Формы и виды познания
Лекция № 9 «Познание.»
Знание в узком смысле — любого рода информация.
Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.
Знание — проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология— учение о познании.
Онтология— учение о бытие.
Бытие— мир вокруг нас.
Субъект познания — познающий человек.
Объект- то или кто познаётся.
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.
Виды познания:
чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
Ощущение— отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)
Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)
Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
отражает только признаки предметов
пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)
нельзя постичь сущности предметов и их свойств
рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
Понятие— мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
Суждение— форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое. Соловей- не насекомое.)
Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
— индукция — от частного к общему
— дедукция — от общего к частному
—аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
имеет обобщенный характер
носит абстрактный характер
активно и целенаправленно
связано с речью
Цель познания — истина.
Ложь — преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.
Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
объективность- независимость от сознания человека
конкретность
это процесс
Виды истины:
Абсолютная — полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
Относительная — изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:материальное производство (ВГО)
социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
научный эксперимент.
Функции практики:
практика- источник познания
практика – основа познания
практика – цель познания
практика – критерий истины.
Пути познания:
Ненаучный
а) мифологический
б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания — набор сведений.
в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г) здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
д) художественно-образный
Научный
Особенности научного познания:
стремится к максимальной объективности
стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
Использует особый научный язык
использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический — в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический — в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)
Методы научного познания:
наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.
эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.
сравнение. Эмпирический метод.
воображение. Теоретический метод.
выдвижение гипотез. Теоретический метод.
построение теоретических моделей. Теоретический метод.
Направления в развитии научных знаний:
постепенное накопление- НТП
научная революция ( Эйнштейн)
multiurok.ru
Познание — Википедия
Позна́ние, когни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.
Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучает познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии[1].
Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека.[2]
Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 287 дней].
Научное[править | править код]
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.
Художественное[править | править код]
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское[править | править код]
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое[править | править код]
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие. Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определенной моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах. Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.[5]
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях[6].
Платон[править | править код]
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Аристотель[править | править код]
«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».
«Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».
Кант[править | править код]
«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».
В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[7]. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.
Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
ru.wikipedia.org
Виды знаний . Конспект по обществознанию, кратко.
Виды знаний
Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний
Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.
Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.
Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.
Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.
УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.
Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:
1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.
Формы чувственного познания:
- ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
- восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
- представление — представление образа объекта познания.
2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.
Формы рационального познания:
- понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
- суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
- вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.
- Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
- Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.
Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.
- Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев).
- Личностное — приобретается непосредственно отдельно взятой личностью и является её достоянием. (Соседского кота нельзя трогать).
- Лженаучное — сознательное использование домыслов и предрассудков. (Все блондинки — глупые).
- Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
- Донаучное — прототип знания, составляющий основу для научного знания. (Всё большое состоит из мелких частей).
- Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
- Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
- Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).
КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- систематичность: знание получается на основе неоднократно повторяющихся фактов;
- структурированность: знание имеет чёткую систему, а не разбросано хаотично. Обоснованно и доказано;
- методологическая обоснованность: знание приобретается при использовании научных методов, подходящих к ситуации;
- независимость от субъекта выработки: знание лишено личностных оценок.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1) Эмпирические.
- Наблюдение — целенаправленное восприятие предметов и явлений со стороны, без вмешательства. (Миграция животных).
- Эксперимент — изучение предметов и явлений в специально созданных условиях. (Поведение мышей в клетке с крысами).
- Сравнение — сопоставление изучаемого объекта с другим для выявления общего и различного. (Сравнение тигра и льва).
- Измерение — сопоставление изучаемого объекта с эталоном. (Измерение веса в килограммах).
2) Теоретические.
- Обобщение — выделение общих черт у изучаемых объектов. (Кот и мышь — млекопитающие).
- Анализ — мысленное и фактическое разложение предмета изучения на составляющие части и исследование каждой по отдельности. (Разбор слова по составу).
- Синтез — мысленное и фактическое соединение частей предмета изучения в одно целое. (Исследование всех произведений Даниила Ивановича Хармса).
- Аналогия — выявление у изучаемого объекта качеств, похожих на качества другого объекта, и их изучение по этому сходству. (Решение примеров по образцу).
- Отвлечение (абстрагирование) — рассмотрение объекта с выделением только интересующих исследователя свойств. (Изучение кровообращения без учёта других систем организма).
Вы смотрели конспект «Виды знаний».
uchitel.pro
ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы |
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (греч. gnosis — знание, logos — учение)
это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
Формы и методы научного познания / Блог
Обществознание: понятие, формы и методы научного познания
Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
Методы научного познания
Методы познания — это система принципов и правил практической и теоретической деятельности.
Методы познания обобщают по двум уровням:
- Эмпирический уровень
- Теоретический уровень
Эмпирический уровень
Эмпирические (опытные) методы познания — познание научных фактов, открытие эмпирической закономерности.
Формы:
- Наблюдение, эмпирические законы.
- Научный факт.
Методы:
- Наблюдение (опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов)).
- Эксперимент/моделирование (исследование происходит в специальных условиях).
- Измерение (количественные и качественные характеристики).
- Классификация.
- Систематизация.
- Описание (фиксация сведений).
- Сравнение (сопоставление по критериям).
- Интервьюирование.
Теоретический уровень
Теоретический (рационально-логический) уровень — познание существенных связей, принципов и законов.
Формы:
- Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не опознано человеком, но что необходимо познать. Вопрос требующий ответа.
- Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы (предположение, догадка).
- Теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний.
Методы:
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
- Дедукция — от общего к частному.
- Индукция – от частного к общему.
- Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. (идеальный газ).
- Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
- Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях (химические формулы).
Универсальные методы научного познания:
- Анализ
- Синтез
- Индукция
- Дедукция
- Абстрогирование
- Идеализация
- Обобщение
- Аналогия
- Системный подход
- Структурно-функциональный подход
- Моделирование: предметное, математическое, идеальное.
Формы познания
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.
Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.
bingoschool.ru
Лекция 3. Познание и виды знаний
Лекция 3. Познание и виды знаний
Составным компонентом мировоззрения является знание– результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание– это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.
В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира. Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира:— агностицизм- философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания;
— скептицизм- философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая;
— гностицизм(оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира. Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире.
Выделяют несколько видов познания:
1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;
2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;
3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т.п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания;
4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней;
5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные;
6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности. В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке;
7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество;
9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.
Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.
Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.
Выделяют формы познания:
1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах:
— ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты;
— восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом. Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;
— представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление.
2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах:
— понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве;
— суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»;
— умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.
— эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным;
— рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.
Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.
Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни:
— эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы.
— теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.
Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания:
— житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину;
— мифологическое– знание мифа, вера в его истинность;
— религиозное– формируется в результате религиозного познания;
— художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы;
— научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания;
— паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т.п.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
social-studies.ru
Виды и формы познания
Тема: Человек
Урок: Виды и формы познания
1. ВведениеЗдравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся на двух соперничающих теориях познания. В основе типологии, которую мы будем изучать сегодня, лежат различные цели и способы познания.
Можно выделить научное, ненаучное, социальное познание и самопознание (рис. 1).
Рис. 1. Виды познания
Научное познание, конечно, представляет для нас главный интерес. Отличия научного познания от других видов познания – стремление к объективности, праксеологизм, использование специально разработанных методов.
Позже вы будете говорить о том, что такое наука, и узнаете, что наука как отдельный вид познания появилась не раньше XVII века, потому что до этого времени не существовало специальных научных методов. Всё знание, которое существовало до этого, называется донаукой, преднаукой или философией. Преднаука – ранний этап формирования научного знания, характеризуемый отсутствие специальных методов.
Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью.
Все методы познания можно разделить на три группы – всеобщие (или философские), общенаучные и частные (рис. 2).
Рис. 2. Методы научного познания
К числу всеобщих относят исторический и логический методы.
Общенаучные методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование) и теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Ведется в соответствии с определенными познавательными задачами.
Эксперимент – испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Необходимо выделить изучаемое явление в чистом виде. Возможно многократное повторение эксперимента.
Моделирование – материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим).
Понятия «наблюдение» и «эксперимент» очень схожи.
Моделирование представляет собой особый метод, когда изучение объекта идет без его реального восприятия.
Обратимся к методам рационального познания. Они составляют пары: первая пара – анализ и синтез – и вторая – индукция и дедукция.
Анализом называют метод исследования, который состоит в разделении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.
Анализ и синтез используются для изучения разных сторон объектов. Анализ крови. Отсутствие трудового коллектива. Сломанные часы.
Вторую пару методов составляют индукция и дедукция. Индукцией называют метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт и имеющих большое количество фактов. Полная индукция – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению (у всех треугольников сумма внутренних углов равна двум прямым углам). Неполная индукция – отсутствие полноты, случаи, когда число случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико (достаточно одного «коварного» примера, чтобы опровергнуть такое обобщение: до открытия Австралии считалось, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящи).
Дедукция – метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Чаще используется в теоретических науках.
Наконец, существуют еще и частные методы. Каждая наука имеет собственные методы исследования, которые не подходят для большинства других наук. Методы анализа текста в литературе и спектральный анализ в физике.
У научного знания есть собственные формы, которые также называют ступенями научного познания. Это вопрос, проблема, гипотеза, теория и концепция (рис. 3).
Рис. 3. Ступени научного познания
Вопросом в философии называют некое природное или социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.
Проблема – совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Недостоверное знание.
Теория – система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Достоверное знание.
Концепция (парадигма) – система фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинством ее членов.
Концепция (парадигма) может быть научной, религиозной, философской. В философии есть две парадигмы – материалистическая и идеалистическая.
Парадигмы иногда меняются. Креационизм сменил эволюционизм (теории Дарвина, Ламарка), а геоцентрическая концепция мироздания уступила место гелиоцентрической. Процесс смены парадигм называется научной революцией. Разговор об этом пойдет в теме «Наука».
Вернемся к видам познания. Вторым (после научного) видом познания является ненаучное (рис. 1).
Формами ненаучного познания являются миф, опыт, здравый смысл, паранаука и искусство.
Наука и паранаука. Понятие лженауки.
Социальное познание и его особенности – совпадение субъекта и объекта, подключение к факту и интерпретации оценки.
Самопознание – социальное познание в миниатюре. Больший субъективизм самопознания.
Говоря о различных видах познания, нельзя не сказать несколько слов о познавательных процессах. Мы с вами разберем два из них – это внимание и память.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, причем объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве. Виды внимания – непроизвольное (реакция на раздражитель), произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте) и послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес).
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память непроизвольная и произвольная (механическая, логическая, образная, мнемотехническая). Память сенсорная (до 0,5 сек.), кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная (до конца дня).
На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с человеком и его деятельностью в обществе. Человек действует во всех четырех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной и духовной (рис. 4).
Рис. 4. Сферы общественной жизни
Начиная со следующего урока, мы обратимся к анализу конкретных сфер общества. А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.
Дедуктивный метод Шерлока Холмса
Шерлок Холмс называл свой метод расследования преступлений дедуктивным. На самом деле в рассказах и повестях о великом сыщике встречаются упоминания как об индуктивном, так и о дедуктивном методе.
В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс говорит: «У меня пока нет никаких данных. Теоретизировать, не имея данных,- значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах».
Тем самым Холмс подчеркивает важность эмпирического познания, так как именно оно дает факты, необходимые для дальнейших рассуждений.
Давайте проанализируем диалог Холмса и Ватсона в рассказе «Желтое лицо»:
«- Что вы скажете об этой гипотезе?
— В ней все предположительно.
— Зато она увязывает все факты. Когда нам станут известны новые факты, которые не уложатся в наше построение, тогда мы успеем ее пересмотреть».
Здесь речь идет о неполной индукции. Те данные, которые Холмсу удалось собрать на данный момент, укладываются в данную теорию, но появление противоречащих ей фактов не исключается.
О том же Холмс говорит в рассказе «Вампир в Суссексе»: «Видите ли, обычно сочиняешь себе пробную гипотезу и ждешь, пока время или полное знание вещей не разобьет ее вдребезги. Дурная привычка, мистер Фергюсон, что и говорить, но слабости присущи человеку».
Почему же тогда метод Холмса называют дедуктивным? Дело в том, что он не только собирает факты, но и делает из своих общих посылок конкретные выводы.
Рассмотрим пример об отставном сержанте.
Все люди, на руке которых есть татуировка в виде якоря,- моряки; все люди, имеющие военную выправку,- военные; наконец, ни один отставной офицер не стал бы работать посыльным. Вывод: это моряк, отставной сержант.
Из этого не следует, что Холмс отрицает индукцию. Просто именно дедуктивные выводы позволяют ему раскрывать преступления.
Флуктуации внимания
Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.
Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.
Принято считать, что флуктуации внимания имеют биологическое происхождение.
Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.
Уникальная память
Мнемотехника, или «искусство памяти», возникает как специфическая практика в античную эпоху. Согласно легенде, на пиру, устроенном фессалийским аристократом Скопасом, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за общим столом. В результате был сформулирован принцип упорядочивания информации по методу мест (loci), а Симонид около 477 г. до н. э. получил приз хора в Афинах как изобретатель системы вспоможения памяти.
Л. С. Выготский демонстрировал перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов, используя для этой цели схему бассейна реки Волга и связывая каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал.
Уникальной памятью обладал живший в СССР журналист Соломон Шерешевский. Его жизнь и психика были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти».
Нейрофизиолог У. Пенфилд в 1959 году в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды, и электрическая стимуляция височных долей мозга приводила к тому, что пациенты, которые находились в сознании, сообщали о необычайно ярких воспоминаниях, ранее не доступных им (чаще всего это были сцены из раннего детства).
multiurok.ru