2. Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей?
По результатам направленности обычно выделяют несколько типов взаимодействия.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция).
Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция — это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения:
1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).
2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.
3. Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма?
Конформизм означает «приспособленчество».
Все люди делятся на :
конформистов;
нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение:
одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных населенных пунктах, экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом.
Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.
Конформное поведение:
внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;
одобрения действий меняют убеждения человека.
Выделены 3 формы поведения:
Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).
Закономерности конформного поведения:
Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.
От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.
От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.
Публичность.
Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более чем мужчины.
Конформизм и подчинение сходны в том, что установка или поведение человека изменяются в зависимости от давления, реального или воображаемого, со стороны других людей. Но эти две формы социального влияния имеют и существенные различия.
Совершенно очевидно, что в этих случаях источники социального воздействия различны. Побуждение к конформному поведению исходит от людей, равных по статусу, тогда как давление, требующее подчинения, исходит от авторитета, имеющего более высокий статус. Можно констатировать и другие различия. Например, подчинение предполагает, что авторитет хочет оказать влияние и контролирует исполнение приказаний подчиненным. Напротив, конформное поведение может иметь место и при отсутствии желания группы оказывать влияние или контролировать индивида, поскольку он знает позицию группы и хочет быть в согласии с ней. Фактически нет даже необходимости в том, чтобы группа знала о существовании данного индивида.
Поэтому, когда мы говорим о «давлении группы», мы только хотим сказать, что индивид чувствует, что группа не согласна с его позицией.
Другое различие между двумя рассматриваемыми формами влияния касается подобия поведения объекта воздействия поведению источника влияния. В случае конформизма индивид всегда чувствует побуждение вести себя так же, как группа. В случае подчинения индивид иногда чувствует побуждение вести себя не так, как лицо, обладающее авторитетом.
Определение конформизма основывается на идее о том, что человек изменяет свою установку в направлении установки группы, испытав давление со стороны данной группы. Этот критерий динамики изменений имеет значение, так как позволяет нам делать убедительные выводы относительно влияния групп. То есть мы, вероятно, не усомнились бы в том, что данный человек подвергся влиянию группы, если первоначально он был с ней не согласен, а затем приблизился к ее установкам. Это было бы в особенности справедливо в том случае, если бы другие люди, стоявшие на первоначальной позиции и не подвергшиеся воздействию группы, сохранили бы свою установку и даже не сделали бы никакой попытки приблизиться к позиции группы. Напротив, если узнаем, что некий индивид обычно согласен с данной группой, то не сможем с уверенностью сказать, вызвано ли это согласие влиянием группы. Вполне возможно, что этот индивид самостоятельно пришел к той же установке, что и группа, не зная мнений членов группы и не имея желания походить на них. Таким образом, главным основанием для определения конформизма исходя из динамики изменений является то, что это позволяет отличить влияние группы от единообразия поведения, которое предполагает независимое согласие при отсутствии сколько-нибудь заметного воздействия группы.
Снижению конформизма способствует простое изменение метода работы, а именно дав указание всего одному помощнику противостоять ошибающемуся большинству, давая правильные ответы. Наличие такой социальной поддержки, или партнера, уменьшает число конформистских ответов с 33% в первоначальном варианте проводимого эксперимента до 6%.
Эффективность социальной поддержки была подтверждена еще одним экспериментом, показавшим, что испытуемые проявляют гораздо большую независимость, когда противостоят большинству из 8 человек, имея 1 партнера, чем в случае большинства из 3 человек, но без партнера. Ъ
Партнеры, оказывающие социальную поддержку, уменьшают не только информационное влияние, они могут уменьшать также нормативное влияние. Это происходит потому, что они уменьшают страх испытуемых, их боязнь наказания за отклонение.
Люди, которые не присоединяются к групповому консенсусу, не имея партнера, в одиночку высказывая свое несогласие, боятся, что их отвергнут.
Однако этот страх уменьшается при наличии партнера, который высказывает публично свое согласие с их мнением.
studfile.net
2. Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей?
По результатам направленности обычно выделяют несколько типов взаимодействия.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция).
Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция — это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения:
1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).
2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.
3. Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма?
Конформизм означает «приспособленчество».
Все люди делятся на :
конформистов;
нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение:
одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не соглас
diplomconsult.ru
18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
Социальное взаимодействие — любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.
Типы социального действия по М. Веберу
Ученый выделяет четыре вида социального действия:
целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
ценностно-рациональное — понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;
традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.
19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко — вместе и операри — работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).
Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.
Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.
Кооперация — объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.
Конкуренция — это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.
Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.
Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов — в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.
Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.
Конкуренция — это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.
Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.
Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример — отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.
Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.
В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.
Конфликт — это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликт имеет общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;
стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
стадию конфликтных действий;
стадию снятия или разрешения конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.
Второй элемент конфликта — это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.
В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.
studfile.net
Теория кооперации и конкуренции — Википедия
Теория кооперации и конкуренции (англ. «A theory of cooperation and competition») — теория конфликта, созданная американским социальным психологом и конфликтологом Мортоном Дойчем в 1949 году. Теория рассматривает конфликт как форму ответа на объективную внешнюю ситуацию, в рамках ситуативного подхода в русле бихевиоризма[1].
М. Дойч является учеником Курта Левина. В более поздних работах он меняет свои взгляды с бихевиоризма на когнитивизм и работает уже в рамках когнитивной парадигмы[1].
Теория базируется во многом на экспериментальных работах учёного. Эксперименты в поведенческой парадигме являются обязательным способом утверждения научного статуса объективной психологии[1].
Эксперименты были посвящены системе взаимодействия и взаимозависимости между членами малой группы. Наиболее известное исследование — это диссертационное исследование 1948—1949 годов, которое было посвящено влиянию кооперации и конкуренции на групповые процессы.[1] Работая преподавателем психологии, Дойч использовал в качестве испытуемых собственных студентов. Он разделил их на 10 групп по 5 человек. Все группы в течение шести недель по три часа еженедельно выполняли один и тот же набор простых интеллектуальных задач. На второй неделе испытуемых делили на группы с кооперативной и конкурентной системой оценивания: оценивался индивидуальный вклад или коллективный вклад. Таким образом, за выполнение задания баллы выставлялись индивидуально каждому студенту или всей группе в целом, в сравнении с другими группами[1]. За группами осуществлялось наблюдение с регистрацией аспектов группового общения: дружелюбность, открытость, качество дискуссии, взаимное принятие и понимание во время дискуссии и других. После выполнения задания испытуемые оценивали свои реакции и установки во время дискуссии. Все более поздние экспериментальные модели Дойча базировались на той же схеме: варьировались внешние условия с целью создать ситуацию кооперации или конкуренции; регистрировались реакции испытуемых (установки, стратегии поведения и т. д.). Исследования проводились на гомогенных и гетерогенных группах, естественных и лабораторных и многих других. На основе данной схемы Дойч провёл около сотни экспериментов.[1]
Проведённые эксперименты показали, что в условиях кооперации члены группы относятся более внимательно друг к другу, а также более дружелюбны, чаще акцентирую внимание на общность. Они чаще взаимодействуют и координируют усилия, качество дискуссии повышается, а следовательно, и повышается продуктивность решения групповой задачи. После решения члены группы высказывают большее удовлетворение группой и её результатами. В условиях конкурентной среды подобные эффекты происходят реже или не происходят вовсе, что приводит к групповому решению, уступающему в качестве решению в условиях кооперации. В итоге, члены группы остаются не удовлетворены результатами, воспринимают друг друга враждебно и акцентирую внимание на различиях друг друга[2].
Дойч использовал и ещё одну экспериментальную схему: игровые ситуации на основе матричных игр. Использование матричных игр позволяет изучать конфликт в лабораторных условиях, в особенности его кооперативные и конкурентные аспекты. Наиболее известный пример матричной игры — это дилемма узника («дилемма заключённого»).[2]
В основе дилеммы лежит история о двух подозреваемых, которых по отдельности допрашивает окружной прокурор. Оба они участвовали в преступлении, но у прокурора пока есть только доказательства их виновности в менее серьезном преступлении. Поэтому он по отдельности предлагает каждому из подозреваемых сознаться. Если один из них сознается, а другой нет, прокурор гарантирует первому освобождение (а его признание использует для обвинения второго в более тяжком преступлении). Если сознаются оба, каждый получит умеренный срок. Если ни один не признается, наказание для обоих будет незначительным. <…> А вы, столкнувшись с такой дилеммой, признались бы?[3]
Сама схема дилеммы ставит участников (в диаде, двух участников) эксперимента в ситуацию выбора одной из двух стратегий поведения: кооперацию или конкуренцию. Ситуация эксперимента предполагает матрицу выигрышей и потерь, в зависимости от выбранной участниками стратегии поведения. Кооперативная стратегия («непризнание») основана на доверии к партнёру и одновременно наиболее рискованная. Если признаётся в преступлении только один участник, то только он остаётся в выигрыше, а другой проигрывает. Но если оба участника выбирают стратегию соперничества («признания»), основанную на поиске односторонних преимуществ, то они оказываются в проигрыше тоже оба.[2]
В экспериментах варьировались различные элементы ситуации: вводились дополнительные условия, изменялись характеристики воображаемого «другого», его статус, коммуникация между участниками ограничивалась, полностью исключалась или проходила открыто. Также использовались и другие лабораторные игры, построенные по тому же принципу: выигрыши и потери зависели от выбранных участниками стратегий.[2]
В результате были выделены виды личностных ориентаций в интерперсональных ситуациях: кооперативная стратегия (стремление к достижению личного благополучия при одновременной заинтересованности в благополучии других), индивидуалистическая (стремление реализовать собственные интересы при этом не заботясь о благополучии других), конкурентная (стремление достичь своей цели и получить больше других), альтруистическая (стремление максимизировать выигрыш другого). Часть людей в большинстве случаев выбирали только определённую стратегию и всегда ей следовали, при этом приписывая другим ту же стратегию. Другие же могли менять стратегии от ситуации к ситуации. [2]
Теория основана на двух основных положениях:
- Взаимозависимый характер целей людей, находящихся внутри ситуации: когда оба могут достигнуть цели одновременно (способствующая взаимозависимость) или когда достигнуть цели может только один из участников (противоположная взаимозависимость). В большинстве жизненных ситуаций наблюдается сложная взаимозависимость целей, когда и способствующая и противоположная взаимозависимость сосуществуют одновременно. Но взаимозависимость — обязательное условие, без которого конфликт не возникнет. [4]
- Люди действуют в ситуации определённым образом: кооперация (координация действий по совместному достижению целей) и конкуренция (усиление собственной позиции за счёт ущемления интересов другой).[1]
Закон социальных отношений[править | править код]
Характерные процессы и эффекты, вызванные данным типом социального отношения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.[1] Кооперация будет вызывать и вызываться восприятием единства, готовностью оказать помощь, открытостью, доверием и дружественностью и т. д.. Конкуренция будет вызывать и вызываться угрозами и хитростью, ограничением коммуникации, подозрительностью, акцентированием на различиях и т. д..[4]
По мнению Дойча, конфликт может возникать и в условиях кооперативного и в условиях конкурентного взаимодействия. Но среда будет влиять на ход конфликта и на качество его разрешения. Конфликт, протекающий в условиях кооперативной среды, имеет больше шансов разрешиться продуктивно, с достижением положительного или даже максимально положительного результата (что видно на примере дилеммы узника). Конкурентная среда может стать причиной деструктивного разрешения конфликтной ситуации, хотя соперничество не всегда однозначно ведёт к отрицательному результату (что опять же видно на примере дилеммы узника: соперничество может максимизировать выигрыш одного, но только в условиях проигрыша другого)[4].
Дойч предлагает создавать кооперативную среду в группе, чтобы конфликты внутри неё разрешались продуктивно. Это возможно, если использовать закон социальных отношений. При создании атмосферы дружелюбия и поддержки, при акцентировании внимания на общих целях, участники межличностного взаимодействия будут содействовать друг другу в достижении цели, обмениваться полезной для решения информацией и сформируют позитивные установки относительно друг друга,а также будут удовлетворены совместным результатом и своим личным вкладом в него.[4]
Дойч предполагал, что ситуации взаимодействия и стратегии поведения в этих ситуациях для межличностных и межгрупповых (в малых и больших группах) конфликтов одинаковы, и их можно рассматривать, используя идентичные категории. [5]
Характеристики кооперативной среды[править | править код]
Кооперативная система взаимодействия будет характеризоваться:
- Эффективной внутригрупповой коммуникацией, вербализацией большого количества идей и восприимчивостью к ним.
- Проявлениями дружественности и взаимопомощи, удовлетворённостью своей группой.
- Координацией усилий и разделением труда.
- Уважением и отзывчивостью.
- Ощущением сходства в убеждениях и ценностях, доверием к членам группы.
- Готовность увеличивать ресурсы, силы и возможности другого члена группы для достижения общих целей.
- Конфликт воспринимается как проблема, которая должна быть решена совместными усилиями. Ограничение расширения конфликта. [4]
Конкурентная среда будет обладать полностью противоположными характеристиками и базироваться на возможности разрешения конфликта усилением собственной единичной позиции и подавлением другой, что будет приводить к эскалации.[4]
Критика сводится, прежде всего, к нерелевантности условий эксперимента реальным жизненным ситуациям. Специфика конфликта определяется его значимостью для участников. Воссоздать в лабораторных условиях эту «остроту» невозможно в подавляющем большинстве случаев.[1]
Другим пунктом критики было то, что реальная и воспринимаемая участниками ситуация может не совпадать. Например, объективная ситуация конкуренции не всегда будет воспринята участниками как конкуренция. Впоследствии Дойч учёл эти критические замечания в своих дальнейших более поздних работах в рамках когнитивной парадигмы.[5][4]
- Гришина Н. В. Психология конфликта: учебное пособие. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 544 с.: ил. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-91180-895-2.
- Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). // Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие/сост. Н. И. Леонов. — 3-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Издательcтво Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательcтво НПО ‘МОДЭК’, 2005. — 368 с. — ISBN 5-89502-302-9, ISBN 5-89395-362-2.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. —— М.: Аспект Пресс, 2009.— 320 с. — ISBN 978-5-7567-0547-8.
- Дэвид Майерс. Социальная психология. — Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-4237-0138-3.
- Peter T. Coleman, Morton Deutsch, Eric C. Marcus. The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice — 3 edition. — Jossey-Bass, 2014-04-07. — 1272 с. — ISBN 9781118526866.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Гришина Н. В. Психология конфликта: учебное пособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 544 с. — ISBN 978-5-91180-895-2.
- ↑ 1 2 3 4 5 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов.. — Аспект Пресс, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0547-8.
- ↑ Дэвид Майерс. Социальная психология. — Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-4237-0138-3.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice / Peter T. Coleman, Morton Deutsch, Eric C. Marcus. — 3 edition. — Jossey-Bass, 2014-04-07. — 1272 с. — ISBN 9781118526866.
- ↑ 1 2 »Дойч М.» Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). // Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие/сост. Н. И. Леонов. — 3-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Издательcтво Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательcтво НПО ‘МОДЭК’, 2005. — 368 с. — ISBN 5-89502-302-9, ISBN 5-89395-362-2.
ru.wikipedia.org