Глухие и звонкие согласные / Согласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
- Глухие и звонкие согласные
Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.
Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки — из шума и голоса.
Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.
Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:
Группы согласных | Непарные | |
Звонкие | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] | [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] |
Глухие | [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] | [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] |
Согласные парные звонкие звуки оглушаются:
- в конце слова — зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
- перед глухими согласными звуками — губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]
Согласные парные глухие звуки озвончаются:
- перед звонкими согласными звуками — сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости — это орфограмма, которая требует проверочного слова.
Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.
Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Мягкие и твёрдые согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 210, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 2, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 6, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 99, Полякова, Учебник
Упражнение 100, Полякова, Учебник
Упражнение 102, Полякова, Учебник
Упражнение 109, Полякова, Учебник
Упражнение 11, Чуракова, Учебник
2 класс
Упражнение 24, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 25, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 29, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 33, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 29, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 163, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 23, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 27, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 120, Полякова, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 209, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 92, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 42, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 187, Полякова, Учебник, 1 частьУпражнение 188, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 433, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 284, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 287, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 289, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 216, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Звонкие и глухие согласные звуки. Видеоурок. Русский язык 1 Класс
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума –
глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные звуки
Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
дочка – точка
бочка – почка
шар – жар
удочка – уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
Список рекомендованной литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Fictionbook.ru (Источник).
- Deafnet.ru (Источник).
- Samouchka.com.ua (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
- Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
interneturok.ru
Звонкие и глухие согласные звуки парные: шпаргалка, онлайн-тест
Что такое звонкие и глухие согласные звуки? Как они делятся? По какому правилу их выбирать? Ответы на эти вопросы в нашей публикации.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. В русском языке таких пар одиннадцать:
- [б] — [п], [б`] — [п`],
- [в] — [ф], [в`] — [ф`],
- [г] — [к], [г`] — [к`],
- [д] — [т], [д`] — [т`],
- [з] — [с], [з`] — [с`],
- [ж] — [ш]
Звонкие и глухие согласные звуки и их правописание
Парные согласные в конце слов — это орфограмма. Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать.
Для проверки парных по звонкости — глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный: снег — снега, урок — уроки.
Тест — звонкие и глухие согласные (2 класс)
А теперь потренироваться подбирать проверочные слова для проверки парных согласных и предлагаем пройти онлайн-тест.
зу…
Правильно!
Неправильно!
—
стол…
Правильно!
Неправильно!
—
тулу…
Правильно!
Неправильно!
—
рука…
Правильно!
Неправильно!
—
шка…
Правильно!
Неправильно!
—
жира…
Правильно!
Неправильно!
—
кру…
Правильно!
Неправильно!
—
утю…
Правильно!
Неправильно!
—
рюкза…

Правильно!
Неправильно!
—
заво…

Правильно!
Неправильно!
—
наро…

Правильно!
Неправильно!
—
самолё…
Правильно!
Неправильно!
—
эта…
Правильно!
Неправильно!
—
шала…
Правильно!
Неправильно!
—
мор…

Правильно!
Неправильно!
—
гла…
Правильно!
Неправильно!
—
арбу…
Правильно!
Неправильно!
—
коко…
Правильно!
Неправильно!
—
ё…
Правильно!
Неправильно!
—
у…
Правильно!
Неправильно!
—
много подру…
Правильно!
Неправильно!
—
Куст ро…
Правильно!
Неправильно!
—
Шесть бере…
Правильно!
Неправильно!
—
Медве…ь

Правильно!
Неправильно!
—
Лебе…ь

Правильно!
Неправильно!
—
Ле…

Правильно!
Неправильно!
—
Сапо…

Правильно!
Неправильно!
—
Стри…
Правильно!
Неправильно!
—
Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!
Глухие и звонкие согласные звуки (тест для 2 класса) %%score%% из %%total%% правильно
Поделитесь своими результатами
shkolnaiapora.ru
Звонкие и глухие согласные: таблица и правила
В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.
Для чего это нужно?
Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.
Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.
- К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
- Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.
- Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.
Пары звонких и глухих согласных
Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:
- б-п,
- в-ф,
- г-к,
- д-т,
- з-с,
- ж-ш.
Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.
Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками
Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?
Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут, бутка.
И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладьба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.
Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.
Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.
Видео-урок про звонкие и глухие согласные:
Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках
Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки
Игры и упражнения на закрепление
steshka.ru
Глухие и звонкие согласные
Изучаем глухие и звонкие согласные
Правила и примеры преодоления речевого недоразвития
Преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения, посредством использования разнообразных методов коррекционной работы.
Иногда дети произносят звонкие согласные как глухие. выражается по-разному: или частичное оглушение. Состояние (принимаемая форма) речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходно.
При произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, работает с напряжением, при произношении — голосовые связки не вибрируют, артикуляционный аппарат работает с меньшим напряжением.
Становится понятным, что затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Расматриваются разные причины нарушения речи:. Как следствие неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. Обычно внимательные родители этот дефект замечают ещё на раннем развитии своего малыша и сразу берутся за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.
Последовательность такова: Сначала «осваиваются» щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные — п-б, т-д, к-г.
Звуки Ф-В
Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, «включить» голосовые связки, подать голос — получится звук в.
Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.
Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.
Дифференциация звуков в слогах:
— фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;
— фи—ви—фа, фо—во—фо, фу—ву—фу, фы—вы—фы, фи—ви—фи;
— афа—ава, офо—ово, уфу—уву, ыфы-ывы, ифи—иви
Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— фаня — Ваня;
— фаза — ваза;
— фантик — винтик;
— фляга — влага;
— флакон — вагон;
Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.
Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.
Дифференциация звуков в предложениях:
— фа н я и Ваня купили вафли.
— Вьются флаги у ворот.
— В шкафу висит кофта.
Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«фаня спросила тётю феню: «Почему на улицах флаги?» Тетя феня ответила: «Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота»
Звуки С-З
Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с—глухой, звук з— звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.
Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.
Дифференциация звуков в слогах:
— са—за, со—со, су—зу, сы—зы, си—зи;
— са—за—са, со—зо—со, су—зу-су, сы—зы—сы, си—зи—си;
— аса—аза, осо—озо, усу—узу, ысы—ызы, иси—изи
Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— коса — коза,
— роса — роза,
— сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил
Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.
Дифференциация звуков в предложениях:
В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.
Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з— в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов».
Звуки Ш-Ж
Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.
Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.
Дифференциация звуков в слогах:
— ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи;
— ша—жа—ша, шо—жо—шо, шу—жу—шу, ши—жи—ши;
— аша—ажа, ошо—ожо, ушу—ужу, иши—ижи
Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— шил — жил
— шар — жар,
— шаль — жаль,
— жутко — шутка;
— лыжи — мыши;
— пушок, петушок, окошко, сережка
Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.
Дифференциация звуков в предложениях:
— Шел снежок.
— Жабу заметили мальчишки.
— Шура кормил журавленка.
Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама — шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе».
Звуки П—Б
При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.
Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и «взрывает» их: возникает звук п.
Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.
Родители вместе с ребенком должны упражняться в изолированном произношении звуков п, б.
Упражнение: сами сопоставьте звуки с буквами п и б.
Дифференциация звуков в слогах:
— па—ба, по—бо, пу—бу, пы—бы, пи—би;
— па—би—па, по—бо—по, пу—бу—пу, пы—бы—пы, пи—би—пи;
— апа—аба, опо—обо, упу—убу, ыпы — ыбы
Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— папа — баба;
— почка — бочка;
— палка — балка;
— пыль — быль;
— бил — пил;
— запирать — забирать;
— подбородок — подпорка
Продиктуйте ребёнку эти слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.
Дифференциация звуков в предложениях:
— Бабушка положила на полку большую палку.
— Полкан бежал по дну балки.
— Папа и бабушка пошли вброд.
Придумайте слова с буквами б и п. Пусть ребёнок запишет их сомостоятельно.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед».
Звуки Т—Д
Родители вместе с ребенком упражняются в изолированном произношении звуков т и д.
Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.
Дифференциация звуков в слогах:
— та—да, то—до, ту—ду, ты—ды, ти—ди;
— та—ди—та, то—до—то, ту—ду—ту, ты—ды—ты, ти—ди—ти;
— ата-ада, ото—одо, уту-уду, ити—иди
Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— дом — том;
— тетя — дядя;
— точка — дочка;
— дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость
Вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.
Дифференциация звуков в предложениях:
— Таня живет на даче.
— По дуплу стучал дрозд.
— Тома сидит дома.
— Тина и Дина стояли под дубом.
Продиктуйте ребёнку эти слова: борода, трава, доска, тоска, поэт, салат, мармелад, судно, картошка, подарок, треска, дрова.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи»
Звуки К—Г
Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса — появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.
Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.
Дифференциация звуков в слогах:
— ка—га, ко—го, ку—гу, кы—гы, ки—ги;
— ка—га—ка, ко—го—ко, ку—гу—ку, кы—гы—кы, ки—ги—ки;
Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.
Дифференциация звуков в словах:
— игра — икра;
— Галина — калина;
— голос — колос;
— рука, нога, год, кот, гуси, куры, губка, прогулка, крошка.
Вставить пропущенные буквы в слова: (г)ромко, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.
Дифференциация звуков в предложениях:
— Мы играли на горке.
— Олегу купили новые коньки.
— Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.
Продиктуйте ребёнку эти слова: логопед, колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.
Дифференциация звуков при чтении текста:
«Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву»
В методической рекомендации указан примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия родителей с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов. Ваша задача обогащать познавательноречевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки, формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственноволевые качества личности, содействовать становлению субъективноценностного отношения к своему здоровью. На логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.
xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] | Б | (бэ) |
[п] | [п’] | П | (пэ) |
[д] | [д’] | Д | (дэ) |
[т] | [т’] | Т | (тэ) |
[з] | [з’] | З | (зэ) |
[с] | [с’] | С | (эс) |
[г] | [г’] | Г | (гэ) |
[к] | [к’] | К | (ка) |
[в] | [в’] | В | (вэ) |
[ф] | [ф’] | Ф | (эф) |
[ж] |
| Ж | (жэ) |
[ш] |
| Ш | (ша) |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:
[л] | [л’] | [м] | [м’] | [н] | [н’] | [р] | [р’] | [й’] |
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] | Л | (эль) |
[м] | [м’] | М | (эм) |
[н] | [н’] | Н | (эн) |
[р] | [р’] | Р | (эр) |
| [й’] | Й | (и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] | Х | (ха) |
[ц] |
| Ц | (цэ) |
| [ч’] | Ч | (че) |
| [щ’] | Щ | (ща) |
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Давайте закрепим.
Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
2. С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3. С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
Шесть мышат в камышах шуршат.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Урок обучения грамоте по теме «Парные звонкие и глухие, согласные звуки [б]–[п], [б’]–[п’]»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока.
Образовательные
- Создание условий для введения понятия о парных (по звонкости-глухости) согласных звуках: [б] – [п], [б’] – [п’].
- Развитие внимания, логического мышления, любознательности, устойчивых навыков чтения.
Формирование УУД
Познавательные
Формирование умений:
- наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах;
- сопоставлять парные звуки по твёрдости – мягкости [б] – [б’], [п] – [п’] и парные звуки по звонкости – глухости [б] – [п], [б’] – [п’].
Регулятивные
Формирование умения формулировать цель урока с помощью учителя.
Коммуникативные
Формирование умений:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
- корректно сообщать товарищу об ошибках,
- отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.
Работа с информацией
Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема).
Ход урока
I. Организация урока.
Прозвенел звонок, и вот
Начинается урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного материала.
1. Работа по «ленте» букв.
– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
– Почему буква «и» поселилась на другой «улице»?
– Назовите слова, которые начинаются с этих звуков и в которых эти звуки очень ясно слышатся (сильная позиция).
аист | Оля | утка | эхо | Ира |
астра | осы | утро | экран | иглы |
ара | окна | удочка | эра | ирис |
Анна | ослик | эму | ||
Алла | облако | Элла | ||
Эмма |
– А слова на букву «ы»? (В русском языке нет слов, начинающихся на букву ы.)
– Как называются остальные изученные буквы?
– Какие звуки обозначают буквы й, л, м, н, р?
– Почему одна буква записывает два звука? Какая буква записывает один звук?
– На каких «улицах» поселились буквы «б», «п»? Почему?
2. Постановка темы и цели урока.
– Так за какими звуками мы будем наблюдать на уроке?
Сегодня на уроке мы будем наблюдать за парными звуками по звонкости – глухости [б] – [б‘], [п] – [п‘] в сильной и слабой позиции.
3. Чтение столбиков слов и слогов по букварю.
Читают слабочитающие дети.
– Назовите слова в этих столбиках (бра, бор, про, пни, бал).
4. Выразительное чтение стихотворения «Барашки».
– Какое значение имеет слово «барашки»?
5. Чтение дополнительных текстов хорошо читающими учениками.
<Приложение 1. Текст 1>
– Как зовут Борину собаку?
– На что похож хвост Барбоса?
– Кто искал грибы?
– Что делал Борис?
– Каких грибов насобирали грибники?
– Назовите слова со звуком [б] (Борис, Барбос, бор, боровики, собака, бублик).
– Где отдыхали Борис и Барбос?
– Что съели Борис и Барбос?
– Как разломил Борис баранку?
– Как звали кота?
– Какой суп сварила бабушка?
Барбос Портос
– Назовите первый звук.
[б] – звонкий Парные звонкие и глухие согласны звуки
[п] – глухой
– Хорошо слышатся, т.к. после них стоит гласный звук. Это сильная позиция.
<Приложение 1. Текст 2>
– Что сделал Виталик?
– Что сделал Барсик?
– Какие три буквы откатил Барсик? ко мпо т – кот
– Кого Виталик учил?
– Что сделал Бобик?
– Назовите слова на букву «б» (Барсик, Бобик, буквы).
<Приложение 1. Текст 3>
– Что делала белка?
– Как она жила в парке?
– Что брала белка из рук?
– Где живут бобры?
– Что они строят?
– Какие у них зубы?
– Какое слово собрал Борис?
– Что сделал кот Портос?
– Какие две буквы откатил Портос? бара ба н
– Назовите первые звуки в словах Борис и Портос.
– Что мы знаем об этих звуках?
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Наблюдение за парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [б]– [п], [б’] –[п’].
– А сейчас мы отправимся в Цветочный город.
– Как называется сказка про жителей Цветочного города? Кто написал эту сказку?
(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
<Слайд 2>
– Как зовут этих героев?
- охотник Пулька
- собака Булька
- охотник Авоська
– Где жила Булька?
В будке
Поближе познакомимся с охотником Пулькой.
<Ролик 1>
– Что вы можете рассказать о поведении Пульки?
– Произнесём слова:
Булька – первый звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.
Пулька – первый звук [п] – согласный, глухой, твёрдый.
Эти звуки в словах находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.
<Слайды 5, 6>
Характеристика звуков [б] и [п].
<Слайд 7>
– Пулька медленно поднимается по лесенке (читаем слоги).
– А Булька спускается быстро (читаем слоги).
<Слайд 8>
Булька и Пулька решили поиграть на барабане. Они играют по очереди: громко – Булька, тихо – Пулька.
па-па-па – Пулька
ба-ба-ба – Булька,
– А теперь они играют вместе. Повторите:
па-па-ба, ба-па-ба, зба-спа-спа
па-па-ба, ба-ба-па, зба-зба-спа
па-па-ба, ба-па-па, зба-спа-зба
2. Отработка артикуляции.
Дразнилки
Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с вами поиграть в «Дразнилки».
– Сначала дразнит Пулька:
по-по-по
пу-пу-пу
пы-пы-пы
– А вы наоборот, вместе с Булькой:
бо-бо-бо
– А теперь дразнит Булька:
зба-зба-зба
збы-збы-збы
– А вы наоборот, вместе с Пулькой:
спа-спа-спа
спы-спы-спы
3. Игра «Наоборот».
– Я называю слова со звуком [б], а вы заменяете звук [б] на звук [п] и называете другое слово.
бак – пак | быль – пыль | |
бас – пас | балка – палка | |
бух – пух | бочка – почка | |
бабочка – папочка |
4. Физкультминутка.
Булька скачет по полям (на левой ножке),
Пулька – шустро по лесам (на правой ножке).
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте),
Превратились мы в клубок (присели, обняли колени руками).
Остановились (встали),
Поклонились (наклон),
Очень дружно порезвились (наклоны в разные стороны).
5. Составление слов. Добавь – па или – ба, чтобы получилось слово.
жа-ба | бом-ба | |
шай-ба | ла-па | |
из-ба | шля-па | |
ре-па | шу-ба | |
ли-па | нет гри-ба | |
ры-ба | у ду-ба |
– Так какие звуки обозначают буква «б», буква «п»?
Вывод: эти звуки хорошо слышатся, потому что после них стоят гласные звуки.
6. Чтение по учебнику (с.51).
– Читаем 1, 2, 3 столбики.
– Объясните значение слов.
- бой – битва
- пой песню (повелительная форма)
- бил мячик
- пил воду
- борт (корабля)
- порт (стоянка кораблей)
– Назовите первые звуки в словах.
Звуки находятся в сильной позиции.
7. Наблюдение над словами, в которых написание и произношение расходятся.
<Слайд 9-10>
гриб [п] грибы
Буквой «б» в этом слове обозначен звук [п].
– Читаю стихотворение С.В. Михалкова.
У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!грипп [п] эпидемия гриппа
– Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал с глухим звуком [п].
Это слабая позиция для согласных звуков.
<Слайд 11>
снопы – сноп
– Произнесём пары звуков
[б] – [п], [б‘] – [п‘]
Они обозначаются буквами «б» и «п». Они поселились в домике на разных улицах напротив друг друга.
(Дети рассматривают картинку в учебнике, с.51.)
Справа от « дома – таблицы» – глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки.
Слева – светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.
<Слайд 12>
Зрительная зарядка.
IV. Практическая деятельность.
1. Отгадывание ребусов.
<Слайды 13–17>
- Баранка
- Бабочка
- Билет
- Банан
– Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Жучка будку не доела:
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это
На остров вчера
Налетел ураган,
На пальме остался
Последний баран.
2. Чтение и отгадывание загадок (на слайдах).
<Слайды 18–19>
3. Добавление слога до образования слова (с.51). Работа в парах.
- бли – ны, бли – ки
- бан – ка, бан – тик
- буб – ны, буб – лик
- бро – ви, бро – ши
- пил – ка, пил – ки
- при – стань, при – зыв, при– бой, при – бор, при – пев, пру – тик, пру – ды, пал – ка, пал – тус.
4. Работа в печатной тетради (с.25).
Учащиеся осуществляют контроль по эталону на доске:
лапа липа лупа
V. Итог урока.
– Что мы узнали о буквах «б» и «п»?
– Что мы узнали о звуках [б], [п]?
VI. Домашнее задание.
С.51 учебника, читать.
Использованные источники – Приложение 2.
urok.1sept.ru