1) «Военная демократия» как организация управления у восточных славян в догосударственный период.
В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией».
Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю.
Обособляется со временем и племенная знать — главы родов сильных патриархальных семей. Действует племенное собрание — вече. Основную часть племени составляли «люди» — «людины». Это определение означает в единственном числе «свободный человек». Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда.
Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным.
Таким образом, форму общественных отношений, существовавших у славян в VII — VIII вв. можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
2) Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления в нем (IX–XII вв.).
Власть в Древнерусском государстве принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска.
Некоторую роль играло в это время и вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, то есть по признаку военной организации.
Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе церкви митрополит, которому подчинялись епископы.
Суть «норманской теории» происхождения славянского государства вытекает из «Повести временных лет», в которой сообщается, что для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их признания.
С критикой положений первых «норманистов» выступил М.В. Ломоносов. Он высказал предположение о важности славянского элемента в составе варягов.
Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства были реализованы с участием норманского князя Рюрика и его дружины.
3) Десятичная система управления в Древней Руси. Характеристика института наместничества и кормлений.
Десятичная, или численная система управления — система управления, первоначально существовавшая в Древнерусском государстве. Своим возникновением обязана военной организации, была подчинена задаче комплектования народного ополчения. Начальники воинских подразделений (десятские, сотские, тысяцкие) стали руководителями более или менее крупных административных звеньев государства. Тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем десятичная или численная система управления уступила место дворцово-вотчинной.
Местное управление находилось в руках наместников и волостелей. Волостель — высший представитель древнерусской областной администрации.
Наместники и волостели из бояр и детей боярских получали доход с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости. Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель — волостных, черных людей.
Кормления, дававшиеся служилым людям — награда за военную службу. Посаженные на кормление в волость волостелиобязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода. Кормленщики назначались обыкновенно на срок.
Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, которые были их холопами. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки.
Волостели постепенно исчезают к началу XVII века, благодаря реформам Ивана Грозного и распространению с начала XVII века воеводского управления.
studfile.net
Особенности военной демократии славян
VIII — первая половина IX в. ознаменовала создания у славян общественного устройства под названиям «военная демократия». Она являлась переходным периодом между формированием государства, власть в котором сосредоточивалась в руках князя, и первично-общинным ладом. Ее характерной чертой являлось объединение племен в союзы. Центрами союзов племен выступали «грады» — хорошо укреплённые города. Наличие в них разных социальных групп способствовало расслоению общества. С началом объединения активность славян на международной арене возрастает. Об этом свидетельствуют военные походи славян в Сураж (начало ІХ века), на остров Эгину (813), Константинополь (866).
Члены общества имели равные права. Правящую верхушку представлял сначала вождь, которого выбирали за его положительные качества, такие как мудрость и справедливость. На первом этапе власть не была наследственной. После смерти вождя на народном собрании избирали нового. Позже, вождей сменяют племенные князья. Они управляют племенем или союзом племен. Богатства, поддержка военных отрядов, что состоят из сподвижников князя, возвышают князя над обществом. Власть переходила по наследству, но была ограничена «вече» — народным собранием. На нем решались все вопросы, связанные с жизнью общины. Участвовать в нем могли только свободные мужчины. Женщины и рабы не имели здесь право голоса.
Появляются зачатки формирования профессионального войска – княжеской дружины, что состояла из преданных только князю воинов. В ее функции входила защита племени и интересов князя. Князь обеспечивал дружину всем необходимым. За верную службу каждому дружиннику полагалась часть военной добычи, после службы его наделяли землей. Но дружина не была стабильной, поскольку ресурсы общества еще не позволяли содержать ее постоянно. Ниже князя располагались воеводы, что командовали племенным войском народным ополчением, что состояло из мобилизованных мужчин. В заботу воеводы не входило обеспечения мобилизованных оружием – каждый мужчина, идя в ополчение, приходил со своим. Наравне с формируется и племенная знать. Вместе с вече, знать занималась внутриплеменными делами. Материальное состояния формировало неравенство в обществе и отображало тех, кто был важен в политической жизни общины.
www.istmira.com
Военная демократия – переходный этап от первобытности к демократии
Военная демократия – это особая форма политического устройства поздней первобытности, канун возникновения государственности. Военная демократия, как стадия исторического процесса характеризуется упрочением власти вождей, старейшин и жрецов. Постепенное превращение выборных вождей и старейшин в наследственную власть. Война становится средством добычи жизненно важных ресурсов. Как следствие этого — образуется постоянная дружина, состоящая из привилегированных воинов.
Военная демократия появляется у славян в VIII веке и действует до первой половины IX века. Этот период исторического развития Руси стал эпохой постепенного формирования институтов государства. Первобытнообщинный уклад утрачивал свои позиции, в то же время князья сосредотачивали в своих руках все больше политических полномочий. Возникали племенные союзы – характерные для военной демократии этнические объединения.
Это было уже не архаичное общество, основанное на всеобщем равенстве, общинными собраниями, народным ополчением с военными вождями. Однако – это еще не было государством, объединявшим территорию и ее население под сильной централизованной властью. Племенные союзы обустраивали укрепленные «грады». Города стали центрами территорий племен. При равенстве прав свободных людей («людинов»), появление отдельных социальных групп свидетельствовало о начале процесса расслоения общества.
В руках руководства племенных союзов, организовавших походы на дальних и ближних соседей, оставалась значительная часть захваченной добычи. Избранные народом талантливые, мудрые и справедливые вожди становятся племенными князьями с широким кругом полномочий. Они возвышаются над остальным обществом благодаря накопленным богатствам и отрядам своих воинов-сподвижников.
Их постоянным занятием становится военное дело. С ростом мощи племенных союзов войны становятся обычным делом. А поскольку военная добыча, за которую ратник готов заплатить увечьем и жизнью намного превышает результат труда земледельца или ремесленника, то эти люди становятся привилегированной частью общества. Поэтому такая демократия переходного периода приобретает характер военной.
Военный дух и грубая сила становятся первопричиной возвышения одних членов общества и начинавшегося унижения других. Однако в эпоху «военной демократии» старые традиции еще не потеряли своей актуальности. Значимую роль в жизни племени играет народное собрание – вече. Князья и воеводы еще выбираются, но круг претендентов постепенно сужается до наследников действующего князя. Да и сами выборы напоминают хорошо режиссированный спектакль.
Простой народ перестает быть однородным. Большинство составляли свободные общинники «людины» и «смерды». В их среде выделялись «вои», пользующиеся особыми привилегиями. Патриархальные семьи возглавляли «мужи», занимавшие высшие ступени в обществе «людей». В их подчинении находились женщины, дети и челядь (слуги). Нижние ступени общественной иерархии занимали «сироты», «холопы», а так же «убогие», «скудные» и «нищие» люди. Ниже всех стояли «рабы», которые через определенное время становились свободными.
Таким образом, общественные отношения, бытовавшие у славян в VII — VIII вв. можно назвать «военной демократией». Это был сложный и разветвленный строй племенной жизни восточных славян с четко определяющимися социальными различиями.
histerl.ru
Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование
История славян как самостоятельный этноязыковой единицы начинается co II – I тыс. до н.э. Именно в этот период праславянский язык выделился из индоевропейской языковой семьи. По версии Рыбакова Б.А., ранние славяне проживали в Северной части Восточной Европы между Днепром и Одером. В I в. до н.э. славяне постепенно осваивают территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I тыс. до н.э. Греческие, римские, арабские источники упоминают славян. Византийские источники VI в. называют славян антами. Готские источники добавляют термин «склавины».
Наиболее спорной из концепций образования государственности у славян является норманнская теория. Ее авторы — немецкие ученые Миллер, Байер и Шлёцер, приглашенные на работу в Россию в XVII в. По их версии государство у славян было создано иностранцами – скандинавами (варягами). Основание — отрывок древнейшей летописи – Повести временных лет XII века, автором которой является монах Киево-Печерской лавры Нестор Летописец.
По летописной легенде накануне образование Киевской Руси северные племена славян платили дань варягам, а южные — хазарам. В 859 году Новгород изгнал варягов, но это привело к междоусобице. В результате были призваны варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г. В 882г. преемник Рюрика Олег, правивший в Новгороде, захватил власть в Киеве, убив киевских князей Аскольда и Дира. В результате объединения двух центров — Киева и Новгорода — была создана Киевская Русь.
В современную эпоху доказана несостоятельность норманнской теории, политический смысл которой заключается в положении о якобы исконной отсталости русского народа, который неспособен к самостоятельному развитию.
Русские ученые, в т. ч. М. В. Ломоносов, представили неоспоримые доказательства самостоятельного национального пути в русской истории (Антинорманская теория):
1) Ряд историков не считают подлинным отрывок ПВЛ о призвании варягов.
2) Другие доверяют летописи, но считают варягов русским племенем, жившим на берегу Балтики.
3) Многие историки считают, что варягов не призвали к власти, а наняли на службу для военной защиты. Княжение в Новгороде Рюрика является примером захвата власти наемниками варягами в некоторых славянских городах.
Вывод: варяжский элемент сыграл определенную роль в становлении русской государственности, в частности, в происхождении княжеской династии. Однако сама государственность возникла до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате экономического, политического, социального и культурного развития общества.
Основными предпосылками возникновения государственности являются:
1) Единая территория.
2) Этническое, племенное единство.
3) Институты публичной государственной власти.
Все эти элементы государственности сложились у славян до IX века. В летописи Нестора указано 14 объединений восточных славян, это не отдельные племена, а союзы племен. Наиболее сильными являлись поляне, также можно назвать: северян, древлян, ильменских словен. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования — «союзы союзов» — протогосударства (Куява (Южнее Киева), Славия (Новгород), Арталия (Юг Рязани либо Чернигов)).
В 888 г. князь Олег произвел территориально-племенное объедение славян. Киевские князья постепенно включали в состав государства территории других союзов. Древнерусское государство стало федерацией союзов племен, но постепенно границы между ними стирались, это способствовало развитию городов на Руси, лежащих по великому водному пути «из варяг в греки», который через систему рек и озер связывал Балтийское и Черное моря. Новгород и Киев контролировали северную и южную части этого пути. К IX веку существовало 24 крупных торговых славянских города.
Постепенно города стали давать названия прилегающим к ним территориям. Теория «городовых областей» – крупный город и зависимые от него города и волости, составляли «городовую область», которая стала основной территориальной, экономической и политической единицей государственности на Руси.
Объединение городовых областей под властью Киевского князя стало началом государственности на Руси. И племенная, и городовая теории едины в главном: славяне проходят самостоятельный путь объединения. Процесс образования единой территории и этническое объединение славян протекает на фоне разрушения первобытно-общинного строя. На смену родовой общине пришла соседская община. Процесс образования государства протекает на фоне экономического и социального развития славян. Формируются города, развиваются ремесла и торговля, совершенствуются культура земледелия. В военных походах большую часть добычи получают военные вожди славян, отсюда происходит социальное расслоение, развитие классообразования, формирование правящей элиты.
Публичная власть:
I. Высший орган власти племенного союза — народное собрание — вече, в него входили только взрослые мужчины, все они составляли народное ополчение («тысяча»), во гл. – тысяцкий, тысяча делилась на сотни, во гл. — сотский, сотни на десятки – десятский.
II. Многие вопросы судебного, религиозного характера решались советом старейшин(нечто вроде исп. органа при вече), в который входили самые старые уважаемые люди племени и жрецы.
III. Князь опирался на дружину (аппарат проф. воинов).
В XI веке фактически князь становится главой племенного союза, подчиняя себе и аристократическое вече и совет старейшин.
“Военная демократия”. В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.
В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,—война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.
megaobuchalka.ru
«военная демократия» восточных славян. Военная демократия
1. Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют «военной демократией». Термин этот был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской и был без особой критики воспринят Марксом и Энгельсом. «Короче, слово basileia, -писал Маркс, — которое греческие писатели употребляют для обозначения гомеровской, так называемой царской власти (потому что главный отличительный признак ее — военное предводительство), при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания означает только военную демократию»».
В согласии с этим и Энгельс справедливо соединяет воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя (наделенного еще судебными, но совершенно лишенного административных полномочий), совет вождей и народное собрание.
Народное собрание, каждый участник которого одновременно с тем воин, ополченец, — столь же важный и столь же непременный орган власти, как и оба другие. Какую бы политику ни проводило собрание, было ли оно (по Гомеру) послушным инструментом в руках знати и базилевса или, как это не раз случалось, выходило из под этой власти, — ни военный вождь, ни совет не имели никаких средств насилия по отношению к нему, никаких средств принуждения, кроме тех, которые были созданы традицией, влиянием, опорой на сородичей, личным авторитетом.
Военная демократия приходится, как можно полагать, на тот период истории, когда мы видим древнюю родовую организацию еще в полной силе, но вместе с тем когда появилось уже имущественное неравенство с наследованием имущества детьми (в противовес роду), зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов.
Вожди ахейских племен (по рассказу Гомера) неоднократно похваляются и своим богатством (в особенности стадами), и своим происхохэдением, и своей удалью; они уже научились вести счет деньгам и соответственно с тем прикидывать, скольким волам и талантам соответствуют жеребая кобыла, треножник, молодая рабыня.
Они неохотно говорят о народе или говорят о нем с презрением, но вот слова, сказанные самим Одиссеем: «Когда же грозно гремящий Зевс учредил грозный для ахеян путь… от критян был избран я с кораблями итти к Иллиону: и было отречься нам невозможно: мы властью народа окованы были.
Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, как то было повсеместно в Греции, в Месопотамии, на Западе и Северо-Западе Индии и т.д. В других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни, как то было у славян и германцев.
В 8 — первой половине 9 в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению. В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке
ongun.ru
Военная демократия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2016; проверки требуют 12 правок.Военная демократия (англ. military democracy) — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом в своём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества. К военной демократии можно, например, отнести римскую общину периода царей, а также греческие полисы «гомеровской эпохи». Археологически эпоха военной демократии соответствует периоду начала использования металлов, что повлекло за собой изменения в экономическом и политическом развитии обществ.
У древних германцев избрание вождя утверждалось поднятием правой руки — аккламацией и поднятием вождя на щите. Процедура избрания королей Франкского государства, Восточно-Франкского королевства, императоров Священной Римской империи и Германской империи отличалась только тем, что избранного монарха не поднимали на щите.
У Запорожских казаков кошевой атаман и куренной избирались всеми куренями на войсковой раде.
Термин широко использовался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, вследствие чего получил также широкое распространение в марксистской историографии.
- Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935
- Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.], 1941.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, М., 1961.
- Толстов С. П. Военная демократия и проблема «генетической революции» // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935, № 7-8.
- Косвен М. О. К вопросу о военной демократии // Труды Ин-та этнографии. Новая серия, 1960, т. 54.
ru.wikipedia.org
Что такое военная демократия. «военная демократия» восточных славян
ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ — особая общественно-политическая стадия в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому, на которой еще сохраняются элементы старой, родоплеменной организации общества и появляются новые черты, свидетельствующие о складывании предпосылок для формирования государственности. Термин ввел в научный оборот Л. Г. Морган в работе «Древнее общество» для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Процесс разложения родовой общины объяснялся рядом экономических и социальных причин.
Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную; создание более усовершенствованных орудий труда; отделение ремесла от сельского хозяйства — все это приводило к изменениям в социальной структуре общества. Исчезала жесткая необходимость использования совместного труда всей общины (рода) — появилась производственная возможность выхода отдельных семей из общины, захвата ими участков общинной (пахотной) земли в частную собственность. Соседские отношения теперь становились важнее, чем кровнородственные связи — на смену родовой общине (у славян — верви) приходила община соседская (территориальная).
В этой общине нарастало имущественное и социальное неравенство. Частная собственность и увеличение полученного прибавочного продукта (результата труда) на присвоенных участках земли, а также войны (межплеменные столкновения) обогащали и усиливали определенную (небольшую часть) соплеменников. У них рождалась потребность в такой организации общества, которая обеспечила бы неприкосновенность владений. Следовательно, появлялась необходимость создания нового социального слоя, стоящего на страже земельных границ соседской общины и имущества. Постепенно занятие исключительно военным делом становилось постоянным — появлялась профессиональная вооруженная сила (дружина), а с ее помощью военные предводители (князья) и знать (боярство) захватывали административно-политическую власть и превращали ее в наследственную.
В то же время не вся общинная земля сразу перешла в частное владение — в общей собственности оставались луга, выпасы, лесные и речные угодья. Сохранялась и личная свобода общинников и привычный порядок решения важнейших вопросов — народные собрания (у славян — вече). В минуту внешней опасности на защиту территории общины вставало народное ополчение. Все это были остатки демократии, характерной для родоплеменного строя.
Таким образом, сочетание новых и старых общественных элементов создавало своеобразие переходной формы организации общества, в котором новые элементы еще не могли сразу утвердиться, а старые — быстро отмереть. Эту переходную форму определяют как военную демократию, так как в народном собрании участвовали вооруженные воины, а авторитет и власть вождя подкреплялись имевшейся у него военной силой.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 87.
В 8 — первой половине 9 в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, во
artident.ru