Типы общества таблица: Типология обществ – таблица по теме (10 класс)

Многовариантность общественного развития (типы обществ) / Справочник :: Бингоскул

Типология обществ

  1. По типу государственного устройства. Платон и Аристотель выделяли монархию, аристократию, демократию и олигархию. В современных рамках принято выделять тоталитарное, демократическое, авторитарное государство по типу господствующего политического режима.
  2. По производительным отношениям. Присваивающий способ производства характерен первобытному обществу, коллективная собственность – азиатский тип общества, использование рабов, они же собственность – рабовладельческие общества, использование крестьян – феодальное общество, равные права на собственность – социалистическое. На данном этапе общество является капиталистическим, т.е. центральным фактором в определении главенствующей роли является капитал.

Подходы к развитию общества

  1. Линейно-восходящий характер. Человечество проходит стадии, где совершенствуется система передачи опыта и знаний. Поддерживали теорию такие учёные как Маркс, Дюркгейм, Спенсер.
  2. Циклический характер. Общественное развитие опирается на аналогию с природой. Таким циклом можно считать временной период, в котором общество проходит через стадии формирования, расцвета и распада, после повторяется. Сторонники данного подхода – Шпенглер, Данилевский и Гумилёв.
  3. Нелинейный характер. Бифуркация – повторное значение, в котором развитие может пойти не в запланированном варианте, а иным, нося непредсказуемый характер и многовариантность событий. Придерживаются теории – Франк, Коллмэн и Хетчер.

Типология общест

Типология обществ

Формационный подход к обществу

Общественно-экономическая формация – временной промежуток, на котором находится то или иное общество, обладающее свойственными способами производства, экономическим и государственным строем и надстройкой.

Надстройка – комплекс идей, взглядов, формирующихся на экономической основе и воздействующих на неё. Базис – экономический порядок. Характер основы определяет формацию. Выделяют следующие виды:

  1. Первичная (присуща первобытному обществу)
  2. Вторичная (рабовладельческая, феодальная и буржуазная)
  3. Третичная (социализм)

Цивилизационный подход

Цивилизация по Шпенглеру – это развитие локальной культуры, Тоффлер и Морган считают, что это историческое развитие, Тойнби – тоже самое, что и культура.

Каждая цивилизация содержит основу: ценности, мораль, видение мира. Выделяют 2 подхода:

Локальный подход

Локальная цивилизация – общество с закреплёнными территориальными границами, экономический и политический строй, культурную жизнь. Проходит индивидуальный путь становления.

Тойнби выделил 21 тип цивилизации, куда входят китайская, египетская, западная, арабская и т.д.

Современная наука выделяет – западную, восточноевропейскую, индийскую, латиноамериканскую, мусульманскую, японскую, китайскую цивилизации.

Подсистемы:

  1. Культурно-психологическая – взаимодействие людей основано на ценностях и нормах.
  2. Политическая – государство, строй, политические партии.
  3. Экономическая – распределение материальных благ, производство, обмен.
  4. Биосоциальная – первичный и вторичный круг социализации, жильё, питание, труд.

Стадийный подход

Цивилизация – процесс, проходящий через стадии.

Типология традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Традиционное общество – тип, основанный на традициях, обычаях. Характеризуется малоподвижными структурами, аграрной жизнедеятельностью, высокими темпами рождаемости и смертности, маленькой продолжительностью жизни, сословной структурой, специализацией трудовой деятельности и низким ростом производительности. Обществу свойственна иерархия, присущие той структуре социальные нормы. Мир представлен священным и непостижимым началом. Статус в обществе определяется традициями (правом рождения). Носит авторитарный характер.

Индустриальное общество – сочетание свободы личности с интересами государства. В это время уровень промышленности поднимается, формируется машинное производство, фабрики, система хозяйства и рынков. Характерными чертами выступают машинизация, развитие коммуникационных связей, распределение труда, урбанизация и мобильность. Индустриальное общество обладает отличительными чертами:

  • Из-за урбанизации происходит рост занятых работников в промышленной сфере, доля рабочих в сельском хозяйстве уменьшается.
  • На базе общего языка и ценностей возникает понятие «нации».
  • Культурная революция
  • Образование политических прав.
  • Становление массового потребления.
  • Изменение демографических признаков – низкие темпы рождаемости и смертности, растёт продолжительность жизни, основное население составляют престарелые.

Постиндустриальное общество – сельскохозяйственное и промышленное производство уступает место сфере услуг. Выделяют присущие черты общества:

  • Приоритет отдаётся экономике услуг.
  • Спрос на высокообразованных специалистов.
  • Информация становится главным источником открытий и политических управлений.
  • Использование информационных технологий.

Главные элементы – компьютерные технологии, источники информации. Люди способны получать высшее образование и двигаться по карьерной лестнице. Понятие собственности видоизменилось, теперь она делится по классам и слоям. На смену классовой структуре приходит профессиональная.

Предположительные изменения общества

Современные этапы развития цивилизаций:

  1. Прогресс в одних странах сопровождается регрессом в других.
  2. Некоторые территории подвержены экономическим кризисам, которые грозят всеобщим кризисом.
  3. Личностные интересы вступают в борьбу с религиозными, политическими, национальными.

Глобализация – процесс интеграции экономик всего мира и приведение их к единым стандартам. Мир представляет взаимосвязанную структуру из-за обмена товарами, информацией, услугами, культурой. Выделяют последствия глобализации:

  • Позитивные – социокультурное единство мира, крепкие взаимоотношения между государствами, улучшение экономики.
  • Негативные – ликвидация ранее имеющихся производств в силу их экономической невыгодности, отсутствие культурных особенностей, навязывание образа жизни, утрата национального самосознания.

Смотрите также:

Типы обществ | LAMPA — платформа для публикации учебных материалов

Учёные выделяют разные типы обществ в зависимости о того, на какой стадии развития находится общество. Существуют несколько классификаций, основанных на разных признаках. Однако любая классификация условна, и многие общества нельзя причислить к какому-либо одному типу.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые классификации.

  • Классификация № 1 — по развитию письменности

Дописьменное общество: люди уже умели говорить, но не умели писать.

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в у шумеров. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. До этого времени мы говорим о дописьменном периоде.

Письменное общество: люди либо используют систему предметных символов, либо уже имеют алфавит и фиксируют звуки на материальных носителях. Различают предметное, пиктографическое (изображение), иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо.

В качестве материала для письма изначально использовались ракушки, глиняные таблицы, берестяные грамоты, каменные столбы, папирус, а впоследствии бумага и электронные средства.

Известными историческими примерами предметного письма являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и икипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках).

  • Классификация № 2 – по наличию иерархии

Простое общество характеризуется отсутствием руководителей и подчиненных, богатых и бедных.

Первобытное общество каменного века.

Сложное общество характеризуется наличием иерархии. Иерархия — это деление общества на несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения по степени материального достатка.

Древнеегипетская цивилизация.

  • Классификация № 4 — общественно-экономические формации

Автором данной классификации является Карл Маркс (1818-1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель и общественный деятель. Он вводит понятие общественно-экономической формации.

Одну общественно-экономическую формацию составляют общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные одинаковым способом производства и имеющие одинаковые формы собственности.

Карл Маркс выделил следующие общественно-экономические формации:

  1. Первобытная. Нет разделения на классы, форма собственности – общинная, способ производства – присваивающий.
  2. Рабовладельческая. Существует частная собственность на средства производства. Общество делится на рабов (людей, не имеющих собственности на средства производства, находящихся в собственности у рабовладельцев) и рабовладельцев (организуют производство).
  3. Феодальная. Общество делится на феодалов (земельных собственников) и крестьян, не имеющих земли в своей собственности и ведущих свои мелкие индивидуальные хозяйства на земле феодалов.
  4. Капиталистическая. Общество делится на два класса: буржуа (предприниматели, владельцы средств производства) и пролетариев (рабочих). Форма собственности – частная, свобода предпринимательства.
  5. Коммунистическая. Нет деления общества на классы, средства производства находятся в общественной собственности.
  • Классификация №4 — современная классификация.

Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два типа складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную общность людей относят к определенному историческому типу общества. В качестве основного критерия при делении обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные выступает уровень развития орудий и средств производства.

Традиционное общество характеризуется традиционным типом экономики. Ведущая роль у аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля. Экономика развивается экстенсивно.

Экстенсивный путь развития — это наращивание производства за счёт увеличения количества средств производства и производимого продукта.

Повсеместно распространено натуральное хозяйство и простое товарное производство, ручной труд.

Социальная сфера традиционного общества характеризуется низкой социальной мобильностью, замкнутой социальной структурой (сословная и кастовая иерархия). То есть, невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Статусные отличия выражаются в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей. В таком обществе преобладают патриархальные семьи (большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство).

Типичная форма правления – монархия, республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества. Преобладают авторитарные и тоталитарные политические режимы. Духовная и светская власть дополняют друг друга, иногда глава государства является одновременно и светским, и духовным лидером.

Традиционное общество характеризуется продолжительными международными конфликтами, стремлением расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.

Духовная сфера жизни традиционного общества имеет следующие признаки:

  1. Ориентация культуры на опыт предков.
  2. Сословный характер культуры.
  3. Нормативная, обыденная, народная культуры.
  4. Религия как стержень культуры.
  5. Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
  6. Множество самостоятельных культурных центров.
  7. Сакрализация знаний и накопленного опыта.
  8. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
  9. Элитарный статус ученых.
  10. Практические знания. Схоластика, алхимия.

Примеры традиционных обществ: современные «примитивные» общества, страны «третьего мира» с традиционным укладом жизни и современный аграрный «Юг».

Индустриальное общество характеризуется рыночным или командным типом экономики. Преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила. Научные идеи внедряются в промышленное производство.

В отличие от традиционного общества, существует интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства.

Интенсивный путь развития — процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.

Присутствует механизация и автоматизация производства, внедряются поточные линии.

Приоритетные производства (в хронологической последовательности):

А) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги; Б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство; В) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии.

Также, формируются гигантские национальные промышленные центры и корпорации, то есть, складывается международная экономическая система. При этом, экономическое развитие динамично и неравномерно, происходят экономические кризисы.

В социальной сфере происходит формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Растёт численность рабочего класса.

Наблюдается высокая со­ци­аль­ная мо­биль­ность на­се­ле­ния (горизонтальная и вертикальная), воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны. При этом, увеличивается набора статусов и ролевой набора индивида.

Происходит быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения. Однако общество потребления, характерное для индустриального общества, приводит к отчуждению человека, индивидуализму и проблеме одиночества.

Формируются нации и национальное самосознание. Происходит процесс урбанизации.

Урбанизация — увеличения количества городов, миграция сельского населения в города.

Причины урбанизации:

  • развитие общественных производительных сил;
  • распространение протестантской этики с культом производительного труда;
  • торговля на дальние расстояния.

Также, преобладает малая (нуклеарная) семья.

Малая (нуклеарная) семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.

Типичная форма правления для индустриальных обществ – республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно. Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу, складывается гражданское общество и правовое государство.

Ав­то­но­мия, сво­бо­ды и права лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных, а от­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

Растёт роль политических партий, проводятся демократические выборы. Развиваются пиар-технологии.

Сфера международных конфликтов расширяется, их разрушительная сила увеличивается. Поэтому присутствует проблема создания всеобщей системы безопасности. Для этого формируются международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др. Принимаются международные акты по правам человека и гражданина.

Также, формируется колониальная система. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий сохраняется.

В духовной сфере индустриального общества преобладают следующие тенденции:

1. Формирование научного мировоззрения. Секуляризация общественного сознания.

Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

2. Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.

3. Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры.

4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.

5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.

6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).

Для постиндустриального общества характерен рыночный или смешанный тип экономики, преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.

Происходит децентрализация производства (расщепление крупного предприятий на малые филиалы) и всеобщая компьютеризация, машины выполняют различные интеллектуальные задачи.

Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо- и энергосберегающие технологии).

Основные виды производства в постиндустриальном обществе:

  • электроника и компьютерная техника;
  • космические производства и технологии;
  • океаническое производство;
  • генная индустрия;

Новые отрасли на стыке научных дисциплин:

  • квантовая электроника;
  • молекулярная биология.

Труд в постиндустриальном обществе более разнообразный, творческий и индивидуализированный.

Также, происходит ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества и ослабление роли национальных экономик. При этом, растёт значение транснациональных и мультинациональных корпораций. Происходит глобализация экономики.

В социальной сфере постиндустриального общества сохраняется классовое деление общества, но возрастает доля среднего класса. Профессиональная дифференциация осуществляется в зависимости от уровня образования и квалификации. Происходит непрерывный процесс образования, так как это необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Социальная мобильность растёт.Происходит разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье, появляются новые формы брака и семьи.

Например, увеличение числа разводов, однополые семьи, гостевой брак (регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами).

Происходит старение общества.

Также, для постиндустриального общества характерна деурбанизация и возрождение деревень. Частая причина – плохая экологическая обстановка в городах.

Деурбанизация — отток населения из городов в сельскую местность.

Электронные средства коммуникации заменяют живое общение и взаимодействие людей (Диалог с машиной, Интернет-сообщество, социальные сети). Это ведёт к проблеме одиночества, которая характерна и для индустриального, и для постиндустриального общества.

Этнические меньшинства получают права. Происходит проникновение различных этносов на территорию других стран и этническая ассимиляция.

Этническая ассимиляция — процесс, в ходе которого этносы воспринимают язык и культуру другого этноса и постепенно с ним сливаются.

В политической сфере постиндустриального общества господство и ведущая роль принадлежит демократиям. Также, этот тип общества характеризуется политическим плюрализмом (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать). Присутствуют сильное гражданское общество и правовое государство, дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.

Духовная сфера жизни постиндустриального общества имеет следующие признаки:

  1. Сохранение ведущей роли светской культуры.
  2. На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, а также тра­ди­ци­он­ных и элек­трон­ных СМИ. Колоссальный объем информации.
  3. Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.
  4. Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.
  5. Массовый и масштабный туризм.
  6. Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».
  7. Планетарное и космическое сознание.
  8. Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.
  9. Масштабное распространение массовой культуры.
  10. Новый уровень развития науки и техники.
  11. Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.

Общество и природа в различных типах обществ:

Традиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
  1. Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых и т.п.)
  2. Стремление приспособиться к природным условиям.
  3. Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды, интенсивная вырубка лесных массивов и т.д.)
  4. Ритм жизни, определяемый временами года.
  5. Циклическое восприятие времени.
  6. Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).
  1. Меньшая (иная) чем в предшествующую эпоху, зависимость от климата и ландшафта.
  2. Ритмы жизни в меньшей степени зависящие от времен года.
  3. Стремление покорить природу.
  4. Распространение искусственных материалов.
  5. Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа, урана и т.п.).
  6. Линейное восприятие пространства и времени.
  7. Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.
  1. Новое представление о природе: относительность пространства и времени.
  2. Освоение глубин океана и космического пространства.
  3. Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода, переработки органических отходов, выращивание энергетической биомассы и т.п.).
  4. Использование натурального сырья, продуктов и материалов.
  5. Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов.
  6. Всемирное движение за сохранение природы.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.


1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

  • Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
  • Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

1.3. Направления реформ

  • Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
  • Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
  • Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

  • Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

  • «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
  • «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как
    вестернизация
    , т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1.     Различные классификации обществ

 


Критерий

Типы обществ

Наличие письменности

Дописьменные

Письменные

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Уровень развития

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Формационный признак

Бесклассовые общество:

  • первобытное общество,

 

  • коммунистическое общество

Классовые общества:

  • рабовладельческое общество,
  • феодальное общество,
  • капиталистическое общество,

2.    

Формационный и цивилизационный подходы

    Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

    Общественно-экономическая формация

    (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

    Структура:


    Надстройка
    — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

    Способ производства


    Базис
    — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

     

    Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду


    Производственные отношения

    – отношения людей, складывающиеся в процессе производства


    Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
    Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

    3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

    Линии сравнения

    Традиционное

    (доиндустриальное)

    Индустриальное

    Постиндустри­альное

    (инфор­мационное)

    Основной фактор производ­ства

    Земля

    Капитал

    Знания

    Основной продукт производ­ства

    Пища

    Промышлен­ные изделия

    Услуги

    Характер­ные черты производ­ства

    Ручной труд

    Широкое   при­менение   меха­низмов,   техно­логий

    Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

    Характер труда

    Индивидуаль­ный труд

    Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

    Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

    Занятость населения

    Сельское      хо­зяйство — око­ло 75%

    Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85%

    Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

    Основной вид экс­порта

    Сырье

    Продукты про­изводства

    Услуги

    Социаль­ная  струк­тура

    Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

    Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

    Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

    Продолжи­тельность жизни

    40—50 лет

    Свыше 70 лет

    Свыше 70 лет

    Воздейст­вие челове­ка на при­роду

    Локальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, контролируе­мое

    Взаимо­действие с другими странами

    Несуществен­ное

    Тесная взаимо­связь

    Открытость об­щества

    Полити­ческая жизнь

    Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

    Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

    Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

    Духовная жизнь

    Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью

    Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

    Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

    Типология обществ, признаки и характеристика доиндустриального, традиционного, аграрного индустриального, постиндустриального общества

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Типология общества является классификацией, разработанной на основе определения признаков с типовыми чертами, помогающей различать одно общество от другого.

    Социология предусматривает разные типологии и определения. Наука рассматривает их по способу производства и по форме собственности.

    Данная тема изучается на уроках обществознания в 10 классе и включена в перечень экзаменационных тем.

    Типы общества и их характеристика

    Обществом называется часть материального мира, которая отделена от природы и включает в себя людей с их взаимоотношениями. Сегодня у него есть три типа. Бывает традиционное, индустриальное и информационное.

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Традиционное (доиндустриальное) общество и его признаки

    Если делать сравнение и давать понятие доиндустриальному или традиционному обществу, то это то общество, которое создано по аграрному укладу с монархическим типом госуправления и религиозным мировоззрением.

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Главные отличия в том, что традиционный вид:

    • основан на ручном труде с примитивными технологиями,
    • основан на сельском хозяйстве и коллективизме, свойственен общинный уклад,
    • создан на сословном строе и социальном укладе,
    • имеет низкую социальную мобильность,
    • поддерживает коллективистские ценности,
    • поддерживает церковные ценности и патриархальный уклад.

    Основные важнейшие признаки традиционного вида состоят в:

    • сельском хозяйстве как основе экономики,
    • очень низких темпах развития,
    • направленности на прошлое, а не на нововведения,
    • полном поглощении личности с помощью коллектива.

    Также преобладают направленности на быт и удовлетворения социальных потребностей. Подразделяется на дописьменное и письменное, простое и сложное.

    Индустриальное общество и его отличительные черты

    Индустриальным является общество, которое сформировалось благодаря индустриальному процессу, развитию машинного производства, появления соответствующих форм трудовой организации и использования результатов научного и технического прогресса. Определяется по уровню развития аграрного сектора.

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Отличительные черты от традиционного заключаются в направленности прогресса на промышленный сектор и на развитие:

    • массового производства машин с автоматизацией,
    • научного сектора и превращения его в социальный вид института,
    • массового вида культуры,
    • класса людей, расширенных семей,
    • прав со свободами граждан.

    Оно основывается на машинном виде производства и фабричном виде трудовой компании. Основным структурным компонентом считается экономический сектор.

    Общие признаки:

    • устремление к развитию экономики,
    • удовлетворение социально-экономических потребностей,
    • также нацелено на процесс адаптации и эмпирического массового принятия решения.

    Постиндустриальное общество и его особенности

    Постиндустриальным либо информационным обществом называется то, которое основывается на усовершенствованных технологиях и информационном виде производства.

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Если выделить присущие ему черты, то характерными являются:

    • направленность на улучшение сферы услуг,
    • профессиональный вид социального деления,
    • применение новых технологий,
    • создание партнерских семей,
    • процесс осуществления научно-технического вида революции,
    • процесс экономической глобализации,
    • также характерно для него то, что информация воспринимается как единица товара.

    Признаком постиндустриального общества является пятидесятипроцентная направленность увеличения производимости сельского хозяйства с промышленной продукцией. Сфера услуг занимает оставшуюся половину.

    Главным фактором развития его является теория с информацией. Оно ориентируется на будущее, и основным фактором принятия решений является моделирование с аналитическими методами. Коммуникация происходит по типу от человека к человеку. Ведущей технологией является умственная. Ручной труд и машинные технологии не являются ведущими технологиями.

    Постиндустриальное общество является открытым и закрытым:

    1. Закрытое имеет статичную социальную структуру. В нем ограничено мобильное получение информации, преобладает традиционалистический вид получения информации и постепенно происходит развитие высоких технологий либо они вовсе отсутствуют. По идеологическому направлению авторитарное.
    2. Открытое имеет быстро развивающуюся социальную структуру, большую социальную мобильность. В нем отсутствует государственный вид идеологии. Также способно к научно-техническому прогрессу и плюрализму.

    Основные подсистемы общества

    Общество, будучи сложной организованной системой, имеет взаимосвязанные подсистемы. Подсистема бывает экономической и политической, социальной и духовной.

    Типология обществ важнейшие признаки и главные характерные черты

    Экономическая подсистема — экономика, определяемая как способ производства материальной жизни, как народное хозяйство определенной отрасли.

    Социальная подсистема считается совокупностью взаимоотношений людей, которая направлена на процесс удовлетворения потребностей.

    Духовная подсистема считается совокупностью разных форм сознания с научным, культурным, образовательным, искусственным и религиозным направлением. Главным назначением такой подсистемы является обеспечение духовного вида развития и процесс индивидуальной реализации способностей.

    Политическая подсистема является совокупностью государственных с политическими и неполитическими органами управления. Главным ее назначением считается установка властного режима и процесс осуществления управления.

    Заключение

    Общество бывает традиционным, индустриальным и постиндустриальным. Каждые из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Основными подсистемами являются экономические, политические, социальные и духовные. Они имеют различия и объединяющие черты.

    ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы |

    Одним из путей изучения общества является формационный путь.

    Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

    Формация

    Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием  которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

    Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

    Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

    Надстройка  включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

    Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.

     

    Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.

    Структура формации –состоит из базиса и надстройки.

    Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

    Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

    Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

    Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

    Пять типов формаций по К.Марксу

    • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался  как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
    • Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
    • Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в  то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
    • Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
    • Коммунистическая формация:  характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Типы обществ. Основные концепции социологии. Справочник

    .

    Начало >> Основные понятия >> Общество >> Типы обществ

    Типы обществ

    Писатели классифицировали общества на различные категории Gemeinschaft и Gesellschaft of Tonnies, механические и органические солидарности Дюркгейма, статус и договор штата Мэн, а также воинственные и индустриальные общества Спенсера. Все эти мыслители в целом разделили общество на доиндустриальные и постиндустриальные общества.Социологи, такие как Конт, основывали свою классификацию обществ на интеллектуальном развитии. Большинство из них признают эволюционную природу общества — один тип ведет за другим. Еще один способ разделения обществ — это Маркс. Его классификация общества основана на институциональной структуре общества, определяемой группой людей, контролирующих средства производства. Маркс выделяет пять основных типов обществ: первобытное, азиатское, античное, феодальное и капиталистическое.

    Следуя этим классификациям, социологи часто называют общества примитивными или современными, неграмотными или грамотными.Более поздний вид классификации, который также используется при разделении обществ на типы, — это классификация между открытыми и закрытыми обществами. Закрытое общество — это традиционное и простое общество или тоталитарное государство, которое склонно сопротивляться изменениям, в то время как открытое общество допускает изменения.

    Ни одна из этих классификаций не является точной; для каждого основного типа есть несколько подтипов. Один тип, такой как капиталист, может относиться к разным, например каменноугольному типу, финансовому капиталу и современному неоколониальному или многонациональному типу.Кроме того, следует иметь в виду, что главная задача социолога заключается не в том, чтобы идентифицировать общества, а в выяснении того, имеет ли конкретный тип общества потенциал для развития, защиты и выживания. Одно только такое исследование может выявить социологические аспекты обществ и тем самым облегчить понимание обществ такими, какие они есть, и, в случае необходимости, активизировать требуемые изменения. Другими словами, социология, основанная на ценностях, опирается на объективный анализ обществ.

    Однако в последние годы было проведено несколько исследований того, что по-разному называют ирригационной цивилизацией или гидравлическими обществами.Эти исследования были связаны с общим изучением бюрократии, но мало что было сделано в плане крупномасштабной сравнительной работы различных сложных организованных обществ. Однако недостаточно охарактеризовать предбританскую Индию как ирригационную цивилизацию с централизованной бюрократией и деревенской системой производства. Единство и стабильность индийского общества зависели также от двух других факторов: касты и религии. Здесь следует подчеркнуть не столько ее жесткий иерархический характер и то, как она отделяет группы друг от друга, сколько ее интегрирующая функция, тесно связанная с религией.

    М.Н. Шринивас, обсуждая социальную структуру Индии, отмечает, что каста гарантирует автономию сообществу в отношениях с множеством других сообществ, которые все собираются образовывать иерархию. Важность такого учреждения очевидна в такой огромной стране, как Индия, которая в прошлом была местом встречи многих различных культур и всегда отличалась значительным региональным разнообразием. В то время как автономия подкасты была сохранена, она также была приведена во взаимосвязь с другими, и иерархия также была шкалой общепринятых ценностей.

    Работа К. Виттфогеда предполагает, что в Древнем Египте, Византии и других местах можно найти много важных сходств, особенно в социальных функциях жрецов, а также в элементах и ​​касте, раскрытых в подробном регулировании разделения труда. Каждая человеческая группа развивает свою собственную социальную и политическую структуру с точки зрения своей культуры и истории. Можно выделить широкие типы социальных структур. Во-первых, племенное общество, представленное социальными структурами африканских племен, во-вторых, аграрная социальная структура, представленная традиционным индийским обществом.И в-третьих, индустриальная социальная структура, представленная промышленно развитыми странами Европы и США. Социологи также говорят о еще одном типе, называемом постиндустриальным обществом, который возникает из индустриального общества.

    ,

    определение общества | Социологический словарь открытого образования

    Определение общества

    ( существительное ) Большая группа взаимодействующих людей на определенной территории, разделяющих общую культуру.

    Типы общества

    Общество Произношение

    Руководство по использованию произношения

    Силлабификация: so · ci · e · ty

    Аудио произношение

    Фонетическое правописание

    • Американский английский — / suh-sIE-uh-tee /
    • Британский английский — / suh-sIE-uh-tee /

    Международный фонетический алфавит

    • Американский английский — / səˈsaɪədi /
    • Британский английский — / səˈsʌɪəti /

    Примечания по использованию

    Связанные цитаты

    • “ Социальный факт — это любой способ действия, фиксированный или нет, который способен оказывать внешнее ограничение на человека; или, которая является общей для данного общества, но существует сама по себе, независимо от его индивидуальных проявлений »(Durkheim [1895] 2004: 50).
    • «Каждый из нас — существо социальное. Мы рождены в социальной среде; мы полностью становимся людьми в социальной среде; и мы живем в социальной среде. То, что мы думаем, что мы чувствуем, что мы говорим и делаем, формируется нашим взаимодействием с другими людьми. Научное изучение этих социальных взаимодействий и социальной организации называется социологией »(Hughes, Kroehler 2008: 3).
    • «Если кто-то хочет изменить общество, он должен понимать логику его функционирования» (Babbie 2011: 62).
    • «Если религия защищает человека от желания убить себя, то не потому, что она проповедует уважение к его личности на основе аргументов sui generis , а потому, что это общество. Что составляет это общество, так это наличие определенного количества верований и обычаев, общих для всех верующих, которые являются традиционными и, следовательно, обязательными. Чем более многочисленны и сильны эти коллективные состояния, тем сильнее интегрировано религиозное сообщество и тем выше его охранная ценность »(Durkheim [1897] 2004: 74).
    • «Если права и возможности различных позиций в обществе должны быть неравными, тогда общество должно быть расслоено, потому что именно это и означает расслоение. Таким образом, социальное неравенство — это бессознательно созданный механизм, с помощью которого общества обеспечивают сознательное занятие наиболее важных должностей наиболее квалифицированными людьми. Следовательно, каждое общество, независимо от того, насколько оно простое или сложное, должно различать людей с точки зрения как престижа, так и уважения, и, следовательно, должно обладать определенной степенью институционального неравенства »(Davis and Moore 1945: 243).
    • «В американском обществе основная система родства состоит из родителей и детей, но может включать и других родственников, особенно бабушек и дедушек. Каждый человек в этой системе имеет определенные права и обязанности в силу своего положения в семейной структуре. Кроме того, человек может одновременно занимать несколько должностей. Например, 18-летняя женщина может одновременно быть дочерью, сестрой, двоюродной сестрой, тетей и внучкой. Каждая роль влечет за собой разные права и обязанности.Будучи дочерью, молодой женщине, возможно, придется подчиняться определенным решениям своих родителей; как сестра, делить спальню; двоюродным братом на свадьбу; и как внучка, чтобы навестить бабушку и дедушку на праздниках »(Стронг, Деволт и Коэн 2011: 19).
    • «Ни в одном обществе нет норм поведения. Но общества действительно различаются по степени, в которой обычаи, нравы и институциональный контроль эффективно интегрированы с целями, которые занимают высокое место в иерархии культурных ценностей.Культура может быть такова, что люди будут сосредотачивать свои эмоциональные убеждения на комплексе культурно признанных целей, с гораздо меньшей эмоциональной поддержкой предписанных методов достижения этих целей. При таком различном акцентировании на целях и институциональных процедурах последние могут быть настолько искажены акцентом на целях, что поведение многих людей будет ограничиваться только соображениями технической целесообразности. В этом контексте возникает единственный важный вопрос: какая из доступных процедур наиболее эффективна для взаимозачета культурно одобренных ценностей? Как правило, предпочтение отдается наиболее эффективной с технической точки зрения процедуре, независимо от того, является ли она законной в культурном отношении или нет, а не предписанному институциональным образом поведению.По мере того, как этот процесс ослабления продолжается, общество становится нестабильным, и развивается то, что Дюркгейм назвал «аномией» (отсутствие норм) »(Merton [1949] 1968: 189).
    • «Патриархат буквально означает« власть отцов »и происходит из Ветхого Завета — вся власть была отдана старейшинам-мужчинам. Сегодня это значение более общее: мужское доминирование над всеми основными институтами общества, включая правительство, религию, образование, экономику, вооруженные силы и средства массовой информации »(Kaufman and Kimmel 2011: 112).
    • «Социальная стратификация универсальна, но непостоянна. Социальное расслоение встречается повсюду. Однако то, что неравно и насколько неравно, варьируется от одного общества к другому. В некоторых обществах неравенство — это в основном вопрос престижа; в других — богатство или власть — ключевой элемент различия. Кроме того, в некоторых обществах неравенство больше, чем в других »(Macionis 2012: 225).
    • «Общества то и дело подвержены периодам моральной паники. Состояние, эпизод, человек или группа лиц становятся определяемыми как угроза общественным ценностям и интересам; его природа стилизованно и стереотипно представлена ​​средствами массовой информации; на моральных баррикадах стоят редакторы, епископы, политики и другие здравомыслящие люди; социально аккредитованные эксперты ставят свои диагнозы и решения; способы совладания развиваются или (чаще) используются; затем состояние исчезает, погружается в воду или ухудшается и становится более заметным.Иногда объект паники совершенно новый, а иногда это то, что существует достаточно долго, но внезапно появляется в центре внимания. Иногда паника проходит и забывается, за исключением фольклора и коллективной памяти; в других случаях это имеет более серьезные и долгосрочные последствия и может вызвать такие изменения, как изменения в правовой и социальной политике или даже в том, как общество представляет себя »(Cohen 2002: 1).
    • «Социология — это систематическое изучение человеческого общества и социального взаимодействия.Это систематическое исследование, потому что социологи применяют как теоретические взгляды, так и методы исследования (или упорядоченные подходы) к изучению социального поведения »(Kendall 2006: 2).
    • «Такое предположение, как мне кажется, игнорирует центральный факт девиации: она создается обществом. Я не имею в виду, как это обычно понимается, в котором причины отклонения находятся в социальной ситуации отклоняющегося или в «социальных факторах», которые побуждают его действовать. Я имею в виду, скорее, что социальных групп создают отклонения, устанавливая правила, нарушение которых составляет отклонение , и применяя эти правила к определенным людям и навешивая на них ярлык посторонних.С этой точки зрения отклонение — это , а не качество действия, совершенного лицом, а, скорее, следствие применения другими правилами и санкциями к «нарушителю». Девиант — это тот, к кому был успешно применен этот ярлык; девиантное поведение — это поведение, которое люди так навешивают на себя »(Becker 1963: 8–9).
    • «Совокупность убеждений и чувств, общих для рядовых членов одного и того же общества, образует особую систему, живущую своей собственной жизнью; его можно было бы назвать коллективным или общим сознанием ”(Durkheim [1893] 2004: 24).
    • «Необоснованное доверие, которое социологи возлагают на идею« общества », где это означает ограниченную систему, должно быть заменено отправной точкой, которая концентрируется на анализе того, как социальная жизнь упорядочена во времени и пространстве — проблема времени -космическое дистанцирование. Концептуальные рамки пространственно-временного дистанцирования обращают наше внимание на сложные отношения между локальными вовлечениями, (обстоятельства соприсутствия) и взаимодействием на расстоянии (связи присутствия и отсутствия).В современную эпоху уровень пространственно-временного дистанцирования намного выше, чем в любой предыдущий период, и отношения между локальными и отдаленными социальными формами и событиями соответственно становятся «натянутыми». Глобализация по существу относится к этому процессу растяжения, поскольку способы связи между различными социальными контекстами или регионами становятся сетевыми по всей поверхности земли в целом. Таким образом, глобализацию можно определить как интенсификацию мировых социальных отношений, которые связывают отдаленные местности таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за много миль, и наоборот »(Giddens 1991: 63–64).

    Видео по теме

    Дополнительная информация

    • Происхождение слова «общество» — онлайн-словарь этимологии: etymonline.com
    • Durkheim, Émile. [1893] 2013. Разделение труда в обществе , 2-е изд. под редакцией С. Лукеса. Лондон: Макмиллан.
    • Эдвардс, Майкл. 2015. Гражданское общество . 3-е изд.Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
    • Элиас, Норберт. [1939] 2000. Цивилизующий процесс: социогенетические и психогенетические исследования . Ред. Ред. Оксфорд: Блэквелл.
    • Фоли, Майкл В. и Вирджиния Энн Ходжкинсон, ред. 2003. Читатель гражданского общества . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии.
    • Гидденс, Энтони. 1973. Классовая структура развитых обществ . Лондон: Хатчинсон.
    • Груски, Дэвид Б., изд. 2014. Социальная стратификация: класс, раса и пол в социологической перспективе . 4-е изд. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
    • Харрис, Хосе, изд. 2001. Тонниес: Сообщество и гражданское общество . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
    • Дженкинс, Р. 2002. Основы социологии: на пути к лучшему пониманию человеческого мира . Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan.
    • Кербо, Гарольд Рэй. 2012. Социальное расслоение и неравенство: классовый конфликт в исторической, сравнительной и глобальной перспективе .8-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
    • Macionis, John J. 2017. Society: The Basics . 14-е изд. Бостон: Пирсон.
    • Мэсси, Дуглас С. 2007. Категорическое неравенство: американская система стратификации . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
    • Outhwaite, W. 2006. Будущее общества . Оксфорд: Блэквелл.
    • Урри, Джон. 2000. Социология вне общества: мобильность для двадцать первого века . Лондон: Рутледж.
    • Урри, Джон. 2007. Подвижности . Кембридж: Polity Press.
    • Weber, Макс. 1946. От Макса Вебера: Очерки социологии , под редакцией Х. Х. Герта и К. В. Миллса. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
    • Уильямс, Р. 2015. Ключевые слова: Словарь культуры и общества . 2-е изд. Лондон: Фонтана.

    Связанные термины


    Ссылки

    Бэбби, Эрл Р. 2011. Основы социальных исследований .Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Беккер, Говард Сол. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Коэн, Стэнли. 2002. Народные дьяволы и моральная паника . 3-е изд. Нью-Йорк: Рутледж.

    Дэвис, Кингсли и Уилберт Э. Мур. 1945. «Некоторые принципы стратификации». Американский социологический обзор 10 (2): 242–49. DOI: 10.2307 / 2085643.

    Дюркгейм, Эмиль. [1893] 2004 г. «Разделение труда в обществе.”Стр. 19–38 в Чтениях Эмиля Дюркгейма . Ред., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

    Дюркгейм, Эмиль. [1895] 2004 г. «Правила социологического метода». Pp. 43–63 в чтениях Эмиля Дюркгейма . Ред., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

    Дюркгейм, Эмиль. [1897] 2004 г. «Самоубийство». Pp. 65–83 в чтениях Эмиля Дюркгейма. Rev. ed., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

    Гидденс, Энтони. 1991. Последствия современности . Кембридж: Polity Press.

    Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж. Крёлер. 2008. Социология: ядро ​​. 8-е изд. Бостон: Макгроу-Хилл.

    Кауфман, Майкл, и Майкл С. Киммел. 2011. Руководство парня по феминизму . Беркли, Калифорния: Seal Press.

    Кендалл, Диана. 2006. Социология в наше время: основы . 5-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Macionis, John.2012. Социология . 14-е изд. Река Аппер Сэдл, штат Нью-Джерси: Пирсон / Прентис-Холл.

    Стронг, Брайан, Кристин ДеВо и Теодор Ф. Коэн. 2011. Брак и семейный опыт: интимные отношения в меняющемся обществе . 11 изд. Бостон: Cengage Learning.

    Консультации по вопросам работ

    Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь Penguin . 5-е изд. Лондон: Пингвин.

    Словарь английского языка «Американское наследие» .5-е изд. 2011. Бостон: Houghton Mifflin Harcourt.

    Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

    Брим, Роберт Дж. И Джон Ли.2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Словарь английского языка Коллинза: полный и несокращенный . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

    Делейни, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд.

    Диллон, Микеле. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применимость к XXI веку .2-е изд. Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.

    Encyclopdia Britannica. (Нет данных) Британника Цифровое обучение . (Https://britannicalearn.com/).

    Фарлекс. (N.d.) TheFreeDictionary.com: Словарь, энциклопедия и тезаурус . Farlex. (Http://www.thefreedictionary.com/).

    Ферранте, Жанна. 2011a. Видя социологию: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд.Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

    Гидденс, Энтони и Филип У. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Polity Press.

    Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Ридзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

    Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж. Крёлер. 2011. Социология: ядро ​​. 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Джэри, Дэвид и Джулия Джэри. 2000. Социологический словарь Коллинза . 3-е изд. Глазго, Шотландия: HarperCollins.

    Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Киммел, Майкл С., и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

    Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

    Macmillan. (Нет данных) Словарь Macmillan . (Https://www.macmillandictionary.com/).

    Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: понимание общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.

    Мерриам-Вебстер. (Нет данных) Словарь Merriam-Webster . (Http://www.merriam-webster.com/).

    О’Лири, Зина. 2007. Разрушитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам необходимо знать . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

    Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (Https://www.oxforddictionaries.com/).

    Принстонский университет. 2010. WordNet . (Https://wordnet.princeton.edu/).

    Словарь Random House Webster’s College .1997. Нью-Йорк: Random House.

    Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

    Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред.2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

    Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

    Тейлор и Фрэнсис. (Нет данных) Интернет-справочники Routledge . (Https://www.routledgehandbooks.com/).

    Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    авторов Википедии. (N.d.) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (Https://en.wikipedia.org/).

    авторов Википедии. (Нет данных) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (Http://en.wiktionary.org).

    Wiley. (Нет данных) Онлайн-библиотека Wiley . (Http://onlinelibrary.wiley.com/).

    Процитируйте определение общества

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed.2013. «Общество». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 12 августа 2020 г. (https://sociologydictionary.org/society/).

    APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    общество. (2013). В К. Белле (ред.), Словарь социологии открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/society/

    Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «Общество». В социологическом словаре открытого образования .По состоянию на 12 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/society/.

    MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «общество». Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 12 августа 2020 г. .

    .

    Добро пожаловать на веб-страницу «Введение в социологию» доктора Нестора Родригеса

    Часть 2 Лекция 5: Типы обществ


    Типы человеческих обществ

    Типы:

    • Охотно-собирательные общества
    • Садоводческие общества
    • Аграрные общества
    • Производственные общества
    • Постиндустриальные общества

    Охотничье-собирательское общество

    • Первые представители человеческого общества
    • Наименьший размер (семейные полосы)
    • Больше всего времени тратит на поиски еды
    • Очень кочевой
    • Очень слаборазвитое разделение труда
    • Общество с максимальной продолжительностью жизни (99% всего времени в обществе) -59 минут 51 секунда на часах общества

    Садоводческое общество

    • Деревни (от ста до нескольких сотен жителей)
    • Семейные кланы и прочие
    • Одомашнивание растений и животных
    • Полукочевой
    • Производство продуктов питания — основная социальная деятельность
    • Разделение труда особенно развивается по полу
    • Роли религиозных и военных деятелей
    • 3.6 секунд на социальных часах


    Аграрное общество

    • Развитое сельское хозяйство
    • Крупные общества с большими городами
    • Многонациональное общество
    • Большое разделение труда
    • Роли в сельском хозяйстве (правительство, религия, бизнес и т. Д.))
    • Крестьяне составляют самый многочисленный класс (50% и более населения)
    • 5,2 секунды на социальных часах

    Индустриальное общество

    • Наиболее развитая форма человеческого общества
    • Государства
    • Мегапопуляции (мегаполис)
    • Передовые технологии во многих областях
    • Менее 10% населения занято в производстве продуктов питания
    • Очень подробное разделение труда (гендерные роли сохраняются)
    • Огромная способность уничтожать другие общества
    • Менее одной секунды на социальных часах

    .

    Общество и культура: типы обществ, стр. 3

    • Животных используют для буксировки плугов.
    • Тогда можно обрабатывать большие площади земли.
    • Поскольку почва аэрируется во время вспашки, она дает больше урожая в течение более длительных периодов время.
    • Производительность увеличивается, и пока еды много, людям не нужно ее шаг.
    • Формируются города, а затем города.
    • Поскольку урожайность высока, для каждого члена общества больше нет необходимости заниматься сельским хозяйством, поэтому некоторые люди начинают развивать другие навыки.работа специализация увеличивается.
    • Меньшее количество людей напрямую связано с производством продуктов питания и экономикой становится более сложным.

    Примерно в то же время было изобретено колесо, а также письмо, числа и т. Д. сегодня мы бы назвали искусство. Однако изобретение паровой машины — третий социальный революция — вот что привело людей из сельскохозяйственного общества в индустриальное.

    Промышленные общества

    Индустриальное общество использует современные источники энергии, а не людей и животные, для работы с крупными машинами . Индустриализация началась в середине 1700-х годов, когда паровая машина впервые была использована в Великобритании как средство управления другими машинами. К XX веку индустриальные общества кардинально изменились:

    • Люди и товары перемещались на гораздо большие расстояния из-за инноваций в транспорт, такой как поезд и пароход.
    • Сельская местность потеряла население из-за того, что все больше и больше людей были заняты на заводских работах и пришлось переехать в города.
    • В сельском хозяйстве нужно было меньше людей, и общества стали урбанизированными , это означает, что большинство населения проживало в пределах досягаемости от крупного город.
    • Пригороды выросли вокруг городов, чтобы предоставить горожанам альтернативные места для проживания. жить.

    В двадцатом веке также были изобретены автомобили и стали использоваться электричество, что приводит к более быстрой и простой транспортировке, лучшему хранению продуктов, массовому общение и многое другое.Профессиональная специализация стала еще более выраженной, и призвание человека стало скорее идентификатором, чем его или ее семейные узы, что было распространено в непромышленные общества.

    Постиндустриальные общества

    Промышленная революция изменила западные общества во многих неожиданных отношениях. Все машины и изобретения для производства и транспортировки товаров снизили потребность в людях. труда так много, что экономика снова трансформировалась из индустриальной в постиндустриальную экономика.

    A постиндустриальное общество , тип общества, сложившийся в Последние несколько десятилетий характеризует экономику, основанную на услугах и технологиях, а не на производстве. Там три основных характеристики постиндустриальной экономики:

    1. Сосредоточьтесь на идеях: Материальные товары больше не влияют на экономику.
    2. Необходимость высшего образования: Заводская работа не требует повышения квалификации обучение и новый акцент на информации и технологиях означает, что люди должны высшее образование.
    3. Смена места работы из города в дом: Новые средства связи позволяет выполнять работу из разных мест.

    Массовое общество

    По мере роста и развития индустриальных обществ они становятся все более отличными от их менее промышленно развитые коллеги. По мере того, как они становятся больше, они превращаются в большие, безличные массовые общества. В массовом обществе индивидуальные достижения ценятся из-за родственных связей, и люди часто чувствуют себя изолированными друг от друга.Личные доходы в целом высокий, и среди людей существует большое разнообразие.

    ,

    0 comments on “Типы общества таблица: Типология обществ – таблица по теме (10 класс)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *