Великий мартовский ордонанс 1357: Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г. — История государства и права зарубежных стран

Великий мартовский ордонанс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Великий мартовский ордонанс 1357 года (фр. Grande ordonnance de 1357) — план реформ государственного управления Франции, опубликованный в марте 1357 года по настоянию французских Генеральных штатов во время народного движения 1356—1358 годов в Париже под руководством прево Этьена Марселя.

Ордонанс включал в себя 61 статью. Согласно ордонансу, коренным образом менялся порядок государственного управления Францией. Так, согласно статье 5 Генеральные штаты получали право дважды в год самостоятельно, без королевского разрешения, собираться для обсуждения государственных дел; в соответствии со статьёй 2 Генеральные штаты также получали контроль над налогами и расходованием государственных средств; отныне без согласия Генеральных штатов король не мог вводить новые налоги и заключать перемирие в ходе войны (статья 39), а также изменять ценность монеты (статья 15). Совет короля, государственный аппарат и армия также должны были находиться под контролем Генеральных штатов; намечалось также сокращение числа чиновников и сокращение расходов на чиновничий аппарат. Однако вскоре дофин издал несколько распоряжений, сводивших авторитет Генеральных штатов к нулю.

В ответ на это в феврале 1358 года в Париже вспыхнуло восстание. 22 февраля 1358 года восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец, убили на глазах у дофина нескольких его приближенных и добились от дофина подтверждения Великого мартовского ордонанса. После этого дофин в марте 1358 года тайно бежал из Парижа в Санлис, где созвал лояльные себе Генеральные штаты и начал собирать войска для действий против восставших. Засланные в Париж агенты дофина 31 июля 1358 года убили Этьена Марселя, вскоре после этого дофин вступил в Париж, восстание было подавлено, а Великий мартовский ордонанс отменен.

Литература

  • Пумпянский С. М. Восстание Этьена Марселя по данным нормандской хроники XIV в. «Учёные записки Саратовского государственного университета», 1947, т. 17;
  • Raymond Cazette. Étienne Marcel. Taillandier, 2006.


Великий мартовский ордонанс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Великий мартовский ордонанс 1357 года (фр. Grande ordonnance de 1357) — план реформ государственного управления Франции, опубликованный в марте 1357 года по настоянию французских Генеральных штатов во время народного движения 1356—1358 годов в Париже под руководством прево Этьена Марселя.

Ордонанс включал в себя 61 статью. Согласно ордонансу, коренным образом менялся порядок государственного управления Францией. Так, согласно статье 5 Генеральные штаты получали право дважды в год самостоятельно, без королевского разрешения, собираться для обсуждения государственных дел; в соответствии со статьёй 2 Генеральные штаты также получали контроль над налогами и расходованием государственных средств; отныне без согласия Генеральных штатов король не мог вводить новые налоги и заключать перемирие в ходе войны (статья 39), а также изменять ценность монеты (статья 15). Совет короля, государственный аппарат и армия также должны были находиться под контролем Генеральных штатов; намечалось также сокращение числа чиновников и сокращение расходов на чиновничий аппарат. Однако вскоре дофин издал несколько распоряжений, сводивших авторитет Генеральных штатов к нулю.

В ответ на это в феврале 1358 года в Париже вспыхнуло восстание. 22 февраля 1358 года восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец, убили на глазах у дофина нескольких его приближенных и добились от дофина подтверждения Великого мартовского ордонанса. После этого дофин в марте 1358 года тайно бежал из Парижа в Санлис, где созвал лояльные себе Генеральные штаты и начал собирать войска для действий против восставших. Засланные в Париж агенты дофина 31 июля 1358 года убили Этьена Марселя, вскоре после этого дофин вступил в Париж, восстание было подавлено, а Великий мартовский ордонанс отменен.

Литература

  • Пумпянский С. М. Восстание Этьена Марселя по данным нормандской хроники XIV в. «Учёные записки Саратовского государственного университета», 1947, т. 17;
  • Raymond Cazette. Étienne Marcel. Taillandier, 2006.

Сословно-представительная монархия в средневековой Франции. Деятельность Генеральных штатов. Великий Мартовский ордонанс 1357.

Основные черты общественного строя. Этот период характеризуется значительным развитием городской промышленности и торговли. Возросла экономическая роль городов на юге Франции (Марселя, Тулузы, Бордо и некоторых других). Важными центрами городской промышленности стали Париж и Орлеан (самые крупные города королевского домена).

Экономические связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный характер. Наметившаяся специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства отдельных районов и городов вела к постепенному упрочнению торговых связей между различными городами королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их влияние на положение дел в стране.

В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начали заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров экономически наиболее развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин — держатель наследственного земельного надела — цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж — ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию (уйти в город и т. д.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности.

Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землепользования, содействовала почти полному исчезновению серважа. Но, разумеется, в освобождении сервов от практически крепостной зависимости огромную роль сыграла многовековая борьба французского крестьянства, которому в основном удалось отстоять автономность своего хозяйства. Большое число сервов выкупилось на свободу. Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, тем не менее оставалась жестокой, что вызывало обострение социальной борьбы в деревне. В середине XIV в. страна была охвачена Жакерией — крестьянской войной.

Сословия. В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные- составили третье сословие, которое в легальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.

Основные черты государственного строя. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имевшим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.

Органы государственной власти. Королевская власть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раздробленности. Это стало возможным в силу ряда причин.

Во-первых, еще более укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь, значительно большую, чем раньше.

Во-вторых, вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющая часть господствующего класса. В условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы с помощью локальных рыцарских ополчений.

В сильной королевской власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия могла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате.

В-третьих, сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом. В этот период Франция подвергалась иностранным нашествиям, ставившим ее подчас на грань национальной катастрофы. Особенно тяжелой для французского народа была война с Англией и поддерживающими ее некоторыми крупными французскими феодалами (Столетняя война, начало XIV — середина XV вв.). Только благодаря исключительным усилиям всего народа, выдвинувшим из своей среды таких выдающихся борцов за национальное освобождение, как Жанна д’Арк, была одержана победа.

Ликвидация феодальной раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значительных успехов, но были еще далеки от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые феодальные владения, такие, например, как, герцогство Бургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами — французскими королями). Многие могущественные вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае пытались восстановить утраченную независимость.

Провинциальные штаты. Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое государство. Начинают созываться собрания представителей от сословий. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления.

Первые собрания сословного представительства — штаты (от франц. etat — сословие) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля.

Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.

Великий мартовский ордонанс и его отмена. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штабов нужного ей решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штабов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных советников короля.

Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти.

В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначавшуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в.— тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именных подданных). Но это учреждение имело чисто вещательные функции.

Органы государственного управления. К центральным органам относились: Государственный совет, который осуществлял по указаниям короля руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью, и Счетная палата — финансовое управление.

Среди должностных лиц наибольшее значение имели: канцлер, осуществляющий текущее управление должностными лицами и контроль за их деятельностью, во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов; коннетабль — командир конного рыцарского войска, с XIII в.— командир королевской армии; камерарий — казначей; палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

Должностные лица, составившие основные кадры нового государственного аппарата, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю. Среди них было немало окончивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Их называли легистами (от лат. «закон»). Они зарекомендовали себя как наиболее ревностные и последовательные сторонники централизации и усиления королевской власти и составили наиболее влиятельную группу должностных лиц. С их помощью короли оттеснили именитую знать от основных рычагов государственного управления.

Парламенты. Еще при Людовике IX на базе Королевской курии был создан высший суд королевства — парламент. Вначале в нем доминировала феодальная знать, но вскоре она уступила место королевским легистам. Парламент стал высшим апелляционным судом. Его разделили на палаты: большую (судебную), несколько следственных, а через некоторое время — на несколько палат прошений. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь предоставленных доказательств. Установленный порядок пересмотра судебных дел по существу, который стал называться апелляцией, вводил контроль центрального суда над местными судами.

Парламент сыграл важную роль в упрочнении королевской юстиции. Но, укрепившись, он стремился занять более независимое от королевской власти положение. Подобные попытки предпринимались, когда власть временно ослабевала. Тогда парламент широко использовал предоставленные ему правомочия в области законодательства и прежде всего регистрации королевских ордонансов (только после этого они считались подлежащими к исполнению). Такая процедура, внешне казавшаяся чисто технической, в действительности давала возможность тормозить введение в действие новых указов и тем самым оказывать скрытое влияние на законодательную деятельность правительства. В момент одного из временных ослаблений королевской власти парламент добился права «ремонстрации», т. е. права выборочной регистрации королевских ордонансов. В случае, если парламент считал, что ордонанс не соответствует общему духу законодательства страны, он мог отказать в его регистрации и соответственно ограничить претворение его в жизнь. Лишь присутствие короля во время регистрации ордонанса лишало парламент возможности воспользоваться своим правом. В главном парламент был лоялен к правительству, и, видимо, именно поэтому во вновь присоединенных провинциях учреждались местные парламенты. Было создано 13 провинциальных парламентов, рассматривавших наиболее серьезные дела на уровне провинций и лишенных прав «ремонстрации».

Основную массу уголовных и гражданских дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи, сенешали (на юге) и прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов.

5. История создания и общая характеристика Великого мартовского ордонанса 1357 г.

Ответ на этот вопрос следует начать с анализа исто­рической обстановки во Франции накануне принятия документа. В первой половине XIV в. Франция вступила в эпоху глубокого экономического и политического кри­зиса, который продолжался вплоть до середины XV в. Его основными причинами явились Столетняя война (1337—1453 гг.) и эпидемия чумы (черной смерти), при­ведшие к полной анархии в государстве. Остро встал вопрос о самом существовании Франции как суверен­ного государства. Эти экстремальные события вызвали необычайный рост массового политического сознания и чувства патриотизма во французском обществе. Выход на первое место идей «общего блага» и «государственно­го интереса» позволил на некоторое время преодолеть конфронтацию между Генеральными и провинциальны­ми штатами, а также ослабить антагонизм внутри самих Генеральных штатов.

Студенту следует рассмотреть те события, которые непосредственно привели к принятию Великого мартов­ского ордонанса 1357г.: Парижское восстание 1356— 1357гг., пленение короля. Для его выкупа требовалась огромная сумма — 3 млн. золотых экю. Казна была пуста. Именно поэтому в 1356 г. для получения дополнитель­ных финансовых средств были созваны Генеральные штаты с преобладающим числом представителей горо­дов.

6. Требования об ограничении произвольной власти короля и о полномочиях сословно- представительного органа

Великий мартовский ордонанс представлял собой программу политических реформ, адресованную коро­лю, с помощью которой депутаты Генеральных штатов пытались стабилизировать обстановку в стране. Основ­ные требования сословий касались сферы деятельности членов королевской администрации в центре и на мес­тах, сбора и расходования средств из государственной казны, принципов организации и деятельности коро­левских судов. Отдельную группу составляли требования о защите собственности, об ограничении роскоши ко­ролевского двора, о гарантии личной неприкосновен­ности депутатов и др.

Главным требованием восставших сословий стало тре­бование по установлению надлежащего порядка сбора и расходования финансовых средств из казны. Этому воп­росу посвящена большая часть статей памятника. Генеральные штаты пытаются установить свою независимость от королевской власти в сборе подмоги (франц. aideтрадиционный феодальный сбор, направленный на выкуп сеньора из плена), субсидий и налогов (ст. 2, 3). При этом особо оговаривается, что подобные установления должны делаться исключительно с общего согласия и таким образом, чтобы согласие первых двух сословий не связывало третье (ст. 5). Это требование влекло за собой и другое — требование о совершенствовании орга­низации и деятельности Счетной палаты, которая являлась главным органом финансового контроля в государстве и в тот момент плохо осуществляла свои функции (ст. 13).

Другое важное политическое требование состояло в прекращении злоупотреблений королевских чиновников в центре и на местах (ст. 1, 2), в чем составители Великого мартовского ордонанса видели одну из глав­ных причин бедственного положения в стране. Студен­ту надлежит показать, не только в чем конкретно состояли эти злоупотребления, но и какие меры, по мне­нию сословий, должны были их предотвратить в будущем. Особое внимание следует обратить на стрем­ление сословий участвовать в назначении и смещении должностных лиц, привлечении их к уголовной ответ­ственности (абз. 3 ст. 2).

Не последнее место в числе требований, содержа­щихся в Великом мартовском ордонансе, занимает тре­бование о надлежащем осуществлении правосудия, ко­торое рассматривается депутатами Генеральных штатов в качестве важной гарантии мира и порядка. Анализ ст. 7—8 позволяет студенту ответить на вопрос о плане реорганизации главного судебного органа в государ­стве — Парижского парламента. Его организация и де­ятельность стала объектом особой критики сословий, поскольку Парижский парламент рассматривался во Франции как «лицо короля» и «зеркало юстиции». Оп­ределенной реорганизации, по мнению депутатов, тре­бовала также деятельность судей и судебного персонала на местах (прево, сельских нотариусов, секретарей и др.).

Влияние идей «третьего сословия» на содержание документа проявилось в закреплении в нем требова­ния о защите и неприкосновенности собственности (ст. 16, 17, 25, 31). К последнему примыкают положе­ния, направленные против чрезмерной роскоши ко­ролевского двора, о чем свидетельствует содержание ст. 41, 49 и др.

Принципиальной задачей принятия Мартовского ор­донанса было обеспечение большей независимости Ге­неральных штатов от произвольной власти короля, превращения их в самостоятельный политический по­стоянно действующий орган. Этому должно было также способствовать и положение о депутатской неприкосно­венности (ст. 5 и 52). Перечисленные требования замет­но опережали свое время, во многом перекликаясь с теми, которые были выдвинуты в ходе Французской ре­волюции XVIII в.

Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г

Сословно-представительная монархия. Изменения в правовом положении сословий в XIV-XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356-1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.

В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.


Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.


С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

В XIV-XV вв. в основном завершилось формирование и «третьего сословия» (tiersetat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как «неблагородные», не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших «королевские случаи», существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309-1377 гг.) — так называемое «авиньонское пленение пап».

Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: «Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги».

В 1303 году была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве». Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.

Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.

В 1302 г. французский король созвал сословия, чтобы те поддержали его в борьбе с римским папой, в 1308 г. – чтобы санкционировать ликвидацию богатого и независимого рыцарско-духовного ордена Тамплиеров. Эти ассамблеи созывались королем уже не как сеньором, а как главой Франции – с 1302 г. ведет начало сословное представительство в королевстве. С середины XIV в. за ним закрепляется название Генеральных штатов (сословий).

Между 1314 и 1328 гг. ассамблеи приобретают новый характер: король запрашивает у сословий согласия на новые субсидии, унификацию монеты, на пополнение истощенной казны. Особенно возросло значение Штатов в годы Столетней войны. Тогда, в случайных обстоятельствах резкого ослабления королевской власти и военных поражений, сословия вырвали у короля Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако ордонанс продержался недолго и почти не применялся. Он показателен лишь для стремлений Штатов утвердить свое верховенство над короной.

В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данный ими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то – по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого .рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка – по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог.

В конце XV и в XVI вв. нередки были случаи, когда сословия отказывались утвердить королевские предложения. Следствием этого бывали значительные перерывы в созыве представительства – по 20 или даже 70 лет. Созывать или не созывать сословия – это оставалось полностью на усмотрении короля. Совершенно не влияли Штаты и на законодательство. В силу таких особенностей своего положения Генеральные штаты лишь эпизодически противостояли королю, а в целом действовали с ним заодно и стали даже весомым орудием в политике государственной централизации страны.

Великий мартовский ордонанс Википедия

Великий мартовский ордонанс 1357 года (фр. Grande ordonnance de 1357) — план реформ государственного управления Франции, опубликованный в марте 1357 года по настоянию французских Генеральных штатов во время народного движения 1356—1358 годов в Париже под руководством прево Этьена Марселя.

Предпосылки и обстоятельства принятия[ | ]

Содержание[ | ]

Ордонанс включал в себя 61 статью. Согласно ордонансу, коренным образом менялся порядок государственного управления Францией. Так, согласно статье 5 Генеральные штаты получали право дважды в год самостоятельно, без королевского разрешения, собираться для обсуждения государственных дел; в соответствии со статьёй 2 Генеральные штаты также получали контроль над налогами и расходованием государственных средств; отныне без согласия Генеральных штатов король не мог вводить новые налоги и заключать перемирие в ходе войны (статья 39), а также изменять ценность монеты (статья 15). Совет короля, государственный аппарат и армия также должны были находиться под контролем Генеральных штатов; намечалось также сокращение числа чиновников и сокращение расходов на чиновничий аппарат.

Последствия и значение[ | ]

Однако вскоре дофин издал несколько распоряжений, сводивших авторитет Генеральных штатов к нулю. В ответ на это в феврале 1358 года в Париже вспыхнуло восстание. 22 февраля 1358 года восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец, убили на глазах у дофина нескольких его приближенных и добились от дофина подтверждения Великого мартовского ордонанса. После этого дофин в марте 1358 года тайно бежал из Парижа в Санлис, где созвал лояльные себе Генеральные штаты и начал собирать войска для действий против восставших. Засланные в Париж агенты дофина 31 июля 1358 года убили Этьена Марселя, вскоре после этого дофин вступил в Париж, восстание было подавлено, а Великий мартовский ордонанс отменен.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Перруа, Эдуар. Столетняя война. — СПб.: Евразия, 2019. — 464 p. — ISBN 978-5-8071-2395-6.
  • Цатурова С. К. Парижане в восстании Этьена Марселя: Политическое значение столицы Франции в XIV веке // Средние века: Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. — 2016. — Вып. 77 (3–4). — С. 67—98. — ISBN 978-5-02-039971-6.

Великий мартовский ордонанс — Википедия. Что такое Великий мартовский ордонанс

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Великий мартовский ордонанс 1357 года (фр. Grande ordonnance de 1357) — план реформ государственного управления Франции, опубликованный в марте 1357 года по настоянию французских Генеральных штатов во время народного движения 1356—1358 годов в Париже под руководством прево Этьена Марселя.

Ордонанс включал в себя 61 статью. Согласно ордонансу, коренным образом менялся порядок государственного управления Францией. Так, согласно статье 5 Генеральные штаты получали право дважды в год самостоятельно, без королевского разрешения, собираться для обсуждения государственных дел; в соответствии со статьёй 2 Генеральные штаты также получали контроль над налогами и расходованием государственных средств; отныне без согласия Генеральных штатов король не мог вводить новые налоги и заключать перемирие в ходе войны (статья 39), а также изменять ценность монеты (статья 15). Совет короля, государственный аппарат и армия также должны были находиться под контролем Генеральных штатов; намечалось также сокращение числа чиновников и сокращение расходов на чиновничий аппарат. Однако вскоре дофин издал несколько распоряжений, сводивших авторитет Генеральных штатов к нулю.

В ответ на это в феврале 1358 года в Париже вспыхнуло восстание. 22 февраля 1358 года восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец, убили на глазах у дофина нескольких его приближенных и добились от дофина подтверждения Великого мартовского ордонанса. После этого дофин в марте 1358 года тайно бежал из Парижа в Санлис, где созвал лояльные себе Генеральные штаты и начал собирать войска для действий против восставших. Засланные в Париж агенты дофина 31 июля 1358 года убили Этьена Марселя, вскоре после этого дофин вступил в Париж, восстание было подавлено, а Великий мартовский ордонанс отменен.

Литература

  • Пумпянский С. М. Восстание Этьена Марселя по данным нормандской хроники XIV в. «Учёные записки Саратовского государственного университета», 1947, т. 17;
  • Raymond Cazette. Étienne Marcel. Taillandier, 2006.

Великое Постановление 1357 г.

Великое Постановление 1357 г. было указом, посредством которого Этьен Марсель пытался наложить ограничения на французскую монархию, в частности, в финансовых и денежных вопросах.

Исторический контекст

Со времен 1000 года и эпохи Возрождения Клюни средневековое общество претерпело значительные изменения. Европа добилась больших технических, художественных и демографических успехов. Города развивались, создавая новые социальные классы, в центре которых стояли ремесла и коммерция [ «L’enfance au Moyen-Âge: la Ville.»[ http://classes.bnf.fr/ema/ville/ville/index7.htm Сайт Национальной библиотеки Франции ] ]. Так же, как сельскохозяйственное общество адаптировалось к феодальной и религиозной системе, где дворянство защищали земли и отправляли правосудие, поэтому новые классы ремесленников и торговцев должны были быть свободными для развития своих деловых предприятий. Поскольку все больше и больше государственных дел приходилось решать, короли и их лорды больше не могли править в одиночку и должны были делегировать часть их судебных полномочий парламентам и другим судам.

В Англии неудачи, с которыми столкнулся Иоанн (считавшийся незаконнорожденным и узурпировавший трон у своего брата Ричарда Львиное Сердце) против дофина (наследника), вынудили жителей города в 1215 году навязать королю Великую хартию вольностей. это ввело свободу для городов и парламентские проверки королевских налогов. Во Франции капетинцы сохранили свою власть, отдавая предпочтение развитию сильных городов в качестве противовеса сильной (часто сверхсильной) знати. Начиная с Филиппа IV, это было сделано путем поддержки развития villes franches (городов, которым были предоставлены особые привилегии) ​​и путем консультаций с законодательными собраниями, известными как Генеральные штаты, для принятия важных решений.Фактически, королевские владения были значительно расширены, и большинство герцогств постепенно превратились в уделы, вверенные сыновьям короля, избегая прогрессивного раздела владений капетингов [ www.cliohist.net. Les «Communautés rurales et urbaines»: [ http://www.cliohist.net/framesmic.php3?orig=http://www.cliohist.net/medievale/europe/bmed/cours/chap3.html cliohist. net , ] ].

Во Франции начало Столетней войны было катастрофическим, и после поражения при Креси в 1346 году королевская власть сильно оспаривалась.Фактически, Филипп VI был возведен на престол в ущерб Эдуарду III благодаря ряду юридических формальностей. Точно так же Карл II Наваррский (по прозвищу «Карл Плохой») претендовал на престол, его мать Жанна была удалена, чтобы не допустить, чтобы могущественный иностранец взял под контроль Францию ​​путем брака. В эту эпоху знать оправдывала божественную сущность своей власти рыцарским поведением, особенно на поле боя. Таким образом, Креси стал катастрофой для очень малочисленной армии, и Филипп VI бежал, поставив под сомнение божественную законность Валуа.Эта дурная репутация усугубилась появлением в 1348 году Черной смерти, подтверждающей идею о том, что эта династия не поддерживалась Богом. Эдуард III и Карл Наваррский поэтому увидели свой шанс подчеркнуть свои претензии на корону Франции и попытались привлечь на свою сторону города, а затем потеряли надежду на установление контролируемой монархии.

(демобилизованные наемники) разграбили сельскую местность, и для противодействия им дофин предложил создать постоянную армию из 30 000 человек.Чтобы собрать такую ​​армию, ему пришлось поднять налоги, и поэтому он вызвал Генеральные штаты.


= The États généraux =

Этьен Марсель, ректор парижских купцов, стал главой Третьего государства в Генеральных штатах 1355 и 1356 годов. В

году 19 сентября 1356 года произошло сражение при Пуатье. В новой катастрофе для Франции Иоанн II был близок к победе, но он и один из его маленьких сыновей, Филипп Смелый, попали в плен. [ «Битва при Пуатье», Чад Арнов [ http: // www.myarmoury.com/feature_battle_poitiers.html myarmoury.com ] ].

Начало регентства дофина Карла было сопряжено с трудностями: всего 18 лет, с небольшим опытом или личным авторитетом (в отличие от своего отца и брата, он покинул поле битвы при Пуатье) и неся на себе позор династии Валуа. плечи. Он окружил себя сильно дискредитировавшими себя членами королевского совета своего отца.

По прибытии в Париж, через 10 дней после битвы, 17 октября 1356 г. он созвал собрание Генеральных штатов Оильских языков.Депутатов Третьего сословия насчитывалось 400 человек. Дофин столкнулся с сильной оппозицией — Этьен Марсель возглавил буржуазию, а друзья Карла Наваррского перегруппировались вокруг Роберта ле Кока, епископа Лаона. В Генеральных штатах комитет из 80 членов Раймонд Казетт, «Этьен Марсель», Тайландье, 2006 г., стр. 151], созданный по собственной инициативе для облегчения обсуждения, поддержал их утверждения. Генеральные штаты объявили дофина наместником короля и защитником королевства в отсутствие его отца и назначили ему совет из двадцати человек (двенадцать дворян, двенадцать буржуа и четыре клерка), как это было предусмотрено приказом 1355 года.

Этьен Марсель стремился реформировать правительство и управление королевством. В обмен на разрешение королю поднять новые налоги он потребовал увольнения семи наиболее скомпрометированных советников [ «Le Franc histoire d’une monnaie. La création du Franc» [ http://classes.bnf.fr/ franc / naissance / creation.htm Bibliothèque Nationale de France ] ] и освобождение короля Наварры. На этих условиях штаты были расположены голосовать за дофина сроком на один год с выплатой полутора процентов доходов всех трех орденов.Недостаточно могущественный, чтобы сразу отказаться от этих предложений, дофин отложил свой ответ (под предлогом ожидания посланников от отца), распустил Генеральные штаты и уехал из Парижа в Мец, чтобы воздать должное своему дяде по материнской линии, императору Карлу IV [] Раймонд Казетт, «Этьен Марсель», Тайландье, 2006 г., стр. 158 ]. Но, не имея денег, он вскоре оказался во власти Марселя, который ухватился за возмущение, вызванное новым постановлением об изменении валюты (опубликованным 10 декабря 1356 г.), и заставил все корпорации взяться за оружие; дофин должен был согласиться с увольнением своих советников, отменить обмен валюты и отозвать Генеральные штаты, чтобы встретиться в начале февраля 1357 г. [ «Paris à travers les âges: histoire nationale de Paris et des parisiens depuis la fondation de Lutèce jusqu’à nos jours.»Tome premier / par H. Gourdon de Genouillac; ouvr. Réd. Sur un plan nouveau et approuvé par Анри Мартен, страницы 179-183 [ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2006868/f214. table Bibliothèque Nationale de France ] ]. 3 марта, после бурных дебатов, дофин принял обнародование крупного «грандиозного артиллерийского орудия», за которое проголосовали 28 декабря во время Генеральных штатов 1355 года, и что его отец ратифицировал незадолго до того, как отправиться на войну с англичанами летом 1356 г.

Постановление

Текст постановления состоял из 61 статьи. Менее строгий, чем декабрь 1355 года, он обрисовал управляемую монархию и обширный план административной реорганизации. В нем указано, что

Однако полное выполнение этого постановления будет быстро заблокировано. Комитет по чистке был создан, но проработал всего 5 месяцев. Сборщики налогов, названные Генеральными штатами, встретили враждебность со стороны крестьян и бедных мастеров.Шесть представителей адвоката по опеке составляли меньшинство, а Генеральным штатам не хватало политического опыта, чтобы постоянно контролировать силы дофина, поскольку он прислушивался к советам и вновь обнаруживал поддержку своих чиновников. Частые перемещения, дорогостоящие и опасные в то время, отпугивали представителей провинций, и государства становились все менее и менее представительными. Постепенно только парижский средний класс стал участвовать в собраниях [ Эдвард П. Чейни, «Рассвет новой эры, 1250–1435», 3ème Chapitre: «Возвышение среднего класса: развитие представительного правительства») [ http: // www.geocities.com/fairauthor/1250c.html geocities.com ] ]. Но в конце концов король Иоанн Добрый, сохранив хорошую репутацию и подписав двухлетнее перемирие с прокурорами принца Уэльского, отрекся от дофина и 6 апреля 1357 г. из своей тюрьмы в Бордо запретил постановление о реформе. применяется. Этьен Марсель и Робер ле Кок заявили протест дофину, который, чувствуя уверенность в своей поддержке со стороны провинции (провинции не следовали за действиями парижского населения), в августе запретил Марселю и его сторонникам принимать какое-либо участие в правительстве. и объявил, что будет править один.Ле Кок удалился в свою епархию; но Марсель остался в Париже и воспользовался отъездом дофина (который уехал, чтобы созвать Генеральные штаты за пределами столицы), чтобы организовать сопротивление. С тех пор он планировал выступить против правящей ветви семьи Валуа, другой части королевской семьи, которую нашел в лице короля Наварры Карла Плохого, уже претендовавшего на французский трон. «Главный удар», устроенный Марселем, позволил королю Наварры бежать из замка Ailleux, где он находился, и дофин, возвращающийся в Париж без денег, должен был снова созвать Генеральные штаты на 7 ноября; под давлением руководителей народа он предоставил своему зятю охранную грамоту и разрешение вернуться в Париж.13 января 1358 года Генеральные Штаты собрались снова, но почти не дворяне и очень мало церковников. Представители уехали, так и не сумев договориться о том, как найти субсидии. Следующим 23 января дофин издал приказ, разрешающий Генеральным штатам девальвировать валюту. Этьен Марсель, отметив неудачу своих попыток контролировать монархию с помощью законодательства, заявил, что попытается контролировать ее силой. Это не отменяет необходимости иметь суверенного, но должно сочетаться с тем, что оставит ему больше силы.Он действительно сомневался в необходимости суверена, но это должно было быть согласовано с теми, кто больше всего будет сдерживать его власть. Он колебался между предполагаемой слабостью дофина и алчностью Карла Плохого.

Примечания и ссылки

Фонд Викимедиа. 2010.

.

Grande ordonnance de 1357 — Wikipédia

Page d’aide sur l’homonymie

La grande ordonnance de 1357 est une tative, menée par Étienne Marcel, d’imposer uncontrôle sur la monarchie française, en speulier en matière fiscale et monétaire.

En Angleterre, les revers de Jean sans Terre (considéré com illégitime et usurpant le trône de son frère Richard Cœur de Lion puis de son neveu Arthur et enfin de sa nièce Aliénor) contre Philippe Auguste ont pipeline les citadins à la lui Великая хартия вольностей , большая хартия по институту свободы виль и контроль над фискальным парламентом.En France les Capétiens ont assis leur pouvoir en Favorisant le développement du pouvoir des villes contre celui de la noblesse. Cela s’est fait en Favorisant l’épanouissement de villes franches et en ayant recours aux états généraux pour les prises de décisions important depuis Philippe le Bel. Фактически, le domaine royal s’est considérablement étendu et la plupart des duchés sont devenus progressment des apanages confiés aux fils du roi, ce qui évite la прогрессивное разделение владений Capétiens [1] .

En France, de la guerre de Cent Ans a this catastrophique et le pouvoir royal est très contesté depuis la défaite de Crécy en 1346. En effet, Philippe VI avait été élu par les pair de France au detriment de Jeanne II de Наварра. La fille de Louis X находит свое бывшее место во Франции по прибытии в семью Филиппа V и Карла IV, enfin de son cousin Philippe de Valois, tous ayant été jugés, plus proches de Philippe le Bel qu’elle-même.

C’est en vertu de ce jugement qu’Édouard III d’Angleterre, petit-fils de Philippe le Bel par sa mère Isabelle, réclama la Couronne de France.De la même manière Charles II de Navarre estime pouvoir prétendre au trône en qualité de petit-fils de Louis, граф д’Эврё, au même rang que Philippe VI, сын отца Шарля де Валуа, tous deux frères de Philippe le Bel.

À cette époque, la noblesse justifie l’essence divine de son pouvoir par une pipelineite chevaleresque specific sur le champ de bataille. Или Crécy Fut un désastre contre une armée pourtant très inférieure numériquement et Philippe VI a fui, remettant en cause la légitimité divine des Valois.Ce discrédit est aggravé par l’apparition de la grande peste en 1348, подтверждающий l’idée que cette dynastie n’est pas soutenue par Dieu. Эдуард III и Шарль де Наварр отправили донк л’окасион де фейр валуар лорс реваншиз, соответсвующий à la Couronne de France et en jouent pour séduire les villes en laissant espérer l’institution d’une monarchie contrôlée.

En 1356, à la bataille de Poitiers, le roi Jean le Bon, ne voulant pas fuir com l’a fait son père à Crécy, se bat héroïquement et est fait Prisonnier par les Anglais, mais acquiert un prestige énorme.Сын дофина Шарля, оставивший только боевое время, гарантирует свое господство и теневое положение на Англетере. Les mercenaires démobilisés pillent les campagnes: ce sont les grandes compagnies. Pour l’éviter, le dauphin propose de créer une armée permanente de 30 000 hommes. Il faut level de nouveaux impôts et il convoque les états généraux.

Этьен Марсель, prévôt des marchands de Paris, devient le chef du tiers état aux états généraux de 1355 et de 1356. En 1355 la guerre de Cent Ans est relancée, для финансиста l’armée Jean le Bon doit convoquer les ératats g.Ceux-ci sont extrêmement méfiants Quant à la gestion des finances publiques (échaudés par les dévaluations entraînées par les mutations monétaires [2] ), et n’acceptent la levée d’une taxe sur le sel (la gabelle) que si les états généraux peuvent en contrôler l’application et l’utilisation des fonds prélevés. Должностные лица, выдающие налоговые декларации, получают être désignés par les états généraux, et dix députés doivent entrer au consil du roi afin de contrôler les finances [3] .Cette ordonnance est ratifiée le .

La bataille de Poitiers a lieu le . Jean II est à deux doigts de l’emporter, mais il est fait Prisonnier avec un de ses fils cadets, Philippe: c’est un nouveau désastre [4] .

Les débuts de la régence du dauphin Charles sont difficiles: il n’a que 18 ans, peu de prestige staff ), peu d’expérience et doit porter sur ses épaules le discrédit des Valois.Il s’entoure des membersres du consil du roi de son père qui sont très décriés. Dès son arrivée à Paris, dix jours après la bataille, il convoque les états généraux de la langue d’oïl pour le . Les députés du tiers état sont au nombre de 400. Le dauphin va se heurter à une forte оппозиция: Этьен Марсель à la tête de la bourgeoisie et les amis de Charles de Navarre перегруппировывается при Роберте Ле Коке, l’évêque de Laon. Au sein des états généraux, un comité de 80 members [5] , constitué sur leur Initiative (для облегчения обсуждений), appuie leurs rendations.Les états généraux, déclarent le dauphin leutenant du roi et défenseur du royaume en l’absence de son père et lui adjoignent un consil de vingt-huit members, douze nobles, douze bourgeois et quatre clercs, prévévés [6] ‘ordonnance de 1355 [5] . Au XIX и siècle, le romantisme seekra определенных авторов в Paris, dans ce mouvement, était devenu une véritable république, dont Marcel était le chef réel [7] .Этьен Марсель Черше à réformer le gouvernement et l’administration du royaume.

Pour pouvoir leng de nouvelles tax, il exige la depitution des sept consillers les plus compactis [8] et la Libération du roi de Navarre. В соответствии с условиями, избирательные округа не имеют права избирателя на годовщину своего правления и деми-сюрпризов. Pas Assez puissant pour pouvoir refuser d’emblée ces propositions le dauphin ajourne sa réponse (prétextant l’arrivée de messagers de son père [5] ), renvoie les états généraux et quitte Paris pour Metz o l’empereur Charles IV [9] .Mais, manquant d’argent, il se Trouve bientôt à la merci du prévôt des marchands, qui saisit le mouvement d’indignation provoqué par une nouvelle ordonnance de mutation monétaire publiée le et fait prendre les armes àoutes; il doit accept le renvoi de ses consillers, annuler la mutation et les états généraux sont rappelés pour le début du mois de février 1357 [10] . Le 3 mars, après de houleux débats, le dauphin Accepte la Promulgation de la «grande ordonnance» qui avait été votée le 28 décembre au Cours des états généraux de 1355 et que son père avait camp ratifiére jusant en avait en été 1356.

Le texte de cette ordonnance comporte 61 статья. Moins rigoureux que celui de , il est l’esquisse d’une monarchie contrôlée et un vaste plan de réorganisation administrator. Il précise qu’une Commission d’épuration composée de vingt-huit députés, dont douze bourgeois, aura pour charge de destituer les fonctionnaires fautifs (и в частности, les collecteurs d’impôts indélicats). Les coupables seront alors condamnés et auront leurs biens confisqués.Le dauphin renonce à toute imposition non votée par les états généraux et accept la creation d’un consil de tutelle de 36 members qui se met aussitôt en mesure d’exécuter un program de réformes. Шесть представителей этих статусов, вступающих в консилиум королевской власти, занимающихся консилиумом в управлении, королевской системы наблюдения за финансами и частными мутациями денежных средств и субсидий экстраординарных серий, контролирующих эти вопросы. L’ordonnance prévoit aussi une monnaie fixe, les nobles ne doivent plus être dispensés de l’impôt, le droit de requisition des seigneurs doit être aboli, les fourrages et les chevaux mis à l’abri du pillage.En échange de ces mesures les villes fourniront un homme d’armes parcent foyers. Cinq jours après la promulgation de l’ordonnance, presque tous les consillers royaux du moment sont exilés, les members du parlement et de la chambre des comptes renouvelés, les officiers de Justice et de finances destitués, la Cour des aides créée.

Mais l’exécution de cette ordonnance va être vite bloquée. La Commission d’épuration est désignée mais ne fonctionne que 5 mois. Les Collecteurs d’impôts nommés par les états rencontrent l’hostilité des paysans et des artisans pauvres.Les six députés Entrés au Consuil de Tutelle sont en minorité et les états généraux manquent d’expérience politique pour contrôler en permanence le pouvoir du dauphin qui, en prenant de l’expérience, retrouve l’appui des fonctionnaires. Les déplacements fréquents, coûteux et dangereux à l’époque, découragent les députés de Province, et les états sont de moins en moins représentatifs. Peu à peu seule la bourgeoisie parisienne vient siéger aux Assemblées [11] . Mais enfin, le roi Jean II le Bon, gardant un grand prestige et venant de signer une trêve de deux ans avec les procureurs du Prince de Galles, désavoue le dauphin et depuis sa тюрьма де Бордо, interdit l’application de l’ordonnance de réformation le .Этьен Марсель и Роберт Ле Кок протестуют под покровительством дофина, se sentant soutenu par les provinces, lesquelles ne suivaient pas le mouvement imprimé par la parisienne, interdit au mois d’août au prevôt et à ses adhérents de sement de sement mêler Attendu qu’il entendait gouverner tout seul. Le Coq se retira dans son évêché; mais le prévôt, resté à Paris, profa du départ du dauphin Charles qui avait convoqué les états hors de la capitale, для организатора сопротивления.Il songea dès lors à la branche régnante des Valois une autre branch de la maison de France et Trouva en la personne du roi de Navarre, Charles le Mauvais, un pretendant prêt à tout. Переворот главного комбайна для защиты маршанов подходит для сортировки королей Наварры, замков и дельфинов, возвращающихся в Париж без Аргентины, во время встречи на бис, созывающих для 7 ноября; sous la pression des chefs populaires, il accorda à son beau-frère un sauf-pipeit et l’autorisation de rentrer à Paris.Le , les états s’assemblèrent de nouveau; mais presque aucun noble et très peu de gens d’église s’y rendirent. Les députés se quittèrent sansvoir pu se mettre d’accord sur les moyens à Trouver des Subides. Le 23 janvier suivant, le dauphin prescrit une ordonnance l’autorisant à dévaluer la monnaie. Этьен Марсель, постоянный сотрудник учреждения по борьбе с монархией по закону, провозглашающий справедливость по силе. Il ne remet pas en cause la nécessité d’avoir un souverain, mais il doit composer avec celui qui lui laissera le plus de pouvoir.Il oscillera entre la faiblesse supposée du dauphin et la cupidité de Charles le Mauvais.

  1. ↑ Les Communautés rurales et urbaines : cliohist.net.
  2. ↑ Le roi pouvait changer le cours d’une monnaie: il Favorisait ainsi les monnaies royales à forte teneur en или face aux monnaies d’argent frappées par ses vassaux. Le Franc histoire d’une monnaie. Les mécanismes de mutation . Национальная библиотека Франции.
  3. ↑ Jourdan, Decrusy et Isambert, Recueil général des anciennes lois françaises, depuis l’an 420 jusqu’à la Révolution de 1789 , Париж: Belin-Leprieur: Plon, 1821-1833, страницы 738-745.Национальная библиотека Франции.
  4. ↑ Чад Арнов, Битва при Пуатье , myarmoury.com.
  5. a b et c Cazelles 2006, p. 151.
  6. ↑ Philippe Contamine, « La royauté française en crise, de la défaite de Poitiers aux états généraux », на сайте www.archivesdefrance.culture.gouv.fr,
  7. ↑ Луи Мишельан, Faits mémorables de l’histoire de France , Париж 1844.Dans cet ouvrage, comm dans plusieurs autres de la fin du XIX e siècle, le nombre de members du consil adjoint au roi est porté à trente-six, soit douze members par pouvoir social.
  8. Le Franc histoire d’une monnaie. La création du Franc . Национальная библиотека Франции.
  9. ↑ Cazelles 2006, с. 158.
  10. Paris à travers les âges: histoire nationale de Paris et des parisiens depuis la fondation de Lutèce jusqu’à nos jours. Tome premier / par H. Gourdon de Genouillac; ouvr. ReD. sur un plan nouveau et approuvé par Анри Мартен, страницы 179–183. Национальная библиотека Франции.
  11. ↑ Эдвард П. Чейни, «Рассвет новой эры» 1250-1435 3 e глава: Расцвет среднего класса: развитие представительного правительства geocities.com.

Источники и библиография [модификатор | модификатор кода файла]

,

Постановление 1784 г.

Семь штатов Конфедерации в то или иное время выдвигали претензии, часто частично совпадающие, на земли к западу от Аппалачей. Неудивительно, что так называемые «безземельные» государства возмущались потенциальными выгодами, которыми могли бы пользоваться «земельные» государства. В 1780 году, ожидая, что штаты, претендующие на землю, в конечном итоге уступят их национальному правительству, Конгресс принял резолюцию, определяющую его политику в отношении этих новых земель.Начиная с 1781 года претензии на западные земли начали передаваться центральному правительству в условиях ожесточенных споров и горечи. Именно готовность Вирджинии отказаться от своих требований к северу от реки Огайо, наконец, побудила Мэриленд ратифицировать «Статью о конфедерации» в марте 1781 года. После заключения мира с Великобританией в 1783 году Конгресс призвал немалые таланты Томаса Джефферсона навести порядок в запутанной картине западных земель. Его предложение, которое в конечном итоге стало Постановлением 1784 года, выдвигало следующие идеи:

  • Западные области должны оставаться частью Соединенных Штатов и подчиняться их центральному правительству.В постановлении прямо говорилось: «Во-первых, они навсегда останутся частью этой конфедерации Соединенных Штатов Америки».
  • Новые развитые районы на Западе должны нести пропорциональную долю государственного долга, недавно возникшего в результате Войны за независимость
  • После 1800 года в этих районах должно быть запрещено рабство.
  • Была установлена ​​процедура, детально описывающая шаги, с помощью которых западные области достигнут государственности; ученый Джефферсон предложил имена Херронес, Ассенисипия, Метропотамия, Сильвания и Пелисипия, среди прочих.
Конгресс принял суть предложения Джефферсона, но удалил раздел о рабстве и, к счастью, отказался от предложенных названий штатов. Ценность постановления заключалась в его упорядоченном подходе к сложному вопросу о привлечении новых территорий в союз. Индийские лидеры понимали, что белые поселенцы скоро придут в движение, и были мотивированы подписать второй договор Форт-Стэнвикс (1784 г.). Систематические средства обследования и подготовки западных земель к продаже были представлены в Постановлении 1785 года.Великий Северо-Западный Указ (1787 г.) внес изменения в закон 1784 г. о приеме новых территорий в состав Конфедерации. ,

марта Первая часть | История Кореи

Движение первого марта , также называемое Движение за независимость Самила , серия демонстраций за национальную независимость Кореи от Японии, которая началась 1 марта 1919 года в столице Кореи Сеуле и вскоре распространилась по всей стране. До того, как японцы окончательно подавили движение 12 месяцев спустя, около 2 000 000 корейцев приняли участие в более чем 1 500 демонстрациях. Около 7000 человек были убиты японской полицией и солдатами, 16000 были ранены; В результате пожара сгорели 715 частных домов, 47 церквей и 2 школьных здания.Было арестовано около 46 000 человек, из которых около 10 000 были осуждены.

Британская викторина

Исторический шведский стол: факт или вымысел?

Первый в мире железный мост был построен в Англии.

Движение было начато 33 корейскими культурными и религиозными лидерами, которые после почти 10 лет японского правления составили корейское «Провозглашение независимости», а затем организовали массовую демонстрацию в Сеуле 1 марта 1919 года, в день памяти их покойного императора. ,В назначенный день 33 лидера, надеясь оказать международное давление на Японию с целью положить конец ее колониальному правлению в Корее, подписали и прочитали прокламацию, а сообщники зачитали ее в городах по всей стране. Подавленные антияпонские настроения корейцев были высвобождены одним мощным взрывом, и во многих частях страны прошли массовые демонстрации, сформировав крупнейшие национальные митинги протеста против иностранного господства в истории Кореи.

Хотя движение не смогло достичь своей главной цели — национальной независимости, оно сыграло важную роль в укреплении национального единства, что привело к рождению в Шанхае Временного правительства Кореи ( кв.v. ) и привлекает внимание всего мира. Наконец, провал «Движения первого марта» значительно ускорил подъем коммунистической партии Кореи. Сегодня 1 марта — национальный праздник как в Северной, так и в Южной Корее.

.

0 comments on “Великий мартовский ордонанс 1357: Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г. — История государства и права зарубежных стран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *