Общественный строй сеньориальной монархии во франции – Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.

Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.

Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

  1. Сеньориальная монархия (9-13 века).

  2. Сословно-представительная монархия (14-15 века).

  3. Абсолютная монархия (16-18 века).

Сеньориальная монархия.

Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем

Гуго Кабета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором.

Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.

В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был

королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались

превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.

studfiles.net

28. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Название «Франция» появилось в 10 веке, а раньше это было Западно-Франкское королевство. Сеньориальная монархия -9-13 века. На 9-11 века приходится заключительный этап процесса феодализации:

  • Вся земля становится монопольной собственностью феодалов, крестьяне лишь владеют и пользуются небольшими участками господской земли.

  • Все крестьяне так или иначе зависят от сеньора (личная зависимость, поземельная (имущественная) зависимость). Положение крестьянина определялось несколькими факторами:

  1. размером, состоянием и юридическим статусом его земли

  2. происхождением крестьянина

  3. формой зависимости, связывающая с господином договорными обязательствами, местными обычаями и т.д.

Было 2 основных категории крестьян:

1. Вилланы. Зависимость их выражалась в судебном подчинении господину и выполнению в его пользу повинностей, обременяющих наследственный земельный надел -> поземельная зависимость. Повинности: шампар (обязанность отдавать часть урожая сеньору), ценз (взнос денег либо продуктов за пользование землей), десятина в пользу церкви, а иногда талья, т.е. подоходное обложение. С согласия господина виллан мог продать свой участок другому крестьянину, на которого переходили все повинности. Кроме того, крестьяне платят ФЕЛЬЕФ как все свободные жители.

2. Сервы. Находились в личной зависимости от сеньора, но они не крепостные, т.к. общегосударственного сыска беглых не существовало. Среди повинностей серва выделялись: шеваж (подушная подать), талья, формарьяж (уплата штрафа за брак с лицом, не подчиненным этому господину), менморт (право мертвой руки — посмертный побор с наследников умершего серва).

Все крестьяне были обязаны соблюдать БАНАЛИТЕТЫ, т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, торговать на господском рынке и т.д. Сеньоры имели монополию на это -> за пользование/непользование этим взималась плата.

Феодалы

Были объединены в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на началах иерархического принципа. От нижних слоев однощитных рыцарей без вассалов через 3-4 промежуточные ступени более богатых феодалов (бароны, виконты) к властителям значительных территорий герцогам, графам. Отношение сюзеренитета-вассалитета оформлялись с помощью 2 обрядов:

  1. Оммаж (клятва верности сеньору)

  2. Инвестура (официальное введение вассла во владение землей)

Земли крупных феодалов состояли из 2 частей: 1 часть это его непосредственная собственность (домен), 2 часть -земли, розданные сеньором в виде феодов своим вассалам. Сеньор оставался по отношению к этим землям верховным собственником.

Обязанности вассала к сеньору:

  1. Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

  2. Участие в суде и совете сеньора.

  3. Денежная помощь, когда сеньор попал в плен и за него надо платить выкуп, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын.

Вассальные отношения со временем стали потомственными и могли быть разорванными при наличии определенных обстоятельств (вассал пошел войной на сеньора). Во всех случаях разрыва вассальных отношений требовалось судебное разбирательство (суд равных — вассалы данного сеньора устанавливают вину вассала (сеньора)). Французское королевство состояло из огромного множества феодальных владений, фактически бывших независимыми государствами.

Королевская власть была слаба, т.к. :

  1. Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии(домен — это небольшая и почти не растущая территория до 12 в. Между Парижем и Орлеаном).

  2. Компактная структура владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.

  3. Специфика отношений вассалитета позволяла королю рассчитывать на помощь лишь непосредственных вассалов.

  4. Отсутствует дополнительный резерв в виде свободного крестьянства, который могла мы использовать монархия.

  5. Выборный характер королевской власти. На основании предварительного соглашения магнатов архиепископ Реймский «избирал» короля, а народ, наполнявший сбор, выражал свое согласие криками.

  6. Своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны усиленное наличием 2х народностей.

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Даже частью Парижа владел епископ. Хотя власть короля была выборной, при этом соблюдался династический принцип: королей выбирали из династий (вначале из Каралингов, а с 987 г. из династии Капитингов). Они жили долго и заблаговременно короновали их, делая соправителями. Институт соправительства усиливал наследственный престол и способствовал выработке династической политики. Наследник престола, будучи соправителем отца, придерживался его политики. С 12 в. Утверждается порядок передачи трона по наследству.

Общегосударственными делами ведала курья, состоящая из коронных вассалов. Она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг (министерналов) и служащих. До конца 12 в. главную роль в королевской администрации играл СЕНЕШАЛ, т.е. глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил королевской канцелярией. Коннетабль — командир конного рыцарского ополчения.

Территория домена делилась ПРЕВОТАЖИ, во главе с ПРЕВО (управляющим этого округа). У них были финансовые, судебные, административные и военные функции. С расширением территории королевского домена появляются более крупные единицы — БАЛЬЯЖИ во главе с БАЛЬЕ. Они осуществляли контроль над подвластными им прево, следили за исполнением королевских актов, организовывали воинские формирования.

С XI1 в. королевская власть постепенно усиливается. В этом ей помогает центральный и местный государственный аппарат, церковь. Она давала королю деньги, снабжала его просвещенными советниками, посылала в королевское войско своих рыцарей.

Даже крупные феодалы нуждались в королевской власти:

  • Как в верховном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей. Герцоги и графы приносили присягу королю, его власть по форме признавалась источником всякой иной власти в государстве. Французская нация сохранила привычку считать королем лицо, которое было короновано в Рейнсе.

Важную роль в объединении государства сыграл династический принцип: вокруг одной династии по кусочкам собиралась страна. Важную роль в усилении королевской власти сыграл и субъективный фактор — правление выдающихся королей, особенно Людовига IX, который в 13 веке провел важные реформы:

1. Военная реформа

Запретила частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала войны для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней короля», в течение которых нельзя было начинать военные действия, с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Она предусматривала также создание городской милиции, отрядов наемников, в результате чего король стал меньше зависеть от феодального ополчения. Он более эффективно использовал их в борьбе против непокорных феодалов.

2. Судебная реформа

Заключалась в образовании особого судебного собрания Парламента, которому передали рассмотрения крупных споров между феодалами, уголовных и политических преступлений, совершенных феодальной властью.

3. Монетная реформа

В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая монета и запрещена чеканка монеты отдельными феодалами. Благодаря своим лучшим качествам королевская монета постепенно вытеснила остальные монеты из других феодальных владений (около 40 видов).

studfiles.net

Сеньориальная монархия во Франции:общественный и государственный строй

В IX-XI веках феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю класса феодалов исчезает свободное крестьянское земледелие.

К XI в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов). На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к “своим” крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы- герцоги и графы- считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.Другая группа феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов. В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус – городское население. Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации).В IX-XI веках во Франции король избирался верхушкой светских и духовных феодалов Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, издавал законы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах издание капитуляриев (королевских законов) практически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. А судебные функции король осуществлял только в пределах своего домена. Начало усиления королевской власти во Франции приходится на ХII век. Опорой королевской власти в этой борьбе были мелкие и средние дворяне, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях острых классовых противоречий во Франции. Развитие церковного землевладения тоже пополняло рады феодалов. В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование имуществом зависело от того какую должность занимало то или иное духовное лицо. Особое внимание следует обратить на правовое положение основных групп населения. Развитие феодальной собственности на землю и сложной системы вассалитета тесно связано со становлением господствующего класса — феодалов.



Еще в IX-XI веках происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых был в определенной степени был унаследован от рабства. Сервы платили шеваж (подушная подать), ежегодный оброк, выполняли барщину.Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их (сервов) в крепостных людей. Объем их повинностей, как правило, регулировался правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, так как во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян.

Вилланы считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору талью (оброк), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII века вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (выкупать за плату) формарьяж — разрешение на женитьбу. С XII века большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, просто внеся единовременную выкупную плату. В это же время начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этой обязанности крестьянин мог только отдавая часть своей продукции сеньору.

Гос. строй. Особое внимание следует обратить на устройство органов центральной власти. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центральной власти не имели строгой системы дифференциации. Управление, в основном, было основано на вассальных отношениях.

До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль (также сенешал). Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Сенешалей избирали из наиболее знатных и могущественных семей Франции. В некоторых источниках должность сенешаля приравнивают к должности визиря в восточных странах. Со временем должность сенешаля приобрела такую силу и могущество, что король Филипп II Август оставил её свободной, после этого она прекратила свое существование.

Коннетабль — глава королевской конницы, учрежденной самим Карлом Мартеллом, второй (в военных делах) после сенешаля. После него следовал маршал, а с XIII века королевский адмирал (с развитием флота, и соответственно, его военного значения).

Королевский казначей — чиновник, ведавший государственными архивами и королевской казной. С XIII века с передачей государственной казны в руки ордена тамплиеров его полномочия существенно сократились.

Канцлер — чиновник, руководивший королевской канцелярией, редактировавший королевские акты, представлявший их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Его влияние на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII веке (с Людовика IХ) этот пост длительное время не замещался.

Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII веке в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также легисты (юристы).

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов — курии короля, возникновение которой также относится к эпохе правления Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на её заседания. Вначале в неё участвовали лишь непосредственные вассалы короля, которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. На одобрение курий предоставлялись законодательные акты короля.

Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, то есть там, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.

С середины XI века король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа – преводства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах майоры. Прево занимался в основном сбором средств на нужды государства, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

С конца XII века возникают более крупные административные единицы – бальяжи, объединявшие несколько преводств. Во главе дальяжа стоял назначаемый королем чиновник – балья. На пограничных территориях создавались сенешальства, куда из числа местных феодалов назначались чиновники – сенешали. Бальи и сенешали в XII веке осуществляли правосудие от имени короля.

 

megaobuchalka.ru

Сеньориальная монархия во Франции (общественный и государственный строй).


ТОП 10:

 

Сеньориальная монархия во Франции, формирование правовых основ сословного строя. Реформы Людовика IX.
Сеньориальная монархия во Франции. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.
Становление сеньориальной монархии (IX-XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.
Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции — неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти в сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, уже реально выступающему в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.
В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике.
формирование правовых основ сословного строя. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системы вассальных отношений. Хотя отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Большая экономическая и политическая значимость вассальных договоров была причиной того, что они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась прежде всего в военной службе на сеньора. Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. Но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. Уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждается как основная форма поземельной собственности. Если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод. Но юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде сеньора), как правило, был малоэффективен.
К XI в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.
На вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы — герцоги и графы — считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Основная масса феодалов (арьер-вассалов) не подчинялась королю, как, впрочем, и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».
С середины XII в. в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают некоторые изменения. Короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Этот процесс, в ходе которого произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, получил название иммедиатизации.
В IX-XI вв. происходит окончательное оформление класса феодально-зависимых крестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известных еще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).
В XI-XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, — городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей.
Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270 гг.).
• военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников.
• Запрещение частных войск в королевском домене
• Образование специализированных центральных ведомств (малый королевский совет, парламент (высший суд во Франции), счетная палата и тд)
• Денежная реформа: на территории королевского домена введена единая королевская монета, на территории других доменов она обращалась наравне с другими монетами.
Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Сословно-представительная монархия во Франции (общественный и государственный строй).

.Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс. Возникновение Генеральных штатов, их структура и функции.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших «королевские случаи», существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
В 1303 году была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве». Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях. легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля.
Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 — 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

17.

 

16.




infopedia.su

Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.


Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (9-13 века).

2. Сословно-представительная монархия (14-15 века).

3. Абсолютная монархия (16-18 века).

Сеньориальная монархия.

Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем Гуго Кабета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором.

Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.



В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.

Реформы Людовика IX.

1.Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней короля – это был срок, в течение которого все споры между феодалами должны были решаться с помощью королевского суда. Только после этого, если соглашение не достигнуто, сторон могли начинать военные действия. В городах формируется милиция (ополчение) под началом королевских военных.

2.Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.

3.Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.

4.В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов. В судебную практику входит и письменная процедура, заимствованная из римского права.

30. Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:
1. Духовенство.
2. Дворянство.
3. Третье сословие.
Духовенство.
Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.
Дворянство.
Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.
Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.
Третье сословие.
Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.

31. Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии
В 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.
Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.
Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:
1. Установление новых налогов.

2. По мирным соглашениям или переговорам.

3. По предложениям и просьбам от сословий к королю.


Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.
Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс. Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.
К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари — нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.

32. Абсолютная монархия во Франции
В конце 15 века закончилось окончательное объединение Франции и государство превратилось в абсолютистское. Укрепилась неограниченная монархическая власть, ликвидировались средневековые местные привилегии, установилась единая система управления, единый закон. Прежде всего, абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчиняется весь централизованный бюрократический государственный аппарат.
Признаки абсолютизма.
1. Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.

2. Королевская власть контролирует все провинции государства.

3. Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.

4. Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.

5. Ликвидация городской автономии.

6. Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.

7. Наемная армия.

В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятсяинтенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.

33. Источники права феодальной Франции
В истории французского права нашли наибольшее отражение источники права феодальной средневековой Европы. Множественность и партикуляризм средневекового права мешали образованию единой национальной правовой системы. До революции 1789 года французское право представляло собой соединение многочисленных правовых систем, действие которых распространялось на определенный круг лиц или же на определенную территорию.
Важнейшим источником права был обычай. К 10 веку перестали действовать варварские правды. На смену им пришли территориальные правовые обычаи – кутюм, которые получили наибольшее распространение в Северной Франции. Обычаи складывались в устной форме, формировались на основе обыкновений, складывавшихся на протяжении многих поколений, отражали реальные потребности феодального территориального коллектива. Обычаи признавались в судах, если они известны по крайней мере 40 лет. С 12 века отдельные обычаи начали записываться. В 13 веке был составлен большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике как сборник обычного права. Наиболее известны кутюмы Бовези, которые являлись кодификацией обычного права с добавлением ряда норм римского права. К 16 веку Парижский парламент составил более 250 сборников кутюмов. Записанные кутюмы приобрели ряд черт закона – стабльность, определенность и т.д., однако они не рассматривались как закон, хотя и санкционировались государством.
На юге Франции источником права становилось римское право, которое опиралось на кодификацию Феодосия и на Лекс Визигиториум. Ренессанс римского права во Франции начался с 13 века и связан со школой глоссаторов – комментаторов источников римского права. Начали открываться юридические факультеты во Франции, начало преподаваться римское право. Однако власть не признавала римское право в судебной практике. Официально преподавание Р.П. в Сорбонне было разрешено в 1679 году. Вместе с тем признавалось доктринальное значение Р.П. как права ученых. Позднее римское право развивали другие правовые школы.
К числу важных источников права относилось также каноническое право, право церкви. Своего апогея оно достигло также в 12-14 веках, когда расширилась компетенция церковных трибуналов в отношении светского населения. В последующее время за власть с духовной властью спорила светская. Ордонанс 1539 года воспрещал церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. К тому времени утвердилось положение о том, что король осуществляет власть в королевстве единолично. В 1582 году был принят свод канонического законодательства. В конечном счете церковное право старого образца молчаливо признавалось королями, а после принятия свода требовалась королевская санкция, которая регистрировалась в парламенте.
Большое значение имело городское право, которое рассматривалось также как обычное право. Его источниками были городские хартии, которые отражали компромисс горожан с сеньорами. Постепенное развитие торговли привело к появлению международного морского и торгового права в виде торговых обыкновений.
Силу принимают акты королей – установления, приказы, декларации, ордонансы. Юристом Бриссоном в 1587 году был подготовлен Кодекс Генриха Третьего. Создается совет по реформе законодательства под начальством Кольбера в период правления Людовика 14. Нормы королевского права в этот период затрагивают огромный круг общественных отношений.
Дополнительным источником права были акты парламентов.

34. Право собственности, обязательственное право феодальной Франции
Феодальная основа права собственности на землю заключается в том, что оно закреплялось исключительно в отношении дворянства и духовенства. К 11 веку полностью исчезает свободная крестьянская собственность на землю и аллоды. Феод утверждается в качестве единственной формы земельной собственности. Не признавались бесхозяйные земли. Все земли в стране держались от имени короля.
Другой чертой феодального права была его расщепленность, это зависело от вассальной лестницы. За сеньором по Р.П. стало признаваться прямое право собственности, за вассалами – право извлечения плодов. За вассалами было закреплено право на эксплуатацию крестьян путем взимания поборов. Сеньор также сохранял за собой административно-судебные права и контроль за участком. Возможно было передавать земли подвассалам.
Права собственности рассматривались во Франции как семейно-родовые, распоряжение землями было под контролем родственников, которые имели право преимущественного выкупа семейного имущества в течение 1 года и 1 дня.
В Северной Франции не было права собственности на землю, а было право держания – сезина. Сезина могла приобретать форму феода и переходила в собственность по приобретательной давности.
Феодальное право было неразрывно связано с владельческими правами крестьян, которых нельзя было согнать с земли. Основная форма держания – цензива, когда крестьянин мог даже распоряжаться землей. Крестьянин мог продавать, закладывать, дарить цензиву, но при условии, что феодал получал свой ценз. До революции право феодальной собственности сочеталось с общинными правами на землю. Однако при Людовике 14 дворяне получили права конфисковывать земли за плату в казну.
Феодальное право тормозило развитие обязательственных отношений. Даже купля-продажа производилась в торжественной форме. Важные сделки стали производиться в письменной форме и заверяться нотариусами. (см. приобретение в Р.П. то же самое)
Особенно тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве, у сеньора было преимущественное право покупки земли. Скупались также цензивы, права на землю, а не сама земля.
Получил развитие договор дарения, начиная с 10 века, когда он маскировал договор купли-продажи. Этот договор де-факто становился двусторонним и возмездным. Также посмертным дарением маскировались завещания.
Широкое распространение получил договор аренды земли, когда дворяне сами отказывались от распашки земель и передавали их в аренду, аренда могла повышаться со временем, что было выгоднее цензивы.
Важное место занимал договор займа. Каноническое право запрещало взимание процентов, однако стороны нашли пути обхода путем дополнительных соглашений. Форма займа не изменилась со времен римского мутуум.
Отдельную регламентацию получили нормы торгового права в ордонансах о морской торговле, ставшие прообразами межд. частного права.

35. Уголовное право и судебный процесс феодальной Франции
Во Франции Средневековья продолжала существовать до 11 века система преступлений как частная обида (по Салической Правде). Однако с 11-12 века начинает зарождаться уголовное право в современном понимании. Преступление перестает быть частным делом, а становится «нарушением порядка». Получают развитие такие качества УП, как ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов. УП становится феодальным, дела подвластных крестьян разбирал сеньор.
С централизацией власти ослабляется юрисдикция сеньора. Короли стали вмешиваться и в сферу действия канонического права, регламентируя церковные преступления. Наиболее жесткие преступления стали рассматриваться как преступления против короля. Вместе с тем король лишился права помилования за тяжкие преступления.
До революции уголовная ответственность связывалась исключительно с сословным положением лица. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискацией, не допускалось повешение. Особая система ответственности была и для духовенства. Вместе с тем законности не существовало для крестьян, чьи восстания подавлялись с особой жестокостью. В УП допускалось объективное вменение. УП знало принцип невменяемости, однако по делу об оскорблении величества привлекались даже объекты материального мира.
Виды преступлений:
1. Оскорбление королевского величества, государственная измена.
2. Религиозные преступления, ереси и т.д. Карались линчеванием.
3. Бродяжничество, нищенство и т.д. Связано с развитием капиталистических отношений и созданием системы наемного труда.
4. Личные и имущественные преступления.
Исполнение наказаний было публичным, французы знали множество способов казни. Широко применялось тюремное заключение для низших сословий, конфискации имущества для буржуа.
Судебный процесс. Вплоть до конца 12 века он носил обвинительный характер. Допускался судебный поединок. Однако позднее появился розыскной (инквизиционный) процесс. Стали применяться пытки. До 15 века они существовали параллельно, позднее обвинительный процесс отпал. Окончательно он закрепляется Большим уголовным ордонансом 1670 года.
Первой стадией процесса было дознание. Потом применялась пытка. Рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. Доказательствами вины, помимо признания под пыткой, были показания двух свидетелей, протоколы на месте преступления, письменные доказательства.
До 13 века приговоры не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением судей, могло вызывать их на судебный поединок. Позднее любое дело сеньориального суда стало обжаловаться в королевский суд. Высшим апелляционным судом становится Парижский парламент.

36. Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха Второго
В 1066 году Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. Вильгельм, убив английского короля, становится королем. Нормандское завоевание оказало глубокое влияние на политическое развитие Англии. Англия, в которой усиливаются тенденции к раздробленности, превращается в сплоченное, централизованное государство с сильной монархической властью. Те, кто отказывались подчиняться новому королю – изгонялись, а их земли конфисковывались. В результате, фактическим собственником всей земли стал король. Часть земли король раздавал своим приближенным, причем при раздаче земли он избегает концентрации владений в одном месте. Крупные феодалы имели десятки поместий, но в разных графствах. Это был результат сознательной политики Вильгельма, так как это объективно создавало препятствия для превращения феодалов в самостоятельных правителей. Таким образом, королевская власть обладала суверенитетом на территории всей страны. Новые феодалы были обязаны своим землевладением непосредственно королю, поэтому их вассальные отношения носили более прочный характер, чем на континенте.
В 1086 году Вильгельм принял присягу верности всех ленников (землевладельцев) страны, независимо от того, чьими непосредственными вассалами они были. В результате, в Англии реализуется принцип: «Вассал моего вассала есть мой вассал», то есть вассальная система приобрела централизованный характер.
В 1086 году была составлена Книга страшного суда – это была опись всей земли и имущества населения Англии, чтобы упорядочить всех налогоплательщиков.
Крестьяне, даже лично свободные теперь воспринимались как принадлежащие определенному поместью, что создало условия для их закрепощения. Таким образом, слой крестьян, зависимых только поземельно, был немногочисленным. Управление государством стало строится по нормандскому типу. Вместо уитаногемота была создана Королевская курия, куда вошли родственники короля, его приближенные, высшие должностные лица и прелаты (высшие духовные чины) церкви.
Курия ведала различными отраслями управления. Важное место в ней занимало финансовое ведомство – Счетная палата. При сыновьях Вильгельма продолжается укрепление центральной власти. Был создан судебный королевский орган – Суд королевской скамьи. Счетная палата стала называться Палатой шахматной доски. На местах графствами управляли шерифы – королевские служащие, которые осуществляли административные, судебные и военные функции. Во главе низшей административной единицы, сотни, стоял Бейлиф.

Реформы Генриха II.
1. Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:

Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.

Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.

Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.

Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.
В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.
2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.
Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.

37. Великая Хартия Вольностей 1215 года
При сыновьях Генриха II происходит ослабление королевской власти. Ричард львиное сердце почти не жил в Англии и был занят крестовыми походами, а второй сын – Иоанн Безземельный терпел неудачи в войне с Францией. Кроме того, он вмешался в выборы нового архиепископа и в результате вступил в конфликт с римским папой. Папа отлучил Иоанна от церкви и запретил богослужения по всей Англии. Оказавшись под угрозой потери престола, Иоанн признает себя вассалом папы и уплачивает большие суммы в папскую казну. Многочисленные налоги и сборы заставили баронов, рыцарей и горожан выступить против короля.
В 1215 году начинается восстание, король был захвачен в плен и был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей, в которой устанавливались соответствующие права и льготы для каждого сословия.
Хартия подтвердила существовавшие ранее привилегии для каждого сословия. Она закрепила привилегии лордов и всего дворянства. Баронские лены стали свободно наследоваться. Восстанавливались нарушенные ранее права баронов по отправлению правосудия путем сеньориального суда. За это бароны должны были оказывать королю помощь в выкупе из плена и т.д. Был создан совет, в который вошли архиепископ, епископы, аббаты, графы и старшие бароны. Ограничивались злоупотребления королевских судов. Хартия содержала гарантии неприкосновенности личности. В ней говорилось, что ни один свободный человек не мог быть заключен без законного приговора. Это право гарантировалось королевским судом, состоявшим из присяжных. Хартия закрепила права горожан. Отменялись феодальные ограничения торговли. Установилось единообразие мер и весов. Хартия предусматривала гарантии достигнутых вольностей. Бароны избрали комиссию по наблюдению за исполнением хартии. Бароны могли прибегнуть к предупреждению или даже к военной силе.

38. Английский абсолютизм
Оформление абсолютизма в Англии происходило в более ранний период, чем во Франции. Это было связано с особенностями расстановки политических сил. Сословной базой английского абсолютизма было мелкое и среднее дворянство и городская буржуазия. В отличие от стран континентальной Европы, английский абсолютизм мирился с парламентом как с представительным учреждением. Особенностью английского абсолютизма было сохранение местного самоуправления. Остаются неизменными институты суда присяжных, мировых судей, выборных шерифов. Еще одна особенность – отсутствие постоянной наемной армии. Вместе с тем, происходит постоянное усиление военного флота.

Высшим органом управления в этот период был тайный совет, который регулировал внешнюю торговлю, управление колониями. С целью укрепления своего положения королевская власть учредила 2 чрезвычайных судебных органа, что нарушало традиции английской судебной системы:
1. Звездная палата (рассматривала дела о государственных преступлениях).

2. Высокая комиссия (рассматривала дела по религиозным преступлениям).

Эти органы не руководствовались обычными законами, а наказание назначали произвольно, исходя из интересов безопасности короны и государства. В 1629 году Карл I распускает парламент и начинает править единолично. Оппозиция подавлялась. Политика Карла I привела впоследствии в революции.

39. Источники права феодальной Англии
Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права. Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.
Истец обращался к королю за защитой своих прав и король за определенную плату мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.

40. Право собственности, обязательственное право феодальной Англии
Номинальным собственником земли являлся король. Английское право знало 2 вида владения земли: свободное и зависимое. В свою очередь свободное владение делилось на 3 вида:
1. Пожалованные земли, которые можно было отчуждать, передавать по наследству.

2. Заповедное держание, при котором земля передавалась по наследству прямым родственникам. Отчуждение было запрещено.

3. Пожизненное владение. После смерти держателя земля переходила сеньору.

С 13 века появляется еще одна форма свободного держания земли – аренда, а с 14 века возникает доверительная (трастовая) собственность. Суть этого института состоит в том, что собственник имущества передавал его во владение и управление другому лицу, а доверенное лицо управляло имуществом в интересах собственника.
Английское право знало различные сделки, среди которых особо выделялись торговые сделки. К 17 веку формируется законодательство, регулирующее деятельность торговых и промышленных компаний. Сделки оформлялись в виде договоров, которые подразделялись на формальные (они заключались в письменной форме и регулировались общим правом) и простые (неформальные) договоры, которые регулировались правом справедливости.

41. Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии
После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений:
1. Государственные.

2. Преступления против частных лиц.

В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений:
1. Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).
2. Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.
3. Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.
Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство. Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям.Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Привлечение обвиняемого к уголовной ответственности осуществлялось:
1. В порядке суммарного производства. Предназначалось для рассмотрения менее тяжких преступлений, предписывалось общим правом, не признавало пыток, а дела рассматривали шерифы, мировые судьи, суды сотен и графств.

2. Уголовное преследование по обвинительному акту. Складывалось из 4-х стадий:

♦ Арест.

♦ Придание суду.

♦ Судебное разбирательство.

♦ Вынесение приговора.

stydopedia.ru

Общественный   и    государственный    строй    Франция    в    период сеньориальной монархии. Реформы Людовика IX.

Поделись с друзьями

К Х в. было сформировано государство Франция. В это время с установлением незыблемого права феодалов на землю полностью исчезает свободное крестьянство. Появляется прослойка сервов, считавшихся простой принадлежностью земли. Ими выплачивалась барщина и оброк феодалу несколько дней в неделю. Феодал оказывал влияние на жизненный уклад своего крестьянина, вплоть до запрета на заключение брака.

В отличие от сервов, вилланы были лично свободны и возделывали землю, принадлежавшую феодалу. Во Франции не существовало системы сыска беглых крестьян, и многие перемещались в города, которые к XII в. получили относительную свободу от сеньориальной власти. Крупные землевладельцы для усиления своей власти и влияния старались поделиться землей с подданными — так формировалась цепочка сеньор — вассал. Официальная церемония вводила вассала во владение землей, за что он клялся хранить верность своему сеньору и служить ему. В случае нарушения клятвы феод возвращался.

В IX—X вв. французское государство достигает пика развития сеньориальной монархии, когда власть короля настолько незначительна, что его самого избирают богатые феодалы из числа светских и священнослужителей. Король возглавлял армию, издавал законы, выносил решения суда. Герцоги, графы являлись перами и короля считали «первым среди равных». Реально власть короля действовала только на территории собственного землевладения. Итогом раздробленности стало процветание натурального хозяйства, товарно-денежные отношения в стране резко ограничились.

К XII в. формируется иерархический класс дворянства, присягнув на верность королю, феодалы получали соответствующие ранги и чины.

Структура королевского управленческого аппарата выглядела следующим образом:

— сенишэл руководил дворцовыми делами, командовал армией, подписывал документы государственной важности;

— коннетабль — глава королевской конницы;

— казначей;

— канцлер владел королевской печатью, влиял на формирование королевских актов;

— курии короля — собрание королевских вассалов;

— министериалы — слуги.

В связи с раздробленностью государства органы местного управления создавались только на территории королевского домена. В специально выделенных округах руководили превы, к XII в. административные единицы становятся более крупными бальяжами во главе с бальями. Сенишалом называли местного феодала, выполнявшего функции королевского чиновника. Благодаря чиновникам на местах контролировался процесс сбора налогов, взимания торговых пошлин и судебных штрафов.

В период своего правления Людовик IX провел ряд реформ, укрепивших его королевскую власть и предотвращавших феодальную раздробленность. Среди них:

— военная реформа — введение 40 дней, в течение которых феодалы не могли вести междоусобные войны, но были обязаны вынести спор на рассмотрение королевского суда; формирование городской милиции, специально созданных отрядов для устранения неугодных вассалов;

— создание парламента в 1260 г. как нового судебного органа, состоявшего из приближенных королю священников, рыцарей и юристов;

— экономическая реформа — введение единой по стране монеты.

students-library.com

28. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Название «Франция» появилось в 10 веке, а раньше это было Западно-Франкское королевство. Сеньориальная монархия -9-13 века. На 9-11 века приходится заключительный этап процесса феодализации:

  • Вся земля становится монопольной собственностью феодалов, крестьяне лишь владеют и пользуются небольшими участками господской земли.

  • Все крестьяне так или иначе зависят от сеньора (личная зависимость, поземельная (имущественная) зависимость). Положение крестьянина определялось несколькими факторами:

  1. размером, состоянием и юридическим статусом его земли

  2. происхождением крестьянина

  3. формой зависимости, связывающая с господином договорными обязательствами, местными обычаями и т.д.

Было 2 основных категории крестьян:

1. Вилланы. Зависимость их выражалась в судебном подчинении господину и выполнению в его пользу повинностей, обременяющих наследственный земельный надел -> поземельная зависимость. Повинности: шампар (обязанность отдавать часть урожая сеньору), ценз (взнос денег либо продуктов за пользование землей), десятина в пользу церкви, а иногда талья, т.е. подоходное обложение. С согласия господина виллан мог продать свой участок другому крестьянину, на которого переходили все повинности. Кроме того, крестьяне платят ФЕЛЬЕФ как все свободные жители.

2. Сервы. Находились в личной зависимости от сеньора, но они не крепостные, т.к. общегосударственного сыска беглых не существовало. Среди повинностей серва выделялись: шеваж (подушная подать), талья, формарьяж (уплата штрафа за брак с лицом, не подчиненным этому господину), менморт (право мертвой руки — посмертный побор с наследников умершего серва).

Все крестьяне были обязаны соблюдать БАНАЛИТЕТЫ, т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, торговать на господском рынке и т.д. Сеньоры имели монополию на это -> за пользование/непользование этим взималась плата.

Феодалы

Были объединены в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на началах иерархического принципа. От нижних слоев однощитных рыцарей без вассалов через 3-4 промежуточные ступени более богатых феодалов (бароны, виконты) к властителям значительных территорий герцогам, графам. Отношение сюзеренитета-вассалитета оформлялись с помощью 2 обрядов:

  1. Оммаж (клятва верности сеньору)

  2. Инвестура (официальное введение вассла во владение землей)

Земли крупных феодалов состояли из 2 частей: 1 часть это его непосредственная собственность (домен), 2 часть -земли, розданные сеньором в виде феодов своим вассалам. Сеньор оставался по отношению к этим землям верховным собственником.

Обязанности вассала к сеньору:

  1. Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

  2. Участие в суде и совете сеньора.

  3. Денежная помощь, когда сеньор попал в плен и за него надо платить выкуп, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын.

Вассальные отношения со временем стали потомственными и могли быть разорванными при наличии определенных обстоятельств (вассал пошел войной на сеньора). Во всех случаях разрыва вассальных отношений требовалось судебное разбирательство (суд равных — вассалы данного сеньора устанавливают вину вассала (сеньора)). Французское королевство состояло из огромного множества феодальных владений, фактически бывших независимыми государствами.

Королевская власть была слаба, т.к. :

  1. Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии(домен — это небольшая и почти не растущая территория до 12 в. Между Парижем и Орлеаном).

  2. Компактная структура владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.

  3. Специфика отношений вассалитета позволяла королю рассчитывать на помощь лишь непосредственных вассалов.

  4. Отсутствует дополнительный резерв в виде свободного крестьянства, который могла мы использовать монархия.

  5. Выборный характер королевской власти. На основании предварительного соглашения магнатов архиепископ Реймский «избирал» короля, а народ, наполнявший сбор, выражал свое согласие криками.

  6. Своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны усиленное наличием 2х народностей.

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Даже частью Парижа владел епископ. Хотя власть короля была выборной, при этом соблюдался династический принцип: королей выбирали из династий (вначале из Каралингов, а с 987 г. из династии Капитингов). Они жили долго и заблаговременно короновали их, делая соправителями. Институт соправительства усиливал наследственный престол и способствовал выработке династической политики. Наследник престола, будучи соправителем отца, придерживался его политики. С 12 в. Утверждается порядок передачи трона по наследству.

Общегосударственными делами ведала курья, состоящая из коронных вассалов. Она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг (министерналов) и служащих. До конца 12 в. главную роль в королевской администрации играл СЕНЕШАЛ, т.е. глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил королевской канцелярией. Коннетабль — командир конного рыцарского ополчения.

Территория домена делилась ПРЕВОТАЖИ, во главе с ПРЕВО (управляющим этого округа). У них были финансовые, судебные, административные и военные функции. С расширением территории королевского домена появляются более крупные единицы — БАЛЬЯЖИ во главе с БАЛЬЕ. Они осуществляли контроль над подвластными им прево, следили за исполнением королевских актов, организовывали воинские формирования.

С XI1 в. королевская власть постепенно усиливается. В этом ей помогает центральный и местный государственный аппарат, церковь. Она давала королю деньги, снабжала его просвещенными советниками, посылала в королевское войско своих рыцарей.

Даже крупные феодалы нуждались в королевской власти:

  • Как в верховном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей. Герцоги и графы приносили присягу королю, его власть по форме признавалась источником всякой иной власти в государстве. Французская нация сохранила привычку считать королем лицо, которое было короновано в Рейнсе.

Важную роль в объединении государства сыграл династический принцип: вокруг одной династии по кусочкам собиралась страна. Важную роль в усилении королевской власти сыграл и субъективный фактор — правление выдающихся королей, особенно Людовига IX, который в 13 веке провел важные реформы:

1. Военная реформа

Запретила частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала войны для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней короля», в течение которых нельзя было начинать военные действия, с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Она предусматривала также создание городской милиции, отрядов наемников, в результате чего король стал меньше зависеть от феодального ополчения. Он более эффективно использовал их в борьбе против непокорных феодалов.

2. Судебная реформа

Заключалась в образовании особого судебного собрания Парламента, которому передали рассмотрения крупных споров между феодалами, уголовных и политических преступлений, совершенных феодальной властью.

3. Монетная реформа

В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая монета и запрещена чеканка монеты отдельными феодалами. Благодаря своим лучшим качествам королевская монета постепенно вытеснила остальные монеты из других феодальных владений (около 40 видов).

studfiles.net

0 comments on “Общественный строй сеньориальной монархии во франции – Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *