Учреждения для управления губерний всероссийской Империи — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], [1775]. – [10], 215 с.; 4. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». Данное издание этого официального государственного акта относится к его первому изданию и вышло в свет в ноябре-декабре 1775 г. Его отличительными признаками являются: Манифест занимает 6 ненумерованных страниц, оглавление – 2 ненумерованные страницы; оборот титульного листа чистый. Издание содержит учреждения для управления всех наместничеств и губерний, кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний, и состоит из 28 глав. В конце текста: «Подлинныя подписаны… В Москве ноября 7 дня 1775 года. – СК XVIII».
Этот кодекс законов упразднил провинции, упорядочил деление России на губернии и уезды, создал новую судебную систему по сословиям, реформировал местный административно-полицейский аппарат (губернаторы и губернские правления, капитаны-исправники и нижние земские суды, городничие). В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.
В соответствии с реформой в Российской империи создавались 50 губерний, разделенных на уезды. Административно-полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду под председательством земского исправника (капитан-исправника), в городах – городничему, а в губерниях – губернскому правлению в составе губернатора и 2-х советников. 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Судебные органы имели 3-ступенную организацию. Нижние 2 ступени строились по сословно-выборному принципу; для дворян в уезде – уездный, в губернии – верхний земский суд, для горожан соответственно – городовой и губернский магистраты, для государственных крестьян – нижняя и верхняя расправы. Судебные учреждения 3-й инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При верхних земских судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах – городовые сиротские суды. Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами, смирительными домами и др. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казенными палатами, а в губерниях, возглавлявшимися вице-губернаторами. Основные положения «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. действовали в России вплоть до 1917 г.
runivers.ru
Учреждения для управления губерний Всероссийской империи — Традиция
Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя учреждения для управления губерний Всероссийския империи) — важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 (18) ноября г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.
Кодекс содержал из XXVIII разделов и 412 статей на 215 страницах.
Этот кодекс законов упразднил провинции, упорядочил деление России на губернии и уезды, создал новую судебную систему по сословиям, реформировал местный административно-полицейский аппарат (губернаторы и губернские правления, капитаны-исправники и нижние земские суды, городничие). В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.
В соответствии с реформой в Российской империи создавались 50 губерний, разделенных на уезды. Административно-полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду под председательством земского исправника (капитан-исправника), в городах — городничему, а в губерниях — губернскому правлению в составе губернатора и 2-х советников. 2‒3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников.
Судебные органы имели 3-ступенную организацию. Нижние 2 ступени строились по сословно-выборному принципу; для дворян в уезде — уездный, в губернии — верхний земский суд, для горожан соответственно — городовой и губернский магистраты, для государственных крестьян — нижняя и верхняя расправы. Судебные учреждения 3-й инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При верхних земских судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах — городовые сиротские суды.
Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами, смирительными домами и др. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казенными палатами, а в губерниях, возглавлявшимися вице-губернаторами. Основные положения «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. действовали в России вплоть до 1917 г.
Выдержки из кодекса[править]
Божиею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая, объявляем все нашим верноподданным…
Глава I. Примерный штат губернии, в коей столица
1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ.
2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии императорского величества.
3. В губернии учреждается правитель или губернатор.
4. В губернии учреждается правление губернское.
5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или губернатор с двумя советниками.
6. В губернии учреждается палата уголовного суда.
7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два советника и два ассесора.
8. В губернии учреждается палата гражданского суда.
9. В палате гражданского суда заседает председатель один, два советника и два асессора.
10. В губернии определяется губернский землемер.
11. В губернии учреждается палата для домостроительных дел и управления казенных доходов и. в.
12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, один советник, два асессора и один губернский казначей.
13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского суда.
14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и десять заседателей.
15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или провинции.
16. Губернии и области разделяются на уезды или округа.
17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ.
18. В каждом уезде, или округе учреждается уездный, или окружный суд.
19. В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружный судья и два заседателя.
20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека.
21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и заседает уездный судья и его заседатели.
22. В каждом уезде или округе учреждается нижний земский суд.
23. В нижнем земском суде заседают земский исправник или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность уезда.
24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер присяжный один, доктор один, лекарь один, подлекарей два и лекарских учеников два.
25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в столице же обер-полицеймейстер.
26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда остаются на прежнем основании.
27. Ратушам быть только по посадам.
28. В городах остаться имеют городовые магистраты.
29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре ратмана.
30. При каждом городовом магистрате учреждается городовый сиротский суд.
31. В городовом сиротском суде председает городский глава и заседают два члена городового магистрата и городовый староста.
32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного губернского магистрата.
33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и шесть заседателей.
34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с обширностию губернии обстоятельствами разнообразных; уездов, для однодворцев и прочих, о коих в 335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ, по одному суду под названием: нижняя расправа.
35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам до их селений касающимся.
36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там учреждается и суд под названием: верхняя расправа; и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одной верхней расправы.
37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять заседателей.
38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ общественного призрения.
39. В Приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают двое заседателей верхнего земского суда, двое заседателей губернского магистрата, да двое заседателей верхней расправы (где есть; где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будет).
40. В губернии учреждается по одному суду под названием совестный суд.
41. В совестном суде председает судья совестного суда той губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян.
42. При губернском правлении и при палатах определяется губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий уголовных дел.
43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.
44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.
45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.
46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один.
Глава IV. О должности главнокомандующего в отсутствии императорского величества
81. Должность главнокомандующего есть следующая: строгое и точное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест, а именно: той губернии уголовной палаты, гражданской палаты, казенной палаты и им подчиненных мест, обер-полицеймейстера, городничего, землемеров, приказа общественного призрения, совестного суда, и людей той губернии находящихся о исполнении законов и определенного их звания и должностей; но без суда да не накажет никого, преступников законов и должностей да отошлет, куда по узаконениям следует, для суда ибо
82. Главнокомандующий не есть судья, но сберегатель и. в. изданного узаконения, ходатай за пользу общую и государеву, заступник утесненных и побудитель безгласных дел. Словом сказать: нося должность главнокомандующего, должен он показать в поступках своих доброхотство, любовь и соболезнование к народу.
83. Благоустройство в губернии, споспешествование в исполнении законов и способ к удовольствию каждого законным образом от попечения главнокомандующего зависит.
84. Как главнокомандующему благочиние, или полиция градская и сельская подчинены; то он имеет пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче роскошь безмерную и разорительную, обуздывать излишества, беспутства, мотовство, тиранство и жестокость.
85. Главнокомандующий долженствует вступаться за всякого, кого по делам волочат, и принуждать судебные места той губернии решить такое-то дело, но отнюдь не мешается в производство оного; ибо он есть яко хозяин своей губернии, не судья.
86. Если б в судебном месте определено было, что не справедливо, то главнокомандующий может оставить исполнение и доносит Сенату, а о времени нетерпящих делах и. в. Сие наипаче касается до дел уголовных и присуждении к отнятию у кого жизни или чести; и по таким делам исполнение и вовсе быть не должно, не донося главнокомандующему.
87. Главнокомандующий обязан предупреждать могущий быть в той губернии всякой недостаток в нужных для жизни припасах как-то хлебе, в соли и проч.
88. Точность сборов той губернии и сохранение в том порядка безотяготительного, принадлежит до попечения главнокомандующего, и отдача рекрут должна быть под его рачительным присмотром.[1]
traditio.wiki
Губернская реформа 1775 года | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.
Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15.
См. также в Президентской библиотеке:
Административно-территориальное деление // Территория России: коллекция;
Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийской империи. М., 1775;
Издан Манифест о присоединении Курляндии к Российской империи // День в истории. 26 апреля. 1795 г.;
Манифест императрицы Екатерины II о присоединении к Российской империи Крымского полуострова, острова Тамань и Кубанской области // День в истории. 19 апреля 1783 г.;
Обнародован Манифест о генеральном размежевании земель всей империи // День в истории. 30 сентября 1765 г.;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 20 (1775-1780). № 14392. С. 434;
Присоединение Грузинского (Картли-Кахетинского) царства к России // День в истории. 30 января 1801 г.;
Сенатом принят именной указ Петра I об устройстве губерний // День в истории. 9 июня 1719 г.
www.prlib.ru
Учреждения для управления губерний всероссийской Империи
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], [1775]. – [10], 215 с.; 4. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». Данное издание этого официального государственного акта относится к его первому изданию и вышло в свет в ноябре-декабре 1775 г. Его отличительными признаками являются: Манифест занимает 6 ненумерованных страниц, оглавление – 2 ненумерованные страницы; оборот титульного листа чистый. Издание содержит учреждения для управления всех наместничеств и губерний, кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний, и состоит из 28 глав. В конце текста: «Подлинныя подписаны… В Москве ноября 7 дня 1775 года. – СК XVIII».
Этот кодекс законов упразднил провинции, упорядочил деление России на губернии и уезды, создал новую судебную систему по сословиям, реформировал местный административно-полицейский аппарат (губернаторы и губернские правления, капитаны-исправники и нижние земские суды, городничие). В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.
В соответствии с реформой в Российской империи создавались 50 губерний, разделенных на уезды. Административно-полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду под председательством земского исправника (капитан-исправника), в городах – городничему, а в губерниях – губернскому правлению в составе губернатора и 2-х советников. 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Судебные органы имели 3-ступенную организацию. Нижние 2 ступени строились по сословно-выборному принципу; для дворян в уезде – уездный, в губернии – верхний земский суд, для горожан соответственно – городовой и губернский магистраты, для государственных крестьян – нижняя и верхняя расправы. Судебные учреждения 3-й инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При верхних земских судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах – городовые сиротские суды. Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами, смирительными домами и др. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казенными палатами, а в губерниях, возглавлявшимися вице-губернаторами. Основные положения «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. действовали в России вплоть до 1917 г.
runivers.ru
Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточно властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления. Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления. Цели и средства реформыГубернская реформа 1775 года преследовала цели:
Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной. Суть реформы1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:
Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:
В целом же структура управления после реформы была следующей.
Основные органы управления россией по реформе:
НаместничествоПоскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения — наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль. В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие. Историческое значениеИсторическое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:
|
istoriarusi.ru
«Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
«Учреждение губерний Российской империи»
(областная реформа 1775 г.)
Вопрос о реформировании местного управления был поднят депутатами Уложенной комиссии (1767), желавшими иметь на местах управление из своих выборных представителей. Мысль эта разделялась и Екатериной: крестьянская война под предводительством Пугачева выявила слабость местных органов. 20 губерний Российской империи представляли собой обширные территориальные округа с явно недостаточным количеством учреждений и персонала для управления. В самом управлении различные ведомства были перепутаны: одни учреждения ведали и финансами, и администрацией, и судом. 7 ноября 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждение о губерниях».
Областная реформа 1775 г. отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды. В стране образовывалось 50 губерний. В основу нового территориального деления был положен принцип учета количества населения: 300–400 тыс. жителей в губернии, 20–30 тыс. жителей в уезде.
Во главе областной администрации был поставлен губернатор, или наместник. Вице-губернатор назначался Сенатом. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом в губернии становилось губернское правление. В его задачу входило обнародование и приведение в исполнение распоряжений центральной власти. На уездном уровне органом губернского правления был Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Нижний земский суд выполнял в уездах распоряжения губернского правления.
Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были подчинены губернские и уездные казначейства.
Суд был сословным: для дворян – Верхний земский суд, для горожан – Губернский магистрат, для государственных крестьян – Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян судил помещик.
Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для дворян – Уездный суд, для горожан – Городской магистрат, для крестьян – Нижняя расправа.
Придав губернским и уездным учреждениям четкую структуру, дальнейшая реформа должна была определить выборные органы и должности в губернском управлении и должности, назначение на которые осуществлялось из центра.
Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган – Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 г.
«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 г.Внимание! Для полнофункциональной работы с сайтом требуется javascript
Статьи и публикации
Несмотря на громадное своеобразие и непохожесть входящих в ее состав территорий, Российская империя на протяжении всей своей истории была унитарным государством. Только отдельные ее части, такие как Царство Польское или Финляндия имели свои конституции, устанавливающие их особые права и привилегии, большинство российских провинций являлись губерниями, управлявшимися назначаемым царем губернатором.
Губернатор, со времен Петра I был «начальник вверенной ему губернии, первый в ней блюститель неприкосновенности прав верховных, польз государства и повсеместного и точного исполнения законов». С 1711 г., с учреждением сената, губернская власть была поставлена «под верховный надзор Сената». Ни о какой самостоятельности местных органов власти отдельно взятой губернии ни могло быть и речи.
Порядок же в местном управлении был наведен Екатериной II. Краеугольным камнем местного управления в империи стали введенные указом от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи». Государство было поделено на 19 наместничеств, в которые вошли 40 губерний (по 300-400 тыс. душ), с генерал-губернаторами во главе. Благодаря губернской реформе на карте Российской империи появилось Пермское наместничество, которое возглавил генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин.
Генерал-губернатору принадлежали функции надзора за местным управлением, он являлся председателем наместнического правления – главного органа местного. В его подчинении находился губернатор, который возглавлял губернское правление. Первым пермским губернатором был Иван Варфоломеевич Ламб.
Генерал-губернатор утверждал судей словесного суда по предложению каждого судебного места. Заседатели верхнего земского суда и совестного суда утверждались также генерал-губернатором.
Несмотря на обширность территорий губернии, губернатор не был самостоятельным в своих действиях, не мог назначать по своему усмотрению людей на те или иные должности в губернских учреждениях. Всех губернских чиновников и ответственных лиц назначала высшая власть в лице монарха и генерал-губернатор.
Губернатор же назначал чиновников в уезды, которые появились в ходе губернской реформы Екатерины II (по 20-30 тыс. душ). Кроме того, губернатор контролировал выборные органы из купцов и мещан, которые в системе местного управления заметной роли не играли и были полностью подконтрольны властям.
Кроме попытки децентрализовать управление территориями, были четко разделены функции всех учреждений и должностных лиц были разделены на три основные группы: административно-полицейская, финансово-хозяйственная и судебная.
На уровне губернии административно-полицейская власть принадлежала губернскому правлению, состоявшему из губернатора и двух советников, в уезде – нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах – городничему.
К финансово-хозяйственным учреждениям относились казенная палата, председатель которой носил титул вице-губернатора или поручика правителя, и приказ общественного призрения, занимающийся вопросами здравоохранения, образования, общественного призрения и кредита.
Палаты гражданского и уголовного суда и словесный суд носили исключительно судебные функции.
Органы суда имели трехстепенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах — городовые сиротские суды.
Губернская реформа Екатерины II заложила основу системы местного управления, которая с некоторыми изменениями просуществовала вплоть до административных преобразований Советской власти.
Н.А. Пустовалова
www.archive.perm.ru