Фонетический разбор слова таблица – таблица — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Транскрипция слова. План фонетического разбора слов. Таблицы соответствия

Основные понятия

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

Осталось посчитать количество звуков и букв.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

 Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.

Примеры фонетического разбора

Милиция – ми-лИ-ци-я

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

Будто — бУд-то

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.

Правила транскрибирования текста

Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:

Правила переноса слов

olgadyachenko.ru

Фонетический разбор слов онлайн — правила и примеры

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И] [ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]  
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]    
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

wikislovo.ru

Картотека по русскому языку ( класс) на тему: Схема фонетического разбора слова

ПАМЯТКА

 

А

О

У

Ы

Э

Л

М

Н

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

 

 

 

 

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

 

 

 

 

 

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

 

 

 

А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук

 

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки

 

Ъ Ь – звука не дают

 

[Б]  [В] [Г] [Д]  [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т]  [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки

 

[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

 

     Я                  Ё               Ю               Е

    /   \               /   \             /  \              /   \

[Й’] [А ]       [ Й’][О]     [Й’] [У]       [Й’] [Э]

 

Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
  • после гласной (лесная, умею)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

 

Фонетический разбор слова

                        /

Пись/мо – 2слога, 2 гласных, 3 согласных, 6 букв, 5 звуков.

 

П – [п’] – согл., мягк., глух., парн.

И – [и] – гласн., безуд.

С – [с’] – согл., мягк., глух., парн.

Ь – [-  ]

М – [м ] – согл., твёрд., звонк., непарн.

О — [о ] – гласн., ударн.

____________________________________

6 б. 5 зв.

 

              /

ОК/НО – 2 слога, 2 гласн., 2 согл., 4б., 4 зв.,

О – [а] – гласн., безуд.

К – [к] – согл., тв., глух., парн.

Н – [н] – согл, тв., звонк., непарн., сонорный

О – [о] – гласн., ударн.

____________________________________

4 б. 4 зв.

 

         /

У/МЕ/Ю – 3 слога, 3 гласн., 2 согл., 4 б., 5 зв.

У –  [у] – гласн., безуд.

М – [м’] – согл., мягк., звон., непарн., сонорный

Е –  [э] —   гласн., ударн.

        [й’] – согл., мягк., звон.. непарн.

Ю – [у] —  гласн., безуд.

____________________________________

4 б., 5 зв.

 

 

САД – 1 слог, 1 гл., 2 согл., 3 б., 3 зв.

С – [с]  – согл., тв., глух., парн.

А – [а] – гласн.. ударн.

Д – [т] – согл.. тв., глух., парн.

____________________________________

3 б. 3 зв.

nsportal.ru

Фонетический разбор слова — план, примеры

Как правильно сделать фонетический разбор слова?

Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов:

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л’убл’у]
  5. Л – [л’] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л’] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

https://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova — uchim.org

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф’]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф’] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится Морфологический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Фонетический разбор слова — план, примеры

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:


Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org

Памятка фонетического разбора слов

Просмотр содержимого документа
«Фонетический разбор»

Фонетический разбор

Гласные буквы 10

а у ы о э — показатели твёрдости согласного

я ю и ё е — показатели мягкости согласного

Гласные звуки 6

[а] [у] [ы] [о] [э] [и]

ударные безударные

При произношении гласных звуков воздух проходит во рту свободно, без преград.

Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов.

Буквы я ю ё е после согласного обозначают

один звук: мя — [м’а], мю — [м’у], мё — [м’о], ме — [м’э]

В начале слова, после гласных и Ь, Ъ обозначают два звука: я — [й’а], ю — [й’у], ё — [й’о], е — [й’э]

Согласные буквы 21

Согласные звуки 36

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду (губы, язык, зубы)

сонорные (непарные звонкие) [м] [н] [л] [р] [й’]

парные звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з]

глухие [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

непарные глухие [х] [ц] [ч’] [щ’]

Всегда твёрдые [ж] [ш] [ц]

мягкие [й’] [ч’] [щ’]

Фонетический разбор слова

  1. Напиши слово, поставь ударение.

  2. Раздели слово на слоги, определи количество слогов (сл.).

  3. Запиши в первый столбик буквы (б.), во второй звуки (зв.).

  4. Определи количество букв и звуков.

  5. Определи, какой звук – гласный (гл.) или согласный (согл.).

  6. Определи, сколько в слове гласных, сколько согласных звуков.

  7. Дай характеристику гласным звукам. Укажи, какой из гласных ударный (уд.), а какой безударный (безуд.).

  8. Дай характеристику согласным звукам. Укажи, какими они являются. Звонкими: непарные звонкие – сонорные (сонорн.), парные звонкие (парн. зв.). Глухими: Парные глухие (парн. глух.), непарные глухие (непарн. глух.). Твёрдыми (тв.) или мягкими (мягк.)

Фонетический разбор

Лёд – 1сл., 1 гл., 2 согл.

л — [л’] – согл., сонорн., мягк. звук

ё — [о] – гл., уд. звук

д — [т] – согл., парн. глух., тв. звук

3 б. 3 зв.

Ель – 1 сл., 1 гл., 2 согл.

е — [й’] – согл., сонорн., мягк. звук

[э] – гл., уд. звук

л — [л’] – согл., сонорн., мягк. звук

ь — звука нет

3 б. 3 зв.

multiurok.ru

Фонетический разбор слова — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

0 comments on “Фонетический разбор слова таблица – таблица — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *