Значение реформы 1861 года – Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

4. Историческое значение реформы 1861 г.

Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу.

» Великая реформа» дала свободу миллионам людей . При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, прошедшая примерно в то же время, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений.

Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования

и др., положила начало становлению гражданского общества.

Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур: сохранилоськрупное помещичье землевладение . Следствием этого сталаземельная неустроенность крестьян , которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в.; в условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т.н.отработочная система,

внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями;тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию;сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина — настоящего хозяина на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, но с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

Реформа укрепила самодержавие . Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.

В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала ХХ в.

Вопросы для самопроверки

1. Как Вы думаете, насколько искренне Александр II желал отмены крепостного права. Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?

2. Деятельность Губернских комитетов по подготовке реформы показала, что большинство помещиков либо вовсе не хотело ликвидации крепостничества, либо предлагало освободить крестьян без земли. Почему же царь вопреки настроениям дворянства пошел на отмену крепостного права? Почему в основу реформы был положен либеральный проект освобождения?

3. Почему результаты Крымской войны ускорили отмену крепостного права?

4. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, а после реформы сократился до 3,6 десятин. Почему произошло сокращение среднего по России надела? Как т.н. «отрезки» влияли на хозяйственную деятельность крестьян?

5. По условиям реформы 1861 г. крестьяне западных губерний (Правобережная Украина, Белоруссия) получали земли больше, чем в центральных губерниях, а подчас и больше того, чем они располагали до 1861 г. (т.н. «прирезки»). Почему правительство таким образом ущемляло интересы помещиков этого региона?

6. Какой из вариантов оценки реформы 1861 г. Вам представляется правильным:

а) Это была реформа, осуществленная помещиками в интересах помещиков. Она смягчила противоречия развития России, но не сняла их. Реформа отодвинула радикальные, революционные решения аграрного вопроса на шесть десятилетий, продлив существование полуфеодальных отношений в России.

б) Реформа 1861 г. — это величайшее прогрессивное событие в истории России. Она дала свободу миллионам крестьян, открыла возможности быстрого экономического развития страны, предотвратила кровопролитие и разрушение в случае революции.

7. Что такое временнообязанное состояние и когда оно было отменено?

studfiles.net

Реализация реформы 1861 года и распространение ее принципов на другие категории крестьян и национальные окраины. Историческое значение крестьянской реформы 1861г

Категория: Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917).

Реализация крестьянской реформы 60-х годов 19в.

    С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян. Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

      Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

     В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

     Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду. После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

     В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

     Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к отмене крепостного права крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест (в том числе в селе Бездна, Казанской губернии, и деревне Кандеевка, Пензенской губернии) вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.

     Однако к лету 1861 волнения пошли на убыль . Крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в повседневную трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды же революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот, то есть тогда, когда, как предполагалось, крестьяне окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными.

Характер и значение крестьянской реформы 19 февраля 1861 года.

Реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Велико было нравственное потрясение бар «последышей», привыкших бесконтрольно распоряжаться судьбами и даже жизнью своих «крепостных душ». Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Отовсюду посыпались жалобы помещиков на грозящее им разорение. Помещичья фронда нашла свое выражение в начале 1862 г. в дворянских губернских собраниях, на которых раздавались открытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так, петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г. противоречит Жалованной грамоте дворянству 1785 г. и потребовали пересмотра закона 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года в России создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного права имело огромное значение — оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи.

Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса, создавало необходимые условия для развития капиталистического сельского хозяйства. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины, агротехнику, что требовало наемной рабочей силы. Превращению помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в производство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.

Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ — ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

 

historyrusedu.ru

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ 1861 г.


⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 94Следующая ⇒

5.1. Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу.

5.2. Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, прошедшая примерно в то же время, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

5.3. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений.

5.4. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества.

5.5. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

5.6. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.

5.6.1. Сохранилось крупное помещичье землевладение.

5.6.2. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в.

5.6.3. В условиях земельного голода крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т.н. отработочная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями.

5.6.4. Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию.

5.6.5. Сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина — настоящего хозяина на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, но с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

5.6.6. Реформаукрепила самодержавие. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.

5.7. В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала ХХ в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права? Каким образом личные качества императора влияли на подготовку и осуществление реформы? Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?

  1. Какие проекты реформ были предложены представителями различных течений русского общества? Чем вызывались их особенности?

3. Почему несмотря на сопротивление основной массы дворянства Александр 11 настоял на освобождении крестьян с землей ?

4. Какую роль в подготовке реформы сыграли Губернские комитеты и Редакционные комиссии?

5. Проанализируйте содержание Манифеста и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Что в этих документах отвечало интересам помещиков, крестьянства, государства?

6. Что такое отрезки, как они влияли на хозяйственную деятельность крестьян?

7. Расскажите о крестьянской общине, ее организации и функциях. Как она влияла на хозяйственную деятельность, жизнь и сознание крестьянства?

  1. Каковы прогрессивные и консервативные стороны реформы? Какое влияние она оказала на весь последующий ход русской истории?

ЛИТЕРАТУРА

Великие реформы в России. 1856-1874 гг. Под ред. Л.Г. Захаровой. М., 1992

Выкупная операция // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Дворянское землевладение // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Лященко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра 11. М., 1994

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Три века: Россия от смуты до нашего времени. М., 1994. Т. VI.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

 

 

Тема 39. Внутренняя политика 1860-1881 гг.

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования.

1.2. Высокий уровень социальной напряженности, выражавшийся,

— прежде всего, в крестьянских волнениях;

в деятельности подпольных организаций революционеров, боровшихся с государственной властью всеми методами, вплоть до индивидуального террора и цареубийства;

— в формировании либеральной оппозиции, подчас резко критиковавшей правительство и призывавшей общество добиваться реформ.

1.4. Осознание императором Александром II, многими высшими сановниками неизбежности преобразований и разработка ими проектов реформ.

1.5. Рост общественного сознания, культурного уровня населения, постепенное распространение в обществе как либеральных, так и радикальных идей и обострение идейной борьбы.

1.6. Личные качества и взгляды Александра II, который был разумным человеком и имел доброе сердце. Несмотря на некоторую заурядность, ему хватило характера, знания людей, кругозора и политической воли, чтобы провести в жизнь кардинально важные для судеб страны преобразования. В то же время, оставаясь в душе военным, а главное, самодержцем, он проводил реформы крайне непоследовательно, стремясь не к ограничению, а усилению своей власти.

ЗАДАЧИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И

МЕТОДЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а, прежде всего, ради укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей утраченного после Крымской войны положения великой мировой державы и международного влияния.

2.2. Они были направлены на то, чтобы привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и пр. при сохранении сословного строя и позиций дворянства.

2.3.Реформы должны были обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности, что объективно отвечало интересам русского предпринимательства. Правда, правительство в своей экономической политике, в первую очередь, заботилось об интересах государства и его военном могуществе.

2.4. В то же время верховная власть пыталась в определенной степени учесть иинтересы различных сословий, представить самодержавие как общенациональную надсословную силу.

2.5. Определенную роль играло стремление Александра II и части руководства страны улучшить положение народа России, повысить его благосостояние.

2.6. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е. с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

3.1. Общая характеристика. Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855-1881 гг.) и его сын Александр III (1881-1894 гг.).

3.2. Центральными органами управления, подчиненными царю являлись:

Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение при императоре;

Комитет министров — совещательный и управленческий орган;

-Совет министров — орган, не представлявший собой правительство, но лишь координировавший деятельность министерств;

-Синод — высший орган управления церковными делами, руководимый государственным чиновником;

-Сенат — высший судебный и административно-надзорный орган.

3.3 Местные органы управления возглавлял губернатор. Ему подчинялись губернское правление, канцелярия и полиция.

РЕФОРМЫ 60-70-х гг.

Причины реформ.

4.1.1. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

4.1.2. Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

4.1.3. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

4.2. Крестьянская реформаположила начало ускорению модернизации страны как в экономическом, так и в социальном аспекте. (См. Тему 37)

4.3. Судебная реформаначалась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

4.3.1. Основные принципы новой судебной системы:

бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;

независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;

гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;

состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого;

— вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших — виновен ли обвиняемый.

Структура суда.

— В основе системыобщего суданаходился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями.

Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов.

Роль высшей инстанции играл Сенат.

— Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.

Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

4.3.3. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

4.3.4. Значение. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, В.А. Маклаков.

Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

4.4. Земская реформаначалась в 1864 г.

4.4.1.Основные положения реформы.Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

4.4.2. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей — крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии.

4.4.3. Структура земства и отношения с администрацией.Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция.

4.4.4. Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах.

Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены.

Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства.

Однако реформа, проведение которой заняло более полутора десятка лет, распространялась далеко не на всю территорию империи, а главное, она не была завершена созданием общероссийского представительного органа. Полномочия земств постоянно ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой.

4.5. Городская реформа, начавшаяся позже земской, в 1870 г., создавала новую систему городского самоуправления.

4.5.1. Выборыпроводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

— владельцы недвижимости в черте города;

— содержатели торговых и промышленных заведений;

— обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

4.5.2. Структура и функции.Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем.

4.5.3. Значение.Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

4.6. Реформа системы образования,проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы. (Подробнее см. Тему 43 )

4.7 Реформа печати(1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

4.8. Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

4.8.1. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

4.8.2. Содержание реформ:

— сокращение численности армии на 40 %;

— создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

— усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

— создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

— отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

— перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

— введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько месяцев.

4.8.3. Особенностью военных реформ,проводившихся под руководством военного министра Д,А. Милютина, стал их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

32) Крестьянская реформа 1861 года и ее историческое значение.

Предпосылки:1.деятельность просвещенных императоров (П1, Е2, А1) 2.деят-ть передовой общественности и двор-ва 3.недовольство народа нарастанием революц ситуации в стране. Этому способствовало пораж-е в Крымской войне 4. интенсивное развитие капит отн-й, начало пром переворота в России

В 1857-58 гг во всех губерниях были созданы двор комитеты, кот должны были рассм вопрос о низвержении кр права. После систематизации всех этих предложений выявилось 3 позиции: 1.сохранение кр права, но лишь частичное его усовершенствование 2.освобождение кр-н, но без земли (недостатки: г-во лишалось налогоплательщика, в г-ве началось бы бродяжничество и разбой, дворяне могли быстро изменить систему хозяйствования 3.освободить кр-н с землей, но за выкуп.

19.02.1861 были подписаны документы по реформе, 5.03 был опубликован 1 документ — манифест об отмене кр права, 2 документ — положение о кр-нах, вышедших из креп зав-ти.

Основные положения реформы:1.была предоставлена личная свобода 2.земля признавалась собств-тью помещика 3.кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель 4.кр-не должны были выкупить получ землю (механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.) 5.В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. 6.вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины.

Позитивные последствия: 1.В России было отменено рабство, кр-во получило личную свободу 2.реф-ма способствовала развитию кап отн-й в России

Негативные последствия:1.существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель 2.реф-ма породила проблему малоземелья кр-н 3.замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику

В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.

33) Освободительное движение 60-90 годов 19 в. Народничество.

Революционные народники считали, что капитализм в России насаждается «сверху»и на русской почве не имеет социальных корней. Будущее страны в «общинном социализме». В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма.Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды.Заговорщическоенаправление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали «хождение в народ», пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. Уцелевшие участники «хождения в народ» в 1876 г образовали новую тайную организацию «Земля и воля». Ее программой было осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе стоял Плеханов, Михайлов. В 1879 г. произошел её раскол на «Народную волю» и «Черный передел ». Народовольцы (Желябов, Михайлов, Перовская) выдвинули программу подготовки политического переворота, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. Их последователями была партия социалистов-революционеров. Они проводили террористические акты. Перовская организовала покушение на царя и 1 марта 1881 г. народники убили АлександраII, что привело к разгрому «Народной воли». К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их «малые дела» – устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. Клиберальным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма- проведение культурно-просветительной работы среди населения теория «малых дел». Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию. В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа «Освобождение труда»(Плеханов, Засулич, Аксельрот – бывшие участники «Черного передела»), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает марксистские кружки: в Петербурге, Казани. В 1895 г. образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», его создатели Ленин, Мартов. Подъем промышленности создал благоприятные условия для революцион. борьбы. Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня, своевременной оплаты труда. Правительство пошло на уступки — раб.день сократили до 11,5 час. В 1898 г. в Минске социал-демократические кружки объединились в РСДРП.

studfiles.net

Историческое значение крестьянской реформы 1861 года — курсовая работа

Контролировали деятельность мировые  посредники, которые действовали  под руководством губернатора. На них были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот, удостоверение выкупных актов, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники назначались Сенатом  из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд — губернскому по крестьянским делам присутствию. Однако закон предоставлял относительную самостоятельность мировым посредникам и независимость от местной администрации. Мировые посредники призваны были учитывать, прежде всего, государственные интересы. На практике мировые посредники в своем большинстве не были «беспристрастными примирителями» разногласий между крестьянами и помещиками. Будучи сами помещиками, мировые посредники защищали, в первую очередь, помещичьи интересы, иногда шли даже на нарушения закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерального дворянства, которые добросовестно исполняли свой долг, выступали за дальнейшие преобразования в стране и, тем самым, вызвавшие недовольство дворян-помещиков. Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трехлетие: А. Е. Розен и М. А. Назимов, писатель Л. Н. Толстой и известный хирург Н. И. Пирогов. [4, c. 37]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года

В целом крестьянская реформа  носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию капиталистических  отношений в России.

Отмена крепостного права, а также и последующие буржуазные реформы внесли  существенные изменения  в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма  в России. [2, с. 268]

Падение крепостного права  явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины, агротехнику, что требовало наемной  рабочей силы.

Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений  и в социально-политической жизни  страны. В обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ — ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

В деревне развиваются  капиталистические отношения. Формируется  сельский пролетариат – батрачество. Идёт расслоение крестьянства. Сельская буржуазия (кулаки) наряду с помещиками эксплуатируют бедняков. В силу этого  развивается борьба между помещиками и кулаками. [2, с. 269]

Но главная линия борьбы в деревне проходит между помещиками и крестьянами. Крестьянство в целом  ведёт борьбу с помещиками за возвращение  земли, отрезанной в пользу помещиков  при проведении крестьянской реформы. В деревне обостряется классовая борьба.

Неприятными последствиями реформы стали следующие: наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, платежи (в сравнении сл старым оброком) возросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоёмами. Крестьяне всё также остались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме. [1, с. 278]

Но вместе с этим следует  отметить и благоприятные последствия  реформы: по сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения — пролетариат и промышленная буржуазия. Нехватка земли у крестьян побуждала их искать работу в городе. Город всё сильнее и сильнее втягивал в свою орбиту бывших крестьян. В результате они закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В России строятся новые заводы и фабрики.

Россия быстро преодолевает свою экономическую отсталость. В стране формируется два новых класса – буржуазия и пролетариат. Они выходят на политическую арену, активно включаются в борьбу за свои классовые интересы.

 

 

Заключение

В процессе исследования крестьянской реформы 1861 года в России были изучены  основные аспекты законодательной  деятельности царского правительства  российского государства того времени, и по результатам этих исследований можно сделать следующие выводы. Основные положения реформы заключались в следующем:

1) Упразднение личной зависимости — реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины.

2) Наделы и повинности крестьян — при определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически — из интересов помещиков. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и хозяйственных особенностей различных регионов.

3) Выкуп крестьянских наделов — выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых.

4) Организация крестьянского  управления. Первичным органом общинного  самоуправления был сельский  сход.

Реформа изменила положение  помещичьих, государственных и удельных крестьян. Но она полностью не уравняла их в правах с другими сословиями.  Наделы, полученные помещичьими крестьянами в результате реформы, были в большинстве своем совершенно недостаточными в условиях тогдашней системы землепользования.

Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений  и в социально-политической жизни  страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной  ситуации царское правительство  вынуждено было вслед за отменой  крепостного права пойти на ряд  других буржуазных реформ — ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения  и финансов.

В целом крестьянская реформа  носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию капиталистических  отношений в России.

 

Список использованных источников

  1. Исаев, И. А. История государства и права России: учебник / И. А. Исаев. – Москва: Юристъ, 1999. – 608 с.
  2. История отечественного государства и права: в 2 частях: учебник / О. И. Чистяков [и др.]; под редакцией О. И. Чистякова. – Москва, 1992. – ч. 1, 336 с.
  3. Зайончковский, П. А. Отмена крепостного права в России / П. А. Зайончковский. – Москва: Просвещение, 1968. – 368 с. 
  4. Фёдоров, В. А. История России 1856 – 1861 гг. / В. А. Фёдоров. – Москва, 2000.
  5. Литвак, Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. – Москва: Издательство политической литературы, 1991. – 302 с.
  6. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. / под общей редакцией О. И. Чистякова. Том 7. Документы крестьянской реформы. – Москва: Юридическая литература, 1989. – 431 с.
  7. Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. / под общей редакцией О. И. Чистякова. Том 7. Документы крестьянской реформы. – Москва: Юридическая литература, 1989. – 431 с.
  8. Воропаев, Н. Г. Отмена крепостного права в России / Н. Г. Воропаев. – Москва: Правда, 1989. – 287 с.
  9. Зуев, М. Н. История России с древности до наших дней: учебник / М. Н. Зуев. – Москва: Высшая школа, 2005. – 348 с.

referat911.ru

Значение и результаты крестьянской реформы 1861 г.

Положительные

Отрицательные

Формирование рынка рабочей силы из освобожденного крестьянства

Многие крестьяне были морально-психологически не готовы к «воле»

Развитие буржуазных отношений,

позволившие в короткие сроки провести частичную индустриализацию, преодолеть экономическую отсталость

Большинство помещиков не смогло вписаться в новые экономические условия, лишившись права эксплуатировать даровой крестьянский труд

Важный шаг к преодолению сословного неравноправия, к гражданскому обществу

Крестьянское малоземелье, сдерживающий диктат общины,

огромные налоги и выкупные платежи

В сельское хозяйства – хотя и

медленно – проникают элементы буржуазного уклада

Недовольство помещиков и крестьян, рост социальной напряженность

РЕФОРМА ДЕРЕВНИ

УДЕЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕН-НОЙ

  • Освобождены от личной зависимости ещё в 1858 г.

  • Поземельное устройство, повинности и выкуп определены “Положением …” от 26 июня 1863 г.

  • Удельные крестьяне получили наделы, которыми пользовались до реформы

  • Оброчная подать была преобразована в выкупные платежи в пользу царской семьи

  • 24 ноября 1866 г. – издание закона о поземельном устройстве государственных крестьян

  • 12 июня 1886 г. – государственные крестьяне переведены на выкупные платежи

  • Государственные крестьяне в своё распоряжение получили те же земли, которыми пользовались ранее

Земская реформа

Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления земств

Отделение

земств от административной власти

Всесословное выборное земское

представительство

Землевладельческая

Крестьянская

Городская

Крупные и средние

земельные

собственники

Городские

собственники

Сельские крестьянские

общества

Принципы

Хозяйственно-

Финансовая

самостоятельность

земств

Полномочие

Земское самоуправление

земств

Вопросы местного

хозяйственного

значения

(строительство

дорог, школ, больниц,

развитие местной

промышленности,

обеспечение

продовольствием

Выборы гласных (депутатов от земств)

1 раз в 3 года по избирательным куриям

и.т.д.)

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Городская

управа

Городской

голова

Iизбирательное собрание (крупные нологоплательщики)

IIIизбирательное

cобрание

(мелкие

налогоплательщики)

IIизбирательное собрание (средние налогоплательщики)

Реформы в области просвещения и печати

1863-1865 гг.

— Равенство в среднем образовании для

всех сословий и вероисповиданий.

— Широкая автономия университетов,

выборность ректора, деканов и.т.д.

— Начало женского высшего образования.

— Смягчение цензурных правил

Выборы раз в 4 года

!!! Либеральные реформы 60-70-х годов имели большое историческое значение для России. Они стали важным шагом на пути построения в стране гражданского общества и правового государства. Реформы изменили общественную атмосферу, породили ожидание скорого введения конституционного строя. В то же время консервативные круги были встревожены масштабом и направленностью перемен. Убийство царя-реформатора усилило позиции консерваторов и привело к отказу от реформ.

Контрреформы Александра III

studfiles.net

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ 1861 г.

5.1. Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу.

5.2. Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, прошедшая примерно в то же время, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

5.3. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений.

5.4. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества.

5.5. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

5.6. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.

5.6.1. Сохранилось крупное помещичье землевладение.

5.6.2. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в.

5.6.3. В условиях земельного голода крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т.н. отработочная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями.



5.6.4. Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию.

5.6.5. Сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина — настоящего хозяина на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, но с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

5.6.6. Реформаукрепила самодержавие. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.

5.7. В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала ХХ в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права? Каким образом личные качества императора влияли на подготовку и осуществление реформы? Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?

  1. Какие проекты реформ были предложены представителями различных течений русского общества? Чем вызывались их особенности?

3. Почему несмотря на сопротивление основной массы дворянства Александр 11 настоял на освобождении крестьян с землей ?

4. Какую роль в подготовке реформы сыграли Губернские комитеты и Редакционные комиссии?

5. Проанализируйте содержание Манифеста и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Что в этих документах отвечало интересам помещиков, крестьянства, государства?

6. Что такое отрезки, как они влияли на хозяйственную деятельность крестьян?

7. Расскажите о крестьянской общине, ее организации и функциях. Как она влияла на хозяйственную деятельность, жизнь и сознание крестьянства?

  1. Каковы прогрессивные и консервативные стороны реформы? Какое влияние она оказала на весь последующий ход русской истории?

ЛИТЕРАТУРА

Великие реформы в России. 1856-1874 гг. Под ред. Л.Г. Захаровой. М., 1992

Выкупная операция // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Дворянское землевладение // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Лященко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра 11. М., 1994

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Три века: Россия от смуты до нашего времени. М., 1994. Т. VI.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

 

 

Тема 39. Внутренняя политика 1860-1881 гг.

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования.

1.2. Высокий уровень социальной напряженности, выражавшийся,

— прежде всего, в крестьянских волнениях;

в деятельности подпольных организаций революционеров, боровшихся с государственной властью всеми методами, вплоть до индивидуального террора и цареубийства;

— в формировании либеральной оппозиции, подчас резко критиковавшей правительство и призывавшей общество добиваться реформ.

1.4. Осознание императором Александром II, многими высшими сановниками неизбежности преобразований и разработка ими проектов реформ.

1.5. Рост общественного сознания, культурного уровня населения, постепенное распространение в обществе как либеральных, так и радикальных идей и обострение идейной борьбы.

1.6. Личные качества и взгляды Александра II, который был разумным человеком и имел доброе сердце. Несмотря на некоторую заурядность, ему хватило характера, знания людей, кругозора и политической воли, чтобы провести в жизнь кардинально важные для судеб страны преобразования. В то же время, оставаясь в душе военным, а главное, самодержцем, он проводил реформы крайне непоследовательно, стремясь не к ограничению, а усилению своей власти.

ЗАДАЧИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И

МЕТОДЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а, прежде всего, ради укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей утраченного после Крымской войны положения великой мировой державы и международного влияния.

2.2. Они были направлены на то, чтобы привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и пр. при сохранении сословного строя и позиций дворянства.

2.3.Реформы должны были обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности, что объективно отвечало интересам русского предпринимательства. Правда, правительство в своей экономической политике, в первую очередь, заботилось об интересах государства и его военном могуществе.

2.4. В то же время верховная власть пыталась в определенной степени учесть иинтересы различных сословий, представить самодержавие как общенациональную надсословную силу.

2.5. Определенную роль играло стремление Александра II и части руководства страны улучшить положение народа России, повысить его благосостояние.

2.6. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е. с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

3.1. Общая характеристика. Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855-1881 гг.) и его сын Александр III (1881-1894 гг.).

3.2. Центральными органами управления, подчиненными царю являлись:

Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение при императоре;

Комитет министров — совещательный и управленческий орган;

-Совет министров — орган, не представлявший собой правительство, но лишь координировавший деятельность министерств;

-Синод — высший орган управления церковными делами, руководимый государственным чиновником;

-Сенат — высший судебный и административно-надзорный орган.

3.3 Местные органы управления возглавлял губернатор. Ему подчинялись губернское правление, канцелярия и полиция.

РЕФОРМЫ 60-70-х гг.

Причины реформ.

4.1.1. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

4.1.2. Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

4.1.3. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

4.2. Крестьянская реформаположила начало ускорению модернизации страны как в экономическом, так и в социальном аспекте. (См. Тему 37)

4.3. Судебная реформаначалась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

4.3.1. Основные принципы новой судебной системы:

бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;

независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;

гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;

состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого;

— вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших — виновен ли обвиняемый.

Структура суда.

— В основе системыобщего суданаходился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями.

Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов.

Роль высшей инстанции играл Сенат.

— Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.

Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

4.3.3. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

4.3.4. Значение. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, В.А. Маклаков.

Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

4.4. Земская реформаначалась в 1864 г.

4.4.1.Основные положения реформы.Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

4.4.2. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей — крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии.

4.4.3. Структура земства и отношения с администрацией.Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция.

4.4.4. Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах.

Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены.

Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства.

Однако реформа, проведение которой заняло более полутора десятка лет, распространялась далеко не на всю территорию империи, а главное, она не была завершена созданием общероссийского представительного органа. Полномочия земств постоянно ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой.

4.5. Городская реформа, начавшаяся позже земской, в 1870 г., создавала новую систему городского самоуправления.

4.5.1. Выборыпроводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

— владельцы недвижимости в черте города;

— содержатели торговых и промышленных заведений;

— обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

4.5.2. Структура и функции.Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем.

4.5.3. Значение.Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

4.6. Реформа системы образования,проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы. (Подробнее см. Тему 43 )

4.7 Реформа печати(1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

4.8. Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

4.8.1. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

4.8.2. Содержание реформ:

— сокращение численности армии на 40 %;

— создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

— усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

— создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

— отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

— перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

— введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько месяцев.

4.8.3. Особенностью военных реформ,проводившихся под руководством военного министра Д,А. Милютина, стал их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.


pdnr.ru

0 comments on “Значение реформы 1861 года – Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *