4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
Н. В. Макарейко. «Административное право»
4.7. Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения это урегулированные администра-
тивно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Особенности административно-правовых отношений:
1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отноше-
ний;
2)это результаты опосредования управленческих отношений административно-право- выми нормами;
3)для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государ- ственно-властного характера;
4)возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
5)могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
6)споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном)
порядке;
7)при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
8)по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.
Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-право- вых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия,
ккоторым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым администра- тивно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение администра- тивно-правовых отношений.
studfiles.net
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Соблюдение заключается в воздержании субъекта права от совершения действий, запрещенных административно-правовыми нормами. Подчиняя свое поведение требованиям норм, субъект тем самым содействует государству в претворении их в действительность. Исполнение предполагает активные действия субъектов права по заполнению предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах. Использование — добровольное совершение субъектами действий, связанных с осуществлением субъективных прав. Сущность применения заключается в действиях компетентных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму, и принятии государственного властного решения, т.е. в разрешении на основе норм административного права индивидуальных конкретных управленческих дел (вопросов). Применение административно-правовых норм как и норм иных отраслей права, есть единый процесс, включающий ряд логически сменяющих друг друга стадий. Можно выделить три стадии:[10] 1. Установление фактических обстоятельств дела — это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом. Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах — документы, акты, свидетельские показания. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при досмотре транспортного средства, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а также из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образуется юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании дел об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против этого говорит даже множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда (ст. 1.5 КоАП РФ). От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям, это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность, исключение содержится в примечании к данной статье, т.е. при использовании специальных технических средств. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает. 2. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает: а) выбор нормы, подлежащей применению; б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма; в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц; г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того, как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств. Выбрав правовую норму, необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования, относящегося к применяемой норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта), это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать, т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.[11]Выбор юридических норм осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания. Правовая квалификация имеет при применении юридических норм «сквозное» значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера — установление фактических обстоятельств, а также охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам. Неправильно понятое содержание административно-правовой нормы, необъективная оценка фактических обстоятельств дела, к которым норма применяется, и, как следствие этого, издание незаконного, необоснованного, нецелесообразного акта применения административно-правовой нормы могут причинить ущерб не только отдельной личности. Это объясняется особой значимостью регулируемых административно-правовыми нормами общественных управленческих отношений, затрагивающих интересы всех граждан, органов и организаций.
К числу основных требований правильного применения норм права относят законность, обоснованность и целесообразность[12]. Соглашаясь с этим перечнем в целом, думается, что его следует дополнить требованием научной организации правоприменения. Указанные требования обязательны для применения норм любой отрасли права, в т.ч. и административного. Все они находятся в неразрывном единстве, но каждое требование имеет самостоятельное значение. Научная организация правоприменительного труда. Сущность этого требования состоит в необходимости добиваться максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств на его осуществление. В научную организацию правоприменительной деятельности включаются: целесообразное разделение правоприменительного труда на операции, оптимальное распределение правоприменительной компетенции между субъектами применения норм права, рационализация процесса применения норм, использование в этом процессе современных научно-технических средств и передового опыта в целях повышения производительности правоприменительного труда. Деятельность по применению норм права представляет собой сложную динамическую систему. Научный подход к применению права требует там, где это возможно и целесообразно, такого расчленения этой системы на элементы (операции), которое способствовало бы повышению производительности правоприменительного труда. Иначе говоря, необходимо обоснованное функциональное разделение правоприменительного процесса: одни органы или должностные лица «возбуждают», другие «расследуют», третьи — «решают дело по существу» и т.д., что не всегда удается на практике. Важно, далее, научно определить, какие вопросы (дела) должны решаться на том или ином уровне (центральным или местным органом, вышестоящим или нижестоящим, органом отраслевой, специальной или общей компетенции). Расширение полномочий местных органов в решении дел оперативного характера и концентрация усилий центральных органов на решении вопросов принципиального значения — таков путь, по которому идет практика последних лет. Второй путь оптимального распределения компетенции — освобождение органов общей компетенции от рассмотрения текущих дел, не имеющих общегосударственного или принципиального значения, передача их на разрешение специальных или отраслевых органов. Большую роль в борьбе с волокитой играет рационализация применения норм административного права. Урегулирование, унификация, упрощение и удешевление правоприменительного процесса — актуальная задача, которая ждет своего разрешения. Учеными-юристами в этом направлении ведется плодотворная работа. Однако практических шагов по пути упорядочения данного процесса сделано мало. Он по-прежнему остается сложным и неунифицированным, а административно-процессуальные нормы до сих пор не кодифицированы. Законность. Компетентные органы и лица в процессе разрешения управленческого дела могут применять норму только в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с духом и буквой нормы. Отход от нормы во имя «здравого смысла» (подмена законности целесообразностью) опасен не только тем, что это может привести к вредным последствиям, но и тем, что отступивший от закона и не наказанный за это начинает думать, будто законы соблюдать не обязательно, и допускает новые нарушения. Вместе с тем практике применения административно-правовых норм известно и иное. Субъект применения строго придерживается буквы закона, не вникая в его смысл. Это приводит к формализму и нецелесообразности. Законность требует строгого соблюдения юридического процессуального порядка применения норм, что обеспечивает точное проведение нормы в жизнь. Это не пустая формальность, а внутренняя необходимость. Правильно понятые правила применения нормы — гарантия охраны прав и законных интересов граждан, органов, организаций. Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность компетентных органов и лиц применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы в тех случаях, когда это предписывается законом, будет означать нарушение законности. Неприменение нормы — выражение произвола, пренебрежительного отношения к законным интересам граждан. «Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. На всех уровнях управления важно четко определить объем и соотношение прав и ответственности». В отличие от норм многих отраслей права административно-правовые нормы содержатся не только в законах и постановлениях, но и в иных актах государственной власти, органов государственного управления, а также актах общественных организаций в случае придания им юридической силы. Плюрализм форм выражения административно-правовых норм обусловливает особенности требования законности в их применении. Субъект применения, если возникнет сомнение, должен проверить обязательную силу нормы, убедиться в том, что норма подзаконного акта соответствует закону, а норма акта нижестоящего органа — нормам, установленным вышестоящими органами. Особенностью исследования фактических обстоятельств дела в стадии применения многих норм административного права следует признать то, что их изучение производится путем наблюдения за событиями. Конечно, это не всегда допустимо, нельзя, например, наблюдать за совершающимся правонарушением. Одной из особенностей исследования фактических обстоятельств дела, разрешаемого на основе норм административного права, является то, что при анализе фактов субъект применения нормы принимает во внимание суждения компетентных лиц о событиях. Иногда целесообразнее отложить решение дела, чем применять норму при недостаточно полном исследовании его фактических обстоятельств. И наоборот, при решении оперативных вопросов субъект обязан действовать без промедления на основе тех данных, которыми он располагает в конкретной ситуации. Поскольку в таких случаях объективная истина может оказаться установленной лишь частично, имеющиеся доказательства должны быть тщательно и всесторонне исследованы и проанализированы. Юридическими доказательствами по делу могут служить фактические данные, посредством которых субъект применения административно-правовой нормы устанавливает достоверность событий, явлений, составляющих основание для применения нормы. Доказательствами по делу могут быть также документы, справки, отчеты, заключения сведущих лиц, данные анализа деятельности органов управления, показания свидетелей и очевидцев, вещи и т.п. Нетрудно заметить, что круг доказательств по делам, разрешаемым на основе норм административного права, значительно шире круга доказательств по уголовным, гражданским и иным юридическим делам. Таким образом, можно подвести итог сказанному, что в процессе право применения толкование нормативных правовых актов имеет значительный позитивный потенциал. Оно может способствовать искоренению правового нигилизма, выявлению пробелов в законодательстве и т.д. Но наиболее важная задача толкования — преодоление неясности правовой нормы. Каждый источник права содержит человеческую мысль, и для того чтобы понять сказанное или написанное, важно уметь воспользоваться выработанными наукой различными способами толкования норм права. Заключение В соответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общих выводов по данной работе. Административное право это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Административно-правовая норма – это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию. Административно-правовых нормыделятся на материальные и процессуальные. Также существует классификация административно-правовых норм в зависимости от формы предписания, масштабов применения, по объему и по действию во времени. Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения, которыми являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными являются: по целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные и охранительные, по содержанию различаются нормы материальные и процессуальные и др. Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей. Список используемой литературы 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //03.03.2014, N 9, ст. 851. 2. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ // Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // Российская газета №256. 31.12.2001. 4. Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ» // Российская газета №84. 04.05.1993г., РГ. 31.12.2208. 5. Федеральный закон от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4029. 6. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Зерцало, 2012 – 56 c. 7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014 – 45 c. 8. Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: науч.- практ. Комментарий. М., 2013 — 592 с. 9. Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2013. – 12 c. 10. Кудинов В.В. Государственная граница Российской Федерации как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 17 — 20. 11. Мельников В.И. Введение к Аналитическому вестнику Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N 12 (379). Серия: Проблемы национальной безопасности. М., 2011. – 45 c. 12. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.А.Полянский, Е.В.Трофимов.–Ростов н/Д. :Феникс, 2013. – 461 с. 13. Иванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования // Советское государство и право. –2015. – № 11. – 108 c. 14. Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М.Козлов – М.: Юристъ, 2013. – 320 с. 15. Коренев А.П. Административное право России : учебник в 3-х частях. / А.П.Коренев. – M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2009. –Ч.1. – 280 с. 16. Макарейко Н.В. Административное право : пособие для подготовки к экзаменам / Н.В.Макарейко. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 223 с. 17. Попов Л.Л. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М. : Проспект, 2014 г. – 752 с. 18. Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М. : Юристъ, 2015. – 703 с. 19. Паламарь Н.Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — №6. С. 83 20. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 2 т. / Ю.Н.Старилов. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 2012. – 56 c 21. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2015 – 795с. 22. Чебаев В.Н. Становление государственной границы между Российской Федерацией и Украиной // Международно-правовые чтения. Вып. 1 / Под ред. П.Н. Бирюкова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. С. 42 – 48 24. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. 2014. №1. С. 34-38
[1] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 36 [2] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 39 [3] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 39 [4] Старилов Ю.Н. Россинский Б.В. Административное право: Учебник /Ю.Н. Старилов. М., 2012. С. 141.
[5] Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. М., 2013. С. 408.
[6] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права : в 2 т. / Ю.Н.Старилов. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 2012. – С. 56 [7] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 146 [8] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 146 [9] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 149 [10] Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: понятие и признаки // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2007. С. 39. [11] Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М.Козлов – М.: Юристъ, 2014. – с. 236 [12]Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2013. С. 12. |
megapredmet.ru
3. Толкование административно-деликтной правовой нормы
В случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем издания специального акта.
При толковании норм права объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.
При толковании норм права не допускается внесение в них изменений и (или) дополнений.
Цель такой деятельности – обеспечить правильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранить неясности и возможные ошибки при ее реализации.
Толкование нормы права – это деятельность органов государства, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания норм права, раскрытию в них воли законодателя.
По приемам уяснения толкование нормы права делится на текстовое (грамматическое) систематическое и историко – политическое.
При текстовом толковании анализируется внешняя форма изучаемой нормы права, ее текст.
Систематическое толкование направлено на установление связей и взаимозависимости нормы с другими близкими по содержанию нормами, на определение места, которое занимает она в структуре нормативного правового акта.
Историко – политическое толкование заключается в исследовании социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно- политической обстановки, обусловившей ее издание.
В процессе толкования смысл нормы объясняется в подавляющем большинстве буквально, т. е. в точном соответствии с текстом нормативного правового акта (буквальное толкование), что служит необходимым условием укрепления законности. Однако в отдельных исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее внешним оформлением. В таких случаях используется либо распространительное толкование, когда действительное содержание нормы понимается несколько шире, чем ее словесное выражение, либо ограничительное толкование, когда смысл нормы понимается несколько уже, чем это прямо выражено в формулировке нормы.
Разъяснение норм права – это вторая сторона толкования нормы права.
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, выделяются:
официальное толкование, которое дается уполномоченными на то органами, формулируется в специальном акте, формально обязательно для определенного круга исполнителей и является официальной директивой о том как правильно понимать конкретную норму, и
неофициальное толкование, даваемое общественными организациями, научными учреждениями, учеными, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов.
Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное и казуальное
Нормативное толкование обязательно для всех лиц и органов, подведомственных органу, производящему толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний.
В ряде случаев нормативный правовой акт, вызывающий неясности на практике или противоречиво применяющийся, официально разъясняет сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование).
Официальное нормативное толкование может даваться также особыми органами в силу установленных в законе специальных полномочий (легальное толкование), например Верховным судом Республики Беларусь, Министерством финансов и т.д. Для судебной практики особенно важны разъяснения нормативных правовых актов, даваемые Пленумом Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Казуальное толкование – такое официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом в связи и по поводу рассмотрения конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Оно имеет большое значение для улучшения работы судов и других органов, для унификации правоприменительной практики.
Важным видом неофициального толкования является д о к т р и н а л ь н о е толкование, даваемое наукой права в статьях, монографиях, комментариях и т. д., практическими работниками, если оно не носит официального характера (лекции, выступления в печати и т. д.).
При толковании норм права необходимо учитывать, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.
В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лицо), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.
До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений устранение пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.
studfiles.net
Роль толкования в применении норм административного права (Ожегова Г.А.)
Все статьи Роль толкования в применении норм административного права (Ожегова Г.А.)

Эффективность воздействия административно-правовых норм на общественные управленческие отношения находится в прямой зависимости от реализации этих норм. Существует четыре формы реализации административно-правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение <1>.
———————————
<1> Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. М.: Проспект, 2009. С. 49.
Соблюдение заключается в воздержании субъекта права от совершения действий, запрещенных административно-правовыми нормами. Подчиняя свое поведение требованиям норм, субъект тем самым содействует государству в претворении их в действительность. Исполнение предполагает активные действия субъектов права по заполнению предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах. Использование — добровольное совершение субъектами действий, связанных с осуществлением субъективных прав.
Сущность применения заключается в действиях компетентных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму, и принятии государственного властного решения, т.е. в разрешении на основе норм административного права индивидуальных конкретных управленческих дел (вопросов). Применение административно-правовых норм как и норм иных отраслей права, есть единый процесс, включающий ряд логически сменяющих друг друга стадий.
Можно выделить три стадии <2>:
———————————
<2> Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: понятие и признаки // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2007. С. 39.
1. Установление фактических обстоятельств дела — это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.
В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом (или фактом, подлежащим доказыванию). Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.
Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах — документы, акты, свидетельские показания.
Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при досмотре транспортного средства, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а также из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образуется юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.
Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств в соответствии с требованием объективной истины для применения права.
Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании дел об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против этого говорит даже множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда (ст. 1.5 КоАП РФ).
От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям, это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность, исключение содержится в примечании к данной статье, т.е. при использовании специальных технических средств. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.
2. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает: а) выбор нормы, подлежащей применению; б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма; в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц; г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того, как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.
Выбрав правовую норму, необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования, относящегося к применяемой норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта), это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать, т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.
Выбор юридических норм осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания. Правовая квалификация имеет при применении юридических норм «сквозное» значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера — установление фактических обстоятельств, а также охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.
3. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово». Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — решения, определения, заключения и т.д.
В юридической литературе неоднократно указывалось на ущерб, который приносит обществу неправильное применение норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и иных отраслей права. О вредных же последствиях, вытекающих из неправильного применения норм административного права, почти не упоминается. Между тем неправильное применение административно-правовых норм во многих случаях может принести вред несоизмеримо больший, нежели неправильное применение, скажем, норм уголовного или другой отрасли права. Незаконный или необоснованный приговор по уголовному делу непосредственно затрагивает интересы отдельной личности или группы лиц. Неправильно понятое содержание административно-правовой нормы, необъективная оценка фактических обстоятельств дела, к которым норма применяется, и, как следствие этого, издание незаконного, необоснованного, нецелесообразного акта применения административно-правовой нормы могут причинить ущерб не только отдельной личности. Это объясняется особой значимостью регулируемых административно-правовыми нормами общественных управленческих отношений, затрагивающих интересы всех граждан, органов и организаций. Все это говорит о том, насколько важно соблюдать основные требования правильного применения норм административного права.
К числу основных требований правильного применения норм права относят законность, обоснованность и целесообразность <3>. Соглашаясь с этим перечнем в целом, думается, что его следует дополнить требованием научной организации правоприменения. Указанные требования обязательны для применения норм любой отрасли права, в т.ч. и административного. Все они находятся в неразрывном единстве, но каждое требование имеет самостоятельное значение.
———————————
<3> Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. С. 12.
Научная организация правоприменительного труда. Сущность этого требования состоит в необходимости добиваться максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств на его осуществление. В научную организацию правоприменительной деятельности включаются: целесообразное разделение правоприменительного труда на операции, оптимальное распределение правоприменительной компетенции между субъектами применения норм права, рационализация процесса применения норм, использование в этом процессе современных научно-технических средств и передового опыта в целях повышения производительности правоприменительного труда.
Деятельность по применению норм права представляет собой сложную динамическую систему. Научный подход к применению права требует там, где это возможно и целесообразно, такого расчленения этой системы на элементы (операции), которое способствовало бы повышению производительности правоприменительного труда. Иначе говоря, необходимо обоснованное функциональное разделение правоприменительного процесса: одни органы или должностные лица «возбуждают», другие «расследуют», третьи — «решают дело по существу» и т.д., что не всегда удается на практике.
Важно, далее, научно определить, какие вопросы (дела) должны решаться на том или ином уровне (центральным или местным органом, вышестоящим или нижестоящим, органом отраслевой, специальной или общей компетенции). Расширение полномочий местных органов в решении дел оперативного характера и концентрация усилий центральных органов на решении вопросов принципиального значения — таков путь, по которому идет практика последних лет. Второй путь оптимального распределения компетенции — освобождение органов общей компетенции от рассмотрения текущих дел, не имеющих общегосударственного или принципиального значения, передача их на разрешение специальных или отраслевых органов.
Большую роль в борьбе с волокитой играет рационализация применения норм административного права. Урегулирование, унификация, упрощение и удешевление правоприменительного процесса — актуальная задача, которая ждет своего разрешения. Учеными-юристами в этом направлении ведется плодотворная работа. Однако практических шагов по пути упорядочения данного процесса сделано мало. Он по-прежнему остается сложным и неунифицированным, а административно-процессуальные нормы до сих пор не кодифицированы.
Законность. Компетентные органы и лица в процессе разрешения управленческого дела могут применять норму только в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с духом и буквой нормы. Отход от нормы во имя «здравого смысла» (подмена законности целесообразностью) опасен не только тем, что это может привести к вредным последствиям, но и тем, что отступивший от закона и не наказанный за это начинает думать, будто законы соблюдать не обязательно, и допускает новые нарушения. Вместе с тем практике применения административно-правовых норм известно и иное. Субъект применения строго придерживается буквы закона, не вникая в его смысл. Это приводит к формализму и нецелесообразности.
Законность требует строгого соблюдения юридического процессуального порядка применения норм, что обеспечивает точное проведение нормы в жизнь. Это не пустая формальность, а внутренняя необходимость. Правильно понятые правила применения нормы — гарантия охраны прав и законных интересов граждан, органов, организаций.
Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность компетентных органов и лиц применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы в тех случаях, когда это предписывается законом, будет означать нарушение законности (например, уклонение органа социального обеспечения от назначения пенсии лицу, представившему в орган социального обеспечения все необходимые для этого документы). Неприменение нормы — выражение произвола, пренебрежительного отношения к законным интересам граждан. «Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. На всех уровнях управления важно четко определить объем и соотношение прав и ответственности» <4>.
———————————
<4> Гаврилов Д.А. Указ. соч. С. 20.
В отличие от норм многих отраслей права административно-правовые нормы содержатся не только в законах и постановлениях, но и в иных актах государственной власти, органов государственного управления, а также актах общественных организаций в случае придания им юридической силы. Плюрализм форм выражения административно-правовых норм обусловливает особенности требования законности в их применении. Субъект применения, если возникнет сомнение, должен проверить обязательную силу нормы, убедиться в том, что норма подзаконного акта соответствует закону, а норма акта нижестоящего органа — нормам, установленным вышестоящими органами.
Правильное разрешение многочисленных вопросов и дел в строгом соответствии с законом возможно только тогда, когда субъект применения знает действующее законодательство. К сожалению, степень осведомленности о действующем административном законодательстве у многих государственных служащих еще недостаточно высока. Повышению уровня юридической культуры способствует изучение специальной правовой литературы, комментариев к законодательству, обзоров практики применения норм права.
Обоснованность. Правильно применить административно-правовую норму — значит применить ее на основе достоверной информации как о самом явлении, так и о внешних условиях, в которых оно находится. Требование обоснованности обязывает решать вопрос после всесторонней проверки фактов, обстоятельств дела.
Установление фактов производится не только и не всегда на основании доказательств по делам, совершенным в прошлом (что характерно для других отраслей права). Субъект применения часто непосредственно воспринимает и анализирует фактические обстоятельства. Например, работник милиции, налагая в соответствии с действующим законодательством на виновного в нарушении общественного порядка штраф, сам является очевидцем правонарушения. Нередко субъект применения не просто наблюдает факты, но и воздействует на них.
Особенностью исследования фактических обстоятельств дела в стадии применения многих норм административного права следует признать то, что их изучение производится путем наблюдения за событиями. Конечно, это не всегда допустимо, нельзя, например, наблюдать за совершающимся правонарушением. Но выявить, скажем, деловые качества кандидата на должность в период испытательного срока или выполнения им служебных функций в предыдущей должности возможно.
Одной из особенностей исследования фактических обстоятельств дела, разрешаемого на основе норм административного права, является то, что при анализе фактов субъект применения нормы принимает во внимание суждения компетентных лиц о событиях. Иногда целесообразнее отложить решение дела, чем применять норму при недостаточно полном исследовании его фактических обстоятельств. И наоборот, при решении оперативных вопросов субъект обязан действовать без промедления на основе тех данных, которыми он располагает в конкретной ситуации. Поскольку в таких случаях объективная истина может оказаться установленной лишь частично, имеющиеся доказательства должны быть тщательно и всесторонне исследованы и проанализированы. Крайне важно, чтобы вероятность базировалась не на субъективных домыслах и предположениях, а на определенных объективных фактах.
К числу особенностей исследования фактических обстоятельств в процессе применения административно-правовых норм относится допустимость в определенных случаях, в целях отделения истинных выводов от ложных, повторения события или действия, связанного с применением нормы административного права.
Юридическими доказательствами по делу могут служить фактические данные, посредством которых субъект применения административно-правовой нормы устанавливает достоверность событий, явлений, составляющих основание для применения нормы. Доказательствами по делу могут быть также документы, справки, отчеты, заключения сведущих лиц, данные анализа деятельности органов управления, показания свидетелей и очевидцев, вещи и т.п. Нетрудно заметить, что круг доказательств по делам, разрешаемым на основе норм административного права, значительно шире круга доказательств по уголовным, гражданским и иным юридическим делам.
Знание и учет особенностей исследования фактических обстоятельств в процессе применения административно-правовых норм способствует выработке и принятию правильного и обоснованного решения по делу.
Целесообразность. Субъект применения, уяснив смысл нормы и фактические обстоятельства дела, обязан принять по нему наиболее целесообразное решение. Целесообразность в применении норм административного права — это оптимальное достижение цели, сформулированной в норме, в конкретной ситуации. От практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависит эффективность применения нормы. Целесообразность означает, что субъект применения обязан максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Целесообразность имеет особо важное значение и широкое распространение потому, что она обусловлена самим творческим характером управленческой деятельности, регулируемой нормами административного права.
Предоставление субъекту применения норм возможности дифференцированно подходить к решению управленческих дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормы в жизнь. Однако гибкость нормы административного права имеет свои границы. Применяющий норму не может «в интересах дела» руководствоваться только «духом» нормы. Целесообразность допустима в рамках законности и всегда должна носить правовой характер.
Таким образом, можно подвести итог сказанному, что в процессе правоприменения толкование нормативных правовых актов имеет значительный позитивный потенциал. Оно может способствовать искоренению правового нигилизма, выявлению пробелов в законодательстве и т.д. Но наиболее важная задача толкования — преодоление неясности правовой нормы. Каждый источник права содержит человеческую мысль, и для того чтобы понять сказанное или написанное, важно уметь воспользоваться выработанными наукой различными способами толкования норм права.
Литература
1. Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: понятие и признаки // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2007. С. 39.
2. Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. С. 12.
3. Попов Л.Л. Административное право России. М.: Проспект, 2009. С. 49.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм. — Студопедия.Нет
АП-нормы предусматривают установленные государством, его органами власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов АП, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия. Нормам АП присущи обеспечение публичных интересов, организующее начало в системе регулирования управленческих отношений, принудительность, одностороннее воздействие. Нормы АП прежде всего регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности ОИВ РФ и субъектов РФ. Нормы АП также регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией ОМСУ, госпредприятий, учреждений., в сфере деятельности общественных организацией, подбора кадров, госслужбы.
АП норма – норма права, регулирующая отношения в сфере деятельности вышеуказанных органов и организаций, внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах госдеятельности, отношения в области применения админвзысканий и иных мер принуждения, отношения в сфере админюстиции.
АП-регулирование имеет государственный характер, следовательно, обеспечивается мерами государственного принуждения. Разделяются охранительные и регулятивные нормы, при этом понимание несколько иное (по сфере действия), охранительные используют обязательные правила, ограничения, запреты, регулятивные – уведомительные регистрационные, лицензионные порядки, договоры, стимулирование, поощрение (разница и в методах).
Материальные/процессуальные – см. выше
Материальные определяют права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Бывают обязывающие, запретительные, ограничительные, разрешительные, уполномочивающие, поощрительные, уведомительные, рекомендательные
Процессуальные нормы определяют общие правила, порядок, процедуру деятельности ОГУ и других субъектов АП. Бывают императивные и диспозитивные. По адресату – регулирующие организацию и деятельности ИВ/МСУ, статус служащих и ДЛ, организацию и деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений, НКО, КО, граждан.
Бывают все эти нормы – федеральными, региональными, территориальными (отдельные географические местности), местными (МСУ), локальными (отдельные объединения).
ПО объему регулирования – общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые и общеобязательные
срочные/бессрочные.
Нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически она предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения АП-отношений. Обычно отсутствует в нормах, которые регулируют организацию, деятельность, полномочия ОГУ и ДЛ. Может находится в преамбуле, других правовых положениях.
Диспозиция – формулировка правила должного поведения.
Санкция – мера ответственности, которая применяется в случае нарушения АП-нормы.
Реализация АП-норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Бывает – исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, применение – издание полномочным органом НПА или индивидуального правового акта, которые определяют применение АП-нормы к конкретной ситуации.
Использование – применение ОИВ того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в АП-норме альтернативы.
Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий, отличается пассивным действием.
Уяснение/разъяснение нормы (виды толкования, различаются внутренним направлением и внешним).
Толкование – процесс выяснения содержания нормы и ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Толкование и применение норм неразрывны. Цель толкования – исследование позиции законодателя с целью эффективного применения нормы на практике.
Методы – филологическое, логическое, историческое, генетическое, систематическое, компаративное(сравнительное), телеологическое.
Бывает официальным и неофициальным (оно в свою очередь обыденное, доктринальное)
Бывает нормативное толкование – обязательно для всех субъектов применения нормы (ВС РФ), казуальное (по отношению к отдельному делу), судебное и административное.
studopedia.net