Метод беседы. Виды и формы беседы
Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.). Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.
Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником.
Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя (педагога, экспериментатора), степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы. При организации беседы от психолога требуется умение вступить в контакт с клиентом, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности человека, вовлекаемого в беседу. Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен — все это влияет и на ход, и на результативность беседы.
Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и пр.). Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью диктофона, магнитофона, видеосъемки).
Для использования метода беседы исследователь, экспериментатор должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияния факторов обстановки, времени и пр.
Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент и др.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
1) Терапевтическая беседа
2) Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
3) Автобиографическая беседа
4) Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
5) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
Виды бесед (по другой классификации):
1) непринужденная беседа,
2) интервью,
3) вопросники,
4) психологические анкеты.
Различают управляемую и неуправляемую форму беседы. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.
В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы. Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы. Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».
Управляемая беседа не всегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди. Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту необходимо «выговориться». В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
1) Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
А) Выяснение (использование уточняющих вопросов)
Б) Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
В) Словесное отражение психологом чувств респондента
Г) Резюмирование
2) Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.students-library.com
Метод беседы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации.
Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева «беседа» интерпретировалась бы как «чтение». Если принять соответствующие условности, то у М. Фасмера находим: «…Беседа — «разговор, поучение»…[1]
. Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
- Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
- Автобиографическая беседа
- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) — интервью
- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
Рефлексивное и нерефлексивное слушание[править | править код]
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание[править | править код]
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
- Выяснение (использование уточняющих вопросов)
- Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
- Словесное отражение психологом чувств респондента
- Резюмирование
Нерефлексивное слушание[править | править код]
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
ru.wikipedia.org
Метод беседы — Психологос
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Общие сведения
В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.
Существует два вида беседы:
- Управляемая
- Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.
В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
- Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
- Автобиографическая беседа
- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
- Телефонная беседа
Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
- Выяснение (использование уточняющих вопросов)
- Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
- Словесное отражение психологом чувств респондента
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
www.psychologos.ru
Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника | ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Беседа — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Иначе говоря – это прямой, или открытый, диалог. Говорящий и слушающий постоянно меняются местами, и каждый должен сообразовывать свои слова с высказываниями собеседника, а поскольку чужая мысль не предсказуема, ответ приходится давать экспромтом, что придает речи выраженный дискурсивный (поисковый) характер.
Основных видов беседы семь: 1. Непринужденная дружеская беседа. 2. Проблемная беседа. 3. Ознакомительная беседа. 4. Светская или салонная беседа. 5. Деловая беседа. 6. Информационная беседа. 7. Застольная беседа.
30 вопрос Беседа- взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Иначе говоря – это прямой, или открытый, диалог. В жанре беседы выделяются две основные стратегии речевого поведения – эгоистическая и альтруистическая. В эгоистической стратегии собеседники – один, оба или несколько – превращают диалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает только себя, преследуя речевую цель выговориться, заявит о себе, повластвовать. В альтруистической стратегии осуществляется подлинный диалог, проявляется уважение к собеседнику, желание понять его мысли и его личность, умение слушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу, отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний. Основных видов беседы семь: 1. Непринужденная дружеская беседа.( Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты, на дедуктивную подачу информации, требование заведомо не критичного восприятия материала, использование элементов художественного стиля и практически всегда – разговорно-бытового, а порою и утрированного просторечного.) 2. Проблемная беседа.( это разговор о делах насущных: что делать, как поступить наилучшим образом для решения конкретных задач.) 3. Ознакомительная беседа.( Это,прежде всего размен информации: что вы хотите узнать о незнакомце и что готовы сообщить ему о себе? Начинают обычно с анкетных данных – фамилия, имя, отчество, профессия, место работы, иногда еще семейное положение, далее – сфера интересов собеседника.) 4. Светская или салонная беседа.( во многом вынужденный разговорный жанр: здесь неплохую услугу оказывают всевозможные пособия по этикету, и, разумеется, адльструистическая стратегия. Главное здесь — создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневной суеты. Во многих салонах так и уславливаются: о неприятностях не говорим!) 5. Деловая беседа.( Без нее немыслимы ни менеджмент, ни маркетинг, ни бизнес вообще. Деловая беседа по своей сути – это переговоры, торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы – выявить это общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора) 6. Информационная беседа.( едется с целью выведать определенную информацию. Расспрос, допрос, экзамен – это разновидности информационной беседы.) 7. Застольная беседа.( по сути дела, особая форма дружеской беседы, специфичная своей обстановкой; специфика эта состоит в том, что собеседники находятся в той или степени алкогольного опьянения.)
31 вопрос 1 тип это открытый собеседник. Такой тип открыт для беседы, он воспринимает и обдумывает всю полученную им информацию, он увлечён в её понимании, не перебивает собеседника, а внимательно его выслушивает. Как пример открытого собеседника мы можем привести друга с которым мы беседуем по каким либо вопросам. 2. Закрытый тип собеседника не внимательно слушает вас, отрицает все ваши доводы и аргументы, отвлекается на посторонние вещи, открыто показывает свою неприязнь к вам, перебивает вас,пытается вас запутать и не собирается принимать ваши аргументы и тезисы как истину,если даже они таковыми являются. 32 вопрос Деловая беседа. Без нее немыслимы ни менеджмент, ни маркетинг, ни бизнес вообще. Деловая беседа по своей сути – это переговоры, торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы – выявить это общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора. В этом виде беседы необходимо: 1.Захватить и удержать инициативу.2.Иметь в виду, что зачастую риторический вопрос – это мягкое, бархатное утверждение или предложение: а не лучше ли нам?3.Выяснить с максимальной точностью подлинное состояние дел собеседника.4.Предложить партнеру несколько альтернатив, в любом случае выгодных для вас.5.Суметь обменять несколько неимущественных уступок на одну существенную.6.Быть тем мягче по форме, чем приходится жестче быть по сути.7.Четко оговорить и юридически закрепить условия и гарантии выполнения сделки.
33 вопрос Спор – словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое мнение. По социальному признаку выделяют следующие виды споров:1. Дискуссия – публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, — совместный поиск истины.2. Диспут – публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.3. Дебаты, или прения – обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.4. Полемика – открытая конфронтация, жесткое противоборство идей и их носителей – личностей, партий, идейных течений и т.п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии. По речевой цели споры, по классификации делятся на: 1. Споры для выяснения истины.2. Споры для убеждения оппонента.3. Споры для победы, т.е. ниспровержения оппонента при свидетелях ради их убеждения.4. Споры как самоцель – своего рода спорт. В любом споре необходимо соблюдать основные законы логики. Их всего четыре: 1. Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя не смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, — в последнем случае это надо четко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение.2. Закон противоречия. Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинным.3. Закон исключенного третьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом.4. Закон достаточного основания. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана. Наряду с аргументами по существу дела употребляются аргументы к человеку: аргументы к авторитету, к личности, к публике, к тщеславию, к жалости и т.д. они воздействуют не на разум, а на чувства. Существуют определенные правила ведения цивилизованного спора:1. Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть четкие суждения по нему – тезисы и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов.2. Установить общее и розное в тезисах и первое исключить из предмета спора – сузить до необходимого предела пункты разногласий.3. Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений.4. Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в сою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса.5. Отчетливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному. 34 вопрос Логическое убеждение — осуществляется путем логических операций доказывания (доказательства), критики и опровержения. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Доказательство — это разновидность процесса аргументации, а именно: аргументация, устанавливающая истинность суждения на основе других истинных суждений. 35 вопрос Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника. Таких приемов многое множество, самых разнообразных по своей сущности. Иные из них, которыми пользуются для облегчения спора себе самим, позволительны. Другие – непозволительны и часто прямо бесчестны. Перечислить все уловки или хотя бы точно классифицировать их – в настоящее время невозможно. Считаем, однако, необходимым описать некоторые из наиболее важных и чаще всего встречающихся, чтобы помочь узнавать их и принимать меры защиты. Лояльные:1) оттягивание возражения. Иногда бывает так, что противник привел нам довод, на который мы не можем сразу найти возражение. Просто «не приходит в голову», да и только. В таких случаях стараются по возможности незаметнее для противника «оттянуть возражение», напр., ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его или для осведомления вообще, хотя ни в том, ни в другом не нуждаются; начинают ответ издали, с чего-нибудь имеющего отношение к данному вопросу, но и прямо с ним не связанного и т.д., и т.д. В это самое время мысль работает и часто является желаемое возражение, к которому сейчас и переходят. Надо уметь это сделать ловко и незаметно. Если противник заметит, в чем дело, он всячески будет мешать уловке.2) если вдруг растерялся или испугался чего либо в споре или думаешь,что не сможешь ответить то тогда нужно стараться не выдать своего состояния, не смотреть растерянно, не понижать и не ослаблять голоса, говорить твердо, и умело оттянуть возражение до тех пор, пока не оправишься. Иначе и противник, и слушатели (по большей части судящие о ходе спора «по внешности») будут думать, что мы «разбиты», как бы нелеп ни был довод, при котором случилась с нами эта неприятная история.3) Вполне позволителен и тот прием (его даже трудно назвать «уловкой»), когда мы, видя, что противник смутился, при каком-нибудь доводе, или стал особенно горячиться, или старается «ускользнуть» от ответа,– обращаем особенное внимание на этот довод и начинаем «напирать» на него. Какой бы ни был спор, всегда следует зорко следить за слабыми пунктами варгументации противника и, найдя такой пункт, «разработать» его до конца, не «выпуская» противника из рук, пока не выяснилась и не подчеркнулась вся слабость этого пункта. Не лояльные 1)Вопросы. Можно начать задавать вопросы, причем с разными целями.2) Диверсия. Простой и распространенный прием: резко сменить тему разговора. «Давайте-ка теперь зайдем с другого конца…», «А вот еще один, тоже очень интересный вопросик…», «Ну, что мы все об одном и то же, попробуем подойти иначе…»3) Срывание спора. Диверсия не удалась, противник вернул вас к предмету разговора. Что ж, попробуем вообще сорвать разговор, начнем вести себя так’, чтобы противник был вынужден замолчать и прекратить спор. Это можно сделать по-разному. Некоторые люди просто не дают оппоненту говорить: говорят все время сами, доказывают, рассуждают, приводят аргументы, которые, как им кажется, мог бы высказать оппонент, и отвечают на них, шутят и сами же смеются своим шуткам, говорят за оппонента и т. д. Ясно, что если вы не даете высказаться оппоненту, то никакого спора уже не будет: диалог превратиться в монолог одного из собеседников.4) затягивание спора. Если сорвать спор не удалось, пробуйте потянуть время, чтобы противник потерял терпение и стояться, у плиты, как кухарка, напариться. Вот только тогда на все готовенькое эта барыня и соизволит из постели выползти!» 36 вопрос«Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие — глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное»1.
|
mykonspekts.ru
Основные типы бесед в исследовании личности
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.
Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:
— стандартизированная беседа— стойкие программа, стратегия и тактика;
— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.
В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций — тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.
Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.
Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.
Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.
Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.
Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.
Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.
На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.
Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.
Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.
Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.
Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.
Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.
studfiles.net
§3.2.2. Виды деловых бесед
Чем же определяется характер деловой беседы, особенности ее протекания в целом?
Прежде всего — профессиональными и деловыми интересами ее участников. Но не менее важным является и тип отношений между собеседниками (субординационные «по вертикали» — «сверху — вниз», «снизу — вверх» и партнерские «по горизонтали»).
По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и без соблюдения официальных правил и формальностей. То есть деловые беседы могут проводиться в кабинете, на рабочем месте, в столовой, ресторане, во время прогулки, дружеского застолья и т.п.
По характеру обсуждаемых вопросов можно выделить следующие виды:
Кадровые (прием на работу, увольнение, перемещение по должности)
Дисциплинарные (связаны с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от служебных обязанностей)
Организационные (определяют технологию выполнения задания)
Творческие (посвящены выработке концепции того ил иного проекта и т.д.)
Рассмотрим подробнее некоторые из этих видов деловых бесед.
§3.2.3. Кадровые беседы
От кадрового подбора и расстановки кадров зависит эффективность работы любой организации. Важное место в решении кадровых вопросов занимают деловые беседы, которые позволяют руководителю лучше понять и оценить сотрудника или претендента на должность.
Особое значение эти беседы (собеседования) приобретают при приеме на работу! А. А. Романов в книге «Грамматика деловых бесед» выделяет 8 основных вопросов, которые должен задать руководитель, и на которые должен ответить претендент на должность:
1. Что вы за человек?
Руководитель-интервьюер просит претендента рассказать о себе, он хочет знать о кандидате как можно больше.
2. Почему вы ищете работу?
Для руководителя важно понять причины поиска новой работы, логичность ее обоснования.
3. Чем вы можете быть полезны?
Руководитель выяснит, насколько поступающий в курсе дел организации, в которой он хочет работать.
4. Каковы ваши сильные стороны?
Необходимо, чтобы претендент подтвердил наличие названных качеств примерами из своей практической деятельности, повседневной жизни. Целесообразно предложить ему описать свое поведение в одной из конфликтных ситуаций в вашей организации.
5. Каковы ваши слабые стороны?
Этот вопрос позволяет выяснить, насколько кандидат на вакантное место искренен, психологически уравновешен, умеет извлекать уроки из своих ошибок.
6. Каким, на ваш взгляд, должен быть начальник?
Осторожно нужно отнестись к ответам, в которых претендент стремится показать свою покладистость, бесконфликтность.
7. Каковы ваши самые сильные достижения?
Если кандидат не способен назвать хотя бы один значительный успех, то вряд ли он готов к серьезной и ответственной работе.
8. На какую зарплату вы можете рассчитывать?
Если претендент занижает сумму своего вознаграждения, то это нередко свидетельствует о его неуверенности в своей квалификации. Если же кандидат предлагает высокий уровень оплаты, то это может говорить о его завышенной самооценке, отсутствии чувства реальности. Серьезный кандидат, как правило, называет нижнюю и верхнюю границы оплаты.
Заканчивая разговор с претендентом, нужно ему задать еще один вопрос, который касается содержания его будущей работы: «Не хотите ли обсудить что-нибудь, о чем мы с вами не упомянули в разговоре?». Ответ на этот вопрос покажет отношение кандидата к будущей работе. Серьезный кандидат не может не поинтересоваться содержанием своей работы, тем, сто от него ждут именно на данном участке работы и что ожидают вообще от кандидата на эту должность.
Успех собеседования во многом зависит от того, насколько его участники соблюдают этические нормы. Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова называют следующие правила поведения при поступлении на работу:
Собеседование должно начаться в строго обозначенное время. Претендента следует заранее оповестить о месте, дате и времени встречи.
Пришедший на собеседование должен иметь возможность привести себя в порядок (причесаться, посмотреть на себя в зеркало, пристроить свои вещи и т.д.)
Хозяин кабинета должен подняться навстречу вошедшему, приветливо улыбнуться, протянуть руку для рукопожатия, предложить сесть, расположиться поудобнее.
Следует подумать о пространственном расположении руководителя и претендента в кабинете: руководитель может оставаться за своим рабочим столом, сесть напротив претендента за отдельным столом, сесть рядом с ним и т.д.
Важно расположить к себе собеседника, помочь преодолеть скованность, неловкость в новой обстановке. Необходимо создать атмосферу доброжелательности и заинтересованности.
Руководителю следует обращаться к кандидату на вакантное место по имени и отчеству.
Беседа при увольнении с работы.
Каждому руководителю приходится сталкиваться с двумя типичными ситуациями:
Сотрудник сам принимает решение об уходе с работы.
Руководитель организации решает уволить своего работника.
И та, и другая ситуация сопряжена с переживаниями, волнениями, а нередко и конфликтами, и очень важно, чтобы обе стороны вышли достойно из трудного положения. В первом случае важно выяснить причины увольнения, его мотивы. И в зависимости от этого строить разговор с подавшим заявление. Человек может уволиться в силу объективных причин: по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, из-за перемены места жительства и т.д. Тогда нужно поблагодарить его за хорошую работу, пожелать ему успехов на новом поприще.
Другое дело, когда человек заявляет об уходе в состоянии эмоционального возбуждения, под влиянием таких субъективных факторов как обида на руководителя или коллектив и т.д. Для большинства людей такое увольнение не является желаемым результатом, хотя довольно часто становится им. Да и для организации это невыгодно, однако порой может стать удобным поводом, чтобы избавиться от неугодного работника. Поэтому руководителю необходимо определить свою собственную позицию по отношению к факту увольнения и решить для себя, будет он уговаривать сотрудника остаться или нет.
Важно создать благоприятную и доброжелательную атмосферу для делового конструктивного разговора, попытаться устранить имеющиеся разногласия, а также использовать беседу для обсуждения трудовой деятельности, характера взаимоотношений в коллективе, задач, стоящих перед организацией.
Увольнять людей с работы приходится в силу разных обстоятельств. Но во всех ситуациях руководители не должны оправдываться, испытывать чувство вины и угрызений совести, произносить фразы: «Мы бы, конечно, оставили вас, но…» «Нам бы очень хотелось продолжить с вами работать, но…». Это оставляет надежду у увольняющегося и он ищет основания, чтобы остаться.
Приведем правила этического характера, которые помогут в какой-то степени снять напряженность в ситуации увольнения:
Не приглашаете на беседу увольняемого сотрудника накануне выходных или праздничных дней.
Такая беседа не должна быть продолжительной (по мнению специалистов не более 20 минут).
Соблюдайте сдержанный, корректный и одновременно доброжелательный тон беседы.
К кадровым относится и беседа в связи с переменой должностного положения работника.
Повышение в должности обычно радует человека, понижение огорчает, переход на родственную работу не вызывает особых переживаний. Это должен учитывать руководитель, выбирая тактику стратегию своего поведения во время беседы. Особого внимания требуют люди, которых освобождают от руководящей должности, но которые остаются работать в коллективе. Бывшие руководители тяжело переживают изменение своего статуса. Поэтому нужно щадить самолюбие человека, подчеркивая уважительное отношение к нему. И если это возможно, следует сохранить за ним, хотя бы временно, некоторые льготы и атрибуты его власти (кабинет, отдельный стол, телефон…).
studfiles.net
Беседа
Одним из основных методов психологии и педагогики является беседа.
Беседа предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме. Данный метод применяется на разных стадиях исследования, а его научная ценность состоит в установлении личного контакта с объектом исследования и возможность оперативно получить необходимые данные.
Беседа может быть:
- Формализованной. Данный вид беседы позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию, т.к. предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию на них ответов;
- Неформализованной. В этом виде беседы вопросы не жестко стандартизированы, поэтому есть возможность ставить дополнительные вопросы. Как правило, в ходе этого вида беседы между исследователем и респондентом достигается более тесный контакт, а это, безусловно, способствует получению полной и глубокой информации.
Выслушать человека, вызвав его на откровенность – это большое искусство, поэтому к полученной информации надо относиться очень бережно. В ходе беседы исследователь, при необходимости, может для себя делать какие-либо пометки, что поможет восстановить весь ход беседы после завершения работы. Иногда можно использовать технические средства – магнитофон, диктофон, но, респондент должен быть об этом проинформирован.
Беседе предшествует большая предварительная работа:
- Тщательное продумывание исследователем всех аспектов проблемы, подбор нужных фактов, четкая постановка цели;
- Определение последовательности задаваемых вопросов;
- Обязательный выбор места и времени разговора;
- Использование только тех вопросов, которые связаны с темой беседы;
- Беседа должна проходить в спокойной обстановке, возбужденное состояние категорически запрещено;
- Запрещены некорректные вопросы;
- Обязательный учет настроения собеседника, его субъективное состояние.
Метод беседы имеет свои преимущества и недостатки, т.е. свои плюсы и минусы. Преимущества метода беседы:
- Правильная последовательность формулировки вопросов;
- Возможность использования, например, карточек для записи вопросов;
- Возможнось дополнительного вывода о достоверности ответов в результате анализа невербальных реакций респондента.
Недостатками беседы являются:
- Большое количество времени, затрачиваемое на беседу;
- Обладание соответствующими навыками проведения результативной беседы.
Виды беседы
В зависимости от конкретных условий работы в психологической практике используются различные виды беседы:
- Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
- Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
- Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.
- Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.
- Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.
- Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».
Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;
Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.
Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;
Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.
Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;
Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.
spravochnick.ru