Владимир 980 – Владимир Святославич — Википедия

Владимир Святославич — Википедия

Владимир Святославич

Портрет из «Царского титулярника» XVII века
ПредшественникЯрополк Святославич
ПреемникСвятополк Владимирович
ПредшественникСвятослав Игоревич
ПреемникВышеслав Владимирович

Рождение ок. 960
село Будятино (возможно деревня Будник)
Смерть 15 июля 1015(1015-07-15)
Берестово, Киев
Место погребения Десятинная церковь, ныне место захоронения неизвестно
Род Рюриковичи
Отец Святослав Игоревич
Мать Малуша
Супруга Рогнеда Полоцкая (с 978 по 987),
4 неизвестных по именам жены,
Анна Византийская (с 988 по 1011)
Дети

сыновья: Вышеслав Новгородский, Изяслав Полоцкий, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святослав Древлянский, Всеволод Владимир-Волынский, Мстислав Тмутараканский, Позвизд Владимир-Волынский, Станислав Смоленский, Судислав Псковский

дочери: Предслава, Премислава, Мстислава, Добронега-Мария,
5 неизвестных по имени дочерей
Вероисповедание язычество, принял христианство
 Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, около 960 — 15 июля 1015 года) — князь новгородский (970—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя

Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).

В былинах отождествляется с Владимиром Красное Солнышко[1]. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве[2] — 15 (28) июля[3] и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских[4] и Волынских[5][6] святых.

Владимир Святославич — третий киевский князь, носящий славянское имя. Согласно Фасмеру, первая часть связана с церковнославянским владь («власть», восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»), тогда как вторая часть родственна гот. -mērs («великий»), греч. ἐγχεσίμωρος («знаменитый [своим] копьём»), ирл.

mór, már («большой, великий»)[7]. Согласно Ф. Успенскому и А. Литвиной, Владимир — двусоставное имя, сходное как с теми именами, которые носила знать из окружения Рюриковичей в X—XI вв., так и с теми, что использовались в правящих династиях других славянских стран[8]. По их мнению, имя Владимир состоит из двух основ: славянской влад и древнегерманской -mer[9].

Тем не менее, происхождение компонента «-мѣръ» вызывает некоторые споры. Так, Александр Назаренко считает, что данный компонент имеет славянское происхождение и рассматривает восточнолехитскую форму *Vlodimer, как близкую к древнерусскому имени Володимѣръ[10]. Аполлон Кузьмин считал компонент «-мѣръ» сравнительно поздним когнатом из германских или кельтских частиц «mar» и «mer» (как в именах Валамер или Видимир)[11]. Анджей Поппэ считает, что имел место обратный процесс (из славянского «-мир» в германский «-мер»)

[12]. А. Шапошников отмечает, что славянские словообразования на -мир-/-мер- обнаруживают параллели с ономастическими реликтами готского племенного союза III—V века и могут быть наследием позднепраславянской эпохи[13]. В свою очередь, Андрей Зализняк полагает, что второй компонент имени имеет германское происхождение[14].

В русском языке, согласно принципам народной этимологии, вторая часть имени (-мир) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), а всё имя, таким образом, стали понимать как означающее «владеющий миром»[15]. Ко времени жизни Владимира Святославича основа «-мѣръ» не только славянам, но и германцам представлялась семантически прозрачной и связанной со славянским «мир», «покой», а само имя понималось как аллегорическое противопоставление между сиюминутной властью и вечным миром (покоем)[9].

Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды)

[16], по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Год рождения Владимира неизвестен[17]. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира — 960 год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу[18]. Как предполагал Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги[19]:

Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици
(Никоновская летопись)

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. По одной из версий Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник)[20], в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названное так в 1462 году: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня[21], так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега[22]. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов[23].

Приход на киевский престол[править | править код]

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка

[24].

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев[25][26][27]. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны[28]. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга[29] сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню

[30], Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул

[31] о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Языческое правление[править | править код]

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище[32] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам[33]. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном[34]. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 <…> Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником[35].

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг[36][37].

Крещение[править | править код]

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись»[38].

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает:

И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам[39][40].

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

Многие историки относят крещение Владимира к 987 или 988 годам. По византийским и арабским источникам, в это время византийские императоры Василий II и Константин VIII заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения таким образом. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед.

… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей[41].

По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[42] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом[43] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщал также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа[40].

«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон»[44]. В это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). К этому времени, по мнению польского историка Анджея Поппэ, вопрос о женитьбе Владимира на сестре императоров Анне был уже решён, хотя такой брак и мог встретить возражения Ромейских василевсов, поскольку противоречил византийским традициям:

Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина — законного византийского императора, — в подавлении внутреннего мятежа.

А. Поппэ Как была крещена Русь. — М.: Издательство политической литературы, 1989. — С. 202—240

И утверждение о том, что «в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь, овладел им и, угрожая Царьграду потребовал отдать Анну себе в жёны», не только несостоятельно, но и абсурдно, поскольку невозможно представить, что «одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений»[45]. Также, согласно монаху Иакову Черноризцу[46], более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Вполне естественным было требование к князю Владимиру принять крещение, при котором он был наречён именем Василия — в честь императора Василия II. В Корсунь была прислана Анна со священниками и Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы[47][48].

Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василеве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает[49]. Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Киевской Руси.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице[50]. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Военные походы[править | править код]

В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля. По версии Преснякова А. Е., польский поход обозначен в летописи как «хорватская война» и относится к 992 году.

В 981—982 годах Владимир обложил данью вятичей.

В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией.

В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).

В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками совершил поход против волжских булгар. Некоторые исследователи идентифицировали их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

В том же 985 году он ходил походом на Хазарию и обложил её данью[51]. Впоследствии митрополит Илларион величал Владимира хазарским титулом каган[52].

В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и византийского военачальника Варды Фоки.

В 992 году проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

В 1000 году 6 тысяч русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир — в походе в дунайскую Болгарию.

В 1015 году смерть князя Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году — нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось это была Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006—1007 годах через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Г

ru.wikipedia.org

Князь Владимир красно солнышко — правление Русью

Чужбина родиной не станет.

Гёте Иоганн Вольфганг

Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».

В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома — Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.

Военные походы

В 981 году князь «Красно Солнышко» отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Крещение Руси

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.

istoriarusi.ru

980–1015 Правление Владимира Красное Солнышко

980–1015 Правление Владимира Красное Солнышко

Оказавшись у власти, Владимир взялся за привычное дело отца и деда: усмирять славянские племена (вятичей и радимичей) да «успокаивать» соседей – ходил на Волжскую Булгарию, воевал с польским королем Мешко I. Но тяжелее всего были войны с печенегами, которые очень досаждали Руси и даже подходили к Киеву. Эти жестокие кочевники вызывали всеобщий страх. В строительстве городов по Десне, Трубежу и другим рекам он видел самое надежное средство защиты от набегов кочевников. Населения в новых городах не хватало, и Владимир приглашал людей переехать к нему с севера Руси. Среди них было немало молодцов-смельчаков, вроде легендарного Ильи Муромца, которым была интересна опасная, рискованная служба на границе. Сам Владимир, борясь с кочевниками, совершая походы на соседей, не выказывал особой удали и не слыл таким воинственным и грозным витязем, как его отец или дед. В летописях князь предстает закоренелым язычником, который, приняв христианство, сразу же стал образцовым христианином. При этом в фольклоре он не запомнился как грозный и фанатичный крестоносец. Былинный князь Владимир отличался щедростью, был незлопамятен, покладист, правил гуманно, умело оборонял страну от врагов. Любил князь и свою дружину, советы (дума) с которой за частыми и обильными пирами были у него в обычае. За это ему дано умилительное былинное прозвище – Владимир Красное Солнышко.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Златник князя Владимира Святославича (980–1015)

Кинбурнская коса

Конец X – начало XI в.

Золото; чеканка

Вес – 4,14 г, диаметр – 2,2 см

Поступление: из Советской филателистической ассоциации, в 1930 г.

Витрина 12

На лицевой стороне – изображение сидящего на троне князя; на его голове – шапка с подвесками по сторонам, увенчанная крестом. Правой рукой князь держит крест на длинном древке, левая – лежит на груди. Над левым плечом помещен княжеский знак (трезубец, или «знак Рюриковичей»). Круговая надпись: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI» –располагается справа налево, вершинами букв к центру, кончается изображением креста. На оборотной стороне – погрудное изображение Христа в крещатом венце, с Евангелием в левой руке и благословляющего правой. Круговая надпись: «IСУСЪ ХРИСТОСЪ». На лицевой и оборотной сторонах монеты помещен двойной бусинный ободок.
Златник – первая русская монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 году христианства в качестве государственной религии. Одновременно началась чеканка серебряных монет. По оформлению и весовой норме первые русские монеты подражали монетам Византии.
На монете помещен древнейший русский портрет, довольно точно отражающий черты святого и равноапостольного князя Владимира, как его описывали современники: «с густыми бровями… плоским носом, с бритой бородой и густыми длинными висящими над верхней губой волосами».
Владимир изображен на монете в регалиях, подобных регалиям византийских императоров; изображение «знака Рюриковичей» было равносильно заявлению о самостоятельности Киевской Руси. Идейная насыщенность изображений и надписей на первых русских монетах свидетельствует о глубине и серьезности идеологической борьбы древнерусского государства за политическую и церковную независимость от Византии в первые годы принятия христианства.

Подробнее…

Князь Владимир Святославович (980–1015) – внук княгини Ольги (945–957), третий сын князя Святослава (957–972).
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972–980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава – Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междуусобице, Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При князе Владимире все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов печенежских племен (тюркоязычные кочевые племена).
В 988 году в качестве государственной религии было принято христианство.
Крещение Владимира и его дружины было в Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя).
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Принятие христианства стало отправной точкой для распространения книжности и письменности, что имело большое значение для развития русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития древнерусского государства. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Свернуть

nav.shm.ru

в одной книге [в современном изложении]

Дальнейшую братоубийственную войну, случившуюся между детьми Святослава, Соловьев объясняет их крайней юностью, если не малолетством: старшему в роду Ярополку было всего одиннадцать лет. Олег и Владимир были и того меньше. Последний, особенно нас интересующий князь, в будущем креститель Руси, был по тогдашним законам не вполне законнорожденным – его мать Малуша была рабыней, а сын рабыни автоматически становился рабом. Поэтому Святослав и не хотел выделять ему самостоятельного княжения и только после многочисленных просьб новгородцев согласился мальчика Володю дать в новгородские князья, то есть признал сына и вывел его из рабского состояния.

Братья, которые были вполне законнорожденными, этого принять не могли. Само собой, у юных князей были наставники и воспитатели, которые управляли землями от их лица. Вероятно, воеводы князей боролись за власть, стремясь сделать ее единой. После смерти Святослава киевским князем стал Ярополк (он княжил с 972 по 980 год), но на самом деле землями Киева управлял воевода Свенельд, тот самый, которому удалось избежать смерти в Белобережье. Первой в княжеском противостоянии пролилась кровь сына Свенельда – Люта. Как пишет историк, главной страстью средневековых варваров после войны была охота. С охотой и связан следующий эпизод, сохраненный «Начальной летописью»:

«Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: „Кто это?“ И ответили ему: „Свенельдич“. И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, и поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: „Пойди на своего брата и захвати волость его“».

Интересно, заметил по этому поводу Соловьев, что Олег убил нарушившего охотничьи границы только после того, как его узнал.

«Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тогда, когда узнает в нем сына Свенельдова? – восклицает историк. – Если бы Олег простил Люту его дерзость, узнав, что он сын Свенельда – знаменитого боярина старшего брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но летописец говорит, что Олег убил Люта именно узнавши, что он сын Свенельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет! Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда».

Это намеренное убийство сына воеводы своего брата и стало причиной всего дальнейшего.

«Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю, – сообщает летопись. – И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера спихнули его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!» И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею».

Вроде бы все по средневековым правилам: старший в роду владеет Киевом. По тем законам старший князь мог решать, кого лишить права на княжение. После смерти Олега только Владимир мог представлять для него угрозу, но Владимира как сына рабыни, хотя и отданного князем к новгородцам, Ярополк не мог воспринимать адекватно. Но Владимир, считавший себя точно таким же полноценным сыном, не мог в то же время считать решение Ярополка справедливым. Так что, проведя за морем три года, Владимир вернулся в город, который считал своим по праву, выгнал оттуда ярополковых наместников и объявил брату войну.

«Владимир вернулся в Новгород, – пишет далее летопись, – с варягами и сказал посадникам Ярополка: „Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться» И сел в Новгороде».

Но потом, замечает Соловьев, случилась еще одна история, углубившая раздор между братьями: Владимир отнял у Ярополка его невесту – дочь какого-то полоцкого князя Рогнеду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

980 – Захват власти Владимиром Святославичем

980 – Захват власти Владимиром Святославичем

Недолго пробыл беглый Владимир в Скандинавии. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!» Таков был тогдашний благородный обычай объявления войны. Предварительно Владимир хотел заполучить в союзники Полоцк, где правил тогда варяг Рогволод. Для этого Владимир решил породниться с ним, женившись на дочери Рогволода Рогнеде, которая, впрочем, считалась уже невестой князя Ярополка. Послам Владимира Рогнеда гордо отвечала, что за сына рабыни (Владимир действительно родился от рабыни княгини Ольги, ключницы Малуши) она никогда не пойдет. Мстя за это унижение, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей и взял Рогнеду в жены силой. Она стала одной из многих жен Владимира, имевшего большой гарем. Летописец утверждает, что в гареме Владимира было 800 женщин, при этом князь отличался безмерной блудливостью: хватал чужих жен и растлевал девиц. Но на Рогнеде он женился по политическим мотивам. Согласно легенде, впоследствии Рогнеда, оскорбленная многолетним невниманием к ней Владимира, хотела убить князя, но тот успел выхватить занесенный над ним нож.

Вскоре Владимир во главе могучей варяжской дружины легко захватил Киев. Ярополк же оказался неопытен в делах, став игрушкой в руках своих советников. Один из них, по имени Блуд, предательски насоветовал князю бежать из укрепленного Киева, а потом сдаться на милость победителя, что тот и сделал. Другой советник князя, по имени Варяжко, уговаривал его не верить Владимиру и бежать к печенегам. Но князь не прислушался к совету Варяжко, за что и поплатился: «И пришел Ярополк ко Владимиру, когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи», как отмечает летописец. А коварный Блуд в это время придерживал дверь, чтобы свита Ярополка не помешала братоубийству. С похода Ярополка на Олега Древлянского и Владимира на Ярополка начинается долгая история братоубийств на Руси, когда жажда власти и безмерное честолюбие заглушали зов родной крови и голос милосердия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Владимир св. Равноапостольный (980–1015). История Руси

Владимир св. Равноапостольный (980–1015)

Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

0 comments on “Владимир 980 – Владимир Святославич — Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *