Фонетика русского языка в таблицах и схемах – Фонетика

Фонетическая шпаргалка | Учим русский язык

Звук и буква не одно и то же. Взаимно однозначного соответствия между ними нет — количество и качество букв и звуков может не совпадать.

Характеристика звуков

Звуки
ГласныезвукиСогласные звуки
[а][о][у][и][ы][э]ПарныеНепарные
Звонкие
Глухие
бб’вв’гг’д д’ж зз’
пп’фф’кк’тт’шсс’
й’лл’мм’нн’рр’
хх’цч’щ’
Твердые
Мягкие
бвгдзклмнпрстфх
б’в’г’ д’з’к’л’м’н’п’р’с’т’ф’х’
жшц
ч’щ’й’

Например

:  звук [д’] — cогласный, звонкий парный, мягкий парный.

 Важно!

  • Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Ябуквы!  Их в транскрипции быть не может!
  • Мягкость согласных обозначается мягким знаком  Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
  • [ц], [ж], [ш] — только твердые: мышь [мыш], жила [жыла],  цирк [цырк].
  • [ч’], [щ’] — только мягкие: ночь [ноч’], чаща [ч’ащ’а],  чум [ч’ум].
  • Ь выполняет три функции  и не обозначает звука:
    1. служит для обозначения мягкости согласных:   моль [мол’],  только [тол’ко];
    2. выступает в качестве разделительного знака  (как и твердый знак Ъ)  после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]:  вьюга [в’й’уга], заячьи
      [зай’ач’й’и];
    3. указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение:  тишь [т’иш], лишь[л’иш], беречь[б’эр’эч’].
  • Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].
  • В безударном положении
    • не произносятся [э],  [о] и обозначаемый Я звук [а] после мягких согласных;
    • буква О в безударном слоге обозначает [а];
    • на месте е, э, я — часто [и].
  • Буква И
    •  после Ь  обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и];
    • после шипящих  Ж, Ш, Ц   передает звук [ы].
  • Е, Ё, Ю, Я :
    • после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук:  мёд [м’от]  ;
    • обозначают 2 звука (согласный [й’]  и гласный- [й’э],  [й’о], [й’у], [‘йа])  в
      • в начале слова: яма [й’ама], юбка [й’упка];
      • после гласного:  боец [бай’эц], обаять [абай’ат’];
      • после разделительных Ь и Ъ: подъезд [падй’эcт], вьюга [вй’уга].

Схема соответствия безударных гласных и обозначающих их букв:

(по Литвиневская «Практический курс русского языка»)

  • После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]
    • у   ->   [у]   рука [ру]ка;
    • а   ->   [а]   сама [са]ма;
    • о
         ->   [а]    сома [са]ма;
    • ы  ->  [ы]   вымыть  вы[мы]ть;
    • е   ->   [ы]   тестировать [ты]стировать;
  • После [ж], [ш] , [ц]:
    • у   ->   [у]    шуметь [шу]меть;
    • е   ->   [ы]   шестой  [шы]стой
    • о   ->   [ы]   шоколад  [шы]колад;
    • о   ->   [а]    шокировать   [ша]кировать;
    • а   ->   [а]    шары   [ша]ры;
    • а   ->   [ы]   лошадей   ло[шы]дей;
    • ы  ->   [ы]   цыплёнок  [цы]плёнок;
    • и   ->   [ы]   широкий  [шы]рокий.
  • После мягкого согласного:
    • ю   ->  [у]    любить [л’у]бить;
    • у    ->  [у]    чудесный  [ч’у]десный
    • и   ->   [и]    миры  [м’и]ры;
    • е   ->    [и]    менять   [м’и]нять;
    • я   ->   [и]    пятак   [п’и]так;
    • а   ->    [и]    часы   [ч’и]сы.
  •  В начале фонетического слова:
    • у   ->   [у]    урок  [у]рок;
    • а   ->   [а]    арбуз [а]рбуз;
    • о   ->   [а]    окно   [а]кно;
    • и  ->   [и]    игра   [и]гра;
    • э  ->    [и]    этаж   [и]таж.
  • Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать  звуки [c], [c’], [з], [з’], [щ’], [ж:]: сон [
    с
    он], сено [с’эна], сбор [збор], просьба [проз’ба], сжать [ж:ат’], расчёт [ращ’от].
  • Оглушение парных звонких согласных:
    • в конце слова: пруд [прут] ;
    • перед парным глухим согласным: сказка [скаска], пряжка [пр’ашка];
  • Озвончение парного глухого согласного  перед парным звонким: вокзал [вагзал], сделать [з’д’элат’], просьба [проз‘ба];
  • Смягчение парных твердых согласных:
    • перед Ь: моль [мол’
      ], ;
    • перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк [л’ук], пряжа [пр’ажа];
    • к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик [пон’ч‘ик],
    • согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным:  снег [с’н’эк],   здесь  [з’д’эк],
  • Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной [дв’эрной], конь -> конский [конск’ий’].
  • Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
    • вств  -> [ств] :   здравствуй [здраствуй’] ;
    • стн    -> [сн] :   местный [м’эсный’] , тростник [трас’н’ик] ;
    • стл    -> [сл] :   счастливый [щ’асл‘ивый’] ;
    • здн    -> [зн] :   поздний [поз’н‘ий’];
    • здц    -> [сц] :   под уздцы [падусцы];
    • нтг   -> [нг] :  рентген [р’энг‘эн];
    • ндц    -> [нц] :  голландцы [галанцы];
    • рдц    -> [рц] :   сердце [с’эрцэ]  ;
    • рдч    -> [рч’] :   сердчишко [с’эрч‘ишка] ;
    • лнц    -> [нц] :   солнце [сонцэ] ;
    • не произносится [й’] между гласными: моего [маиво]
  • Уподобление согласных по месту образования:
    • сч     -> [с ] + [ч’] -> [щ’] /[щ’ч’]  :   счастье [щ’аст’й’э], с чем-то [щ’эмта]-[щ’ч’эмта] ;
    • сш    -> [с ] + [ш] -> [ш:], [ш]:  сшить [ш:ыт’]= [шыт’];
    • сщ    ->[с ] + [щ’] -> [щ’] :  расщепить [ращ»ип’ит’] ;
    • зч     -> [з ] + [ч’]  ->  [щ’] :   грузчик [грущ’ик], рассказчик  [раскащ’ик]
    • сж    -> [c ] + [ж]  ->[ж:] :   сжать [жжат’] ;
    • зж    ->[з ] + [ж] -> [ж:], [ж]:   изжить [ижжыт’]= [ижыт’];
    • тс, дс, тьс   -> [т ] + [с] -> [цц], [ц] или [цс] :  мыться  [мыцца]=[мыца],  отсылать  [ацсылат’];
    • тс     ->[т ] + [ц] -> [цц], [ц]:  отцепить  [аццып’ит’]=[ацып’ит’];
    • тч     ->[т ] + [ч’] -> [ч’ч’], [ч’]:  отчет  [ач’ч‘От’]=[ач’От’];
    • тщ     ->[т ] + [щ’] -> [ч’щ’] :  о
      тщ
      епить  [ач’щ‘ип’ит’];
    • чт    -> [шт] / [ч’т]:   чтобы [штобы],  нечто [н’эч’та] ;
    • чн    -> [шн] :   конечно [канешна],  скучно [скушна] ;
  • Удвоенные  согласные располагаются
    •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
    • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
  • тся, ться   в глаголах -> [ца] :  умываться [умываца] -;
  • -тск- в прилагательных -> [цк] : детский [д’эцк‘ий’].

Другие сочетания

  • В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]: красного [краснава], синего  [синива].
  • Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
    • буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
    • сочетаниями согласных:
      • шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
      • жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
      • сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
      • зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
      • стч :;
      • здч : объездчик .

Использованная литература:

  1. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x

tutrus.com

Вспомогательная таблица для обучающихся 5-х классов по теме «Фонетика»

Фонетика

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Всего в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных

Гласные Согласные

твердые мягкие

 [а],[о],[у],[э],[и],[ы] [б], [в], [г], [д], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],

[к], [л], [м], [н], [п], [з’], [к’], [л’], [м’] ,

[р], [с], [т], [ф], [х] [н’], [п’], [р’],

[с’], [т’], [ф’], [х’]

всегда твердые всегда мягкие

[ж], [ш], [ц] [ч’], [щ’], [й’]

ударные безударные

Согласные

звонкие глухие

[б], [б’], [в], [в’], [п], [п’], [ф], [ф’],

[г], [г’], [д], [д’], [к], [к’], [т], [т’],

[ж], [з], [з’] [ш], [с], [с’]

парные

всегда звонкие всегда глухие

[й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

непарные

Сонорные согласные

Сонорные согласные всегда звонкие и непарные согласные. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обо­зна­чать один звук и ука­зы­вать на мяг­кость преды­ду­ще­го со­глас­но­го звука. В таком случае они обозначают один гласный звук: е = [э], ё=[о], ю=[у], я=[а].

Буквы Е, Ё, Ю, Я обо­зна­ча­ют два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а], если они стоят:

  • В на­ча­ле слова (юг, яма)

  • После глас­ных (за­яв­ка, поют)

  • После Ъ и Ь (въезд, вью­нок).

infourok.ru

Раздел «фонетика» в таблицах

Фонетика

Звук – волновые колебания, передающиеся в какой-либо среде.

Высота звука – частота волновых колебаний в условную единицу в герцах. Ниже 16 – инфразвуки, выше 20 – ультразвуки.

Сила звука – связано с громкостью – децибелы

Тембр звука – индивидуальная окраска звука – зависит от индивидуальных особенностей речевого аппарата человека

Фоне́ма (от др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема — это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только разновидности (оттенки) фонем в разных условиях – положениях в слове и в окружении различных «звуков-соседей»  Фонема — общее, реально произносимый звук — частное.

Ударение. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением.

(силовое ударение) достигается увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (р

(музыкальное ударение) путем изменения высоты голосового тона литовский, сербский, китайский, японский

(количественное ударение). путем удлинения звука

Функции ударения

1) смыслоразличительные (разные слова: мУка-мукА)

2)формы одного слова (хОдит – ходИте)

3) стилистическая дифференциация: профессионализмы (компас, компАс)

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. что он, как это

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы такой же, читал бы, вйдел ли.

В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков (Ъ,Ь)

Две буквы могут передавать один звук (счетчик)

Обозначать 2 звука ( я,ё, ю, я)

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам

степени звучности

степени продвинутости языка (ряд

степени приподнятости языка (подъем)

по участию губ (лабиализация).

Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению

При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью

При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.

степень продвинутости языка

гласные переднего ряда [и, э],

среднего ряда [ы, а]

заднего ряда [у, о].

По степени подъема языка

гласные верхнего подъёма [и, ы, у]

среднего подъёма [э, о]

нижнего подъема [а].

Лабиализация — огубление, «выпячивание» губ вперёд и/или придание им округлой формы при артикуляции какого-либо звука. Это явление также называется огублённостью или округлением. Лабиализуются гласные звуки [у] и [о], а также любые согласные звуки, стоящие перед ними.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге.

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Буквы е, ё, ю, я обозначают:

  1. 1 звук (после согласного лед (о) пюре (у))

2 звука (в начале слова, после ь,ъ, после гласного (ёжик (йо), маячить (йа), вьюга (йу

Согласные

на шумные и сонорные

. По месту образования

По Способу образования

По дополнительной артикуляции – палатализации

По соотношению голоса и шума все согласные делятся на:

Шумные

Сонорные

При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум

глухих – только шум. 
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать. 

Меняются на глухие:

Меняются на звонкие

Перед звонкими: сделать

В конце слова: пруд (прут)

Перед глухими: будка

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными. У сонорных есть две важные особенности:

) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными).

Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф].

По месту образования

губные

язычные согласные

губ- но-губные [б], [п], [м]

губно-зубные [в], [ф] и их мягкие варианты

переднеязычные зубные ([з], [с], [д], [т], [н], [л], [ц]),

([р], [ш], [ж], [чۥ .([ Среднеязычным согласным является звук [j]

К заднеязычным относят [к], [г], [х].

Способ образования

смычные, образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся [п], [п), [б], [б’], [т], [т’], [д], [д), [к], [к’], [г], [г’]. 

Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в’результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются [ф], [ф*], [в], [в’], [с], [с’], [з], [зЧ, [ш], [ж], [ш’], [Ж’], [j], [х], [х’1. 

аффрикаты (смычно-щелевые).  начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания ^органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты — [ц] и [ч) 

По дополнительной артикуляции – палатализации. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Всегда мягкие: (Ч, Щ, Й)

Всегда твердые: (Ш, Ц, Ж)

Мягкие

Твердые

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях: если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык]; после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак]; если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол]. —

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’]. — Читайте

Слог – звук или несколько звуков, произносимых единым дыхательным толчком (во-да). Слог в основном определяется гласным (в одном слоге – одна гласная). Стык сонорного и шумного делятся пополам (кон-верт, пал-ка)

Открытый слог — это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау.

Закрытый слог — это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот.

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп.

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.

infourok.ru

Правила по русскому языку по разделу «Фонетика».

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

различие

в одном звуке

различие в двух и более звуках

сыпь – осыпь

ворона – воронка

сор – сорт

порт – спорт

спор — спорт

лимон – лиман

задор – забор

тоска – доска

поток – потёк

кошка – мышка

урок – крот

фасоль – пароль

загар – затор

куст – стук

нос – сон

баржа – жабра

школа – ученик

сом – белуга

грач – щегол

слива — крыжовник

Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кон’] и кон [кон]; лук [лук] и люк [л’ук].

Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.

Непарные согласные

по твёрдости / мягкости

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

только твёрдые

только мягкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[б’]

[в’]

[г’]

[д’]

[з’]

[к’]

[л’]

[м’]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

[н’]

[п’]

[р’]

[с’]

[т’]

[ф’]

[х’]

[ж], [ш], [ц]

[ч’], [щ’], [й’]

Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.

Непарные согласные

звонкие

глухие

только звонкие

только глухие

[б], [б’]

[в], [в’]

[г], [г’]

[д], [д’]

[ж]

[з], [з’]

[п], [п’]

[ф], [ф’]

[к], [к’]

[т], [т’]

[ш]

[с], [с’]

[й’], [л], [л’],

[м], [м’], [н],

[н’], [р], [р’]

[х], [х’],

[ц], [ч’],

[щ’]

Чередование звуков.

Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.

На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л’э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).

Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).

Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями), но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).

Слог.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).

Буквы русского письма.

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл

«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»

Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш

«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»

Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»

Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков: [л] – звук, «эль» — буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).

Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.

На конце слова и

перед другими согласными

Перед гласными в начале слова

После согласных перед гласными

сарай, май

й [й’] сарайчик

майка

е – ель [й’э`]

ё – ёлка [й’о`]

ю – юла [й’у`]

я – яблоко [й’а`]

ъе – съезд ье — ателье

ъё – съёмка ьё — шьём

ъю – адъютант ью — льют

ъя – объявление ья – семья

ьи — воробьи

Фонетический разбор слова.

Образец разбора: е`ль-ник – 2 слога

е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный — «е»

[э] – гласный, ударный

л – [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эль»

ь — [-] — «мягкий знак»

н — [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эн»

и — [и] – гласный, безударный — «и»

к — [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный — «ка»

6 букв, 6 звуков

При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – якорь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, поём

и – и

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ΄]:

счёты — [щ΄оты]; сч [щ΄]

возчик — [вощ΄ик΄]; зч

мужчина — [мущ΄ина]. жч

Способы обозначения звука [ц]:

купаться — [купаца]; тьс [ц]

дерётся — [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб — [гр΄ип], сказка — [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить — [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].

  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: море – моря – морю. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь — коня – коню.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень (водный) или два корня (сложные слова: водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище).

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).

Способы образования слов.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

План разбора слова по составу.

  1. Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.

  2. Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).

  3. Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.

  4. Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).

  5. Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.

infourok.ru

Транскрипция слова. План фонетического разбора слов. Таблицы соответствия

Основные понятия

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

Осталось посчитать количество звуков и букв.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

 Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.

Примеры фонетического разбора

Милиция – ми-лИ-ци-я

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

Будто — бУд-то

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.

Правила транскрибирования текста

Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:

Правила переноса слов

olgadyachenko.ru

Соловьёва Н. Н. — Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса — (Говорим и пишем грамотно)

Говорим и пишем

грамотно

Н.Н. Соловьёва

Весь русский язык в таблицах

От фонетики до синтаксиса

Москва

ОНИКС Мир и Образование

УДК 811.161.1(035) ББК 81.2Рус я2

С60

Соловьёва Н. Н.

С60 Весь русский язык в таблицах: От фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьёва. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 96 с. — (Говорим и пишем грамотно).

ISBN 978 5 488 02276 8 (ООО «Издательство Оникс»)

ISBN 978 5 94666 561 2 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

Справочник включает таблицы, наглядно и компактно представля ющие всю необходимую информацию о языке и его структурных разде лах и опирающиеся на содержание школьного курса. Также приведены разнообразные сведения, значительно расширяющие представление о языке и его сущности.

Пособие ориентировано в первую очередь на молодёжную аудито рию и может быть полезно при подготовке к ЕГЭ и иным экзаменам, требующим знания основ языкознания.

УДК 811.161.1(035) ББК 81.2Рус я2

ISBN 978 5 488 02276 8 (ООО «Издательство Оникс»)

ISBN 978 5 94666 561 2 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

© Соловьёва Н. Н., 2009 © Оформление обложки.

ООО «Издательство Оникс», 2009

 

 

 

 

3

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

.

5. . . . . . . . . .

РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

.. ..

..

..

6

Науки о языке .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

..

..

..

6

Основные структурные разделы стилистики . . . . . . . . . . . . .

7. . . . . .

РУССКАЯ ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

.

8. . . . . . . . .

Принципы русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

.

8. . . . . . . . . .

Особенности русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . .

9. . . . . . . . .

Типы написания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. . . . . . . . . . . .

ФОНЕТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . 11. . . . . . . . . . .

Фонетические средства русского языка . . . . . . . . . . . . . . . 11. . . . . . .

Звуки речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11. . . . . . . . . . .

Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

12. . . . . . . . . . . .

Слог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . 13. . . . . . . . . . .

Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13. . . . . . . . . . .

ЛЕКСИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

.14. . . . . . . . . . .

Слово как основная единица языка . . . . . . . . . . . . . . .

. . 14. . . . . . . .

Лексическое значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15. . . . . . . . . .

Классификация лексических единиц на основе соотнесённости

 

 

 

 

их значений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . 16. . . . . . . . . . .

Омонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17. . . . . . . . . . . .

Синонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . .18. . . . . . . . . . .

Антонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19. . . . . . . . . . .

Конверсивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20. . . . . . . . . . .

Лексика русского языка с точки зрения её формирования . . . . .

.

. .21. . .

Происхождение русской лексики . . . . . . . . . . . . . . . .

. . .22. . . . . . . .

Неологизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23. . . . . . . . . . .

Устаревшие слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24. . . . . . . . . . .

Лексика русского языка с функционально-стилистической

 

 

 

 

точки зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

25. . . . . . . . . . . .

Фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . 26. . . . . . . . . . . .

Фразеологические обороты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26. . . . . . . . . .

Классификация фразеологизмов по их происхождению . . .

.

.

.27. .

Группы фразеологизмов по сфере первоначального употребления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28. . . . . . . . . . .

Важнейшие словари русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29. . . . . . . . .

МОРФЕМИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34. . . . . . . . . . .

Морфемный состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34. . . . . . . . . .

Способы словообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35. . . . . . . . . .

МОРФОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37. . . . . . . . . . . .

Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37. . . . . . . . . . .

Принципы объединения слов по частям речи

. . . . . .

. .

. .

.

.37. . . . .

Знаменательные части речи . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

.

. . .

.

.38. . . . . . . . . . .

Имя существительное . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

. .

. .

.

.38. . . . . . . . . . .

Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

.

. . .

.

.40. . . . . . . . . . .

Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

.

. . . . .42. . . . . . . . . . .

Имя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44. . . . . . . . . . .

Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

.

. . .

.

46. . . . . . . . . . . .

Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

. .

. .

.

. 48. . . . . . . . . . .

4

Слова категории состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50. . . . . . . .

Причастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51. . . . . . . .

Неизменяемые формы глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53. . . . . . . .

Служебные части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54. . . . . . . .

Предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54. . . . . . . . .

Союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.55. . . . . . . .

Частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57. . . . . . . .

Модальные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.58. . . . . . . .

Междометия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

59. . . . . . . . .

СИНТАКСИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

60. . . . . . . . .

Основные синтаксические единицы .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

60

Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61. . . . . . . . .

Строение словосочетаний и их классификация . . . . . . . . . . . 61. . . . .

Связи слов в словосочетании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62. . . . . . . .

Предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63. . . . . . . . .

Простое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. 64. . . . . . . .

Типы простых предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

64. . . . . . . . .

Двусоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

65. . . . . . . . .

Односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.67. . . . . . . .

Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . .

. 69. . . . . . .

Неполные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71. . . . . . . .

Однородные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.71. . . . . . . .

Обособленные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . .

72. . . . . . . .

Слова и сочетания слов, не являющиеся членами

 

предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74. . . . . . . .

Сложное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75. . . . . . . .

Типы сложных предложений .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

.. .. .. .. .. .. .. ..

.. .. ..

..

..

75

Сложносочинённые предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75. . . . . . . .

Сложноподчинённые предложения . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

76. . . . . . . .

Бессоюзные сложные предложения . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

79. . . . . . . .

Чужая речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80. . . . . . . .

ПУНКТУАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81. . . . . . . .

Знаки препинания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81. . . . . . . .

Постановка знаков препинания . . . . . . . . .

. . . . .

. .

. .

.

82. . . . . . . . .

ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ . . . . . . .

. . . . .

. .

. .

.

86. . . . . . . .

Функции языка и речи . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.86. . . . . . . .

Формы существования языка . . . . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.87. . . . . . . .

Языки межэтнического общения . . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.88. . . . . . . .

Социальная типология языков . . . . . . . . . .

. . . . .

. .

. .

. 89. . . . . . . .

Пророческие и апостольские языки .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

.. .. .. .. .. .. .. ..

.. .. ..

.. ..

..

90

Международные «плановые» языки . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.91. . . . . . .

Классификация языков . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . .

. .

. .

.

91. . . . . . . .

Индоевропейская семья языков . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 91. . . . . . . . .

Финно-угорская семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92. . . . . . . .

Кавказская семья . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.92. . . . . . . .

Некоторые другие языковые семьи . . . . . . .

. . . . .

. .

. .

.

92. . . . . . . .

Основные теории происхождения языков . . . .

. . . . .

. .

.

.

. 93. . . . . .

История развития лингвистических учений в России .

. . . . .

. .

. .

. 94. . . . .

Отечественные лингвисты XVI—XIX вв.. . . . .

. . . . .

. .

.

.

. 94. . . . . .

Отечественные лингвисты XX в.. . . . . . . . . .

. . . . .

. .

.

.

.95. . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Язык – чрезвычайно сложное явление, поэтому он является предметом изучения целого ряда наук.. Но если язык, будучи явлением действительности, обладает единством и целостностью во всех своих проявлениях, то изучающие его науки ограничивают поле своих исследований.. Поэтому невозможно дать такое определение языку, которое устраивало бы все науки.. При всём этом предлагаемый вниманию справочник опирается на несколько толкований языка, которые, по мнению автора, наиболее полно отражают сущность этого явления и помогают дать разностороннее представление о нём..

Предложенные в справочнике таблицы рассматривают язык и как общественное явление, и принимают во внимание его знаковый характер.. Табличный материал включает информацию о разделах науки о языке; раскрывает основы каждого раздела, исходя из школьного курса, и предполагает расширение определённых, представляющих интерес знаний; содержит более общий материал, информирующий о различных функциях языка, его статусе в социуме, языках естест­ венных и искусственных, о генеалогической классификации языков..

Таким образом, справочник позволяет повторить, восстановить необходимые знания и одновременно приобрести новые сведения о языке на основе наглядного расположения материала, что также достигается на основе использования различной графической подачи..

Характер размещённого в справочнике материала делает его удобным для подготовки к Единому государственному экзамену, а также к иной экзаменационной форме, предполагающей проверку знаний по основам языкознания, различным структурным составляющим языка и его основным единицам..

6

РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Науки о языке

ФОНЕТИКА

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

ГРАММАТИКА

 

 

 

 

 

 

 

Учение о звуковом строе языка

Наука

Наука о строе языка

 

 

 

о словарном составе

 

 

 

ОРФОЭПИЯ

ГРАФИКА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

МОРФОЛОГИЯ

СИНТАКСИС

языка

как

как наука,

как наука о составе слов и

как наука

как учение

 

практическое

базирующаяся

 

способах их образования

о словоизменении

о предложении

приложение

на фонетике

 

 

и разрядах слов,

и сочетании слов

фонетики

 

 

 

имеющихся в языке

в предложении

 

 

 

 

 

 

Учение

Учение об

 

ОРФОГРАФИЯ как практическое приложение

ПУНКТУАЦИЯ

о нормах

изображении

 

словообразования и морфологии

как практическое

произношения

звуков речи

 

 

 

приложение

 

буквами

 

 

 

синтаксиса

 

 

 

 

 

 

 

 

СТИЛИСТИКА как наука, базирующаяся на лексикологии и грамматике

 

 

Учение о литературном слоге, о дифференцированном использовании языковых единиц

 

 

 

в соответствии с ситуациями общения

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ как прикладная наука к разделам науки о языке

Учение о нормах литературного языка в области орфоэпии, лексики, грамматики и стилистики

РИТОРИКА как теория выразительной речи

Учение о наиболее эффективных способах построения выразительной речи с целью составления ораторских выступлений, а также письменных текстов, главным образом агитационно-пропагандистского характера, для убеждения людей

Основные структурные разделы стилистики

СТИЛИСТИКА

 

СТИЛИСТИКА

 

ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

(практическая

СТИЛИСТИКА

РЕЧИ

 

стилистика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• изучает экспрессивные,

• исследует компо­ зи­ ци­ он­ но­ —

• изучает

закономерности

• изучает общие и част­ные

выразительные возможности

речевые структуры функцио-

организации

языкового ма-

закономерности организации

языковых единиц;

нальных вариантов литера-

териала в

художественных

языковых единиц, включён-

• устанавливает наиболее

турного языка;

текстах, приёмы и способы

ных в текст, который обладает

• разрабатываетобщиеприн­

использования языка в эсте-

определённым функциональ-

типичные­

контексты и рече-

тических целях

ным назначением и принад-

вые ситуации, в которых це-

ципы выделения стилей;

 

 

лежит к конкретному стилю

лесообразно употреблять те

• изучает дифференциацию

 

 

литературного языка

или иные языковые средства;

 

 

 

• выясняет оптимальные ус­

литературного языка на функ-

 

 

 

циональные варианты

 

 

 

ловия использования языко-

 

 

 

 

вых единиц, их экспрессив-

 

 

 

 

ный и смысловой потенциал,

 

 

 

 

способы и приёмы их упо­

 

 

 

 

требления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

РУССКАЯ ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Принципы русской графики

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

 

ПРИНЦИП

 

 

как отступление от основного принципа графики

 

как основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все морфемы пишутся оди-

Написание последних соглас-

Гласные о — а

Написание ы в

Написание ы пос­

Написание глас-

наково, независимо от про-

ных в приставках без-, воз-

в приставках

корнях, начи-

ле­ ц в суффиксах

ных в окончани-

изношения

(вз-), из-, низ-, раз-, роз-,

роз- / раз-,

нающихся с и

притяжательных

ях и суффиксах

 

через- (чрез-)

рос- / рас-

после приста-

прилагательных

после шипящих

 

 

 

вок на твёрдый

и окончаниях су-

 

 

 

 

согласный

ществительных и

 

 

 

 

 

прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

[вад]а, [вот],

бездетный — бессмертный,

розвальни —

разыграть,

огурцы,

петушок —

[вад]ичка, [вад]ы

возглавить — восстание,

развалина,

отыскать,

сорванцы,

барашек,

 

извергнуть — исступление,

роспись —

безымянный

лисицын,

хорошо —

 

низвергнуть — ниспадать,

расписка

 

куцый,

тягуче,

 

разговор — расстроиться,

 

 

круглолицый

межой —

 

розыгрыш — россыпь,

 

 

 

чащей,

 

чрезмерно — чересполосица

 

 

 

душой —

 

 

 

 

 

сушей

 

 

 

 

 

 

Особенности русской графики

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ГРАФИКИ

Одна и та же буква в разных

 

Наличие однозначных и двузначных букв:

случаях употребления

 

однозначные буквы имеют одно основное звуковое значение,

обозначает разные звуки

 

 

двузначные — два

 

 

 

 

 

Буква “Т” в словах

Однозначные буквы — глас-

Двузначные согласные буквы — б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф,

том — [т] и тюк — [т’],

ные а, о, у, ы, э и согласные

а также г, к, х, обозначающие парные по твёрдости-

в словах отдам — [д]

ж, ш, щ, ч, ц, й

 

мягкости..

 

и отдел — [д’]

 

 

Двузначные гласные буквы — е, ё, ю, я, обозначающие два

 

 

 

звука — [jэ], [jo], [jy], [ja]:

 

 

 

 

1) в начале слова: ель, ёж, юрта, ялик;

 

 

 

2) после гласной буквы: поел, поёт, пою, маяк;

 

 

 

3) после разделительных Ь и Ъ: съем, вьёт, вьюга, бадья

 

 

 

 

 

 

ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ГРАФИКИ

 

 

 

 

 

 

Написание и, е, ё, редко я, ю

Написание а, о, у после ч и щ,

Написание ьо (вместо ё)

 

Написание йо, йе в начале

после ж, ш, ц, которые обо-

обозначающих

постоянно

в словах иноязычного проис-

 

слова и в положении между

значают всегда твёрдые звуки

мягкие согласные

хождения

 

гласными

 

 

 

 

 

широкий, щепотка, шёлк,

в чащу, чопорный,

бульон, каньон

 

майонез, фойе, майор, йод

циркон, жюри, Шяуляй

Щорс, чудо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Типы написания

ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИСАНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ

НАПИСАНИЯ

 

Написание и

Написание ь

Написание

Написание

Написание

Различение слов с разным

после ж, ш, ц

после ж, ш

непроверяемых

непроверяемых

соединительных

значением или разных форм

 

 

безударных

глухих

гласных о, е

одного и того же слова

 

 

гласных

и звонких

 

 

 

 

 

согласных

 

 

жир, ширь,

брошь, спишь,

каравай,

футбол,

газопровод,

туш

цинк

настежь

сонет,

зигзаг, ковш,

очевидный

(короткая музыкальная пьеса)

 

 

ветчина

экзамен

 

и тушь

 

 

 

 

 

(краска для черчения)

studfile.net

Фонетика русского языка в схемах, таблицах.


«Фонетика» в таблицах и схемах

Татьяна Федоровна кузнецова

Артикуляционно-акустическая классификация согласных звуков.

По способу образования

смычные

щелевые

аффрикаты

дрожащие

По месту образования

губные

язычные

губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

По участию голоса

сонорные: р, л, м, н, р’, л’, м’, н’, й’

(голос преобладает)

шумные

звонкие

(голос участвует)

глухие

Лента глухости-звонкости согласных.

б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ ж’ р р’ л л’ м м’ н н’ й’

х х’ ч ц п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ ш’

Лента мягкости-твердости согласных.

б в г д з к л м н п р с т ф х ж ш ц

ш’ ж’ ч’ й’ б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’

Сильные позиции согласных.

по звонкости-

глухости

перед гласными (вода)

перед сонорными согласными

(срезал)

перед в (свить)

по мягкости-твердости

перед гласными (мал – мял)

на конце слова (кон – конь)

перед задненебными согласными

(банка – банька)

л (мельче, сельской)

Звуки речи.

аспекты звука речи

физический

физиологический

собственно лингвистический

Тоны (ритмические колебания)

Шумы (неритмические

колебания)

ед.

сила

напряженность

долгота

тембр

является результатом работы органов речи

осуществляет звуковое общение

функции звука

образовательная (подбежала)

различительная

форморазличительная

стена — стены

словоразличительная

плюс – минус звука (вол – волК)

мена звука (вОл — вАл)

разные комбинации тождественного состава

(раба — арба)

СЛОГ.

слог состоит из одного или нескольких звуков

слоговых (слогообразующих)

неслоговых (неслогообразующих)

теории слога

экспираторная (сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого

воздуха: во – до – пад)

сонорная (волна сонорности-звучности: но – я – брь)

напряженности (слоговый – самый напряженный звук: кс – кс — кс)

динамическая (волна силы, интенсивности)

Позиционные чередования согласных звуков по месту образования.

[ с ] [ ш ] [ шит’ ] – сшить

зубные + небные полная ассимиляция

[ з ] [ ж ] [ жэч’ ] – сжечь

[ с ]

зубные + аффр. [ ч’ ] [ ш’] [ ш’от ] – счет

[ з ]

Зубные || с передненебными

На стыке морфем [ жат’ ] – сжать

Предлог + слово [ жаром ] – с жаром

В корне [ jэжу ] – езжу [ ж ], доп. [ ж’ ]

На стыке слов [ л’эшум’ит ] – лес шумит

(при замедленном темпе может не ассимилировать)

Т [ ц ] [ ца ] – отца

Переднеязычные зубные + аффрикаты полная ассимиляция

Д [ ч’ ] [ л’оч’ик ] – летчик

взрывн. + щелев. [ оч’щ’ипнут’ ] – отщипнут

аффрикат

= место образования [ бв’ичшат’ ] – обветшать

Позиционные чередования согласных по мягкости – твердости.

Обязательно смягчаются.

С [ гос’ти ] – гости

  1. переднеязычные + переднеязычные

З [ с’нэк ] – снег

(внутри морфемы)

внутри морфемы [ кън’дидат ] – кандидат

2) Н + переднеязыч. [ пэн’сиj ] – пенсия

н’

Т Н’ внутри [ сот’н’ ] – сотня [ пиэт’л’а ] – петля

3) +

Д Л’ [ п’ир’эд’н’ик ] – передник

4) согл. + j [ плат’jиэ ] – платье

[ лад’j ] – ладья

внутри морфемы [ д’л’ин’эjи] – длиннее [ ф-клас’иэ ] – в классе

  1. двойн. согл.

[ въс’иэдат’ ] – восседать

infourok.ru

0 comments on “Фонетика русского языка в таблицах и схемах – Фонетика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *