Безударный гласный звук в корне слова примеры – Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Гласных всего шесть — это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки — ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я – йа, ю – йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость согласного звука в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется гласный звук, выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки — что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звук часто находится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше – тем сильнее редукция. Например, в слове «колобок» ударным является последний звук «о» — в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, проверочных слов, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай – это безударные гласные звуки в непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав однокоренное слово, где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора — горный, вода — водный, дожди — дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке – великое множество.

  • Примечание: В том случае, когда в корне слова стоит буква, обозначающая ударный слог «йо» («ё»), в безударном варианте она сменится на «е». Например: мёртвый — мертвец, клёны — кленовый, расстёгнутый — расстегнуть.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» — «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» — «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение – полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй – в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует – «е». Примеры: побираться – заберет; прижигание – выжегшая; расстилается – стелить; блистательная – блестящий; замирать – замереть; оттирать – оттереть; отдирать – отдерет; отпирать – отпереть; почитать – вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы «а» («я») с буквосочетанием «им» («ин») в корнях

Буква «а» («я») чередуется в корнях с буквосочетанием «им» («ин») в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать – принято, начинать – начато.

Гласные звуки – ударные и безударные – есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней – только малая часть большого айсберга.

fb.ru

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Проверяемые без­удар­ные глас­ные — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ния грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния:

  • соло́ма
  • украше́ние
  • при́городный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой мор­фе­мы:

1. при­став­ки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суф­фик­са

  • отпили́ть
  • свежо́
  • удивле́ние

3. окон­ча­ния

  • золото́й
  • трава́
  • морско́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая в том же сло­ге высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если подо­брать к нему род­ствен­ное сло­во или изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • входи́ть — вход;
  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
  • раздели́ть — разде́л;
  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • накорми́ть — нако́рмит;
  • хвали́ть — хва́лит;
  • нога́ — но́ги;
  • зализа́ть рану — ли́жет.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • часто­та́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:

  • наколи́ бабоч­ку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:

  • навева́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние — свет.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • обижа́ть малы­ша — оби́да;
  • примири́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чисто­та́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть сло­ва — пи́шет.
Предлагаем прой­ти тест на тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне сло­ва».

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

russkiiyazyk.ru

Безударный гласный звук в корне

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу
  • Структурно-логические схемы
  • Русский язык

xn--e1aogju.xn--p1ai

Как проверить написание безударного гласного звука в корне слова доказать на примере

    Зачастую возникают трудности с написанием безударных гласных в корнях слов. Все дело в том, что в русском языке слова не всегда пишутся так же, как и слышатся. Проверить написание можно точно определив, к какой из трех групп относится проверяемое слово:

  1. Слова с безударной гласной, проверяемой ударением. 
  2. Слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
  3. Слова с чередующимися гласными в корне.

Рассмотрим каждый случай.

Безударная гласная в корне проверяется ударением

    Чаще всего безударную гласную можно проверить, подобрав к нему однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением. Звук, отчетливо слышимый в проверочном слове, указывает на правильное написание. Например:

  • Слово ед(?)ничный вызывает затруднение в написании гласной в первом слоге. Проверочное слово единый, —и- четко слышится под ударением. Пишется единичный.
  • Слово в(?)лна можно проверить словом волны. Значит правильно — волна.
  • М(?)рской — море. Нужно писать морской. 
  • Нагром(?)ждать — громоздкий. Верно будет громоздкий.
  • В слове м(?)л(?)тить две безударные гласные в корне. Для проверки потребуются два проверочных слова. Молот, молотит. Значит — молотить.

Непроверяемая безударная гласная в корне

    Бывают случаи. когда безударную гласную невозможно проверить ударением. Правописание таких слов можно проверить лишь с помощью словаря. Чтобы не совершать ошибок, эти слова необходимо запомнить. Например: винегрет, президент, экскаватор и так далее.

Чередующиеся безударные гласные в корне

    Существуют корни, в которых гласные чередуются.

    Например, в корнях КОС-КАС, если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется -а-: коснуться — прикасаться.

    В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР: -о- пишется в безударной позиции, под ударением -а-. Догорает — загар.

    Корни ЗОР-ЗАР определяем наоборот: -о- под ударением, без ударения -а-. Заря — зори.

    В паре ЛОЖ-ЛАГ: перед -ж- всегда -о-, перед -г- пишется -а-. Положить — возлагать.

    РАВН-РОВН определяем по смыслу: -о- в значении ровной поверхности, -а- равный по параметрам.

vashurok.ru

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём

На этом уроке мы узнаем, что безударный слог – это слабая позиция для гласных звуков, а ударный слог – это сильная позиция. Научимся подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными, а так же пользоваться орфографическим словарём.

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

 

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду ?… 
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

 

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО. 

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

 

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 (Источник)

Рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

 

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слонслоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят – найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

 

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг:  Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Рис. 6. Проверка безударного гласного (Источник)

Рис. 7. Проверка безударного гласного (Источник)

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

 

Рис. 8. Сова (Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки – сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

Рис. 9. Клёст (Источник)

Рис. 10. Дрозд (Источник)

Рис. 11. Журавль (Источник)

Рис. 12. Грач (Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

 

Рис. 13. Воробей (Источник)

Рис. 14. Соловей (Источник)

Рис. 15. Ворона (Источник)

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь (Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

 

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник). 
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник). 
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).      
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Tutrus.com (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха – какая шапка? (м.ховая Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая – А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва – слово О, зв.зда – звезды Е, ш.ры – шар А, б.льной – боль О, ц.почка – цепь Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

 

interneturok.ru

Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с безударными гласными в корне, узнаете способы проверки слов с данной орфограммой. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

Прочитаем текст.

Два моря.

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

(В. Хмельницкий)

Найдём однокоренные слова.

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

М [ό] ре, м [а] рскáя

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

Мяч, край, поле, двор, стол.

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

Изменим слова по числам:

мяч – м_чи

крáй – кр_я

пόле – п_ля

двόр – дв_ры

стόл – ст_лы

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 1).

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

Рис. 1. Подчёркиваем орфограмму

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

… – тр_вá

… – з_рнό

… – скв_рéц

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Откроем ещё один способ изменения существительных.

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

С в_дрόм – …

По ч_сáм – …

В стр_нé – …

На сп_нé – …

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 2)/

Рис. 2. Образец

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

пов_р

м_слёнка

гр_знуля

к_нюшня

д_ждливый

ш_рстяной

кл_новый

л_сной

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

Букву е можно проверять буквой ё.

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес- (см. Рис. 3).

 

Рис. 3. Образец

Как узнавать буквы корня в глаголах?

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

пос_нел

по_снить

ор_бел

зв_нит

тр_щать

св_стеть

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб- (см. Рис. 4).

Рис. 4. Образец

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист- (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

Изменяем глаголы по командам вопросов

Прочитаем стихотворение.

Приобрёл я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав_зал,

Чтоб в мороз не зам_рзал.

А жираф ск_зал: «См_три!»

Ещё нужны мне тридцать три.

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр- (см. Рис. 6).

Рис. 6. Образец

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

Знакома ли тебе такая проверка?

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 7).

Рис. 7. Образец

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

Ещё пример:

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

Проверим остальные слова.

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы- (см. Рис. 8).

Рис. 8. Образец

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

Список литературы                    

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Найди однокоренные слова и выдели в них корень. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Отмечай орфограмму.
    Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить. 
  1. Решай орфографические задачи, объясняй выбор букв.

    Как ёж газету нашёл.

    Сплю я очень чутко. Слышу – шелест в комн_те. Зажёг св_чу и заметил, как ёж м_лькнул под кр_вать.

    Скоро мой ж_

interneturok.ru

«Безударные гласные в корне слова». 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели и задачи:

– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.

Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сосна, вода, дела, трава – 
Проверить надо все слова. 
Безударный гласный – 
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте – 
Удареньем проверяйте: 
Сосны, воды, травы, дело. 
А теперь пишите смело

Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.

– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)

Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.

– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).

Памятка:

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).

3. Путешествие по Стране безударных гласных.

1. “Полянка слов” (Слайд № 3).

Задание: определите безударную гласную в корне.

Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора.

Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.

2. “Скалолазы” (Слайд № 4)

– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”

Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.

3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).

– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.

Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)

Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.)

4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).

Вы сегодня обезьянки. 
По – английски просто манки. 
Покривляемся немножко 
И похлопаем в ладошки. 
Головой кивнем друг другу 
И пожмем соседу руку. 
Сядем – встанем и прыжок. 
Ты же манки, мой дружок. 

5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).

– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.

Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.

Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.

6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).

– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.

– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!

4. Итог занятия.

– Где проходило наше занятие?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

– Какой алгоритм мы сегодня вывели?

– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).

Список используемой литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
  2. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1985.

23.01.2013

urok.1sept.ru

0 comments on “Безударный гласный звук в корне слова примеры – Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *