Малые жанры фольклора 3 класс схема – Малые жанры русского фольклора | Современные педагогические технологии

Материал (3 класс) по теме: Праздник малых жанров фольклора

— А кто обычно нянчит маленьких детей?

-Мамы.

-А мамы любят своих детей?

-Да.

-Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями.

Девочки с куклами исполняют пестушки.

                                         Потягушечки, порастунюшки

                                         Роток говорунушки,

                                         Руки хватунюшки,

                                         Ноги ходунюшки.

                                        Идёт коза рогатая,

                                        Идёт коза ботатая:

                                        Ножками: топ-топ!

                                        Глазками: хлоп-хлоп!

                                        Кто кашки не ест,

                                       Кто молока не пьёт,

                                       Того  забодает, забодает.

ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка?

— Прибаутка тоже  песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах.

 ВЕДУЩИЙ:

                                            Конь ретивый

                                           С длинной гривой.

                                           Скачет, скачет по полям

                                           Тут и там! Сюда мчится он-

                                           Выходи из круга вон!

(На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку).

                                          Долгоногий журавель

                                          На мельницу ездил,

                                          Диковинку видел:

                                          Коза муку мелет,

                                          Козёл засыпает,

                                          А маленьки козлёночки

                                          Муку выгребают,

                                          А барашки круты рожки

                                          В дудочку играют,

                                          А сороки-белобоки

                                          Пошли танцевать,

                                         А вороны стрежоны

                                         Пошли примечати.

                                        Сова из-за угла смотрит,

                                         Ногами топчет,

                                          Головой вертит.

ВЕДУЩИЙ:

                                   Куба-куба-куба

                                   Больно ямка глубока.

                                   Там мышки сидят,

                                   Всё на солнышко глядят

                                   И считают:1,2,3-

                                   В  этот счёт выходишь ты!

                          (Названный считает прибаутку).

                            — Федул, ты, что губы надул?

                                   -Кафтан прожёг.

                                -Починить можно?

                                     -Иглы нет.

                           -А велика ли дыра?

                              -Один воротник остался.

ВЕДУЩИЙ:         1,2,3,4,5-

                               Мы собрались поиграть.

                               К нам сорока прилетела

                               И тебе водить велела.

     (названный читает прибаутку).

                                 Глупый Иван

                                 Ни людям, ни нам.

                                 Огонь маслом тушит,

        Решетом в воде звёзды ловит,

        За мухой гоняет с обухом,

        За комаром – с кнутом,

        В колодец воду льёт,

                                  В лес дрова везёт,

        Личико беленько,

        Два ума маленько.

ВЕДУЩИЙ:

 — Посмотрите, ребята, кто это?

— Кошка.

Давайте будем её расспрашивать

( все читают прибаутку вместе, а «кошка»  отвечает).

                            — Кисенька-мурысенька, где была?

                             -На мельнице.

                            — Что там делала?

                           — Муку молола.

                            — Кисонька — мурысонька, что из муки пекла?

                           — Прянички.

                           -Одна?

                           -Да.

                           -Не ешь одна, не ешь одна.

ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете?

-Скороговорки, загадки.

-Что такое скороговорка?

-Скороговорка – это такое предложение, в  котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания.

 -Как надо говорить скороговорку?

-Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.

 

 От топота копыт пыль по полю летит. ( дети  говорят скороговорку)

А сейчас поиграем.

Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку.

  Федот — криворот

  Упал у ворот,

  Упал на кадушку-

Раздавил лягушку,

 Упал на мяту-

 Раздавил хату.

 Начинается игра « КОТ ВАСЬКА».

Класс встаёт в круг- это « мыши».

-Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ?

— «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют:

                                      Ходит Васька серенький,

                                      Хвост у Васьки Беленький,

                                      Глазки закрываются,

                                     Когти расправляются

                                     Шерсть у Васьки пышная,

                                    Поступь — еле слышная,

                                    Зубы — как игла.

   ( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».)

     А теперь будем загадывать друг другу загадки.

  1. Без крыльев летает, без ног спешат, без паруса плывут. (облака)
  2. Не мышь, не птица в лесу резвиться,

На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).

  1. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (петух)
  2. Спереди пятачок, сзади — крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. ( свинья)
  3. В воде купался, а сух остался. ( гусь).
  4. Три  телёнка, а сколько ног? ( Четыре, т. к. сколько телёнка не три, ног не прибавиться).
  5. Росло 4 берёзы, на каждой большой ветке по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 маленькой ветке, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? ( Ни одного, т.к. на берёзках не растут яблоки.)

Ведущий:  Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили?

nsportal.ru

Что такое:: малые жанры фольклора — ikirov.ru

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Подробнее о каждом из них.

Пестушки

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Сорока!

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Прибаутка

Прибаутка (от слова баять — то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Например

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы

Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Хлеб-всему голова.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут.

Сытый голодному не товарищ.

Игры

Для игр были специальные песни.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

У тя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалки

В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорки

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша — нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка. 

www.ikirov.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Малые жанры устного народного творчества

Слайд 1

Малые жанры устного народного творчества Урок №2 3 класс

Слайд 2

фольклор Фольклор – это мудрость народа. Собиратели фольклора – люди, которые ходят и ездят по стране, слушают, записывают былины, песни, сказки, пословицы и поговорки, обрабатывают их, совершенствуют и печатают в книжках.

Слайд 3

сказитель Создатель и рассказчик сказок, былин и других произведений. Имена сказителей не всегда известны. Давно скончался Чудесник старый, Давно не стало его хибары, Но всё же сказки его и были У нас в деревне не позабыли.

Слайд 4

пословица Меткое образное выражение, которое обычно наставляет, поучает. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ласковое слово, что весенний денёк.

Слайд 5

поговорка Меткое образное выражение, которое не наставляет , не поучает, а сообщает. Глубже пахать – больше хлеба видать. Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Слайд 6

Скороговорка Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

Слайд 7

закличка Стихотворное обращение к явлениям природы (солнцу, дождю и пр.) И ты, батюшка юг, Иди к нам на луг, Иди к нам на луг , Ладить борону и плуг.

Слайд 8

приговорка Обращение к животным Курли , курли , курли , Летят, летят журавли! Курлы – си, курлы –си, По Руси! По Руси!

Слайд 9

Песня Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли стояла, Люли , люли стояла.

Слайд 10

Игра Занятие для досуга, имеющее определённые правила. Игра «Золотые ворота» Идёт матушка – весна, Отворяй ворота. Первый март прошёл, Белый снег сошёл.

Слайд 11

Сказка календарная Сказка , в которой ведётся рассказ о том, как жить в согласии с природой.

Слайд 12

Произведения фольклора Из этих произведений мы узнаём, как жили люди, чем занимались, как развлекались, что считали важным.

nsportal.ru

Урок литературного чтения «малые формы фольклора»

«Малые жанры фольклора»

Цели урока

Дидактические:

  • формирование умения применять детей полученные знания в своей речи, расширить читательский кругозор;

  • овладение детьми умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом;

  • формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра).

Развивающие:

  • развитие образного мышления, причинного и творческого мышления;

  • развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности.

Воспитывающие цели:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;

  • воспитывать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.

Задачи урока:

  • работа над пониманием характера главного героя прибаутки и потешки;

  • выявить связь потешки со считалкой: наличие ритма и перечисления героев;

  • эмоциональное вовлечение детей в обсуждение темы урока.

Ход урока

1.Организационный момент (вступление).

— Здравствуйте, ребята! Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение,  доброжелательные улыбки…

— Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.

— А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

— Садитесь.

2.Стимулирование активности учащихся, мотивация.

— Каждый человек стремится к совершенству: кто-то, чтобы быть самым сильным,  кто-то, чтобы быть самым ловким, кто-то самым смелым, самым умным…Для этого они много тренируются, занимаются, учатся.

— Чему бы вы хотели научиться сегодня  на уроке литературного чтения? 

(ответы детей).

3.Связь с ранее изученным, определение темы урока.

— Давайте  мысленно «перенесёмся» в далёкое прошлое, посидим на завалинке и побаем. Ребята, всем понятно, что мы будем сейчас делать? Как вы думаете, почему? (т.к. не понятны слова, ведь мы их не используем в своей речи, они уже устаревшие).

— А каким образом можно узнать смысл таких слов? (обратиться к словарям, спросить у родителей, бабушек или дедушек).

— Завалинка – это земляная насыпь вдоль стены деревянного дома, побаять – это значит рассказывать, сочинять.

— Ребята, как вы думаете, для чего и почему люди рассказывали, сочиняли и мы с вами это делаем  и будем еще делать? ( Чтобы выразить своё отношение к происходящему, свои чувства, мысли, переживания, свои мечты…)

— Только через рассказы и сочинения человек может раскрыться, самореализоваться? (Нет. И через муз. произведения, и через произведения живописи, скульптуры, и через произведения устного народного творчества).

— Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (сказки, колыбельные, небылицы, загадки).

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться  с жанрами фольклора.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

а. Прочитайте запись на доске:

       ШеСТь    МыШаТ   в  каМыШах   ШурШаТ.

— Что вы прочитали? (предложение, скороговорку). Кто может объяснить смысл скороговорки? (это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков).

— Что в ней заметили? (в ней буквы разного размера, большие буквы как бы оживают и шуршат, шумят).

— Как вы думаете, зачем? (чтобы при чтении проговаривать именно эти звуки).

— Приготовьтесь прочитать скороговорку медленно, затем быстрее и еще быстрее.


б. Вот и наши мышата, они очень умные и мудрые, они приготовили для вас трудные, но интересные задания.

— Подойдите по одному человеку от группы, чтобы узнать первое задание: найдите способ прочесть зашифрованное слово ( вычеркнув буквы, которые появляются больше одного раза).

           Р П У О С Т Б Е

           С Ш Р К У А Б                

— Какое слово получилось? (Потешка).

— Прислушайтесь к слову – потешка, какой у него смысл? (тешить, то есть забавлять, развлекать).

— Правильно, а кого в первую очередь развлекали, тешили? (конечно, деток). Может кто-нибудь из вас помнит потешки? (Самая известная-«Сорока-ворона кашку варила»)

— Поработайте в паре: прочитайте потешку и покажите её с нужными действиями.

— А теперь поменяйтесь «ролями» и прочитайте ещё одну потешку («Сорока-белобока»).

— Сравните эти потешки (у них одинаковый герой и не дают кашки тому, кто не работал, ничего не делал).

— Что вы теперь можете сказать про значение потешки? (Забавляя, развлекая, она учит трудолюбию).


в. А вторая мышка предлагает вам поиграть, вот только она сомневается, сумеете ли вы выбрать водящего, не поссорившись? ( Надо посчитаться с помощью считалки).

— Молодцы, справились с заданием. Каков же смысл считалки? ( весело выбрать водящего, чтобы дружно играть).

— Тогда посчитайтесь в своей группе и прочитайте условия игры. Кто готов, выходите в хоровод.


5. Физ.минутка ( игра-хоровод с элементами психогимнастики).

— Представьте, что вы маленькие мышки,  войдите в этот образ, вам очень хочется поиграть, но на лежанке дремлет кот. Как будете водить хоровод? (тихонько, чтобы не разбудить кота).

— Как вы думаете, отчего мышки больше счастливы: что дали коту поспать или сдержали свои чувства?

— А у вас в жизни были похожие ситуации? (Да. Когда кто-то дома спит, а нам хочется поиграть.)

— Ребята, что же получается, мы с вами играли, но учились вести себя, приговаривая при этом рифмованные строчки.

— Кто знает, какой жанр фольклора мы сейчас использовали? (прибаутку).

— Правильно, а вот и  третье задание мышек: они случайно смахнули хвостиками несколько строчек прибаутки и просят вас им помочь-попробовать сочинить своё продолжение прибаутки.

г.  Работа с пословицами.

1) Учитель: “Не красна изба углами, а красна пирогами!”

(Так говорили о гостеприимной хозяйке)

Разливая чай хозяйка говорит: “Чай пить – не дрова рубить!”

— Как вы понимаете это выражение?

— Такие устойчивые выражения, в которых заложена мысль, называют пословицами.

6.Итог урока.

—  Какие жанры фольклора помогают нам помнить о предках, не забывать свои корни, сохранять свою культуру? (Перечисление всех жанров фольклора по словам – опорам)

—  Из поколения в поколение передаётся народное поэтическое слово, в нём народная мудрость, наша история. Каждому человеку необходимо ценить своё прошлое.

infourok.ru

План-конспект урока по литературе на тему: Малые жанры фольклора

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

      I. Проверка домашнего задания
      В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

      Вариант плана
      1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
      3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной литературы.
      7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
      Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

*

Ученье — красота, неученье — простота.

*

Чему учился, тому и пригодился.

*

Наука — верней золотой поруки.

*

От умного научишься, от глупого разучишься.

*

Ученье лучше богатства.

*

Ничего не смыслить — век киснуть.

      II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
      Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
      Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
      Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
      — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:

      Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

      III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
      В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
      Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
      В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
      Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

      Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду…

      В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

      — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

      Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
      — Вспомните колыбельные про котика-кота.

*

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

      Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки!..

      Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

*

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

      Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

      Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

      Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
      Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

*

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

      Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

*

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

*

А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!

      Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

*

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

      Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

*

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

      Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
      Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

*

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

*

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

*

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.

      Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ

*

Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим…

*

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ

*

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

*

Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.

ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ

*

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

*

Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.

      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

*

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

*

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

*

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

*

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.

*

Добры бобры
Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

*

От топота копыт
Пыль по полю летит.

      Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
      Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

*

Лыко мужиком подпоясано.

*

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

*

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

*

Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.

*

Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.

      Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

      Сделаем выводы
      Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
      Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

      Домашнее задание
      Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
      На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

nsportal.ru

Презентация — Малые жанры фольклора

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Слайд 2

Устное народное творчество. Фольклор.
Фольклор —
народное творчество
совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта
англ. folk – народ, lore – мудрость, знание

Слайд 3

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения.
Колыбельная песня
Пестушка
Потешка
Прибаутка
Закличка
Приговорка
Считалка
Скороговорка
Загадка

Слайд 4

Колыбельная песня —
Представляется будущее младенца; ребенку обещают счастье и богатство; навевают ребенку крепкий спокойный сон; пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.
песня, которой убаюкивают ребенка.

Слайд 5

Пестушка –
Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку.
короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Слайд 6

Потешка –
Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку.
песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Слайд 7

Прибаутка –
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова, Большая голова, На кол сидела, в стороны глядела, Головой вертела.
стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Слайд 8

Закличка —
— Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу!
короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Слайд 9

Приговорка –
От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной.
коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Слайд 10

Считалка –
Считалки-числовики: Раз, два, три, четыре, пять – Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Считалки-заменки. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: Кто возьмени? Кто возьмени? Заумные считалки. Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб.
короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Слайд 11

Скороговорка —
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап.
стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Слайд 12

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.
Загадка –
Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
выражение, которое нуждается в разгадке.

Слайд 13

Поиграем!
1. Определите малый жанр фольклора: Уж ты, котичка-коток, Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать.
Прибаутка
Потешка
Колыбельная песня
Пестушка

Слайд 14

Правильно!

Слайд 15

Думай!

Слайд 16

Поиграем!
2. Определите малый жанр фольклора: Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматзус, Бакс.
Скороговорка
Считалка
Закличка
Прибаутка

Слайд 17

Правильно!

Слайд 18

Думай!

Слайд 19

Поиграем!
3. Определите малый жанр фольклора: Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
Считалка
Приговорка
Загадка
Скороговорка

Слайд 20

Правильно!

Слайд 21

Думай!

Слайд 22

Поиграем!
4. Определите малый жанр фольклора: Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке – Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.
Потешка
Прибаутка
Считалка
Скороговорка

Слайд 23

Правильно!

Слайд 24

Думай!

Слайд 25

Поиграем!
5. Определите малый жанр фольклора: Красные лапки, Щиплет за пятки – Беги без оглядки.
Загадка
Считалка
Приговорка
Прибаутка

Слайд 26

Правильно!

Слайд 27

Думай!

Слайд 28

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький

Слайд 29

Спасибо за внимание!

Слайд 30

Использованная литература: 1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. 2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 3. О.А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе / О.А. Еремина.

lusana.ru

Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа


(Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Автор Н.А. Чуракова. Раздел учебника «Корни есть не только у дерева»)

Цель: углубить знания о малых жанрах  русского фольклора – пословицах и поговорках.

Задачи:  

  • научить отличать пословицы от поговорок;
  • развивать умение работать со словарём, умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать любовь к русскому фольклору.

Оборудование: карточки с пословицами и поговорками, толковые словари.

Ход урока

I. Актуализация знаний о пословицах и поговорках.

Учитель: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими малыми жанрами русского фольклора.

Учитель: Ребята, а что такое пословица?

(Дети дружно поднимают руки)

Даша: Пословица — это малый жанр русского фольклора.

Игорь: Это краткое образное изречение, которое нас чему-то учит.

Никита: Это мудрость народная, которая нам досталась от наших предков.

Данила: Пословица подсказывает нам, как правильно себя вести, поэтому её мы можем назвать нашей учительницей, нашим старшим другом.

Учитель: Молодцы ребята. А что же такое поговорка?

(Недолгое молчание)

Лера (уверенно): Поговорка –  это тоже малый жанр русского фольклора, который нас чему-то учит.

Саша: Поговорка тоже пришла к нам от наших предков.

Альбина: Я думаю, что поговорка и пословица это одно и то же. Всегда же говорят вместе эти слова пословицы и поговорки.

Дети задумались.

Владик: Я думаю, что это немного разные понятия. Ведь не случайно говорят пословицы и поговорки. Значит они чем-то друг от друга отличаются?!

II. Открытие нового знания

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Надя: В чём отличие пословицы от поговорки.

Учитель:  Ребята, если мы не совсем точно знаем лексическое значение слова, какая книга нам может в этом помочь?

Дети дружно: Толковый словарь.

Учитель: И так первым шагом в нашем исследовании будет изучение лексического значения слов пословица и поговорка.

Дети находят лексическое значение этих слов в толковых словарях (у каждого свой словарь) и выписывают к себе в тетрадь.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословицы, законченного высказывания.

Даша: А что значит назидательный?

Данила: Я уже нашёл в толковом словаре значение слова назидательный. (Читает из словаря.) Назидательный, то же, что поучительный.

Альбина: А я нашла ещё и значение слова афоризм. (Читает из словаря.) Афоризм это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Саша: Значит можно сказать, что пословица это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

Альбина: И ещё пословица содержит в себе обобщающее умозаключение.

Учитель: Молодцы, ребята!

Аня: А я хочу прочитать, что же такое поговорка. (Читает запись в тетради.) Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Виталий: Ну, вот вам и ответ на наш вопрос. У поговорки нет законченного высказывания.

Учитель: Молодцы, ребята! С теорией мы немного разобрались. А теперь давайте попробуем на практике различать пословицы и поговорки.

Перед вами записи.

  • Мал золотник, да дорог.
  • «когда рак на горе свиснет»
  • Пустая бочка громче гремит.
  • «собака на сене»
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • «остаться с носом»

Разделите их на две группы. Ваши предложения.

Миша: Я думаю, что первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.

Серёжа: Я с Мишей согласен.

Весь класс одобрительно кивает головой.

Учитель: Я тоже согласна с Мишей. Предлагаю выполнить это задание по группам.

Работа в группах.

Учитель: Слово I группе.

Данила: Мы разделили предложения на две группы. Первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.

Мал золотник, да дорог. Мы решили, что это пословица, потому что это  законченное высказывание. А вот «когда рак на горе свиснет», это уже поговорка, потому что это просто высказывание.

Слово II группе.

Альбина: Пустая бочка громче гремит. Мы отнесли эту запись в пословицы, потому что это законченное предложение, а вот «собака на сене», это поговорка, потому что это словосочетание.   

Слово III группе.

Владик: Не зная броду, не суйся в воду. Это пословица, потому что имеет законченную мысль. «Остаться с носом» — это поговорка, т.к. это словосочетание.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отличили пословицы от поговорок.

Пословица

Поговорка

Мал золотник, да дорог.

«когда рак на горе свиснет»

Пустая бочка громче гремит.

«собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду.

«остаться с носом»

III. Домашнее задание

Учитель: Подберите 3 пословицы и 3 поговорки о дружбе.

IV. Итог урока

Учитель: Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить домашнее задание?

Игорь: Нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Мы должны будем помнить, что пословица – это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет законченную мысль. А вот поговорка это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Альбина: Пословица может употребляться самостоятельно, а вот поговорка нет.

Даша: Пословица – это целое предложение, а поговорка – лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

2.12.2010

urok.1sept.ru

0 comments on “Малые жанры фольклора 3 класс схема – Малые жанры русского фольклора | Современные педагогические технологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *