Социальная структура древнего египта схема – Социальная структура Древнего Египта: интересные факты :: SYL.ru

Социальная структура Древнего Египта: интересные факты :: SYL.ru

Дошедших до нас сведений о социальной структуре Египта древнейших эпох очень мало, поэтому ученые могут лишь делать предположения. Однако даже этих скудных материалов достаточно для того, чтобы понимать – она отличалась от рабовладельческого строя или крепостничества. Познакомимся с социальной структурой Древнего Египта и ее особенностями, некоторыми интересными фактами.

Общая характеристика

Древний Египет представлял собой государство с централизованной властью, во главе которого находился фараон, чье господство передавалось от отца к сыну. Рассмотрим кратко социальную структуру общества Древнего Египта. Ей были присущи следующие черты:

  • господство царских и храмовых хозяйств;
  • очень медленное развитие, поэтому в эпоху Нового царства в обществе существовали те же классы, что и в древнейшую;
  • четкая иерархия, перейти из одного класса в другой было практически невозможно.

Какие же классы выделялись? Социальная структура Древнего Египта в иерархическом порядке выглядит так:

  • фараон;
  • чиновники, высшие жрецы и военачальники;
  • номархи;
  • средние чиновники, средние жрецы;
  • ремесленники и земледельцы,
  • рабы.

Принадлежность к тому или иному классу была наследственной, поэтому сын землепашца, к примеру, мог лишь мечтать о том, чтобы постичь профессию писца. Напротив, придворный чиновник, вызвавший гнев фараона, мог попасть в немилость и лишиться своего благосостояния. Рассмотрим социальную структуру Древнего Египта, характеристики всех ее слоев.

Верхушка

Во главе древнеегипетского государства находился фараон, чья власть передавалась по наследству и была ничем не ограничена. Подданные искренне верили, что властитель – это земной представитель всесильных богов, поэтому решения фараона критике не подвергались. Чаще всего на египетском троне находился мужчина, но известны случаи и воцарения женщин-цариц.

Также к числу элиты относились:

  • Приближенные фараона, доверенные люди, нередко — родственники, или же доказавшие свою преданность, они именовались «чати».
  • Номархи – представители повелителя в номах, это административно-территориальная единица деления страны (по типу наших областей и краев), власть в которой, конечно, принадлежала фараону, но осуществлялась и контролировалась номархом – его доверенным лицом. Чаще всего на эту должность назначалась родственники или же доказавшие свою верность, прославившиеся в боях представители знати.
  • Жрецы пользовались особым почетом и уважением, они владели тайными знаниями, занимались медициной, предсказаниями, передавали волю богов.

Не всегда отношения представителей «верхушки» были идеальными. Так, фараоны нередко конфликтовали со жреческой кастой.

О роли чати

Главных помощников фараонов именовали «чати», синонимом слова можно назвать более привычное нам «визирь». Это были важнейшие представители социальной структуры Древнего Египта. Кратко описать их роль можно так: советники царя, его правая рука, именно чати нередко занимались управлением государством, помимо военных отраслей. Их обязанности были многообразными:

  • заведовали казной;
  • руководили строительством;
  • являлись верховными судьями;
  • надзирали за погребениями;
  • выполняли функции градоначальника;
  • были хранителями царской печати.

В эпоху Позднего царства появилось два чати: один руководил Верхним Египтом, другой – Нижним. Правила гласили, что этот визирь должен был быть в курсе всего, что происходит и в государстве, и в царском дворе. Именно к чати направлялись все царские визитеры перед тем, как их допускали к фараону.

Среди визирей немало имен, которые дошли до наших дней, благодаря особым заслугам:

  1. Имхотеп. Чати фараона Джосера, был не только талантливый чиновником, но и выдающимся архитектором, именно ему приписывают строительство первой в истории пирамиды.
  2. Хемиун. Как полагают историки, не только был правой рукой Хеопса, но и руководил строительством величайшего памятника всех эпох, гигантской пирамиды в Гизе.
  3. Птаххотеп. Считался одним из прославленных мудрецов древних времен, именно его авторству приписывают знаменитые «Поучения Птаххотепа», первый в истории человечества философский труд, написанный на папирусе и сохранившийся до наших дней. Это единственное произведение Древнего царства, которое смогло пережить тысячелетия.
  4. Небет. Единственная в истории женщина-визирь, отличалась образованностью и была тещей правящего фараона.

Итак, чати были очень важны в социально-политической структуре Древнего Египта, нередко в их руках была сосредоточена основная власть. Визири занимались и назначением чиновников.

Другие высшие чины

В обществе страны пирамид, помимо чати, выделялись и другие чиновники, приближенные к фараону, но обладающие уже меньшим влиянием. Это следующие должности:

  • номархи, представители власти фараона на местах;
  • заготовители запасов;
  • управляющие;
  • начальники складов;
  • предводители войска;
  • носители царских сандалий и опахал.

Должности носили наследственный характер, но обязательно утверждались верховным владыкой. Нередко гробницы этих чиновников размещались у пирамид фараона, чем выше были заслуги, тем ближе их тела покоились к саркофагу владыки. На саркофагах самих сановников обычно описывалась его преданность фараону и основные ступени карьерной лестницы, которые ему довелось пройти. Именно по этим данным исследователям и удается восстановить специфику бюрократической и социальной структуры Древнего Египта.

Военные дела

Ранее уже было сказано, что вся власть принадлежала фараону и являлась абсолютной. Правой рукой могущественного владыки был визирь – чати, но он заведовал всеми делами в государстве, кроме армии. А кто же руководил армией великого фараона? Это был специальный сановник, подчинявшийся исключительно царю. Нередко он являлся начальником Дома Оружия. В его ведении было строительство крепостей и укреплений, военных кораблей, именно ему подчинялись оружейные мастерские. Хотя армию во время походов возглавлял непосредственно фараон, роль военного сановника была огромна: он руководил и подготовкой к выступлениям, и набором ополченцев, то есть во многом определял исход похода.

Жрецы

Особенностью социальной структуры Древнего Египта было наличие касты жрецов, которая служила при храмах. В чем же были их особенности?

  1. Нередко храмовая служба сочеталась с выполнением государственных обязанностей.
  2. Пользовались почетом и уважением, иногда боялся жрецов даже фараон. Хотя истории известны случаи конфликтов царя и служителей храмов.
  3. Древние египтяне верили, что правом общаться с богами наделены лишь жрецы.
  4. Умели лечить болезни, нередко среди жрецов находились талантливые по тем временам хирурги.

Высшим жрецом считался фараон.

Особенности распределения земель

Египет являлся государством земледельческим, поэтому земли составляли его главное богатство. Основная часть сельскохозяйственных угодий принадлежала фараону, при этом она подразделялась на два пласта:

  • собственно фараоновские земли, так называемый царский фонд, использовались для нужд царя и его семьи;
  • царские земли, выданные в качестве привилегий вельможам, военачальникам, они носили наименование вельможеских хозяйств.

Также отдельно выделялись храмовые хозяйства – земли, принадлежащие храмам. Они обслуживали многочисленную касту жрецов.

Положение земледельца в обществе

Обработкой царской земли занимались мелкие земледельцы, которые были вынуждены пополнять казну. Они оплачивали налоги, выполняли работу на земле в пользу фараонов, при этом класс составляли коренные египтяне, рабы к земледельцам отношения не имели. Отличительные черты этой прослойки таковы:

  • отсутствие скота;
  • не было собственных орудий труда;
  • семенное зерно были вынуждены покупать из царских запасов по завышенной стоимости;
  • все работы проводились под строгим административным контролем;
  • часть урожая отдавалась в качестве натуральных податей в казну;
  • по своему желанию царские земледельцы не могли сменить место жительства;
  • они находились в весьма ущемленном положении, при необходимости объем необходимых для выполнения работ мог быть увеличен.

В социальной структуре Древнего Египта земледельцы, именуемые словом «мерет», играли важнейшую роль: они были основными производителями продовольствия. На дошедших до нас изображениях можно видеть, как проходил процесс эволюции сельскохозяйственного труда. Сначала землю обрабатывали вручную, используя лишь примитивные мотыги. Потом были одомашнены тягловые животные, а на фресках появились крестьяне, ведущие скот за собой.

Кто еще входил в вельможное хозяйство?

В Древнем Египте социальная структура общества была довольно сложной. В вельможное хозяйство, помимо самого приближенного фараона и уже указанных выше земледельцев, входило несколько должностей:

  • домоправители, иначе – управляющие хозяйством, именно в их непосредственном подчинении находились прочие должности;
  • писцы;
  • мерщики;
  • счетчики зерна;
  • хранитель ведомостей.

В ведении первых находилось управление всеми делами, то есть им подчинялись все остальные жители хозяйства.

Должность писца

Говоря о социальной структуре Древнего Египта, отдельно следует упомянуть писцов, которые представляли собой особый привилегированный класс общества. Это были высокообразованные люди своего времени, которые хорошо владели искусством иероглифического письма, понимали арифметику, нередко принимали участие в выполнении переводов. Сами писцы имели собственную иерархию:

  • руководители занимали высокие посты в государстве, принимали участие в политической деятельности;
  • наставники и инспекторы – так называемое среднее звено;
  • помощники чаще всего выполняли функции секретарей.

Как правило, должность переходила по наследству. Сыновья писцов, получив предварительно специальное образование, продолжали их дело. Обучение проводилось при храмах, где были оборудованы библиотеки. Стать писцом считалось почетной обязанностью, удавалось это лишь представителям зажиточного класса, простой земледелец мог лишь мечтать об этой должности.

Узнать писца было просто: он всегда при себе имел свиток, чернила, палочку для письма, перья. В его обязанности входил учет. Эти образованные люди всегда знали, сколько человек занято в той или иной работе. Нам известны следующие обязанности писцов:

  • учетчик подношения;
  • сотрудник при храме;
  • архивист;
  • переписчик скота;
  • секретарь;
  • сопровождающий;
  • учетчик ополченцев.

Эта интеллектуальная элита имела большое значение, они не только ведали учетом, но и оставляли записи, часть которых дошла до наших дней. Она является бесценным источником знаний о классовой структуре страны пирамид.

Рабы

Нередко рабами становились пленные, особенно ливийцы и эфиопы, они были полностью лишены прав, владелец мог продавать своего раба. Использовались рабы в качестве слуги в богатых домах, на полях работали редко. В социальной структуре Древнего Египта изначально особой роли они не играли.

Пленные нубийцы и ливийцы, сильные и храбрые воины, в эпоху Нового царства стали использоваться как представители полиции, наемные воины. Они помогали собирать налоги, преследовали преступников и играли роль палачей.

Как ученые узнают информацию?

Многих интересует, откуда ученые могут судить о социальной структуре Древнего Египта, ведь нас от этой цивилизации отделяет несколько тысячелетий. До наших дней дошло несколько источников:

  • фрески и наскальные изображения, на которых представлен труд земледельцев, писцов;
  • труды дошедших до нас историков более позднего периода, например греческого Геродота, которые описали известные им факты.

Эти источники помогли понять, на каких принципах было построено египетское общество. Так, сам фараон на фресках изображался фигурой большого роста, его супруга и вельможи были несколько ниже, простые люди казались крохотными рядом с могучим владыкой. Уже этот факт говорил о том, что в социальной структуре Древнего Египта царило неравноправие. Однако подобная несправедливость была присуща прошлым эпохам, нередко добиться положения можно было лишь имея благородное происхождение, а не собственными заслугами.

Несколько интересных фактов

Рассмотрев особенности социальной структуры Древнего Египта, предлагаем узнать несколько интересных фактов об особенностях жизни в этой необычной и загадочной стране:

  • необычным для древнего мира было фактическое равенство женщин и мужчин, причем некоторые представительницы прекрасного пола того времени с успехом постигали профессию врача, известно даже имя женщины-медика, Мерит Птах, которая занималась лечением травами и была акушеркой;
  • среди представителей класса мерет были довольно необычные должности, профессии: птицеловы, пивовары, рыбаки, позднее появились ткачи, металлурги, штукатуры.

Много неразгаданных загадок оставил после себя Древний Египет. Социальная структура и ее особенности чем-то схожи с делением общества других цивилизаций и стран, а в чем-то являются абсолютно уникальным явлением.

www.syl.ru

социальная структура и ее особенности

Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, — родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь — замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны.

Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война.

Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества).

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, — жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией «рабы, крестьяне – знать». Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

fb.ru

Общественный строй Древнего Египта — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Социальная структура Древнего Египта

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие «слуга царя» — полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи «людей, скота, золота», на основе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой,

развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация «слуг царя», оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от «слуг царя», были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель («дом номарха») наследственные земли («дом отца моего»), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться «слугам царя» в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы «слуг царя» выделяются так называемые неджес («маленькие»), а среди них «сильные неджес«. Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие «торговец», а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия «дом», ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике «Речение Ипувера», из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. «Земля перевернулась, словно гончарный круг», — пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином «немху«. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и «простых людей». Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

«Наряд» на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил «простого человека» к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд «простых людей», он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись «простым людям», положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

 

studentu.info

§ 10. Структура древнеегипетского общества

§ 10. Структурадревнеегипетского общества

Египтяневоспринимали человека как маленькую частицу, занимает свое четко определенное место вбольшом общественном организме. Земледельцы обеспечивали продуктами питаниявсю страну. Ремесленники производили вещи повседневного обихода, рабочие трудилисьна строительстве храмов и пирамид. Писцы подсчитывали размеры урожая иопределяли налоги. Фараон,военные и жрецы руководили всей государственной системой. Принадлежность жителя к тойили иной слои определяласьработой, которую он выполнял. Но даже земледелец или ремесленник, имея способности,получив образование, мог стать писцом, чиновником, жрецом.

 

Понятия и термины

Налог — Денежный илинатуральный платеж для содержания государства.

Слой (Илисоциальное положение) населения — часть народа с четко определенными правами иобязанностями.

Иерархия — Разделение обществана слои (социальные состояния) и подчинение низших по положению вобществе — выше.

 

1. Фараон и чиновники

Наглаве государства стоял фараон. Ниже фараоном ступеньку в общественной иерархиизанимали высшие чиновники. Обычно фараон назначал на эти должности своих сыновей идочерей или других родственников. Среди чиновников отличался главный «министр» – чате. Он занимал высшую административную должность в стране иотчитывался только перед фараоном. Ниже стояли правители номов.На их плечи ложилась вся сложнейшая система управления строительствомпирамид, каналов, оросительной системы, в целом жизнью общин, входивших в номов. Войском руководили военачальники.

 

2. Жрецы

Почтикаждый город Египта имело своих богов. В их честь строили храмы, которымизаботились жрецы. Наивысшей должности считалась должность верховного жреца – слугибога. Им часто был сам фараон. Следующую строчку занимал жрец, управлявшийхрамами. Верховному жрецу подчинялись так называемые низшие жрецы – уабу. Они выполняли повседневные ритуалы, заботилисьсостоянию храма и потребностями богов. Среди уабуотличались: жрецы-астрономы, наблюдавшие за звездами и пыталисьпредсказывать будущее; жрецы, которые следили за распорядком дня в храме; чтецы, чтопроговаривали священные молитвы; переписчики папирусов; хозяйственники,заботились сельскохозяйственными угодьями, библиотеками и др.

 

3. Писцы

Уважительнымичиновниками были писцы. Они имели много обязанностей: записывали решения,приняты фараоном, определяли уровень воды в Ниле во время наводнения и в водохранилищах.Также писцы должны были проверять границы полей после разливов реки,учитывать урожай, осуществлять контроль за количеством скота, вина и др.Иногда они составляли соглашения, писали личные письма, записывали ритуальные словаи молитвы. На их плечи ложилось определения и сбора налогов.

Положениечеловека, умела писать, в обществе было высоким, потому грамотных былонемного, а письмо было очень сложным. Писцы все время носили с собой принадлежностидля письма: деревянную дощечку с красками, сосуд с водой для их разведения итростниковые палочки, которыми и намечали иероглифы.

 

4. Крестьяне и ремесленники

Подавляющеечасть жителей Древнего Египта составляла свободные земледельцы. Они объединялисьдля возделывания «лозунге, строительства и использования оросительной системы,образуя земледельческие общины. Именно земледельцы выгона валы большое количествообязательных работ: сооружали пирамиды, дворцы, гробницы. Еще одним ихобязанностью перед государством была служба в армии фараона. Важным звеном в общественнойжизни были ремесленники, которые обеспечивали жителей Египта всем необходимым.

 

Документ

Из биографии Метени

[Наследство, полученное Метени.] Было дано емуимущество отца его Инпуеманха, Судьи и писца: не было(Нет) зерна, (нет) имущества всякого домашнего, а были люди мелкий.

[Карьера Метени] Он был поставлен первым писарем пищевых складов,начальником имущества пищевых складов … был номархомБычьего ному, После того как (был) судьей Бычьегоему … поставлен начальником всего царского льна, он былпоставлен правителем поселков …, правителем большого укрепления …, номархом Саиса…

 

Вопросыдокумента

Чего мог достичь в Древнем Египте потомок судьи и пишущего? Обоснуйте своюмнение.

 

Понятия и термины

Армия — Военнаяорганизация, которая служила для защиты границ страны от нападений врагов идля захвата новых территорий.

Трофей — Имущество ипленные, захваченные на войне.

 

5. Воины Египта

АрмияДревнего Египта состояла из пехоты и боевых колесниц. Войско фараонысобирали по необходимости. Иногда армия насчитывала несколько тысяч человек, а иногдадостигала десятков тысяч. Войско набирали из крестьян. К нему попадал один изста взрослых мужчин. Командовали армией старшие офицеры. Основной задачейвойска была охрана границ страны.

Повремен Нового царства армия стала профессиональной, ее основу составляли воины,побывали в сражениях и военных столкновениях. За свою службу они получали рабов,трофеи, земельные наделы. Часто египетское войско усиливалось наемниками,например нубийцами, жившие на юге государства.

Египетскаяпехота была основой войска. По Нового царства она состояла излегко- и тяжеловооруженных воинов.Первые умело орудовали луком и стрелами. Вторые вооружались легким серпасто илитяжелым прямым мечами. Распространенными были короткие копья и копья для метания – дротики.Но главным оружием оставался лук. Египетская пехота имела защитные доспехи,состояли из грубой ткани, которой обертывали тело, кожаных или бронзовыхшлемов. Тело защищал щит, который должен закругленный верх. Пехота делилась набольшие и меньшие подразделения – численностью 250 и 50 человек.

 

Египетское войско

 

Колесницыпоявились в Египте за Нового царства. их делали из дерева, и они были чрезвычайнолегкими. Весила колесница всего 34 кг. Следовательно, поднять ее могла даже одначеловек.

Наколесницы было два воина. Один управлял ею, второй – уничтожал врагов,стреляя из лука, бросая дротики или применяя при рукопашного боясерпастый меч или топор. На правой руке извозчика был закреплен щит,защищал и его, и воина. Извозчик был шлем и длинный плащ с бронзовыминакладками. Воин был привязан к колеснице кожаными поясами, и поэтому оберуки его оставались свободными для ведения боя. Иногда колеснице яркоукрашали. Наиболее роскошной всегда была Иероглиф боевая колесницафараона. ее расписывали яркими красками на золотом фоне.

Длязащиты границ страны строили крепости, но лишь на севере и на юге.С запада и востока Египет был защищен скалами и пустынями. Египетскиекрепости имели форму круга, квадрата или прямоугольника и защищались рвами. Рядомс стенами строили башни с площадкой для воинов.

Однимиз примеров инженерного искусства древних египтян является крепость Абидосв Верхнем Египте. Она имела форму прямоугольника со сторонами 125 и 68 м. Высота стендостигала 11 м,а толщина составляла 2 м.

 

6. Рабы

Рабовназывали «живые мертвые» или «живые для убийства». Такое название говорит о том, чтосначала это были военнопленные. Рабами также могли стать обедневшие крестьяне задолги на определенное время, и преступники. Преимущественно рабов использовали на тяжелыхработах в земледелии, рудниках, армии. Рабство не всегда было пожизненным. Рабы-иностранцы мачты получить свободу, вступивв армию. Египетские крестьяне, попавшие в рабство за долги, становились свободными,отработав их.

 

Вопросы и задания

1. Чем в Древнем Египте занималисьжрецы?

2. Расскажите об основных обязанностяхписца.

3. Опишите один день из жизниегипетского крестьянина.

4. Из каких частей состоялаегипетская армия?

5. Пользуясь текстом опишите древнеегипетскую крепость.

6. Почему древнеегипетское сусство не смогло бы существовать без фараона, жрецов, писцов,чиновников, военных, крестьян?

 

 

geomap.com.ua

социальная структура и ее особенности

Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, — родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь — замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны. Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война. Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени обществен

autogear.ru

Социальная структура древнего Египта

История Древнего мира 6 класс

Тема: Социальная структура древнего Египта

Цели: Познакомить учащихся со структурой египетского общества. Рассмотреть жизнь земледельцев, ремесленников и вельмож; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся. Способствовать формированию интереса к предмету

Метод: словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый, работа с источником.

Оборудование: учебник 6 класс, раздаточный материал, презентация, компьютер, фильм «Древний Египет».

Основные понятия: фараон, вельможа, крестьяне, ремесленники, иерархия.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой

Опрос домашнего задания:

  1. Работа со слабоуспевающими учащимися. Раздаточный материал.

Задание: Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Для этого вспомни:

  • Где находится Египет?

  • Какой климат и рельеф имеет страна?

  • Какую роль в жизни египтян играла река Нил?

  • Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

  • Какие занятия существовали у жителей Египта?

Сделай вывод.

  1. Работа с учащимися с повышенной мотивацией. Раздаточный материал

Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек).

Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

  1. Работа с классом. Фронтальный опрос

  • Работа с картой/ контурные карты

  • Природные условия Древнего Египта. Докажите, что «Нил благодатное для проживание место»

  • Когда в Египте образовалось первое единое государство?

  • Эпоха Древнего царства в Египте. Особенность.

Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

Проблемное задание: Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

Изучение нового материала

План

  1. Неравенство в Древнем Египте. Рабы и их роль в хозяйственной жизни

  2. Жизнь египетского царского вельможи.

  3. Реформы Эхнатона

Учитель: Структура египетского общества.

Особенность – строгая иерархичность. Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от высших к низшим, в порядке их подчинения.

  • Фараон (правитель, обладающий верховной, военной,

судебной и жреческой властью).

(купцы, воины, земледельцы, ремесленники).

В данную структуру общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества и не имели никаких прав.

Задание: стр. 29-30 прочитать, выяснить, почему происходит неравенство в обществе?

Учитель: положение рабов.

Задание: составить сравнительную таблицу. Используя материал на стр. 30-32, 34.

Земледельцы – люди, занимавшиеся возделыванием земли.

Ремесленники – люди, владевшие ремеслом.

Жизнь земледельцев

Жизнь ремесленников

Жизнь вельможи

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

Обсуждение.

Просмотр фильма: Древний Египет

Закрепление:

  1. Какова особенность египетского общества?

  2. Назовите основные слои египетского общества?

  3. Какие права были у фараона?

  4. Какие права и обязанности были у чиновников?

Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что весь Египет служил фараону, обслуживал хозяйственные надобности дворца. Это накладывало свой отпечаток и на образ жизни египтян Нового царства.

Домашнее задание: стр. 29-37

infourok.ru

0 comments on “Социальная структура древнего египта схема – Социальная структура Древнего Египта: интересные факты :: SYL.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *