Сложноподчиненное предложение схемы: Схема сложноподчиненного предложения – примеры

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

Содержание статьи

Изучение состава предложения сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение ребёнок должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. Если ребёнок допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы в школе, учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Сложноподчиненные предложения — это… (35 примеров)

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мо­го от неё при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

Определение

Сложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние по смыс­лу под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нён­ным.

Сложноподчиненные предложения, спп

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Сообщение, кото­рое несет в себе глав­ная часть (было ясно) непол­но без пояс­не­ния его вто­рой частью, поэто­му связь меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­я­ми более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний:

  • с при­да­точ­ны­ми опре­де­ли­тель­ны­ми;
  • с при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ны­ми;
  • с при­да­точ­ны­ми обсто­я­тель­ствен­ны­ми.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обра­за дей­ствия
  • меры и сте­пе­ни
  • места.

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

  • вре­ме­ни
  • цели
  • при­чи­ны
  • уступ­ки
  • след­ствия
  • услов­ные
  • срав­ни­тель­ные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъ­яс­ни­тель­ная часть отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к сло­вам со зна­че­ни­ем речи (гово­рить, рас­ска­зать, спро­сить, отве­чать), мыс­ли (думать, решать), чув­ства (радо­вать­ся, оби­жать­ся, сер­дить­ся). Она «изъ­яс­ня­ет» (истол­ко­вы­ва­ет, рас­кры­ва­ет их смысл) и отве­ча­ет на падеж­ные вопро­сы что? о чём? чем? чему?

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Этот тип слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний подроб­но с при­ме­ра­ми рас­смат­ри­ва­ет­ся в ста­тье «Примеры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным».

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

Милы мне не жар­кие стра­ны, где кры­ла­тые паль­мы вид­ны, а вот эти седые туман и мох­на­тые лапы сос­ны (Кежун).

Дайте дело такое, что­бы серд­це горе­ло и не зна­ло покоя (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­ал

См. еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными образа действия

Этот тип при­да­точ­ных отно­сит­ся к ука­за­тель­но­му сло­ву «так» в глав­ной части и обо­зна­ча­ет, каким обра­зом совер­ша­ет­ся дей­ствие.

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не  было за что крас­неть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то  за щекой.

Дополнительный мате­ри­ал

Продолжим зна­ком­ство с при­ме­ра­ми слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к ука­за­тель­ным сло­вам «так», «такой», «столь­ко», «настоль­ко», «до того», обо­зна­ча­ют сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, каче­ства, дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы в какой сте­пе­ни? сколь­ко? насколь­ко?

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли жур­на­ли­сты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с кры­ши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намок­нуть.

Дополнительный мате­ри­ал

См. еще несколь­ко при­ме­ров пред­ло­же­ний.

Предложения с придаточными места

Придаточные места отно­сят­ся к наре­чи­ям «там», «туда», «отту­да», «вез­де», «всю­ду», «ото­всю­ду» или обсто­я­тель­ствам места и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? отку­да?

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кри­вой.

Где нет зна­ний, там нет и сме­ло­сти.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валит­ся.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею,  я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­ал

Еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ной частью вре­ме­ни из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волей­бол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся вели­кое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М.  Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен  посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось след­стви­ем?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг дру­гу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Скачать ста­тью: PDFСложноподчиненные предложения, сппСложноподчиненные предложения, спп

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами. СПП с несколькими придаточными: примеры 8 сложноподчиненных предложений

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП — это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми — зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «

[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными — примеры это подтверждают — напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая — причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «

[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть — изъяснительная, вторая — цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части — 2-я и 3-я — относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза

и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы — правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов — а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в

Схема сложноподчиненного предложения – примеры

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Схема сложноподчиненного предложения – примерыСхема сложноподчиненного предложения – примеры

Схема сложного предложения одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы не направлялись, нас сопровождала охрана: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть также, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Когда наступило время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки: (Когда…), […], (которая).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Предыдущая

Русский языкСложноподчиненное предложение союзы и союзные слова таблица

Следующая

Русский языкВиды сложноподчиненных предложений – таблица с примерами

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

Урок по русскому языку на тему «Строение сложноподчиненных предложений. Виды СПП». (9 класс)

Тема: Строение сложноподчинённых предложений. Виды СПП.

Схемы сложноподчиненных предложений.

Цель:

совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;

определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;

проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;

воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;

Оборудование: компьютер, презентация, карточки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

II.  Актуализация знаний и умений.

1.Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на слайде предложение:

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1) Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2)  Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3)  Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести).

4) Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание).

5)Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение идать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто

желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразелёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова вправильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»

Взаимопроверка (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки — 2)

2. Орфографическая пятиминутка. Работа у доски и в тетрадях.

В течение, в продолжение, ввиду, за счёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье, ростовщик, скачок в сторону, неожиданное  сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.

Самопроверка.

3.Работа по теме урока.

На слайде вы видите предложения. Запишите их.

(Ученики записывают) Слайд

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду. Он был рад, что ему разрешили вставать с постели.

Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Ребята, а что значит леность? Что это за качество человека?

Подберем синоним к слову леность – лень, безделье, антоним – трудолюбие.

Ребята, а чем отличается лень от лености? (лень – это полное отсутствие трудолюбия, а леность – склонность к лени)

А у вас присутствует леность? Как от нее избавляться?

Что надо сделать, чтобы определить структуру сложного предложения?

Ответы учеников.

Выделить грамматические основы, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.

А что такое предложение?

Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?

Какие виды сложносочиненного предложения вы знаете?

Как отличить союзное слово от союза в сложноподчиненном предложении?

Разберем данные предложения. Найдите грамматические основы, подчеркните.

Ученики выполняют задание.

[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).

 [Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).

[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому). Составляют схемы предложений.

Пробное действие

У. Попробуйте назвать строение сложноподчинённых предложений.

Д. Не можем назвать: не знаем.

Определение причин затруднения.

У. Каких знаний вам не хватает?

Варианты ответов. Не знаем, каково строение сложноподчинённого предложения, не знаем виды сложноподчинённых предложений.

У. Чем же будем заниматься на уроке?

Д. Будем узнавать, какое строение имеет сложноподчиненное предложение, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.

У. Записываем тему урока. «Строение сложноподчинённых предложений. Схемы сложноподчиненных предложений».

Открытие нового знания

У. Какая цель будет нашего урока?

Узнать структуру и виды сложноподчиненных предложений. Научиться строить схемы СПП.

У. Итак, приступим к достижению нашей цели.

4.Задания на листах.

Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.

  1. я группа. Придаточное 1 и 2 предложение отвечает на вопрос что?

  2. я группа.Придаточное 5 и 6 предложение отвечает на вопрос какой?

  3. я группа.Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему? когда?

1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

-Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.

-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?

Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.

— Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные.

Теоретический материал.

У. Перед вами таблица, посмотрите на неё. Слайд

hello_html_m6838ec3c.png

Теперь обратимся к алгоритму определения видов придаточных предложений.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.

-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.

Показываю образец действия по алгоритму. Слайд

[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

hello_html_6136329c.png

Затем учащиеся пошагово (по алгоритму) разбирают последующие предложения.

[Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

hello_html_m30d9308f.png

Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным:

hello_html_4f61ca7a.png

III.Первичное закрепление

1.На индивидуальных карточках ученики определяют вид СПП по алгоритму.

Спишите. Выделите грамматические основы и определите вид СПП, составьте схемы.

1. То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.

2. Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.

3. Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение.

4.Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям.

5.Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость.

6.Научишься сам, когда научишь других.

7.Что написано пером, не вырубишь топором.

2. Графический диктант

Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

 Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

 На пустыре разбили сад, который был перед школой.

 Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

 В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

 Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

 Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Взаимопроверка

3.Работа в парах (карточки)

Конструирование предложений

Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:

1) [ ],(которые…).

2) [ ], (где…)?

3) [там.., (где…),…].

4) Чтобы ( ),[ ].

Примеры предложений:

1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч.

2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина?

3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели.

4) Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано.

4. Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.

Начало: Чтобы много знать… Обычаи – это правила… Дом, в котором я живу… Счастлив тот… Сердце предчувствовало… Друг –это тот…

Продолжение: Надо много читать. Которые соблюдаются по привычке. Находится в новом районе. Кому зарею теплый ветер веет. Что случится что-то необычное. Кому можно доверять.

5.Работа с текстом

Текст – на экране: слайд

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Вопросы и задания учащимся:

-Определите тип речи (рассуждение)

-Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)

-Какие еще типы речи вам известны?

-Определите стиль речи (публицистический)

-Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)

-Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)

-Дайте название тексту.

Найдите и выпишите из этого текста сложноподчиненные предложения, определите виды придаточных.

6.Работа в группах

Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая профессия».

Дополнительное задание:

Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).

1) Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих. [ ], (что…).

2) Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил. [ ], что ( ).

3) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. […там], (где…).

Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.

IV.Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности.

V.Рефлексия

Итак, пришла пора подвести итоги.

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.

Виды деятельности

Оценка

1.

Знание теоретического материала

2.

Умение распознавать виды придаточных предложений

3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид

4.

Умение составлять схемы СПП

5.

Умение работать над анализом текста

VI. Домашнее задание: выучить правила, упр. 82

🎓 Сложноподчиненное предложение в русском языке

  1. Главная
  2. Сложноподчиненное предложение

Правило актуально и для 2020 года. Советуем пройти текст после изучения материала.

СПП — это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.
Подчинительные союзы — что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.

СПП с однородным подчинением

Предложение, в котором все придаточные относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые вопросы (следовательно являются придаточными одного типа)

Примеры:

  • Я отправился в путь, когда все уже спали и когда стало прохладно
  • Я отправился в путь, когда все уже спали и стало прохладно

Я отправился в путь — > когда? (когда все спали и когда стало холодно)

Замечание: В русском языке одинаковое слово можно не повторять, поэтому пример 1 и пример 2 — одинаковые предложения.

СПП с последовательным подчинением

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

Примеры:

  • А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Примеры:

  • Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

СПП с параллельным подчинением

Данный вид СПП имеет такие придаточные, которые
а) Получают вопросы от одной главной части, но эти вопросы разные (следовательно придаточные будут разных видов.)
б) Являются придаточными одного типа, получают одинаковые вопросы, но относящиеся к разным словам ( это касается придаточных определительных.)

Примеры:

  • а) Хотя ты и не заслуживаешь этого, я поставлю тебе пятерку, еси хорошо напишешь контрольную.
  • б) Я люблю смотреть на море, которое приносит вдохновение и на небо, в котором нет облаков. (от разных существительных в главной задаются вопросы.)

Внутри придаточного предложения всегда есть подчинительный союз.

Пример: Андрей не помнил, куда положил дневник. (о чём?)


От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. Придаточное всегда отделяется от главной запятыми.

Пример: Её звонкий голос, который восхищал всех, был слышен издалека.

Итоги

1. Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз.
2. От главной части задаём вопрос придаточной.
3. Придаточное от главного всегда отделяется запятыми.

Сложные элементы схемы XML


Сложный элемент содержит другие элементы и / или атрибуты.


Что такое сложный элемент?

Сложный элемент — это элемент XML, который содержит другие элементы и / или атрибуты.

Есть четыре вида сложных элементов:

  • пустые элементы
  • элементы, содержащие только другие элементы
  • элементы, содержащие только текст
  • элементы, содержащие как другие элементы, так и текст

Примечание: Каждый из этих элементов также может содержать атрибуты!


Примеры сложных элементов

Сложный элемент XML, «product», который пуст:

Сложный элемент XML, «сотрудник», который содержит только другие элементы:

<сотрудник>
Джон
Смит

Сложный элемент XML, food, который содержит только текст:

Мороженое

Сложный элемент XML, «описание», который содержит как элементы, так и текст:

<описание>
Это произошло 03.03.99 ….



Как определить сложный элемент

Посмотрите на этот сложный элемент XML, «сотрудник», который содержит только другие элементы:

<сотрудник>
Джон
Смит

Мы можем определить сложный элемент в схеме XML двумя разными способами:

1.Элемент «служащий» можно объявить напрямую, присвоив ему имя, например:








Если вы используете метод, описанный выше, только элемент «сотрудник» может использовать указанный комплексный тип.Обратите внимание, что дочерние элементы «firstname» и «lastname» окружены по индикатору <последовательность>. Это означает, что дочерние элементы должны появляться в в том же порядке, в каком они заявлены. Вы узнаете больше об индикаторах в главе «Индикаторы XSD».

2. Элемент «сотрудник» может иметь атрибут типа, который относится к имени используемого сложного типа:






Если вы используете метод, описанный выше, несколько элементов могут относиться к одному и тому же сложному типу, например:







Вы также можете создать сложный элемент на основе существующего сложного элемента и добавить некоторые элементы, например:

















.

Сложный тип схемы XML — текстовые элементы


Сложный текстовый элемент может содержать текст и атрибуты.


Сложные текстовые элементы

Этот тип содержит только простой контент (текст и атрибуты), поэтому мы добавьте элемент simpleContent вокруг содержимого. Используя простой контент, вы должен определять расширение ИЛИ ограничение в элементе simpleContent, например:





….
….



ИЛИ





….
….



Совет: Используйте элемент расширения / ограничения, чтобы расширить или ограничить базовый простой тип для элемента.

Вот пример XML-элемента «shoesize», который содержит только текст:

35

В следующем примере объявляется complexType, «shoesize». Контент определяется как целочисленное значение, а элемент «shoesize» также содержит атрибут с именем «country»:









Мы также могли бы дать элементу complexType имя и позволить элементу «shoesize» иметь атрибут типа, который ссылается на имя complexType (если вы используете в этом методе несколько элементов могут относиться к одному и тому же сложному типу):








.

Сложные типы схемы XML — смешанное содержимое


Элемент смешанного сложного типа может содержать атрибуты, элементы и текст.


Сложные типы со смешанным содержимым

Элемент XML, «буква», который содержит как текст, так и другие элементы:

<буква>
Уважаемый мистер Джон Смит .
Ваш заказ 1032
будет отправлен 13.07.2001 .

В следующей схеме объявляется элемент «письмо»:









Примечание: Чтобы символьные данные отображались между дочерними элементами «letter», смешанный атрибут должен иметь значение «true».Тег означает что определенные элементы (name, orderid и shipdate) должны появляться в этом порядке внутри элемента «буква».

Мы также могли бы дать элементу complexType имя и позволить элементу «letter» иметь атрибут типа, который ссылается на имя complexType (если вы используете в этом методе несколько элементов могут относиться к одному и тому же сложному типу):








.

Примеры сложных предложений

Сложные предложения — это увлекательные компоненты английского языка. При правильном использовании они могут добавить глубины нашему письму. Сложные предложения содержат независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение.

Независимое предложение может стоять отдельно как предложение. Это всегда делает полную мысль. Зависимое предложение не может стоять отдельно, даже если в нем есть подлежащее и глагол.

Сложные предложения являются друзьями и соседями сложных предложений.Есть только одно отличие. Сложные предложения содержат два независимых предложения — вот и все. Давайте разберем пару примеров сложных предложений на части.

Независимые и зависимые предложения

Давайте начнем с независимого предложения , которое может стоять отдельно:

Теперь давайте посмотрим на зависимое предложение , которое не полностью выражает идею:

  • Пока Кэти глотнула on her cappuccino
    Хотя это предложение содержит подлежащее (Кэти) и глагол (sipped), это не полная мысль — нам все же нужна дополнительная информация.Следовательно, это не полное предложение.

Когда независимое и зависимое предложения объединяются в сложное предложение, они могут идти в любом порядке.

Вот пример, где первым идет независимое предложение :

Вот пример, где первым идет зависимое предложение :

Чтобы соединить независимые и зависимые предложения, вам нужны подчиненные союзы, такие как «после», «в то время как» или «с тех пор». Если зависимое предложение идет первым, вам обычно нужно разделять предложения запятыми.

Примеры распространенных сложных предложений

Давайте рассмотрим некоторые общие примеры сложных предложений, относящихся к повседневной жизни. В каждом примере независимое предложение подчеркнуто.

  • Поскольку мой кофе был слишком холодным, я нагрел его в микроволновой печи .

  • Хотя он был богат, он все еще был несчастлив .

  • Она вернула компьютер после того, как заметила, что он поврежден.

  • Когда цены повышаются, клиентов покупают на меньше товаров .

  • Так как мне нужно было успеть на поезд, а у нас было мало времени, Я забыл упаковать зубную щетку на время отпуска .

  • Она была умной и амбициозной, она быстро стала менеджером .

  • Куда бы вы ни пошли, всегда найдете красотку г.

  • Вечнозеленые деревья — символ плодородия , потому что зимой они не умирают.

  • Хотя фильм был очень длинным, фильм все равно был приятным .

  • Вам следует сдать свою машину на сервис , потому что она начинает издавать странные звуки.

  • Актер был счастлив, что получил роль в фильме , хотя роль была небольшой.

  • После удара торнадо осталось очень мало стоящих .

  • Музей очень интересный , как я и ожидал.

  • Теперь, когда он богат и знаменит, человека делают скидку на его идиосинкразии .

  • Несмотря на то, что он хорошо подготовлен, он все же делает много ошибок .

  • С приближением зимы, думаю, свяжу теплый свитер , потому что мне всегда холодно.

  • Когда была моложе, верила в сказки .

  • Я должен сохранить этот купон на случай, если я вернусь в магазин завтра.

  • Давайте вернемся в Chez Nous , потому что там у нас было первое свидание.

  • Хотя мои друзья умоляли меня, я решил не идти на встречу .

  • По мере того, как гены меняются со временем, эволюция прогрессирует .

  • Мне очень не понравился фильм , хотя игра была хорошей.

  • Когда ему в лицо разбили кремпай, все засмеялись .

  • После долгих лет разлуки он все еще испытывал к ней чувства .

Сложные предложения из литературы

Вот несколько хорошо составленных сложных предложений из литературы. Отдельные статьи подчеркнуты.

  • Если человек не поспевает за своими товарищами, , возможно, это потому, что он слышит другого барабанщика . — Уолден , Генри Дэвид Торо

  • Страшила и Железный Дровосек стояли в углу и молчали всю ночь , хотя, конечно, они не могли уснуть.- The Wonderful Wizard of Oz , L. Frank Baum

  • Из-за того, что он был таким маленьким, Стюарта часто было трудно найти в доме . — Стюарт Литтл , Э. Белый

  • Много лет спустя, столкнувшись с расстрельной командой, полковник Аурелиан Буэндиа должен был вспомнить тот далекий полдень, когда его отец взял его на поиски льда . — Сто лет одиночества , Габриэль Гарсиа Маркес

  • Когда Грейнье ехал в фургоне за широкой медленной кобылой песочного цвета, скопления оранжевых бабочек вылетели из черно-пурпурных груд медвежьего знака и подмигнули. и волшебно трепыхалась, как листья без деревьев .- Train Dreams , Денис Джонсон

Сделайте паузу

Разве сложные предложения не являются прекрасным дополнением к нашему письму? За счет комбинации независимого и зависимого предложения они добавляют более полное описание и позволяют нам добавить немного больше деталей в предложение.

Помните об использовании запятых. Каждый раз, когда вы обнаруживаете паузу или различие в своем независимом предложении, проверьте, нужна ли вам запятая. (Видите, что мы там делали?) Иногда полезно прочитать свою работу вслух, потому что вы «услышите», где нужно поставить запятую.

Мы надеемся, что вы получите удовольствие от сложных предложений, поскольку вы позволите им добавить объемности в свое письмо. И убедитесь, что вы правильно поняли это измерение, восемь раз вспомнив о важности запятых.

примеров сложных предложений.

0 comments on “Сложноподчиненное предложение схемы: Схема сложноподчиненного предложения – примеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *