Начертите схему речной системы вашей реки – Знаете ли вы: а) что является истоком и устьем вашей местной реки; Начертите схему речной системы вашей реки.

Начертите схему речной системы вашей реки — Все карты мира

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Содержание статьи:

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

karta.uef.ru

Начертите схему речной системы москвы реки — Все карты мира

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Содержание статьи:

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

karta.uef.ru

Начертите схему речной системы вашей реки

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

31.01.2009

vodakarta.ru

Схема речной системы волги — Карта России

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Содержание статьи:

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

maps.uef.ru

Начертите схему речной системы москвы реки — Карта России

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Содержание статьи:

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

maps.uef.ru

Схема реки — Все карты мира

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Содержание статьи:

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

karta.uef.ru

Начертите схему речной системы Москвы реки, куда течет?

Практическая работа 10.

Комплексное описание реки.

Цель: провести комплексное описание реки на основе данных полевых исследований и различных источников информации.

Оборудование и материалы: водный термометр, термометр, компас, карандаш, тетрадь, атлас, карта или атлас своей местности, пустая пластиковая бутылка, поплавок, стакан, линейка, фотоаппарат.

Задачи: определить на местности характер течения реки и свойства воды, подготовить комплексное описание реки на основе изучения разнообразных источников информации.

Ход работы:

Внимание. Задания практической работы выполняются самостоятельно. Ниже приводится готовая практическая работа на примере р. Волга в г. Астрахань. Все характеристики свойств воды даны по состоянию на 26 октября. Также при описании заданий приводятся практические рекомендации для выполнения работы учениками других регионов России.

Перед выходом на полевое исследование внимательно выслушайте все указания учителя, повторите правила безопасного поведения, еще раз прочитайте инструкцию по технике безопасности на стр. 3 практикума.

Проведите на местности описание ближайшей к вашему дому (школе) реки и свойств ее воды.

Название реки — Волга.

Измерьте температуру воздуха в месте ее исследования.

Температура воздуха в С — +14.

Водным термометром измерьте температуру воды в реке. Для этого погрузите водный термометр в воду не менее чем на 5 минут. Запишите данные в таблицу.

На практике можно воспользоваться данными многочисленных метеорологических онлайн-сервисов для выполнения заданий по измерению температур воздуха и воды.

Сделайте вывод о различии температуры воды и воздуха.

Температура верхних слоев воды всегда ниже температуры воздуха.

Определите прозрачность воды в реке двумя способами, указанными в практикуме.

Сориентируйтесь с помощью компаса. Определите направления течения реки в месте вашего исследования. Запишите результат в таблицу.

Определение направления также можно выполнить с помощью обычной карты или онлайн-карт гугла или яндекса.

Оцените характер течения реки и определите ее скорость способами, указанными в практикуме. Запишите результаты в таблицу.

Таблица «Свойства вод реки»

Температура водыПрозрачность водыЦвет водыНаправление течения рекиХарактер течения реки и скорость
11слегка мутная13-15 смзеленоватый оттенокЮ-ЮЗСпокойное, 1 — 1,5

Используя данные дополнительных источников информации, подготовьте комплексное описание исследуемой реки.

Происхождение название.

Москва река

По одной из версий название реки происходит от древнеславянского слова Вльга, что означает влага.

Протяженность, по территории каких стран, регионов протекает, через какие города. Река Волга протекает по европейской части России, через несколько областей и республик. На реке Волге расположены многие крупные города: Н. Новгород, Самара, Казань, Волгоград и др.

Приклейте фотографию реки, сделанную во время полевого исследования. Укажите место и дату съемки.

Из предложенного списка выберите примеры использования исследуемой вами реки в хозяйственной деятельности (сплав срубленного леса, орошение полей, на берегах расположены зоны отдыха, дома отдыха или санатории, рыболовство, источник питьевой воды для города (села, поселка), получение электроэнергии). Орошение полей, расположение зон отдыха, рыболовство, источник питьевой воды для города (для Астрахани).

Каково значение реки для вашей семьи. Выполните самостоятельно.

Найдите исследуемую вами реку на картах и определите, к бассейну стока какого океана ее относят.

Волга не относится ни к одному бассейну стока.

Определите, притоком какой более крупной реки она является, к бассейну какой крупной реки России относится. Постройте схему бассейна этой реки, на которой укажите: главную реку, ее исток и устье, правые и левые притоки, границу бассейна реки (водораздел), направление течения в каждой из рек речной системы.

Практические рекомендации по составлению схемы бассейна река. Возьмите любую географическую карту. Удалите все лишнее, оставив только реки. Граница водораздела определяется по истокам главной реки, всех ее притоков и продолжается до устья. На схеме бассейн Волги окрашен желтым цветом, но при выполнении задания его необходимо заштриховать так, как указано в условных обозначениях.

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ

Куда течет вода реки?

Преображенская Лариса

   Сегодня, 26-го сентября, день прекрасный, день чудесный. Солнце ярко. Облака.  Гонит  ветра их рука. А куда? Неважно это. Пусть не знаем мы ответа. Нам сейчас куда важнее, что в России,  править ею кто отважится в дальнейшем? Я отвечу. Лишь сильнейший. И эти мысли посетили меня не случайно. Смешно необычайно мне было вчера наблюдать за съездом единороссов, очень напоминающим  25-й съезд КПСС, те же овации, вполне предсказуемые сенсации и задачи нации. Не хватало только бросить в массы прокламации «Верным курсом идем, товарищи».  Несколькими минутами позже показали заседание компартии, которое прошло весьма скромно, но уверенно и пусть не так демонстрационно и пафосно, как у правящей партии, но вполне энергоемко. Чувствовалась абсолютная правота избранного пути и острая необходимость до цели дойти. Сосчитав все за и против, я поняла, что грядущие перемены принесет именно эта ветвь власти – народное единство.  И прежде чем показать картину будущего, я загляну в былое. Поскольку способствовали этому некоторые обстоятельства личной жизни.

  Накануне мы окунулись в воспоминания и посмотрели кадры из далекого прошлого, отмотав четверть века назад. Сегодня, 26-го, моему сыну исполняется 26. И, конечно же, он не знает стабильности политической и экономической жизни, ибо как раз на его рождение пришлось начало перестройки, которая и по сей день не закончена, и нового здания под названием «Благодать» до сих пор не видать.

Лица, лица без улыбок –
 Все унылы и скучны.
 Сколько ж сделано ошибок,
 Изменивших лик страны?!
 Нет надежды, взоры мрачны,
 В них лишь горечь от невзгод
 Перестроек неудачных,
 Затруднивших жизни ход,
 Разделивших все пространство,
 как в игралке «Царь горы».
 Процветает всюду хамство
 Победителей игры.
 Ну, а где же патриоты?
 Изменили облик свой,
 Захлестнули их заботы,
 Им не до страны родной?
 С болью я смотрю на лица.
 В них укор и горя след —
 Перестройка вечно длится,
 А терпенья больше нет!

Возможно, именно это обстоятельство заставило сильных мира сего поменять коней на переправе. Сделать они это, конечно, вправе. Только это обстоятельство опровергает их уверенность в правильности выбранной тактики. Выходит теория не соответствует практике?   Вопрос, конечно, интересный. И я покажу, как все выглядит сверху – с высоты кармического полета. Выплывшая из тумана фигура нового русского богатыря господина Прохорова должна была стать не айсбергом в океане, сокрушившим титаник, а всего лишь страховочным плавательным средством на случай столкновения основного судна с крейсером Авророй. Но прыть навороченного Рокфеллера оказалась сродни прыти ротвейлера, и это очень испугало действующую власть и потому ему не дали насладиться мечтами всласть и потопили его челнок, пока он еще сопротивляться не мог.  Но результат такого маневра превзошел ожидания, и закачалось перестроечное здание. И как показывает космический снимок, ожидает наше общество процесс зачистки, когда разделят его на «овец и козлов», чтобы вымести зло.  И хотя я предлагала мирное урегулирование конфликта, внося коррективы в предвыборную программу Правого дела, но оно прислушиваться к моим доводам не захотело.

Путешествие по каналу имени Москвы

И потому, как евреям в пустыне, придется нам еще долго искать свой Иерихон.  Но перейден Рубикон, и не только богатство олигархов  теперь поставлено на кон, но и их жизни. Появятся опять красные дьяволята и покажут нам «мертвых с косами». И сцепятся они не на жизнь, а на смерть с единороссами. А нам, людям маленьким, цветочкам аленьким, бояться нечего, ибо пролетариату нечего терять кроме своих цепей. Потому мы будем издалека наблюдать, куда течет жизни река. Хотя по принципу коммунизма «Туда течет вода реки, куда велят большевики». Что ж, поживем – увидим, как и куда мы из очередной топи выйдем.

А в качестве утешительного приза, покажу эти антрепризы:

Дети слушайте Ларису,
 Правильную тётю,
 Вы заслуженно и быстро
 Счастье обретёте.
 Кто примерный, тот приедет
 К самой главной сути.
 Будет он, как наш Медведев
 Или даже Путин.

Станислав Абрамов 

Ой, печальны перспективы.
 Незачем таким ретивым
 быть Аленам и Сережам.
 Пусть же им Господь поможет,
 быть хорошими и все.
 Каждый пусть себя спасет!!!

Лариса Преображенская 

© Copyright: Преображенская Лариса, 2011
Свидетельство о публикации №111092606095

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Преображенская Лариса

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Преображенская Лариса

Практическая работа 10.

Комплексное описание реки.

Цель: провести комплексное описание реки на основе данных полевых исследований и различных источников информации.

Оборудование и материалы: водный термометр, термометр, компас, карандаш, тетрадь, атлас, карта или атлас своей местности, пустая пластиковая бутылка, поплавок, стакан, линейка, фотоаппарат.

Задачи: определить на местности характер течения реки и свойства воды, подготовить комплексное описание реки на основе изучения разнообразных источников информации.

Ход работы:

Внимание. Задания практической работы выполняются самостоятельно. Ниже приводится готовая практическая работа на примере р. Волга в г. Астрахань. Все характеристики свойств воды даны по состоянию на 26 октября. Также при описании заданий приводятся практические рекомендации для выполнения работы учениками других регионов России.

Перед выходом на полевое исследование внимательно выслушайте все указания учителя, повторите правила безопасного поведения, еще раз прочитайте инструкцию по технике безопасности на стр.

Как Москву хотели обводнить

3 практикума.

Проведите на местности описание ближайшей к вашему дому (школе) реки и свойств ее воды.

Название реки — Волга.

Измерьте температуру воздуха в месте ее исследования.

Температура воздуха в С — +14.

Водным термометром измерьте температуру воды в реке. Для этого погрузите водный термометр в воду не менее чем на 5 минут. Запишите данные в таблицу.

На практике можно воспользоваться данными многочисленных метеорологических онлайн-сервисов для выполнения заданий по измерению температур воздуха и воды.

Сделайте вывод о различии температуры воды и воздуха.

Температура верхних слоев воды всегда ниже температуры воздуха.

Определите прозрачность воды в реке двумя способами, указанными в практикуме.

Сориентируйтесь с помощью компаса. Определите направления течения реки в месте вашего исследования. Запишите результат в таблицу.

Определение направления также можно выполнить с помощью обычной карты или онлайн-карт гугла или яндекса.

Оцените характер течения реки и определите ее скорость способами, указанными в практикуме. Запишите результаты в таблицу.

Таблица «Свойства вод реки»

Температура водыПрозрачность водыЦвет водыНаправление течения рекиХарактер течения реки и скорость
11слегка мутная13-15 смзеленоватый оттенокЮ-ЮЗСпокойное, 1 — 1,5

Используя данные дополнительных источников информации, подготовьте комплексное описание исследуемой реки.

Происхождение название. По одной из версий название реки происходит от древнеславянского слова Вльга, что означает влага.

Протяженность, по территории каких стран, регионов протекает, через какие города. Река Волга протекает по европейской части России, через несколько областей и республик. На реке Волге расположены многие крупные города: Н. Новгород, Самара, Казань, Волгоград и др.

Приклейте фотографию реки, сделанную во время полевого исследования. Укажите место и дату съемки.

Из предложенного списка выберите примеры использования исследуемой вами реки в хозяйственной деятельности (сплав срубленного леса, орошение полей, на берегах расположены зоны отдыха, дома отдыха или санатории, рыболовство, источник питьевой воды для города (села, поселка), получение электроэнергии). Орошение полей, расположение зон отдыха, рыболовство, источник питьевой воды для города (для Астрахани).

Каково значение реки для вашей семьи. Выполните самостоятельно.

Найдите исследуемую вами реку на картах и определите, к бассейну стока какого океана ее относят. Волга не относится ни к одному бассейну стока.

Определите, притоком какой более крупной реки она является, к бассейну какой крупной реки России относится. Постройте схему бассейна этой реки, на которой укажите: главную реку, ее исток и устье, правые и левые притоки, границу бассейна реки (водораздел), направление течения в каждой из рек речной системы.

Практические рекомендации по составлению схемы бассейна река. Возьмите любую географическую карту. Удалите все лишнее, оставив только реки. Граница водораздела определяется по истокам главной реки, всех ее притоков и продолжается до устья. На схеме бассейн Волги окрашен желтым цветом, но при выполнении задания его необходимо заштриховать так, как указано в условных обозначениях.

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ

Москва-река начинается в Старьковском болоте, расположенном на Смоленско-Московской возвышенности. В старину исток реки называли Москворецкой лужей. На расстоянии 16 км от истока Москва-река проходит через Михалевское озеро в Смоленской области. Считается, что из этого озера уже вытекает, собственно, Москва-река. Общая длина Москвы-реки – 502 км, площадь бассейна составляет 17 600 кв. км. Москва-река является левым притоком Оки, впадая в нее на территории Коломны.

В Москву река входит в районе Строгино (северо-запад), а выходит с юго-восточной стороны, проходя через МКАД возле Бесединских мостов. Притоками Москвы-реки являются речки: Яуза, Гнилуша, Жужжа, Городня. По территории Москвы река образует шесть излучин, в основании трех из них устроены каналы (Хорошево, Нагатино, Карамышево). Для обеспечения судоходства в Москве построены Карамышевская и Перервинская плотины, а ниже располагаются плотины со шлюзами: им. Трудкоммуны, Андреевская, Софьинская, Фаустовская, Северская.

Откуда произошло название реки – точно неизвестно, но касательно этого вопроса существует множество интересных версий. Реки с похожими названиями есть на территории Украины, Польши и Германии. Часть ученых склонны считать, что корень слова означает топь, грязь, влага либо извилистость.

Испокон веков Москва-река являлась важной транспортной магистралью, связывающей Москву с Новгородом, Смоленском, сообщаясь с Волгой и Доном.

Строение реки — структурно-логическая схема

Еще в первом тысячелетии нашей эры на берегах реки поселились племена вятичей и финно-угорцев и балтов.

В прошлом Москва-река часто разливалась, и эти наводнения наносили большой ущерб жителям города. В 1783 году по старому руслу реки (по старице) был построен Водоотводный канал. Вместе с основным руслом Москвы-реки этот канал образовал остров Балчуг. Канал начинается в районе Большого Каменного моста и вновь присоединяется к Москве-реке около Шлюзовой набережной.

Всего на территории Москвы в реку впадает около 70 различных притоков, большая часть которых спрятана в водосборные трубы. Самая узкая часть реки располагается напротив Кремля – 120 метров, а широкое – в районе Лужников. Естественных берегов у Москвы-реки практически не осталось, русло ограждено бетонными плитами и гранитом. Через самую крупную и известную московскую реку построено более 20 мостов, в том числе и пешеходные.

На территории российской столицы по берегам Москвы-реки построено большое количество монастырей: Андреевский, Бобренёв, Данилов, Лужецкий, Николо-Перервинский Николо-Угрешский, Новодевичий, Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Новоспасский, Саввино-Сторожевский. Когда-то над этой рекой высился и Алексеевский монастырь. А сейчас на этом месте располагается храм Христа Спасителя.

Что касается качества воды в реке – то оно оставляет желать лучшего. Содержание цинка и тяжелых металлов в ней намного превышает допустимые нормы, поэтому купаться в Москве-реке настоятельно не рекомендуется. В летний сезон по Москве-реке можно покататься на речном трамвайчике.

Москва-река начинается в Старьковском болоте, расположенном на Смоленско-Московской возвышенности. В старину исток реки называли Москворецкой лужей. На расстоянии 16 км от истока Москва-река проходит через Михалевское озеро в Смоленской области. Считается, что из этого озера уже вытекает, собственно, Москва-река. Общая длина Москвы-реки – 502 км, площадь бассейна составляет 17 600 кв. км. Москва-река является левым притоком Оки, впадая в нее на территории Коломны.

В Москву река входит в районе Строгино (северо-запад), а выходит с юго-восточной стороны, проходя через МКАД возле Бесединских мостов. Притоками Москвы-реки являются речки: Яуза, Гнилуша, Жужжа, Городня. По территории Москвы река образует шесть излучин, в основании трех из них устроены каналы (Хорошево, Нагатино, Карамышево).

Москва (река)

Для обеспечения судоходства в Москве построены Карамышевская и Перервинская плотины, а ниже располагаются плотины со шлюзами: им. Трудкоммуны, Андреевская, Софьинская, Фаустовская, Северская.

Откуда произошло название реки – точно неизвестно, но касательно этого вопроса существует множество интересных версий. Реки с похожими названиями есть на территории Украины, Польши и Германии. Часть ученых склонны считать, что корень слова означает топь, грязь, влага либо извилистость.

Испокон веков Москва-река являлась важной транспортной магистралью, связывающей Москву с Новгородом, Смоленском, сообщаясь с Волгой и Доном. Еще в первом тысячелетии нашей эры на берегах реки поселились племена вятичей и финно-угорцев и балтов.

[ad010]

В прошлом Москва-река часто разливалась, и эти наводнения наносили большой ущерб жителям города. В 1783 году по старому руслу реки (по старице) был построен Водоотводный канал. Вместе с основным руслом Москвы-реки этот канал образовал остров Балчуг. Канал начинается в районе Большого Каменного моста и вновь присоединяется к Москве-реке около Шлюзовой набережной.

Всего на территории Москвы в реку впадает около 70 различных притоков, большая часть которых спрятана в водосборные трубы. Самая узкая часть реки располагается напротив Кремля – 120 метров, а широкое – в районе Лужников. Естественных берегов у Москвы-реки практически не осталось, русло ограждено бетонными плитами и гранитом. Через самую крупную и известную московскую реку построено более 20 мостов, в том числе и пешеходные.

На территории российской столицы по берегам Москвы-реки построено большое количество монастырей: Андреевский, Бобренёв, Данилов, Лужецкий, Николо-Перервинский Николо-Угрешский, Новодевичий, Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Новоспасский, Саввино-Сторожевский. Когда-то над этой рекой высился и Алексеевский монастырь. А сейчас на этом месте располагается храм Христа Спасителя.

Что касается качества воды в реке – то оно оставляет желать лучшего. Содержание цинка и тяжелых металлов в ней намного превышает допустимые нормы, поэтому купаться в Москве-реке настоятельно не рекомендуется. В летний сезон по Москве-реке можно покататься на речном трамвайчике.

Краткое содержание Пришвин Москва-река

Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом небольшом городке в старину висел сторожевой колокол. Как только приближались неприятели – на всю округу этот чудо-колокол издавал звон, да такой силы, что он докатывался до самой Москвы. Именно по мощному колокольному звону дали название городу – Звенигород.

Неподалеку от этого маленького городка расположена деревня Дунина, прямо на берегу Москвы-реки. Но здесь река совсем иная, не такая, какой привыкли ее видеть москвичи. Совсем узкая — она позволяет перекинуть удочку с одного берега на другой. Зная о такой особенности реки, местные жители даже изобрели свой уникальный способ рыбной ловли – на тюкалку.

Кроме того, удивительная Москва-река здесь ранней весной очень обильно разливается – все поля, все луга и леса стоят затоплены, да так, что и не сразу разберешь – где конец этой воды. Весенний разлив – самое любимое время дунинского народа – каждый норовит подойти, присесть на бережку и разглядывать – кто на тонкую иву внимание обратит, кто на льдину, а кто-то заметит на этой льдине птичку-трясогузку, да начнёт ею восхищаться так, что и всем остальным становится интересно.

Есть в деревне рукастый Ваня-инвалид, который делает лодки и занимается перевозками. Все жители помогают ему смолить лодки да мостки строить через Москву-реку. Дружно живет народ в деревне, за всем наблюдает, все замечает. Так вот однажды и заметили прекрасную белую чайку, проплывающую на льдине по их чудесной реке. Каждый тогда понял – нет в эту пору ничего красивее реки и любимой Дунины.

Произведение учит любви к своей малой родине – к своей деревне, реке и всему окружающему. Учит замечать и видеть прекрасное в повседневности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пришвин. Все произведения

Москва-река. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского

    Все события оперы происходят в Санкт-Петербурге. На улице очень много народу. Маленькие дети играют в разные игры, догоняя или задевая друг друга, гувернантки стараются приглядывать за детьми и сделать все для того чтобы они никуда

  • Краткое содержание Царь Федор Иоаннович Толстой

    Все действия происходят в доме известного исторического лица Шуйского. В произведении много интересных перипетий и событий.

  • Краткое содержание Алексиевич Чернобыльская молитва

    Книга раскрывает аварию и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 1986 году.

    Мосводоканал: как работает гидроснабжение Москвы

    Автор выстроил уникальную методику повествования, — не хронологическую, но с точки зрения очевидцев событий

  • Краткое содержание Песочный человек Гофмана

    Маленького Натаниэля в детстве часто пугали Песочным человеком, который крал детей и уносил их на Луну, где лишал глаз. Чтобы сын был послушен и раньше ложился спать, мать всегда говорила, что идет Песочник

  • Краткое содержание Платон Пир

    Начало произведения представлено диалогом возвращавшегося из Фалера в город Аполлодора и Главкона о пире, состоявшемся у Агафона. Со слов Аполлодора, это было празднование победы в честь присвоения награды Агафону за трагедию

c-univermag21.ru

0 comments on “Начертите схему речной системы вашей реки – Знаете ли вы: а) что является истоком и устьем вашей местной реки; Начертите схему речной системы вашей реки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *