Виды взаимодействия кооперация и конкуренция – 42. типы взаимодейсвия коорепация и конкуренция

2. Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей?

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов вза­имодействия.

Наиболее распространенным явля­ется дихотомическое деление: коопе­рация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре­следуемых целях и стремятся не нару­шать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженнос­ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие ведущие страте­гии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для до­стижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тог­да выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

3. Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма?

Конформизм означает «приспособленчество».

Все люди делятся на :

конформистов;

нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение:

одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;

уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;

негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных населенных пунктах, экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом.

Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

Конформное поведение:

    1. внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;

    2. одобрения действий меняют убеждения человека.

Выделены 3 формы поведения:

    1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

    2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).

    3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

    1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

    2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

    3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.

    4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

    5. Публичность.

    6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более чем мужчины.

Конформизм и подчинение сходны в том, что установка или поведение человека изменяются в зависимости от давления, реального или воображаемого, со стороны других людей. Но эти две формы социального влияния имеют и существенные различия.

Совершенно очевидно, что в этих случаях источники социального воздействия различны. Побуждение к конформному поведению исходит от людей, равных по статусу, тогда как давление, требующее подчинения, исходит от авторитета, имеющего более высокий статус. Можно констатировать и другие различия. Например, подчинение предполагает, что авторитет хочет оказать влияние и контролирует исполнение приказаний подчиненным. Напротив, конформное поведение может иметь место и при отсутствии желания группы оказывать влияние или контролировать индивида, поскольку он знает позицию группы и хочет быть в согласии с ней. Фактически нет даже необходимости в том, чтобы группа знала о существовании данного индивида.

Поэтому, когда мы говорим о «давлении группы», мы только хотим сказать, что индивид чувствует, что группа не согласна с его позицией.

Другое различие между двумя рассматриваемыми формами влияния касается подобия поведения объекта воздействия поведению источника влияния. В случае конформизма индивид всегда чувствует побуждение вести себя так же, как группа. В случае подчинения индивид иногда чувствует побуждение вести себя не так, как лицо, обладающее авторитетом.

Определение конформизма основывается на идее о том, что человек изменяет свою установку в направлении установки группы, испытав давление со стороны данной группы. Этот критерий динамики изменений имеет значение, так как позволяет нам делать убедительные выводы относительно влияния групп. То есть мы, вероятно, не усомнились бы в том, что данный человек подвергся влиянию группы, если первоначально он был с ней не согласен, а затем приблизился к ее установкам. Это было бы в особенности справедливо в том случае, если бы другие люди, стоявшие на первоначальной позиции и не подвергшиеся воздействию группы, сохранили бы свою установку и даже не сделали бы никакой попытки приблизиться к позиции группы. Напротив, если узнаем, что некий индивид обычно согласен с данной группой, то не сможем с уверенностью сказать, вызвано ли это согласие влиянием группы. Вполне возможно, что этот индивид самостоятельно пришел к той же установке, что и группа, не зная мнений членов группы и не имея желания походить на них. Таким образом, главным основанием для определения конформизма исходя из динамики изменений является то, что это позволяет отличить влияние группы от единообразия поведения, которое предполагает независимое согласие при отсутствии сколько-нибудь заметного воздействия группы.

Снижению конформизма способствует простое изменение метода работы, а именно дав указание всего одному помощнику противостоять ошибающемуся большинству, давая правильные ответы. Наличие такой социальной поддержки, или партнера, уменьшает число конформистских ответов с 33% в первоначальном варианте проводимого эксперимента до 6%.

Эффективность социальной поддержки была подтверждена еще одним экспериментом, показавшим, что испытуемые проявляют гораздо большую независимость, когда противостоят большинству из 8 человек, имея 1 партнера, чем в случае большинства из 3 человек, но без партнера. Ъ

Партнеры, оказывающие социальную поддержку, уменьшают не только информационное влияние, они могут уменьшать также нормативное влияние. Это происходит потому, что они уменьшают страх испытуемых, их боязнь наказания за отклонение.

Люди, которые не присоединяются к групповому консенсусу, не имея партнера, в одиночку высказывая свое несогласие, боятся, что их отвергнут.

Однако этот страх уменьшается при наличии партнера, который высказывает публично свое согласие с их мнением.

studfiles.net

18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.

Социальное взаимодействие — любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

Типы социального действия по М. Веберу

Ученый выделяет четыре вида социального действия:

целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

ценностно-рациональное — понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;

традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

19.Кооперация,конкуренция, конфликт.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко — вместе и операри — работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация — объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.

Конкуренция — это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов — в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

Конкуренция — это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример — отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Конфликт — это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт имеет общие стадии протекания:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

Второй элемент конфликта — это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.

studfiles.net

13. Основные типы взаим-вия: кооперация и конкуренция.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаим-вия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. В первом случае анализируются такие его проявления, кот.способствуют организации совместной деят-ти, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-вия, так или иначе «расшатывающие» совместную деят-ть, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, из взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация — необходимый элемент совместной деят-ти, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деят-ти: 1. разделение единого процесса деят-ти между участниками; 2. изменение деят-ти каждого, так как результат деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деят-ти не совпадают. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаим-вия является включенность в него всех участников процесса.

Другой тип взаим-вия — конкуренция. Здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные хар-ки этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой). В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкуретно — созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, различающихся мерой «мягкость/жесткость»: а). соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет; б). соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше, что означает нарушение партнерства, возникновение элементов конфликта; в). Конфронтация, когда со стороны одного участника взаим-вия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. ВАЖНО, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

Кооперация в социально — негативной деят-ти не обязательно та форма, кот.необходимо стимулировать: напротив, деят-ть, конфликтная в условиях асоциальной деят-ти, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаим-вия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деят-ти, куда кооперация или конкуренция включены.

14. Ролевое взаимодействие.

Еще один подход к структурному описанию взаим-вия представлен сегодня в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулировать действия участников взаим-вия через регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаим-вия. Каждый участник взаим-вия в принципе может занимать одну их трех позиций, кот.условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция: «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу!» и «Надо!»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действия, различают три основных стиля действия: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель — не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов.

Что касается использования манипулятивного стиля взаим-вия, то цель при его использовании состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Ради осуществления манипуляци применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаим-вия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаим-вия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи — от стремления понравится до запугивания. Самым же главным для эффективного взаим-вия остается адекватное согласование всех трех компонентов — позиции, ситуации и стиля.

Общий вывод, что расчленение единого акта взаим-вия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательно психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деят-ти.

studfiles.net

Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия

Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия

Практически люди вступают в бесконечное количество различных видов

взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

  • разделение единого процесса деятельности между участниками;

  • изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и т.д.

Таблица 1.

Родитель

Взрослый

Ребенок

Характерные слова и выражения

Вое знают, что…; Ты не должен никогда…; Ты всегда должен…; Я не понимаю, как это допускают…

Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно-Вероятно…

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

Интонации

Обвиняющие снисходительные критические пресекающее

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное сверхправильное очень приличное

Внимательность поиск информации

Неуклюжее игривое подавленное угнетенное

Выражение лица

Нахмуренное неудовлетворенное обеспокоенное

Открытье глаза максимум внимания

Угнетенность удивление

Позы

Руки в бока указующий перст руки сложены на груди

Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Таблица 2.

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция «Я»

Типичные способы поведения, высказывания

1

2

Родитель

Заботливый

родитель

Утешает, исправляет, помогает:

«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический

родитель

Грозит, критикует, приказывает:

«Опять ты опоздал на работу?»,

«У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:

«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный

ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся

ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение:

«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий

ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение:
«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

Навыки эффективного слушания

Успешность общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слы­шат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 —ок. 127) отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. При кажу­щейся простоте (многие думают «слушай — знай помалкивай») слушание — это сложный процесс, требующий навыков культуры общения. Специалисты говорят об эффективном и неэффектив­ном слушании. Неэффективное слушание не обеспечивает пра­вильного понимания слов, чувств собеседника и обсуждаемой про­блемы, а также не способствует установлению доверительных от­ношений между партнерами по общению.

Эффективное слушание, наоборот, способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяются два вида эффективного слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и ком­ментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций и контакта взглядами. Помимо этого используются рече­вые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я пони­маю» и т. п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собесед­ник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.

Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с говоря­щим. Оно позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.

В психологии выделяются четыре основных приема рефлексив­ного слушания.

1. Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говоря­щему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожа­луйста, уточните это» и т.п., способствующее лучшему понима­нию.

2. Отражение чувств. В этом случае особое внимание обращает­ся на отражение слушающим эмоционального состояния говоря­щего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, Вы чувствуете…» и т. п. Отражая чувства собеседника, мы показы­вает ему, что понимаем его состояние. Данный прием предполага­ет использование механизма восприятия — эмпатии.

3. Перефразирование, т.е. собственная формулировка сообщения
говорящего для проверки точности понимания. При этом используются фразы: «Если я Вас правильно понял…», «Другими словами, Вы считаете…», «По Вашему мнению…» и т.п., которые показывают говорящему, что его слушают и понимают. В случае неправильного понимания этот прием помогает вовремя исправить непонимание.

4. Резюмирование, т.е. подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используются фразы типа: «Итак, Вы считаете, что…», «Если подвести итог сказанному, то…» и т.п.

Кроме того, всегда необходимо помнить об ошибках, которые подстерегают нас на пути слушания, и стараться избегать их. По-этому нельзя:

перебивать собеседника;

заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению;

делать поспешные выводы и тем самым возводить преграду для общения;

поспешно возражать, не дослушав собеседника до конца;

давать непрошеные советы.

В психологии существует множество приемов повышения эффек­тивности общения, которые принято называть техниками общения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Прием «имя собственное» основан на частом произнесении вслух имени-отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции, снимает сопротивление с собеседника и демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру.

2. Прием «золотые слова», или искусство подачи комплиментов, что позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции и создать атмосферу доверия и взаимоуважения.

3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку и доброжелательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к клиенту или партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.

4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и вни­мательное выслушивание проблем клиента. В результате удовлет­воряется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное рас­положение клиента.

Успех в общении, по мнению специалистов, во многом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего коллег по учебе или работе. Мы приходим на службу или учебу, и нас окружают люди, у которых масса проблем: кто-то озабочен своим здоровьем или здоровьем близкого человека, другого вол­нует ссора с близким, кого-то разволновал результат хоккейного (футбольного) матча, а автолюбителя раздосадовало отсутствие необходимых запчастей. Иными словами, у каждого человека своя неформальная, личностная тема. Надо ее только нащупать, и че­ловек откликнется теплотой отношения к вам. Д. Карнеги отме­чал, что необходимо говорить о том, что интересует вашего собе­седника. Однако мало просто говорить о том, что интересует парт­нера по общению. По мнению того же Д. Карнеги, существует важ­нейший закон человеческого поведения, суть которого в следую­щем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к ува­жаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет униже­ния собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педа­гогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь человеческое отношение.

Необходимо помнить, что в процессе общения не следует монополизировать разговор, т. е. превращать беседу в монолог. Ж. де Лабрюйер отмечал, что талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят дру­гие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит, он вполне доволен и вами.

На эффективность общения также влияет выбор языковых средств общения. При этом необходимо ориентироваться на собе­седника, на ситуацию, на официальность или неофициальность обстановки. Говорите с партнером на его языке — тогда вы пой­мете друг друга.

Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть не­что общее, — это сделает ваши отношения более теплыми и дове­рительными. Общие интересы, позиции, даже общие проблемы и трудности помогают расположить к себе партнера по общению. Подчеркивание общности является древним приемом общения. Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936), английский писатель, в романе «Маугли» сформулировал правило общности: «Мы с то­бой одной крови, ты и я». При общении в центре внимания не должно находиться ваше «Я». Специалисты рекомендуют быть скромным в самооценках и не навязывать собеседнику в катего­ричной форме свою позицию. Необходимо научиться вставать на точку зрения партнера.

Помните, что в общении важно все: что мы говорим и как. От того, как мы формулируем свое «видение», зависит эф­фективность общения. Например, вместо формулировки: «Мне это представляется интересным», используйте: «Вас могло бы это за­интересовать». Вместо: «Сейчас я вам докажу» — «Сейчас вы сможете убедиться, что…» и т.п.

Кроме того, не следует забывать, что никакие советы и правила не помогут, если вы не будете проявлять искренность и доброжелательность в общении.

Вопросы для проверки знаний

1. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892—1941) говорила: «Одно
дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим высказыванием?

  1. Раскройте сущность рефлексивного слушания.

  2. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлексивного слушания? Раскройте содержание каждого приема.

  3. Для чего нужны «техники общения»?

«Социальные ситуации общения».

Цель: рассмотреть социальные ситуации общения, вызывающие у людей наибольшие психологические трудности, найти приемы правильного обращения одного партнера к другому в подобного рода ситуациях.

Таблица 3

Характеристика
социально-психологической ситуации

Как обычно ведет себя в этой
ситуации человек, хорошо владеющий умениями и навыками общения

Примеры правильного вербального обращения к партнеру по
общению в подобной
ситуации

1

2

3

Обращение к другому человеку с просьбой

Прямое высказывание своей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партнером

«Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос»

Отказ в просьбе, обращенной лично к вам

Прямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументированный отказ выполнять просьбу

«Искренне сожалею, но не могу выполнить Вашу просьбу по той причине, что…»

Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человека

Прямое, искреннее высказывание с добрыми чувствами и улыбкой на лице, свидетельствующей о безусловно положительном отношении к данному человеку или совершенному им поступку

«Мне нравится Ваш поступок»; «Я вами восхищен»; «Мне в Вас особенно нравится…»

Осуждение человека, высказывание в его адрес критики или неодобрения

Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок

«Я не могу, к сожалению, согласиться с Вами»; «Я не одобряю Ваш поступок и делаю это по той причине, что…»

Выражение понимания позиции другого человека, но без ее одобрения и принятия

Высказывание, в котором выражено понимание позиции другого, признание за ним права придерживаться ее, но без ее принятия и одобрения как правильной

«Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому намерен Вас критиковать»

Обращение к кому-либо с просьбой высказать свое мнение

Открытое и прямое высказывание, содержащее просьбу высказать свое мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в связи с обсуждаемым вопросом

«Я хотел бы знать, что лично вы думаете по данному вопросу»

Общение. Коммуникативная сторона общения

Цель занятия: раскрыть понятие «общение», освоение невербальных и вербальных средств общения, развитие коммуникативных способностей и умений.

Задачи:

  1. актуализация понятия «общение»,

  2. актуализация индивидуальных коммуникативных способностей и умений.

  3. актуализация знаний и умений об особенностях вербального и невербального общения.

Ход занятия:

Задание 1. Упражнение на снятие напряжения «Поздороваемся»

Участники ходят молча по комнате, а по сигналу – хлопку нужно будет поздороваться друг с другом.

По команде ведущего необходимо поздороваться (каждый раз с разным учеником): глазами…руками…плечами…ушами…носами…коленями…пятками.

Задание 2. «Что такое общение?».

Участники делятся на группы по 5-6 человек. Время на выполнение 20-25 минут.

А) Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Б) Изобразите на ватмане слово «общение».

Теоретический блок.

Задание 3. «Воспроизведение рисунка» (умение выражать свои мысли).

Участники делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает одного кандидата, который покидает аудиторию на 5 минут. Оставшимся членам группы выдается рисунок. Группа разрабатывает рекомендации для устного инструктирования кандидата, который должен будет воспроизвести данный рисунок. Также группа назначает одного человека ответственным за инструктирование кандидата во время выполнения задания. После разработки указаний кандидата приглашают в комнату и просят прослушать инструкцию по выполнению рисунка. Кандидат должен нарисовать так, как он понял из инструкции.

Выполненный рисунок сравнивается с оригиналом (см. приложение 1.)

Задание 4. Упражнение «Испорченный телефон» (умение слушать, умение определять главные идеи, заложенные в тексте).

Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное как можно точнее отразить содержание телефонограммы. Ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику, он должен передать его следующему пошедшему, тот – следующему и т.д. если при передаче текста от одного участника к другому он сократился до такой степени, что передача его стала слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает текст заново.

ТЕКСТ

«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться с 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков у старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы просматривают пленку и анализируют.

refdb.ru

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

 

womanadvice.ru

0 comments on “Виды взаимодействия кооперация и конкуренция – 42. типы взаимодейсвия коорепация и конкуренция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *