Законодательная власть таблица – Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Ответ: 3.

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

5 (100%) 1 vote

soociety.ru

Таблица «Полномочия органов государственной власти»

— издание указов и распоряжений

— подписание федеральных законов

— предоставление гражданства и политического убежища

— помилование

— награждение

государственными наградами, присвоение почетных званий

— назначение и освобождение от должности полномочных представителей в федеральных округах, глав субъектов

— назначение выборов в Государственную Думу

— право вето

— ежегодное послание к Федеральному собранию

— роспуск Государственной Думы

— назначение с согласия Госдумы – Председателя Правительства РФ; назначение и освобождение заместителей и министров

— отставка Правительства

-выдвижение кандидатур судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов

— назначение судей федеральных судов

— верховный главнокомандующий

— утверждение военной доктрины

— назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил

— введение военного и чрезвычайного положения

— ведение переговоров и подписание международных договоров

— назначение и отзыв послов и дипломатических представителей

— разработка и предоставление в Госдуму бюджета

— обеспечение проведения единой государственной политики

— управление федеральной собственностью

— меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, собственности, борьбе с преступностью

— меры обеспечения обороны и государственной безопасности

— разработка законопроектов

— рассмотрение законов

— утверждение изменения границ между субъектами

— утверждение Указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения

— использование Вооруженных сил РФ за пределами

— назначение выборов Президента РФ

— отрешение Президента от должности

— назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов

— назначение и освобождение Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты

— ратификация и денонсация международных договоров

— разработка законопроектов

— принятие законов

— ежегодное утверждение федерального бюджета, налогов и сборов

— согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

— решение вопроса о доверии Правительству

— назначение и освобождение Председателя Центробанка, председателя Счетной Палаты, уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента для отрешения

— внешнеполитические вопросы в связи с обращением Президента, Правительства, по инициативе палаты, по собственной инициативе

является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики

1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации

2. разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

multiurok.ru

Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

На уроке мы познакомимся с одним из основных принципов правового государства, на котором строится власть в любом демократическом обществе, – принципом разделения властей. Вы узнаете, какие ветви власти функционируют в демократическом государстве, каковы полномочия каждой из них и как они взаимодействуют между собой. Сегодня мы остановимся на двух ветвях власти – законодательной и исполнительной, а также рассмотрим, что такое система «сдержек и противовесов».

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Разделение властей (законодательная и исполнительная)

 

Разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Окончательно данная концепция была сформулирована философами-просветителями Дж. Локком и Ш. Монтескье. Данная доктрина исходит из положения, что власть в государстве делится на три независимые и самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с таким разделением создаются высшие органы государства – парламент, правительство, глава государства. При этом конституция государства закрепляет юридическое равенство всех трех ветвей власти.

Рис. 1. Заседание Правительства РФ

В демократическом государстве складывается особый механизм взаимодействия ветвей власти между собой, основанный на постоянном взаимоконтроле ветвей власти, не позволяющий какой-либо одной ветви узурпировать власть, превысив свои конституционные полномочия. Данный механизм получил название системы «сдержек и противовесов», которая заключается в том, что каждая ветвь власти имеет в своем арсенале рычаги воздействия на другие ветви власти в рамках закона, что создает условия для взаимного контроля и взаимодействия всех ветвей власти. В конечном счете данная система направлена на соблюдение интересов государства, общества и личности.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям властные полномочия и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы обладают верховенством государственной власти в стране, так как их власть является производной от народа. Кроме того, только парламент может принимать решения, облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами.

Рис. 2. Депутаты ГД

Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным (законодательным) органом государства. Парламент может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты, как, например, в РФ (Государственная Дума и Совет Федерации). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, а также руководит прениями, голосованием в палате, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
Каждая из палат на весь срок своих полномочий образует комитеты и комиссии, как постоянные, так и временные. Они являются рабочими подготовительными органами палат по различным направлениям их деятельности. Их задача главным образом состоит в предварительном рассмотрении законопроектов.
Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, так как он наделен правом издавать законы. Однако название данной ветви власти вовсе не означает, что кроме законодательной деятельности парламент не выполняет никакой другой роли. Важной функцией законодательной власти также являются финансовые полномочия. Практически это означает, что парламент ежегодно утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги. Парламент наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов. Он осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отречении от власти президента и других высших должностных лиц, а также осуществляет ратификацию (одобрение) международных договоров, решает вопросы войны и мира и т.д. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
Исполнительная власть, в отличие от законодательной власти, носит производный характер, то есть производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами. Задачи органов исполнительной власти состоят главным образом в исполнении решений, принятых парламентом и президентом. Исполнительная власть носит подзаконный характер, и все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены во исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные органы.
Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти постепенно повышается во многих странах мира. Правительство не только исполняет решения, принятые парламентом, но порой и само направляет деятельность парламента. Исполнительная ветвь власти отличается следующими
признаками
:
1. исполнительная власть и ее органы действуют непрерывно и везде на всей территории государства;
2. исполнительная власть, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования: армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, которая имеет универсальный и организующий характер и направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство – высший орган исполнительной власти и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Оно призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономической, социальной и иных функций в сфере государственного управления. Правительство осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности, а также в его ведении находится административный аппарат. Во многих странах правительство обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

Рис. 3. Дом Правительства РФ

За проводимый курс правительство, как правило, несет солидарную политическую ответственность перед парламентом. Это выражается в том, что парламент может отказать правительству в доверии. Вотум недоверия правительству, вынесенный парламентом, приводит к отставке правительства и замене его новым правительством или к роспуску парламента главой государства (в парламентских и смешанных республиках).

В президентских республиках исполнительная власть принадлежит единолично президенту, который самостоятельно формирует правительство. В таких государствах правительство ответственно только перед президентом, который может самостоятельно отправить его в отставку (например, в США). Парламент не имеет рычагов влияния на правительство, не может выразить ему вотум недоверия, но и президент в таких республиках не может досрочно распустить парламент.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых из центра местных органов исполнительной власти (местной администрацией), либо выборными органами местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому или избираемому представителю центральной власти (губернатору, префекту), который осуществляет управление данной территорией.
Разделение властей как конституционный принцип может иметь место как при монархической, так и при республиканской формах правления. Наиболее последовательное и жесткое разделение властей характерно для президентской республики.

 

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

 

Домашнее задание

1. Расскажите, какие государственные органы входят в законодательную и исполнительную ветви власти в нашей стране?

2. Как называются высшие органы законодательной и исполнительной власти в России?

interneturok.ru

Законодательная власть — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2017; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2017; проверки требуют 22 правки.      Двухпалатные парламенты.     Однопалатные парламенты.     Парламент отсутствует.. Данные на конец 2017 года

Законода́тельная власть — власть в области законодательства государства или страны.

В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также могут входить утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны и так далее.

Законодательный орган — орган законодательной власти в государстве или стране, занимающийся разработкой и принятием законов и другим. Может называться: Дума, Рада, Совет, Парламент и так далее. Общее наименование органа законодательной власти, принятое некоторыми — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным собранием, в которое входят Государственная дума и Совет федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.

ru.wikipedia.org

Органы законодательной власти — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Таблица СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАСТИ ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ПРЕЗИДЕНТ

Парламент —

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

— состоит из 2-х палат:

1 палата (высшая)

Совет Федерацииутверждает законы

(170 избранных сенаторов,

по 2 сенатора от каждого субъекта РФ)

2 палата

Государственная Дума

разрабатывает законы и предварительно их утверждает

(450 избранных депутатов)

1. Правительство РФ:

-Председатель правительства;

— заместители председателя (их 5)

— федеральные министры (их 18)

2. Федеральные Министерства

(их 18 — по отраслям экономики)

3. Федеральные службы:

-Федеральная служба безопасности,

— Федеральная миграционная служба,

— Федеральная антимонопольная служба и др.

4. Федеральные агентства:

— Федеральное агентство печати;

-Федеральное агентство ж/д транспорта и др.

1. Конституционный суд РФ

(в СПб.) – рассматривает: насколько принимаемые законы соответствуют Конституции РФ

2. Верховный суд РФ — возглавляет всю систему районных и мировых судов в РФ

3. Верховный Арбитражный суд РФ – рассматривает все экономические споры

— ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Не входит ни в одну ветвь власти!

1. Координирует работу всех ветвей власти

2. Гарантирует соблюдение Конституции РФ ВСЕМИ ВЕТВЯМИ власти

3. Представляет РФ на международной арене

II. УРОВЕНЬ ВЛАСТИ – СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (85 СУБЪЕКТОВ)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Избранные парламенты Субъектов РФ (состоят из 1 палаты):

Московская городская дума;

— Законодательное собрание СПб;

— Курултай

— Парламент Крыма

— всего РФ 85 парламентов, названия разные

1. Глава Субъекта РФ

– мэр, президент, губернатор

2. Правительство субъекта РФ

3. Комитеты

— решают вопросы по разным направлениям развития субъекта (по экономике, по культуре, по спорту, по молодежной политике, по торговле…)

4. Управления (не везде)

5. Местные Администрации

— Пушкинского р-на

— Гатчинского р-на и т.д.

1. Районные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам) – они все федеральные:

Пушкинский районный суд

2. Мировые суды – рассматривают мелкие бытовые споры административные нарушения споры

1. Глава муниципального образования

2. Муниципальный совет (избранный жителями района)

3. Местная администрация (сельсовет, городская управа)

4. Муниципальная милиция

— органы местного самоуправления в систему власти не входят;

— решают мелкие хозяйственные и культурно бытовые вопросы данной местности

infourok.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ • Большая российская энциклопедия

Законодательная власть

Здание Совета Федерации.

За­ко­но­да­тель­ную власть в РФ осу­щест­в­ля­ет Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние – пред­ста­ви­тель­ный, за­ко­но­да­тель­ный и контролирующий ор­ган, ко­то­рый со­сто­ит из Со­ве­та Фе­де­ра­ции и Гос. ду­мы (в субъ­ек­тах РФ их за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ще­ст­в­ля­ют за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов РФ). Гос. ду­ма из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми, Со­вет Фе­де­ра­ции со­сто­ит из чле­нов, из­бран­ных пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми субъ­ек­тов РФ (по­ло­ви­на чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции) и на­зна­чен­ных гла­ва­ми ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ектов Фе­де­ра­ции (вто­рая по­ло­ви­на). Па­ла­ты за­се­да­ют раз­дель­но, од­на­ко мо­гут со­би­рать­ся со­вме­ст­но, на­при­мер для за­слу­ши­ва­ния По­сла­ний Пре­зи­ден­та РФ, Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, вы­сту­п­ле­ний ру­ко­во­ди­те­лей ино­стран­ных го­су­дарств. Со­вет Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ма из­би­ра­ют из сво­его со­ста­ва пред­се­да­те­лей и их за­мес­ти­те­лей, об­ра­зу­ют ко­ми­те­ты и ко­мис­сии, про­во­дят по во­про­сам сво­его ве­де­ния пар­ла­мент­ские слу­ша­ния. Ка­ж­дая из па­лат при­ни­ма­ет свой рег­ла­мент и ре­ша­ет во­про­сы внут­рен­не­го рас­по­ряд­ка сво­ей дея­тель­но­сти. Для осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля за ис­пол­не­ни­ем фе­де­раль­но­го бюд­же­та Со­вет Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ма об­ра­зу­ют Счёт­ную па­ла­ту РФ, со­став и по­ря­док дея­тель­но­сти ко­то­рой оп­ре­де­ля­ют­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О Счёт­ной па­ла­те РФ» (1995).

Чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции и де­пу­та­ты Гос. ду­мы об­ла­да­ют не­при­кос­но­вен­но­стью в те­че­ние все­го сро­ка их пол­но­мо­чий: они не мо­гут быть за­дер­жа­ны, аре­сто­ва­ны, под­верг­ну­ты обы­ску (кро­ме слу­ча­ев за­дер­жа­ния на мес­те пре­сту­п­ле­ния), а так­же под­верг­ну­ты лич­но­му до­смот­ру, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда это пре­ду­смот­ре­но фе­де­раль­ным за­ко­ном для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти др. лю­дей. Во­прос о ли­ше­нии их не­при­кос­но­вен­но­сти ре­ша­ет­ся по пред­став­ле­нию Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­той Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния.

К ве­де­нию Со­ве­та Фе­де­ра­ции от­но­сят­ся: ут­вер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц ме­ж­ду субъ­ек­та­ми РФ; ут­вер­жде­ние ука­зов Пре­зи­ден­та РФ о вве­де­нии во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния; ре­ше­ние во­про­сов о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния Воо­ру­жён­ных сил РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ; на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ; от­ре­ше­ние Пре­зи­ден­та РФ от долж­но­сти; на­зна­че­ние на долж­ность су­дей Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, за­мес­ти­те­ля пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты РФ и по­ло­вины со­ста­ва его ау­ди­то­ров. Со­вет Фе­де­ра­ции при­ни­ма­ет по­ста­нов­ле­ния по во­про­сам, от­не­сён­ным к его ве­де­нию Кон­сти­ту­ци­ей РФ, боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции, ес­ли иной по­ря­док при­ня­тия ре­ше­ний не пре­ду­смот­рен Кон­сти­ту­цией РФ.

Здание Государственной думы.

Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма – ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та – пред­став­ля­ет всё на­се­ле­ние РФ. Она со­сто­ит из 450 де­пу­татов, из­би­рае­мых на 4 го­да (Гос. ду­ма пер­во­го со­зы­ва бы­ла из­бра­на в 1993 в со­от­вет­ст­вии с за­клю­чи­тель­ны­ми и пе­ре­ход­ны­ми по­ло­же­ния­ми Кон­сти­ту­ции на 2 го­да). По­ло­ви­на де­пу­та­тов Гос. ду­мы из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве ма­жо­ри­тар­ной сис­те­мы от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам (от од­но­го ок­ру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат, по­лу­чив­ший наи­боль­шее чис­ло по­дан­ных по ок­ру­гу дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов). Вы­боры счи­та­ют­ся со­сто­яв­ши­ми­ся, ес­ли в них при­ня­ло уча­стие не ме­нее 25% за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных из­би­ра­те­лей. Вы­дви­же­ние кан­ди­да­тов по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в по­ряд­ке са­мо­вы­дви­же­ния или из­би­ра­тель­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми (пар­ти­я­ми, из­би­ра­тель­ны­ми бло­ка­ми, в со­став­ ко­то­рых вхо­дит хо­тя бы од­на пар­тия). Ре­ги­ст­ра­ция кан­ди­да­та про­из­во­дит­ся, ес­ли в его под­держ­ку со­б­ра­но не ме­нее 1% под­пи­сей из­би­ра­те­лей дан­но­го ок­ру­га. Вто­рая по­ло­ви­на де­пу­та­тов Гос. ду­мы из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве сис­те­мы про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва по об­ще­фе­де­раль­но­му из­би­ра­тель­но­му ок­ру­гу. В этом слу­чае кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся над­ле­жа­ще за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ны­ми об­ще­фе­де­раль­ны­ми пар­тия­ми или бло­ка­ми. Для ре­ги­ст­ра­ции об­ще­фе­де­раль­но­го спи­ска пар­тии или дви­же­ния этот спи­сок дол­жен быть под­дер­жан не ме­нее 200 тыс. из­би­ра­те­лей (не бо­лее 14 тыс. из­би­ра­те­лей од­но­го субъ­ек­та РФ). Пар­тии и дви­же­ния, по­лу­чив­шие в хо­де вы­бо­ров ме­нее 5% дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей («за­гра­ди­тель­ный барь­ер»), из рас­пре­де­ле­ния де­пу­тат­ских ман­да­тов ис­клю­ча­ют­ся, т. е. их кан­ди­да­ты де­пу­тат­ских мест не за­ни­ма­ют. Пар­тии и дви­же­ния, за спи­ски ко­то­рых по­да­но не ме­нее 5% дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей, по­лу­ча­ют чис­ло мест, про­пор­цио­наль­ное чис­лу про­го­ло­со­вав­ших за спи­сок. В со­от­вет­ст­вии с та­ким по­ряд­ком из­бра­ния де­пу­та­тов пар­тии и дви­же­ния, про­шед­шие в Гос. ду­му, об­ра­зу­ют в ней свои фрак­ции или де­пу­тат­ские груп­пы (в за­ви­си­мо­сти от чис­ла по­лу­чен­ных ман­да­тов и тре­буе­мо­го рег­ла­мен­том ко­ли­че­ст­ва ман­да­тов для соз­да­ния фрак­ции).

В Гос. ду­ме, из­бран­ной в 2003, об­ра­зова­но 4 фрак­ции («Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР, «Ро­ди­на»). Де­пу­та­ты, из­бран­ные по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам, мо­гут об­ра­зо­вы­вать фрак­ции и де­пу­тат­ские груп­пы, вхо­дить в них с учё­том тех же тре­бо­ва­ний. Де­пу­та­ты Гос. ду­мы ра­бо­та­ют на про­фес­сио­наль­ной по­сто­ян­ной ос­но­ве; они не мо­гут на­хо­дить­ся на гос. служ­бе, за­ни­мать­ся дру­гой оп­ла­чи­вае­мой дея­тель­но­стью, кро­ме пре­по­да­ва­тель­ской, на­уч­ной и иной твор­че­ской дея­тель­но­сти.

К ве­де­нию Гос. ду­мы от­но­сят­ся: да­ча со­гла­сия Пре­зи­ден­ту РФ на на­зна­че­ние Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ; ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству; на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка РФ, пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва её ау­ди­то­ров, Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка; объ­яв­ле­ние ам­ни­стии; вы­дви­же­ние об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ для от­ре­ше­ния его от долж­но­сти. Гос. ду­ма при­ни­ма­ет по­ста­нов­ле­ния по во­про­сам, от­не­сён­ным к её ве­де­нию, боль­шин­ст­вом го­ло­сов от пре­ду­смот­рен­но­го Кон­сти­ту­ци­ей об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы, ес­ли иной по­ря­док при­ня­тия ре­ше­ний не пре­ду­смот­рен Кон­сти­ту­ци­ей РФ.

Пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы в Гос. ду­ме при­над­ле­жит Пре­зи­ден­ту РФ, Со­ве­ту Фе­де­ра­ции, чле­нам Со­ве­та Фе­де­ра­ции, де­пу­та­там Гос. ду­мы, Пра­ви­тель­ст­ву РФ, за­ко­но­да­тель­ным (пред­ста­ви­тель­ным) ор­га­нам субъ­ек­тов РФ, а так­же Кон­сти­ту­ци­он­но­му су­ду РФ, Вер­хов­но­му су­ду РФ и Выс­ше­му ар­бит­раж­но­му су­ду РФ по во­про­сам их ве­де­ния. Гос. ду­мой при­ни­ма­ют­ся фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, фе­де­раль­ные за­ко­ны, по­ста­нов­ле­ния (напр., об объ­яв­ле­нии ам­ни­стии). Обя­за­тель­но­му рас­смот­ре­нию в Со­ве­те Фе­де­ра­ции под­ле­жат при­ня­тые Гос. ду­мой фе­де­раль­ные за­ко­ны по во­про­сам: фе­де­раль­но­го бюд­же­та; фе­де­раль­ных на­ло­гов и сбо­ров; фи­нан­со­во­го, ва­лют­но­го, кре­дит­но­го, та­мо­жен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, де­неж­ной эмис­сии; ра­ти­фи­ка­ции и де­нон­са­ции ме­ж­дуна­род­ных до­го­во­ров РФ; ста­ту­са и за­щи­ты гос. гра­ни­цы РФ; вой­ны и ми­ра.

Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма мо­жет быть рас­пу­ще­на Пре­зи­ден­том РФ в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных ст. 111 и 117 Кон­сти­ту­ции РФ. В слу­чае рос­пус­ка Гос. ду­мы Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет да­ту вы­бо­ров с тем, что­бы вновь из­бран­ная Гос. ду­ма со­бра­лась не позд­нее чем че­рез 4 мес с мо­мен­та рос­пус­ка. Гос. ду­ма не мо­жет быть рас­пу­ще­на по ос­но­ва­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным ст. 117 Кон­сти­ту­ции, в те­че­ние го­да по­сле её из­бра­ния, а так­же с мо­мен­та вы­дви­же­ния ею об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ до при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го ре­ше­ния Со­ве­том Фе­де­ра­ции, в пе­ри­од дей­ст­вия на всей тер­ри­то­рии РФ во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния, в те­че­ние 6 мес до окон­ча­ния сро­ка пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та РФ.

Избирательная система

По­ря­док вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ, вы­бо­ров (фор­ми­ро­ва­ния) Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния, иных фе­де­раль­ных гос. ор­га­нов, пре­ду­смот­рен­ных Кон­сти­ту­ци­ей РФ, вы­бо­ров за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов субъ­ек­тов РФ, пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов и глав ад­ми­ни­ст­ра­ции му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, за­ко­на­ми, ус­та­ва­ми му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний и ины­ми нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми ак­та­ми за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Ос­но­ву из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и из­би­ра­тель­но­го пра­ва РФ со­став­ля­ют осн. га­ран­тии из­би­ра­тель­ных прав гра­ж­дан РФ, обес­пе­чи­ваю­щие их сво­бод­ное во­ле­изъ­яв­ле­ние на вы­бо­рах и аль­тер­на­тив­ность вы­бо­ров. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­нов­ных га­ран­ти­ях из­би­ра­тель­ных прав и пра­ва на уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме гра­ж­дан РФ» при­нят в 2002. Граж­да­не РФ уча­ст­ву­ют в вы­бо­рах на ос­но­ве все­об­ще­го, рав­но­го и пря­мо­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии. Гра­ж­да­нин РФ, дос­тиг­ший 18 лет, впра­ве из­би­рать, а по дос­ти­же­нии воз­рас­та, ус­та­нов­лен­но­го за­ко­но­да­тель­ст­вом, быть из­бран­ным в ор­га­ны гос. вла­сти и в вы­бор­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, на вы­бор­ную долж­ность не­за­ви­си­мо от по­ла, ра­сы, на­цио­наль­но­сти, язы­ка, про­ис­хо­ж­де­ния, иму­ще­ст­вен­но­го и долж­но­ст­но­го по­ло­же­ния, мес­та жи­тель­ст­ва, от­но­ше­ния к ре­ли­гии, убе­ж­де­ний, при­над­леж­но­сти к об­ще­ст­вен­ным объ­е­ди­не­ни­ям. Гра­ж­да­нин РФ, про­жи­ваю­щий за её пре­де­ла­ми, об­ла­да­ет всей пол­но­той из­би­ра­тель­ных прав. Ди­пло­ма­ти­че­ские и кон­суль­ские уч­ре­ж­де­ния РФ обя­за­ны ока­зы­вать им со­дей­ст­вие в реа­ли­за­ции этих прав.

Не име­ют пра­ва из­би­рать и быть из­бран­ны­ми гра­ж­да­не, при­знан­ные су­дом не­дее­спо­соб­ны­ми, или гра­ж­да­не, со­дер­жа­щие­ся в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды по при­го­во­ру су­да, всту­пив­ше­му в за­кон­ную си­лу. Для пас­сив­но­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ми­ни­маль­ный воз­раст: он не мо­жет быть ме­нее 35 лет при вы­бо­рах Пре­зи­ден­та, 21 го­да при вы­бо­рах в за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ, 30 лет при вы­бо­рах гла­вы ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на гос. вла­сти субъ­ек­та РФ и 21 го­да при вы­бо­рах гла­вы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Вы­бо­ры яв­ля­ют­ся рав­ны­ми: ка­ж­дый из­би­ра­тель име­ет толь­ко один го­лос, все из­би­ра­те­ли уча­ст­ву­ют в вы­бо­рах на рав­ных ос­но­ва­ни­ях, ни один из­би­ра­тель не име­ет ка­ких-ли­бо пре­иму­ществ пе­ред дру­ги­ми (ор­га­ни­зу­ют­ся рав­ные по ко­ли­че­ст­ву на­се­ле­ния из­би­ра­тель­ные ок­ру­га в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва), а из­би­ра­тель­ные пра­ва всех рос. гра­ж­дан ох­ра­ня­ют­ся за­ко­ном. Уча­стие гра­ж­да­ни­на РФ в вы­бо­рах яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным. Пра­во вы­дви­же­ния кан­ди­да­тов (спи­сков кан­ди­да­тов) при­над­ле­жит из­би­ра­тель­ным объ­е­ди­не­ни­ям и не­по­сред­ст­вен­но са­мим из­би­ра­те­лям. Для со­вме­ст­но­го уча­стия в вы­бо­рах об­ще­ст­вен­ные ор­гани­за­ции мо­гут объ­е­ди­нять­ся в из­би­ра­тель­ные бло­ки, в со­ста­ве ко­то­рых долж­на быть хо­тя бы од­на пар­тия и ко­то­рые под­ле­жат ре­ги­ст­ра­ции в со­от­вет­ст­вую­щей из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии по­сле пред­став­ле­ния со­вме­ст­но­го спи­ска кан­ди­да­тов. Пар­тии и из­би­ра­тель­ные объ­еди­не­ния, пре­одо­лев­шие на вы­бо­рах 5%-ный барь­ер, впра­ве вы­дви­гать кан­ди­да­та в Пре­зи­ден­ты РФ без сбо­ра под­пи­сей из­би­ра­те­лей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).

В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ ре­ше­ния и дей­ст­вия ор­га­нов гос. вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, глав об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и долж­но­ст­ных лиц, на­ру­шаю­щие из­би­ра­тель­ные пра­ва гра­ж­дан, мо­гут быть об­жа­ло­ва­ны в суд. Ре­ше­ния и дей­ст­вия из­би­ра­тель­ных ко­мис­сий и их долж­но­ст­ных лиц, на­ру­шаю­щие из­би­ра­тель­ные пра­ва гра­ж­дан, мо­гут быть об­жа­ло­ва­ны в вы­ше­стоя­щую из­би­ра­тель­ную ко­мис­сию (со­от­вет­ст­вен­но уров­ню про­во­ди­мых вы­бо­ров) или в суд.

bigenc.ru

0 comments on “Законодательная власть таблица – Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *