В схеме личности айзенка выделяются два измерения – Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность

Психология. Личность, её структура и направленность. Тест для самопроверки

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:
инстинкты
механическая память
ценностные ориентации
музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

в гештальтпсихологии
в гуманистической психологии
в бихевиоризме
в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
уровень притязаний
локус контроля
самооценка
самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

14. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств
в ориентации поведения на доступную цель
в отрицании реальных фактов
в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

Г. Олпорт
Г. Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:
индивидуальный стиль деятельности
креативность
мотивационная направленность
средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
темперамент
характер
способности
направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
психогенетическому

социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
индивид
личность
субъект деятельности
индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
влиянием
мировоззрение
личностным смыслом
потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный смысл

nn.dekane.ru

Персональный сайт — Тест 20. Зарубежные теории личности

Тема 20. Зарубежные теории личности

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

в) знак;

г) символ.

7. Автором психологии личностных конструктов считается:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

г) теорией конгруэнтности.

10. Автором теории когнитивного диссонанса является:

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

15. Г. Айзенк признается автором модели личности:

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

в) тень;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

б) «Я»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) подавление.

49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

в) Медеи;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

 

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

 

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

dvkashirsky.narod.ru

тест по психологии для студентов

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения:

эмоциональная стабильность/нестабильность подвижность/уравновешенность экстраверсия/интроверсия экстрапунитивность/интропунитивность психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это: инстинкты механическая память ценностные ориентации музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется: отрицанием регрессией вытеснением подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность: А.Н.Леонтьев С.Л.Рубинштейн К.К.Платонов А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это: воспитанность авторитет задатки равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в гештальтпсихологии в гуманистической психологии в бихевиоризме в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: интровертированного экстравертированного интропунитивного шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности: интропунитивный интровертированный экстравертированный экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: рационализацией идентификацией сублимацией вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно» «Я» «Сверх-Я» «Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности: психогенетический социогенетический биогенетический двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует: уровень притязаний локус контроля самооценка самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие: индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

14. Суть проекции заключается: в приписывании другим людям собственных чувств в ориентации поведения на доступную цель в отрицании реальных фактов в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал: К.Роджерс А.Маслоу Г.Олпорт З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является: Г. Олпорт Г. Айзенк К. Роджерс К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это: мотив потребность интерес склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению: гештальтистов фрейдистов бихевиористов когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует: индивидуальный стиль деятельности креативность мотивационная направленность средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это: темперамент характер способности направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию: психогенетическому социогенетическому биогенетическому двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются): темперамент характер способности направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это: холерик меланхолик сангвиник флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это: индивид личность субъект деятельности индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие: индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это: убеждения мировоззрение установка интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории: А.Маслоу Д.Мак-Клелланда А.Акоффа Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется: влиянием мировоззрение личностным смыслом потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как: установка притязание мировоззрение личностный смысл

studfile.net

Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности» АБВ

Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»

А

Автор, выделивший три параметра индивидуального действия личности, которые сложно объяснить с помощью внешних «средовых» факторов  Х. Хекхаузен

Автор теории, утверждающий, что ребенок в индивидуальном развитии воспро­изводит все фазы развития общества  С. Холл

Автором теории конфронтации двух факторов в развитии личности является  З. Фрейд

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):

 повышение способности к социальной адаптации

Аккуратность, бережливость, щедрость — это:  черты, характеризующие отношение личности к вещам

Б

. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:  проекция

Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

 постижения им последствий своего поведения

В

Верифицируемость — это критерий ценности теории, заключающийся в:

 доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи

В большинстве определений личности подчеркивается

 структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия

Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это  индивидуальность

Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:  У. Шелдон

Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда  инстинкт жизни и инстинкт смерти

. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:  динамических свойств

Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:  сила

Высшая форма направленности личности — это:  убеждение

. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:  содержательной

Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это  индивидуальность

Возникновение самосознания не связано  с увеличением непроизвольности

Воля—регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:  сознательное

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних ….  препятствий

. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:  принципиальность

Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:  регрессией

В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:

 экстраверсия/интроверсия

В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

 рефлексы или социальные навыки

Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:  нейротизм

. В понятии «стремление к превосходству», введенном А.Адлером, выражается

 стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей

Г

Г. Айзенк признается автором модели личности:  двухфакторной

Гарантом психологической защищенности является:

 адекватная самооценка

 чувство принадлежности к группе

 склонность к надситуативной активности

Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в:  замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа «стимул-реакция»

Д

Достоинствами метода анамнеза являются  возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности

Дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий

 персонология

З

З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:  фаллической

. Замещение проявляется:  в изменении чувств  в изменении мотивов

 в изменении отношений личности на противоположные

З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:  фаллической

И

. Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:

 групповой уровень идентичности

 органический и индивидуальный уровень идентичности

Источниками социализации выступают

 передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания

Иерархическую пирамиду потребностей разработал:  А. Маслоу

. Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером

К

Критериями ценности теории личности являются:

 верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость

Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение  функциональная значимость

Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность

. Критерием темперамента является:  раннее проявление в детстве

Критерием социализированности личности является:

 степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.

 степень раскрепощения, независимости

Ключевое понятие аналитической психологии — это:  архетип

Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах  анима

Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность  С.Л.Рубинштейн

Л

Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это

 ценностные ориентации

Личностные свойства, обусловленные социально – это  ценностные отношения

Личность – это  совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других

Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции  К.К.Платонова

Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента  сангвиник и холерик

Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды — с другой, по мнению: бихевиористов

Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения:  Б. Скиннера

Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова

М

Механизм социализации личности включает в себя  Идентификацию  Имитацию

Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:  психоанализу

Н

Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:

 невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной

Назовите структурные компоненты темперамента  активность, эмоциональность

Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это  индивидуальность

Назовите основные функции воли  активизирующая

Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели  целеустремленность

Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям  упорство

Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели  настойчивость

Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:  по Г. Айзенку

Негативное подкрепление — это:  устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением

О

Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности  детерминизма

Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это  личность

Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека

 номотетический  идеографический

Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий

 индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:  Э. Кречмер

Основная «единица» всякого исторического про­цесса, в том числе и биографии человека

 событие

Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:  Э. Кречмер

. Основные характеристики человеческих потребностей

 сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения

. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, — это:  мотив

Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется  самооценкой

Основоположником психодинамической теории личности является:  3. Фрейд

Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:  А. Бандура

Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:

 подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности

П

Принцип, причинной обусловленности иначе называется  принцип детерминизма

Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности

 принцип развития

Психологические отрасли, изучающие личность  социальная психология

 дифференциальная психология  персонология

Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода  индивид

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:  К. Юнгом

. Понятие “акцентуации” было введено в психологию…  К. Леонардом

Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы

 проприум

Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности  жизненный путь

Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода  индивид

По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  сангвиников

. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  холериков

Процесс и результат усвоения социального опыта  социализация

Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности  социогенные

Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат  К. Роджерсу

Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии  гуманистической

По С.Л. Рубинштейну, самосознание  является этапом в развитии сознания

Психологическим механизмом самосознания выступает  рефлексии

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:  в психоанализе

Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:  сублимацией

Понятие «сублимация» введено в научный словарь:  3. Фрейдом

Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:

 сублимация

Понятие «духовные способности» в психологию введено  В.Д. Шадриков

Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причи­ной изменений (или противодействия изменениям) в окружаю­щем мире и в собственной жизни  ответственность

Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:  А. Адлер

Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится:  к теориям инстанций личности

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

 в психоанализе

По А. Адлеру, комплекс неполноценности является:  следствием дефекта

 универсальной движущей силой развития личности

 следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств

По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием  комплекса превосходства

Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а):  бихевиоризм

Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

 гуманистическим

Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом:  взаимонезависимы

Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется:  открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью

Р

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:  Э. Эриксону

. Роль это  ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

 социальная функция личности

 соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно»

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

 Э. Эриксону

С

Стандартизация подразумевает  единообразие проведения теста и подсчета результатов

Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру  все перечисленное

Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума?  семь

. Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это…  гендер

Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:  уравновешенность

Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность

Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это  приобретается посредством родительских наказаний

Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

 мировоззрением

Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения  направленность

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:  характер

. Самосознание можно определить как  образ себя

Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:  настойчивость

Суть проекции заключается:  в приписывании другим людям собственных чувств

Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

 идентификация

Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

 идентификация

Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:  с самоуважением

. Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии  бихевиорального

Социальный интерес в «индивидуальной психологии» – это  личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими

Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется  А.Н.Леонтьевым

Т

Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к …  социодинамическим

Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:  конституциональным

То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал:  Э. Кречме

Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом  биогенетические

Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные со­циальные группы.  адаптация, индивидуация, интеграция

Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности  двухфакторые теории

Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью  время жизни

Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:  конституциональным

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:  меланхолику

Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:  сангвиника

Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул  флегматик

Темперамент является  биологическим фундаментом

Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности  к себе

Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:  мультифакторно

Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

 индивидуальных особенностей субъекта

Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:  бихевиористов

Тревога, согласно экзистенциальной психологии — это:

 неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия

У

Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)

«Ид» («оно»)

источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо.

«Эго» («Я»)

действует на уровне сознания, отвечает за принятие решения, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма

«суперэго» («сверх-Я»)

действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения

У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:  Электры

Управление своим жизненным путем личность осуществляет  сознательно

У Гиппократа был подход к темпераменту:  физиологический

Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется

 выдержка самообладание

У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:  Электры

Установите соответствие между названием теории и ее автором

Психоанализ

Фрейд З.

Клиент-центрированная психология

Роджерс К

Когнитивно-бихевиоральная психология

Бандура А.

Аналитическая психология

Юнг К.

Индивидуальная психология

Адлер А.

Фромм Э.

. Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются  безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность

Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:

 подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения

Х Характер считается патологическим, если он…  все ответы верны

ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу  самость

Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:

 эго

Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:

 эго

Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода  холизм

Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки  социальные

Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:  его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами

Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность

Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия

 у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением

 у него есть нравственные ценности и гуманистические установки

 он является творческим субъектом

Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:

 субъект деятельности

Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация

Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные

Человека как индивида характеризует средний рост

Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность

Э… — это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…

 Р. Кеттелом и Г. Айзенком

studfile.net

26. Теория типов личности г. Айзенка.

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР). усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне – типы, на следующем уровне – черты, ниже – уровень привычных реакций, внизу – специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности: интроверсия – экстраверсия нейротизм (нестабильность) – стабильность

интроверсия – экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других – сильнее торможение. Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации. Экстраверт индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я».

стабильность- нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности. Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

  1. Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый,миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

  2. Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,разговорчивый, дружелюбный, общительный.

  3. Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

  4. Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

27.Основные положения теории личности а. Маслоу.

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. физиологические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей совершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом, научные открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.

studfile.net

ответы

Определите тип темперамента: характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности. Это: 
. меланхолик Верно 


Основным в когнитивной теории личности является понятие 
. конструкт Верно


Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это: 
. потребность Верно 

Понятие /жизненный путь личности/ в отечественную психологию введено: 
. С. Л. Рубинштейном Верно 


Правильный ответ: С. Л. Рубинштейном 
Понятие /сублимация/ введено в научный словарю: 
З. Фрейдом Верно 

Понятие комплекс неполноценности ввел в научную терминологию 

. А. Адлер Верно 

Понятие экстраверсии и интроверсии ввел 

. К. Юнг Верно 

Понятия /индивид/, /личность/, /субъект деятельности/, /индивидуальность/ по объему содержания находятся в соотношении 
включения 

Последствиями воздействия неблагоприятной Я-концепции на человека являются указанные, кроме: 
апатии, вялости 

Преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим свойствам, в результате чего появляются однотипные конфликты, называют: 
акцентуация

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда относится к : 
. теориям инстанций личности 


Самым узким понятием является понятие 
. индивидуальность

Самым широким понятием является понятие: 
человек

Свойства темперамента обусловлены соотношением жидкостей внутри организма с точки зрения 
конституционной теории 

Свойствами индивида являются указанные, кроме: 
. ценностных ориентаций 

Свойствами личности являются указанные, кроме: 
. конституции


Свойствами темперамента являются указанные, кроме: : 
. аккуратности

Свойствами характера являются указанные, кроме: 
. ранимость

Система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни, воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения:
c. характер Верно 

Система устойчивых предпочтений личности и мотивов личности, ориентирующих динамку ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это: 
направленность Верно 

Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности. Это: 
общие 

Способность человека сопереживанию и сочувствию другим людям называется: 
эмпатия Верно 

Степень трудности целей, которые ставит перед собой человек – это: 
. уровень притязаний 

Сторонники теории А. Маслоу считают, что человеческое поведение направляется прежде всего одним из перечисленных факторов: 
. потребностью в самоактуализации Верно 

Так называемый круг Айзенка построен на следующих осях: 
b. нейротизма – стабильности и экстраверсии – интроверсии Верно 

Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании: 
. индивидуальных особенностей субъекта Верно 

То, что посредством воспитания можно сформировать гениальность, полагал: 
. К. Гельвеций Верно 

То, что способности биологически обусловлены, зависят от унаследованного фонда, а обучение и воспитание могут лишь изменить скорость их проявления, считал: 
Платон Верно 

Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, характеризующийся выполнением определенных социальных ролей и имеющий социальный статус, обозначатся понятием: 
. личность Верно 

Чертами характера являются указанные, кроме: 
впечатлительности Верно 

Автором концепции /выращивания/ одаренных детей является: 
У Эшби Верно 

Автором концепции деятельностного опосредования межличностных отношений является 
. А. В. Петровский Верно 

В структуру личности включает указанное, кроме: 
Выберите один ответ: 
психических состояний Верно 

В структуру способностей входят указанные, кроме: 
критичности Верно 


В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения ─ /стабильность — нестабильность/ и: 
. экстраверсия – интроверсия Верно 

Врожденными являются свойства: 
. темперамента Верно 

Высшая ступень развития способностей называется: 
гениальностью Верно 

Главный источник развития личности – конфликт между бессознательным и сознательным, который снимается посредством личностных механизмов защиты. Сущность бессознательного – врожденные биологические инстинкты. Структура личности включает Ид, сверх-Я, Я-реальное. Это: 
a. психоаналитическая теория личности Верно 

Главный источник развития личности – потребность в самоактуализации. Структуру личности составляет соотношение Я-реального и Я-идеального. Личность формируется и развивается в течение всей жизни и может самостоятельно выбирать свой собственный путь развития. Это: 
. гуманистическая теория личности Верно 

Главный источник развития личности – социальная среда. В структуру личности входят блоки периферических и ядерных конструктов, сущность которых составляют познавательные процессы и
. когнитивная теория личности Верно 

Главный источник развития – врожденные архетипы, которые составляют структуру личности: сознание, индивидуальное и коллективное бессознательное. Это 
. аналитическая теория личности Верно 

Диспозициональным типологиям личности относятся указанные, кроме: 
a. типология личности, разработанная Адлером 

Индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие темп и успешность овладения деятельностью: 
способности Верно 

Индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его

деятельности, эмоциональность, эргичность, скорость протекания психических процессов: 
. темпераменn Верно 


К типологическим свойствам нервной системы относятся указанные, кроме: 

a. ранимости

Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность: 
. С. Л. Рубинштейн Верно 

Какое из утверждений передает содержание понятия /локус контроля/: 
склонность атрибутировать ответственность за результаты деятельности себе или внешнему миру 

Какое из утверждений правильно описывает содержание понятия /личностный конструкт/: : 
a. создаваемый объектом классификационно-оценочный эталон понимания объектов в их сходстве и различиях с другими объектами Верно 

Ключевое понятие аналитической психологии – это: 
a. архетип Верно 

Кто из перечисленных является основателем индивидуальной психологии: : 
a. А. Адлер Верно 

Кто является автором теории психологии личностных конструктов: 
. Дж. Келли Верно 

Личность – продукт научения. Главный источник развития личности – социальная среда. Основные компоненты структуры личности – социальные навыки, рефлексы. Это: 
поведенческая теория личности 

Личность – субъект и объект общественных отношений, по мнению 
a. А. Г.Ковалева Верно 

Мотив/ и /мотивация/ соотносятся следующим образом: 
понятие /мотив/ уже понятия /мотивация/ Верно 

Некоторые генетически детерминированные анатомо-физические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей: 
c. задатки Верно 

Необходимое условие развития личности – взаимодействие биологического и социального факторов. Главный источник развития личности – деятельность. Основные компоненты структуры личности – направленность, способности, характер, самоконтроль. Это: 
d. деятельностная теория личности

Верно 

Нервная система, которая работает по /закону соответствия/: сила реакции соответствует силе раздражителя называется: 
c. сильной 

О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетельствуют: 
. индивидуальное своеобразие выполнения деятельности Верно 

Обращенность человека к внешнему миру, к общению с людьми свойственна для: 
. экстраверта Верно 

Определите тип акцентуации характера по Личко, главной чертой которого является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло; для него свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, педантизм: 
b. эпилептоидный Верно 

Определите тип темперамента: застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество. Это: 
меланхолик Верно 

Определите тип темперамента: низкий уровень активности поведения, трудности переключения, медлительность, спокойствие действий, мимики и речи, ровность, постоянство и глубина чувств: 
. флегматик Верно 

Определите тип темперамента: подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сенситивен, экстраверт. Это: 
a. меланхолик 

Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен: 
c. анализатором Верно


Изменение чувствительности органов чувств под влиянием внутренних факторов, это: 
. сенсибилизация Верно 

Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризуют его: 
самостоятельность Верно 

Какая из функций НЕ входит в число функций эмоций, описываемых информационной теорией П. В. Симонова: 
a. генерализующая Верно 

Привлечению внимания способствует (ют): 
b. отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей Верно 

Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: 
a. механической Верно 


Пассивное и активное воображение различают: 
по степени психической активности Верно 

Количество повторов для запоминания – это 
скорость запоминания 


Какой из приведенных терминов обозначает выделение признаков изучаемого объекта с отвлечением от остальных признаков, результатом чего выступает построение умственного продукта (понятия, модели, теории и т.д.) 
. абстракция Верно 

Склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется 
c. агглютинацией Верно 

Теоретическое и эмпирическое мышление различают: : 
a. по характеру обобщений Верно 

Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является: 
b. постановка цели деятельности Верно 

Отражение реальной действительности в неожиданные, непривычных сочетания и комбинациях – это 
c. фантазия Верно 

Свойствами внимания являются указанные, кроме: 
b. предметности Верно 

Для возникновения непроизвольного внимания необходимо указанное, кроме: 
. осознания долга и обязанностей выполняемой деятельности Верно 

Теорию когнитивного диссонанса разработал: 
c. Л. Фестингер Верно 

Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это: 
ощущение Верно 

К экстерорецептивным ощущениям относятся 
зрительные Верно 

Характеристикой интенсивности внимания является ее: 
. степень Верно 

Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: 
b. внимание Верно 

Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смешение известно, как: 
. гиперболизация Верно 

Автор информационной теории эмоций: 
Выберите один ответ: 
. Симонов Верно 

Вид памяти, при котором сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память: 
. эмоциональная 

Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: : 
радостью Верно 


Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются 
a. интеллектуальными Верно 


Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей, образов, это: 
b. память Верно 

Отражение результата деятельности или нового образа: : 
d. воображение Верно 

Какое из утверждений правильно передает суть /эффекта Б. В. Зейгарник/: : 
a. лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия 

Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как: 
Правильный ответ: концентрация 

К способам создания образов воображения относится: 
Правильный ответ: агглютинация 

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, — это: 
c. припоминание Верно 

При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого – это: 
b. синестезия Верно 


Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое внимание выступает: 

. ведущий анализатор Верно 

Мнестический процесс, направленный на запечетление

информации: 
. запоминание Верно 

Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная 
. Ч. Дарвином Верно 

Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как: 
b. устойчивость Верно 

Для восприятия характерны указанные особенности, кроме: 
. врожденной способности 


Мнестический процесс, направленный на актуализацию информации: 
. воспроизведение 

К свойствам восприятия относятся указанные, кроме 
c. реминисценции Верно 

По характеру используемых средств выделяется: 
знаковое мышление 

Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является: 
c. словесно-логическое Верно 

Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его: 
d. принципиальность Верно 

Очень яркая образная память, которую описал А. Р. Лурия, называется 
эйдетическая Верно 

Отражение окружающей действительности в знаковой форме, способ формирования и формулирования мысли средствами языка 
речь Верно 

Отражение объектов и явлений в совокупности всех основных свойств 
восприятие Верно 


Мышление включает следующие операции, кроме: 
a. разделения 

Опосредованная и непосредственная память различаются 

c. по видам деятельности 

В зависимости от форм существования материи выделяется: восприятие времени, пространства и движения Верно 

На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет: 
скорость проговаривания материала при заучивании Верно 

Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов 
понятие Верно 


Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, — это: 
b. узнавание Верно 

Проприорецептивные ощущения – это: 
c. все ответы верны 


Повышение чувствительности одних органов при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как: 
сенсибилизация Верно 

Основанием разделения памяти на двигательную, образную и вербальную является: 
c. предмет отражения Верно 


Назовите способ создания литературных образов Е. Онегина, князя А. Болконского: 
a. типизация 

Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является: 
b. вид деятельности Верно 

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как: 
представление Верно 


Сильное, стойкое, длительное психическое состояние, которое захватывает человека и владеет им, называется: 
Выберите один ответ: 
a. страстью Верно 

Какая из перечисленных стадий НЕ входит в число фаз описанного Г. Селлье адаптационного синдрома: 
генерализации Верно 

Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное – когда не соответствуют, согласно теории: 
. когнитивного диссонанса Верно


Объем хранящейся информации в кратковременной памяти 
c. 7±2 Верно 

Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как: 
Выберите один ответ: 
настойчивость Верно 

Улучшение воспроизведения информации по прошествии некоторого времени (48 – 72 ч.) называется: 
Правильный ответ: воля 

Теоретическое и практическое мышление различают по: 
типу решаемых задач Верно 

О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как: 
b. распределение Верно 

Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные поверхности тела, называются:

экстерорецептивными Верно 

Мечта – это характеристика воображения, как: 
c. форма Верно 

Протопатические ощущения в отличие от эпикритических: 
. характеризуются постоянной аффективной окрашенностью Верно 


К контактным ощущениям относятся: 
Выберите один ответ: 
a. осязательные Верно 

Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме, согласно теории: 
Джемса – Ланге Верно 

По уровню развития выделяется 
d. словесно-логическое мышление 

Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью: 
оперативной Верно 

Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это: : 
. разностный порог 

Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет: 
центральный отдел Верно 

В течение четверти секунды функционирует память: 
. сенсорная Верно 

Более эффективно внимание распределяется между 
. 2-мя разными видами деятельности: интеллектуальной и двигательной Верно 

Понятие /доминанта/ в научный оборот было введено: 
. А. А. Ухтомским Верно 

Какое из приведенных утверждений является описанием понятия /апперцепция/: 
a. свойство восприятия, отражающее зависимость восприятии от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств Верно 

Основанием для выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является: 
. модальность раздражителя Верно 

Стремительно и бурно протекающий

эмоциональный процесс взрывного характера, дающий разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю, это: 
d. аффект Верно 

Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека, называется: 
настроением Верно 


Объем внимания взрослого человека составляет 
5-9 простых фигур 

Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется: 

. рецептом Верно 

Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он их перестает замечать. Что является причиной этого: 
b. адаптация Верно 

Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира, это 
c. мышление Верно 

Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является: 
a. ведущий анализатор Верно 

Число объектов или элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как: 
b. объем Верно 

Неправильное искаженное восприятие предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, это: 
b. иллюзия Верно 

Переживание утраты, невозможности удовлетворить потребность в чем-либо – это: 
d. горе Верно 

Мнестический процесс, направленный на удержание информации: 
сохранение 

Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами, как: 
d. причинно-следственные Верно 

Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: 
b. логической Верно 

Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме: 
c. константности Верно 

Согласно Л. С. Выготскому, соотношение между мышлением и речью заключается в следующем 
a. мышление и речь являются самостоятельными, но взаимосвязанными психическими процессами Верно 

К непроизвольному виду воображения относятся указанные, кроме: 
Выберите один ответ: 
c. мечты 

К свойствам эмоций относятся указанные, кроме: 
Выберите один ответ: 
a. реактивности Верно 

freedocs.xyz

Теория типов личности Айзенка — часть 2

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин «проприум». Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

зрелый человек имеет широкие границы «Я»;

зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;

зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;

зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;

зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;

зрелый человек обладает цельной жизненной философией;

А вот теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

1.2 Теория типов личности Ганса Айзенка

Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления.

Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему, Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (приложение А) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано в приложении А, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия – это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Глава II Методы исследования и развития личности в исследованиях Ганса Айзенка

2.1 Методики исследования типов личности Айзенка

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 27.2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.

Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (Introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) — на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «супер-Я» (Superego strenght). Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое существование.

Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий — фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

mirznanii.com

0 comments on “В схеме личности айзенка выделяются два измерения – Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *