Схема сложноподчиненного – Составляем схемы сложноподчиненных предложений

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это такое  сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т.е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи  интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Часть  предложения,  грамматически  подчиняющая  себе  другую, называется главной; а подчиненная – придаточной.  В СПП может быть как одно, так и несколько  придаточных предложений. В схеме  главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми. [                    ], (                       ), (                           ).

Место придаточного в СПП может быть разным:  перед главным,  в середине главного, после главного.

Как различить союз и  союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его  можно опустить или заменить другим союзом.

Союзное слово – это член предложения, его  можно заметить  другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.

Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что — союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.

Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)

Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)

Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.

Простые предложения  в составе СПП  разделяются запятыми.

Домашнее задание.

Вопросы.

1.      Какие  предложения являются сложноподчиненными?

2.      Где может стоять придаточное по отношению к главному?

3.      Как отличить союз от союзного слова?

Упражнение 1.Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от одного предложения к другому.

1)Луна  взошла,  и  свет  ее  полился  на  берег  реки. 2) Когда  взошла  луна,  ее  свет  полился  на  берег  реки. 3) Когда  у  меня  в  руках  новая  книга,  я  чувствую,  что  в  мою  жизнь  вошло  что-то  живое,  говорящее,  чудесное.  (М. Горький.) 4) Нужно  читать  только  те  книги,  которые  учат  понимать  смысл  жизни,  желания  людей  и  мотивы  их  поступков. (М. Горький.) 5) Ветви  деревьев  казались  мохнатыми  и,  когда  набегал  ветерок,  слегка  шумели  первым  зеленым  шумом. 6) Если  бы  язык не  был  поэтичен, не  было  бы  искусства  слова  —  поэзии.  (С. Маршак.)7) Федор  сказал,  что  машина  придет  только  вечером.  8) Когда  труд  —  удовольствие,  жизнь хороша. (М. Горький.) 9) Автор  «Слова…»,  обращаясь  к  князьям,  от  которых   зависела  судьба  Руси,  призывал  их  к  объединению. 10) Вспомни   песни,  что  пел  соловей.

Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.

Упражнение 3. Составьте схемы предложений.

1.      Когда в сложном предложении  можно задать вопрос  от одной части к другой, мы можем твердо быть уверенными,  что   видим сложноподчиненное предложение.  2) Поскольку  энергии  ядер  редко  хватало,   чтобы  вывести  корабль  из  строя,  бой  мог  заканчиваться  абордажем.   (ФИПИ, Демоверсия-2013.) 3)Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.   (А. Пушкин.) 4)Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся.  5)  Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.  (А. Пушкин.) 6) На  автобусной  остановке,  находящейся  недалеко  от  нашего  дома,  я  встретил  своего  товарища,  с  которым  давно  не  виделся.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник  по  правописанию  и  литературной  правке. – М., 2012 

Единый  государственный  экзамен  по  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ.  Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  единого  государственного  экзамена  2013  года  по  русскому  языку,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013  году  государственной (итоговой)  аттестации  (в новой форме)  по РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  обучающихся,  освоивших  основные  общеобразовательные  программы  основного  общего   образования,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян

interneturok.ru

Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай – все придаточные прикрепляются непосредственно к  главному;  второй – когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное – к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные. Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему  предложения. Задаем вопрос от главной части:

грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос  к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она. Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного  и того же слова в главном предложении – перед нами  предложение с однородным подчинением (или соподчинением – см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий. Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в  главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и).  Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова:

Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый  серп гулялпусто где? (где) падал колос. Во втором придаточном  предложении  где опущено, а между собой  придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение  может быть однородным  и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение,  отвечают на разные вопросы и / или  зависят от  разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней – придаточное условия.  Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня – придаточное определительное

. Мы  задали  разные вопросы к разным придаточным  от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь  называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными  относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д. 

Она пришла в ужас, когда  узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение – Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала – придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец –  придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого)  называется придаточным второй степени. А  связь называется

последовательное подчинение.

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится  внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др.  Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели  бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что  им вдогонку уже летели  бушующие потоки – придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу – придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения.  Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации:

Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость  бесследно потерянной  несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения – связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость  бесследно потерянной  несмотря на что? — сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила – придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в  этом предложении  мы имеем  и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична – придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна  и эластична  в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки – придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не  тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не  тот  какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот  какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

 

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к  главным предложениям?

3. Чем объяснить, что  сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно,  что обманула нас она (А. Пушкин). (2 ) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман  и что завтра день будет солнечный и даже жаркий  (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец  (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу,  им вдогонку уже летели  бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или,  по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.

Упражнение 2.  Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с  внешним  и прекрасным делом  или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна  и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

 

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

interneturok.ru

Урок по русскому языку на тему «Строение сложноподчиненных предложений. Виды СПП». (9 класс)

Тема: Строение сложноподчинённых предложений. Виды СПП.

Схемы сложноподчиненных предложений.

Цель:

совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;

определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;

проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;

воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;

Оборудование: компьютер, презентация, карточки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

II.  Актуализация знаний и умений.

1.Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на слайде предложение:

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1) Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2)  Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3)  Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести).

4) Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание).

5)Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение идать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто

желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразелёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова вправильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»

Взаимопроверка (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки — 2)

2. Орфографическая пятиминутка. Работа у доски и в тетрадях.

В течение, в продолжение, ввиду, за счёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье, ростовщик, скачок в сторону, неожиданное  сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.

Самопроверка.

3.Работа по теме урока.

На слайде вы видите предложения. Запишите их.

(Ученики записывают) Слайд

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду. Он был рад, что ему разрешили вставать с постели.

Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Ребята, а что значит леность? Что это за качество человека?

Подберем синоним к слову леность – лень, безделье, антоним – трудолюбие.

Ребята, а чем отличается лень от лености? (лень – это полное отсутствие трудолюбия, а леность – склонность к лени)

А у вас присутствует леность? Как от нее избавляться?

Что надо сделать, чтобы определить структуру сложного предложения?

Ответы учеников.

Выделить грамматические основы, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.

А что такое предложение?

Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?

Какие виды сложносочиненного предложения вы знаете?

Как отличить союзное слово от союза в сложноподчиненном предложении?

Разберем данные предложения. Найдите грамматические основы, подчеркните.

Ученики выполняют задание.

[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).

 [Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).

[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому). Составляют схемы предложений.

Пробное действие

У. Попробуйте назвать строение сложноподчинённых предложений.

Д. Не можем назвать: не знаем.

Определение причин затруднения.

У. Каких знаний вам не хватает?

Варианты ответов. Не знаем, каково строение сложноподчинённого предложения, не знаем виды сложноподчинённых предложений.

У. Чем же будем заниматься на уроке?

Д. Будем узнавать, какое строение имеет сложноподчиненное предложение, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.

У. Записываем тему урока. «Строение сложноподчинённых предложений. Схемы сложноподчиненных предложений».

Открытие нового знания

У. Какая цель будет нашего урока?

Узнать структуру и виды сложноподчиненных предложений. Научиться строить схемы СПП.

У. Итак, приступим к достижению нашей цели.

4.Задания на листах.

Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.

  1. я группа. Придаточное 1 и 2 предложение отвечает на вопрос что?

  2. я группа.Придаточное 5 и 6 предложение отвечает на вопрос какой?

  3. я группа.Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему? когда?

1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

-Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.

-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?

Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.

— Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные.

Теоретический материал.

У. Перед вами таблица, посмотрите на неё. Слайд

Теперь обратимся к алгоритму определения видов придаточных предложений.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.

-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.

Показываю образец действия по алгоритму. Слайд

[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

Затем учащиеся пошагово (по алгоритму) разбирают последующие предложения.

[Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным:

III.Первичное закрепление

1.На индивидуальных карточках ученики определяют вид СПП по алгоритму.

Спишите. Выделите грамматические основы и определите вид СПП, составьте схемы.

1. То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.

2. Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.

3. Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение.

4.Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям.

5.Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость.

6.Научишься сам, когда научишь других.

7.Что написано пером, не вырубишь топором.

2. Графический диктант

Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

 Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

 На пустыре разбили сад, который был перед школой.

 Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

 В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

 Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

 Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Взаимопроверка

3.Работа в парах (карточки)

Конструирование предложений

Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:

1) [ ],(которые…).

2) [ ], (где…)?

3) [там.., (где…),…].

4) Чтобы ( ),[ ].

Примеры предложений:

1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч.

2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина?

3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели.

4) Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано.

4. Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.

Начало: Чтобы много знать… Обычаи – это правила… Дом, в котором я живу… Счастлив тот… Сердце предчувствовало… Друг –это тот…

Продолжение: Надо много читать. Которые соблюдаются по привычке. Находится в новом районе. Кому зарею теплый ветер веет. Что случится что-то необычное. Кому можно доверять.

5.Работа с текстом

Текст – на экране: слайд

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Вопросы и задания учащимся:

-Определите тип речи (рассуждение)

-Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)

-Какие еще типы речи вам известны?

-Определите стиль речи (публицистический)

-Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)

-Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)

-Дайте название тексту.

Найдите и выпишите из этого текста сложноподчиненные предложения, определите виды придаточных.

6.Работа в группах

Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая профессия».

Дополнительное задание:

Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).

1) Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих. [ ], (что…).

2) Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил. [ ], что ( ).

3) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. […там], (где…).

Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.

IV.Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности.

V.Рефлексия

Итак, пришла пора подвести итоги.

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.

Виды деятельности

Оценка

1.

Знание теоретического материала

2.

Умение распознавать виды придаточных предложений

3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид

4.

Умение составлять схемы СПП

5.

Умение работать над анализом текста

VI. Домашнее задание: выучить правила, упр. 82

infourok.ru

СПП с несколькими придаточными: примеры

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП – это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров)». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми — зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства)». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку]1, (вода в которой уже достаточно прогрелась)2, (потому что последние дни было невероятно жарко)3» сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: […Х], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». Схема этого СПП аналогична первой: […Х], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить)1, [в зале воцарилось молчание]2, (так как публика была шокирована услышанным)3». Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), […Х], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая – причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать]1, (в каком часу прибывает поезд из Тюмени)2, (чтобы успеть встретить товарища)3». Первая придаточная часть – изъяснительная, вторая – цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том]1, (что подкрепление вскорости прибудет)2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть)3» придаточные части – 2-я и 3-я – относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и, перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: […Х], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы – правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов – а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел]1, (как к дому одна за другой подъезжали машины)2 и (рабочие разгружали стройматериалы)3».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках)2, и подумала]1, (что теперь придется бросить учебу)3, (что ее надежды на новую жизнь не оправдались)4». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х, (которое…),… Х], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1, (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения)2, (где суетились люди)3 и (кипела работа)4)». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными – примеры схем: […Х], (когда, (который…),…) или […Х], […Х], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, «[На диване осталась раскрытая книга]1, (которую, (если бы осталось время)3, Константин непременно дочитал бы до конца)2«. Второй вариант: «[Клянусь]1, (что (когда вернусь из поездки домой)3, то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно)2«. При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: «[На диване лежала книга] 1, (которую нужно было успеть дочитать)2«. Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом «то».

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

fb.ru

Составить сложноподчинёное предложение по схеме [ ], ( что…).

Характеристика сложноподчинённого предложения

Простое либо сложное предложение определяется по количеству грамматических основ.

     Если в предложении насчитывается два и более простых предложений — оно сложное. Сложные предложения подразделяются на:

  • сложноподчинённые;
  • сложносочинённые;
  • бессоюзные.

     Сложносочинённое предложение – это один из типов сложного предложения, которое содержит в себе два или несколько простых предложений, основанных на равноправии и связанных сочинительной связью.

    В бессоюзном  сложном предложении  простые предложения связываются друг с другом бессоюзной связью и равноправны между собой.

    Сложное предложение, в составе которого есть одно или несколько придаточных и одно главное предложения, связанные друг с другом подчинительной связью, называется сложноподчинённым предложением.

   Чтобы узнать тип сложного предложения, нужно:

  • подсчитать, сколько грамматических основ будет в предложении;
  • выявить характер отношения простых предложений между собой;
  • обозначить союзы.

Придаточные в сложноподчинённом предложении

Выделяют 4 вида придаточных предложений: изъяснительные, определительные, присоединительные, обстоятельственные.

      При наличии двух и более придаточных предложений можно выявить тип подчинения простых предложений в сложноподчинённом. Их выделяют три:

  • параллельное;
  • последовательное;
  • однородное.

    Придаточные и главное предложения связываются друг с другом при помощи союзов либо союзных слов. Союзы, в отличие от союзных слов, членами предложения являться не могут. В схеме сложного предложения союзные слова указываются как «союзное слово», тогда как союз обозначается как при написании : «что», «чтобы» и так далее.

    Главное предложение в схеме указывается всегда квадратными скобками [ ], может находится как перед придаточными, так и после него, а также внутри придаточного.

    Придаточное предложение в схеме обозначается круглыми скобками ( ), а так же может находиться в любом месте относительно главного.

    Судя по схеме [ ], ( что…) необходимо составить сложноподчинённое предложение, состоящее из главного и одного изъяснительного придаточного, стоящего позади главного, соединенного союзом что: Я узнал, что мама готовит мне подарок.

vashurok.ru

Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей

Цель:

  • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
  • определять средства связи придаточного с главным;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
  2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
  3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
  4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
  5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
  7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование:

  • презентация, карточки с текстом для анализа;
  • карточки с лингвистическим текстом;
  • оценочная карта для каждого ученика.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

II. Мотивационный этап.

1) Письменный опрос.

На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

  1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
  2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пытает костер.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

  1. СПП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. ПП.
  5. БСП, интонация.

2) Фронтальный опрос.

— В каком разделе языкознания изучается предложение?

— На какие группы делятся все предложения?

— В чем отличие простого предложения от сложного?

— Какие виды предложений вы знаете?

— В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

— Какие средства связи между частями предложения?

— Какой вид предложений мы уже изучили?

3) Целеполагание.

— Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

— Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

III. Операционно-познавательный этап.

1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

— Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

— Что обозначает главное предложение?

— Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

— К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

— Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

— Чем интересны следующие предложения?

(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

— Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)

Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

Работать будем в группах.

Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

  1. […глагол], (что…).
  2. (Когда…), […].
  3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

— В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

— Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

Оцените свою работу:

  1. Без ошибок – «5».
  2. 1, 2 ошибки – «4».
  3. 3, 4 ошибки – «3».

V. Домашнее задание.

Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский — 5-е издание. — М.: Просвещение, 2008. — 206 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019379-5.
  2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

urok.1sept.ru

Урок по теме «Сложноподчиненные предложения». 9-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами с целью подготовки к ГИА.

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
  • определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
  • составлять схемы предложений СПП;
  • определять вид придаточного предложения; вид подчинения.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютерная презентация (презентация), учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4), доска.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. Учитель сообщает цель и задачи урока, его ход (основные этапы). Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения». Сегодня повторим и обобщим то, что узнали на предыдущих уроках о строении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. А материалом для нас послужат тексты и задания, взятые из демонстрационных и тренировочных вариантов ГИА. Значит, продолжим нашу подготовку к экзамену по русскому языку.

II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала

Проверка усвоения теоретического материала (Слайд 2).

Дома вы отвечали на вопросы для повторения 1 — 7 на стр. 58. Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:

  1. На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: «Виды сложных предложений»).
  2. Какие предложения являются сложносочиненными?
  3. Какие предложения являются сложноподчиненными?
  4. Назовите основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
  5. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

После опроса проверяем, насколько верно учащийся начертил схему на доске, сверяем запись со слайдом 3.

А теперь познакомьтесь с текстом на карточке 1 (приложение 1), в котором нам нужно определить виды и строение предложений. Кроме того, данный текст после небольшого анализа мы запишем как свободный диктант.

Работа с текстом (Слайды 4 — 14):

Показать текст на слайде

Раздать учащимся карточки с текстом и вопросами к нему

Прочитать текст вслух.

КАРТОЧКА № 1

(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос — в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Фронтальный опрос: синтаксический и орфографический анализ текста. Подготовка к свободному диктанту.

Устно ответьте на вопросы к тексту:

Определите тип предложений в тексте. (1 - бессоюзное, 7 — с разными видами связи, сочинительной и подчинительной, 12 — простое, 13 - сложноподчиненное).

В ходе анализа предложений обращаем внимание на осложняющие структуры в 1 предложении, вводное слово в 7, отсутствие сказуемого в 12, ОЧП в 1 и 13, а также на виды сказуемых и вид односоставных предложений.

  1. В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения. (9)
  2. В предложении 7 пронумерованы все знаки препинания. Какая цифра указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения. (8)
  3. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (бесполезного, предложение 13)
  4. Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В словах, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН». (не повинных, предложение 7)
  5. Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения — НИ». (ни в чем)
  6. Найдите в тексте слова, правописание которых с НЕ определяется правилом: «Если при причастии есть зависимое слово, то оно пишется с НЕ раздельно». (ни в чем не повинных, предложение 7, не имеющего права, предложение 13)
  7. Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: «если у наречия есть приставка ПО и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис». (по-своему, предложение 1)
  8. Назовите слова с приставкой ПРИ? (присваивая, 6, приходится , 11)
  9. Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. (дом, жилище)

Что же автор считает нашим домом?(природу, окружающий живой мир)

Каковы основные приемы сжатия текста? (исключение, обобщение, упрощение)

Выяснить, в ходе беседы, что можно исключить, упростить, обобщить в данном тексте.

Итак, мы провели синтаксический и орфографический анализ текста, знаем его тему и можем, прослушав его еще раз, написать свободный диктант. Переверните листы и послушайте текст.

Свободный диктант (после записи диктанта в тетрадь заслушать один-два ответа).

Индивидуальный опрос. Карточка № 2 (приложение 2). (Теоретический материал подготовлен 2 учащимся дома, примеры, иллюстрирующие роль сложных предложений в речи, ученики подбирают в классе, готовясь к ответу во время чтения записанного учащимися текста.)

КАРТОЧКА № 2 (Слайд 16).

Ознакомьтесь с мнением Евгении Алексеевны и Сергея о роли сложных предложений. Помогите Евгении Алексеевне доказать её точку зрения. Расскажите о роли сложных предложений в тексте. Приведите примеры, иллюстрирующие ваши мысли. Примерный ответ учащегося — приложение 5.

III. Совершенствование умения различать сложные предложения; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения.

Итак, мы не должны терять запятые. Но и лишние нам не нужны. Синтаксическая пятиминутка (слайд 17). Прочитайте самостоятельно предложение, данное на карточке 3 (приложение 3), объясните постановку запятых в предложении. Составьте схему. Определите вид предложения (комментирует 1 учащийся после самостоятельной работы, по ходу ответа учащегося на слайде 18 демонстрируются этапы анализа предложения).

(1)Едва они ступили в лес и (2)тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, (3)как сразу перенеслись в очарованный мир покоя и беззвучия. (Сложное, союзное, сложноподчиненное с 2 придаточными, с однородным подчинением:

  • Первое предложение — придаточное обстоятельственное времени.
  • Второе предложение — придаточное обстоятельственное времени.
  • Третье предложение — главное, простое, односоставное, неопределенно-личное)

Запятая между 1 и 2 предложениями перед одиночным сочинительном союзе И не ставится, т.к. при однородном подчинении запятые ставятся так же, как при однородных членах.

Сравните свою запись с записью на слайде.

Фронтальный опрос. Сейчас вы услышали, в каком порядке работал ученик. Что главное при постановке знаков препинания в сложном предложении, что нужно сделать, чтобы не потерять и не поставить лишнюю запятую, определить тип предложения? Каков алгоритм работы?

Если есть время, проводим дополнительную работу:

Объясните правописание слов ГРУЖЁННЫЕ, ОЧАРОВАННЫЙ (груженные снегом, НН, так как данное слово причастие, при котором есть зависимое слово, очарованный — причастие совершенного вида, образованное от глагола с приставкой)

Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (беззвучия). Почему в слове пишется две буквы З (одна в приставке, вторая в корне)

Определите тип связи в словосочетании МИР ПОКОЯ, МИР БЕЗЗВУЧИЯ (управление)

Замените словосочетание МИР БЕЗЗВУЧИЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (беззвучный мир)

IV. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа. Итак, мы повторили и обобщили материал по теме и можем проверить, как усвоен материал. Выполните самостоятельно задание на карточке 3 (слайд 19). Работаем быстро, 3-5 минут.

КАРТОЧКА № 3 (приложение 3)

Все предложения пронумерованы. Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.

  • Выпишите номер простого предложения
  • Выпишите номер сложносочиненного предложения
  • Выпишите номер сложноподчиненного предложения
  • Выпишите номер бессоюзного предложения
  • Выпишите номер предложения с разными видами связи.
  • Вып

urok.1sept.ru

0 comments on “Схема сложноподчиненного – Составляем схемы сложноподчиненных предложений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *