Уровень | Компоненты | Элементарные единицы | Описание процессов |
Молекулярно-генетический (молекулярный) | Атомы, молекулы, биополимеры | Ген | Молекулы соединяются и создают определённые комплексы, отвечающие за кодирование, хранение, реализацию и передачу генетических данных, обмен веществ, превращение энергии |
Клеточный | Комплексы молекул химических соединений, органоиды | Клетка | Клетка может существовать как самостоятельный организм или быть частью многоклеточного организма. Для того, чтобы развиваться, она трансформирует всю полученную энергию. В клетке происходит биосинтез, деление, транспорт веществ |
Тканевый | Клетки и межклеточное вещество | Клетка | Происходит образование тканей из клеток, имеющих определённое строение и выполняющих похожие функции |
Органный | Ткани | Ткань | Органы создаются благодаря соединению тканей. Каждый орган выполняет определенную функцию, отвечая за процессы газообмена, кроветворения, пищеварения, выделения, движения и т. д. У простейших организмов за эти процессы ответственны органеллы, более совершенные организмы обладают системой органов |
Организменный | Система органов | Орган | Система органов формирует организм, способный к самостоятельному существованию. Каждая особь уникальна, обладает собственной генетической структурой |
Популяционно-видовой | Группы особей | Популяция | Особей, имеющих одинаковый генофонд и схожие морфологические и поведенческие признаки объединяют в один вид. Представители одного вида, занимающие общий ареал и частично или полностью изолированные от других подобных групп образуют популяцию. Внутри популяции особи способны к взаимодействию друг с другом, скрещиванию и производству плодовитого потомства, при этом каждое новое поколение вида адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, эволюционирует |
Биогеоценотический | Разнообразные популяции, условия и факторы окружающей среды, пищевые цепи | Биогеоценоз | На данном уровне происходит круговорот веществ и энергии, гомеостаз популяций, обеспечение биоценоза приемлемыми условиями обитания и ресурсами |
Биосферный | Биогеоценоз, антропогенное воздействие | Биосфера | Этот уровень объединяет все круговороты веществ и энергии в единый глобальный круговорот. Здесь происходит взаимодействие всех живых и неживых веществ, а также воздействие человека на все процессы, происходящие в глобальной экосистеме Земли |
natworld.info
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи
Слайд 1
Уровни организации живой материи СОШ №127 г. Нижний Новгород Выполнила учитель биологии МБОУ Трусова Светлана Викторовна Биология 10 классСлайд 2
Окружающий нас мир живых существ — это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Слайд 3
Молекулярно-генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул Химические вещества, нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды являются самыми мелкими единицами этого уровня организации жизни.
Слайд 4
Клеточный уровень На этом уровне главными элементами являются различные органеллы. На рисунке 4 вы можете увидеть клетки и их органеллы, которые являются основой этого уровня организации живой материи. Основными процессами этого уровня становятся способность к самовоспроизведению, включение большинства химических элементов в состав клетки, регулирование химических реакций, запас и потребление энергии. Стратегия жизни выражена в том, что живые системы включают в свой состав химические элементы Земли и энергию Солнца.
Слайд 5
Тканевый уровень. Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции. Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции.
Слайд 6
Организменный (онтогенетический) уровень Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов.
Слайд 7
Популяционный уровень. Популяция — совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида.
Слайд 8
Видовой уровень. Вид — совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определенный ареал.
Слайд 9
Биогеоценотический ( экосистемный ) уровень. Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
Слайд 10
Биосферный (глобальный) уровень.
Слайд 11
Что такое биологическая система? Почему выделяют несколько видов в иерархии системы? Сколько и какие уровни вы можете назвать? Какой уровень организации наивысший ? Что такое биосфера?
Слайд 13
1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. 2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания. 3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию. 4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов. 5. Начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого. 6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое. 7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов. 8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации. 9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.
Слайд 15
Спасибо за внимание. СОШ №127 г. Нижний Новгород Выполнила учитель биологии МБОУ Трусова Светлана Викторовна Биология 10 класс
nsportal.ru
«Уровни организации живой материи» (для учащихся 10 классов)
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район Республика Дагестан
Дидактический материал по теме:
«Уровни организации живой материи»
(для учащихся 10 классов)
Автор: учитель биологии
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
с.Новокаякент
2017 г.
Пояснительная записка
Данный дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи» рекомендуется для учащихся 10 классов. Материал включает карточки, на которые учащиеся дают письменный ответ. Карточки рекомендуются для проверки знаний, учащихся об уровнях организации живой материи.
Задачи: проверка знания учащихся об уровнях организации живой материи.
Оборудование: карточки с заданиями.
Деятельность учащихся: написание учащимися ответов на карточки.
Деятельность учителя: обеспечение учащихся листками и карточками. Проверка и анализ ответов на карточки.
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Карточка № 1
1.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.
Живая природа представляет собой сложно — организованную … (А) систему.
… (Б) — структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов. … (В) — это совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции. (Г) – это самый низкий уровень организации жизни. (Д) – самый высокий уровень организации живой материи.
Перечень терминов:
1) молекулярный
2) иерархическая
3) клетка
4) биосферный
5) ткань
Ответ:
2. Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный
Ответ:
3. Что называют биогеоценозом?
Карточка № 2
1.Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Ответ:
2. На основании чего выделен клеточный уровень?
3. Перечислите уровни организации живой материи.
Карточка № 3
1. На каком уровне начинается обмен веществ и превращение энергии?
2.Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наивысшего.
1) биогеоценотический
2) клеточный
3) биосферный
4) популяционно-видовой
5) молекулярный
6) организменный
Ответ:
3. Что называют биосферой?
Источники информации:
1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: учебник для 10-11 кл. М.: Дрофа,2006.
2.Свойство живого. Уровни организации живой материи. http://www.bio-faq.ru/zubr/zubr043.html ( дата обращения: 2.01.18)
infourok.ru
3. Уровни организации живой материи. Методы биологии
3. Уровни организации живой материи. Методы биологии
Вспомните!
Какие уровни организации живой материи вам известны?
Какие вы знаете методы научных исследований?
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ – это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру. Причём следует отчётливо представлять, что взаимосвязь отдельных биологических систем, принадлежащих к одному уровню организации, формирует качественно новую систему. Одна клетка и множество клеток, один организм и группа организмов – разница не только в количестве. Совокупность клеток, обладающих общим строением и функцией, – это качественно новое образование – ткань. Группа организмов – это семья, стая, популяция, т. е. система, обладающая совершенно иными свойствами, нежели простое механическое суммирование свойств нескольких особей.
В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками живой природы. В настоящее время жизнь как особая форма существования материи представлена на нашей планете несколькими уровнями организации (рис. 4).
Молекулярно-генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в её основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических и неорганических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.
Клеточный уровень. Клетка – это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.

Рис. 4. Уровни организации живой материи
Тканевый уровень. Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общностью происхождения, строения и выполняемой функции. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.
Органный уровень. Орган – это обособленная часть организма, имеющая определённую форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. Орган, как правило, образован несколькими тканями, среди которых одна (две) преобладает.
Организменный (онтогенетический) уровень.
Популяционно-видовой уровень. Популяция – совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определённой территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.
Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определённый ареал.
На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.
Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
Биосферный (глобальный) уровень. Биосфера – биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере. Биосфера объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. В ней происходят все вещественно – энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Таким образом, жизнь на нашей планете представлена саморегулирующимися и самовоспроизводящимися системами различного ранга, открытыми для вещества, энергии и информации. Происходящие в них процессы жизнедеятельности и развития обеспечивают существование и взаимодействие этих систем.
На каждом уровне организации живой материи существуют свои специфические особенности, поэтому в любых биологических исследованиях, как правило, какой-то определённый уровень является ведущим. Так, например, механизмы деления клетки изучают на клеточном уровне, а основные успехи в области генной инженерии достигнуты на молекулярно-генетическом. Но такое разделение проблем по уровням организации является весьма условным, потому что большинство задач биологии так или иначе касаются одновременно нескольких уровней, а порой и всех сразу. Например, проблемы эволюции затрагивают все уровни организации, а методы генной инженерии, реализуемые на молекулярно-генетическом уровне, направлены на изменение свойств всего организма.
Методы познания живой природы. Исследуя системы разной степени сложности, биология использует разнообразные методы и приёмы. Одним из наиболее древних является метод наблюдения, на котором основывается описательный метод. Сбор фактического материала и его описание были основными приёмами исследования на раннем этапе развития биологии. Но и в настоящее время они не утратили своего значения. Эти методы широко используют зоологи, ботаники, микологи, экологи и представители многих других биологических специальностей.
В XVIII в. в биологии стал широко применяться сравнительный метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходства и различия организмов и их частей. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория. Применение этого метода в анатомии, эмбриологии, палеонтологии способствовало утверждению в биологии эволюционной теории развития.
Исторический метод
Огромное значение для развития биологии имел экспериментальный метод, его первое применение связывают с именем римского врача Галена (II в. н. э.). Гален впервые продемонстрировал участие нервной системы в организации поведения и в работе органов чувств. Однако широко использоваться этот метод начал лишь с XIX в. Классическим образцом применения экспериментального метода являются работы И. М. Сеченова по физиологии нервной деятельности и Г. Менделя по изучению наследования признаков.
В настоящее время биологи всё чаще используют метод моделирования, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным. С помощью компьютерного моделирования, например, можно рассчитать последствия постройки плотины для определённой экосистемы или воссоздать эволюцию определённого вида живых организмов. Меняя параметры, можно выбрать оптимальный путь развития агроценоза или подобрать наиболее безопасное сочетание лекарственных препаратов при лечении конкретного заболевания.
Любое научное исследование, использующее разные методы, состоит из нескольких этапов. Сначала в результате наблюдений собирают данные – факты, на основе которых выдвигают гипотезу. Для того чтобы оценить верность этой гипотезы, осуществляют серии экспериментов с целью получения новых результатов. Если гипотеза подтверждается, она может стать теорией, включающей в себя определённые правила и законы.
При решении биологических задач используют самую разнообразную технику: световые и электронные микроскопы, центрифуги, химические анализаторы, термостаты, компьютеры и множество других современных приборов и инструментов.
Настоящую революцию в биологических исследованиях произвело появление электронного микроскопа, в котором вместо светового пучка используют пучок электронов. Разрешающая способность такого микроскопа в 100 раз выше, чем светового.
Одним из видов электронного микроскопа является сканирующий. В нём электронный луч не проходит через образец, а отражается от него и преобразуется в изображение на телеэкране. Это позволяет получать трёхмерное изображение исследуемого объекта.
Вопросы для повторения и задания
1. Как вы считаете, почему необходимо выделять различные уровни организации живой материи?
2. Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи.
3. Назовите биологические макромолекулы, входящие в состав живых систем.
4. Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации?
5. Какие методы исследования живой материи вы знаете?
6. Может ли многоклеточный организм не иметь тканей и органов? Если вы считаете, что может, приведите примеры таких организмов.

Рис. 5. Амёба под микроскопом
Подумайте! Выполните!
1. Выделите основные признаки понятия «биологическая система».
2. Согласны ли вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в XXI в.? Ответ обоснуйте.
3. Рассмотрите рис. 5. Определите, какое изображение было получено при помощи световой микроскопии, какое – при помощи электронной, а какое – результат использования сканирующего микроскопа. Объясните свой выбор.
4. Из предыдущих курсов биологии, физики, химии или других предметов вспомните какую-нибудь хорошо известную вам теорию (закон или правило). Попробуйте описать основные этапы её (его) формирования.
5. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте презентацию или красочный стенд на тему «Современное научное оборудование и его роль в решении биологических задач». С каким оборудованием вы уже познакомились при изучении курса «Человек и его здоровье»? Для каких целей его используют? Можно ли медицинское оборудование считать биологическим? Объясните свою точку зрения.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Повторите и вспомните!
Растения
Появление тканей и органов растений. Появление тканей и органов в эволюции растений было связано с выходом на сушу. У водорослей отсутствуют органы и специализированные ткани, так как все их клетки находятся в одинаковых условиях (температурный режим, освещённость, минеральное питание, газообмен). Каждая клетка водоросли обычно содержит хлоропласты и способна к фотосинтезу.
Однако, выйдя на сушу, предки современных высших растений попали в совершенно иные условия: кислород, необходимый для дыхания, и углекислый газ, используемый для фотосинтеза, растения должны были получать из воздуха, а воду – из почвы. Новая среда обитания не была однородной. Возникли проблемы, которые надо было решать: защита от высыхания, поглощение воды из почвы, создание механической опоры, сохранение спор. Существование растений на границе двух сред – почвы и воздуха – привело к возникновению полярности: нижняя часть растения, погружаясь в почву, поглощала воду с растворёнными в ней минеральными веществами, верхняя часть, оставаясь на поверхности, активно фотосинтезировала и обеспечивала всё растение органическими веществами. Так появились два основных вегетативных органа современных высших растений – корень и побег.
Такое расчленение тела растений на отдельные органы, усложнение их структуры и функций происходило постепенно в процессе длительной эволюции растительного мира и сопровождалось усложнением тканевой организации.
Первой появилась покровная ткань, обеспечившая защиту растения от высыхания и повреждений. Подземная и наземная части растения должны были иметь возможность обмениваться различными веществами. Вода с растворёнными в ней минеральными солями поднималась вверх из почвы, а органические вещества перемещались вниз, к подземным частям растения, не способным к фотосинтезу. Это требовало развития проводящих тканей – ксилемы и флоэмы. В воздушной среде надо было противостоять силам гравитации, выдерживать порывы ветра – это потребовало развития механической ткани.
У высших растений различают вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы. Вегетативными органами высших растений являются корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вегетативные органы обеспечивают фотосинтез и дыхание, рост и развитие, поглощение и проведение в теле растения воды и растворённых в ней минеральных солей, транспорт органических веществ, а также участвуют в вегетативном размножении.
Генеративные органы – это спорангии, спороносные колоски, шишки и цветки, образующие плоды и семена. Они появляются в определённые периоды жизни и выполняют функции, связанные с размножением растений.
Человек
Методы изучения человека. Одним из первых анатомических методов, начиная с эпохи Возрождения, был метод аутопсии (вскрытия трупов). Однако в настоящее время существует множество методов, которые позволяют изучать организм прижизненно: рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография и многие другие.
Основу всех физиологических методов составляют наблюдения и эксперименты. Современные физиологи успешно применяют разнообразные инструментальные методы. Электрокардиограмма сердца, электроэнцефалограмма головного мозга, термография (получение теплофотографий), радиография (введение в организм радиометки), разнообразные эндоскопии (осмотры внутренних органов при помощи специальных приборов – эндоскопов) помогают специалистам не только изучать работу организма, но и на ранних стадиях выявлять заболевания и нарушения в работе органов. Многое о состоянии здоровья человека может сказать его артериальное давление, анализ крови и мочи.
Основными методами психологии являются наблюдения, анкетирование, эксперимент.
Гигиена, наряду с методами, используемыми в других науках, имеет свои специфические методы исследования: эпидемиологический, санитарного обследования, санитарной экспертизы, санитарного просвещения и некоторые другие.
Ваша будущая профессия
1. Оцените роль науки в жизни каждого человека и общества в целом. Напишите эссе по данной теме. Обсудите в классе, существует ли в настоящее время профессиональная деятельность, на которую не влияет развитие науки.
2. Оцените значение информации в современном обществе. Какова роль информации в успешном профессиональном росте? Раскройте смысл высказывания премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874–1965) «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
3. Попробуйте смоделировать ситуации, в которых вам могут пригодиться знания, полученные при изучении этой главы.
4. Специальность – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Профессия – социально значимый род занятий человека, вид его деятельности. Определите, что из ниже приведённого списка относится к специальности, а что – к профессии: биология, инженер-эколог, биотехнолог, экология, генный инженер, молекулярный биолог. Аргументируйте свой выбор.
5. Какую специальность вы планируете приобрести в ходе дальнейшего обучения? Определились ли вы уже с выбором профессии?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии.
1. Что такое уровень организации живой материи?
Уровень организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы (клетка, организм, популяция и т.д.), которые определяют условия и границы ее существования.
2. Заполните правую колонку таблицы.
3. Рассмотрите рисунок 2 в §1. 3. По аналогии с представленным примером в столбце 1 дополните таблицу.
Уровни организации живой природы
4. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Понятие «популяция» применимо к:
1. Учителям г. Владимира
2. Рокерам Челябинской области
3. Коллективу Большого драматического театра г. Санкт-Петербурга
4. Членам закрытой общины в штате Пенсильвания.
Тест 2.
В организме человека нельзя выделить уровень организации:
1. Молекулярный
2. Организменный
3. Популяционно-видовой
4. Клеточный.
5. Перечислите известные вам методы познания живой природы и заполните таблицу.
Методы биологии
6. Используя дополнительные источники информации, дайте определения понятий.
Научный факт – это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.
7. Используя раздел «Методы познания живой природы» в §1. 3, назовите основные этапы научного исследования.
1. Сбор данных – фактов.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Осуществление серии экспериментов.
4. Получение результатов.
5. Если гипотеза подтверждается, она становится теорией, включающей в себя правила и законы.
8. Какие уровни организации живой природы затронуло А. Флемингом открытие антибиотиков в 1938 году? Ответ обоснуйте.
Молекулярный уровень – так как были открыты новые молекулы. Клеточный – так как антибиотики воздействуют на бактериальные клетки. Кроме того, были затронуты и все остальные уровни, так как в природе все взаимосвязано. Были открыты лекарства от многих болезней, выживаемость и продолжительность жизни человека увеличилась.
9. Познавательная задача.
В свое время английские фермеры поинтересовались у Ч. Дарвина, от чего зависят надои коров, на что получили ответ: «От числа старых дев в округе».
Логика ученого оказалась мало понятной крестьянам. Однако Ч. Дарвин, несмотря на экстравагантный ответ, был прав.
В английской глубинке 19 века надои коров зависели от полноценного корма, основой которого был клевер и клеверное сено. Урожайность клевера зависит от эффективности опыления его шмелями. Шмели строят свои гнезда в земле, где их часто разоряют мыши. Мышей эффективно уничтожают кошки, а кошек очень любят содержать пожилые незамужние дамы.
Какие научные методы были использованы Ч. Дарвином для формулирования своего умозаключения?
Ответ: метод наблюдения, сравнительный и исторический метод (сравнивание поведения мышей, шмелей и т.д. ранее), метод гипотез и моделирования (воссоздание модели – пищевой цепи в уме).
10. Заполните кластер: «Современная техника, используемая для решения биологических задач».
11. Сформулируйте основные идеи §1. 3.
Уровни организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы, которые определяют условия и границы ее существования.
1. Молекулярный.
2. Клеточный.
3. Органно-тканевой.
4. Организменный.
5. Популяционно-видовой.
6. Биогеоценотический.
7. Биосферный.
Методы изучения живой природы:
Метод наблюдения
Описательный
Сравнительный
Исторический
Экспериментальный
Метод моделирования
Современные методы с использованием новейшей техники, микроскопов и компьютеров.
www.biogdz.ru
Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии (Страницы 13,14,15,16,17)
Главная › 10-11 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии 1 часть Агафонова Сивоглазов Котелевская 10-11 класс 1. Что такое уровень организации живой материи?Уровень организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы (клетка, организм, популяция и т.д.), которые определяют условия и границы ее существования.
2. Заполните правую колонку таблицы.
3. Рассмотрите рисунок 2 в §1. 3. По аналогии с представленным примером в столбце 1 дополните таблицу «Уровни организации живой природы».
4. Выберите правильный ответ.
Тест 1. Понятие «популяция» применимо к:
1. Учителям г. Владимира
2. Рокерам Челябинской области
3. Коллективу Большого драматического театра г. Санкт-Петербурга
4. Членам закрытой общины в штате Пенсильвания.
Тест 2. В организме человека нельзя выделить уровень организации:
1. Молекулярный
2. Организменный
3. Популяционно-видовой
4. Клеточный.
5. Перечислите известные вам методы познания живой природы и заполните таблицу «Методы биологии».
6. Используя дополнительные источники информации, дайте определения понятий.
- Научный факт – это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
- Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
- Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.
7. Используя раздел «Методы познания живой природы» в §1. 3, назовите основные этапы научного исследования.
- Сбор данных – фактов.
- Выдвижение гипотезы.
- Осуществление серии экспериментов.
- Получение результатов.
- Если гипотеза подтверждается, она становится теорией, включающей в себя правила и законы.
8. Какие уровни организации живой природы затронуло А. Флемингом открытие антибиотиков в 1938 году? Ответ обоснуйте.
Молекулярный уровень – так как были открыты новые молекулы. Клеточный – так как антибиотики воздействуют на бактериальные клетки. Кроме того, были затронуты и все остальные уровни, так как в природе все взаимосвязано. Были открыты лекарства от многих болезней, выживаемость и продолжительность жизни человека увеличилась.
9. Познавательная задача.
В свое время английские фермеры поинтересовались у Ч. Дарвина, от чего зависят надои коров, на что получили ответ: «От числа старых дев в округе». Логика ученого оказалась мало понятной крестьянам. Однако Ч. Дарвин, несмотря на экстравагантный ответ, был прав. В английской глубинке 19 века надои коров зависели от полноценного корма, основой которого был клевер и клеверное сено. Урожайность клевера зависит от эффективности опыления его шмелями. Шмели строят свои гнезда в земле, где их часто разоряют мыши. Мышей эффективно уничтожают кошки, а кошек очень любят содержать пожилые незамужние дамы.
Какие научные методы были использованы Ч. Дарвином для формулирования своего умозаключения?
Ответ: метод наблюдения, сравнительный и исторический метод (сравнивание поведения мышей, шмелей и т.д. ранее), метод гипотез и моделирования (воссоздание модели – пищевой цепи в уме).
10. Заполните кластер: «Современная техника, используемая для решения биологических задач».
11. Сформулируйте основные идеи §1. 3.
Уровни организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы, которые определяют условия и границы ее существования.
- Молекулярный.
- Клеточный.
- Органно-тканевой.
- Организменный.
- Популяционно-видовой.
- Биогеоценотический.
- Биосферный.
- Метод наблюдения
- Описательный
- Сравнительный
- Исторический
- Экспериментальный
- Метод моделирования
- Современные методы с использованием новейшей техники, микроскопов и компьютеров.
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого — стр. 10-12Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория — стр. 18-22
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
dourokov.ru
Разработка урока №3 для 10 класса по биологии на тему: «Уровни организации жизни»
Общая биология, 10 кл
Урок 2. Уровни организации
живой материи
Цель: сформировать понятие об уровнях организации живой материи
Задачи:
1.Образовательная: систематизировать знания учащихся о разнообразии уровней жизни.
2. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы
3. Воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармонию всего живого и его целесообразность
Тип урока:
комбинированный
Требования к ученику:
иметь представление о сущности жизни, отличие живого от неживого; знать свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения «жизнь», «изменить» и др.
уметь объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, происходящие в живых системах, с неживыми системами.
понимать, насколько живой мир гармонично устроен и совершенен.
Обеспечение урока:
Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи»
Основные понятия:
Свойства жизни, уровни организации живой природы, методы познания живой природы
О П Р О С
Проверочная работа по терминам
учебн., стр.8, вопросы
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Мотивационно-целевой этап
План:
1. Возникновение жизни на Земле и ее существование в виде живых систем (биосистем)
В науке принято рассматривать живое как совокупность биосистем, или живых систем. Теория систем, сформулированная в 30-е годы XX века австрийским биологом-теоретиком Л.Берталанфи. Он предложил новый подход к объектам исследования.
Системный подход нашел широкое применение в биологии. Благодаря этому подход живые объекты стали рассматриваться как сложные целостные системы разного уровня организации.
Под системой подразумевают целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов.
Система === элемент + элемент + элемент + …
2. Уровни организации живой материи (уровни биосистем)
Принято выделять следующие биосистемы:
Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
— клетка – основная единица живого; жизнь невозможна вне клетки;
— организм – система органов, действующая как единое целое;
— популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию;
— вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал;
— биоценоз (экосистема) – совокупность организмов разных видов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой;
— биосфера – совокупность всех биоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете.
Вывод:
Биологические системы —
биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации.
Представляя собой совокупность взаимосвязанных элементов, обладает свойствами целого
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
М.В.Волькенштейн
3. Компоненты каждого уровня
Особенность биологических объектов, как сложных систем, обусловила выделение основных уровней организации живой природы – клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. От одного уровня организации жизни к другому наблюдается усложнение биосистем, появление у них новых качеств.
Результат поисковой или частично поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь.
организации
Биологиче-
ская
система
Элементы,
систему
образующие
Биологические процессы
(?)
Молекулярный
Молекула
Атомы
Клеточный
Клетка
Органоиды
Тканевый
Клетки
Организменный
Популяционно-
видовой
Биогеоценоти-
ческий
Биосферный
Биосфера
Самопроверка
организации
Биологиче-
ская
система
Элементы,
систему
образующие
Биологические процессы
Молекулярный
Совокупность молекул
Молекулы
Физико-химические реакции
Клеточный
Клетка
Органоиды
Биосинтез. Фотосинтез. Деление клеток
Тканевый
Ткань
Клетки
Организменный
Организм
Системы
органов
Обмен веществ, раздражимость, размножение, онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция
Популяционно-
видовой
Популяция
Особи
Взаимодействие между особями в популяции. Микроэволюция. Адаптации к среде. Видообразование
Биогеоценоти-
ческий
Биоценоз
Популяции
Круговорот веществ и энергии
Биосферный
Биосфера
Биогеоценозы
Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное участие человека во всех процессах биосферы.
4. Свойства биосистем
Биосистемы обладают рядом свойств: целостность, иерархичность, функциональность, устойчивость, адаптация.
1) Целостность.
Живые системы — целостные сложные системы, состоящие из простых элементов. Например, элементами клетки как целостной системы являются молекулы, ее части, органоиды, связанные между собой. Элементами вида являются особи и популяции.
2) Иерархичность.
Это означает, что система одного уровня организации может рассматриваться как элемент системы более высокого уровня организации жизни. Например, клетка является элементом организма (организм — система более высокого уровня). Организм же пи этом является элементом вида, вид — элементом сообщества, сообщества — элементы биосферы. Несмотря на подчинение системам более высокого уровня, системы нижнего уровня обладают определенной самостоятельностью. Они связаны с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
3) Функциональность.
Каждый элемент биосистемы выполняет определенные функции.
4) Устойчивость.
Живые системы обладают устойчивостью. Любая живая система обладает способностью противостоять влиянию внешней среды, использовать получаемую из вне энергию. В то же время системы изменяются в ходе индивидуального и исторического разавития.
5) Адаптация.
Адаптация — это приспособительная реакция на изменения условий среды существования. Развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивает жизнедеятельность биосистем. В ответ на любые изменения внешней среды, воздействующие на внутреннюю среду, в организме происходят те или иные изменения, способствующие нормальной его жизнедеятельности в новых условиях. Адаптация является одним из важнейших свойств, присущих живым организмам, т.к. она позволяет им выжить и давать потомство в постоянно изменяющихся условиях существования.
Закрепление.
Познакомьтесь с материалом «опорные точки параграфа», стр учебника 16
Современное определение жизни (МВ Волькенштейн): учебник, стр 11
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
Проблемный вопрос:
— Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?
Да, с этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.
— Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?
В биологическую систему входят те компоненты, с участием которых происходят физиологические процессы обмен веществ, энергии и др.
Вопросы для контроля:
Что означает термин «структурный уровень организации жизни»?
Чем характеризуется каждый уровень организации живого?
Приведите примеры надорганизменных и многовидовых систем. Обоснуйте свой выбор.
Домашнее задание
Изучить текст § 3 учебника
Выписать в тетрадь основные процессы каждого уровня
Вопросы на стр.12
infourok.ru