Схема наук о природе – Как составить схему наук о природе, 5 класс география?

Науки о природе — урок. География, 5 класс.

Название науки происходит от греческих слов «астер, астрон» — «звезда» и «номос» — «обычай, установление, закон».

Астрономия — это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

 

 

Астрономия изучает планеты, звёзды, кометы и другие космические тела. Эта наука уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражает воображение людей новыми открытиями.

В переводе с древнегреческого языка слово «физис» означает «природа».

Физика — это наука, изучающая разнообразные явления природы.

 

 

Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в нашей повседневной жизни: движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика рассказывает нам о том, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга.

 

Физика является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Возможно, название науки произошло от греческого слова «химевсис» — «смешивание».

Химия — наука, которая изучает вещества и их превращения.

 

 

Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Название науки происходит от греческих слов «гео» — «земля» и «графо» — «пишу», т. е. «землеописание».

География — наука о Земле.

 

 

География изучает нашу планету: океаны и материки, моря, озёра и реки, низменности, возвышенности и горы, страны, города и сёла, жизнь и хозяйственную деятельность населения Земли.

Название науки произошло от греческих слов «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука, учение».

Биология — это наука о живой природе.

 

 

Биология изучает разнообразные живые существа на нашей планете — бактерии, простейшие, грибы, растения, животные. Человек тоже является частью живой природы. Биология отвечает на вопросы: какие живые существа есть на планете, сколько их, как они устроены, развиваются, размножаются, как связаны между собой и с объектами неживой природы.

Экология

Название этой науки происходит от греческих слов «экос» — «дом» и «логос» — «наука, учение».

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

 

 

Знания по экологии помогут каждому человеку научиться беречь природу — наш общий дом.

Источники:

http://www.kop.ru

http://www.itselectricllc.com

http://blogs.umflint.edu

https://www.gazeta.ru

http://www.glenmoor.org.uk

http://obruchevskiymedia.ru

http://ooptrk.ru

http://j.sibdepo.ru

www.yaklass.ru

Практическая работа «Составление схемы наук о природе»

Практическая работа №1.

Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Оборудование: раздаточный материал с названиями наук и карточки с определениями этих наук.

Задача:

1) Сопоставить названия наук и их определения.

2) Провести взаимопроверку и оценить работу групп, проанализировав результаты деятельности (контент-анализ ответов одноклассников).

Образец выполнения

Название науки  

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Название науки

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

infourok.ru

Практическая работа «Составление схемы наук о природе»

Практическая работа №1.

Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Оборудование: раздаточный материал с названиями наук и карточки с определениями этих наук.

Задача:

1) Сопоставить названия наук и их определения.

2) Провести взаимопроверку и оценить работу групп, проанализировав результаты деятельности (контент-анализ ответов одноклассников).

Образец выполнения

Название науки  

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Название науки

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

infourok.ru

Схема наук о природе — От Земли до Неба

Практическая работа №1.

Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Оборудование: раздаточный материал с названиями наук и карточки с определениями этих наук.

Задача:

1) Сопоставить названия наук и их определения.

2) Провести взаимопроверку и оценить работу групп, проанализировав результаты деятельности (контент-анализ ответов одноклассников).

Образец выполнения

Название науки

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Название науки

Что изучает

астрономия

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

Наука о веществах и их превращениях

геология

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

физическая география

Изучает природу земной поверхности

биология

Наука о живой природе

экология

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Источник: botana.biz

1. Естественные науки

Еще древние люди стали накапливать знания об окружающем их мире. С развитием человечества этих знаний становилось все больше, и постепенно начали формироваться различные науки (Рис. 1).


Рис. 1

Одни из них изучают природу вокруг нас, другие – жизнь людей, культуру, духовный мир.

В древности окружающую природу называли естеством, именно поэтому все науки о природе сейчас называют естественными. Они изучают тела, вещества и явления.

Вещества – это то, из чего состоят тела, живые или неживые.

Явление – это то, что происходит в окружающей среде, те процессы, которые происходят внутри организма. Например, к явлениям природы мы относим рассвет, закат, смену дня и ночи.

Естественных наук существует достаточно много.

2. Астрономия

Астрономия – наука, которая изучает небесные тела, их движение, расположение, строение. Мир небесных тел кажется нам самым непознанным, заманчивым и, наверное, каждый из нас, вглядываясь в звездное небо, ощущал себя частичкой Вселенной. Ученые-астрономы не могут производить различные опыты и эксперименты, поэтому все знания они получают путем наблюдений. Для этого им требуются регулярность, внимательность, наблюдательность, точность. Астрономы открыли многие тайны Вселенной, но остается всё еще много непознанного.

3. Физика

Физика – естественная наука, которая изучает многие природные явления. Например, что происходит с телами при нагревании и охлаждении, что такое

colibris62bethune.org

Науки о природе и науки о духе

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

План-конспект урока по географии (5 класс): План урока по теме «Что такое география. Составление схемы наук о природе». 5 класс. УМК Домогацких

Урок 1

Что такое география. Составление схемы наук о природе

Цель урока: сформировать представление о географии как науке, рассмотреть предмет географии и классификацию естественных наук.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные. Знать определение «география», предмет и задачи современной географии. Уметь составлять и объяснять схему наук о природе.

2. Метапредметные. Находить сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал, определять цель и проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

3. Личностные. Осознание целостности мира, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, осознание значимости географии как науки.

Оборудование: видеопроектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Изучение нового материала (23 мин)

Людей всегда интересовали рассказы путешественников о том, что лежит за пределами их места жительства. Со временем появились первые письменные описания путешествий.

Греческий ученый Эратосфен более 2 тыс. лет назад (в III веке до н.э.) написал книгу, в которой рассказывалось о природе стран Средиземного моря. Это была первая книга по географии.

География (греч. ге – земля, графо – описываю) – землеописание.

География отвечала на вопрос: Где это? Что находится там?

К концу 19 века почти вся поверхность Земли была описана. Казалось, что география прекратит свое существование.

Перед людьми появились новые вопросы: Почему так? Как это устроено?

Людей стало интересовать, как устроена природа нашей планеты, почему природа в разных местах Земли настолько разнообразна, почему в Африке жарко, как предсказать погоду, как появляются пустыни и почему очертания берегов меняются и др.

Современная география – наука о природе, населении и хозяйстве Земли.

География изучает поверхность Земли, ее природные условия, распределение на ней природных объектов, населения, экономических ресурсов (хозяйства).

География устанавливает, каким образом связаны между собой отдельные элементы природы, по каким законам функционирует природа, что должен делать человек, чтобы не нарушать законы природы.

Например, как море влияет на погоду, где расположены полезные ископаемые и т.д.

Схема географических наук:

1. Физическая география – изучает природу.

а) Климатология, б) Океанология, в) География почв, г) Гляциология, д) Гидрология и т.д.

2. Социально-экономическая география – изучает связь общества и природы, деятельность человека на поверхности Земли.

а) География населения,   б) География хозяйства,   в) Политическая география и т.д.

Кроме географии, природу изучают другие естественные науки:

1. Биология – изучает живые организмы.

2. Физика – изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

3. Химия – изучает вещества и их превращения.

4. Астрономия – изучает небесные тела, их происхождение и законы движения

5. Геология – изучает строение и состав земной поверхности.

  1. Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (2 мин)

Домашнее задание: §1.

nsportal.ru

Урок географии в 5 классе «Науки о природе»

Урок 2. Науки о природе

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 

Используемые технологии: 

здоровьесбережения,

проблемного обучения,

 развивающего обучения;

 развития исследовательских навыков;

информационно-коммуникационные.

 

Цель: познакомить учащихся с предметом изучения естествен­ных наук — астрономии, химии, физики, географии, биологии, экологии; дать представление о значении естественных наук в из­учении природы Земли.

 

Формируемые УУД: 

предметные: объяснять значение понятий тело, вещество, явление природы’, называть науки о природе;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи­теля; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять глав­ное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; составлять описания объектов; составлять простой план; рабо­тать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать — ответственным отноше­нием к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное при­ложение, оборудование для химических и физических опытов, карта звездного неба.

Ход урока

I. Организационный момент

II.       Проверка выполнения домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

III.      Актуализация знаний

— Что такое природа?

—На какие две группы делится природа Земли?

—Какие объекты относятся к миру живой природы?

—Назовите части неживой природы.

—Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?

—Какой из объектов не относится к живой природе: подоси­новик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему?

Объясните предложение.

1)  Человек на 80% состоит из воды.

2)Акулы обитают в теплых водах океана.

3)  Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.

 

—Что такое явление?

—Назовите биологические явления природы.

—Назовите физические явления природы.

IV.       Работа по теме урока

Тема урока: «Науки о природе». (Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.   Астрономия.

2.   Физика.

3.   Химия.

4.   География.

5.   Биология.

6.   Экология.

Природу Земли изучают многие науки. Их называют есте­ственными науками. Почему? Найдите ответ в учебнике на с. 11. (старину природу называли «естество».)

Нас окружают тела природы — почва, человек, горная порода, дерево… Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ — белков, жиров и углеводов. В состав тел живой природы входят и минеральные вещества, в том числе вода. Когда сгорают дрова на костре или в печи, то остается зола. Зола состоит из минеральных веществ.

—А какие вещества сгорают? (Органические.)

—Приведите примеры тел природы.

—Назовите самое необходимое тело и вещество Земли. (Вода.)

—Назовите явления природы. (Листопад, землетрясение, гро­за, камнепад, рождение…)

Естественные науки изучают тела и вещества природы, а так­же процессы, которые с ними происходят, т. е. явления. Позна­комимся с науками, которые изучают природу.

1. Астрономия

(Ученики читают текст учебника на с. 11, рассматривают рис. 8.)

—От каких греческих слов произошло название науки астро­номии? (От слов «астрон» — «звезда», «номос» — «закон».)

—Что изучает астрономия? (Небесные тела.)

—Какие небесные тела вы знаете?

—Что такое Вселенная?

—Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)

—Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (За­тмение Солнца, метеоритный дождь.)

Вывод. Астрономия — наука о небесных телах: их происхожде­нии, строении, составе, движении в космическом пространстве.

2.   Физика

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки фи­зики? (От слова «физис» — «природа».)

—Какое физическое явление показано на рисунке?

—Какие явления изучает физика? (Движение тел, электриче­ство, звук, свет и др.)

—Для чего нужно знание физики? (Для разработки и исполь­зования человеком техники: компьютеров, автомобилей, са­молетов и др.)

Вывод. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

3.   Химия

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)

—Какие вещества вы знаете?

—Какие вещества мы используем в быту?

— Какие вещества мы смешиваем каждый день?
 

Вывод. Химия — наука о веществах и их превращениях.

4. География

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают! рис. 8.)

—  От каких греческих слов произошло название науки географии? (От слов «гео» — «земля», «графо» — «пишу».)

Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу,  быт и обычаи людей, живущих в разных землях.

Первыми географами были также и воины — захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было мо­гил путешественников — исследователей нашей Земли, большая I часть которых неизвестна миру.

—Назовите современных путешественников. (Федор Конюхов.)

—Назовите знаменитых путешественников и мореплавателей, (Марко Поло, Христофор Колумб.)

5. Биология

(Ученики читают текст учебника на с. 14, рассматривают! рис. 9.)

—  От каких греческих слов произошло название науки биоло­гии? (От слов «биос» — «жизнь», «логос» — «наука, учение».)

Частями биологии являются:

•     ботаника — наука о растениях;

•     зоология — наука о животных;

•     микология — наука о грибах. Вывод. Биология — наука о живой природе.

6. Экология
(Ученики читают текст учебника на с. 15, рассматривают

рис. 10.)

—От каких греческих слов происходит название науки эко­логии? (От слов «экое» — «дом», «логос» «наука, учение» )

—Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и при-

роды/

Вывод. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии чело­века и природы.

V. Закрепление изученного материала

1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания»
нас. 17 учебника.

2. Географический диктант.
(Учитель дает определение науки.)

•   Наука о взаимоотношениях человека и природы.

•   Наука, изучающая и объясняющая явления природы.

•   Наука, изучающая небесные тела.

•   Наука о веществах и их превращениях.

•   Наука о живых организмах.

•   Наука, изучающая Землю.

(Ученики записывают цифру, под которой название науки записано на доске.)

1)   Астрономия.

2) Биология.

3)   География.

4) Экология.

5)   Физика.

6) Химия.

Ответы: 4, 5, 1, 6, 2, 3.

VI. Рефлексия учебной деятельности

•   Я понял тему урока.

•   Как я оцениваю свою работу на уроке.

•   У меня были проблемы на уроке.

Подведение итогов урока

(Ученики рассматривают рисунок 11 на с. 16.)

— Какие науки изучают явления и объекты природы?

Прочитайте вывод на с. 17 учебника.

Домашнее задание

1.    Прочитать §2.

2.    Выполнить задания № 1, 2, 3 .

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

0 comments on “Схема наук о природе – Как составить схему наук о природе, 5 класс география?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *