тельство предусматривает даже увеличение общего числа мест в парламенте, если какой-то из списков, выиграв, например, все мандаты на мажоритарной по­ловине, не находит достаточного — для своей доли голосов по пропорциональной половине — числа депу­татских мест. Своеобразной взаимокорректировкой мажоритарности и пропорциональности является функция смешанного, или двойного, голосования (split vote). Из­биратель имеет возможность поддержать кандидата по однопартийному округу от одной партии и выразить до­верие списку кандидатов, выставленному другой парти­ей. Этим правом пользуются в среднем 10—15% избира­телей, которые таким способом выражают предпочтение той, а не иной коалиции партий на феде­ральном и земельном уровнях, подают сигнал руковод­ству «своей» партии о том, какой политический курс они считают более предпочтительным.

Подведем итог. Существует два основных типа изби­рательной системы — мажоритарная и пропорциональ­ная. Однако понятие «мажоритарная система», как и понятие «пропорциональная система», не означает ка­кую-либо отдельную избирательную систему. Это ско­рее термины, которые охватывают группу различных систем. Чистые, или идеальные типы систем встречают­ся реже. Чистые мажоритарные типы характерны для США и Великобритании; пропорциональные — для Италии (до 1994 г.), Израиля, Голландии. Большинству же стран присущи смешанные варианты или опреде­ленные сочетания и взаимокорректировки мажоритарности и пропорциональности. Всего насчитывается не менее двух десятков подсистем. Возможные классифи­кации и типологии представлены с помощью табл. 3.

Таблица 3. Типология избирательных систем

Тип системы

Подсистема

и ее характеристики

Тип избирательного округа

Формы голосования

Страны применения

Мажоритарная (83 страны)

Относительное большинство

Одномандатный

За одного кандидата в один тур

Великобритания, США, Италия с 1994 г., Украина (мажоритарная часть ВРУ)

Абсолютное боль­шинство в два тура

Одномандатный

За одного кандидата в два тура

Франция, Белоруссия

Пропорциона­льная (57 стран)

Пропорциональ­ная списочная система партийного представительства

Многомандатный: страна — один округ (полное партийное представительство)

За список в целом

Израиль, Голландия, Парагвай, Рос­сия (партийная часть Госдумы), Ук­раина (партийная часть ВРУ), Гер­мания (партийная часть Бундестага)

Ограниченное пропорциональное представительство. Система многомандатных округов (разъединенный электорат)

За списки с элементами преференцирования

Бельгия, Дания, Швеция, Финлян­дия

Пропорциональ­ная система передачи голосов

Многомандатный

За отдельных кандидатов; голосование по преференциям

Ирландия, Сев. Ирландия, Австра­лия (выборы в сенат)

Голосование (панаширование)

Люксембург

Смешанная

Линейное смешение:

часть за отдельного кандидата, часть за списки в различных вариантах

Одно- и много мандатный

За отдельного кандидата и за списки

Германия, Россия (выборы в Госду­му), Венгрия, Италия (нижняя пала­та по закону 1993 г.)

Двойное голосо­вание

Одно- и многомандатный

За отдельного кандидата и за списки

Германия

Структурное сме­шение — одна па­лата по мажоритарному,

другая — по пропорциональ­ному принципу

Одно- и многомандатный

За отдельного кандидата и за списки

Россия, Германия, Италия

studfile.net

Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации

     Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

     Мажоритарная избирательная система система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

     При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной думы РФ избиралась по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина — по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

     Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

     Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.

     В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

     Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

     С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Лимит времени: 0

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

ikio.irk.ru

§2. Виды избирательных систем

Понятие избирательной системы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил. Так, во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует характеру сложившегося там водораздела между основными тенденциями, партиями и способствует его сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость реформы избирательной системы.

Таким образом, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система абсолютного большинства

В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

Мажоритарная система относительного большинства

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

Достоинства и недостатки мажоритарных систем

Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий – смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключе­ние составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Смешанные избирательные системы

Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Концепции роли депутата

В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:

— депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;

— депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;

— депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;

— депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.

Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.

studfile.net

0 comments on “Типы избирательной системы таблица – Избирательные системы — Обществознание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *