Заземление автомойки – Монтаж заземления на автомойке в Ростове-на-Дону

Проект электроснабжения автосервиса — особенности проектирования

 

Театр начинается с вешалки. Эту фразу слышали все. А любые серьёзные технические работы начинаются с проектирования. Грамотно составленный проект может сохранить немало средств, как во время монтажа, так и после него, гарантировав отсутствие претензий со стороны контролирующих органов и удобство при работе после завершения строительства. Это поможет сэкономить средства, многократно превышающие цену проекта. Проект электроснабжения автосервиса не является исключением.

Особенности электроснабжения автосервиса

Не все водители и владельцы автомобилей знают, как сложно устроена СТО (станция автосервиса). Внутри много помещений разного назначения. В каждом из них свои правила монтажа электрики, указанные в ПУЭ (Правила устройства электроустановок):

  1. Как в любом учреждении, есть помещения для директора, бухгалтера и клиентов. Это сухие помещения, электропроводка в которых не отличается от бытовой. Подключается отдельно от производственных помещений, через дифференциальный автомат (УЗО). Возможно раздельное включение кабинетов или освещения и розеток. Для защиты от перенапряжения можно установить реле напряжения. Заземление осуществляется заземляющим проводом в розетках.
  2. Бытовые помещения. Для удобства и гигиены работников необходимы раздевалка и душевая. Освещение в душевой должно включаться снаружи. Светильники нужно предусмотреть герметичные, с защитой IP В зависимости от высоты потолка может потребоваться установка ламп пониженного напряжения.
  3. Производственные помещения. Автосервис — это завод в миниатюре. Есть станки разного назначения, сварочные аппараты и электроподъёмные механизмы. Для электропитания всех устройств нужно трёхфазное напряжение, а для обеспечения безопасности работающих людей — контур заземления, к которому подключается всё электрооборудование. Кроме этого, на каждом рабочем месте нужны розетки для подключения переносных электроинструментов и возможность подключения переносных светильников, рассчитанных на пониженное напряжение.
  4. Аккумуляторная. На каждом СТО есть место для зарядки и замены электролита в аккумуляторах. При зарядке обслуживаемых (негерметичных) аккумуляторов выделяется водород, что делает помещение взрывоопасным. Электрика в таких помещениях должна соответствовать определённым требованиям. Поэтому розетки исключаются, выключатели устанавливаются снаружи помещения, а светильники должны быть герметичные, класса защиты IP
  5. Стоянка. На станции автотехцентра есть площадка, на которой ждут ремонта автомобили, оставленные хозяевами для ремонта или после него, а также ремонтируемые автомобили, например, при капитальном ремонте двигателя. Эта площадка должна быть освещена в тёмное время суток.
  6. Автомойка. Если в автосервисе есть мойка, то к её электроснабжению предъявляются особые требования. Всё электрооборудование должно быть водозащищённым, класса IP Распределительные щиты, выключатели и розетки расположены так, чтобы избежать попадания брызг воды от моечного оборудования. Проект электрики автомойки должен учитывать все эти особенности.

Проектирование освещения

В разных помещениях освещение организовывается по-разному, исходя из условий и назначения помещения.

В офисе кабинеты освещают из расчёта 20 Вт на 1 м2. Мощность считается по лампам накаливания. Если были выбраны для установки энергосберегающие или светодиодные лампы, то необходимую мощность соответственно уменьшают в 5 или 8 раз.

Лампы необходимо распределить равномерно по площади помещения для более правильного освещения.

В раздевалке мощность принимается 15 Вт на м2; в коридоре, туалете и душевой достаточно 10.

Освещение производственных помещений и двора (стоянки) так рассчитать нельзя. Много зависит от формы помещения, высоты потолка, цвета стен и других факторов. Это же относится к стоянке.

Основные ошибки при составлении проекта

Ошибки при проектировании иногда обходятся очень дорого. Ниже приведён список самых распространённых ошибок:

  1. Самой грубой ошибкой проектирования является неправильный расчёт сечения кабелей. Иногда его проводят без учёта длины кабелей, что приводит к падению напряжения при работе.
  2. Автоматы защиты должны обеспечивать селективность защиты. Иначе при коротком замыкании будут срабатывать все автоматы, а не только ближайший по сети.
  3. Непрофессионалу трудно правильно рассчитать необходимые мощность и количество светильников, особенно на улице. Неправильный расчёт приведёт к тому, что расходы на освещение будут больше необходимых, или же помещение будет освещено недостаточно.
  4. Некоторые «специалисты» забывают про заземление, особенно в осветительных сетях пониженного напряжения.

Важно! Осветительные сети пониженного напряжения подключаются через разделительный трансформатор с обязательным заземлением вторичной обмотки. Использование автотрансформатора недопустимо!

Оформление проекта

Правильно оформленный проект электроснабжения состоит из графической и текстовой части. Графическая — это принципиальная и монтажная схемы. Они выполняются в виде однолинейной схемы. Подробнее об этом рассказывается в статье «Виды и особенности разработки однолинейных электросхем». Текстовая часть электропроекта состоит из большого количества документов и расчётов.

И если составить на листке бумаги электрическую схему может любой грамотный электромонтер или электромонтажник, то правильно оформить проект могут только профессионалы.

Такими профессионалами являются специалисты из компании «Мега.ру». Они оказывают проектные услуги в Москве, Московской области и близлежащих областях. Возможно дистанционное сотрудничество. Цена за услуги рассчитывается индивидуально. Телефон компании, а также форму для обратной связи можно найти на странице «Контакты».

И напоследок — познавательный видеоролик о том, как открыть СТО:

 

m-e-g-a.ru

Освещение автомойки: как правильно сделать

 

Сегодня уже никто не сомневается в том, что освещение в нашей жизни играет важную роль. Без света невозможно работать не только в вечернее и ночное время, но и зачастую в дневные часы. Одним из таких помещений, где может понадобиться освещение в любое время суток, является автомойка.

Если вы решили взяться за освещение автомойки, причем хотите все организовать своими руками, то нужно знать, что это дело требует соблюдения определенных принципов, целей и задач. Все самые важные аспекты организации подсветки автомойки будут рассмотрены в этой нашей статье.

Освещение: цели, задачи и принципы

Автомойка – место, где происходит чистка транспортных средств. Работа здесь кипит постоянно, поэтому потребность в освещении, из-за отсутствия окон в здании, предельно высока. Чтобы качественно выполнять свою работу, сотрудники автомойки должны хорошо видеть, ведь многие операции они проделывают своими руками, да и вообще – как мойка автомобилей может быть качественной в полной темноте?

Скорость и качество работы сотрудников автомойки зависит в том числе от:

  • характеристик света;
  • равномерности подсветки;
  • цветопередачи и т.д.

На эти параметры необходимо обязательно обращать внимание при подборе светильников для освещения автомойки.

Обратите внимание! Качественное освещение на автомойке необходимо не только для того, чтобы сотрудникам было комфортно работать, но и для соблюдения и обеспечения безопасности всех технологических процессов.

Мойка машины и роль света в этом процессе

Освещение в автомойке, создаваемое своими руками, преследует такие цели:

  • формирование эффективной, эргономичной и, конечно, безопасной системы освещения помещения;
  • создание своими руками высокого уровня комфорта для качественной работы сотрудников.

Выбирая светильники для автомойки, нужно помнить, что даваемый ими свет должен отвечать следующим задачам:

  • создание равномерной общей подсветки;

Обратите внимание! Эффективная работа в автомойке возможна при наличии равномерного освещения в пределах 500-750 люкс.

  • полноценное освещение всей площади помещения, избегая создания теней;
  • создание направленного светового потока для боковой подсветки;
  • свет не должен вызывать переутомления глаз у сотрудников мойки;
  • суммарный световой поток должен отвечать нормам. Эти нормы можно узнать в СНиПе. Нормы прописываются в люксах.

Для полноценной работы в этом помещении следует создать два уровня подсветки:

Боковое освещение мойки

  • общий. Необходим для равномерного освещения всего помещения. Для его организации своими руками требуется размещение осветительных приборов на потолке через равные промежутки времени. Такие светильники могут быть как потолочной, так и подвесной конструкции;
  • боковое или дополнительное. Оно создается лампами, которые локализованы на стенах.

Обратите внимание! Поскольку автомобили бывают различных габаритов, этот нюанс должен быть предусмотрен в осветительной системе, создаваемой своими руками. Для комфортности работы светильники бокового вектора освещения должны размещаться на разных уровнях вдоль стен.

Для упрощения организации боковой подсветки рекомендуется использовать линейные светильники (светодиодные, люминесцентные и т.д.), расположенные вертикально или в несколько горизонтальных рядов (расстояние должно составлять 60-90 см от поверхности пола). Вверху лучше всего использовать лампы с регулируемым световым потоком.

Требования, предъявляемые системе освещения

Как уже говорилось, для качественного обслуживания на мойке необходимо создать полноценную систему освещения. Причем полноценную подсветку нужно организовать во всем зонах, включая сушилку и приемку машин. Особе внимание следует уделить зоне, где клиент принимает авто и проверяет качество работы. Кроме этого жесткие нормы по уровню освещенности должны соблюдаться в зоне полировки. Здесь нужно обратить особое внимание на цветопередачу используемых источников света.

Для качественного выполнения всех полировочных работ следует придерживаться следующих требований:

  • степень освещенности должна находиться на уровне 750 люкс;
  • коэффициент неравномерности для освещенности — Uₒ 0,70,
  • общий показатель по дискомфорту должен составлять UGR 22;
  • индекс цветопередачи здесь составляет Ra 80;
  • коэффициент пульсации для используемых источников света составляет 10%.

Все эти требования основываются на Европейских стандартах.

Правильная световая отделка автомойки

 

Увеличить степень освещенности в помещении можно с помощью специальной отделки. Лучшими светоотражающими возможностями обладает белая отделка потолка и стен.

Обратите внимание! Отраженный свет для человеческих глаз считается оптимально комфортным.

Выбор осветительных приборов: на что обращаем внимание

Помещение автомойки всегда связано с водой. Здесь всегда имеется повышенная влажность и непрекращающийся водный поток. Поэтому вполне логично, что светильники для данного помещения должны подбираться с особой тщательностью, так как если что-то упустить из виду, то это может привести к быстрой поломке ламп.
По СНиПу (раздел «Естественное и искусственное освещение») помещение автомойки относится к классу «г». Этот класс отличается возможностью концентрации в помещении кислот, паров, газов, щелочей, которые при соприкосновении с водой могут образовывать слабые растворы этих соединений. Новые растворы обладают значительной коррозирующей способностью. Поэтому выбор светильников для создания освещения внутри автомойки должен учитывать и эти особенности.
Осветительные приборы здесь должны отвечать следующим требованиям:

  • устойчивость материала светильника (светодиодные или люминесцентные источники света) к возможной коррозии. Здесь подойдут лампы из алюминия или другого металла. А вот пластик быстро пожелтеет и примет неприглядный внешний вид;
  • длительный срок службы;
  • экономическое потребление электроэнергии. Поскольку на автомойке свет горит постоянно, это очень важный аспект выбора. Здесь следует использовать светодиодные лампы, которые имеют наибольшую эффективность в плане энергопотребления;

Светодиодные лампы для автомойки

  • высокий влагозащищенный класс. Все светильники имеют тот или иной влагозащищенный класс, который отображается буквами «IP».

Обратите внимание! Чем выше влагозащищенный класс, тем большее количество воды по соседству смогут выдержать лампы. Для подсветки автомойки следует выбирать те светильники, у которых влагозащищенный класс находится не ниже 65IP.

Если все работы по организации подсветки вы хотите провести своими руками, то нужно знать расшифровку, чтобы разбираться, какой именно это влагозащищенный класс:

  • «6» — имеется полная защита от пыли и влаги. Они не могут проникнуть внутрь корпуса светильника и повредить электросхемы;
  • «5» — лампа имеет защиту от направленных струй воды. Такие светильники можно спокойно поливать водой из шланга.

Только осветительные приборы (светодиодные или люминесцентные) с влагозащищенным классом «6» или «5» можно использовать на автомойке. Приборы с низким классом влагозащищенности не смогут эффективно справляться со своей работой и очень быстро выйдут из строя.

Источник света и лампы, которые подойдут для подсветки автомойки

Светодиодные лампочки

В светильниках, применяемых на автомойках, могут использоваться следующие источники света:

  • светодиодные лампочки. Такие лампочки являются самыми экономичными, так как позволяют экономить до 80-90% электроэнергии при использовании. Светодиодные лампочки отличаются качественным световым потоком;
  • люминесцентные лампочки. В плане экономичности они несколько уступают светодиодным источникам света, но на автомойках они востребованы больше всего.

Люминесцентные лампочки

При этом сами светильники, вне зависимости от типа лампы, могут быть следующих видов:

  • вертикальные или горизонтальные. Применяются для создания бокового освещения. Считается, что лучшим решением будут вертикальные лампы, которые смогут качественно освещать машины любых габаритов;
  • потолочные. Могут быть потолочными или подвесными. Все зависит от того, какие потолки имеются на автомойке. При высоких потолках подойдут подвесные конструкции, а при низких — потолочные.

Правильно оценив особенности помещения, вы без лишнего труда выберите качественные лампы для автомойки.

Самые распространенные ошибки в освещении автомоек

К числу самых распространенных ошибок относятся следующие моменты:

  • предпочтение светодиодным источникам света. Лучше выбирать люминесцентные светильники, чем светодиодные модели. В таких условиях светодиодные лампы долго не выдержат;
  • корпус светильника должен иметь высокую ударопрочность, чтобы не повреждаться от различных механизмов, применяемых в мойке машин;
  • несоблюдение норм освещенности. Если не брать во внимание нормы, то вам не удастся качественно организовать подсветку автомойки, что скажется на работе обслуживающего персонала.

Эти аспекты следует обязательно учитывать при организации подсветки.

Заключение

Как видим, нюансов в организации освещения на автомойке достаточно много. Но учитывая все требования к нормам освещенности, вы сумеете своими руками добиться полноценной подсветки этого помещения.

 

1posvetu.ru

Заземление приборов. Что, зачем и как сделать?

Надежная изоляция электрических приборов является важной составляющей электробезопасности. Однако, какой бы надежной ни была изоляции, полностью полагаться на нее нельзя. Происходящие по разным причинам перенапряжения в электрической сети ведут к повреждению изоляции, что несет в себе прямую угрозу для жизни людей.

Заземление бытовых приборов

Для защиты от поражения электрическим током используют заземление. Достичь электробезопасности можно путем применения заземляющих устройств, состоящих из заземлителей и заземляющих проводников. Заземление может использоваться в сетях, рассчитанных на любое напряжение.

Заземление бытовых приборов в квартире многими людьми рассматривается, как излишняя предосторожность. Однако количество бытовых электротравм, связанных с эксплуатацией техники, имеющей повреждения изоляции, свидетельствует об обратном. Большинство несчастных случаев вызвано одновременным касанием имеющего повреждение изоляции бытового прибора и проводящего предмета. В жилых домах в качестве таких предметов чаще всего выступают радиаторы и трубы центрального отопления, металлические мойки и незаземленные варочные плиты.

Рисунок №1. Электрооборудование в доме

Какие бытовые приборы необходимо заземлять в доме

Большая часть домашнего электрооборудования является источником повышенной опасности поражения электрическим током в быту. Для полного исключения возможных рисков необходимо заземлять стиральные машины, электрические и индукционные плиты, микроволновые печи, персональные компьютеры, бойлеры. Безопасности бойлеров следует уделить самое пристальное внимание. Вода является наилучшим проводником электричества. Нарушение изоляции бойлера приведет к тому, что, прикоснувшись к водонагревателю человек получит удар электрическим током. Смонтированное заземление примет на себя большую часть тока. Попадание фазы на заземленный бак бойлера ведет к мгновенному срабатыванию автоматического выключателя.

Рисунок №2. Схема проводки в квартире

Зачем нужно заземлять бытовые приборы

Согласно установленным нормативам, напряжение в бытовых электросетях не может превышать 220 В. Бытовые приборы подключаются к сетям через розетки. К каждой розетке идут два провода. Один из них, называемый фазным, является непосредственно токоведущим проводником. Второй провод, называемый нулевым, служит для отвода электричества после того, как замкнутся контакты розетки и выключателя.

При контакте фазного и нулевого проводов вне розетки возникает короткое замыкание. В подобных ситуациях ток достигает больших значений, что ведет к срабатыванию автоматических выключателей, которые осуществляют разрыв цепи и отключают проводку от источника питания.

Настоящие короткие замыкания случаются довольно редко. Значительно чаще износ изоляции приводит не к замыканию двух проводов, а к появлению токов утечки. В результате появившееся на корпусе бытовых приборов напряжение может привести к поражению электрическим током. Токи утечки должны фиксироваться устройством защитного отключения (УЗО), которое размыкает цепь в случае превышения опасной для человека величины тока.

Правила заземления приборов

Для заземления приборов необходимы специальной конструкции розетки с заземляющими контактами. На таких розетках есть место заземления прибора. Если предусмотрено присоединение провода заземления напрямую к корпусу, обозначение заземления указывается на приборах специальным знаком.

Рисунок №3. Розетка с контактами заземления

К розетке нужно подвести трехжильный провод. Современные кабели, используемые для проводки имеют три провода, которые для идентификации маркируются разными цветами. Нулевой провод окрашивают в синий цвет, фазный в коричневый или черный. Третий проводник−заземляющий, может быть желтым, зеленым или двухцветным (желтый +зеленый).

Рисунок №4. Кабель с жилой заземления

При трехпроводных сетях в квартире фазу, ноль и заземление нужно брать в распределительной коробке, относящейся к линии розеток. Заземление приборов, в случае когда проводка двухжильная, делается несколько иначе. При двухпроводных сетях, когда заземляющий провод отсутствует, его проводят от электрощита. При этом следует принять во внимание, что сечение медного заземляющего проводника не должно быть меньше 2,5 мм.
Категорически запрещается использовать в качестве заземлителя водопроводные и газовые трубы, или трубы центрального отопления.

Универсальное модульное заземление

При мероприятиях по организации электробезопасности в жилых и промышленных объектах удобно использовать модульное заземление ZANDZ. Этот тип заземлителя состоит из покрытых слоем меди стальных штырей. Все составные части конструкции объединены между собой в единое заземляющее устройство посредством резьбового соединения. При этом сварка элементов заземления не требуется, весь монтаж выполняется силами одного человека с помощью отбойного молотка. Площадь земли, занимаемая заземлителем, составляет менее 0,6 м2, благодаря чему можно монтировать модульное заземление в подвалах домов и в непосредственной близости от стен. Медное покрытие заземляющих штырей устойчиво к коррозии, что обеспечивает стабильную работу заземления на протяжении долгих лет.

Возможные вариации выполнения модульного заземления:

глубинные заземлители

имеет небольшое количество вертикальных электродов, которые размещаются на большой глубине

традиционный заземлитель

имеет большое количество вертикальных электродов, которые размещаются на небольшой глубине

специальный заземлитель

монтаж заземления этого типа производится для контейнерных объектов

Заземление можно приобрести в виде готовых к установке комплектов или отдельных комплектующих.
Правильное проектирование и монтаж заземления жилых и промышленных объектов является основой электробезопасности. Для того чтобы заземление в полной мере выполняло свои функции оно должно быть качественным. Не экономьте на безопасности! Используйте качественное заземление ZANDZ!


Смотрите также:
•Инструкция: заземление и молниезащита для частного дома, дачи, коттеджа
•Системы заземления TN-S, TN-C, TNC-S, TT, IT
•Защита частного дома от перенапряжений
•Молниезащита частного дома
•Найти Эксперта в вашем регионе

zandz.com

Проект внутреннего освещения автомойки — Energy

Проект внутреннего освещения автомойки

Автомойка располагается в двухэтажном здании с подвалом. В процессе разработки данного проекта основную сложность составлял подбор соответствующего условиям использования оборудования. Рабочие помещения являются очень влажными. К тому же присутствуют водяные брызги. А использование химических веществ в процессе мойки автомобилей может повредить приборы.

Электроэнергию осветительная система получает от ВРУ, которое установлено в электрощитовой. Исходя из требований нормативных документов, было разработано три вида освещения:

— освещение для ремонта напряжением 36 В;

— аварийно-эвакуационное освещение с напряжением питания 220 вольт;

— рабочее освещение 220 В.

Для аварийного и постоянного рабочего освещения используются щитки ЩО8505. Они относятся к групповым и отвечают требованиям электробезопасности. Для электропитания аварийного освещения используется отдельный автоматический выключатель, который установлен во ВРУ.

В качестве приборов освещения используются светильники типа ARS/S с люминесцентными осветительными лампами (в коридорах, кабинетах, холлах). В помещениях, где осуществляется мойка машин, устанавливаются светильники ALS.OPL236. В технических и подсобных помещениях используются светильники с обычными лампами накаливания.

Над выходными дверьми располагаются светильники с надписью «Выход». Благодаря встроенному источнику энергии они способны работать автономно на протяжении трех часов. Для ремонтного освещения монтируется ящик с трансформатором напряжения. Для управления спроектированным рабочим освещением используются местные выключатели.

Для подключения электроприборов предусмотрена установка розеток. В групповых щитках для защиты приборов монтируются УЗО. К ним и подключается розеточная сеть. Расположение выключателей предусмотрено на высоте полтора метра, а розеток — 0,8м.

Для передачи тока используются медные кабели с негорючей оболочкой с сечением жил полтора кв. миллиметра — для освещения, а для настенных розеток два с половиной кв. миллиметра.

В технических комнатах и на втором этаже кабели прокладываются открыто в лотках. В рабочих помещениях первого этажа предусмотрена скрытая прокладка кабелей.

Общая потребляемая мощность освещения составляет 12,5 киловатт. Запроектировано 106 светильников и 43 штепсельные розетки.

Оборудование, которое указывается в проекте, может быть заменено аналогами, если они имеют необходимые сертификаты.

Поделитесь ссылкой

 

Дата публикации: 23.04.2015

energy-systems.ru

Заземление различного оборудования на предприятии | Полезные статьи

Заземление оборудования — это обязательная мера для предприятий разной направленности. Необходимо заземлять следующее оборудование:

  • корпуса электродвигателей;
  • корпуса сварочных аппаратов;
  • регулировочную аппаратуру;
  • металлические элементы светильников;
  • корпуса всех механизмов и машин, выполненные из металла.

Если напряжение в сети не превышает значение в 200 В, заземление оборудования осуществляется только в тех местах, которые создают опасность для поражения током. Например, в помещениях с повышенной влажностью, склады с большим количеством металлических масс и наружные установки, подвергающиеся воздействию атмосферных осадков.

Способы заземления оборудования разных видов

Существует несколько вариантов заземления для оборудования, и выбор конкретного варианта зависит от возможностей предприятия. В качестве естественных заземлителей для оборудования может использоваться широкий ряд элементов, включая:

  • конструкции зданий из металла и железобетона, находящихся в контакте с землей, например фундамент здания, оснащенный гидроизоляционным покрытием;
  • металлические водопроводные трубы, расположенные в земле;
  • обсадные трубы в буровых скважинах;
  • рельсовые пути железных дорог и подъездные пути, в которых имеются специальные устройства перемычек;
  • свинцовые оболочки и металлическая броня кабелей.

Стоит упомянуть, что заземление оборудования нельзя осуществлять с помощью алюминиевых оболочек кабеля. Не подходят для заземления и трубопроводы канализации, центрального отопления и по которым проходит транспортировка горючих или взрывоопасных жидкостей и газов.

Рисунок 1 Таким образом, если на предприятии есть возможность монтировать заземление к естественным заземлителям, это позволит использовать более экономичные способы заземления оборудования. Однако если такой возможности нет, появляется необходимость монтажа искусственных заземлителей.

В качестве искусственных заземлителей могут выступать стальные проводники, заложенные в грунт в разных положениях — в горизонтальном, вертикальном или наклонном — и соединенных между собой. Вертикальные заземлители выполняются из оцинкованной стали диаметром не менее 6 мм или угловые варианты с толщиной не меньше 4 мм закладываются в грунт и соединяются между собой полосами стали. К ним с помощью сварки присоединяется заземляющий проводник (провод ПуГВ или ПВ3), который должен обладать сечением не менее 16 мм2.

Заземление технологического оборудования: монтаж шины заземления

После того, как выбран или смонтирован заземлитель, следует установить главную заземляющую шину PE. Сечение шины не должно быть меньше сечения проводника линии электропитания. Шина РЕ выполняется из меди и устанавливается в электрощитовой (рис. 1).

 

Рисунок 2 А уже от главной заземляющей шины производится заземление технологического оборудования предприятия — каждое оборудование присоединяется к шине с помощью отдельного проводника. Заземление сварочного оборудования и других видов техники производится с помощью надежных болтовых соединений (рис. 2).

Также важен выбор проводника для подключения оборудования. Для заземления отлично подходит проводник с сечением 16 мм2, например провод марки ПВ3 (ПуГВ) или ПВ4 — гибкие медные провода с изоляцией из ПВХ. Также можно приобрести более дорогостоящий провод ПВ6, который отличается высокой гибкостью.

 

cable.ru

Заземление в гараже

…из сборника «Заземление: ответы на вопросы»
Выражаем благодарность Александру, написавшему этот интересный рассказ.

============
Начну, пожалуй, с того, что данная заметка ни в коей мере не претендует на звание «мнение эксперта» или даже «краткое руководство по электроснабжению». Здесь я просто опишу свой выбор электроснабжения и системы заземления самого обычного гаража. Скажу сразу — я учился на элек-трика и работаю электриком, но по роду деятельности имею дело с устройствами электроснабжения 10 кВ и выше, поэтому многие моменты в системе 0,4 кВ для меня были новы (и, честно скажу, инте-ресны). Знающие люди, которые действительно являются экспертами в данном диапазоне напряже-ний, возможно, найдут, что поправить в этой заметке, за что им большое спасибо.

Все началось с того, что в моей собственности за относительно небольшую цену оказался старенький (начала 70-х годов постройки) гараж. Достался он мне в крайне «убитом» состоянии – грязный, захламленный и с основательно текущей крышей. Как следствие, все в боксе имело следы многолетнего воздействия воды. Воздействие это распространилось и на устройства электроснабжения гаража, а попросту проводку, о чем свидетельствовало характерное пощипывание при прикосновении к сырой штукатурке, в недрах которой она (проводка) благополучно сгнила, выполненная непонятно как и непонятно из чего.

Реконструкцию гаража решил начать с организации по возможности надежного и безопасного электроснабжения. Старый вводной щиток, находившийся у входа в гараж, не пострадал от воздействия воды, кабель от внешней распреелительной дсети до щита находился тоже в хорошем состоянии, поэтому я попросту отрезал от щита всю существующую проводку, а «стройку» (перфоратор, болгарку и т.п.) питал по удлинителю-двойнику от розетки на щите.

Не буду описывать сам ремонт, так как это не имеет отношения к теме разговора (крышу я починил, и вода больше в гараж не течет). «Перепрыгну» сразу на его окончание, когда встал вопрос об организации уже постоянного электроснабжения и в частности о способе защитного заземления.

Для начала опишу что из себя представляли внешние сети моего гаража.
Окружающие частные дома и несколько линеек гаражей в том числе и наша питались от ВЛ 0,4 кВ, выполненной на деревянных опорах, повторное заземление PEN на опорах отсутствовало. С одной из опор кабелем выполнялся «отпай» на» видавший виды» шкаф с рубильником и предохранителями (наше ВРУ), повторное заземление PEN отсутствовало. Далее на общий счетчик и с него четырехжильным кабелем с резиновой изоляцией в трубе по стене. Над воротами каждого гаража была коробка, с которой и осу-ществлялся «отпай» в гараж. Собственно в этих коробках и обнаруживалась основная проблема: внешняя изоляция кабеля была в нормальном состоянии, а вот в местах разделки изоляция отдельных жил серьезно поизносилась, потрескалась и «грозилась» вот-вот рассыпаться. Получить в таких условиях «отгар» одной из фаз или «ноля» (что более неприятно) при соприкосновении было весьма вероятно.

Электрику я решил менять полностью, начиная от наружной ответвительной коробки. В гараже устанавливался новый вводной шкаф со счетчиком, автоматами и УЗО, от которого производилась разводка розеточной сети, сетей освещения и вентиляции. Сети прокладывались по стенам наружно в пластиковых гофротрубах, все оборудование IP 54 или IP 55, провода ВВГнгLS сечением 1,5 мм² для сетей освещения и вентиляции (суммарная мощность устанавливаемых вентиляторов не превышала 120 Вт) и 2,5 мм² для розеточной сети. Все соединения проводов производились зажимами типа WAGO.

С учетом особенностей существующей сети я начал рассматривать системы заземления, предлагаемые в п. 1.7.3 ПУЭ, последовательно от системы к системе.

Система TN-C была самым простым вариантом (схема 1).

В этом случае в щит вводились L и PEN, далее достаточно было разделить во вводном щите PEN на N и PE, к которому присоединить корпус щита, корпуса светильников и заземляющие контакты розеток. Все достаточно просто, но в данном случае при обрыве PEN (что совсем не исключено было во внешней сети) на зануленные корпуса оборудования попала бы фаза (схема 2).

Можно было бы попытаться защититься от такого развития событий устройством повторного заземления на вводе в гараж, заземлив на организованный контур PEN. Но, скорее всего, мое повторное заземление оказалось бы единственным на весь район, и в случае «отгара» PEN, например, в районе подстанции весь рабочий ток нулевого провода, устре-мился бы ко мне. При определенном уровне несимметрии загрузки сети величина этого тока могла достигать значительных величин, что привело бы к перегреву нашего участка PEN и как следствие к возможному пожару (схема 3).

Система TN-S не рассматривалась, так как разделение PEN на PE и N на подстанции с протяжкой нескольких сотен метров провода PE к потребителям при скромном ремонте гаража в мои планы явно не входила.

Далее шла система TN-C-S (схема 4).

Для организации этой системы нужно было разделять PEN на PE и N на ВРУ гаражного кооператива с организацией повторного заземления и далее вести пятижильный кабель. Возникал вопрос относительно повторного заземления. С одной стороны нормы не ограничивают величину сопротивления повторного заземления, с другой стороны в данном конкретном случае, когда при обрыве PEN повторное заземление оказывалось по сути единственным оставшимся в работе, его сопротивление, по моему мнению, должно было быть не более 4 Ом. Но основным сдерживающим фактором был, так сказать, социальный. Некоторых владельцев гаражей кооператива я не видел вообще, и густорастущая перед воротами трава свидетельствовала, что появляться они там не собирались. Остальной части моих соседей было тоже как-то не до систем заземления, потому как появлялись они там раз в месяц. Перспектива переустраивать всю питающую сеть кооператива и «колотить» нормальный контур в одно лицо меня абсолютно не вдохновляла.

И наконец, система ТТ.

Согласно п. 1.7.59 ПУЭ «питание электроустановок напряжением до 1 кВ от источника с глухозаземленной нейтралью и с заземлением открытых проводящих частей при помощи заземлителя, не присоединенного к нейтрали (система ТТ), допускается только в тех случаях, когда условия электробезопасности в системе TN не могут быть обеспечены». Оценив свои технологические и финансовые возможности, а попросту сказать, прикинув, что я могу сделать, и сколько мне это будет стоить, я понял, что выбор у меня стоит между системой TN-C и TT. При этом обеспечение электробезопасности в системе TN-C было под большим вопросом. В итоге выбор был сделан в пользу системы TT. При этом согласно тому же п. 1.7.59 к контуру заземления в системе ТТ предъявлялись достаточно небольшие требования. Так при применении УЗО с током срабатывания 30 мА суммарное сопротивление заземлителя и заземляющего проводника должно быть всего лишь менее 50 / 0,030 = 1667 Ом! Это было вполне выполнимой задачей даже для простого обывателя. Конечно, «увлекаться» возможностью смонтировать контур в виде одного куска арматуры, забитой на 1 м в землю, я не стал. В районе гаража залегал суглинок щебенистый. Контур выполнил из четырех труб диаметром 25 – 30 мм с толщиной стенки 2,5 – 3 мм, длина труб 2,5 м. Две трубы были забиты перед гаражными воротами, расстояние между ними 2,4 м. Две другие трубы забил в смотровой яме гаража с расстоянием между ними 2,2 м. Все четыре трубы были «обвязаны» полосой 40 х 4, все соединения, естественно, выполнялись сваркой (схема 6).

Для проверки контура пригласил специалиста из электрической лаборатории. По замерам сопротивление контура летом составило 5,8 Ом, ток короткого замыкания – 196 А. То есть установленный для розеточной сети автомат на 16 А должен был отработать за положенные ему 0,4 с. Но все же отказываться от установки УЗО я не стал в соответствии с требованиями того же п. 1.7.59. Схема вводного щита приведена на схеме 7.


Полезные материалы:
•Заземление в частном доме
•Модульное заземление
•Консультации по выбору, проектированию и монтажу систем заземления и молниезащиты

zandz.com

52-03 Рекомендации по устройству пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта на строительной площадке

Проектно-конструкторский и технологический
институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой

 

Открытое акционерное общество

Проектно-конструкторский и технологический

институт промышленного строительства

ОАО ПКТИпромстрой

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор, к.т.н.

______________ С.Ю. Едличка

« 09 » _____ 09 _______ 2003 г.

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ПУНКТОВ
МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС
АВТОТРАНСПОРТА
НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

 

 

52-03

 

Главный инженер

____________ А.В. Колобов

Директор ПТБ

____________ В.И. Сусов

Начальник отдела

__________ Б.И. Бычковский

 

 

2003

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Рекомендации по устройству пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта на строительной площадке» разработаны на основе действующих нормативных документов в области обустройства и содержания строительных площадок, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Рекомендации ориентированы на использование мобильных инвентарно-блочных постов заводского изготовления с оборотным циклом водоснабжения.

Рекомендации содержат основные требования по устройству пунктов мойки (очистки) колес, методические указания по расчету потребности в воде и электроэнергии, подбору состава комплектов постов, привязки их в составе стройгенпланов.

Настоящие Рекомендации предназначены для специалистов проектных и строительных организаций, осуществляющих разработку проектно-технологической документации по организации строительства. Приведенные в Рекомендациях материалы могут быть использованы также инженерно-техническими работниками объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы и его структурных подразделений.

В разработке Рекомендаций и подготовке их к изданию принимали участие сотрудники ОАО ПКТИпромстрой: к.т.н. Едличка С.Ю., Колобов А.В., Сусов В.И., Бычковский Б.И., Густова Г.А., Зальцвас И.А., Савина О.А., Андрианова А.Н.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

files.stroyinf.ru

0 comments on “Заземление автомойки – Монтаж заземления на автомойке в Ростове-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *