З и с на конце приставок – Орфограммы. 11. Буквы З-С на конце приставок.

Буквы «з» и «с» на конце приставок

В зависимости от того, какой первый звук корня слова, глухой или звонкий, в конце приставок ставится «с» или «з» соответственно. То есть, правило правописания приставок на «з» и «с» основывается на принципе фонетики.

Нередко при написании подобных слов возникают проблемы, особенно у школьников. Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить специальное правило. А для этого следует вспомнить, какие из букв обозначают звонкий звук, а какие – глухой.

Буквы, обозначающие звонкий звук: Б [б] [б’], в [в] [в’], г [г] [г’], д [д] [д’], з [з] [з’], ж [ж] [ж’], л [л] [л’], м [м] [м’], н [н] [н’], р [р] [р’].

Запомнить звонкие звуки можно с помощью фраз: «У льва и жабы много друзей» или «Мы, звери, убежал

и, догоняй!». Как видно, если из предложений «выкинуть» все гласные, останутся только те согласные, которые обозначают звонкий звук.

Если корень слова начинается с любой из этих букв, то на конце приставки слова ставят букву «з».

Примеры слов с приставкой без:

  • Бездельник;
  • Безработный;
  • Бездарный;
  • Безвкусный и т.д.

Слова с приставкой раз:

  • Развлекаться;
  • Разбираться;
  • Развиваться;
  • Разреветься и т.д.

Слова с приставкой из:

  • Изделие;
  • Избирать;
  • Извозчик;
  • Изживать и т.д.

Слова с приставкой низ:

  • Низложить;
  • Низвести и т.д.

Глухие звуки обозначают следующие буквы: к [к] [к’], с [с] [с’], п [п] [п’], т [т] [т’], ф [ф] [ф’], х [х] [х’], ц [ц] [ц’], ч [ч] [ч’], ш [ш] [ш’], щ [щ] [щ’]

Запомнить все глухие звуки помогут следующие фразы: «Фока, хочешь поесть щец?», «Степка, хочешь щец? Фи!» Убрав гласные буквы, можно заметить, что в предложениях остались согласные, обозначающие глухой звук.

Если в корне слова первой стоит любая из этих букв, то приставки в таких словах пишутся с буквой «с» на конце.

Примеры слов с приставкой бес:

  • Бессовестный;
  • Бесчестный;
  • Бесц
    ветный;
  • Беспутный и т.д.

Слова с приставкой вос:

  • Восхождение;
  • Востребовать;
  • Восхвалить и т.д.

Слова с приставкой рас:

  • Расселить;
  • Рассорить;
  • Расцвести и т.д.

Слова с приставкой ис:

  • Исцелить;
  • Исковеркать;
  • Исподтишка и т.д.

Слова с приставкой нис:

  • Нисшедший;
  • Ниспосланный и т.д.

Итак, для того, чтобы не допустить ошибки при написании букв «з» или «с» на конце приставки, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выделить приставку в слове;
  2. Определить первую букву корня слова;
  3. Определить, какой звук обозначает эта буква – звонкий или глухой;
  4. Поставить в приставке «с», если звук следующей буквы глухой, и «з», если звонкий.

У детей часто возникают проблемы с определением звука согласной буквы. Легко запоминаются парные звуки, один из которых звонкий, другой — глухой:

  • Б – П;
  • В – Ф;
  • Г – К;
  • Д – Т;
  • З – С;
  • Ж – Ш;

Сонорные звуки, являющиеся непарными согласными буквами, запомнить сложнее. Но и с этой задачей поможет справиться простая фраза: «Лимонрай

Если раз и навсегда запомнить, какие буквы обозначают глухой, а какие звонкий звук, а также если полностью усвоить правило правописания приставок, то при написании слов с приставками, оканчивающимися на «з» и «с» не должно возникнуть вопросов и тем более ошибок.

russkyaz.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка «Буквы з-с на конце приставок»

Тема :   Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з — с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный  этап.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
  7. Назовите неизменяемые приставки.
  8. Когда пишется приставка пре-? При-?

2. Орфографический диктант.

(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)

       3. Взаимопроверка по ключу.                                        

( Оценки выставляются в лист достижений).

Лист достижений

Фамилия, имя

Орфографический диктант

Усвоение нового материала

Первичная проверка понимания изучненного


III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

—   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

—  Исходя из темы, определите цели урока.

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
  2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм,
  3. графически обозначать изученную орфограмму).

Мотивация

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

— Определите объект исследования. ( слова с приставками)

— Предмет исследования?   (Буквы  з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

возместить                        восхождение

низвергать                             ниспадать

— Давайте составим план исследования.

— Выделить в словах приставки.

— Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

— Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

— Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

— Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника  ( материал стр. 30 )

V. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Упр 437 фронтально,  

(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

(Самооценка вносится в лист достижений)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

— В чём коварство приставки С?

Работа с лингвистическим текстом.

                                           Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их  в лист достижений)

  1. Упр 440  ( в парах с обсуждением  1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

Вздыхать                                            Исправить

Разглядеть                                         расцвет

Разбег                                                  вскарабкаться

Безбрежный                                       беспомощный

Возглас                                                расположиться

Безграничный                                    беспредельный

Изморозь                                              рассмотреть

Чрезмерный                                        рассвет

                                                               расписание

( справиться, сгибать, списать)

Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений

2.  Тестовые задания.

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;
  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.

    1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;

    2) …делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;

    3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

1.  1

2.  3

3.  2

4.  2

5.  2

3. Разноуровневые задания

«3»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«4»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

«5»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

«3»

1 уровень

Упр 443

«4»

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – …,
без крыльев – …,
без дома – …,
без края – …,
без конца – …,
без руки – …,
без хозяйства – …,
без цели – …,
без работы – …,
без толка – …

«5»

3 уровень

Соединить буквы з и с с согласными, составить слова

 

VII. Этап подведения итогов урока

— Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

— Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

 IX. Этап рефлексии

Обратитесь к листку достижений.

Работаем с нашим светофором

зелёный  — я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

 красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Буквы З и С на конце приставок

Конспект метапредметного учебного занятия

Урок русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок»

Учитель русского языка: Абдукеримова Зилфира Келбялиевна.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Буквы З и С на конце приставок

Базовый учебник

Русский язык: 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.– М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

Тема урока: Буквы З и С  на конце приставок

Место урока в теме: раздел «Морфемика.  Орфография»( Всего 22ч., 11-й урок в разделе)

Тип урока: урок закрепления изученного

Дата урока: 03.03.2016

Образовательные ресурсы: учебник, рабочие тетради, тетради на печатной основе.

Цель урока :обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на З и С», овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать правило написания букв З-С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С;

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора правильных написаний;

совершенствовать орфографические умения по теме «Буквы З-С на конце приставок».

Личностные: сформировать потребность к ценностному отношению к слову.

Метапредметные:

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности на уровне понимания.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности на уровне узнавания.

План урока

I. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

III. Этап усвоения новых знаний и умений.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Метапредметная карта урока

Этапы урока

Осваиваемые УУД

с указанием уровня

ООД

(ориентировочная основа действия)

освоения УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

III. Этап усвоения новых знаний и умений

1.14.

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности

на уровне понимания

Цель – это  предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая  достигнуть этот результат.

Дети определяют тему и цели по наводящему вопросу, формулируют цель урока.

Учитель предлагает сформулировать и обсудить тему урока, задачи, задаёт наводящие вопросы и напоминает определение понятий цели и задачи.

2.2.16.

Взаимодействовать в различных организационных формах

на уровне узнавания

Правила работы в паре:

1. Мы говорим спокойно и ясно;

2. Мы говорим только по делу;

3. Мы внимательно слушаем партнёра;

4. Мы не смеёмся над ошибками товарища;

5. Мы вместе проверяем и обсуждаем сделанное.

Выполнить работу в  соответствии с правилами

При необходимости помощь учителя по организации продуктивной работы в паре.

Ход урока

I.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности. 

Приветствие.

Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

Главное сказать себе: «Я внимателен, я сосредоточен, сообразителен, уверен  в себе. Я буду усердно трудиться на уроке».

— Что было задано на дом?

— Есть вопросы по домашнему заданию?

— Возникли ли у кого-либо трудности?

В рабочих тетрадях записываем дату.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

 1.Разминка.

— Над каким разделом языкознания мы работаем?

— Что изучает морфемика?

— Какие морфемы вам известны?

— Что такое корень?

— Назовите  морфему, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов?

2.Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.

Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.

— Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?

— В каких словах на конце приставки происходит оглушение?

— Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?

— В каких словах на конце приставки происходит озвончение?

III. Этап усвоения новых знаний и умений.

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе:

—   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знали  и даже писали правила

Для жителей государства.

2.Беседа с обучающимися.

— Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( Правила написания З-С на конце приставок).

— Исходя из темы, определите цели и задачи урока. Для этого хочу напомнить вам, что цель – это  предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая  достигнуть этот результат.

(Изучить правило написания З-С на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило).

3.Работа с теоретическим материалом ( Стр. 30, часть 2 учебника; РТ стр.55)

4.Выполнение упр. 438 ( стр.30). РТ зад. 106, стр.55

5.Работа в парах. Ребята, давайте вспомним, какие правила работы в паре вам известны?

(Помогать друг другу; один говорит – другой слушает; тактично исправить ошибку; не спорить, а доказывать;)

 Задание на карточке. Выписать слова с приставками. (1в. — с приставками на З, 2в – на С) 

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

( После выполнения этого задания эвристическая беседа, составление алгоритма).

5. Физминутка. 

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в приставке  нужно писать букву  з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с  — приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

— Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

( Нет, не подчиняется, так как нет приставки з.  А в словах здание, здесь, здоровье нет приставки, в этих словах з  входит в корень)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Работа по образцу. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Задание:

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – …,
без крыльев – …,
без дома – …,
без края – …,
без конца – …,
без хозяйства – …,
без цели – …,
без работы – …,
без толка – …

2. Беседа с обучающимися

-Ребята, достигли ли вы поставленных перед собой целей?

— Что вам в этом помогло?

— Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение  уровня обученности.

3.Тест по теме «Правописание приставок».

1) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.

2) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.

4) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.

5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;

в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.

V.Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Параг. 83. Упр. 443.

Дополнительное задание ( по желанию):

1)Упр.445;

 2)Составить орфографическую диктовку на изученную тему.

(В конспекте урока использован материал ресурса:

https://infourok.ru/russkiy-yazik-klass-bukvi-zs-na-konce-pristavok-461097.html)

nsportal.ru

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме: Правописание букв З и С на конце приставок

Урок русского языка в 5 классе

 

     

  1. Тема «Правописание букв З и С на конце приставок»

(урок закрепления и совершенствования знаний)

   Цели: 1. учебные: развивать навык употребления букв З и С на конце приставок;

      обогащать словарный запас учащихся;  

      проверить уровень усвоения материала учащимися.

     2. воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения  к слову, формированию эстетического вкуса; расширять кругозор учащихся.

     3. развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, быстроту реакции,     внимание.

 Оборудование урока: 1. Карточки для индивидуальной работы.

                                      2. Тесты для проверки знаний по теме.

                                      3. Таблица.

                                      4. Тексты для индивидуальной работы.

 Ход урока.

1. Слово учителя.

     Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок – урок-отчёт, на котором присутствует много гостей – учителей нашей школы. Мы с вами немного волнуемся, но, думаю, когда начнём работать, это пройдёт, ведь дорогу осилит идущий. Я прошу вас сосредоточиться, быть внимательными, аккуратными. Материал у нас сегодня интересный, уже знакомый вам. У каждого есть возможность получить хорошую оценку, и не одну.

     Сегодня мы завершаем работу с приставками 1 и 2-й групп, и поэтому вы должны показать, умеете ли писать слова с приставками на З и С, отличать их от приставки С и употреблять их в речи; узнавать слово по его лексическому значению. В конце урока будьте готовы к самостоятельной работе.

 А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Не забывайте писать красиво и грамотно.

2. Синтаксическая пятиминутка.

     А начнём мы работу с фрагмента из стихотворения Ивана Саввича Никитина, жившего в середине Х1Х века, почти 150 лет назад (1824-1861). Выполним несколько видов работ. Сразу обратим внимание на средства художественной выразительности, помогающие нам лучше увидеть картины зимней природы, как и красочные фотографии, которые перед вами. Фрагмент стихотворения поможет нам и в классификации приставок.

     Итак, один ученик идёт к доске, записывает предложение, расставляет знаки препинания, объясняет все орфограммы и пунктограммы.  

 Зашумела, разыгралась

 В поле непогода;

 Принакрылась белым снегом

 Гладкая дорога. ( И.С.Никитин, «Песня»).

  1. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы нарисовать зимнюю картину?  /олицетворение/
  2. Какой фонетический процесс происходит в слове гладкая?  /оглушение/.
  3. Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объясните, почему.   /разгулялась, принакрылась, гладкая/.
  4. Выделите приставки в словах и объясните их написание.
  5. Правописание какой приставки вы не смогли объяснить?

 3. Актуализация темы.

 А теперь, ребята, подведём итог.

  1. На сколько групп можно разделить все приставки и почему?
  2. Назовите эти группы.
  3. Казалось бы, всё в 1-й группе ясно и понятно. Но вот вопрос: в каком случае употребить слово одеть, а в каком надеть и почему? Помогите справиться с этим заданием.

Запись на доске:  «Люба, (на, о)день сегодня своё праздничное платье»,- сказала мама. Бабушка заметила:»Ты, Лена, слишком легко (на, о)дела ребёнка».

  1. И ещё в 1-й группе обосновалась «коварная» приставка. Назовите её. От чего её надо отличать?  /приставка С, отличать от З в корне/
  2. Вспомните стихотворение, помогающее это запомнить.

Обрати внимание на здесь, здоровье, здание.

З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить.

  1. Почему приставки 2-й группы пишутся то с буквой З, то с буквой С? От чего это зависит?
  1. Словарный диктант.

      Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применить на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по его ЛЗ, записать его и объяснить написанное. У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано ЛЗ того или иного слова. Вы по порядку выходите к доске, читаете свою карточку, мы узнаём слово по его ЛЗ, записываем и объясняем написанное.

1.        Сообщение, уведомление о чём-нибудь.

2.        Тревожное состояние, волнение.

3.        Санаторий, дом отдыха.

4.        Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли.

5.        Слегка, ненадолго заснуть.

6.        Плотно соединив, прижать друг к другу; например, пальцы в     кулак.

7.        Отсутствие, нарушение порядка.

8.        Сооружение, постройка, дом.

9.        Кучер повозки.

10.        Сохранить, не дать исчезнуть.

11.        Начало утра, время перед восходом солнца.

12.        Тихая погода, полное отсутствие ветра.

13.        Не умеющий читать и писать.

14.        Возобновить в своей памяти.

15.        Делая движения или заставляя двигаться, привести в состояние  физической бодрости.

 

  1. Разминка.

      Давайте мы с вами проведём разминку – разучим ещё одну скороговорку. Помним, что скороговорка не только весёлое, но и полезное занятие. Скороговорки помогают исправить плохую дикцию, т.е. произношение. Сначала говорю я, затем все вместе, потом – несколько человек по одному.

 Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

  1. Составь слово.

      Ребята! Вы показали своё умение узнавать слово по его ЛЗ. А сможете ли вы составить слово, выполнив ряд действий? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно. С полученным словом нужно будет составить предложение. Работать мы будем с шарадой. Вспомним, что это такое?

 /загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, морфем/.

      В «списке» вы мой обнаружите корень,

      Суффикс в «собрании» встретится вскоре,

      В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

      В целом – по мне на уроки пойдёте. /расписание/.

  1. Проверочный диктант.

     А сейчас я вам загадаю загадку. Ваша задача – не только разгадать её, но и записать её правильно, грамотно. При выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применять их на практике. А это задание рассчитано на то, что вы сначала напишете загадку, подумаете над всеми орфограммами и пунктограммами, встретившимися в предложении, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.

      Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. /плуг/

      Без языка, без голоса, а всё расскажет. /книга/

  1. Самостоятельная работа.

       И наконец – последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех. У каждого из вас на парте лежат карточки, с которыми предстоит работать:

  1. вставить пропущенные буквы;
  2. тесты;
  3. тексты, из которых надо выписать слова на изучаемую орфограмму – З и С на конце приставок.

Вы работаете прямо на этих карточках, по окончании работы передаёте мне. Оценки за них узнаете на следующем уроке.

 Итак, сосредоточьтесь, внимательно прочитайте задание и аккуратно и      грамотно выполняйте его.

Тест:    Вариант 1.

  1. В каком случае следует писать З:

А) во..хождение  б)во..соединение в)и..бранник  г)и..следование

  1. Найти слово с приставкой на З и С:

А) растёт б) разок в) сбить г) размельчить.

  1. В каком случае следует писать С:

А) бе..грамотный  б) во..кликнуть в) и..вергать г) во..гордиться.

  1. Найти слово, в котором допущена ошибка:

А) разход б) раздвоение в) чрезмерный г) исподтишка.

  1. Перепишите предложение, предварительно

исправив ошибки:

 Безпорядочный человек непроживёт в добре век.

  1. Найди «четвёртое лишнее» слово:

                А) ..бежал б) и..калечить в) во..кликнуть г) бе..людный.

              Вариант 2.

 1.В каком случае следует писать З:

                  А ) во..рождение б) ..сжечь в) ра..сердить г) чере..чур.

 2. Найти слово с приставкой на З и С:

   А ) восток б) воздух в) здание г) воззвание.

   3. В каком случае следует писать С:

   А ) бе..позвоночный б) бе..козырка в) ра..садить г) и..калечить.

   4.Найти слово, в котором допущена ошибка:

   А )изжить б) исжарить в) воспроизводство г)иззябнуть.

   5. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибки

    Бесдонную бочку водой ненаполниш.

 6. Найди «четвёртое лишнее» слово:

    А )в..лететь б) во..стание в) в..громоздиться в) ра..мельчить.

1. Выписать словосочетания, в составе которых слово с приставками на З и С.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

     Тихое безоблачное утро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки.

2. Выпишите слова с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».

        Луг был сухой. Змеи не попадались. Мышонок расхрабрился, стал путешествовать и при солнце. Ел он теперь зёрна и клубни разных растений, жуков, гусениц. А скоро научился и новому способу прятаться от врагов.

       Случилось это так: Пик раскопал в земле личинки каких-то жуков, уселся на задние лапки и стал закусывать. Пик видел вдали над лугом маленького сокола-трясучку. Пик понял опасность, но было уже поздно. У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер. Трясучка никак не могла взять в толк, куда исчез мышонок. Она зорко всматривалась в то место. Где он сидел, но видела только бурые комья земли. А Пик лежал тут, у неё на глазах.

        На спине-то шёрстка у него была жёлто-бурая, точь-в-точь под цвет земли, и сверху его никак нельзя было разглядеть.

3.Выпишите слова с приставками на З и С, а также с приставкой С и слова- исключения.

    Распахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом.

 –Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим воспеть твой подвиг. На твоём примере будет воспитываться молодёжь, — сказали они.

 -Это вы чересчур, я на это не рассчитывал, — смутился Вася.

 -Не скромничай. Итак, начнём разговор. Рассказывай, как ты спас человека.

  Вася вздохнул.

 -Сижу, рыбу ловлю. Рассветает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, — вспомнил Вася.  

 — Выходит, сбежал с уроков?

        — Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, — сказала девочка.

  1. Домашнее задание.

    А сейчас откроем дневники, запишем домашнее задание: п. 82,83, упр.427. откройте учебник на с. 175. Прочитаем задание. Ребята, кому сложно показалось такое задание, можете просто вставить пропущенные буквы. Но в этом случае помните, что такая работа оценивается ниже.

  1.  Обобщение.

      Итак, сегодня мы закончили работу с правописанием приставок 1 и2-й групп. Вы показали, что умеете применять правила написания приставок на З и С, отличать их от приставки С. наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам на изучаемую орфограмму. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с приставками 1 и 2-й групп.

      Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю.

nsportal.ru

Буквы з и с на конце приставок

 Буквы З и С на конце приставок.

Цели:

  1. помочь учащимся определить условия выбора букв з и с на конце приставок, научиться применять правило в практической деятельности;

  2. прививать любовь к природе;

  3. развивать умение правильно выделять приставку в слове, формировать умение определять условие выбора букв з или с на конце приставок и правильно писать их, развивать устную монологическую речь, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.

Спишите текст, который напечатан в карточке №1, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их.1 учащийся работает с текстом у доски.

Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки

.

Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение.

1.3.Назовите слова, в составе которых есть приставка.

(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).

Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык.

Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?

(Раскрываются, т.к. в этом слове рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.)

2.Сообщение темы и целей урока.

3. «Открытие» нового знания.

3.1.Материал для наблюдения.

  • разгораться, растаять

  • вздрогнуть, всходить

  • бездонный, бескрайний

  1. Прочитайте слова.

  2. Есть ли в них приставки? Выделите их.

  3. Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?

  4. Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках.

  5. Можете ли вы определить, от чего зависит выбор букв з или с на конце приставок?

  6. Сделайте вывод.

3.Проверьте себя по учебнику.

Прочитайте правило на странице 166. Повторите его и проговорите друг другу.

3.Чтобы научиться применять правило, составим алгоритм.

  1. Убедись, что орфограмма вØ. Выдели её.

  2. Определи, перед каким согласным стоит приставка?

  • перед звонкими
    [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р]
    Пиши з разбудить

  • перед глухими
    [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х] 
    Пиши с раскрыть

Отличай от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, ни зги ( не видно ) и др. )

4.Первичное закрепление.

1) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание, а как сами справились с домашним заданием?

2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.

Карточка № 1

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Карточка № 2

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с” )

Физминутка

5. Практическая часть.

1) Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Физминутка для глаз

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

2)Самостоятельная работа. 

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

3) Работа с перфокартой.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)

.Домашнее задание: п.83,упр.426.

multiurok.ru

Буквы «З и С» на конце приставок

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с заданиями для самостоятельной работы).

План урока: (слайд 2)

  1. Блиц-опрос по материалам предыдущих уроков.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Упражнения на закрепление.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Цели урока: (слайд 3)

  • Знать: способ действия при выборе З-С на конце приставок.
  • Уметь: пользоваться правилом, определяющим выбор буквы.
  • Повторить: словообразование, звонкие и глухие согласные, антонимы.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного. Блиц – опрос по материалам предыдущих уроков.

(слайды 4-8)

  1. Что изучается в словообразовании?
  2. Из каких значимых частей может состоять слово? Как называются эти части?
  3. Дополнить ответ:
    • Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении – ОКОНЧАНИЕ
    • Часть слова без окончания или все неизменяемое слово – ОСНОВА
    • Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов – КОРЕНЬ
    • Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов – СУФФИКС
    • Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – ПРИСТАВКА

Практическая часть блиц-опроса

  1. Указать слова, в которых корень выделен неправильно:
    1. Поссорился
    2. Загадка
    3. Заиграла
    4. Серебристый
    5. Скороговорка
  2. Указать, в каких словах приставка выделена неправильно:
    1. Подосиновик
    2. Подорожник
    3. Унести
    4. История
    5. Испечь
  3. Указать, в каких словах суффикс выделен правильно:
    1. Ходила
    2. Березонька
    3. Читать
    4. Говорить
    5. Водица
  4. Найти лишнее слово:
    1. Больница
    2. Больше
    3. Болтун
    4. Больной
    5. Болевой
  5. Образовать слова с данными морфемами:
    1. –ся, -ближ-, при-, -а-, -л-,
    2. –ый, -ост, -жал-, без-, -н-
  6. Составить по данной схеме предложение: определение подлежащее сказуемое обстоятельство
  7. «Составь слово»
    1. Рассказать (приставка)
    2. Пилка (корень)
    3. Возить (суффикс)
    4. Ходил (суффикс)
    5. Страна (окончание)
    6. Ответ: распилила

III. Знакомство с новым материалом урока.

(Слайды 9-11)

IV. Закрепление.

Вставить пропущенные буквы: (слайд 12)

Ра…делить, ра…таять, бе…крайний, бе…жалостный, и…печь, во…делывать, бе…болезненный, и…дать, в…махнуть, и…портить, во…наградить, в…крикнуть, в…дыхать, …делать, бе…чувственный, …бить.

Заменить: (слайд 13)

  • Пассажир без билета
  • Жидкость без цвета
  • Плач без звука
  • Движение без шума
  • Решение без спора
  • Ребенок без забот
  • Звезды без счета
  • Аллея без людей
  • Проезд без оплаты

Распределить: (слайд 14-15)

…з
…с

И…править, во…главить, в…глянуть, бе…полезный, и…мерить, и…бушка, бе…цельный, бе…донный.

Самостоятельная работа (слайд 16)

1-й в. 2-й в.
  • Бе…болезненный
  • Бе…шумный
  • В…дыхать
  • Бе…цельный
  • Ра…валиться
  • И…кусать
  • …дуть
  • Ра…смотреть
  • В…пыхнуть
  • Бе…вольный
  • И….править
  • …доровье
  • Ра…смеяться
  • …делать
  • И…портить
  • Ра…гадать
  • В…порхнуть
  • Бе…граничный
  • Ра…жимать
  • В…крикнуть
  • …дать
  • Бе…цельный
  • Ра…чертить
  • Бе…сильный
  • …дание
  • Бе…вкусный
  • Ра…мечтаться
  • …толкнуть

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

  1. выучить правило.
  2. Подобрать примеры с морфемами: ВОЗ- (приставка), -ВОЗ- (корень). (слайд 17)

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Буквы з и с на конце приставок»

Цели:

  • закрепление умений и навыков нахождения в слове приставки и ее правильного правописания,
  • развитие речи, памяти, мышления учащихся,
  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • наглядность,
  • дидактический раздаточный материал,
  • сигнальные карточки с буквами “з” и “с”.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, что нового узнали вы на прошедшем уроке? (Дети вспоминают орфограмму №10: “Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з- и с-, пишутся одинаково, независимо от произношения”, приводят свои примеры).

II. Повторение изученного материала:

Работа над текстом.

— Ребята, перед вами (на доске) слова:

зачерпнул, взял, поставил, увидел, прорубил, слез.

— Какой частью речи являются данные слова? Почему? (Это глаголы, т.к. обозначают действия предмета).

— Что вы можете сказать об их грамматическом значении? (Это глаголы с нулевым окончанием, обозначающие 3-е лицо единственного числа мужского рода прошедшего времени.)

(У ребят на партах карточки:

Емеля____с печки,_____ведра и топор. Вот и речка. Емеля _____лед,_______ ведра и _____ их, а сам глядит в прорубь. _______Емеля в проруби щуку.

— Ребята, перед вами карточка. Можно то, что в ней представлено, назвать текстом? Почему?

— Вставьте глаголы (с доски) так, чтобы получился текст.

— Проверка. (Ребята читают получившиеся у них предложения).

— Найдите среди этих глаголов слова с приставками. Обозначьте их.

— Что вы можете сказать об их правописании? (Это одновариантные приставки: гласные и согласные в них пишутся независимо от произношения: зачерпнул, прорубил, поставил; слез – приставки з не бывает!).

— Из какой сказки взят этот отрывок?

(“По щучьему велению…”).

— Почему она так называется? Кто знает, что было дальше? (Изловчился Емеля и ухватил щуку. А она просит его человеческим голосом отпустить ее, говорит, что исполнит все его желания, надо только сказать: “По щучьему велению, по моему хотению…” — эти слова написаны у ребят на другой стороне их карточек).

III. Объяснение нового материала: “Правописание приставок на з- (с-)”.

— Найдите в данном отрывке слова с приставками. Почему в слове “изловчился” пишется з, а “исполнит” — с – это и будет основной задачей нашего урока.

А сейчас внимание: перед вами (на доске) слова, в котором пропущена буква.

и_давала З и_писала
ра_грузила или ра_пустила
во_двигала С во_пела

— Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: “Когда в приставках на з- и с- пишется з, а когда с”?

— Слушайте, слушайте да внимайте,
Да на ус мотайте:
Двери открываются,
Сказка начинается!
Будет сказка занимательна,
Слушайте, дети, ее внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно все усвоит,
А кто невзначай уснет,
Тот ничего не поймет.

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З <рисунок 1>. И были у нее прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ <рисунок 2>. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. <рисунок 3>. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

— Что вам угодно?

— Мы пришли посмотреть, как вы живете, — ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

— Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии …

— Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С. Учитель переворачивает сумочки у принцесс, где вместо “без” написано “бес” и т.д.).

— Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

— Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с).

— Знакомство с орфограммой №11 (с. 171 учебника “Русский язык” 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др.)

— Вернемся теперь к словам (см. выше) и попробуем правильно вставить пропущенную букву з или с.

IV. Закрепление нового материала:

1. Работа с учебником: выполнение упражнения №409 (выпишите слова с изученной орфограммой и обозначьте ее). Проверка.

2. Творческий диктант:

— Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставкой, оканчивающейся на з- или с-.

Например: ночь без сна – бессонная ночь.

— жидкость без цвета (бесцветная),

— даль без предела (беспредельная),

— небо без звезд (беззвездное),

— труд без пользы – бесполезный,

— рыцарь без страха – бесстрашный,

— малыш без защиты – беззащитный.

— Выделите приставку в этих словах, объясните ее правописание.

Разберите по составу.

— Проверка.

— Ребята, что вы можете сказать о значении приставок без-/бес-? (Они подчеркивают отсутствие чего-либо).

3. Работа с сигнальными карточками: З/С.

— А теперь, ребята, вставьте пропущенные буквы в данных словах (на доске):

Бе_толковый, бе_лунный, ра_гореться, ра_сказать, и_следовать, ра_будить, и_колесить, и_жарить, и_жога, ра_писаться, ра_делить, бе_крайний, ра_валиться, и_править.

4. Восстановительный диктант (на доске – текст):

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали снежные узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. А вот чудесный цветок. Какой это мастер исписал все стекла такими чудесными узорами?

— Выпишите из текста глаголы, выделите приставки, объясните их правописание. (У доски один ученик выполняет работу).

-Как можно озаглавить данный текст?

— Конечно, это мороз, а он бывает зимой. Давайте отгадаем “зимние” загадки и тем самым заполним кроссворд.

По вертикали:

№1

— Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки).

№5

— Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)

По горизонтали:

№1

— Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

№2

— Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега —
То бураны и метели
На деревню налетели,
По ночам мороз силен —
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

№3

— Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

№4

— И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

— Итак, ребята, мы с вами разгадали кроссворд. Как можно его назвать? Почему?

— Напишите небольшое сочинение о зиме.

VI. Обобщение по теме урока:

1. Проверка работы ученика у доски. (Затем текст на доске закрывается и ребятам предлагается по глаголам, которые выписал из текста ученик, восстановить текст.)

— Проверка.

2. Подберите к следующим словам антонимы и запишите их:

Ра_гибать –

Ра_двигать –

Ра_бежаться –

— Выделите в словах приставки, объясните их правописание. Составьте с одним из слов предложение, выделите грамматическую основу. (При проверке данной работы еще раз обратить внимание учащихся: не путать приставки на з- и с- приставку с-!)

— Сделайте вывод о правописании гласных и согласных в приставках, в том числе на з- и с-.

VII. Домашнее задание: орфограмма №11, упр. 414 (распределите слова в три группы: 1) с приставкой с-, 2) с приставкой на з- и с-, 3) без приставки — в этих словах з входит в корень – см. слова на полях: здесь, здание, здоровье).

urok.1sept.ru

0 comments on “З и с на конце приставок – Орфограммы. 11. Буквы З-С на конце приставок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *