схемы на самодельное зарядное устройство для АКБ
Разбор больше 11 схем для изготовления ЗУ своими руками в домашних условиях, новые схемы 2017 и 2018 года, как собрать принципиальную схему за час.
ТЕСТ:
Чтобы понять, обладаете ли вы необходимой информацией об аккумуляторах и зарядных устройствах для них, следует пройти небольшой тест:- По каким основным причинам происходит разрядка автомобильного аккумулятора на дороге?
А) Автомобилист вышел из транспорта и забыл выключить фары.
Б) Аккумуляторная батарея слишком нагрелась под воздействием солнечных лучей.
- Может ли аккумулятор выйти из строя, если автомобилем не пользуются долгое время (стоит в гараже без запуска)?
А) При долгом простое аккумуляторная батарея выйдет из строя.
Б) Нет, батарея не испортится, ее потребуется только зарядить и она снова будет функционировать.
- Какой источник тока используется для подзарядки АКБ?
А) Есть только один вариант — сеть с напряжением в 220 вольт.
Б) Сеть на 180 Вольт.
- Обязательно снимать аккумуляторную батарею при подключении самодельного устройства?
А) Желательно производить демонтаж батареи с установленного места, иначе возникнет риск повредить электронику поступлением большого напряжения.
Б) Необязательно снимать АКБ с установленного места.
- Если перепутать «минус» и «плюс» при подключении ЗУ, то аккумуляторная батарея выйдет из строя?
А) Да, при неправильном подключении, аппаратура сгорит.
Б) Зарядное устройство просто не включится, потребуется переместить на положенные места необходимые контакты.
Ответы:
- А) Не выключенные фары при остановке и минусовая температура – наиболее распространенные причины разряда АКБ на дороге.
- А) АКБ выходит из строя, если долго не подзаряжать ее при простое автомобиля.
- А) Для подзарядки применяется напряжение сети в 220 В.
- А) Не желательно производить зарядку батареи самодельным устройством, если она не снята с автомобиля.
- А) Не следует путать клеммы, иначе самодельный аппарат перегорит.
Аккумулятор на автотранспорте требуют периодической зарядки. Причины разряжения могут быть разные — начиная от фар, что хозяин забыл выключить, и до отрицательных температур в зимний период на улице. Для подпитки АКБ потребуется хорошее зарядное устройство. Такое приспособление в больших разновидностях представлено в магазинах автозапчастей. Но если нет возможности или желания покупки, то ЗУ можно сделать своими руками в домашних условиях. Имеется также большое количество схем — их желательно все изучить, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.
Определение: Зарядное устройство для автомобиля предназначается для передачи электрического тока с заданным напряжением напрямую в АКБ.
Ответы на 5 часто задаваемых вопросов
- Потребуется ли производить какие-то дополнительные меры, перед тем как приступать к зарядке аккумуляторной батареи на своём автомобиле? – Да, потребуется почистить клеммы, поскольку во время работы на них появляются кислотные отложения. Контакты очень хорошо нужно почистить, чтобы ток без трудностей поступал к батарее. Иногда автомобилисты используют смазку для обработки клемм, ее тоже следует убрать.
- Чем протереть клеммы зарядных устройств? — Специализированное средство можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. В качестве самостоятельно изготовленного раствора используют воду и соду. Компоненты смешиваются и перемешиваются. Это отличный вариант для обработки всех поверхностей. Когда кислота соприкоснется с содой, то произойдет реакция и автомобилист обязательно ее заметит. Это место и потребуется тщательно протереть, чтобы избавиться от всей кислоты. Если клеммы ранее обрабатывались смазкой, то она убирается любой чистой тряпкой.
- Если на аккумуляторе стоят крышки, то их нужно вскрывать перед началом зарядки? — Если крышки имеются на корпусе, то их обязательно снимают.
- По какой причине необходимо откручивать крышечки с аккумуляторной батареи? — Это нужно, чтобы газы, образующиеся в процессе зарядки, беспрепятственно выходили из корпуса.
- Есть необходимость обращать внимание на уровень электролита в аккумуляторной батарее? – Это делается в обязательном порядке. Если уровень ниже требуемого, то необходимо добавить дистиллированную воду внутрь аккумулятора. Уровень определить не составит труда – пластины должны быть полностью покрыты жидкостью.
Ещё важно знать: 3 нюанса об эксплуатации
Самоделка по способу эксплуатации несколько отличается от заводского варианта. Это объясняется тем, что у покупного агрегата имеются встроенные функции, помогающие в работе. Их сложно установить на аппарате, собранном дома, а потому придется придерживаться нескольких правил при
- Зарядное устройство, собранное своими руками не будет отключаться при полной зарядке аккумулятора. Именно поэтому необходимо периодически следить за оборудованием и подключать к нему мультиметр – для контроля заряда.
- Нужно быть очень аккуратным, не путать «плюс» и «минус», иначе зарядное устройство сгорит.
- Оборудование должна быть выключено, когда происходит соединение с зарядным устройством.
Выполняя эти простые правила, получится правильно произвести подпитку АКБ и не допустить неприятных последствий.
Топ-3 производителей зарядных устройств
Если нет желания или возможности своими руками собрать ЗУ, то обратите внимание на следующих производителей:
- Стек.
- Сонар.
- Hyundai.
Фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке, а потому о надежности и функциональности переживать при покупке не следует.
Как избежать 2-х ошибок при зарядке аккумуляторной батареи
Необходимо соблюдать основные правила, чтобы правильно подпитать батарею на автомобиле.
- Напрямую к электросети аккумуляторную батарею запрещено подключать. Для этой цели и предназначается зарядные устройства.
- Даже если устройство изготавливается качественно и из хороших материалов, всё равно потребуется периодически наблюдать за процессом зарядки, чтобы не произошли неприятности.
Выполнение простых правил обеспечит надежную работу самостоятельно сделанного оборудования. Гораздо проще следить за агрегатом, чем после тратиться на составляющие для ремонта.
Самое простое зарядное устройство для АКБ
Схема 100% рабочего ЗУ на 12 вольт


Посмотрите на картинке на схему ЗУ на 12 В. Оборудование предназначается для зарядки автомобильных аккумуляторов с напряжением 14,5 Вольт. Максимальный ток, получаемый при заряде составляет 6 А. Но аппарат также подходит и для других аккумуляторов – литий-ионных, поскольку напряжение и выходной ток можно отрегулировать. Все основные компоненты для сборки устройства можно найти на сайте Aliexpress.
Необходимые компоненты:
- dc-dc понижающий преобразователь.
- Амперметр.
- Диодный мост КВРС 5010.
- Концентраторы 2200 мкФ на 50 вольт.
- трансформатор ТС 180-2.
- Предохранители.
- Вилка для подключения к сети.
- «Крокодилы» для подключения клемм.
- Радиатор для диодного моста.
Трансформатор используется любой, по собственному усмотрению Главное, чтобы его мощность была не ниже 150 Вт (при зарядном токе в 6 А). Необходимо установить на оборудование толстые и короткие провода. Диодный мост фиксируется на большом радиаторе.
Схема ЗУ Рассвет 2


Посмотрите на картинке на схему зарядного устройства Рассвет 2. Она составлена по оригинальному ЗУ. Если освоить эту схему, то самостоятельно получится создать качественную копию, ничем не отличающуюся от оригинального образца. Конструктивно устройство представляет собой отдельный блок, закрывающийся корпусом, чтобы защитить электронику от влаги и воздействия плохих погодных условий. На основание корпуса необходимо подсоединить трансформатор и тиристоры на радиаторах. Потребуется плата, что будет стабилизировать заряд тока и управлять тиристорами и клеммы.
1 схема умного ЗУ


Посмотрите на картинке принципиальную схему умного зарядного устройства. Приспособление необходимо для подключения к свинцово-кислотным аккумуляторам, имеющим емкость — 45 ампер в час или больше. Подключают такой вид аппарата не только к аккумуляторам, что ежедневно используются, но также к дежурным или находящимся в резерве. Это довольно бюджетная версия оборудования. В ней не предусмотрен индикатор, а микроконтроллер можно купить самый дешевый.
Если имеется необходимый опыт, то трансформатор собирается своими руками. Нет необходимости устанавливать также и звуковые сигналы оповещения — если аккумулятор подключится неправильно, то загоревшаяся лампочка разряда будет уведомлять об ошибке. На оборудование необходимо поставить импульсный блок питания на 12 вольт — 10 ампер.
1 схема промышленного ЗУ

Посмотрите на схему промышленного зарядного устройства от оборудования Барс 8А. Трансформаторы используются с одной силовой обмоткой на 16 Вольт, добавляется несколько диодов vd-7 и vd-8. Это необходимо для того, чтобы обеспечить мостовую схему выпрямителя от одной обмотки.
1 схема инверторного устройства


Посмотрите на картинке схему инверторного зарядного устройства. Это приспособление перед началом зарядки разряжает аккумуляторную батарею до 10,5 Вольт. Ток используется с величиной С/20: «C» обозначает ёмкость установленного аккумулятора. После этого
1 электросхема ЗУ электроника


1 схема мощного ЗУ


Посмотрите на картинке на схему мощного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Приспособление применяется для кислотных АКБ, имеющих высокую емкость. Устройство с легкостью заряжает автомобильный аккумулятор, имеющий емкость в 120 А. Выходное напряжение устройство регулируется самостоятельно. Оно составляет от 0 до 24 вольт. Схема примечательна тем, что в ней установлено мало компонентов, но дополнительные настройки при работе она не требует.
2 схемы советского ЗУ


Многие уже могли видеть советское зарядное устройство. Оно похоже на небольшую коробку из металла, и может показаться совсем ненадежной. Но это вовсе не так. Главное отличие советского образца от современных моделей — надежность. Оборудование обладает конструктивной мощностью. В том случае, если к старому устройству подсоединить электронный контроллер, то зарядник получится оживить. Но если под рукой такого уже нет, но есть желание его собрать, необходимо изучить схему.
К особенностям их оборудования относят мощный трансформатор и выпрямитель, с помощью которых получается быстро зарядить даже сильно разряженную батарею. Многие современные аппараты не смогут повторить этот эффект.
Электрон 3М


За час: 2 принципиальные схемы зарядки своими руками
Простые схемы
1 самая простая схема на автоматическое ЗУ для авто АКБ


Топ 4 схем импульсных ЗУ
Импульсные ЗУ
1 схема на тиристорное ЗУ


1 упрощенная схема с сайта Паяльник


1 схема на интеллектуальное ЗУ


4 подробные схемы защиты для ЗУ
Защита
Новые схемы 2017 и 2018 года
Новые схемы
1 схема на китайское ЗУ


1 простая схема — как собрать ЗУ


elektro220v.ru
1 | Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger | 9570 | 21.03.2009 | |
2 | MH-C9000 WizardOne | 360 | 7784 | 26.10.2013 |
3 | UT12B Детектор напряжения | 342 | 3470 | 26.10.2013 |
4 | Автоматическая подзарядка аккумуляторов. | 30888 | 16.06.2003 | |
5 | Автоматическая подзарядка аккумуляторов. | 17193 | 26.03.2006 | |
6 | Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора | 1240 | 16.11.2016 | |
7 | Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора | 1338 | 16.11.2016 | |
8 | Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) | 1738 | 16.11.2016 | |
9 | Автоматическое зарядное устройство | 976 | 16.11.2016 | |
10 | Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора | 1356 | 16.11.2016 | |
11 | Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов | 1166 | 16.11.2016 | |
12 | Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 | 1078 | 16.11.2016 | |
13 | Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием | 1069 | 16.11.2016 | |
14 | Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В | 1214 | 16.11.2016 | |
15 | Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов | 53785 | 17.09.2005 | |
16 | Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. | 18257 | 17.09.2002 | |
17 | Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора | 1013 | 16.11.2016 | |
18 | Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика | 938 | 16.11.2016 | |
19 | Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) | 912 | 16.11.2016 | |
20 | Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением | 910 | 16.11.2016 | |
21 | Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 | 873 | 16.11.2016 | |
22 | Блок питания 0-12В/300мА | 849 | 16.11.2016 | |
23 | Блок питания 1-29В/2А (КТ908) | 942 | 16.11.2016 | |
24 | Блок питания 12В 6А (КТ827) | 1061 | 16.11.2016 | |
25 | Блок питания 60В 100мА | 460 | 16.11.2016 | |
26 | Блок питания Senao-568 | 1044 | 1203 | 11.07.2016 |
27 | Блок питания Senao-868 | 1116 | 1279 | 11.07.2016 |
28 | Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) | 224 | 16.11.2016 | |
29 | Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем | 175 | 16.11.2016 | |
30 | Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) | 223 | 16.11.2016 | |
31 | Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» | 177 | 16.11.2016 | |
32 | Блок питания для телевизора 250В | 248 | 16.11.2016 | |
33 | Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А | 186 | 16.11.2016 | |
34 | Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе | 196 | 16.11.2016 | |
35 | Блок питания с гасящим конденсатором | 189 | 16.11.2016 | |
36 | Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) | 225 | 16.11.2016 | |
37 | Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A | 174 | 16.11.2016 | |
38 | Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) | 150 | 16.11.2016 | |
39 | ВСА-5К, ВСА-111К | 256 | 18564 | 14.03.2010 |
40 | Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других | 254 | 16.11.2016 | |
41 | Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) | 151 | 16.11.2016 | |
42 | Выпрямитель с малым уровнем пульсаций | 204 | 16.11.2016 | |
43 | Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) | 353 | 16.11.2016 | |
44 | Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов | 302 | 16.11.2016 | |
45 | Высокоэффективное зарядное устройство для батарей | 21493 | 22.11.2004 | |
46 | Два бестрансформаторных блока питания | 202 | 16.11.2016 | |
47 | Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) | 170 | 16.11.2016 | |
48 | Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) | 225 | 16.11.2016 | |
49 | Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей | 46758 | 03.02.2003 | |
50 | Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02» | 674 | 18247 | 14.08.2009 |
51 | Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 | 180 | 967 | 11.03.2017 |
52 | Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В | 485 | 16.11.2016 | |
53 | Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач | 298 | 16.11.2016 | |
54 | Зарядное устройство | 9 | 18500 | 12.07.2007 |
55 | Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов | 263 | 16.11.2016 | |
56 | Зарядное устройство «КЕДР-АВТО» | 7 | 20983 | 05.10.2009 |
57 | Зарядное устройство HAMA TA03C | 3973 | 372 | 07.10.2016 |
58 | Зарядное устройство \»Квант\» | 41 | 12850 | 22.10.2008 |
59 | Зарядное устройство \»Рассвет-2\» | 117895 | 23.12.2009 | |
60 | Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора | 30267 | 21.04.2006 | |
61 | Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора | 289 | 16.11.2016 | |
62 | Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА | 177 | 16.11.2016 | |
63 | Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) | 202 | 16.11.2016 | |
64 | Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов | 39520 | 04.05.2009 | |
65 | Зарядное устройство для фонарей ФОС-1 | 45 | 10076 | 03.12.2006 |
66 | Зарядное устройство до 5 А. | 31 | 13625 | 10.02.2009 |
67 | Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) | 213 | 16.11.2016 | |
68 | Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов | 158 | 16.11.2016 | |
69 | Зарядное устройство с температурной компенсацией | 212 | 16.11.2016 | |
70 | Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T. | 466 | 1412 | 14.07.2016 |
71 | Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора | 13956 | 15.10.2002 | |
72 | Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора | 251 | 16.11.2016 | |
73 | Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах | 291 | 16.11.2016 | |
74 | Импульсные источники питания, теория и простые схемы | 354 | 16.11.2016 | |
75 | Импульсный блок питания 5В 0,2А | 266 | 16.11.2016 | |
76 | Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) | 145 | 16.11.2016 | |
77 | Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) | 258 | 16.11.2016 | |
78 | Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт | 241 | 16.11.2016 | |
79 | Импульсный источник питания (5В 6А) | 148 | 16.11.2016 | |
80 | Импульсный источник питания на 40 Вт | 198 | 16.11.2016 | |
81 | Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) | 130 | 16.11.2016 | |
82 | Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) | 196 | 16.11.2016 | |
83 | Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) | 171 | 16.11.2016 | |
84 | Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) | 177 | 16.11.2016 | |
85 | Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В | 143 | 16.11.2016 | |
86 | Индикатор ёмкости батарей | 216 | 16.11.2016 | |
87 | Интеллектуальное зарядное устройство | 1494 | 9413 | 22.09.2008 |
88 | Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент) | 1321 | 720 | 11.07.2016 |
89 | Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А | 233 | 16.11.2016 | |
90 | Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера | 171 | 16.11.2016 | |
91 | Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В | 160 | 16.11.2016 | |
92 | Источник питания для измерительного прибора на микросхемах | 155 | 16.11.2016 | |
93 | Источник питания для измерительных приборов | 175 | 16.11.2016 | |
94 | Источник питания для компьютера | 203 | 16.11.2016 | |
95 | Источник питания для логических микросхем (5В) | 172 | 16.11.2016 | |
96 | Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров | 163 | 16.11.2016 | |
97 | Источник питания для часов на БИС | 166 | 16.11.2016 | |
98 | Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) | 264 | 16.11.2016 | |
99 | Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) | 258 | 16.11.2016 | |
100 | Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт | 223 | 16.11.2016 | |
101 | Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В | 183 | 16.11.2016 | |
102 | Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) | 175 | 16.11.2016 | |
103 | Источники питания для варикапа | 188 | 16.11.2016 | |
104 | Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД | 224 | 16.11.2016 | |
105 | Кедр-М | 78 | 14994 | 18.11.2007 |
106 | Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А | 210 | 16.11.2016 | |
107 | Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) | 239 | 16.11.2016 | |
108 | Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель | 220 | 16.11.2016 | |
109 | Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) | 212 | 16.11.2016 | |
110 | Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) | 244 | 16.11.2016 | |
111 | Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) | 201 | 16.11.2016 | |
112 | Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов | 206 | 16.11.2016 | |
113 | Маломощный источник питания (9В, 70мА) | 161 | 16.11.2016 | |
114 | Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором | 199 | 16.11.2016 | |
115 | Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) | 133 | 16.11.2016 | |
116 | Маломощный сетевой блок питания (9В) | 207 | 16.11.2016 | |
117 | Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В | 146 | 16.11.2016 | |
118 | Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В | 221 | 16.11.2016 | |
119 | Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А | 201 | 16.11.2016 | |
120 | Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) | 128 | 16.11.2016 | |
121 | Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) | 203 | 16.11.2016 | |
122 | Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) | 413 | 16.11.2016 | |
123 | Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) | 205 | 16.11.2016 | |
124 | Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) | 300 | 16.11.2016 | |
125 | Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А | 290 | 16.11.2016 | |
126 | Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В | 226 | 16.11.2016 | |
127 | Обзор схем восстановления заряда у батареек | 228 | 16.11.2016 | |
128 | Однополярный источник питания УНЧ (40В) | 153 | 16.11.2016 | |
129 | Питание будильника 1,5В от сети 220В | 212 | 16.11.2016 | |
130 | Питание микроконтролерных устройств от сети 220В | 200 | 16.11.2016 | |
131 | Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор | 145 | 16.11.2016 | |
132 | Питание микроконтроллеров от телефонной линии | 178 | 16.11.2016 | |
133 | Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети | 162 | 16.11.2016 | |
134 | Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии | 7999 | 04.10.2002 | |
135 | Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора | 167 | 16.11.2016 | |
136 | Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов | 200 | 16.11.2016 | |
137 | Прибор для измерения параметров аккумуляторов. | 9251 | 10.06.2002 | |
138 | Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В | 254 | 16.11.2016 | |
139 | Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора | 252 | 16.11.2016 | |
140 | Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа | 369 | 16.11.2016 | |
141 | Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) | 289 | 16.11.2016 | |
142 | Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) | 232 | 16.11.2016 | |
143 | Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей | 215 | 16.11.2016 | |
144 | Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов | 32342 | 27.06.2006 | |
145 | Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) | 237 | 16.11.2016 | |
146 | Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) | 161 | 16.11.2016 | |
147 | Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт | 185 | 16.11.2016 | |
148 | Простой импульсный блок питания на ИМС | 229 | 16.11.2016 | |
149 | Простой импульсный источник питания 5В 4А | 203 | 16.11.2016 | |
150 | Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором | 190 | 16.11.2016 | |
151 | Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) | 271 | 16.11.2016 | |
152 | Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного | 197 | 16.11.2016 | |
153 | Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) | 271 | 16.11.2016 | |
154 | Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) | 216 | 16.11.2016 | |
155 | Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) | 208 | 16.11.2016 | |
156 | Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) | 207 | 16.11.2016 | |
157 | Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей | 199 | 16.11.2016 | |
158 | Самодельное пусковое устройство | 130 | 1772 | 25.06.2017 |
159 | Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В | 223 | 16.11.2016 | |
160 | Сетевая «Крона» 9В/25мА | 191 | 16.11.2016 | |
161 | Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания | 207 | 16.11.2016 | |
162 | Солнечное зарядное устройство | 13235 | 1320 | 16.04.2014 |
163 | Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\» | 2364 | 28.06.2012 | |
164 | Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) | 195 | 16.11.2016 | |
165 | Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) | 207 | 16.11.2016 | |
166 | Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий | 168 | 16.11.2016 | |
167 | Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) | 203 | 16.11.2016 | |
168 | Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) | 209 | 16.11.2016 | |
169 | Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов | 386 | 16.11.2016 | |
170 | Схема блока питания и зарядного устройства для iPod | 42061 | 22.03.2012 | |
171 | Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А | 223 | 16.11.2016 | |
172 | Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В) | 190 | 16.11.2016 | |
173 | Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) | 257 | 16.11.2016 | |
174 | Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов | 341 | 16.11.2016 | |
175 | Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) | 138 | 16.11.2016 | |
176 | Схема зарядного устройства для батарей | 223 | 16.11.2016 | |
177 | Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем | 171 | 16.11.2016 | |
178 | Схема измерителя выходного сопротивления батарей | 201 | 16.11.2016 | |
179 | Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона | 200 | 16.11.2016 | |
180 | Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А | 262 | 16.11.2016 | |
181 | Схема контроллера заряда батарей | 171 | 16.11.2016 | |
182 | Схема непрерывного подзаряда батарей | 199 | 16.11.2016 | |
183 | Схема простого зарядного устройства на диодах | 185 | 16.11.2016 | |
184 | Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А | 200 | 16.11.2016 | |
185 | Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) | 203 | 16.11.2016 | |
186 | Схема универсального лабораторного источника питания | 207 | 16.11.2016 | |
187 | Схема устройства для подзаряда батарей | 93 | 16.11.2016 | |
188 | Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров | 203 | 16.11.2016 | |
189 | Схемы бестрансформаторных зарядных устройств | 199 | 16.11.2016 | |
190 | Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров | 207 | 16.11.2016 | |
191 | Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) | 240 | 16.11.2016 | |
192 | Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов | 220 | 16.11.2016 | |
193 | Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК | 220 | 16.11.2016 | |
194 | Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов | 264 | 16.11.2016 | |
195 | Таймер-индикатор разрядки батареи | 185 | 16.11.2016 | |
196 | Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е | 280 | 16.11.2016 | |
197 | Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов | 204 | 16.11.2016 | |
198 | Универсальный блок питания с несколькими напряжениями | 202 | 16.11.2016 | |
199 | Устройство автоматической подзарядки аккумулятора | 10667 | 30.10.2005 | |
200 | Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач | 265 | 16.11.2016 | |
201 | Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач | 275 | 16.11.2016 | |
202 | Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 | 209 | 16.11.2016 | |
203 | Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов | 180 | 16.11.2016 | |
204 | Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,5 | 134 | 15151 | 19.04.2006 |
205 | Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В | 259 | 16.11.2016 | |
206 | Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А | 230 | 16.11.2016 | |
207 | Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А | 190 | 16.11.2016 | |
208 | Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах | 6023 | 06.10.2002 | |
209 | Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах | 2920 | 10.06.2002 | |
210 | Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей | 278 | 16.11.2016 |
www.qrz.ru
Схема простого зарядного устройства для АКБ
Привет всем, я за свою практику делал множество схем зарядных устройств для самых разных аккумуляторов, но в последнее время заметил, что несмотря на огромную базу схем в интернете, люди хотят видеть простую схему зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов из очень доступных компонентов, поэтому я решил воплотить эту идею в жизнь.
Эта схема была снята из радиожурнала, которая стала очень популярной в последнее время, по сути это тиристорный регулятор напряжения, многие наверное будут осуждать мое решение об использовании именно этой схемы, ведь она не имеет узла контроля тока, защиты и многих других плюшек, которыми снабжены современные зарядные устройства.
Вы конечно правы, но именно эта схема была повторена радиолюбителями, в том числе и мною множество раз и зарекомендовала себя с лучшей стороны.
Итак, о схеме; она отличается от обычных линейных схем, обратите внимание на транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, то есть аккумулятор по сути заряжается импульсами тока, в этом можно убедиться подключив осциллограф, такой режим работы имеет множество плюсов.
Первый из них заключается в том, что силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, следовательно, нагреваться будет меньше, и ещё импульсная зарядка может быть полезной для консульфатации аккумулятора, а значит такая зарядка в теории может восстанавливать АКБ.
Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, можно использовать буквально любые маломощные транзисторы, например наши КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может доходить до 10 ампер, следовательно с ее помощью можно эффективно заряжать аккумуляторы с ёмкостью до 100 ампер\часов.
Диодный мост нужен с запасом, советую использовать диоды ампер на 15-20, я ставил готовую сборку на 30 ампер. Сетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15 или 16 вольт и соответствующий ток.
Тут важно запомнить — эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов составляет десятую часть от ёмкости аккумулятора, например аккумулятор на 60 ампер\часов эффективный ток заряда должен быть в районе 6 ампер и т.д.
В моем варианте был использован готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, по мне это хороший вариант. Мне повезло и обмотки трансформатора оказались медными, а не алюминиевыми как это бывает с бюджетными бесперебойниками.
Порывшись в старом хламе мне удалось найти только один тиристор, но к сожалению и тот оказался нерабочим, по идее можно собрать аналог тиристора, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.
переделал на транзистор
Печатная плата получилась довольно компактной, кстати исходный файл платы доступен для скачивания в конце статьи. Транзисторы и диодный мост устанавливают на радиатор, конструкцию также желательно дополнить кулером.
Индикаторы поставил стрелочные, амперметр на 1 ампер, но после замены шунта он стал отображать ток до 10 ампер, вольтметр на 15 вольт.
Хотел всё это дело собрать в корпусе от блока питания компьютера но на данный момент работаю над несколькими проектами и времени попросту нет, но в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.
Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.
Выходное напряжение регулируется от чистого ноля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом, включаем зарядное устройство в сеть и вращением переменного резистора добиваемся на выходе 14 и 14.4 вольт выходного напряжения.
Это напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, дальше подключаем зарядку к аккумулятору не забывая соблюдать полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.
По мере заряда аккумуляторной батареи ток будет снижаться и в конце процесса значение будет близким к нулю, этим заряд можно считать завершенным.
Плохо то, что схема лишена защиты от коротких замыканий, может спасти только предохранитель, также отсутствует функция защиты от переполюсовки питания, но все это можно дополнить и позже, было бы желание))).
Плата в формате .lay; скачать…
Автор; АКА КАСЬЯН
xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai
Схемы зарядных устройств | 2 Схемы
Сборник радиосхем зарядных устройств для свинцовых, никель-кадмиевых и литиевых аккумуляторов. Есть зарядки для авто на 12 В, есть для электровелосипедов и электромобилей. Все пойдут для сборки своими руками.

Знакомые с автобазы маршрутных микроавтобусов попросили сделать зарядное устройство для зарядки аккумуляторов 12 В и 24 В. Поскольку пользоваться им будут абсолютно неподготовленные люди, решено …

А это ещё один зарядный аппарат для авто аккумулятора по схеме автоматического выпрямителя на 12 В / 5 А. Зарядное устройство было сделано для периодической …

Здравствуйте уважаемые радио-авто-любители, представляем интересный проект зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов на основе драйвера TL494. В эпоху доступности таких устройств и их привлекательных цен можно …

Здравствуйте все посетители сайта 2 Схемы. Представляем очередной девайс для самостоятельное сборки, которое работает как зарядное устройство гелевой батареи. Представленное ЗУ состоит из трансформатора ТС25/6 …

Данный зарядный выпрямитель к мощным аккумуляторам основан на схеме, которую за последние 30 лет повторили уже наверное тысячи раз. Сюда только добавлен простой контроллер вентилятора, …

Вот самодельный выпрямитель для небольших кислотных или гелевых необслуживаемых батарей. Устройство имеет возможность изменять выходное напряжение под АКБ 6 и 12 В. Многие из аккумуляторов, …

Это схема очень мощного самодельного пуско-зарядного устройства для авто АКБ 14,5 В на ток 500 А, представляет собой однотранзисторный прямоходовый преобразователь. Для ключа использован регенеративный …

Здесь вы сможете посмотреть схему и готовую конструкцию автоматического зарядного устройства для батареек Крона типоразмера 6F22 (на 9 В), выполненное на специализированном чипе MAX712. Зарядное …

Большой популярностью среди автолюбителей самодельщиков пользуются тиристорные автозарядки, в которых питание от мощного трансформатора поступает на АКБ через тиристор, управляемый открывающими его импульсами от генератора. …

Зима неумолимо приближается и скоро начнется сезон покупки (сборки) автомобильных зарядных устройств. Хотим представить зарядное устройство, которое изготовлено самостоятельно для собственных потребностей в зарядке двух …

Все кто имел дело с мощным зарядным устройством знает, что обратное подключение полярности аккумулятора может повредить или зарядное устройство, или сам аккумулятор. Но далеко не …

Как всегда неожиданно пришли холода и снова пришло понимание, что нужно купить для аккумулятора машины зарядный выпрямитель. Все знают, что мороз не нравится батареям, а …

Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые …

Это уже второй собранный зарядный выпрямитель, первый был очень успешным в действии и теперь понадобилось другое похожее зарядное устройство. Практически все детали были в наличии, …

После очень морозной зимы пришел к выводу, что в гараже нет приличного зарядного выпрямителя. Наличие какого-то ветхого промышленного зарядного устройства не в счёт — оно …

Почти все автолюбители имеют ЗУ на 12 В чтоб заряжать аккумуляторную батарею, но как правило это обычный зарядник, который не сможет запустить работу двигателя авто, …

Возможно это не идеальная навороченная зарядка, имеющая кучу настраиваемых автоматических режимов для работы со свинцовыми 12В АКБ, но она уже несколько лет прекрасно выполняет свою …

Целью проекта было создание многофункционального зарядного устройства, которое позволило бы полностью зарядить автомобильные аккумуляторы с жидким электролитом. То есть получая плотность электролита 1,27 г/см3. Для …

Редакция 2 Схемы.ру продолжает знакомить вас с новинками цифровых зарядных устройств и сегодня на очереди T240 от фирмы HTRC. На китайских сайтах данный девайс продаётся …

Не успела всем известная универсальная зарядка B6 завоевать заслуженную популярность, как на рынок выпустили ещё более продвинутое зарядное устройство HTRC HT206 (HTRC — производитель, а …
2shemi.ru
Обзор схем зарядных устройств
Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят током, значение которого можно определить по формуле
I=0,1Q
где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.
Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение длительного времени.
Классическая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы тока.
В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рис. 2.
В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.
Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (~ 18÷20В).
Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена на Рис. 3.
Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.
Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.
Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью заряженной батареи.
На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального значения.
Изменение тока в нагрузке достигается регулированием угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и нагрузки предохранителями F1 и F2.
Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4), размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:
В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое больше мощности, потребляемой аккумулятором.
Названное обстоятельство является существенным недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором (тиристором).
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.
Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис. 5.
В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1 включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока (что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К недостатку этого зарядного устройства следует отнести гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения (например, использовать переменный резистор с пластмассовой осью).
Вариант печатной платы зарядного устройства на рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8 необходимо установить на радиаторы.
В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3 типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта (КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.). Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а если радиаторы будут сильно нагреваться, в корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для обдува.
www.radiolub.ru
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками
Как часто автовладельцы не могут завести четырехколесного любимца из-за отсутствия заряда в аккумуляторе? Конечно, если этот казус приключился в гараже возле зарядного агрегата или поблизости есть друг с автомобилем, готовый помочь запустить стартер, особых проблем не предвидится.
Куда хуже обстоят дела, если ни первый, ни второй вариант вы реализовать не можете, особенно от этого страдают автомобилисты, не имеющие возможности приобрести дорогостоящее зарядное заводского производства. Но и в этом случае можно найти решение, если сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.
Преимущества и недостатки самодельного устройства
Главным преимуществом самодельного зарядного устройства является его дешевизна, даже если вы не имеете всех необходимых деталей, экономия будет ощутимой. Также значительным плюсом является возможность использования ненужных приборов и устройств в качестве источника материалов для самодельного ЗУ.
К недостаткам самодельной зарядки аккумуляторов следует отнести несовершенство в эксплуатации. Увы, но модель не может самостоятельно отключаться при достижении максимального заряда, поэтому вам придется контролировать этот процесс или дополнить изобретение самодельной автоматикой, что под силу опытным радиолюбителям.
Параметры устройства
Как вам хорошо известно, вся сеть в авто питается низким напряжением 12В постоянного тока, но уровень зарядки автомобильного аккумулятора должен находиться в диапазоне от 13 до 15В. Ток заряда на выходе устройства должен составлять порядка 10% от емкости источника питания. Если ток окажется меньше, заряд все равно будет происходить, но процедура продлиться гораздо дольше. Поэтому выбор элементов для зарядного устройства должен отталкиваться от рабочих параметров конкретной модели свинцовых АКБ и сети, к которой оно будет подключаться.
Что нужно для ЗУ?
Конструктивно зарядное устройство включает в себя такие элементы:
- Главным элементом является двухобмоточный трансформатор, если у вас имеется агрегат с большим числом обмоток, можно использовать и его, но остальные катушки окажутся незадействованными. Помимо классических вполне подойдут и импульсные трансформаторы, взятые из китайской электроники.
- Так как напряжение на выходе из трансформатора получится переменным, а для подзарядки аккумулятора требуется постоянное, вам понадобится выпрямитель. В данном примере мы соберем его самостоятельно из четырех диодов, но если у вас имеется подходящая модель, можете установить ее.
- В зависимости от расстояния и величины вторичного напряжения, вам могут пригодиться соединительные провода, а для самостоятельной намотки еще и медный проводник в лаковой изоляции.
- Амперметр и вольтметр для контроля основных величин на выходе, их можно проверять и обычным мультиметром, но это потребует излишних затрат времени, поэтому куда проще установить стационарные приборы.
Рис. 1: измерение с помощью мультиметра
- Автоматика отключения может выполняться посредством реле напряжения или тока. Реагирует на заполнение емкости батареи и отключает автоматическое ЗУ. Вместе с реле можно установить автомобильную лампочку или светодиод для регистрации окончания заряда.
- Переменный резистор или переключатель для регулировки тока во вторичной цепи зарядного агрегата. Необходим, если вы собираетесь использовать зарядное устройство для аккумуляторов разного типа или если вам сложно рассчитать рабочие параметры и их придется подстраивать.

Если вы собираетесь зарядить аккумулятор одни раз, можно использовать только первые три элемента, для постоянного использования будет удобнее иметь, хотя бы контрольные приборы. Но, прежде чем собрать все это в единую конструкцию, вам необходимо убедиться, что параметры зарядного устройства после сборки будут соответствовать вашим потребностям. Первым, что должно соответствовать, является трансформатор зарядного приспособления.
Если трансформатор не подходит
Далеко не всегда в гараже или дома вы встретите именно такой трансформатор, который будет питаться от 220В и выдавать на выходных клеммах 13 – 15В. Большинство моделей, используемых в обиходе, действительно имеют первичную катушку на 220В, но на выходе может быть любой номинал. Чтобы это исправить вам потребуется изготовить новую вторичку.
Для начала пересчитайте коэффициент трансформации по формуле: U1/U2 = N1/N2 ,
где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке соответственно;
N1 и N2 – количество витков в первичке и вторичке соответственно.
К примеру, электрическая машина используется в качестве блока питания на 42В, а вы хотите получить для зарядного устройства 14В. Следовательно, вам необходимо при 480 витках в первичке, сделать 31 виток на вторичке зарядного. Этого можно добиться как путем сокращения числа витков, удалив лишние, так и путем намотки новой. Но первый вариант не всегда подходит, так как сечение обмотки трансформатора может не выдержать силу тока с меньшим числом витков.
U1*I1 = U2*I2 ,
Где U1 и U2 – напряжение на первичной и вторичной обмотке, I 1 и I 2 – ток, протекающий в первичке и вторичке.
Как видите, с понижением числа витков и напряжения на вторичной обмотке сила тока в ней пропорционально возрастет. Как правило, запаса по сечению не хватает, поэтому после определения силы тока под нее подбирают новый проводник из данных таблицы:
Таблица: выбор сечения, в зависимости от протекающего тока
Медный проводник | Алюминиевый проводник | ||
Сечение жил. мм2 | Ток, А | Сечение жил. мм2 | Ток, А |
0,5 | 11 | — | — |
0,75 | 15 | — | — |
1 | 17 | — | — |
1.5 | 19 | 2,5 | 22 |
2.5 | 27 | 4 | 28 |
4 | 38 | 6 | 36 |
6 | 46 | 10 | 50 |
10 | 70 | 16 | 60 |
16 | 80 | 25 | 85 |
Если расчетная величина тока на выходе зарядного устройства превышает нужные 10% от емкости аккумулятора, в цепь обязательно включается токоограничивающий резистор, величина которого подбирается пропорционально излишку тока.
Порядок сборки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
В зависимости от имеющихся у вас компонентов и параметров аккумулятора, сборка ЗУ будет значительно отличаться. В данном примере технология изготовления включает в себя такие этапы:
- Составьте или возьмите готовую схему зарядного устройства для кислотных аккумуляторов. В данном примере используется такой довольно простой вариант:
Рис. 3: схема зарядного устройства
- Здесь применяется трансформатор с двумя первичными и двумя вторичными обмотками, которые нужно соединить последовательно для получения нужного уровня напряжения.
Рис. 4: Трансформатор ТС — 180 — 2
Но вы должны отталкиваться от параметров вашей электрической машины. Поэтому при необходимости уберите лишние обмотки или заизолируйте их выводы (если они есть), намотайте вторичку (если существующая не дает нужный уровень напряжения в ЗУ).

- В рассматриваемом примере для этого на первичных обмотках соединяются перемычкой выводы 1 и 1′
Рис. 6: соедините выводы 1
а на вторичной выводы 9 и 9′.

Для защиты зарядного устройства, как со стороны сети, так и со стороны свинцовой батареи нужно установить два предохранителя. В рассматриваемом примере с высокой стороны зарядного устройства применяется предохранитель на 0,5А, а в цепи зарядки свинцового аккумулятора 10А.
При наличии регулятора тока зарядного устройства, начинать зарядку следует с минимального значения на амперметре и плавно повышать его до требуемой величины. При накоплении в аккумуляторе достаточного количества заряда, амперметр будет показывать около 1А, после чего можете смело отключать зарядное от сети и использовать аккумулятор по назначению.

Видео по теме
www.asutpp.ru
Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из БП АТХ, схемы
Многие автолюбители отлично знают, что для продления срока службы аккумуляторной батареи требуется периодическая ее подзарядка именно от зарядного устройства, а не от генератора автомобиля.
И чем больше срок службы аккумулятора, тем чаще его нужно заряжать, чтобы восстанавливать заряд.
Без зарядных устройств не обойтись
Для выполнения данной операции, как уже отмечено, используются зарядные устройства, работающие от сети 220 В. Таких устройств на автомобильном рынке очень много, они могут обладать различными полезными дополнительными функциями.
Однако все они выполняют одну работу – преобразуют переменное напряжение 220 В в постоянное – 13,8-14,4 В.
В некоторых моделях сила тока при зарядке регулируется вручную, но есть и модели с полностью автоматической работой.
Из всех недостатков покупных зарядных устройств можно отметить высокую их стоимость, и чем «навороченней» прибор, тем цена на него выше.
А ведь у многих под рукой есть большое количество электроприборов, составные части которых вполне могут подойти для создания самодельного зарядного устройства.
Да, самодельный прибор выглядеть будет не так презентабельно, как покупной, но ведь его задача – заряжать АКБ, а не «красоваться» на полке.
Одними из важнейших условий при создании зарядного устройства – это хоть начальное знание электротехники и радиоэлектроники, а также умение держать в руках паяльник и уметь правильно им пользоваться.
Далее рассмотрим несколько схем зарядных устройств для АКБ, которые можно создать из старых электроприборов или составных частей электроники.
ЗУ из лампового телевизора
Первой будет схема, пожалуй, самая простейшая, и справиться с ней сможет практически любой автолюбитель.
Для изготовления простейшего зарядного устройства понадобиться всего лишь две составные части – трансформатор и выпрямитель.
Главное условие, которым должно соответствовать зарядное устройство – это сила тока на выходе из прибора должна составлять 10% от емкости АКБ.
То есть, зачастую на легковых авто применяется батарея на 60 Ач, исходя из этого, на выходе из прибора сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.
Если у кого-то стоит старый ненужный ламповый советский телевизор, то лучше трансформатора, чем из него не найти.
Принципиальная схема зарядного устройства из телевизора имеет такой вид.
Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформатор ТС-180. Особенностью его являлось наличие двух вторичных обмоток, по 6,4 В и силой тока 4,7 А. Первичная обмотка тоже состоит из двух частей.
Вначале потребуется выполнить последовательное подключение обмоток. Удобство работ с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение.
Для последовательного соединения вторичной обмотки нужно соединить между собой выводы 9 и 9\’.
А к выводам 10 и 10\’ – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к выводам должны иметь сечение не менее 2,5 мм. кв.
Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения нужно соединить между собой выводы 1 и 1\’. Провода с вилкой для подключения к сети нужно припаять к выводам 2 и 2\’. На этом с трансформатором работы завершены.
Далее нужно сделать диодный мост. Для этого потребуется 4 диода, способных работать с током в 10 А и выше. Для этих целей подойдут диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243.
На схеме указано, как должно производится подключение диодов – к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10\’, а также провода, которые будут идти к АКБ.
Не стоит забывать и о предохранителях. Один из них рекомендуется установить на «плюсовом» выводе с диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на ток не более 10 А. Второй предохранитель (на 0,5 А) нужно установить на выводе 2 трансформатора.
Перед началом зарядки лучше проверить работоспособность устройства и проверить его выходные параметры при помощи амперметра и вольтметра.
Иногда бывает, что сила тока несколько больше, чем требуется, поэтому некоторые в цепь установить 12-вольтовую лампу накаливания с мощностью от 21 до 60 Ватт. Эта лампа «заберет» на себя излишки силы тока.
ЗУ из микроволновой печи
Некоторые автолюбители используют трансформатор от сломанной микроволновой печи. Но этот трансформатор нужно будет переделывать, поскольку он является повышающим, а не понижающим.
Необязательно, чтобы трансформатор был исправен, поскольку в нем зачастую сгорает вторичная обмотка, которую в процессе создания устройства все равно придется удалять.
Переделка трансформатора сводится к полному удалению вторичной обмотки, и намотки новой.
В качестве новой обмотки используется изолированный провод сечением не менее 2,0 мм. кв.
При намотке нужно определиться с количеством витков. Можно сделать это экспериментально – намотать на сердечник 10 витков нового провода, после чего к его концам подсоединить вольтметр и запитать трансформатор.
По показаниям вольтметра определяется, какое напряжение на выходе обеспечивают эти 10 витков.
К примеру, замеры показали, что на выходе есть 2,0 В. Значит, 12В на выходе обеспечат 60 витков, а 13 В – 65 витков. Как вы поняли, 5 витков добавляет 1 вольт.
Схема.
Ну а далее все делается, как описано выше – изготавливается диодный мост, производится соединение всех составных элементов и проверяется работоспособность.
Стоит указать, что сборку такого зарядного устройства лучше производить качественно, затем все составные части поместить в корпус, который можно изготовить из подручных материалов. Или смонтировать на основу.
Обязательно следует пометить где «плюсовой» провод, а где — «минусовой», чтобы не «переплюсовать», и не вывести из строя прибор.
ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)
Более сложную схему имеет зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания.
Для изготовления устройства подойдут блоки мощностью не менее 200 Ватт моделей АТ или АТХ, которые управляются контроллером TL494 или КА7500. Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Не плохо себя показала модель ST-230WHF из старых ПК.
Фрагмент схемы такого зарядного устройства представлена ниже, по ней и будем работать.
Помимо блока питания также потребуется наличие потенциометра-регулятора, подстроечный резистор на 27 кОм, два резистора мощностью 5 Вт (5WR2J) и сопротивлением 0,2 Ом или один С5-16МВ.
Начальный этап работ сводится к отключению всего ненужного, которыми являются провода «-5 В», «+5 В», «-12 В» и «+12 В».
Резистор, указанный на схеме как R1 (он обеспечивает подачу напряжения +5 В на вывод 1 контроллера TL494) нужно выпаять, а на его место впаять подготовленный подстроечный резистор на 27 кОм. На верхний вывод этого резистора нужно подвести шину +12 В.
Вывод 16 контроллера следует отсоединить от общего провода, а также нужно перерезать соединения выводов 14 и 15.
В заднюю стенку корпуса блока питания нужно установить потенциометр-регулятор (на схеме – R10). Устанавливать его нужно на изоляционную пластину, чтобы он не касался корпуса блока.
Через эту стенку следует также вывести проводку для подключения к сети, а также провода для подключения АКБ.
Чтобы обеспечить удобство регулировки прибора из имеющихся двух резисторов на 5 Вт на отдельной плате нужно сделать блок резисторов, подключенных параллельно, что обеспечит на выходе 10 Вт с сопротивлением 0,1 Ом.
Далее изготовленная плата устанавливается в корпус и производится подключение всех выводов согласно схеме.
Затем следует проверить правильность соединения всех выводов и работоспособность прибора.
Финальной работой перед завершением сборки является калибровка устройства.
Для этого ручку потенциометра следует установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует установить напряжение холостого хода на уровне 13,8-14,2 В.
Если все правильно выполнить, то при начале зарядки батареи на нее будет подаваться напряжение в 12,4 В с силой тока в 5,5 А.
По мере зарядки АКБ напряжение будет возрастать до значения, установленного на подстроечном резисторе. Как только напряжения достигнет этого значения, сила тока начнет снижаться.
Если все рабочие параметры сходятся и прибор работает нормально, остается только закрыть корпус для предотвращения повреждения внутренних элементов.
Данное устройство из блока АТХ очень удобно, поскольку при достижении полного заряда батареи, автоматически перейдет в режим стабилизации напряжения. То есть перезарядка АКБ полностью исключается.
Для удобства работ можно дополнительно прибор оснастить вольтметром и амперметром.
Итог
Это только несколько видов зарядных устройств, которые можно изготовить в домашних условиях из подручных средств, хотя вариантов их значительно больше.
Особенно это касается зарядных устройств, которые изготавливаются из блоков питания компьютера.
Если у вас есть опыт в изготовлении таких устройств делитесь им в комментариях, многие буду очень признательны за это.
autotopik.ru