Типовые схемы ру 35-750 кВ
Номер типовой схемы по рис 4.8 | Наименование схемы | Область применения | Дополнительные условия | |||
Напряжение, кВ | Сторона подстанции | Кол-во присоединяемых линий | ||||
1 | 35-330 | ВН | 1 | 1. Тупиковые ПС, питаемые линией без ответвлений. 2. Охват трансформатора линейной защитой со стороны питающего конца или передача телеотключающего импульса | ||
3Н | Блок (линия–трансформатор) с выключателем | 35-220 | ВН | 1 | Тупиковые и ответвительные ПС | |
4Н | Два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линий | 35-220 | ВН | 2 | 1. Тупиковые и ответвительные ПС 2. Недопустимость применения отделителей | |
5Н | Мостике выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий | 35-220 | ВН | 2 | ||
5АН | Мостике выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформаторов | 35-220 | ВН | 2 | 1. Проходные ПС 2. Мощность трансформаторов до 63 МВ-А включительно | |
7 | Четырехугольник | 22Q-750 | ВН | 2 | На напряжении 220 кВ – при мощности трансформаторов 125 МВ-Аи более | |
8 | Расширенный четырехугольник | 220 | ВН | 4 | 1. Отсутствие перспективы увеличения количества линий 2. Наличие двух ВЛ, не имеющих ОАПВ | |
9 | Одна секционированная система шин | 35 | ВН, СН, НН | 3 и более | ||
12 | Одна секционированная система шин с обходной с отдельными секционным и обходным выключателем | 110— 220 | ВН, СН | 3 и более | Количество радиальных ВЛ не более одной на секцию | |
13 | Две несекционированные системы | 110-220 | ВН, СН | 3-13 | При невыполнении условий для применения схемы 12 | |
14 | Две секционированные системы шин с обходной | 110— 220 | СН | Более 13 | 1. При невыполнении условий для применения схемы 12 2. На 220 кВ при 3-4 трансформаторах по 125 МВ-Аи более при общем числе присоединений 12 и более 3. При необходимости деления сети для снижения токов КЗ | |
15 | Трансформаторы — шины с присоединением линий через два выключателя | 330-750 | ВН, СН | 330-500 кВ -4; 750 кВ -3 | Отсутствие перспективы увеличения количества ВЛ | |
16 | Трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий | 330-750 | ВН, СН | 5-6 | ||
17 | Полуторная схема | 330- 750 | ВН, СН | 6 и более | — |
Примечание.
Количество присоединений равно количеству линий плюс два трансформатора (за исключением схем 1 и ЗН, предусматривающих установку одного трансформатора).
Блочные схемы 1, ЗН являются, как правило, первым этапом двухтрансформаторной ПС с конечной схемой «сдвоенный блок без перемычки».
Схема 1 применяется в условиях загрязненной атмосферы, где целесообразна установка минимума коммутационной аппаратуры, или для ПС 330 кВ, питаемых по двум коротким ВЛ. Сдвоенная схема ЗН применяется вместо схемы 4Н в условиях стесненной площадки.
Мастиковые схемы 5, 5Н и 5АН находят широкое применение в сетях 110—220 кВ. На первом этапе в зависимости от схемы сети возможна схема укрупненного блока (два трансформатора и одна ВЛ) либо установка одного трансформатора; в последнем случае количество выключателей определяется необходимостью.
Схема четырехугольников. Схема 7 применяется на напряжении 220 кВ при невозможности использования схем 5Н или 5АН, а на напряжении 330—750 кВ — для всех ПС, присоединенных к сети по двум ВЛ. На первом этапе при одном AT устанавливается три выключателя.
Схема 8 может применяться для узловых ПС 220 кВ (при трех—четырех ВЛ). При этом присоединение AT должно осуществляться к более коротким ВЛ, не имеющим ОАПВ. Схема применима также при двух ВЛ и необходимости установки четырех AT
Схемы с одной и двумя системами шин. Схема 35-9 используется, как правило, на стороне СН и НН ПС 110—330 кВ.
При рассмотрении области применения схем 12—14 следует руководствоваться «Общими техническими требованиями к подстанциям 330-750 кВ нового поколения» (ОАО «ФСК ЕЭС», 2004 г.), согласно которым для РУ 220 кВ, как правило, применяются одинарные секционированные системы шин, двойные и обходные системы шин применяются только при специальном обосновании, в частности, в недостаточно надежных и нерезервированных электрических сетях.
Схема 110-12 используется на стороне ВН узловых ПС в сети И 0 кВ (как правило, 4 ВЛ), схемы 110-12 и 220-12 — на стороне СН ПС 220(330)/ 110/НН кВ и 500/110/НН кВ.
Ограничением для применения схемы 12 и замены ее схемой 13 является присоединение к каждой секции шин ПС более одной радиальной ВЛ. Однако, как следует из п. 4.2, сохранение радиальных ВЛ в течение длительного времени маловероятно. Тем не менее, вне зависимости от типовых рекомендаций, по требованиям эксплуатационных организаций на стороне СН ПС 220 (330, 500) кВ схема 13 находит более широкое применение, чем схема 12.
Схема 14 имеет значительно меньшую область применения, так как с учетом мощности используемых AT и пропускной способности ВЛ 110—220 кВ количество присоединений на СН 110 и 220 кВ не должно превышать 15, что иллюстрируется приведенными ниже данными:
Количество и | Максимальная | Количество присоединений | |
Напряжение ПС, кВ | мощность AT, | расчетная нагрузка, | |
MBA | МВА | 10-12 | |
220(330)/110/НН | 2×200 | 280 | 5-8 |
500/220/НН | 2×501 | 700 |
Схемы трансформаторы — шины и с полутора выключателями на присоединение 15—17 применяются для РУ ВН подстанций 330—750 кВ и РУ СН ПС 750/330 и 1150/500 кВ. Схемы 16-17 для напряжений 330-500 кВ применяются, как правило, на стороне СН. При четырех AT (схемы 15, 16) или числе линий больше шести (схемы 16,17), а также по условиям устойчивости системы проверяется необходимость секционирования шин.
Схемы РУ 10 (6) кВ приведены на рис. 4.9. Схема с одной секционированной выключателем системой шин (рис. 4.9, 1) применяется при двух трансформаторах с нерасщепленными обмотками НН, схема с двумя секционированными системами шин (рис. 4.9, 2) — при двух трансформаторах с расщепленной обмоткой НН или сдвоенных реакторах, схема с тремя или четырьмя одиночными секционированными системами шин (рис. 4.9, 3) – при двух трансформаторах с
расщепленной обмоткой НН и сдвоенных реакторах. Для повышения надежности и удобства эксплуатации в последней редакции типовых схем принята последовательная установка двух секционных выключателей 10 кВ; второй выключатель допустимо не устанавливать, если требуемая надежность может быть достигнута другим способом (например, установкой более дорогого, но более надежного выключателя).
Синхронный компенсатор присоединяется непосредственно к обмотке НН AT по блочной схеме (рис. 4.9,4) с пуском через реактор.
Батареи статических конденсаторов при их присоединении на НН подключаются обычно к секциям РУ НН.
Для ПС с ВН 35—220 кВ освоено заводское изготовление блочных комплектных ТП (КТП) — КТПБ (см. п. 5.7). На рис. 4.10 приведены схемы выпускаемых заводом КТПБ 110 кВ, выполненных по упрощенным схемам с выключателями на ВН, т. к. КТПБ с отделителями и короткозамыкателями уже не выпускаются.
Схемы КТПБ 220 кВ с упрощенными схемами на стороне ВН приведены на рис. 4.11. Целесообразное количество ВЛ 110 кВ, отходящих от подстанций с ВН 220 кВ, приведено ниже:
Мощность AT, MBA
2×63
1×125
2×200
Количество ВЛ110 кВ
4
6-8
10-12
studfiles.net
Кокин Дмитриев_Схемы электрических.indd
%PDF-1.3 % 1 0 obj >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 2 0 obj >stream 2015-05-25T11:45:18+05:002015-05-25T11:45:27+05:002015-05-25T11:45:27+05:00Adobe InDesign CS6 (Windows)uuid:7411eeaa-bfce-4322-aefe-a3fd650177eaxmp.did:A3EFBA1FB752E4118BF5AA137F15CC0Cxmp.id:674673EFA802E5118DE6CC5A61AE014Eproof:pdf1xmp.iid:654673EFA802E5118DE6CC5A61AE014Exmp.did:A7EFBA1FB752E4118BF5AA137F15CC0Cxmp.did:A3EFBA1FB752E4118BF5AA137F15CC0Cdefault
elar.urfu.ru
Схемы принципиальные электрические 35-750 — Стр 4
31
3 ТИПОВЫЕ СХЕМЫ РУ 6-750 кВ
Ниже приведены типовые схемы РУ 10(6)-750 кВ, а также схемы подключения устройств компенсации реактивной мощности. В схемах количество присоединений принято условно.
32
3.1 Схемы распределительных устройств 35 кВ
№ п/п |
| Наименование схемы |
|
| Номер | Номер | ||
|
|
|
|
|
|
| схемы | страницы |
1 | Блок (линия-трансформатор) |
|
| 35-1 |
| |||
| с разъединителем |
|
|
|
|
| ||
2 | Блок (линия-трансформатор) |
|
| 35-3Н |
| |||
| с выключателем |
|
|
|
|
|
| |
3 | Два | блока | с | выключателями | и | 35-4Н |
| |
| неавтоматической перемычкой со стороны |
|
| |||||
| линий |
|
|
|
|
|
|
|
4 | Мостик с выключателями в цепях линий и | 35-5Н |
| |||||
| ремонтной перемычкой со стороны линии |
|
| |||||
5 | Мостик с выключателями в цепях | 35-5АН |
| |||||
| трансформаторов | и | ремонтной |
|
| |||
| перемычкой со стороны трансформаторов |
|
| |||||
6 | Одна | рабочая | секционированная | 35-9 |
| |||
| выключателем система шин |
|
|
|
|
В РУ 35 кВ используются, как правило, встроенные трансформаторы тока. Применение выносных трансформаторов тока требует обоснования.
39
3.2 Схемы распределительных устройств 110 кВ
№ | Наименование схемы | Номер | Номер |
|
| схемы | страницы |
1 | Блок (линия-трансформатор) с разъединителем | 110-1 |
|
2 | Блок (линия-трансформатор) с выключателем | 110-3Н |
|
3 | Два блока с выключателями и неавтоматической | 110-4Н |
|
| перемычкой со стороны линий |
|
|
4 | Мостик с выключателями в цепях линий и | 110-5Н |
|
| ремонтной перемычкой со стороны линий |
|
|
5 | Мостик с выключателями в цепях трансформато- | 110-5АН |
|
| ров и ремонтной перемычкой со стороны |
|
|
| трансформаторов |
|
|
6 | Заход-выход | 110-6 |
|
7 | Треугольник | 110-6Н |
|
8 | Четырехугольник | 110-7 |
|
9 | Шестиугольник | 110-8 |
|
10 | Одна рабочая секционированная выключателем | 110-9 |
|
| система шин |
|
|
11 | Одна рабочая секционированная по числу | 110-9Н |
|
| трансформаторов система шин, с подключением |
|
|
| трансформаторов к секциям шин через развилку |
|
|
| выключателей |
|
|
12 | Одна рабочая секционированная система шин с | 110-9АН |
|
| подключением ответственных присоединений |
|
|
| через полуторную цепочку |
|
|
13 | Одна рабочая секционированная выключателем и | 110-12 |
|
| обходная системы шин |
|
|
14 | Одна рабочая секционированная выключателями, | 110-12Н |
|
| и обходная системы шин с подключением транс- |
|
|
| форматоров к секциям шин через 2 выключателя |
|
|
15 | Две рабочие системы шин | 110-13 |
|
16 | Две рабочие и обходная системы шин | 110-13Н |
|
17 | Две рабочие секционированные выключателями, | 110-14 |
|
| и обходная системы шин с двумя обходными и |
|
|
| двумя шиносоединительными выключателями |
|
|
|
|
|
|
studfiles.net
Лекция 3. Схемы распределительных устройств станций и подстанций. Оглавление
Тема: Электрические станции и подстанции
3.1 Классификация схем коммутации 1
3.2 Типовая сетка схем коммутации. 1
3.3 Опыт использования схем коммутации 9
3.4 Особенности схем коммутации подстанций 12
3.5Особенности схем коммутации электростанций 24
3.1 Классификация схем коммутации
Распределительные устройства определяются типом, мощностью, напряжением и технологическим режимом электроустановок и выполняются по схемам, группируемым по виду подключения присоединений. В зависимости от количества выключателей на присоединение условно выделяются следующие группы схем (рис. 3.1—3.4).
Схемы с коммутацией присоединения одним выключателем (рис. 3.1) — одна-две системы шин с обходной системой шин либо без нее.
Схемы с коммутацией присоединения двумя выключателями (рис. 3.2) — две системы шин с тремя выключателями на два присоединения (схема 3/2, полуторная), две системы шин с четырьмя выключателями на три присоединения (схема 4/3), многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.
Схемы с коммутацией присоединения тремя и более выключателями (рис. 3.3) — связанные многоугольники, генератор—трансформатор—линия с уравнительно-обходным многоугольником, трансформаторы—шины.
Схемы упрощённые, с количеством выключателей меньшим количества присоединений (рис. 3.4) — блочные, ответвления от проходящих линий (комбинирование блочных схем), мостики, расширенный четырехугольник, заход—выход; в некоторых из схем выключатели отсутствуют, а вместо них используются отделители и короткозамыкатели.
Схемы первой группы именуют радиальными, а второй и третьей — кольцевыми. Их классификация от количества выключателей на присоединение имеет технико-экономическую основу. Стоимость ячейки выключателя 110—500 кВ на мировом рынке составляет 0,1—3 и даже 5 млн долл. (ячейка КРУЭ 500 кВ с выключателем).
3.2 Типовая сетка схем коммутации.
Типовые схемы коммутации и области их применения определены нормами типового проектирования (НТП) электростанций и подстанций. В табл. 3.1—3.3 приведены типовые схемы коммутации электростанций, а в табл. 3.4 — подстанций. Знак «+» в табл. 3.1—3.4 относится к рекомендуемым схемам, знак «-» ставился, если рассматриваемая схема в НТП не упоминалась.
Рис. 3.1. Схемы коммутации первой группы с обходной системой шин:
а — с одной секционированной системой сборных шин с отдельными обходными выключателями на каждой секции; б — то же, но с системой сборных шин, секционированной двумя последовательно включенными выключателями; в — с одной секционированной системой сборных шин с одним обходным выключателем; г — то же, но с системой сборных шин, секционированной двумя последовательно включенными выключателями; д — с двумя системами сборных шин; е — то же, но с секционированием обеих систем сборных шин, с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями; ж — то же, но с совмещением функций обходного и шиносоединительного выключателей; з — то же, но с секционированием одной системы сборных шин; ОВ — обходной выключатель; СВ — секционный выключатель; ШСВ — шиносоединительный выключатель
Рис. 3.2. Схемы коммутации второй группы:
а — схема 2/1; б — схема 3/2; в — схема 4/3; г — многоугольник (четырехугольник)
Рис. 3.3. Схемы коммутации третьей группы:
а — связанные многоугольники; б — трансформаторы—шины; в — генератор—трансформатор—линия с уравнительно-обходным многоугольником; г — трансформаторы—шины с полуторным присоединением линий
Рис. 3.4. Схемы коммутации четвертой группы:
а — блок с разъединителем; б — то же, но с выключателем; в — два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линий; г, д — ответвления от проходящих линий; е — мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий; ж — мостик с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформаторов; з — сдвоенный мостик; и — расширенный четырехугольник; к — заход—выход
Таблица 3.1. Типовая сетка схем коммутации ТЭС
Схема | Применение схем в сетях напряжением, кВ | ||||
110 | 220 | 330 | 500 | 750 | |
Блочные | + | + | + | + | + |
Ответвления от проходящих линий | + | + * | + * | + * | + * |
Мостики | + | + | + | + | + |
Одна секционированная система сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Две системы сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Схема 3/2 | — | — | + | + | + |
Схема 4/3 | — | — | + | + | + |
Многоугольники* * | + | + | + | + | + |
Два связанных многоугольника*** | — | — | + | + | + |
Генератор—трансформатор—линия с уравнительно-обходным многоугольником | — | — | + | + | + |
*Допускается использовать только при наличии достаточных обоснований.
** Количество присоединений до шести включительно.
*** Количество присоединений к каждому многоугольнику до шести включительно.
Таблица 3.2. Типовая сетка схем коммутации АЭС
Применение схем напряжениекВ | |||||
Схема | |||||
110 | 220 | 330 | 500 | 750 | |
Блочные* | — | — | + | + | + |
Одна секционированная система сборных шин | + | + | — | — | — |
с обходной системой шин | |||||
Две системы сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Схема 3/2 | — | + | + | + | + |
Схема 4/3 | — | + | + | + | + |
Многоугольники* * | — | — | + | + | + |
Связанные многоугольники*** | — | — | + | + | + |
Генератор—трансформатор—линия с уравнительно- | — | — | + | + | + |
обходным многоугольником |
‘* * * Количество присоединений к каждому многоугольнику до шести включительно.
Таблица 3.3. Типовая сетка схем коммутации ГЭС и ГАЭС
Применение схем в сетях напряжением, кВ | |||||
Схема | |||||
110 | 220 | 330 | 500 | 750 | |
Блочные | + | + | + | + | + |
Мостики | + | + | — | — | — |
Одна секционированная система сборных шин | + | + | — | — | — |
с обходной системой шин | |||||
Две системы сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Схема 3/2 | — | — | + | + | + |
Схема 4/3 | — | — | + | + | + |
Многоугольники* | + | + | + | + | + |
Трансформаторы—шины | — | — | + | + | + |
Трансформаторы—шины с подключением линий | — | — | + | + | + |
по схеме 3/2 или 4/3 |
* Количество присоединений до четьгрех включительно
Таблица 3.4. Типовая сетка схем коммутации подстанций
Схема | Применение схем в сетях напряжением, кВ | ||||
110 | 220 | 330 | 500 | 750 | |
Блочные | + | + | + | + | — |
Ответвления от проходящих линий | + | + | — | — | — |
Мостики | + | + | — | — | — |
Заход—выход | + | + | — | — | — |
Одна секционированная система сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Две системы сборных шин с обходной системой шин | + | + | — | — | — |
Схема 3/2 | — | — | + | + | + |
Многоугольники* | — | + | + | + | + |
Трансформаторы—шины | — | — | + | + | + |
Трансформаторы—шины с подключением линий по схеме 3/2 | — | + | + | + | + |
* Количество присоединений до четырех включительно.
Согласно НТП область применения схем коммутации первой и четвертой групп определяется преимущественно напряжением до 220 кВ, и лишь блочная схема считается приемлемой для более высоких значений напряжения. Схемы второй и третьей групп предназначены для РУ 330 кВ и выше, и только схема многоугольников рекомендуется для более низких значений напряжения. Как видно из табл. 3.1— 3.4, схемы коммутации в НТП электроустановок различаются.
В схеме с двумя системами шин с обходной системой НТП регламентируют секционирование выключателями сборных шин в зависимости от количества присоединений к РУ. Для ГЭС, ГАЭС и подстанций при 16 и более присоединений обе рабочие системы шин секционируются выключателями; типовое решение предусматривает два шиносоединительных и два обходных выключателя. Для подстанций при 12—15 присоединениях допускается секционировать одну систему шин. При меньшем количестве присоединений сборные шины не секционируют. Для схем коммутации ТЭС и АЭС обе системы сборных шин секционируют при 17 и более присоединениях. При этом используются два выключателя, совмещающие функции обходного и шиносоединительного выключателей; при 12—16 присоединениях секционируется одна из рабочих систем шин. Сборные шины не секционируют при меньшем количестве присоединений.
Совмещение функций обходного и шиносоединительного выключателей затрудняет эксплуатацию электроустановок и снижает их надежность из-за сложности блокировок и большого числа переключений во вторичных цепях. Поэтому желательно не совмещать функции выключателей. В 60—70-х годах в типовых схемах ТЭС функции обходного и шиносоединительного выключателей были совмещены. Причем не только при секционировании систем шин, но и при наличии семи и менее присоединений к РУ.
При наличии двух обходных выключателей обходная система шин в ряде случаев секционируется разъединителем или состоит из двух независимых частей. Последнее решение, в частности, используется на подстанциях. Тем самым исключается непосредственная связь по обходной системе шин двух присоединений при задействованных в работе обходных выключателях. Плановые ремонты выключателей в РУ выполняются поочередно, поячеечно. Присутствие в схеме двух обходных выключателей оправдано при необходимости замены одного отказавшего выключателя во время планового ремонта другого.
Обходная система шин в схеме с одной-двумя системами сборных шин присутствует не всегда и ее не используют в РУ 35 кВ из-за непродолжительности плановых ремонтов выключателей данного класса напряжения.
Для схем коммутации подстанций с одной системой шин с обходной предусматривается, при наличии обоснования, секционирование системы шин двумя последовательно включенными выключателями. Традиционно для подстанций в схеме с одной секционированной системой сборных шин устанавливается один обходной выключатель с развилкой из двух шинных разъединителей с выходом на обе секции. Для ТЭС и АЭС обходной выключатель предусматривается на каждой секции.
На АЭС моноблоки мощностью 500—1000 МВт, а также автотрансформаторы связи мощностью 500 MB • А коммутируются не менее чем двумя выключателями независимо от типа схемы.
В настоящее время в проектных организациях рассматриваются предложения по усовершенствованию схем. Так, для ТЭС в схемах с одной системой сборных шин предусматриваются два последовательно включенных секционных выключателя. В схеме с двумя системами сборных шин с обходной при количестве присоединений 11 и менее системы шин не секционируются. При количестве присоединений 12 и более секционируются выключателями на две части каждая из систем шин. Секционирование обеих систем сборных шин выполняется независимо от количества присоединений при подключении к РУ двух пускорезервных трансформаторов СН. Моноблоки мощностью 500 МВт и более и автотрансформаторы связи мощностью 500 MB • А подключаются в схеме с двумя системами шин с обходной двумя выключателями. Область применения схем 3/2 и 4/3 распространяется практически на всю гамму повышенных напряжений, т.е. 110 кВ и выше. Видно, что новации направлены на повышение надежности схем коммутации.
устойчивости В НТП электростанций и подстанций содержатся дополнительные требования к схемам коммутации. Так, для ТЭС рекомендуется следующее:
на электростанциях с агрегатами мощностью 300 МВт и более отказ любого из выключателей, кроме секционного или шиносоединительного, не должен приводить к отключению более одного энергоблока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы или ее части;
при отказе секционного или шиносоединительного выключателя, а также при отказе одного из выключателей во время планового ремонта другого, от сети не должно отключаться свыше двух энергоблоков мощностью 300 МВт и более и двух линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы или ее части. При обосновании допускается одновременная потеря более двух блоков, если последнее допустимо по условию сохранения устойчивости энергосистемы или ее части, не приводит к полному останову электростанции и не нарушает нормальной работы остальных блоков;
для ТЭЦ допустимое количество и суммарная мощность одновременно отключаемых агрегатов при отказе любого выключателя определяется не только условиями сохранения энергосистемы, но и обеспечением электро- и теплоснабжением потребителей;
отказ любого выключателя не должен сопровождаться отключением более одной цепи (двух линий) двухцепного транзита 110 кВ и выше;
отключение линий электропередачи должно производиться не более чем двумя выключателями, (автотрансформаторов — не более чем тремя выключателями в каждом из РУ повышенных напряжений;
плановый ремонт выключателей 110 кВ и выше осуществляется без отключения соответствующих присоединений;
при питании от рассматриваемого РУ двух пускорезервных трансформаторов СН блочной электростанции должна исключаться возможность их одновременного отключения при единичном отказе любого выключателя схемы.
Сходные, но более жёсткие требования установлены для схем коммутации АЭС. При реакторных блоках 1000 МВт и выше отказ любого выключателя не должен приводить к отключению более одного энергоблока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы. При отказе шиносоединительного или секционного выключателя при мощности блока менее 1000 МВт, а также при отказе одного из выключателей во время планового ремонта другого, от сети не должно отключаться более двух энергоблоков мощностью до 1000 МВт и выше и такого количества линий, при которых обеспечивается устойчивость энергосистемы.
В схемах РУ ГЭС и ГАЭС в послеаварийных режимах не регламентируется количество одновременно отключаемых от сети блоков. Отключение блочного трансформатора должно производиться не более чем тремя выключателями, отключение (автотрансформатора связи напряжением до 500 кВ — не более чем четырьмя, а 750 кВ — не более чем тремя выключателями в РУ одного напряжения.
На подстанциях максимальное количество выключателей, отключающих линию электропередачи, должно быть не более двух, (автотрансформатор напряжением до 500 кВ — не более четырех, а 750 кВ — не более трех в РУ одного повышенного напряжения.
В настоящее время в проектных организациях анализируются дополнительные требования к схемам коммутации. Так, для блочных ТЭС предполагается, что отказ любого из выключателей или повреждение на развилке из шинных разъединителей не должно приводить к отключению более одного энергоблока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы или ее части. Отключение (автотрансформаторов связи осуществляется не более чем двумя выключателями в каждом из РУ повышенных напряжений. На ТЭЦ отказ любого выключателя или повреждение на развилке из шинных разъединителей не должно сопровождаться полной остановкой электростанции.
studfiles.net
Выбор схем гпп.
Основные решения по схемам ПС принимаются с учетом обеспечения надежности, перспектив развития, проведения ремонтных работ и безопасности эксплуатации. При разработке стремятся к максимальному упрощению схем и применению минимума коммутационной аппаратуры.
ПС в зависимости от положения в системе и по схеме питания на стороне ВН разделяют на следующие типы: тупиковая (концевая), ответвительная (на присоединении), проходная (транзитная), узловая (комбинированная).
Главная схема электрических соединений подстанции выбирается с использованием типовых схем РУ 35-750 кВ, утвержденных Минтопэнерго РФ.
На рис. 2.1 приведены типовые схемы РУ 35-750 кВ. Типовые схемы РУ обозначаются двумя числами, указывающими напряжение сети и номер схемы (например, 110-5, 330-7 и т. п.)
Для РУ ВН, характеризующихся небольшим числом присоединений, как правило, применяются более простые схемы: без выключателей или с числом выключателей один и менее на каждое присоединение, для РУ СН применяются схемы с системами шин с числом выключателей более одного (до 1,5) на присоединение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
6 | 7 | 8 | ||||||
9 | 10 | 11 | ||||||
12 | 13 | |||||||
Р и с.1. Типовые схемы РУ 35-750 кВ | ||||||||
14 | 15 |
16 | 17 |
Р и с. 1.(продолжение) Типовые схемы РУ 35-750 кВ
Блочные схемы 1-3 применяются для однотрансформаторных ПС 35-330 кВ или являются, как правило, первым этапом двухтрансформаторной ПС с конечной схемой «сдвоенный блок без перемычки».
Схема 1 применяется в условиях загрязненной атмосферы, где целесообразна установка минимума коммутационной аппаратуры, для тупиковых ПС 35-330 кВ, питаемых линией без ответвлений, при условии охвата трансформатора линейной защитой со стороны питающего конца или с передачей телеотключающего импульса. Схема 2 применяется для РУ 35 кВ тупиковых и ответвительных ПС при обеспечении селективности предохранителя. Схема 3 применяются для РУ 35-220 кВ однотрансфоматорных тупиковых и ответвительных ПС при необходимости автоматического отключения поврежденного трансформатора от линии, питающей несколько ПС, а также для РУ 35 кВ, при несоблюдении условий для применения схемы 2. Для РУ 35 кВ в схеме 3 при наличии обоснований допускается применение выключателя вместо отделителя (с возможностью создания видимого разрыва путем снятия ошиновки). Сдвоенная схема 3 применяются вместо схемы 4 в условиях стесненной площадки.
Схема 4 применяется для РУ 35-220 кВ двухтрансформаторной тупиковой или ответвительной ПС в виде двух блоков с отделителями, короткозамыкателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии.
Мостиковая схема 5 применяется для РУ 35-220 кВ проходной ПС (мощность трансформаторов не более 125 МВА и при отсутствии УАПВ для ВЛ 220 кВ) с выключателем в перемычке и отделителями в цепях трансформаторов. В районах с суровым климатом, при отсутствии отделителей 110-220 кВ в холодостойком исполнении, в цепях трансформаторов устанавливаются выключатели. В РУ 35 кВ ремонтная перемычка не предусматривается; вместо отделителей, где это возможно, применяются предохранители, а при наличии обоснований – выключатели. Схема сдвоенного мостика 6 применяется для РУ 110 кВ при отсутствии перспективы увеличения количества линий.
Схемы четырехугольников-7,8. Схема 7 применяется для РУ 220 кВ при невозможности использования схемы 5, а для РУ 330 кВ – для всех ПС, присоединенных к сети по двум ВЛ. Схема 8 может применяться для узловых ПС 220 – 330 кВ (при трех – четырех ВЛ) при этом присоединение АТ должно осуществляться к более коротким ВЛ, не имеющим УАПВ.
Схемы с одной и двумя системами шин-9-14. Схема 9 для РУ 35 кВ в основном применяется в РУ СН и НН подстанций с РУ ВН 110 – 330 кВ, для РУ ВН 35 кВ применяется крайне редко. Схема 10 применяется для РУ ВН 110 кВ узловых ПС при количестве радиальных ВЛ не более одной на секцию и при отсутствии перспективы увеличения количества ВЛ. Схемы 11 – 13 применяется в основном для РУ СН 110 – 220 кВ при большом числе присоединенных линий (от 4до 13). На стороне СН ПС 220 (330) /110 / НН кВ и 500 /220/НН кВ наибольшее применение находит схема 12. Для РУ ВН 110 – 220 кВ схемы 11 – 13 применяются крайне редко.
Схема 14 используется для РУ СН 110 – 220 кВ, но имеет очень малую область применение, т.к. с учетом мощности используемых АТ и пропускной способности ВЛ 110 – 220 кВ количество присоединений на СН 110 – 220 кВ не должно превышать 15.
Схемы трансформатор – шиныи с 1,5 (3/2)выключателями на присоединение. Схемы 15 – 17 применяются для РУ ВН ПС 330 – 750 кВ и РУ СН ПС 750/330 кВ и 1150/500 кВ. Схема 15 применяется на стороне ВН ПС 330 кВ при невозможности использования схемы 8. Схемы 16 – 17, как правило, применяются для РУ СН 330 – 500 кВ. При четырех АТ (схемы 15,16) или числе линий больше 6 (схемы 16,17), а также по условиям устойчивости системы проверяется необходимость секционирования шин.
На рис. 2.2. представлен ряд типовых схем ПС с трехобмоточными автотрансформаторами с РУ ВН на 220 – 330 кВ и с РУ СН на 110 кВ с большим числом присоединяемых линий.
Р и с. 2 Схемы типовых унифицированных подстанций 220 и 330кВ
На рис. 3 приведены типовые схемы ПС с РУ ВН на 110 кВ.
1а | 1б | 1в |
2а | 2б | 2в |
3а | 3б | 3в |
Р и с. 3. Типовые схемы подстанций 110 кВ
1,2,3 – типовые схемы на стороне ВН соответственно 110 – 4, 110 – 5, 110 – 10; а – трансформаторы 110/10 кВ до 16 МВА; б – то же 25 – 40 МВА; в — трансформаторы 110/35/10 кВ 6.3 – 40 МВА)
Схемы РУ 10 (б) кВ, как правило, применяется в РУ НН. Типовые схемы РУ НН приведены на рис. 2.4. Схема 1, с одной секционированной выключателем системой шин НН применяется при двух двухобмоточных (трехобмоточных) автотрансформаторах (АТ), как правило, без реакторов которые используются при необходимости для ограничения токов к.з. Схема 2, с двумя секционированными системами шин НН применяется при установке двух двухобмоточных трансформаторов со сдвоенными реакторами или трансформатора с расщепленными обмотками для ограничения токов к.з. и раздельного питания резкопеременной и общепромышленной нагрузок.
Р и с.2.4. Типовые схемы РУ 10(6) кВ
1 – одна секционированная система шин; 2 — две одна секционированная система шин 3 – четыре секционированная система шин система шин; 4 – присоединение синхронных компенсаторов
Схема 3, с установкой двух трансформаторов с расщепленными обмотками и сдвоенных реакторов позволяет выполнить РУ НН с тремя или четырьмя одиночными секционированными системами шин. Схема 4 позволяет присоединить синхронные компенсаторы с пуском через реактор непосредственно к обмотке НН автотрансформатора по блочной системе. Более подробно схемы РУ ПС и электростанций, а также условия их использования изложены в [5 – 7].
На основании принятой главной схемы ПС составляется электрическая схема ПС, например, как на рис. 2.5.а, б, в, для РУ ВН, с последующим выбором типов применяемых аппаратов, например, как показано на рис. 2.6.
| |
а) | б) |
в)
Р и с.2.5. Схемы подстанций 110-220кВ с перемычками между
питающими линиями (а, б, в)
РНДЗ-2-110/1000У1 | |
ОДЗ-1-110/1000У1 | |
КЗ-110УХЛ1 | |
РВС-110 | |
ТВТ-110 | |
ТДН-1600/110 | |
ЗОН-110М | |
РВМ-35~ РВМ-20 | |
ТЛМ-10-0,5/Р- 1500УЗ | |
ВМПЭ-10-160020У2 |
Р и с.2.6. Элементы электрической схемы с
указанием типов аппаратов и оборудования
ГПП (в отличие от районных п/ст) не рекомендуется превращать в сложный узел приема и распределения электроэнергии. Поэтому можно построить простейшую схему электрических соединений (с минимальным числом выключателей на одно присоединение) – схему «мостика» (рис.2.5 а,б), причем при большой длине питающих линий перемычка предусматривается на стороне трансформатора, а при необходимости частых переключений трансформаторов ГПП – на стороне линий.
Если мощность трансформатора не превышает 25МВА – можно применить схему без выключателей на напряжение 110кВ, используя короткозамыкатели и отделители (рис.2.5 а), что существенно снижает капитальные вложения в ГПП, при некотором снижении уровня надежности.
РУ НН выбираются по схемам, изображенным на рис.2.4.
Число отходящих от ГПП фидеров 10кВ ориентировочно может быть определено исходя из того, что мощность одного фидера принимается равным 2,53МВА.
studfiles.net
Перечень типовых схем по классам напряжения 35-750 кВ и области их применения
Приведу перечень типовых решений принципиальных электрических схем распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Документ, в котором описываются данные типовые решения, был введен в реестр действующих документов в ОАО «ФСК ЕЭС» 20.12.2007. Указанные типовые схемы РУ следует применять при проектировании новых, расширении действующих и подлежащих техническому перевооружению и реконструкции подстанций всех ведомств в случае, если подстанции в последующем будут эксплуатироваться ОАО «ФСК ЕЭС»Типовые решения
(Наименование; область применения)
1
Блок (линия-трансформатор) с разъединителем;
для РУ 35-220 кВ;
Тупиковые однотрансформаторные ПС при их питании короткой линией не имеющей ответвлений.
3Н
Блок (линия-трансформатор) с выключателем;
для РУ 20-500 кВ;
Тупиковые или ответвительные однотрансформаторные ПС при необходимости автоматического отключения поврежденного трансформатора от ВЛ, питающей несколько подстанций. Может применяться в схеме пускового этапа РУ (с переходом при дальнейшем развитии к более сложной схеме)
4Н
Два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии;
для РУ 35-220 кВ;
Тупиковые или ответвительные двухтрансформаторные подстанции питаемые по 2-м ВЛ
5Н
Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий;
для РУ 35-220 кВ;
Проходные двухтрансформаторные подстанции с двухсторонним питанием при необходимости сохранения в работе двух трансформаторов при КЗ (повреждении) на ВЛ в нормальном режиме работы подстанции (при равномерном графике нагрузок)
5АН
Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформаторов;
для РУ 35-220 кВ;
Проходные двухтрансформаторные подстанции с двухсторонним питанием при необходимости сохранения транзита при КЗ (повреждении) в трансформаторе, при необходимости отключения одного из трансформаторов в течение суток (неравномерный график нагрузок)
6
Заход-Выход;
для РУ 110-220 кВ;
Проходные или ответвительные однотрансформаторные подстанции с двухсторонним питанием, начальный этап более сложной схемы
6Н
Треугольник;
для РУ 110-75 кВ;
Для РУ 110-220 кВ однотрансформаторных подстанций. Данная схема является альтернативной схеме 6 (заход-выход). Для РУ 330-750 кВ используется как начальный этап более сложных схем
7
Четырехугольник;
для РУ 110-750 кВ;
Для двухтрансформаторных подстанций питаемых по 2-м ВЛ, при необходимости секционирования транзитной ВЛ. Может применяться в качестве начального этапа схемы «трансформаторы-шины». Схема является альтернативной схемам «мостиков» и по многим показателям является предпочтительной.
8
Шестиугольник;
для РУ 110-330 кВ;
Для двухтрансформаторных узловых подстанций с 4-мя ВЛ или с другим соотношением из 6-ти присоединений
9
Одна рабочая секционированная выключателем система шин;
для РУ 20-220 кВ;
Для подстанций с наличием парных ВЛ и ВЛ, резервируемых от других подстанций, нерезервируемых ВЛ, но не более одной на секцию, при отсутствии требований сохранения в работе всех присоединений при выводе в ревизию секции шин
9Н
Одна рабочая секционированная по числу трансформаторов система шин с подключением трансформаторов к секциям шин через развилку из выключателей;
для РУ 110-220 кВ;
Тоже, что и для схемы 9 и при повышенных требованиях к сохранению в работе силовых трансформаторов
9АН
Одна рабочая секционированная система шин с подключением ответственных присоединений через «полуторную» цепочку;
для РУ 110-220 кВ;
То же, что и для схем 9 и 9Н и при повышенных требованиях к сохранению в работе особо ответственных ВЛ и трансформаторов
12
Одна рабочая секционированная выключателем и обходная система шин;
для РУ 110-220 кВ;
В РУ с 5-ю и более присоединениями, не допускающими даже кратковременную потерю напряжения на присоединении при плановом выводе выключателей из работы. В РУ с устройствами для плавки гололеда. При наличии других обоснований
12Н
Одна рабочая секционированная выключателями и обходная система шин с подключением трансформаторов к секциям шин через развилку из выключателей;
для РУ 110-220 кВ;
Тоже, что и для схемы 12, но при повышенных требованиях к сохранению в работе силовых трансформаторов. При наличии других обоснований
13
Две рабочие системы шин;
для РУ 110-220 кВ;
При 5 и более присоединениях, повышенных требованиях к сохранению в работе присоединений, но допускающих потерю напряжения при повреждении в зоне сборных шин на время оперативных переключений по переводу присоединений на другую систему шин; при необходимости деления сети
13Н
Две рабочие и обходная системы шин;
для РУ 110-220 кВ;
Тоже, что и для схемы 13, но при наличии присоединений, не допускающих даже кратковременную потерю напряжения при выводе выключателей из работы. В РУ с устройством для плавки гололеда. При реконструкции и наличии других обоснований.
14
Две рабочие секционированные выключателями и обходная системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями;
для РУ 110-220 кВ;
Тоже, что и для схемы 13Н мощных узловых подстанций с 3-4-мя трансформаторами и числом присоединений более 15. При реконструкции и наличии других обоснований
15
Трансформаторы-шины с присоединением линий через 2 выключателя;
для РУ 330-750 кВ;
Для обеспечения 100% резервирования подключения ВЛ (через 2 выключателя). При реконструкции и наличии других обоснований
16
Трансформаторы-шины с полуторным присоединением линий;
для РУ 220-750 кВ;
Применяется для РУ подстанций при 5 и более линиях, подключаемых в «полуторную» цепочку, при необходимости подключения ВЛ через 2 выключателям
17
Полуторная схема;
для РУ 220-750 кВ;
Применяется при 6 и более присоединениях, при повышенных требованиях к обеспечению надежного подключения присоединений. При других обоснованиях
Дополнительно можете ознакомиться с более полными указаниями по применению типовых схем.
energoproekt.blogspot.com
Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Типовые решения [PDF]
Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС», дата введения — 20. 12. 2007 г., издание официальное.Введён взамен работы «Энергосетьпроект» «Типовые схемы принципиальные электрические распределительных устройств напряжением 6-750 кВ подстанций и указания по их применению» № 14198тм, 1993 г.
Аннулирован стандартом СТО 59012820-29.240.30.003-2009. Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Типовые решения
Содержание
Указания по применению схем РУ 6-750 кВ.
Введение.
Основные требования, предъявляемые к схемам.
Общие указания по выбору и применению схем.
Обоснование надежности схем.
Указания по применению блочных схем.
Указания по применению мостиковых схем, схем «заход-выход» и «треугольник».
Указания по применению схем четырехугольника и шестиугольника.
Указания по применению схем со сборными шинами и одним выключателем на присоединение.
Указания по применению схем со сборными шинами с двумя и «полутора» выключателями на присоединение.
Указания по применению схем для КРУЭ.
Указания по применению схем распределительных устройств 10(6) кВ.
Указания по применению схем РУ 20 кВ.
Указания по применению схем подключения компенсирующих устройств.
Указания по установке измерительных трансформаторов.
Указания по установке ограничителей перенапряжений.
Перечень типовых схем по классам напряжения 35-750 кВ и области их применения.
Типовые схемы РУ 6-750 кВ.
Схемы распределительных устройств 35 кВ.
Схемы распределительных устройств 110 кВ.
Схемы распределительных устройств 220 кВ.
Схемы распределительных устройств 330 кВ.
Схемы распределительных устройств 500 кВ.
Схемы распределительных устройств 750 кВ.
Схемы распределительных устройств 10(6) кВ.
Схемы РУ 20 кВ.
Схемы подключения компенсирующих устройств.
www.twirpx.com