Малые жанры фольклора 3 класс схема – Малые жанры фольклора — Википедия

Скороговорки. Потешки | Умники и умницы

Дорогами сказок


Ответы к стр. 23 — 25

1. Поиск
Подчеркните однокоренные слова.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

2. Точное слово
Подчеркните повторяющиеся слова.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

3Самоконтроль
Запишите скороговорку, в которой повторяется один и тот же звук. 

Белые бараны били в барабаны. [б’]/[б]

4. Соберите
Прочитайте скороговорку и запишите. Прочитайте быстро и без ошибок.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

5. Схема
Заполните схему «Малые жанры фольклора» и приведите примеры.

Малые жанры фольклора:

Пестушка
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ! 

• Потешка
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала. 

 Скороговорка
От топота копыт пыль по полю летит. 

• Загадка
Висит груша — нельзя скушать. (Лампа.) 

• Считалка
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я! 

• Заклички
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

6. Эрудит
Допишите предложение.

Потешка — это забавные стихи, вызывающие веселье и радость.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

e-razumniki.ru

Малые жанры фольклора — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

[1]

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!![2]

Видео по теме

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен кл

wiki2.red

Альбом «Детский фольклор.Малые фольклорные формы»

Детский фольклор.

Малые фольклорные формы.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

г. Балашиха

Барышникова Ольга Анатольевна

Детский фольклор

1.Колыбельные

2.Пестушки

3.Песенки-потешки

4.Заклички

5.Перевертыши

6.Считалки

7.Тараторки(скороговорки)

8.Переклички

9.Дразнилки

Малые фольклорные формы

1.Поговорки

2.Пославицы

3.Загадки

Детский фольклор

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Колыбельные

Название произошло от  глагола  баять, баить – «говорить «. Старинное значение этого слова – «шептать,заговаривать».) 

Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.


Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать — не гулять,

только глазки закрывать.

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели —

все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Кисоньки мурлыкали.


Бай, бай, бай, бай,

ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.

В избу Дрема пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Ой ты, котенька — коток,

Котя — серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.


Ай баень да баень,

По горам идет олень.

На рогах он Дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку Дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать 
Да стал мой милый засыпать.

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха по другой —

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

Люлю — люлю, баиньки.

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ане спать велят.

Люлю-люлю, люлю, бай,

Поскорее засыпай.

уж я поводу пойду,

Зайку чаем напою.

Баю, баю, баю, бай,

Спать нам, Бука, не мешай,

А пойди — ка во лесок,

Сделай там себе рожок,

станешь песенки играть,

Ребятишек забавлять.

А качи, качи, качи,

Петушок, не кричи,

А приди к нам ночевать.

Нашу Катеньку качать.

Петя — петушок качал,

Катю убаюкивал:

— Баю, баю, баиньки,

Скатаю Кате валенки,

Полушубочек сошью.

Катю к бабушке пошлю.

Будет бабушка встречать,

Катю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

И румяный пирожок,

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку.

Пестушки

Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Термин «пестушка» произошел от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их — забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия — агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

Когда ребенок начинает учиться

ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» — и поют

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя –

Вся худоба

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду!

Лаская ребёнка припевают:

Ой, мой миленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневенький кусточек!

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

При кормлении малыша стараются отвлечь песней:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!

Песенки — потешки

Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Тяни холсты,

Потягивай!

В коробочку

Накладивай!

Это мамин холст,

Это папин холст,

А Вовочкин холст

Вот этот холст —

С мышиный хвост!

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошел, Молодичку нашел.

Молодичка Арина

По водичку ходила,

Травку рвала,

Бычку давала.

Ой, тпруськи, бычок,

Задери тебя волчок!


Чук, чук, чук, чук,

Наварила баба щук,

Наварила юшки —

Для нашего Андрюшки!

Тушки — тутушки,

На столе преснушки.

На столе преснушки, ватрушки —

Нашему Андрюшке!

— Сорока, сорока,

Где была? — Далекло.

Кашу варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки, этому бражки,

Этому малины, этому калины,

А этому шишок, шишок под носок!

Ой мальчик мал, крепку не драл,

По воду не ходил, кашки ему не дадим!

А маленькому Сашке не досталось кашки!

— Сорока — белобока,

Где была? — Далёко:

У дедушки на точку,

У бабушки в колпачку.

Кашку варила,

Деток кормила.

Дедушка ругает,

Бабушка шугает.

А я не боюсь,

Я за горку схоронюсь!

Ай тата, тата, тата,

Пожалуйте решета

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки —

Затеем оладушки,

Испечём блинка —

Покормить сынка!

Идет коза рогатая,

По боку дратая!

Кто молочка не пьёт,

Того рогом бьёт —

Пыр, пыр, пыр!

Идет коза рогатая,

Букатая с поля.

Говорит, Катю заколет,

Киль, киль, киль, киль!

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп, хлоп,

Ножками топ, топ!

Рогами пыр! Другими пыр!

Ехали мы, ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенёчкам —

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку бух!

А там петух!

Чики, чики, чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке

Щёлкает орешки.

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси!

Ладушки-ладушки, где были?

-У бабушки!

-А что ели?

— Кашку!

-А что пили?

— Брашку! Кашка масленька!

Брашка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Заклички

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Поскорей, не робей, 
Нас ребят обогрей! 

Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Чтобы год от года 
Давала нам погода: 
Теплое летечко, 
Грибы в берестечко, 
Ягоды в лукошко, 
Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись! 
Красное, покажись! 
Выйди из-за тучи, 
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Солнышко, солнышко. 
Красное семенышко, 
Выйди поскорее, 
Будь к нам подобрее! 
Твои детки плачут, 
По лужочку скачут, 
Соломку жгут — 
Тебя в гости ждут! 

Солнышко, солнышко, 
Колоколнышко! 
Не пеки за реку, 
Пеки к нам в окно, 
Будет нам тепло! 

Солнышке, солнышко, 
Выгуляйся! 
Выйди на пенек, 
Опряди кужелек, 
Разгуляй весь денек!

Заклички про дождь


Дождик, дождик, пуще, 
Дам тебе гущи, 
Выйду на крылечко, 
Дам огуречка. 
Дам и хлеба каравай – 
Сколько хочешь поливай! 

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще! 
Дам тебе гущи, 
Хлеба краюшку, 
Щей черепушку, 
Дам тебе ложку — 
Кушай понемножку!

Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Дождик, лей, лей, лей, 
Никого не жалей — 
Ни берез, ни тополей! 
Дождик, дождик, посильней, 
Чтобы травка зеленей! 
Вырастут цветочки 
И зеленые листочки!

Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!

Заклички про явления природы

Месяц, месяц, свети, 
Под плетень гляди! 
Ходи, гуляй 
Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Радуга-дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко. 

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,

Блошке утопиться!

Вихрь, вихрь, не на меня, 
А на злого старика! 
Он в мышиной норе, 
На медвежьей тропе! 

Заклички про насекомых, животных и растений

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.

Мышка, мышка,
На тебе молочный,
Дай мне костяной.

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
— Сухо будет — полечу,
А сыро будет — посижу!

Сей, сей горох,
Рассевай горох!
Уродись, горох,
В огороде не плох!
И крупен, и бел —
На потеху всем,
И сам тридесят —
Для малых ребят!
Уродитесь, бобы,
Круты и велики!
В чистом поле
На все доли —
Старым на потешки,
Детям на посмешки!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки —
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.


Приди к нам, весна, 
Со радостью! 
Со великою к нам 
Со милостью! 
Со рожью зернистою, 
Со пшеничкой золотистою, 
С овсом кучерявым, 
С ячменем усатым, 
Со просом, со гречею, 
С калиной-малиною, 
С грушами, с яблочками, 
Со всякой садовинкой, 
С цветами лазоревыми, 
С травушкой-муравушкой.
Жавороночки-полетовочки, 
Прилетите к нам, 
Принесите нам 
Весну красную, 
Лету теплую! 
Нам зима надоела, 
Весь хлеб у нас поела, 
Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная! 
Приди, весна, с радостью. 
С радостью, радостью, 
С великою милостью: 
Уроди лен высокий, 
Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Перевертыши

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. 
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. 

Шла торговка мимо рынка, 
Спотыкнулась о корзинку 
И упала в яму – бух, 
Раздавила сорок мух. 

Из-за лесу, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне;
Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнул;
Сапоги нарастопашку,
На босу ногу зипун;
Парень белый, вышитой,
Рубашка чернобровая.

Ехала деревня
Мимо ямщика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши полетели,
Сели на ворон.
Лошадь понукает
Ямщика кнутом.
«Тпру» — сказала лошадь,
А ямщик заржал.
Лошадь пошла в гости,
А ямщик стоял.
Лошадь ела шаньги,
А ямщик овес.
Лошадь села в сани,
А ямщик повез.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны,

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногою машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Считалки

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру.
Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять – 
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Тара-бра домой пора

Коров доить, тебе водить.

Шишел-вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

Тараторки (скороговорки)

Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Из толкового словаря В. Даля: «Скороговорка – частоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.

Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.


Петр Петру пек пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

У ежа и елки иголки колки.

Проворонила ворона вороненка.

Сух сук нес барсук.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У Кондрата куртка коротковата.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Наш Полкан попал в капкан.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Шел косой козел с косой;

Пришел косой козел с косой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши-

У Маши сыворотка в каше.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

Переклички

Переклички  представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки.

-Кисонька – Мурысонька, где была?

— На мельнице.

— Кисонька – Мурысонька,

— Что там делала?

— Муку молола.

-Кисонька – Мурысонька,

-Что из муки пекла?

-Прянички.

— Кисонька-Мурысонька,

-С кем ела?

— Одна!

— Не ешь одна! Не ешь одна!

— Курочка-рябушка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушка, зачем пошла?

— Ха водичкой.

— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушка, как цыплята просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень!

— Иван, скажи моей лошади «тпру».

— А сам что же?

— Да губы замерзли.

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Не идет.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

Дразнилки

Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употре-бляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. 
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. 
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. 
Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. 
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. 

Обманули простака – 
На четыре кулака, 
На щелбан и на подушку, 
На зеленую лягушку. 

Шла собака через мост, 
Четыре лапы, пятый хвост. 
Если мост обвалится, 
То собака свалится. 

Андрей-воробей, 

Не гоняй голубей. 
Голуби боятся, 

infourok.ru

Что такое:: малые жанры фольклора — ikirov.ru

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Подробнее о каждом из них.

Пестушки

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Сорока!

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Прибаутка

Прибаутка (от слова баять — то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Например

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы

Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Хлеб-всему голова.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут.

Сытый голодному не товарищ.

Игры

Для игр были специальные песни.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

У тя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалки

В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорки

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша — нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка. 

www.ikirov.ru

Материал (3 класс) по теме: Праздник малых жанров фольклора

— А кто обычно нянчит маленьких детей?

-Мамы.

-А мамы любят своих детей?

-Да.

-Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями.

Девочки с куклами исполняют пестушки.

                                         Потягушечки, порастунюшки

                                         Роток говорунушки,

                                         Руки хватунюшки,

                                         Ноги ходунюшки.

                                        Идёт коза рогатая,

                                        Идёт коза ботатая:

                                        Ножками: топ-топ!

                                        Глазками: хлоп-хлоп!

                                        Кто кашки не ест,

                                       Кто молока не пьёт,

                                       Того  забодает, забодает.

ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка?

— Прибаутка тоже  песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах.

 ВЕДУЩИЙ:

                                            Конь ретивый

                                           С длинной гривой.

                                           Скачет, скачет по полям

                                           Тут и там! Сюда мчится он-

                                           Выходи из круга вон!

(На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку).

                                          Долгоногий журавель

                                          На мельницу ездил,

                                          Диковинку видел:

                                          Коза муку мелет,

                                          Козёл засыпает,

                                          А маленьки козлёночки

                                          Муку выгребают,

                                          А барашки круты рожки

                                          В дудочку играют,

                                          А сороки-белобоки

                                          Пошли танцевать,

                                         А вороны стрежоны

                                         Пошли примечати.

                                        Сова из-за угла смотрит,

                                         Ногами топчет,

                                          Головой вертит.

ВЕДУЩИЙ:

                                   Куба-куба-куба

                                   Больно ямка глубока.

                                   Там мышки сидят,

                                   Всё на солнышко глядят

                                   И считают:1,2,3-

                                   В  этот счёт выходишь ты!

                          (Названный считает прибаутку).

                            — Федул, ты, что губы надул?

                                   -Кафтан прожёг.

                                -Починить можно?

                                     -Иглы нет.

                           -А велика ли дыра?

                              -Один воротник остался.

ВЕДУЩИЙ:         1,2,3,4,5-

                               Мы собрались поиграть.

                               К нам сорока прилетела

                               И тебе водить велела.

     (названный читает прибаутку).

                                 Глупый Иван

                                 Ни людям, ни нам.

                                 Огонь маслом тушит,

        Решетом в воде звёзды ловит,

        За мухой гоняет с обухом,

        За комаром – с кнутом,

        В колодец воду льёт,

                                  В лес дрова везёт,

        Личико беленько,

        Два ума маленько.

ВЕДУЩИЙ:

 — Посмотрите, ребята, кто это?

— Кошка.

Давайте будем её расспрашивать

( все читают прибаутку вместе, а «кошка»  отвечает).

                            — Кисенька-мурысенька, где была?

                             -На мельнице.

                            — Что там делала?

                           — Муку молола.

                            — Кисонька — мурысонька, что из муки пекла?

                           — Прянички.

                           -Одна?

                           -Да.

                           -Не ешь одна, не ешь одна.

ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете?

-Скороговорки, загадки.

-Что такое скороговорка?

-Скороговорка – это такое предложение, в  котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания.

 -Как надо говорить скороговорку?

-Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.

 

 От топота копыт пыль по полю летит. ( дети  говорят скороговорку)

А сейчас поиграем.

Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку.

  Федот — криворот

  Упал у ворот,

  Упал на кадушку-

Раздавил лягушку,

 Упал на мяту-

 Раздавил хату.

 Начинается игра « КОТ ВАСЬКА».

Класс встаёт в круг- это « мыши».

-Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ?

— «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют:

                                      Ходит Васька серенький,

                                      Хвост у Васьки Беленький,

                                      Глазки закрываются,

                                     Когти расправляются

                                     Шерсть у Васьки пышная,

                                    Поступь — еле слышная,

                                    Зубы — как игла.

   ( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».)

     А теперь будем загадывать друг другу загадки.

  1. Без крыльев летает, без ног спешат, без паруса плывут. (облака)
  2. Не мышь, не птица в лесу резвиться,

На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).

  1. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (петух)
  2. Спереди пятачок, сзади — крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. ( свинья)
  3. В воде купался, а сух остался. ( гусь).
  4. Три  телёнка, а сколько ног? ( Четыре, т. к. сколько телёнка не три, ног не прибавиться).
  5. Росло 4 берёзы, на каждой большой ветке по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 маленькой ветке, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? ( Ни одного, т.к. на берёзках не растут яблоки.)

Ведущий:  Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили?

nsportal.ru

Урок » Малые жанры фольклора»

Урок-игра «Малые жанры устного народного творчества».

Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой, цветные карточки, раздаточный материал, бублики. В кабинете столы стоят, разделенные на 3-4 команды (в зависимости от количества детей в классе, предпочтительно, чтобы команда была из 6-7 человек, не больше)

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход урока.

Звучит русская народная музыка, ребята, заходя в кабинет, на входе берут цветные карточки и садятся за стол, обозначенный определенным цветом.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки школы №144, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки, которые и помогут нам вспомнить жанры устного народного творчества.

Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа?

Звучат ответы учеников.

Учитель: Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории.

Для того, чтобы наша работа кипела веселей, мы выберем Совет Мудрейших, в совет которого войдут представители от всех команд. Они должны будут помочь мне оценить ответы ребят и решить, чья команда окажется смекалистей и задорней. За каждый правильный ответ команда получает бублик. А чтобы вам было легче выбрать представителя, предлагаю воспользоваться одним из жанров УНТ – считалкой (могут воспользоваться своей, а можно предложить( вариант. 1).

Ребята выбирают Мудрейших. Совет Мудрейших занимает место за отдельным столом.

Учитель: Ну что, все готовы? Закрыли глаза, мысленно представили себя в 19 веке, расправили плечи, поправили прически. Начинаем.

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели да водили хоровод.

А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?

Ответы учеников.(Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть).

.Учитель: Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера. Как вы думаете, а чем могли заниматься девушки и парни, собираясь в уютной светелке?

Ответы учеников.

Учитель: Вы правы, девушки пряли, используя веретено и прялку (показать). Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников. Мудрейшие все отмечают.

Учитель: Молодые люди также сидели не сложа руки, а кто лапти плел, а кто конской сбруей занимался. Присматривались парни к девушкам, а девушки к парням. Смотрели не только на красу, но и на то, как кто работает. Если нитка у девушки тонкая, ровная, то и характер у нее покладистый, а если вся в узлах, рвется часто, то и девушка непокладиста.

Но сидеть молча было бы неинтересно, и начинался разговор.

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?

Ответы учеников.

Учитель: Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.

Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит — отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)

Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).

Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).

И т.д. (смотри дидактику 2).

А теперь команды могут загадать друг другу загадки.

Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Ответы учеников.

Учитель: Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.

Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?

А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

Ответы учеников. (народ мудр, зорок, замечает неприметное и т.д.)

Учитель: Но русский народ мудр не только в составлении загадок. Нам достаточно будет посмотреть на народные названия месяцев года, чтобы убедиться в справедливости этих слов.

Каждой команде раздается листок-таблица с современными и народными названиями месяцев. Необходимо найти соответствие. (дидактика 3).

Ребятам дается 5-6 минут.

Затем сравниваем с доской.

Учитель: Кто сможет объяснить?

Ответы учеников.

Учитель: Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

Скороговорки.

Учитель: Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?

ответы

Учитель: Хочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Как бы вы объяснили это?

А теперь давайте посоревнуемся в произношении скороговорок. Представители команд вытягивают 2-3 скороговорки. (дидактика 4). На подготовку дается полминуты.

Конкурс «Скороговорки».

Учитель: У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.

Ответы.

Учитель: В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться. И тут на помощь приходят частушки и забавы.

Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.

Для примера предлагаю послушать частушки в исполнении великой исполнительницы русских песен М.Мордасовой.

Звучат частушки

Учитель: А теперь предлагаю девочкам почувствовать себя исполнительницами и пропеть частушки Можно и под аккомпанемент. (дидактика 5).

Представительницы команд исполняют предложенные им частушки, можно и те, которые они знают.

Учитель: Ну а юноши не всегда были согласны петь, им бы силушкой померяться.

Проводится народная игра «Вытолкни из круга» (дидактика 6)

Учитель: Отдохнули, душеньку потешили, пора и дальше работой заняться. На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости – пословицы.

Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

Кладезь – вместилище. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни.

Учитель: Пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают.

Я уверена, что вы знаете много пословиц, часто употребляете их в своей речи, поэтому задание для вас не будет трудным.

Я буду читать изречение, а ваша задача найти к нему пословицу. Кто ответит первым получит бублик.

Дидактика 7.

Учитель: А теперь задание посложнее. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места.

Дидактика 8.

Учитель: А теперь еще одно задание, которым очень увлекалась молодежь на посиделках. Это рассказывание небылиц, потешек, перевертышей.

Как вы понимаете эти названия?

Ответы учеников.

Учитель: Ребята, я вам предлагаю разыграть небылицы в лицах. Проявите свой артистический талант.

Обыгрывние небылиц. (дидактика9.)

Учитель: Молодцы, я думаю, что в этом конкурсе нет проигравших и победителей, все справились отлично.

Подходит к концу наш урок, конечно, мы не смогли с вами рассмотреть все малые жанры фольклора. Нам не удалось поговорить о закличках, прибаутках, докучных сказках, поэтому я предлагаю вам познакомиться с ними самостоятельно и на следующем уроке представить нам примеры таких произведений.

А сейчас я хочу предоставить слово Совету Мудрейших для подведения итогов.

Подведение итогов. Награждение победителей. Победители получают по две пятерки.

Учитель: Заключительное слово

infourok.ru

Урок по теме «Малые фольклорные жанры»

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

— Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса — серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста — виласта.

Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое — колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

— Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

— Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

— А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

— Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» — если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» — о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» — об опоздавшем. и т.д.)

2. Работа с литературоведческим словарём:

— Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

— Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

— Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

— А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

— Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», — уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», — отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

— Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

— Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

— Что нового вы для себя узнали?

— Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)

infourok.ru

0 comments on “Малые жанры фольклора 3 класс схема – Малые жанры фольклора — Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *