Принципиальные схемы Си-Би раций
Принципиальные схемы и сервис мануалы автомобильных Си-Би раций — радиостанций 27 мГц Optim, Megajet, Alan — Midland, Yosan, описания и доработки в формате pdf, rar, zip, jpg.
Схемы радиостанций Optim
Принципиальная схема радиостанции Оптим-270 питание 12 — 24v
Принципиальная схема радиостанции Оптим-778 питание 12v
Принципиальная схема OPTIM WT-555 NEW
Сервис Мануал OPTIM WT-555
Принципиальная схема SG-200
Принципиальная схема SG-400
Сервис мануал TTI TX-410
Описание для перехода в режим 400 каналов RU для TCB-550
Сервис мануал TTI TCB-770
Сервис мануал TTI TCB-880
Принципиальная схема TTI TCB-551
Принципиальная схема TTI TCB-R2000
Схемы радиостанций Megajet
Принципиальная схема MegaJet MJ-150 схожа с MJ-650, MJ-350 скачать в формате pdf
Архив содержит схему AE-6190HD аналог MJ-300 + схема MJ-300 RU, MJ300 Европа MJ-300
Принципиальная схема Мегаджет-300 «Китай», smd MJ-300
Принципиальная схема MJ-400 YOSAN JC2204 turbo EU
Принципиальная схема MegaJet MJ-550 555 архив
Принципиальная схема MJ-600
Принципиальная схема MJ-600+
Принципиальная схема MJ-700
Принципиальная схема MJ-800 / AE6690
Принципиальная схема MJ-900 / AE6890
Принципиальная схема MJ-3031 (без буквы) + блок схема, расположение элементовзип архив
Принципиальная схема MJ-3031M
Принципиальная схема MJ-3031M Turbo
Схемы радиостанций Alan — Midland
Принципиальная схема Аlan 42 multi
Принципиальная схема Alan — 48 Plus
Принципиальная, структурная, схема расположения элементов, smd версия отсканированная, высокого качестваAlan — 48 Plus
Принципиальная схема Alan — 48 Excel multi
Принципиальная схема Alan — 78 Plus smd
Принципиальная схема Alan — 100 Plus
Принципиальная схема Alan — 100 Plus smd
Схемы радиостанций Yosan
Принципиальная схема Yosan JC-2204
Принципиальная схема Yosan Excalibur
cb-repair.ru
Схема. Малогабаритный радиоприёмник Си-Би диапазона
Радиоприёмник предназначен для портативных радиостанций Си-Би диапазона с амплитудной модуляцией сигнала. Его рабочая частота стабилизирована кварцевым резонатором. Чувствительность приёмника при соотношении сигнал/шум 16 дБ — не хуже 3 мкВ. Входное сопротивление — 50 Ом. Выходная мощность — не менее 100 мВт. Ток, потребляемый приёмником в дежурном режиме при напряжении питания 3,6 В, — не более 5 мА. Приёмник сохраняет работоспособность в интервале питающих напряжений от 2,5 до 8 В.
Отличительная особенность этого устройства — применение микросхемы ТА2003, разработанной для промышленных радиоприёмников AM (средневолнового) и FM диапазонов. Опытным путём было установлено, что собственный гетеродин и смеситель тракта AM микросхемы ТА2003 устойчиво работают и на частотах Си-Би диапазона 27 МГц. Так как внутренний гетеродин микросхемы не предусматривает использование кварцевого резонатора, в приёмнике применён внешний гетеродин. Описываемый приёмник очень прост в изготовлении, в нём использованы широко распространённые детали. Автором было собрано пять таких приёмников, и все они показали одинаково хорошие результаты.
Схема радиоприёмника изображена на рис. 1. Радиочастотный сигнал с антенны через разделительный конденсатор С1 поступает на колебательный контур L1C2, который осуществляет предварительную селекцию сигнала. Чтобы обеспечить входное сопротивление приёмника, близкое к 50 Ом, конденсатор С1 подключён к части витков катушки L1. Через катушку связи L2 ВЧ напряжение с контура поступает на вход усилителя высокой частоты AM тракта микросхемы DA1 (вывод 16) и далее на AM смеситель, входящий в состав этой микросхемы. На второй вход смесителя через вывод 12 подаётся сигнал гетеродина, выполненного на транзисторе VT1. Рабочая частота гетеродина определена параметрами кварцевого резонатора ZQ1. Полученный в смесителе сигнал промежуточной частоты 455 кГц через полосовой фильтр Z1 поступает на вход УПЧ микросхемы DA1 (вывод 7). К выходу детектора АРУ УПЧ (вывод 5 микросхемы) подключён конденсатор С9, на котором выделяется управляющее напряжение, необходимое для регулировки усиления УПЧ. Усиленный и прошедший через амплитудный детектор сигнал промежуточной частоты с вывода 11 микросхемы поступает на ФНЧ, выполненный на элементах R4, С5, Сб. Выделенный фильтром сигнал звуковой частоты через регулятор громкости (переменный резистор R5) поступает на усилитель 34 — микросхему DA2, которая работает в типовом для неё мостовом включении, а к её выходу подключён громкоговоритель ВА1.
На транзисторе VT2 собран шумоподавитель. Порог его срабатывания регулируют переменным резистором R6 В отсутствие на входе приёмника радиосигнала напряжение на выходе детектора АРУ минимально и составляет примерно 10…80 мВ. Транзистор VT2 закрыт напряжением смещения, определяемым сопротивлением резистора R6. При этом напряжение на выводе 1 микросхемы DA2 (вход “Chip Disable”) высокое и она, соответственно, находится в дежурном режиме. Когда на входе приёмника появляется ВЧ сигнал, напряжение АРУ увеличивается, транзистор VT2 открывается и напряжение на входе “Chip Disable” микросхемы DA2 уменьшается. Это приводит к переходу микросхемы из режима ожидания в рабочий режим.
Приёмник собран на плате из фольгированного стеклотекстолита. На рис. 2 показана печатная плата устройства, на рис. 3 — размещение деталей на ней. Практически все детали устанавливают на плату со стороны печатных проводников. Исключение составляют переменные резисторы, кварцевый резонатор ZQ1, фильтр основной селекции Z1 (его пластмассовый корпус приклеивают к обратной стороне печатной платы) и пять перемычек. Металлический корпус кварцевого резонатора необходимо соединить с общим проводом устройства. Для этого его прижимают к печатной плате отрезком луженого медного провода, который запаивают в отверстия, размещенные около резистора R3 и конденсатора СЗ. Отверстия в прямоугольных площадках в левой части платы (по два в каждой) используются для крепления переменных резисторов R5 и R6, которые также располагают с обратной стороны платы. Вид готовой конструкции приведён на фотографии рис. 4.
Катушки L1—L3 — бескаркасные. Их наматывают виток к витку проводом ПЭВ-2. Катушка L1 содержит 17 витков провода диаметром 0,5 мм. Диаметр намотки — 5 мм. Отвод сделан от 5-го витка, считая от вывода, соединённого с общим проводом. Катушка L2 намотана проводом диаметром 0,35 мм. Число витков — 6, диаметр намотки — 7 мм. Перед установкой на плату катушку L2 надевают поверх катушки L1. Катушку L3 наматывают проводом диаметром 0,5 мм. Число витков — 14, диаметр намотки — 5 мм. Отвод — от середины катушки.
При рабочей частоте приёмника 26,545 МГц частота кварцевого резонатора ZQ1 должна быть 27 МГц. При настройке приёмника на другие рабочие частоты частота кварцевого резонатора должна превышать рабочую на 455 кГц. Фильтр Z1 желательно применить типа SFU455C5, но можно и другой аналогичный. Все постоянные конденсаторы — малогабаритные керамические, оксидные — К50-35 или аналогичные импортные Переменные резисторы R5, R6 — малогабаритные, любого типа с сопротивлением 4,7…22 кОм. Громкоговоритель ВА1 — динамическая головка мощностью 0,25…0,5 Вт с сопротивлением звуковой катушки не менее 8 Ом. Транзистор VT1 — КТ315 с любым буквенным индексом, VT2 — КПЗОЗА или КПЗОЗБ. Источником питания радиоприёмника служит NiCd аккумуляторная батарея напряжением 3,6 В и ёмкостью 600 мА-ч.
Перед первым включением приёмника следует проверить правильность монтажа. Налаживание приёмника сводится к настройке входного контура L1C2 и контура гетеродина L3C4. Это осуществляют, раздвигая крайние витки катушек. Первым настраивают контур гетеродина. Показателем его точной настройки на частоту резона- тора служит максимальное постоянное напряжение на резисторе R3. Для настройки входного контура на вход приёмника необходимо подать сигнал от генератора стандартных сигналов частотой 26,545 МГц и напряжением около 10 мкВ. Контролировать точную настройку входного контура можно по максимальному напряжению АРУ УПЧ на выводе 5 микросхемы DA1. Если нет возможности использовать ГСС, подключите к входу приёмника антенну и настройте контур по сигналу работающей радиостанции. По окончании настройки следует зафиксировать витки катушек несколькими каплями полистирольного клея.
Павел ВЕНДЕРЕВСКИЙ, г. Барнаул
“Радио” №9 2011г.
Похожие статьи:
Малогабаритный импульсный источник питания
Экономичный радиоприемник
Post Views: 461
radioelectronika.ru
РадиоКот :: Усилитель Си-Би.
РадиоКот >Схемы >Аналоговые схемы >Усилители >Усилитель Си-Би.
В начале 90-х как и многие тогда увлекался Си-Би радиосвязью , висел в эфире ночи на пролёт.
Первыми станциями были Урал-р на 27,185 мгц (18 канал европейской сетка):
Через некоторое время в ЛеМонти на ВДНХ купил COBRA-19dx , работает и сегодня.
Сколько раций прошло через мои руки сейчас уже трудно вспомнить, но дощечка из ДСП, на которой они крепились для работы на столе жива и по ныне.
В те годы популярны были так называемые помощники (кирпичи) — усилители мощности, немалое количество которых было успешно убито по причине перегрева и неправильного согласования с антенно-фидерным хозяйством.
Недавно разбираясь в гараже наткнулся на убитый CTE-735 точнее на корпус от него.
Восстанавливать его не имеет практического смысла, так как он был собран на одном полевом транзисторе MS1307, купить который и сегодня достаточно не просто.
Прикинул схему с двумя транзисторами в параллель для повышения КПД.
Схема совершенно стандартная и особенностей не имеет.
На макетке испытывать не стал, усилителей было сделано в своё время не мало.
Зато название для него как то сразу нашлось — CTE-735 PLUSS
Нарисовал плату под размер корпуса.
Собрал и прикрутил к корпусу.
Испытания на столе провести не удалось, нет эквивалента нагрузки соответствующей мощности и антенна на крыше тоже давно спилена да и 15 амперного блока питания не сохранилось.
Все настройки и измерения проводились в автомобиле, помогали в них КСВ метр SWR-430
Амперметр безродный, но тарированный до 10 ампер
Антенна автомобильная LEMM AT-1200
В самый не подходящий момент, как это обычно и бывает, у фотоаппарата сели аккумуляторы, поэтому дальнейшее повествование без картинок и вам придётся поверить на слово.
Первым делом проверяется и подстраивается КСВ между передатчиком и антенной. КСВ у меня настроился на 1,1 в 20-м канале сетки С.
При испытаниях и настройке тем же методом не забывайте завести двигатель автомобиля, чтобы избежать просадки напряжения и посадки аккумулятора.
Первое нажатие гашетки передатчика с подключенным усилителем показало, что ток потребления равен 10 ампер. Это слишком большая величина для данных транзисторов и такого радиатора, что и показал SWR-430 — мощность на выходе была 10 ватт.
Двигая диэлектрической отвёрткой витки выходной катушки и наблюдая за стрелкой SWR-430 добиваемся максимальных показаний шкалы мощности. У меня стрелка расположилась между 5 и 6 делением, что примерно равно 40-60 ватт. Усилитель при этом употребляет 8 ампер, нагрев корпуса (радиатора) примерно 50 гр.
От родного движкового выключателя питания на усилителе пришлось отказаться, от протекающего тока у него разгибаются лепестки контактов (место занял предохранитель).
В заключение немного посчитаем.
8 ампер Х 13,2 вольта = 105 ватт
105 ватт — КПД (50-60 %) = ~ 50 ватт
Что и подтвердили приборы и косвенно нагрев корпуса усилителя.
Файлы:
Печатная плата в формате SL 5.0.
Вопросы, как обычно, складываем тут.
Как вам эта статья? | Заработало ли это устройство у вас? |
Эти статьи вам тоже могут пригодиться:
www.radiokot.ru
СиБи радиостанция… Выбор… — Community «Радиосвязь и Радиолюбители» on DRIVE2
После практически детального изучения данной темы и консультаций с умными людьми, выбор был сделан…
Пока он такой —
Автомобильная рация MegaJet MJ-300 хорошо известна, наверное, каждому автомобилисту, у кого есть СиБи радиостанция. И не удивительно. Ведь она выпускается уже очень давно, и у многих водителей в автомобилях стоит (или когда-то стояла) именно MJ-300. Уровень жизни россиян не всегда позволял раскошелиться на дорогую модель, и многие водители выбирали именно эту простую на вид и недорогую радиостанцию MJ-300.
Радиостанция выполнена на технологической платформе “600” (на этой платформе выпускаются современные многофункциональные радиостанции MJ-600 и MJ-600plus). Продольный размер корпуса составляет всего 125 мм, что позволяет разместить радиостанцию в ограниченном пространстве любой приборной панели автомобиля. Микропроцессорная система управления всеми режимами радиостанции выполнена на базе центрального процессора SAMSUNG 3P9228AZZ-QZR8. Электрическая схема радиостанции дополнена отдельным синтезатором частот на микросхеме LC7152N с внешним цифровым управлением. Это не только расширило частотный диапазон, но и повысило стабильность рабочих параметров, улучшило спектральную чистоту формируемых сигналов.
На передней панели рации слева от дисплея расположены ручки управления громкостью/включением (VR) и ручным шумоподавителем (SQ). Под дисплеем располагаются три кнопки переключения режимов: вид модуляции (A/F), режим сканирования (SC) и включения канала экстренной помощи (CH9). Справа от дисплея расположены клавиши переключения канала (UP и DN).
MegaJet MJ-300
Особенности рации Мегаджет 300:
Переключение режимов AM/FM
Экстренный вызов канала 9 (переключение сеток)
Кнопочное управление каналами UP/DN
Функция сдвига частот -5 кГц
Пороговая система шумоподавления
Режим сканирования по сетке
Энергонезависимая память последнего используемого канала
Кнопки переключения режимов работы
Кнопки переключения каналов Вверх/Вниз
Отображение КАНАЛЫ/СЕТКА/СКАНИРОВАНИЕ
Индикация режимов TX / FM /AM / L / М / H
Технические характеристики радиостанции MJ-300:
Диапазон частот, МГц: 25,965…27,405
Количество каналов: 40/120
Чувствительность приемника, мкВ
(12 дБ с/ш FM, 10 дБ с/ш AM) 0,3/0,5
Выходная мощность передатчика, Вт: 8
Вид модуляции: АМ(90%)/FM(2 КГц)
Напряжение питания, В: 13,8
Максимально потребляемый ток, А: 2,0 макс.
Размеры, мм: 138(ш) х 40(в) х 125(д)
Масса: 0,6 кг, общий 1,0 кг
Автомобильная антенна Lemm 2001 Turbo (AT2001) считается одной из самых известных антенн. Если зайти на какой-нибудь СиБи форум, то почти на каждом из них есть отзывы об антенне Lemm 2001. Также на некоторых форумах есть доработка Lemm 2001. Все это говорит о высокой популярности этой антенны. Её часто спрашивают водители такси, которым нужна хорошая радиосвязь. Нередко водители такси используют усилители для увеличения дальности передачи, и антенна Лемм 2001 Турбо как раз выдерживает очень высокую мощность — до 2000 Вт. Оригинальная антенна хорошо настраивается, долговечна. Она быстро снимается с крыши либо удобно складывается, если необходимо. Единственным неудобством является длина штыря — 2 м. Но, благодаря такой длинне, антенна хорошо принимает и передает радиосигналы. Lemm 2001 имеет большую катушку голубого/красного или белого цвета.
Автомобильная антенна Lemm 2001 Turbo
Рассмотрим её характеристики:
Диапазон частот — 26,5-28 МГц
Волновое сопротивление — 50 Ом
Поляризация — Вертикальная
Максимальная мощность — до 2000 Вт
Усиление — 6,5 дБ
КСВ: 1,1 — 1,2
Длина штыря — 2 м
Диаметр отверстия — 12 мм
Вес — 880 г
Кабель RG-58 — 4 м
По отзывам водителей данная антенна может обеспечивать дальность связи до 25 км (иногда дальше) в условиях трассы. Антенна 2001 Турбо, как её называют в народе, рекомендуется водителям такси, радиолюбителям и водителям, использующим усилители. Изредка эту антенну используют как базовую. Но в первую очередь она разработана именно как автомобильная СиБи антенна.
Но есть хороший вариант взять за цену MegaJet MJ-300 немного б/у MegaJet MJ-600…
Автомобильная рация MegaJet MJ-600 — это широко известная радиостанция Си Би диапазона 27 МГц. Если вы спросите любого дальнобойщика, какую рацию купить, то скорее всего услышите ответ — Мегаджет 600. И не удивительно, ведь рация MegaJet 600 уже выпускается достаточно давно и прошла испытания в различных условиях и на разных трассах России и СНГ. Если посмотреть нашу статистику по продажам радиостанции MJ-600, то можно сказать, что процент возвратов составляет менее 0,1 %. Количество же положительных отзывов чрезвычайно велико. На этом основании можно сделать вывод, что MJ-600 — это надежная автомобильная рация с хорошими техническими характеристиками. Рация имеет большой дисплей, удобные (увеличенные) ручки управления громкостью (VOL/OFF), регулятора уровня шумоподавления (SQ) и переключателя каналов (CH).
При помощи кнопок, расположенных на передней панели рации, можно настроить различные функции. Это переключение вида модуляции AM/FM, сканирование (SCAN), поочередное прослушивание двух каналов (DW), быстрый переход на экстренный канал связи (CH9), включение/выключение автоматического шумоподавителя. Есть 4 ячейки памяти (М1-М4), кнопка функции (FUN)- благодаря этой кнопке каждая функциональная клавиша имеет вторую функцию, отображение канал/частота и она же вкл./выкл. пикания кнопок (FR/BP) и наконец кнопка LCR — включение последнего рабочего канала.
Рация Мегаджет MJ-600 может раскрываться на 240 каналов, что позволяет её использовать как рацию для такси. Еще есть возможность перехода на Российскую/Европейскую сетки (0/-5). Т.е. с этой рацией можно кататься по России, Европе, где частота дальнобойщиков 27.135 МГц, а также использовать на Украине и в Белоруссии, где частота дальнобойщиков равна 27,130 МГц.
Вот, что написано в инструкции к рации MJ-600: «Микропроцессорная система управления всеми режимами радиостанции выполнена на базе центрального процессора SAMSUNG 3P8249XZZ-TWR9.
Электрическая схема радиостанции дополнена отдельным синтезатором частот на микросхеме MC145170-2 (MOTOROLA) с внешним цифровым управлением. Это повышает стабильность рабочих параметров, улучшает спектральную чистоту формируемых сигналов и, что немаловажно, позволяет применить микросхему энергонезависимой перепрограммируемой памяти EEPROM (ATMEL 24C02N) для обеспечения долговременного поддержания и сохранения текущих режимов и пользовательских установок.»
Написано мудрено, но вполне убедительно, внушает доверие. Нас же, как простых пользователей интересует как она принимает, как она передает, как она звучит, как работает шумоподавитель и т.д. По собственному опыту и по отзывам покупателей можно сказать, что рация вполне удовлетворяет требованиям любого пользователя. Нужна ли доработка MJ-600 ? Скорее всего нет. Если некуда девать деньги, то можно их выбросить, оплатив работу какого-нибудь «эксперта», зазывающего новичков на свой форум, чтобы заработать себе на хлеб.
MegaJet MJ-600
Особенности рации Мегаджет 600:
Компакт-дизайн
Микропроцессор SAMSUNG 3P8249XZZ-TWR9
Энергонезависимая память на микросхеме ATMEL 24C02N
Отдельный синтезатор частоты на микросхеме MC 145170-2
Передняя панель с большим ЖК-дисплеем Black Matrix
Идеальный автоматический шумоподавитель
Эффективный цельнометаллический радиатор-панель с увеличенной поверхностью
www.drive2.com
Переделка СиБи радиостанций в режим ЧМ — Модификация cв радиостанций — МОДИФИКАЦИИ РАДИОСТАНЦИЙ — Каталог статей
Году этак в конце девяностых, во времена бардака в нашей стране, увлекся я СиБи радиосвязью. И всё вроде хорошо, вот только использовался для работы в эфире в основном режим частотной модуляции. А поскольку у людей денег особенно не было, то привозили они из-за рубежа старенькие трансиверы, в которых присутствовал только режим амплитудной модуляции. Это были в основном станции типа Onwa, Alan-18, Alan-38, Alan-98, Cobra и множество им подобных, имя которым уже и не упомню. Вот и пришлось придумать, как с помощью «подножного корма», иначе говоря — имеющихся в заначке деталей, довести данные станции до ума. Работоспособность стопроцентная, если внимательно отнестись к переделке. Предупреждаю сразу: все ковыряния внутри трансивера производите ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННОМ ПИТАНИИ!!!, иначе будете ругать меня (!) за поврежденную микросхему синтезатора.Схема дополнительного блока
Доделки в схеме радиостанции
Схема дополнительного блока состоит из трех частей. Первая, основанная на микросхеме К174УР1, является обычным ЧМ детектором. В этом узле возможно применить и аналогичные микросхемы серии 174, типа УР3, УР4, УР7, ХА6, включив их соответственно даташиту. Но УР1 в те времена было и легко достать, и стоила она копейки, и работала не в пример устойчивее и «красивее», нежели указанные далее по списку. Да и обвески требовала минимум. В качестве элемента дискриминатора можно применить стандартный ПЧ контур на 455/465 кГц от любого стандартного радиоприемника. Сам я применял готовые контура, используя битые китайские балалайки, поэтому никаких моточных данных не привожу. Вторым вариантом было применение в качестве элемента дискриминатора обычного кварца на 455 кГц, который широко применяется в пультах дистанционного управления телевизорами. Либо применить трехножковый фильтр на эту же частоту из тех же битых балалаек. Какие ножки подключить — смотрите по месту, по наиболее качественному принимаемому сигналу. В этом случае напряжение НЧ, развиваемое детектором, на порядок выше, нежели при применении контура. Для более качественного приема и для компенсации разности между частотой ПЧ и частотой кварца, необходимо подобрать резистор 3 кОм, подключенного параллельно кварцу. Резистором 470 Ом на 11 ноге микросхемы хорошо бы подобрать напряжение питания на этой ноге в пределах 8 — 10 Вольт.
Второй узел дополнительного блока — это электронный коммутатор НЧ сигналов между детекторами АМ и ЧМ. Можно бы было выполнить его как обычный переключатель, но, поскольку нам требуется еще и управлять способами модуляции (о чем ниже), было решено сделать всё электронно.
Третий узел дополнительного блока — ограничитель и коммутатор модулирующего НЧ-сигнала. Сам сигнал снимается с УНЧ трансивера, затем ограничивается и подается на варикап синтезатора частот. Естественно, что более лучший вариант — установка еще одного варикапа чисто для модуляции ЧМ, но поскольку в те времена достать варикапы было затруднительно (выдрав, разве что, из УКВ-блоков), решено было использовать то, что есть. Резистор 100 кОм лучше расположить рядом с конденсатором 2200 и как можно ближе к варикапу — прямо навесным монтажом, залив затем парафином от свечки, чтоб не болтались. В этом случае нам не придется подстраивать контур задающего генератора после установки дополнительных деталей. Транзистор используется как электронный ключ, замыкая выход ограничителя на «землю», как в случае «приема», так и в случае режима АМ. При приеме он открывается напряжением с вывода РТТ, поскольку в этом режиме на этом выводе присутствует около 12 Вольт. При переходе в режим передачи РТТ замыкается на «массу» контактами в тангенте, и транзистор закрывается, пуская тем самым модулирующее НЧ напряжение далее, через регулятор уровня модуляции 10 кОм, на варикап. В режиме АМ транзистор также открыт, препятствуя паразитной частотной модуляции.
Доделки в трансивере очень просты. Сначала занимаемся трактом приема. Находим последний к детектору контур ПЧ. Снимаем с него сигнал для ЧМ детектора. Хорошо бы, чтобы соединительный провод к точке «А» был как можно короче. В случае с радиостанциями, корпус которых металлический (Onwa), этим можно пренебречь, но если корпус пластмассовый (Cobra, Alan-38), то лучше расположить плату дополнительного блока поближе в последнему каскаду ПЧ. Далее находим регулятор громкости, отсоединяем от него крайний провод, идущий на выход АМ-детектора — это будет точка «Б» дополнительного блока. К самому же регулятору подключаем провод «В» от коммутатора НЧ. Для начала всё, можно настраивать ЧМ-детектор. Естественно, что в случае применения кварца все сводится только к контролю работы приставки. Может понадобиться немного подстроить контур ПЧ, поскольку к нему подключается дополнительный конденсатор 10 пФ (хотя в случае подключения к катушке связи этим можно пренебречь).
Переходим к режиму передачи. Находим на плате трансивера микросхему УНЧ TDA2003 (или подобную, бывают варианты) и выходной трансформатор. В режиме АМ эти узлы являются модулятором. Вывод 4 TDAшки подключаем к точке «Г» дополнительного блока — входу ограничителя. В случае иной микросхемы мощного УНЧ — сверяемся с даташитом о выходной ножке. Далее находим диод между выходным трансформатором и питающим проводником выходного ВЧ-каскада (диода может и не быть) — перерезаем дорожку от диода к ВЧ-транзисторам. Подключаем переключатель SA1.2. В режиме АМ схема трансивера должна остаться прежней, а в режиме ЧМ выходные транзисторы отрываются от АМ-модулятора и на них подается непосредственно напряжение питания. Провод «Е» подключаем к требуемому выводу на разъеме тангенты (определяем тестером — в режиме приема на этом выводе присутствует напряжение около 10 — 12 Вольт, в режиме передачи — КЗ на «массу»). Вывод «Д» дополнительного блока подключаем к варикапу, см. об этом выше.
Теперь можно проверить трансивер в режиме передачи. Для контроля можно использовать либо второй трансивер, либо коллегу по эфиру. Глубина модуляции в режиме ЧМ устанавливается потенциометром 10 кОм. Режим ограничения подбирается резистором 20 кОм.
Как бы и всё… Конечно, я описал вариант переделки, сохраняющий все предыдущие фичи СиБи станции. Если же от режима АМ по каким-то причинам решено отказаться (нет места для переключателя или «нафиг он нужен»), то схема подключения дополнительного блока упрощается. Питание выходных ВЧ транзисторов переключается напрямую на +12 Вольт (диод АМ-модулятора удаляется). Коммутатор НЧ-выходов не собирается, а 8 ножка УР1 подключается к точке «В». Вся остальная схема дополнительного блока остается без изменений.
По данной схеме мною было переделана уйма трансиверов и никто вроде потом не жаловался…
Андрей Воронцов (rw6hrm).
radioprofi.com.ua
Сообщества › Радиосвязь и Радиолюбители › Блог › Автомобильная СиБи антенна из подручных средств. ч. 1я.
Часть 1я, теоретическая.
Кто следит за моим блогом и сообществом Радиосвязь и радиолюбители, в курсе событий – приобретение мной Си-Би радиостанции и моим творчеством 🙂
Покупать готовую антенну меня не то что жаба задавила,
Жаба она такая, коварная…
может и купил бы, да финансы поют романсы. Кстати о ценах, странная закономерность, чем длиннее антенна, тем она дороже… значительно дороже!
Кое какой опыт с ВЧ техникой имеется, руки растут чуть ниже плеч, но не значительно, почему бы не сделать самодельную антенну на автомобиль?
Что бы что-то сделать, надо понимать, что ты делаешь. Я посмотрел антенны заводского изготовления, схемы их подключения. Попробую нарисовать и объяснить, как это работает на простых словах.
Из уроков физики, кто еще помнит, там была схема контура, где пластины конденсатора раздвигали и получалась антенна. Ну я бы не сказал, что физики дураки, но объяснение не правильное, вернее нефига не доходчивое.
Вооружимся теорией и онлайн калькулятором (расчет частоты tel-spb.ru/lc.html и количества витков coil32.narod.ru/calc/one_layer.html )
Провод свитый в спираль/катушку имеет индуктивность, например, 10 витков провода на каркасе диаметром 20 мм при длине намотке 10мм (диаметр провода 1мм) имеет индуктивность 2.136 мкГн (микро Генри), при емкости контура 10 пФ (пико Фарад), резонансная частота контура по расчетам составляет 15,9 МГц (мега Герц).
Давайте грубо и весьма неправильно примем, что один виток провода будет иметь погонные характеристики 1мкГн /1пФ (длина витка 2*Пи*r будет 2*3,14*10=62,8мм). То если размотать нашу катушку и выпрямить провод, у провода длиной 628 мм будет емкость 10пФ и индуктивность 10мкГн, и резонансная частота 15,9 МГц. Смотрите Рис. 1.
Вот так и получается антенна, это кусок провода в зависимости от удельных погонных характеристик имеет свою резонансную частоту, на которой он излучает в пространство. Свернутый в катушку провод излучает он крайне слабо.
Контур и антенна, схожесть и различие.
Принято, что длина эффективного излучателя должна быть кратна ¼ длины волны (длина волны считается так: 300/F где F в МГц).
Если часть провода свить в катушку, а часть выпрямить, то получится электрически укороченная антенна (Рис. 2). Теперь думаю понятно, для чего в коротких антеннах на СиБи применяются удлиняющие катушки. Не убудем углубляется в теорию антенн, мои познания не так глубоки для обучения этой теории, а эта статья такой цели не имеет.
Антенна с удлиняющей катушкой (питание не показано)
Вернемся к нашим антеннам для СиБи. Длина волны около 11 м. Значит, чтобы получить эффективную антенну, нужен отрезок провода длиной 2,75 м и такой же противовес (получим диполь). Так как в качестве противовеса может выступать земля (заземление) или корпус автомобиля, то нужен всего один провод.
Но 2,75 м это длинный провод, особенно в городских условиях и располагать его нужно перпендикулярно земле. Укоротить его можно свернув часть в катушку. Почему в катушку не на конце провода, а в точке питания, любопытные читатели найдут в литературе )
Но просто свернув в катушку провод, можно столкнуться с одной неприятной особенностью, из-за высокого или низкого входного сопротивления, не удастся вогнать КСВ в приемлемый диапазон.
На Рис. 3 слева как раз изображен такой случай, из-за низкого входного сопротивления антенны, передатчик работает на рассогласованную нагрузку.
Еще из минусов такого включения, то что выход передатчика электрически связан с незаземленной антенной. В грозу или при касании проводов антенной можно получить нехилый фейерверк в машине и лишиться дорогого оборудования.
Включение питания на антенну.
Подробнее рассмотрим правую часть Рис. 3.
Там используются уже 2 катушки, L1 является согласующей, а L2 удлиняющей. Антенна заземлена через катушку по постоянному току. Такое включение катушек, а физически это может быть одна катушка, уже является автотрансформатором. Подбирая количество витков L1 можно точно подстроить входное сопротивление антенны, а числом витков L2 скомпенсировать недостающую длину антенного штыря и подстроить резонанс антенны.
Всем известная Lemm 2001 Turbo сделана по тому же самому принципу. Это удлиняющая или «горячая» катушка
Lemm 2001 Turbo — горячая катушка
а это «холодная» или согласующая катушка
Холодная катушка
www.drive2.ru
Си-Би… Как это было! — DRIVE2
Си-Бистам, радиолюбителям и всем увлеченным людям
Прочитав рассказ вы также узнаете, почему мой ник 2350…
(произносится «двадцать три пятьдесят»)
Написать меня побудила ностальгия: 91 год, первые эксперименты с радиосвязью в автомобиле. Теперь это история — сейчас у каждого есть мобильный телефон, а тогда нас принимали кто за ментов, кто за бандитов… И ГАИшники не знали что с нами делать: автомобиль с длинной антенной, с радиостанцией, там какие-то переговоры… и разрешение на использование радиостанции какое-то имеется… денег взять или отпустить? Приходилось разъяснять.
20 лет спустя или как это было… (следующие 3 абзаца можно пропустить)
Зовут меня Андрей (если интересно Голубев). Родился в Москве в Кузьминках. По рассказам родителей с самого рождения проявлял огромную тягу к проводам, трансформаторам и т.п. которые вскоре вытеснили любые другие игрушки. В 6 лет впервые взял в руки паяльник, а в 7 лет собрал приемник прямого усиления (из набора). Увлечение было настолько серьезным, что я не думал ни о чем другом. Единственная тема для общения у меня была радиоэлектроника, а так как сверстников увлеченных этим же рядом практически не было, общение происходило в основном с книгами. Конечно же это сказалось на учебе в школе — она мне была просто не интересна: школу я закончил с шестью тройками в Аттестате. Но электроника давалась крайне легко. Было множество успехов. Главное, меня никогда не мучили вопросы: «Чем заняться?» или «Кем я буду, когда вырасту?»
После школы «по инерции» поступил в Московский Энергетический Институт (так хотели родители, они у меня все из МЭИ). Но учиться мне было не интересно: «Единственная тема для общения у меня была радиоэлектроника, а так как сверстников увлеченных этим же рядом не было…». Представить себе невозможно, что из 24-х человек, учащихся в группе на факультете Промышленной Электроники, только двое людей (включая меня) знают на кого они учатся: остальные резистор от предохранителя не отличают. Через год меня забрали в армию, где я окончательно понял, что в институте мне не место. К учебе я так и не вернулся.
После армии работал наладчиком контрольно-измерительных приборов: ремонтировал осциллографы, частотомеры, СВЧ-генераторы и т.п. Знаний и накопленного опыта оказалось предостаточно: буквально через два месяца получил кличку «гений» (помните такое кино?) и помогал «взрослым дядям» разбираться в схемах. Получил 6-й разряд…
Вот тут и произошел «плавный переход» от электроники к радио. Тема радио (точнее эфир, волны, передатчики) всегда были окутаны какой-то таинственностью, а она как известно, сильно притягивает… Вообщем шел 1991 год. Я тогда знал, что в России разрешили «Гражданский диапазон». Но если бы знать что «это» такое, работает у нас кто-нибудь в нем или нет? Конечно же глупых вопросов «Где купить радиостанцию?» я не задавал и сконструировал две портативные «рации» в АМ на частоту 27,120 МГц с выходной мощностью 1,5 Вт. Две — потому что не знал работает там кто-то или нет. Это была моя первая конструкция «излучающая радиоволны». В качестве антенн использовались телескопические «усы» от комнатной телевизионной антенны, длинной около 1,2 м. Первый раз я вышел в эфир в ноябре 1991 года. Примерно месяц «проверял дальность» разъезжая по своему району на машине (в то время я уже жил на «Юго-Западной») и связываясь с домашними, которых заставлял выходить на балкон 14 этажа…
Только через месяц я понял, что «тут» есть еще кто-то. Первая связь состоялась с Александром 3А-117 (ныне «Рамзес»). Как сейчас помню — темный декабрьский вечер, несомненно балкон: «Здесь сто семнадцатый, Александр, добрый вечер, как Вас зовут? Прием.» Конечно перепугался. Кто его знает — приедут увезут: ведь я в прямом смысле слова тогда был радиохулиганом! Но внутреннее чувство подсказало: «Это свой, такой-же как и ты! Беседа была длительной и интересной, несмотря на то, что замерзли не только руки… На следующей неделе поехал в ГИЭ (тогда еще так называлась) и получил «Разрешение на право пользования портативной радиостанцией № 3А-2350». Это и стал мой позывной… Весной установил на крыше своей 16-ти этажки четвертьволновой GP и начал «по настоящему» общаться в эфире.
Первые Си-Бисты, в основном, были люди с радиолюбительским опытом. Наверное благодаря этому в Си-Бишный диапазон «перетекла» теплота, дружба и взаимовыручка из любительских КВ диапазонов. Нас было немного, человек 20 — 30, все знали друг друга по позывным, именам, мгновенно узнавали по голосу, казалось эти люди были старыми давними друзьями. Появление нового корреспондента воспринималось как праздник: все сразу старались провести с ним связь, узнать откуда он работает, какая аппаратура, ответить на его вопросы, помочь советом и т.д.
Каждый вечер «собирались» на частоте 27,150
www.drive2.ru