Виды республик и их признаки таблица – —

Виды республик и их признаки

Вопросы для сравнения

Президентская

Смешанная

Парламентарная

Порядок избрания президента

Всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Всенародным голосованием (внепарламентский путь)

На заседании парламента

Порядок образования правительства

Формируется президентом под контролем парламента

Формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии (должно получить вотум доверия парламента)

Формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность: перед парламентом и президентом. Вотум недоверия парламента правительству возможен

Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

Право роспуска парламента

Отсутствует

Имеется

Имеется

Наличие поста премьер-министра

Отсутствует

Имеется

Имеется

Объем полномочий президента

Президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти.

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность

Современные государства

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия

Италия, Индия, ФРГ

 

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

3. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства отражает территориальное деление государства (национальное или административное).

На способ обустройства территории влияют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы и т.д., а также создать на этих территориях местные органы власти.

Вот как шла территориальная организация США. При освоении Запада в XVIII в. стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало 5000 свободного мужского населения дееспособного возраста, то соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать губернатору управлять делами. А когда население достигло численности «60 тыс. свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами». Количество штатов выросло до пятидесяти.

Население государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, культурные и иные духовные потребности.

Географическое положение; климатические факторы.

Субъективные факторы.

        заимствование опыта государственного устройства у других государств;

        политические интересы и др.

Способы территориального устройства имеют древнюю истории. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии и т.д.

По форме государственного устройства современные государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью. 21 государство – федерации, в них проживает около трети населения Земли.

Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие.

Некоторые исследователи выделяют Конфедерацию – это союз государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Таблица 3

studfile.net

Республика — Википедия

Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.

По состоянию на 2006 год, в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.

В средневековой Северной Италии ряд городов-государств по форме управления являлись или коммунами, или синьориями. В позднем средневековье учёные-гуманисты, писатели-историки и хронисты-летописцы, в том числе и Джованни Виллани, стали задумываться о природе этих государств, их отличиях от других форм государственного управления, в том числе и ограниченных монархий.

Средневековые авторы для описания свободных граждан использовали термин лат. Libertas Populi — свободные люди. В XV веке возобновление интереса к трудам древних римлян способствовало изменению терминологии: отныне авторы предпочитают использовать классическую терминологию. Для описания немонархических государств авторы, в том числе и Леонардо Бруни, вводят в употребление латинскую фразу «республика» (лат. res publica)[1].

В настоящее время термин республика по-прежнему чаще всего означает систему правления, которая получает свою власть от народа, а не на другой основе, например, престолонаследия или божественного права. В большинстве контекстов это понятие остаётся основным определением республики.

Современной республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[2]).

В теории большинство республик, за немногими исключениями (Сан-Марино, африканские, отчасти Андорра) являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам. На практике, однако, народ при выборах является субъектом общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республики, равно как и монархии, могут быть либо унитарными (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, Швейцария, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми.

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — наличие у них конституционных актов, то есть чётко установленного порядка взаимодействия (сосуществования) общества и государства. Вместе с тем современные республики — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцелле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также сам Швейцарский союз с типом непосредственных республик. Рабство, после его законодательной повсеместной отмены, исключено из современных республик, как, впрочем, и из монархий.

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

В прошлом формы республики были весьма разнообразны, так что охватить их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и республики. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково древнееврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, и так далее. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в ранних Греции и Риме — республики (смотрите «Афинская демократия» и «Римская республика»).

Древние республики (греческие и римская) были двух видов, настолько отличных друг от друга, что создатель первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия; рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия, по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между республикой и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово республика означала просто государство.

В демократических республиках суверенитет принадлежал народу, то есть всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической республик не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всём протяжении истории греческих и римской республик шла ожесточённая борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе всё большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от республик нового и новейшего времени:

  1. Все древние республики были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении.
  2. Интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических греческих полисах личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами.
  3. Древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних республик в цивилизованной части Европы установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные республики, как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии (Гамбург, Бремен, Любек), Новгород, Запорожская Сечь в Приднепровье; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция и Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими республиками были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и другие). Из всех этих республик до настоящего времени сохранили своё республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединённые в Швейцарскую конфедерацию, и одна небольшая страна — Сан-Марино (с 301 года). Город-государство Дубровницкая республика, основанный в XIV веке, сохранял суверенитет до 1808 года.

В Средневековье на территории современной России столетия существовали Новгородская республика, Псковская республика и Вятская земля, где основным органом власти являлось вече, а вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

В Новое время возникло много новых республик; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер республики ещё при английском господстве, а в XVIII веке отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединённых Штатов Америки. После Великой революции Франция впервые обратилась в республику, после чего на некоторое время произошло восстановление монархической формы правления.

Россия окончательно стала республикой в 1917 году.

В течение XIX века вся Южная и Центральная Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд республик, на протяжении второй половины XX века республиками стали бывшие африканские колонии европейских государств.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:

  • Парламентская республика, где власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
  • Президентская республика, где президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
  • Смешанная республика (полупрезидентская) — это сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за правительством. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом[3].
  • Теократическая республика.

Помимо вышеуказанных существуют также республики следующих видов:

  • Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы — представительные органы государственной власти. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы. Республика такого рода впервые возникла в России в 1917 году и затем была создана ещё в ряде социалистических государств. В результате краха коммунистических режимов наблюдался отказ от советской формы правления в пользу классических форм республиканской власти[4][5].
  • Наро́дная респу́блика — часть официального названия некоторых государств.
  • Демократи́ческая респу́блика — республиканская форма правления, при которой страна считается «общественным делом» (лат. res publica), а не частной собственностью или имуществом правителей, и где институты власти государств, прямо или косвенно избранные либо назначенные, а не унаследованные, и где все граждане имеют одинаковое (равное) право голоса на выборах в местные и национальные органы власти, которые непосредственно влияют на уровень и качество их жизни.
  • Аристократи́ческая респу́блика — форма правления, при которой государственная власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов. Аристократия означает власть лучших в обществе. Причем критерии «лучших» могут образовывать подвиды аристократии: олигархия (власть богатейших членов общества), милитаризма (власть военных), теократии (власти религии), власть философов (умнейших и достойных — по Платону). Республика означает выборность и ограниченный срок власти. Противоположность монархии, когда власть передается по наследству, то есть новый правитель приходит лишь после смерти предыдущего. В древней Спарте высшая государственная власть находилась в руках двух наследственных царей, избиравшейся народным голосованием герусии (совета старейшин) и эфоров — носителей контрольной власти. В Древнеримской республике (509—27 до н. э.) народ, то есть совокупность полноправных римских граждан, формально считался носителем верховной власти. Народные собрания (комиции) избирали должностных лиц, принимали законы, объявляли войну, утверждали или отвергали смертные приговоры, вынесенные гражданам. Правда, в действительности, высшим органом власти в Римской республике был аристократический по составу Сенат. В аристократических республиках полномочия народных собраний были урезаны. Выборы имели фиктивный характер, должностные лица являлись ставленниками знати. Для аристократических республик как Древности, так и Средневековья характерно долгосрочное или пожизненное замещение государственных должностей. Поскольку в формировании высших органов власти участвовал узкий круг знати, в аристократических республиках появлялась тенденция к семейственности и наследственности при замещении государственных должностей.
  • Исла́мская респу́блика — распространённая на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские Острова, Мавритания и Пакистан. Как правило, ни одно из этих государств обычно не именуется республиками, а текущее использование термина «республика» как формы государственного устройства в мусульманских странах заимствовано из западной демократии в значении, принятом в языке в конце XIX века[7]. В XX веке идеи республиканизма становятся актуальными в большинстве стран Ближнего Востока, а монархии были свергнуты во многих государствах региона. Некоторые страны, например Индонезия, начинают формироваться как светское государство. Впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «исламская» трактуется как символ культурной идентичности — как и православие применяется в качестве официальной религии в Греции, Болгарии, Сербии и так далее как «прилагательное». Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Кроме того, серьёзное влияние на неё оказало столетнее британское господство, а в последние десятилетия, особенно среди молодёжи, заметно и влияние американской культуры: популярны голливудские фильмы, американские видеоигры, мультфильмы, комиксы, книги, а также мода (ношение джинсов и бейсболок), фастфуд, напитки и так далее. Ирак стал светской республикой. В Иране революция 1979 года свергла монархию и создала исламскую республику, основанную на идеях исламской демократии.
  • Федерати́вная респу́блика — федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.
  • Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Кроме того, вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.
  1. ↑ Rubinstein, Nicolai. «Machiavelli and Florentine Republican Experience» in Machiavelli and Republicanism Cambridge University Press, 1993.
  2. ↑ См. например советская республика
  3. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1979/Республика Республика] (неопр.). Дата обращения 13 марта 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  4. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/es/88780/%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF Энциклопедический словарь. 2009]
  5. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2098/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Энциклопедия юриста. 2005]
  6. ↑ По конституции 1976 года «Народная Социалистическая Республика Албания является государством диктатуры пролетариата, которое выражает и защищает интересы всех трудящихся»
  7. ↑ Бернард Льюис. «The Concept of an Islamic Republic» Die Welt des Islams, New Series, Vol. 4, Issue 1 (1955), pp. 1-9

Система управления в современных республиках, в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в республике, не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в республике стоит избранное на срок лицо, в большинстве республик называемое президентом. Объём власти президента, также как объём власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным, то есть ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента республики нет; было бы неправильно сказать, что власть президента шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в избираемости первого и передаче монаршьего титула по наследству второго; правда, президент республики за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх — нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности.

Вместе с конституционным характером нынешних республик это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и республиками значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства тоталитарные и конституционные, чем монархии и республики. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и республики; в последних подданные вместе с тем являются гражданами, то есть субъекты политических прав, в первых — они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны (в Соединенных Штатах — двухстепенным) или всенародно избираемым парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других). Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции — от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия,Израиль).

В отличие от средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х годов не имели право голоса негры и мулаты.

В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство. В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Законодательная власть (за исключением республик непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы решаются референдумом.

Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной.

Так управляется громадное большинство современных республик. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей республики: президент совета есть вместе с тем президент республики. Совершенно необычный реликт — республика Сан-Марино, по-разному оцениваемая специалистами (олигархическая, аристократическая), в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из шестидесяти пожизненных членов, из которых двадцать принадлежат к дворянству, двадцать — к гражданам города, двадцать — к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум капитанам-регентам (Capitani Reggenti), избираемым на шестимесячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином.

В либеральных демократиях

ru.wikipedia.org

Основные виды республик и их признаки

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая (конституционная) Парламентская, (конституционная)
1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту
2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
3. Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
5. Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

 

2) Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Основных форм республики две: президентская республикаипарламентская республика. Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

1) Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США).

2) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
7. Современные государства США Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

 

Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления — та, которая этим особенностям более всего соответствует.

 

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

·унитарное

·федеративное

·конфедеративное

 

 

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.
3. Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов установленном конституцией порядке. Отсутствие единой территории.
4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза. Государств-участников.
6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства- участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС
    

СМИ и политика

 

Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием «средства массовой информации (СМИ)». В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.

Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на людей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Не случайно СМИ стали называть «четвертой властью».

Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различные точки зрения. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ.

Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят «средства массовой коммуникации»). К ним относят периодические печатные издания (прессу – газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Ключевым словом в этом определении является «информация», под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация – знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности.

Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный преимущественно в одном направлении (хотя существует возможность и обратной связи) поток информации – от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распространения. Ее содержание открыто для всех.

Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция – представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т.п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. стали важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.

В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.

В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.

В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характеризуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.

Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т.п.), – в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т.п. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

Наиболее распространенные СМИ – радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса.

Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представляется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смысловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимающий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуалов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.

Стремление создать противовес «скучным» жанрам, повысить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов – все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к таким статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение – «для всех», то газета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону.

Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т.п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации – подтасовка фактов, дезинформация.

Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, приходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли.

Интернет существеннои меняет условия развития политической жизни. В отличие от традиционных СМИ в сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Среди аналитиков существует мнение, что если Интернет и демократизирует мир, то явно не по классической модели общественности. Он расщепляет общество на множество группировок по интересам. Граждане и группы используют Иетернет для организации своих акций. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они нередко воспринимают на веру обещания и призывы тех политиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.

Попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т.д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т.п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение – это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фотографии и т.д. Другой вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Следующий вид – негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид – «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы – за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом «избирательного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.

 

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Виды республик и их признаки


Линия сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) Избирается парламентом
Порядок образования правительства Президент формирует правительство Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
Ответственность правительства Перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность перед парламентом и президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству Перед парламентом, парламент может вынести вотум недоверия правительству, что несет за собой его отставку
Право роспуска парламента у президента Отсутствует Президент имеет право роспуска парламента
Наличие поста премьер-министра Отсутствует Есть
Объём полномочий президента Президент — глава государства и исполнительной власти Президент — глава государства и может разделять полномочия исполнительной власти с правительством Президентские полномочия номинальные, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность
Примеры современных государств США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Германия, Индия, Италия, Швейцария

Формы государственно (территориального) устройства

Формы государственно (территориального) устройства административно-территориальная организация государства, которая отражает характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти

Унитарное государство (от лат. uni — один) — представляет собой единое государство, имеющее единственную централизованную систему органов государственной власти, состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарными государствами являются Франция, Польша, Чехия и др.

Федерация (от лат. foedus — союз) — это сложное составное государство, в состав которого входят относительно самостоятельные территориальные образования (субъекты федерации), имеющие свои органы власти (законодательные, исполнительные, судебные) и, как правило, конституцию. Федеративными государствами являются Германия, США, Россия.

Конфедерация(от лат. confoederatio — союз) — это политико-экономический союз суверенных государств, образованный на основе международного договора. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь часть ограниченного числа вопросов, связанных с обороной, внешней политикой, транспортом, связью, денежной системой. Следует отметить, что такая форма государственного устройства не является общепризнанной.

Сравнительная таблица

Линия сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
Кто принимает решения по важным государственным вопросам Принимаются высшими органами власти Разделение государственных вопросов на те, которые решает высший союзный орган и вопросы совместного ведения Принимаются высшими органами власти государств-участников
Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов Отсутствие единой территории
Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не имеют политическую самостоятельность Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью Государства-участники сохраняют политическую самостоятельность
Конституция Единая Союза и субъектов, верховенство конституции союза Государств-участников
Гражданство Единое Союзное и субъектов Государств-участников
Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты Отсутствие единой правовой и судебной системы

 

Использованная литература

1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 11 класс. Параграф 21;

2. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 2.2;

3. Учебник Воронцова. Базовый уровень. 11 класс. Параграф 25;

4. Справочник Баранова. Тема 4.2;

5. Учебник Арбузкина. Раздел 2. Параграф 1;

6. Учебник Клименко. Раздел 7. Темы 3-6.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Понятие, виды республики и их характеристика

Республика (понятие в переводе с латинского «res publica» означает государственное, общественное дело) представляет собой форму правления, в которой должность главы государства считается выборной и сменяемой, а его власть характеризуется как производная от воли избирателей либо представительного органа.

В зависимости от природы субъекта, формирующего правительство, его подотчетности и подконтрольности данному субъекту, республики делят на три вида:

– президентский вид;

– парламентский вид;

– смешанный вид.

В президентских республиках (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, США и т.д.) именно президент выполняет вышеуказанную роль. В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия и т.д.) эту роль исполняет парламент, а в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Австрия и т.д.) – совместно парламент и президент.

В президентской республике выбор президента осуществляется непосредственно народом независимо от парламента. Президент одновременно выступает и главой государства, и руководителем правительства. Он самостоятельно назначает правительство и руководит его работой.

Парламент в президентской республике не имеет права на вынесение вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Однако парламент обладает возможностью ограничения действий президента и правительства при помощи законодательства, а также через принятие и утверждение бюджета.

В ряде ситуаций в президентской республике парламент может отстранить от должности президента (например, при нарушении им положений Конституции). В свою очередь, президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного (представительного) органа республики.

В условиях парламентской республики правительство создается законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент вправе посредством голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству в целом, главе правительства, конкретному министру.

Официально главой государства считается президент. При этом его избирает парламент, коллегия выборщиков или народ посредством прямого голосования.

В подобной ситуации в государственной властной системе республики он занимает весьма незначительное место: его обязанности в большинстве случаев ограничены представительными функциями. По объему и важности они похожи на функции главы государства при конституционных монархиях. Реальным руководителем же республики является глава правительства.

Особенностью смешанных (полупрезидентских и полупарламентских) республик выступает двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В этих республиках президента и парламент выбирает непосредственно народ.

Главой государства в смешанных республиках выступает президент, который назначает руководителя правительства и министров с учетом сложившейся в парламенте расстановки политических сил.

Глава государства обычно выступает председателем на заседаниях кабинета министров, а также утверждает его решения.

При этом парламент наделяется правом контролировать работу правительства через процедуру утверждения бюджета страны, а также путем вынесения правительству вотума доверия или недоверия.

Таким образом, на современном этапе республика выступает наиболее популярной формой управления государства. Выделяют три основных вида республик: парламентская, президентская и смешанная. Каждый вид республики имеет свою характеристику и особенности.

lecu.ru

22. Понятие и основные признаки республик.

1) Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями(парламентами) , а гр-не обладают значительными правами и свободами.

2)Признаки – это свойства, присущие республике, Признаки всех республик:

1. Выборность главы государства — президента.

2. Срок полномочий президента ограничен конституцией.

3. Президент является обычным государственным служащим. За свою деятельность получает зарплату. Президент США получает $200000 в год.

4. Президент несет за свою деятельность уголовную или политическую ответственность.

23. Виды республик в современном конституционном праве.

1) Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями(парламентами) , а гр-не обладают значительными правами и свободами.

2) Виды: Виды республик:

Президентская республика — зародилась в США, установилась практически во всех странах Африки. Признаки:

a) Президент избирается всем народом, или особой коллегией выборщиков, но обязательно независимо от парламента.

b) Президенты в республиках являются и президентами, и главами исполнительной власти. Во время президентства А. Линкольна установился обычай того, что президент является и главой правительства.

c) Президент обладает исключительно широкими полномочиями.

Парламентская республика — особенности:

a) Глава государства избирается парламентом или при решающем участии парламента. Парламентом глава государства избирается в Турции, Израиле, Ливонии, при решающем участии — в Италии, Сингапуре и т.д.

b) Президент является только главой государства, к правительству не имеет отношения.

c) Обладает президент номинальными полномочиями.

d) Как правило, президент несет ответственность только политическую, т.е. парламент может выразить только вотум недоверия. Судить президента не за что, т.к. у него немного государственных полномочий, а если он кого-то ограбит, его осудят как обычного гражданина.

Смешанная

24. Смешанные формы правления в современных гос-вах.

1)Смешанная форма правления – сочетает в себе черты президентской республики с парламентской или монархии и республики.

Монархия и республика_Страны: Объединенные Арабские Эмираты — это федерация, со своими субъектами — эмиратами, во главе каждого эмирата стоит абсолютный монарх — эмир, но эмиры каждые 5-ть лет собираются на съезд и избирают верховного эмира. Таким образом, в этой форме правления сочетаются признаки абсолютной монархии, и принципы выборности и ограничения правления сроком в 5-ть лет, можно выразить вотум недоверия. Малайзия — состоит из 9-ти султанатов во главе которых стоят абсолютные монархи, но они раз в пять лет собираются на съезд и избирают верховного султана, который приносит присягу. Королевство Свазиленд находится в сердце ЮАР, во главе королевства стоит абсолютный монарх, но всем народом избирается королева-мать, она ему не жена и тем более не родная мама, это совершенно посторонняя женщина, из другого племени, ей принадлежит судебная власть, она обладает правом помилования на всех стадиях разбирательства дела. Эта страна называется двурогой монархией. Королевство Лессот — парламента не имеет, законы принимает народ на референдуме, и король обязан исполнять эти законы. Королевство Бутан — во главе его стоит абсолютный монарх, но он обязан каждый год отчитываться перед парламентом, который может выразить ему вотум недоверия, к тому же парламент может менять правящие династии.

Республики и парламентские, и президентские одновременно. Объединенная республика Танзания — президент избирается всем народом, он самостоятельно возглавляет правительство (премьер-министра нет), но формирует правительство на базе парламентского большинства, имеет право принимать декреты, имеющие силу закона, но они вносятся на утверждение парламенту, а этого в президентской республике быть не может. Такая же страна Швейцария. Франция

studfile.net

Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика? :: SYL.ru

Самой распространенной формой правления государства является республика. Она возникла еще до нашей эры, но наиболее актуальной стала только к XIX веку. Сегодня эта форма правления характерна для 140 стран мира. Какие виды республик существуют? Чем они отличаются друг от друга? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.

Республика: понятие и виды

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо. В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением. За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.

Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).

Существует три основных вида республик:

  • Президентская.
  • Парламентская.
  • Смешанная.

Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также – кто стоит во главе и обладает большими полномочиями – парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.

Президентская форма

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

Основными его обязанностями является утверждение и подписание законов. Зачастую президент также является главнокомандующим военных сил, может объявлять военное или чрезвычайное положение, может сам назначать на должность верховных судей. Как правило, он не обладает полномочиями для роспуска парламента, не имеет права выбирать премьер-министра. За свою деятельность он несет ответственность и в случае нарушения законов лишается должности процедурой импичмента.

Парламентская форма

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство голосов в парламенте.

Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.

Смешанная форма

Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.

Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.

Другие виды

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

В современном мире ярким примером являются Афганистан, Пакистан, Мавритания, Иран. Они представляют собой исламские республики – что-то среднее между теократической монархией и европейской республикой. В них также есть президент и парламент, которые избираются. Но к власти может прийти только представитель мусульманской религии, и все законы и права в государстве осуществляются только на ее основе.

www.syl.ru

0 comments on “Виды республик и их признаки таблица – —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *